Развитие лидерских качеств. Какими качествами обладает настоящий лидер

Лидер – это человек, который движется к своей цели, и способен повести других людей за собой. Лидером не рождаются, а становятся, и вы можете им стать. Для этого вам следует знать, какие качества лидера отличают его от остальных.

Качества лидера

1. Наличие цели и видение результата

Цель – это движущая сила лидера, это смысл его существования.

Она его Бог, маяк в непроглядной ночи, и ничто так не волнует лидера, как достижение поставленной цели.

То, чем занимается лидер, тоже имеет важное значение. Но способ достижения цели, дело, которым занят лидер, не заботит его так сильно, как видение конечного результата.

В голове лидера две основополагающие установки: ради чего и с кем.

Лидеры знают, куда они идут, и как они собираются туда добраться.

2. Самомотивация
25. Зрелость

Вопреки распространенному мнению, возраст не является мерой зрелости.

Молодые лидеры способны действовать как опытные профессионалы, а многие люди в возрасте могут вести себя как подростки.

Зрелость основывается на действиях, соответствующих поведению зрелой личности, что особенно проявляется в трудных ситуациях.

Кроме того, ваша уверенность в себе и ваша способность двигаться вперед без оправданий – одни из самых важных показателей зрелости.

26. Пример для других

Действия значат больше, чем слова. Люди обязательно заметят, если вы самоотверженны и прилагаете все усилия, чтобы развивать свое дело.

Но если вы ленивы и вам все равно, как обстоят дела, ваша команда последует этому примеру.

Великие лидеры всегда являются примером для других.

27. Способность построения отношений

Все дело в том, кого вы знаете. Лидерам не нужно лишний раз напоминать, что в этом высказывании много правды.

Необходимо понимать ценность построения долгосрочных отношений в своей отрасли с другими людьми и делать ставку на взаимовыгодное партнерство.

Создание сети сотрудничества, состоящей из ценных людей, имеет решающее значение для вашего долгосрочного успеха.

28. Социальные навыки

Чаще всего лидер является харизматичным, общительным, дружелюбным и открытым.

С людьми он разговаривает в спокойной, уважительной и привлекательной манере.

Как сотрудники хотят работать с людьми, которые им нравятся, также и клиенты предпочитают совершать покупки у людей, к которым испытывают симпатию.

Поэтому вам нужно стать одним из таких людей, если вы хотите .

29. Навык публичной коммуникации

Лидеры не должны иметь никаких проблем с публичными выступлениями.

Ситуации, в которых возникает публичная коммуникация, могут варьироваться от простого выступления на совещании, до подачи новой идеи в аудитории, полной людей.

Коммуникативный навык не просто позволяет эффективно донести информацию до слушателей, но и повышает ваш авторитет как лидера.

30. Честность и открытость

С каждым годом мир становится прозрачнее, а секретов в нем все меньше, вот почему честность – лучшая политика.

Люди уважают тех, кто способен честно делиться информацией с другими и спокойно реагировать на хорошие и плохие новости.

Только так можно действовать по ситуации и своевременно откорректировать план по движению вперед.

31. Умение слушать

Чтобы дать членам своей команды обратную связь, поддержку и внимание, вам нужно приложить все усилия, чтобы слушать, когда они делятся информацией.

Лидеры сначала слушают и лишь потом говорят.

Умение слушать – это больше, чем молчание, потому что кроме того вам необходимо задавать правильные вопросы.

32. Преданность

Лидеры остаются верными своим ценностям и неустанно двигаются к своим целям, несмотря на внешнее давление, которое пытается их изменить или сделать соответствующими привычным рамкам.

Каждая история успеха, которую вы слышали, скорее всего, имеет обратную сторону: долгие часы изнурительной работы и множество неудачных попыток.

Но лидера просто так не остановить, потому что он имеет верность своему слову, преданность делу и долгосрочный фокус на своей цели.

