Несколько фактов из истории пирамиды. Археологическое открытие, связанное с пирамидой Микерина

Египет

Гос-ва возникли чуть позже, чем в Двуречье. Дельта Нила на ранних этапах еще очень заболочена. Племена охотников постепенно перемещаются в сторону Нила, создают дренажные каналы для осушения. В отличии от Двуречья, занимались скотоводством и охотой. Гос-ва возникают на основе объединения племен вокруг поселений. Очень рано стремятся к объединению.

К сер. 4 тыс:

Юг – Долина. Верхний Египет

Север – Дельта, Нижний Египет

Кон 5 тыс. – 3100 – Додинастический период

Климат жаркий, сухой, оч редко дождь, Нил – единств крупная водная артерия, Дельта заболочена, Западный берег Нила – пустынный, мертвая земля (Запад для египтян – это мир мертвых), Восточный берег – плодородный. Злаковые культуры азиатского происхождения.

Пол 4 тыс – 1 додинастпический, Амратский период, Негада 1

неолит выражен по-иному, чем в Двуречье: сильнее связь с первобытностью.

Мало сохранилось: нет тростниковых святилищ, только керамика и мелкая пластика

Антропоморфные и зооморфные статуэтки (женское божество)

Керамика

лепная от руки, грубая, глина с соломой или зерном, плохой обжиг, роспись белым по красному фону глины (связь с первобытностью), сцены охоты, редко ритуал танец

Чаша ГМИИ охотник с собаками в горах

Изо-е вождя

Пол 4 тыс – 2 додинастпический, Герзейский период, Негада 2

Первые царские дворцы – тростниковые сооружения

Крупные захоронения в могильных ямах (появилась перегородка: для захоронения и для даров)

Керамика стиля Негада 2 :

уже используется гончарный круг!, светлый ангоб, роспись черной охрой, сосуды открытого и закрытого типа, качеств обжиг, более сложная сюжетика: изо-е погребальных процессий, плывущие по Нилу ладьи с людьми. Совершающими культовые обряды

Мелкая пластика :

Антропоморфные и зооморфные статуэтки, дощечки-палетки для растирания красок из граувакки (мягкого сланцевого камня) с изо-ем тотемного животного в рельефе и с углублением для красок на другой стороне, церемониальные палетки-стелы (более крупные, с обобщенным изо-м животных)

- палетка с Шакалами Лувр

- палетка с изо-ем гиппопотама Гамбург

- палетка со львом Британский музей, оборотная сторона - палетка с коршунами: фараон в виде льва, когтящий ливийского правителя и фриз процессии

- палетка фараона Нармера Каирский музей: 64 см, расширяется кверху, складывается египетский канон: 3 регистра. Нармер в короне Верхнего Египта одерживает победу на Правителем Нижнего Египта. Он одет в пояс, нарядный церемониальный передник, к поясу привязан бычий хвост. Передник – от хеп-седной традиции омоложения правителя в 30 лет, когда его изо-е захоранивали в кенотафе (ложной гробнице) и заново награждали фараона символами власти. Рядом – сандаленосец, вверху по сторонам – изо-я богини Хатхор (покровительница царской династии) , м-у ними знак серек. Внизу – изо-я бегущих из крепости врагов. На обратной стороне – переплетенные шеями животные с головами пантер, выше – праздничная процессия во главе с фараоном, внизу бык, разбивающий стены крепости.

Раннее царство 3100 – 2700/2750 (1,2 династии)

«Танисский период» (Танис – название 2й столицы)

Энеолит – все активно развивается (ремесла, строительство, масштабная арх-ра)

Обозначилось четкое значение заупокойного культа

Сущность человека:

Шу-тень,

Физическое тело (футляр)

Ка – двойник, энергетическая сила человека (статуи в гробницах должны быть портретными)

Ба – телесная и духовная субстанция, астральное тело, изо-ся в виде птицы

Анх – обновленная, очищенная судом Осириса сущность

Ложная дверь – символ потустороннего мира

Кошка, лягушка, павиан (культ солнца) – священные животные

Гробничное строительство:

Фараон Менес (Мин, Нармер) – 1й египетский фараон, сын бога Хора. Гос культ Хора и Хатхор.

Символы власти – кнут и жезл (фараон должен заботиться о земле и живущих на ней)

Надземная гробница Мина из Негады: как скамья с погреб камерой по центру.

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из погребальной камеры, вырубленной в скале, насыпного холма и пристроенной молельни с жертвенником

Заупокойный комплекс царицы Хор-Нойт ?