33. Сочувствие и сострадание

Фокусируясь на своих целях, вам одновременно следует уделять внимание потребностям и чувствам других людей.

Цели достигаются не за счет окружающих людей, а с их помощью.

В конце концов, закон рынка гласит: выявите потребность и удовлетворите ее. Все, что вы делаете, вы делаете для конечного потребителя.

Вам нужно знать не только степень вашего влияния на людей, но и что вам нужно сделать, чтобы проявить в отношении других понимание и сочувствие.

34. Способность противостоять другим

Большинство людей стараются избегать конфронтации, опасаясь спорных моментов. Но лидеры знают, как предложить честный и взаимовыгодный способ решения проблемы.

Решение проблемы на начальном этапе ее возникновения позволит сэкономить большое количество времени, не говоря уже о головной боли, по сравнению с ситуацией, когда она остается нерешенной.

35. Делегирование прав и обязанностей

Являясь лидером, вам следует способствовать другими людьми, поручая им принятие правильных решений.

Делегирование полномочий заключается не только в том, чтобы наделить свою команду свободой делать собственный выбор, но и в предоставлении всех необходимых инструментов, чтобы принятое решение было эффективным и продуктивным.

36. Навыки ведения переговоров

Лидеры умеют получить то, что хотят, и могут быть в этом очень убедительными.

Чтобы достичь желаемого результата, они удовлетворяют потребности других, выстраивая доверительные отношения.

В урегулировании разногласий по крупным сделкам лидеры практичны, справедливы, и проявляют твердость в процессе переговоров.

37. Ясность

Лидеры способны четко передать свои мысли таким образом, чтобы их можно было легко понять, после чего они убеждаются в отсутствии недопонимания.

Это гарантирует, что проекты и задачи, выполнение которых делегировано другим людям, будут выполнены без ошибок.

38. Умение обучать других

Лидеры должны делиться методологией и процессами, составляющими основу их проектов, с членами своей команды.

Если ваши менеджеры плохо обучены, ваши сотрудники будут иметь такой же низкий уровень, что негативно отразится на конечном результате.

Лучший способ понять что-то новое – это обучить этому других.

39. Заинтересованность в обратной связи

Лидеры не только обладают качеством передавать знания, но и сами ценят обучение и имеют готовность попросить совет.

Они открыты для обратной связи и способны относиться к критике позитивно, чтобы использовать ее для внесения необходимых корректировок, которые могут принести пользу на пути к успеху.

40. Доверие к своей команде

Это качество лидера может ставиться под сомнение, но доверие к вашей команде во многом зависит от людей, которых вы нанимаете, их склонности к обучению и работы, которую вы им делегируете.

Вам важно доверять своей команде, чтобы получать желаемые результаты, не управляя каждым элементом ваших проектов.

41. Способность вдохновлять

Трудно любить все составляющие своей работы, и неважно, чем вы занимаетесь.

Но лидеры вдохновляют членов своей команды, давая им понять, что их деятельность оказывает огромное влияние на все вокруг, потому что их работа – это способ прикоснуться к чему-то великому.

Да что вы вообще понимаете… Nike – это не кроссовки, а триумф легкой атлетики. Apple не создает электронные девайсы, а меняет мир.

Лидер способен направить других сделать то, что ему нужно, потому что другие люди хотят сделать это.

42. Преобразование цели в реальность

Мало того, что лидеры имеют свои цели и свое видение. Они владеют способностью превратить цели в рабочую стратегию, которая будет принята другими людьми и со временем воплощена в жизнь.

43. Возьмите лучшее у других

Понимая, чего действительно хотят люди, вы можете помочь им лучше выполнять свои функции, должным образом стимулируя выполнение ими своей работы, причем не только с помощью предоставления материальных благ.

Чтобы получить лучшее от других, лидер должен понимать свои мотивы, а также мотивацию своей команды, быть позитивным, щедрым и непредвзятым.

Для вас важно выяснить, что хочет ваше окружение для себя: слава, деньги, признание? Развивайтесь, развивая ваших людей.

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: “Если вы хотите построить корабль, не призывайте людей собирать лес, разделять труд и отдавать приказы, вместо этого вначале научите тосковать по огромному и бесконечному морю.”

44. Вознаграждение

Человек склонен ожидать признания от людей, которых он придерживается, поэтому важно вознаграждать членов вашей команды за их вклад, особенно когда их результаты выделяются на фоне остальных.

Денежное вознаграждение всегда уместно, но продуманная система различных званий и квалификаций, вручение личных наград могут быть не менее эффективными.

45. Способность действовать по обстоятельствам

Одно из качеств лидера – способность тщательно и быстро оценивать ситуацию или человека.

Быть решительным не означает принятие быстрого решения, это значит своевременное принятие правильных решений.

При этом не позволяйте вашей решимости отчуждать членов команды от процесса .

46. Проведение эффективных совещаний

К сожалению, большинство совещаний никогда не бывает столь продуктивными, насколько предполагается изначально.

Если вы предприниматель, вам обычно приходится взаимодействовать с людьми, которые вам нравятся, что может отвлекать от рабочего процесса.

Эффективное лидерство – это максимально эффективное использование времени, которое отведено для совещания.

Начните с повестки дня, устранения отвлекающих факторов, определения времени начала и окончания встречи.

Поощряйте всех к принятию активного участия в обсуждении, напоминайте о важности совершения заметок и отслеживайте эффективность совещания по его завершении.

47. Уважение к другим

Когда вы проявляете уважение к другим людям, гораздо легче выстраивать доверительные, взаимовыгодные отношения.

Вы должны выполнять свои обещания, прекратить сплетничать, верить в идеи членов своей команды, в случае необходимости вставать на их защиту и, таким образом, по-настоящему заботиться об общем благополучии.

48. Коучинг ключевых людей

Вам обязательно следует развивать успех ключевых членов своей команды и помогать им расти в вашей организации.

Для того, чтобы вы успешно возглавляли все большее число людей, продвигайте наиболее значимых сотрудников, чему, несомненно, будет способствовать проведение различных семинаров и тренингов.

49. Справедливость

Способность справедливо оценивать людей и события имеет важное значение, поскольку это качество позволяет адекватно оценивать ситуацию и быть привлекательным для окружения.

Не принимая в расчет справедливость, вы заметите, как движение проекта вперед замедлится, а отток членов вашей команды будет превышать появление новых людей.

Лидеры, которые являются честными и справедливыми в отношении своего окружения, получают в ответ преданность и уважение.

50. Стремительность

Конкуренты не почивают на лаврах. Всегда есть кто-то, кто будет дышать вам в спину.

Лидеры понимают, что в большинстве случаев речь идет о первенстве в какой-либо сфере, поэтому они ценят настойчивость и скорость действия.

51. Решительность

Решительность предполагает наличие уверенного и эффективного мышления, способствующего принятию быстрых решений и совершению стремительных действий.

Чтобы принимать оптимальные решения, внимательно и тщательно оценивайте каждый вариант, и не позволяйте нерешительности парализовать вас.

52. Лидеры не боятся ошибаться

Часто за поражением скрывается одна из самых больших возможностей в жизни.

В плане обучения неудача даст намного больше, чем успех. По сути неудача и есть очередная ступень к успеху.

Лидеры понимают, что им приходится действовать в условиях неопределенности и риска, которые являются неотъемлемой частью любого бизнеса.

Майкл Джордан говорил: “Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я добился успеха.”

53. Гибкость

Деловой мир быстро меняется, и пауз в переменах не предвидится.

Важное качество лидера заключается в способности распознавать эти изменения и вносить соответствующие коррективы в направления бизнеса и управление организацией.

Удивительно, как многие бизнесмены и менеджеры отказываются вносить изменения в свои проекты, когда в этом имеется очевидная необходимость. Срабатывает эффект “устоявшегося менталитета”.