Крепостные стены в Иерихоне

Стела Джетта , Лувр (3000 г, 64 см. на 2,5 м, известняк, изо-е бога Хора в виде сокола, крепко держащего перекладину), обобщенность, монументальность)

Много культовых каменных сосудов

Скарабеи (амулеты-обереги):

- фигурка стареющего фараона 2-й дин

Павиан из Абидоса (3000 г, 52 см., алебастр)

Дворец в Сереке (царский дворец из дерева, прямоуг двор, обнесенный оградой, в который вписан иероглиф Джет (змейка – имя фараона))

Древнее царство (28 – 23 вв), 3 – 6 династии

Династия

Абидос - кенотафы

Саккара – мастаба

Гиза - пирамиды

Мастаба (араб «скамья») – появились в конце 2 дин. Состоит из

1) погребальной камеры, вырубленной в скале, насыпного холма, пристроенной молельни

2) мир Ба - мир мертвого тела (вокруг саркофага ставили необходимые предметы и засыпали песком доверху), мир Ка – мир гробничных рельефов (стела с изо-м покойного и есть Ка, покойник лежал головой на север, лицом на Запад. Юж стена – изо-е покойного за жертвенным столом, Северная –дверь).

Капелла имеет тип коридора, позже она стала вырезаться внутри кладки. Как Мастаба вельможи Марат-Руне

Первые росписи появляются только с 6-й династии.

Погребальный комплекс фараона Джосера 27 в до н.э. в Саккаре:

Арх-р Имхотеп, на искусственной террасе 545 на 278 м, 9 м каменная стена с 15 вратами, главные оформлены в виде пропилей. Южная часть комплекса посвящена празднику Хеб-сед (30-летия правления). Пирамида высотой 64 м. глубина 24 м, 6 ступеней. Храм: при входе вдоль стен – ¾ каннелированные колонны, впервые использованы капители в виде раскрытых цветов папируса и бутонов лотоса, в перекрытиях имитируются бревна. В подземелье изразцовое бирюзовое панно «Ритуальный бег царя».

Пирамида, что это?

Плоть царя (т.к. фараон человек по матери и бог по отцу, гробница – его нерушимая плоть)

Лестница богов

Трон Осириса

Верхушка колоссального обелиска, поднимающегося из земли

Царь=Осирис, пирамида=Осирис

Скульптура Джосера - инкрутстированные глаза, клафт – полосатый царский платок, парик, борода, положенная только богам и фараонам

Деревянная панель Хесира с резьбой из мастабы в Саккаре (сохр 5 панелей) - 1я панель – начальник придворных врачей, начальник царских работ, верховный сановник Юга Египта, условная поза, невысокий рельеф (идет, сидит за столиком, …)

Статуй 3й династии немного, но они легко отличимы: женщины всегда стоят, мужчины идут, опираясь на сэхеб

Династия (2600 – 2490)

Пирамида Снофру в Медуме , в 70 км от Каира, возможно принадлежал фараону Хуни, ступенчатая пирамида, погребальная камера с ложным сводом

Пирамида Снофру в Дашуре – «ромбовидная» (грани переломлены пополам),

Южная пирамида Снофру в Дашуре – «Красная», 1я правильная пирамида. Высота 104 м, основание 215 на 220, внутри нет подземных галерей, с маленькой пирамидкой царицы, кенотаф

Это «немые» пирамиды. В них нет надписей и религиозных текстов, они появятся только в 6й династии

Комплекс в Гизе (не планировался как единый комплекс):

В 20 км севернее от Мемфиса, место выбрал Хеопс, грунт крепче, чем в Саккаре, был уже распланирован зап и вост некрополь.

Пирамида Хеопса : арх-р Хемиун, длина основания 233 м., высота 147 м., погреб камера на высоте 60 м, есть камера царицы и 2 пирамидки для царицы рядом. 2 погребальных храма Верхний и Нижний с крытым переходом к верхнему храму. Большая галерея в пирамиде длиной 50 м и высотой 5,7 м, а также 5 разгрузочных камер под погребальной. Погреб камера облицована гранитом, а снаружи пирамиды и в коридорах – известняк. Вход в пирамиду с севера. Новшество: более четкая планировка, пирамида теперь одна в центре двора, окруженного стеной. Рядом – пирамидки цариц, с востока – храм. Храм был прямоугольный, с массивными квадратными столбами, по сторонам – 2 узких помещения для статуй. Далее – открытый и закрытый двор и молельни. Входом в комплекс были ворота в долине Нила, к-е стерегли сфинксы.

Пирамида Хефрена : высота 143 м., но стоит на более высокой площадке, чем пирамида Хеопса, сохранилась облицовка наверху, расположена в 300 м от пирамиды Хеопса

Пирамида Миккерина – высота 60 м,оптический эффект: «не маленькая, а далеко находящаяся», + зап некрополь: мастаба вокруг пирамиды, нижний и верхний храм с дорогой м-у ними.

Сфинкс высотой 20 м., длина 57 м. тело льва, голова фараона Хефрена, из монолита, лапы приделаны, в клафте, была борода

Заупокойная статуя

До сер среднего царства не знали полировку, только шлифовку! Статуи высекались снизку вверх.

Статуя Хеопса , 7 см из слоновой кости

Статуя Хефрена из диорита в натур величину, сидит на троне, за спиной – бог Гор в виде сокола.

Портретная статуя Микерина (Менкаура)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Усыпальнице фараона Микерина, возведенной в 26 веке до н. э., суждено было стать последней из Великих пирамид Гизы. Несмотря на то, что эта пирамида не так поражает размахом, с ней связано немало важных археологических открытий и интересных фактов.

В древности пирамида Микерина была известна как «Нечер эр-Минкау-Ра», что обозначало «Минкау-Ра божественен». Микерин или Менкаура (букв. «непоколебим гений Ра»). – это 6-й фараон IV-й династии Древнего Царства, который правил около 2530-2510 до н.э. Источников о времени его правления сохранилось немного, поэтому трудно дать однозначную характеристику личности и государственной политике этого правителя, зато внешний облик фараона был восстановлен по статуям, найденным вблизи его пирамиды.

триада Микерина

Микерин был прямым потомком создателей двух других великих пирамид Гизы, внуком Хеопса и сыном Хефрена. На престол он ступил уже в зрелом возрасте. Геродот пишет о нем как о справедливом правителе, который в отличие от своих предшественников меньше принуждал людей к строительным работам. Принято считать, что он умер ещё до окончания строительства пирамиды.

Описание пирамиды Микерина

Размеры. На момент завершения строительства основание пирамиды было равно 102,2м х 104,6 м, а высота – 65,55 м (в настоящий момент – 62 м). Данное сооружение в размере значительно уступает усыпальницам Хеопса и Хефрена, но занимает почетное третье среди Великих пирамид. Пирамида Микерина находится в 200 м от вышеуказанных гробниц.
Особенности. Пирамида Менкаура во многом повторяет планировку и технику . При этом её строительство было связано с большим количеством сложностей, ведь плато в выбранном месте было неровным. Для основной кладки использовался известняк из карьера, расположенного недалеко от пирамиды.

Облицовка первых ярусов и верхушки была выполнена из красного гранита, тогда как середину украшал белый известняк. Остатки облицовки сохранились до нашего времени. Для возведения этой пирамиды использовались блоки большего размера, чем для усыпальниц Хеопса и Хефрена, правда, они были хуже отшлифованы. Геродот пишет, что последняя особенность объяснялась приказом фараона, который хотел облегчить жизнь рабочим.

Что внутри? Вход внутрь пирамиды находится на высоте 4 м. Он открывает проход длиной 32 м, которой ведет в панельную камеру. Здесь располагалось несколько ложных дверей. Попасть в погребальную камеру, где находился саркофаг, можно через вестибюль и горизонтальный туннель. Погребальная камера была обнаружена исследователями далеко не сразу, поскольку туннели были намеренно замаскированы.

Погребальная камера Микерина имеет 6,5 м в длину, 3,5 м в высоту и 2,3 м в ширину. Стоит упомянуть и о боковой камере с небольшими нишами. В отношении её назначения ведутся споры. В целом по уровню обеспечения сохранности мумии, усыпальница Менкаура опережает другие Великие пирамиды. Погребальная камера расположена глубже, ограждена крепче и замаскирована лучше.

Несколько фактов из истории пирамиды

От соседних великих пирамид усыпальница Микерина отличается не только размерами, но и большой бороздой на поверхности. Это не задумка архитектора, а результат трудов султана аль-Азиза, сына знаменитого Саладина. В 12 веке этот султан решил демонтировать египетские пирамиды. Искал ли он сокровища или просто хотел прославиться столь нестандартным способом, неизвестно, но начать решил с пирамиды Микерина. Вот только султан аль-Азиз не учел, что разбирать пирамиды не менее сложно, чем строить. Безумная затея завершилась спустя 8 месяцев. Единственным её итогом стала большая борозда.

К слову о сокровищах. По предположениям ученых пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина были ограблены ещё 4 тысячи лет назад во времена так называемого «первого переходного периода». Первым известным европейцем, проникшим в погребальную камеру пирамиды Менкаура, стал полковник Говард Вайс. Это случилось во второй трети 19-го века. Но вместо сокровищ он обнаружил здесь два саркофага.

Один был деревянным и относился к римской эпохе. Сейчас он находится в Британском музее. Другой был изготовлен из базальта и, скорее всего, принадлежал фараону Менкауру. Правда, при перевозке в Англию этот саркофаг затонул где-то в Гибралтарском проливе.

Археологическое открытие, связанное с пирамидой Микерина

В эпоху правления Микерина погребальный комплекс помимо пирамид включал поминальный храм, где бывшему фараону молились и приносили жертвы как божеству. Храм Микерина был обнаружен в 1908 г. В ходе раскопок археологи нашли 7 больших статуй, выполненных из сланца. 4 скульптурные композиции изображали фараона в сопровождении двух богинь. В итоге они стали