Топ-менеджеры, которые отказываются учиться и адаптироваться к новым условиям, со временем будут оставлены позади.

Чтобы быть эффективным лидером, ваш разум должен быть открыт для всего нового.

54. Упорство

О трудностях на пути к успеху лидеры знают не понаслышке, потому что с невзгодами и проблемами им приходилось сталкиваться лицом к лицу.

Если ситуация становится трудной, лидеры двигаются к своей цели с особой силой и решимостью.

Когда большинство людей сдаются и остаются позади, лидеры делают шаг вперед, преодолевая невзгоды.

Мартин Лютер Кинг высказывался: “Предельная мера человека не там, где он находится в моменты комфорта и удобства, но там, где он стоит во времена вызова и противоречий”.

55. Находчивость

Благодаря этому качеству лидеры могут найти творческое решение возникшей проблемы.

Являясь находчивым, вы, оценив имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, адаптируетесь, применяя новый подход, иногда ломая правила, и никогда не боитесь просить, если вам чего-то не хватает.

56. Принятие правильных решений

Когда вы принимаете правильные решения, вы укрепляете доверие со стороны своей команды, что позволяет делать выбор в будущем в более короткие сроки.

Принятие правильных решений предполагает анализ возможных альтернатив и тщательное изучение каждого варианта.

После того, как вы приняли решение, составьте план и обязательно учитесь на своих и чужих ошибках.

57. Стратегическое мышление

Чтобы думать на два шага вперед, вам нужно задействовать стратегическое мышление, используя анализ возможных вариантов, вашего опыта и ранее принятых решений.

Когда вы предполагаете совершение долгосрочных действий, вам необходимо заняться планированием, а затем запустить процесс, параллельно оценивая ситуацию в целом.

Лидер умеет оказывать влияние на события, а также сам создает их, вместо того, чтобы ждать, пока какое-нибудь событие произойдет.

58. Управление неопределенностью

После совершения любой ошибки вы обычно имеете два варианта: отказаться от продолжения действия или найти лучший способ.

Лидеры знают, когда пришло время поднажать, а когда – выйти из игры. Они устанавливают контроль над неопределенностью, принимая вдумчивые решения.

59. Организованность

Вам лучше не выходить в море на своем корабле, если вы не знаете, где находится парус. Точно также у вас не получится управлять своим бизнесом, если вы не организованы.

Лидеры умеют поддерживать порядок в своих делах, потому что только так можно быть по-настоящему эффективным.

60. Креативность

Вопреки распространенному мнению, креативность не является врожденным качеством лидера. Этот навык можно выработать.

Впитывайте новые знания и обретайте новые способности, будьте открытыми и постоянно задавайте новые вопросы.

Часто основой для креативности становится не создание чего-то принципиально нового, а соединение уже известных элементов уникальных образом.

61. Интуиция

Если логическое мышление сродни математики, то интуиция – это, скорее, искусство.

Лидеры часто прислушиваются к своей интуиции.

В некоторых ситуациях может быть трудно не задействовать логику, но риск и неопределенность в бизнесе порой заставляют прибегать к интуиции в обязательном порядке.

Перестаньте слепо верить всем вокруг и научитесь доверять себе.

62. Получение нового опыта

Чтобы быть готовым к непредвиденным событиям, лидеры активно нарабатывают опыт, который позволяет им учиться и расти.

Поставьте более амбициозные цели, бросьте себе вызов, чтобы стать лучше, наслаждаясь при этом новыми впечатлениями.

63. Чтение и образование

Прочтите все, что связано с вашей сферой деятельности.

Лидеры знают, что образование не прекращается окончанием учебного заведения.

Чтобы оставаться в тренде, вам нужно быть в курсе как проверенной временем, так и новой информации.

64. Интерес

Лидеры часто имеют ненасытное желание учиться, выталкивать себя за пределы собственных возможностей и исследовать то, чего не касались другие люди.

Расширение кругозора может быть таким же простым, как чтение книги. Для этого лишь надо чаще задавать себе вопрос «Почему?» и наслаждаться путешествием в неизведанное.

65. Профессионализм

Профессионализм предполагает наличие и постоянное совершенствование навыков, необходимых для развития проекта, а также серьезное отношение к своему делу.

Профессионал делает то, что должен делать, а любитель ждет вдохновения.

66. Фокус

Жизнь полна отвлекающих факторов, но лидер знает, как не свернуть со своего пути и быть сфокусированным на своей цели.

Важно уметь целенаправленно распределять свое время и устранять несущественную работу.

Макс Лукадо говорил: “Человек, который хочет возглавить оркестр, должен повернуться спиной к толпе.”

67. Улучшение жизни вокруг себя

Лидеры ориентированы на более светлое будущее, поэтому они хотят разделить свой успех со своим окружением: деловыми партнерами и клиентами, семьей и друзьями, сотрудниками и их семьями и т.д.

Лидеры проявляют щедрость и благодарность, оказывая положительное влияние на жизнь окружающих людей.

Улучшить жизнь других людей также означает помочь им стать лучше.

Помогите другим людям расти, способствуя раскрытию их потенциала, как профессионального, так и личного.

Не забывайте быть примером, позволяя людям учиться на вашем опыте.

68. Помощь другим добиться успеха

От способности давать получаешь большее удовлетворение, чем от возможности получить.

Лидеры гордятся тем, что помогли другим людям добиться успеха.

69.

Подобно профессиональному спортсмену, лидеры каждый день стремятся стать лучше.

Они знают, что всегда имеются возможности для развития себя и своей команды.

Лидерам очень интересно узнать, на что они способны, и как далеко они смогут добраться.

70. Настойчивость

Настойчивость означает способность сохранять энтузиазм и веру в любимое дело, не пасуя перед неудачами неопределённое количество времени.

Без настойчивости, упорства и дисциплины вряд ли получится добиться впечатляющих результатов.

Не опускать руки в течение продолжительного периода времени – это качество победителя.

71. Независимость

Несомненно, лидер умеет сотрудничать с другими людьми.

Но он глубоко убежден, что вместе с каким-то человеком или без него, лидер все равно добьется своей цели.

72. Терпение

Желаемые результаты не возникнут за одну ночь.

Лидеры не сдаются, когда сталкиваются с преградами, усердно работают, но также умеют получать удовольствие от своего жизненного пути.

73. Энергичность

Лидеры не только обладают высоким зарядом энергии, но также знают, как эффективно использовать свое время.

Чтобы питать энергию, необходимо оставаться здоровым и активным, а также страстным и позитивным по отношению к своему делу.

Многие люди хотят развить в себе качества лидера. Вот только не все понимают, кто такой лидер, и кем он является. Говоря простым языком, отличающийся целеустремленностью, неутомимостью, умением мотивировать других людей, служить им примером, вести их к результату. Лидер - это не только престижный статус, но и большая ответственность. И поскольку данная тема очень интересная, следует уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Становление лидера

Для начала стоит немного поговорить об этом. Можно ли стать лидером? Да, если у человека изначально есть соответствующий характер, темперамент, огонь внутри и то, что называется хваткой. Все перечисленное может какое-то время «спать» в человеке, но потом либо само пробудится под воздействием обстоятельств, либо их обладатель запустит процесс.

Как бы там ни было, все лидеры проходят четыре этапа развития. Вкратце их можно обрисовать следующим образом:

  • Сам себе лидер. Человек учится понимать себя, нести ответственность за собственные слова и поступки, формулирует индивидуальную мотивацию, тренирует дисциплину, ставит цели, достигает их.
  • Лидер в ситуации. Человек возлагает на себя ответственность за небольшую группу/компанию в определенных обстоятельствах. Староста в университетской группе - один из примеров.
  • Лидер в коллективе. Человек, способный привести большую группу людей к сложным и важным целям. К примеру, руководитель отдела какой-либо компании.
  • Лидер команды. Тот, кто имеет огромный потенциал, неиссякаемую уверенность, крепкую силу духа и амбициозную цель, для достижения которой он собирает целый коллектив. Например, бизнесмен, организовывающий свое дело.

Быть лидером - это непросто. Но данный статус приносит большие плоды. Так какими качествами лидер обладать обязан?

Умение работать с целями

Об этом нужно сказать в первую очередь. Главное качество лидера заключается в умении определять цель и работать с ней в дальнейшем. Ему точно известно следующее:

  • Какие стратегии способны помочь добиться результата.
  • В каком направлении надо двигаться для ее достижения.
  • Какое количество времени и ресурсов потребуется для достижения цели.
  • Что будет получено в результате.

Также лидер умеет планировать, анализировать, конструктивно размышлять и предлагать дельные мысли. К тому же он способен доступно и понятно объяснить все перечисленное любому члену коллектива.

Коммуникабельность

Это тоже необходимо отнести к основным качествам лидера. Под коммуникабельностью подразумевается умение налаживать контакты и способствовать взаимно обогащающему, конструктивному общению. Если человеку свойственно данное качество, то он считается социально успешным.

А для лидера умение эффективно общаться с людьми, коллегами и партнерами является еще и залогом успеха. Если он коммуникабелен, то ему не составит труда создать полезную связь в нужное время, что поможет в эффективном достижении цели. К тому же, данное качество помогает располагать к себе людей, правильно задавать вопросы, незаметно переводить тему в необходимое русло и быстро получать интересующую информацию.

Умение вдохновлять и мотивировать

Это очень важное качество. Лидер - это человек, который не просто ведет за собой людей, а тот, за кем хочется идти! Он должен уметь создавать импульсы действий, стимулирующие как его самого, так и остальных. Более того, он обязан еще и вдохновлять на действия, создавать долгосрочную и устойчивую мотивацию.

Лидер умеет продемонстрировать притягательное и красочное будущее и вызвать тем самым у своих последователей и подопечных желание поскорее окунуться в него с головой. Для этого он должен:

  • Иметь хорошо поставленную речь.
  • Создавать «картинку» будущего, ярко описывать, но не приукрашивать.
  • В некоторой мере быть психологом. Без знания «точек» своих коллег и подопечных, на которые нужно воздействовать для вдохновения и мотивации, никак не обойтись.

И конечно, лидер обязан быть примером. Энергичным, позитивным, уверенным и в то же время по-деловому спокойным. Чтобы люди, глядя на него, знали - все получится, их определенно ждет успех, да еще и под таким руководством.

Человечность

Несмотря на то что все мы - люди, данное качество свойственно не каждому. Но лидер его иметь просто обязан. За кем будут идти люди? Кого они поддержат? К кому прислушаются? Только к тому, что кто оказывает им поддержку, заботится об их интересах, относится по-человечески, с пониманием.

Это очень важное личностное качество. Лидер может одновременно быть строгим и располагающим. Многие боятся проявлять понимание и поддержку, боясь потерять авторитет, но хорошие руководители знают, в каких ситуациях нужно проявлять ту или иную сторону.

Организованность

Рассказывая о том, какими качествами должен обладать лидер, нельзя не упомянуть об организованности. Очень важно не размениваться по мелочам, уметь отметать лишние действия, концентрироваться на важном. Основу действий настоящего лидера составляет:

  • Самодисциплина и дисциплина.
  • Четкий порядок действие.
  • Продуманный график и неукоснительное следствие ему.
  • Прилежность и пунктуальность.
  • Умение распределять время.
  • Способность максимально сосредоточиться на конкретном действии.

В процессе проявляется непосредственно. Ведь он не просто сам следует всему перечисленному, он еще и учит этому подчиненных. Кстати, в деловой среде это именуется тайм-менеджментом.

Что такое лидерство?

Это не качество, но оно тоже заслуживает внимания. Лидерством называется процесс социального влияния, за счет которого человек получает поддержку от других людей (членов коллектива, как правило) для достижения определенных целей.

Разновидностей может быть масса. Стиль лидерства определяет мировоззрение человека, особенности его характера, опыт. Иногда влияют и обстоятельства. Стили бывают следующими:

  • Автократический. Характеризуется сильно централизованной властью. Все решения принимает лидер, подчиненные лишь исполняют приказы.
  • Демократический. В принятии решений принимают участие все члены коллектива.
  • Либеральный. Лидер передает свои полномочия подчиненным, что повышает их инициативность и креативность.
  • Нарциссический. Лидер не считается с чужими интересами. Это не всегда обусловливает плохой исход дела, но в коллективе с таким авторитетом людям, как правило, неуютно из-за его высокомерия и агрессивности.
  • Токсический. Авторитет использует лидерство так, что коллектив оказывается в худшем положении.
  • Ориентир на результат. Лидер ведет коллектив к цели, четко следуя плану и помня о временных рамках.
  • Ориентир на отношения. Лидер пытается улучшить отношения в коллективе, ставя реальные цели на задний план.

Политическая сфера

Было бы неплохо вкратце рассмотреть тему в рамках той или иной жизненной отрасли. Вот, например, какими должны быть качества политического лидера? Из основных можно выделить такие:

  • Последовательная деятельность и активность. Это важно. Политик должен восприниматься людьми, как человек активный и деятельный. Экспрессивные выступления, впечатляющие решения, речи, проекты, поступки… все это данное качество демонстрирует.
  • Способность формировать свое поведение и образ. Политик должен уметь ориентироваться на людей, улавливать их требования и соответствовать им.
  • Умение политически мыслить. Оно помогает формулировать социальную позицию в определенных случаях и определять свое поведение.
  • Способность улавливать взаимосвязь между событиями в жизни общества и сферами.
  • Умение вызывать оправданное доверие. Ни один политический лидер не повлияет на людей, если они не будут ему доверять.

Также в этот перечень можно включить умение пользоваться властью и брать на себя ответственность, способность понимать простых граждан, а еще проявление гуманизма и высокой нравственности.

Признаки лидера

Их хотелось бы перечислить напоследок. Выше было многое сказано о том, какие качества характеризуют лидера. И вот, что можно отнести к признакам, по которым такого человека легко распознать:

  • Он не ждет приказов, а действует сам, причем делает это разумно и эффективно, во благо.
  • Ему присущи смелость и сильный характер.
  • Он принимает смелые решения.
  • У него много единомышленников и советчиков.
  • Он мыслит оптимистично, но не безрассудно.
  • Одно из лучших качеств лидера - он всегда знает, чего хочет.
  • Он не боится разрушить все ради построения чего-то нового.
  • Лидер не пытается быть кем-то, он остается самим собой.
  • Такой человек не конкурирует с другими, а сотрудничает.
  • Перемены и кризис воспринимает не как проблему, а как возможность начать активно действовать.
  • Преграды его мотивируют, а не угнетают.
  • Он всегда идет до конца. Ничто не способно заставить его свернуть с пути.
  • Его жизнь всегда впечатляет и восхищает.
  • Многие пытаются ему подражать.
  • Лидер не напрягается. Если возникает проблема, то он ее решает, не тратя время на сетования и переживания.
  • В любой сфере жизни по нему видно, что он - лидер. Даже если он отдыхает в одиночестве.

Изучив даже этот небольшой перечень, можно понять, что лидер - это сильная и волевая личность, способная как самостоятельно совершать поступки и подвиги, так и с успехом мотивировать на это других.

Ведь, в сущности, этот человек, словно маяк, который указывает, куда нужно двигаться доверяющим ему людям.

Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.

Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру

1. Четкое осознание собственной цели

Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет — ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.

2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции

Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.

Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.

3. Адекватная самооценка

Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, уверенным в себе и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.

Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.

4. Моральная готовность к разумному риску

Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.

Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.

5. Честность и надежность

Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.

6. Мотивационная активность и адекватная инициативность

Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.

7. Активная жизненная позиция

Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.

8. Умение собрать людей в команду

Сильная личность, как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой.

Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.

9. Определение и четкое видение перспективы

Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним.

Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.

10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач

Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости.

11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может.

Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.

12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту

Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.

Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.

Как часто вам в жизни встречались подобные люди? Скорее всего, действительно редко. Порой жизнь испытывает на прочность подобных товарищей. Начинают они как истинные лидеры, но испытания, увы, так и не проходят, потому что слабы характером или они не лидеры вовсе, а так, обычные выскочки.

Если вдруг вы заметили у себя определенные лидерские задатки, то знайте – положительные качества нуждаются в развитии, а это значит, что вы в силах преодолеть все возникающие препятствия, избежать возможные соблазны превышения полномочий и стать настоящим лидером, только достигается это не сразу. Не бойтесь работать над совершенствованием собственной личности!

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.

– это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские. И чем больше становиться список, тем меньше в нем практической пользы, проще запутаться.

В данной статье будут приведены основные лидерские качества, развитие которых способно из любого человека сделать настоящего лидера.

Личные качества лидера

ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции , четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Например, Ричард Брэнсон , основатель корпорации Virgin, под управлением которой на сегодня находятся более 300 различных фирм по всему миру, представляет собой образ человека, лидера готового всегда идти на риск. Часто он рисковал всем, как в бизнесе, так и в обычной жизни (взять хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре).

Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь , является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск.

Сегодня существует много владельцев предприятий, руководителей которые стремятся построить значимое «дело» не рискуя, а работая в стиле «тише едешь – дальше будешь». Как говорил Джон Кеннеди: «Любому плану действий присущи затраты и риски, но они значительно меньше, нежели отдаленные затраты и риски, порождаемые комфортным бездействием ».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт . Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе , лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует.

НАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали - честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество , которое позволяет лидеру всегда находится в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ

Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И они делают самомотивацию регулярной практикой. Вот, что говорил Теодора Рузвельта, один из инициативных и величайших людей 20 века, наделенный массой лидерских качеств: «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что по моему убеждению, нужно было сделать… И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал ».

Управленческие и организационные лидерские качества

УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУ

Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями , идеалами, умением убедить человека ) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.

СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.

ВИДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность , видение перспективы деятельности своей группы, перспективы, коллектива, который следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера .

Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным. Литератор Альфред Монтапер писал: «Большая часть людей видят перед собой преграды, лишь немногие видят цели, история отмечает успехи последних, в то время как для первых воздаянием становится забытье ».

ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИТУАЦИИ

Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно правильное решение.

ГОТОВНОСТЬ ПОДДЕРЖАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его последователей и статуса лидера.

Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если вы сконцентрированы на том, что вы можете дать своим последователям, а не на том, что можете от них получить, те будут уважать и любить вас, а это сделает ваши взаимоотношения длительными и более прочными.

Как сказал один из руководителей General Motors: «Поля самых различных отраслей промышленности усеяны костями предприятий, лидерские качества руководителей которых были насквозь пропитаны гнилью и моральным разложением, где свято верили в то, что нужно только брать, вместо того чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, который не поддается быстрой замене, - это ее люди ».

Запомните! Способность благодарить и поощрять качество, которое помогает лидеру успешно выполнять организационно-управленческие функции.

Психологические и социальные лидерские качества

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Важным качеством лидера является коммуникабельность , умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость .

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят.

СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ И ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КОЛЛЕКТИВА

Лидер представляет общие интересы, поэтому способность их отстаивать во внешних инстанциях и брать всю ответственность за корпоративную деятельность является важным качеством лидера.

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .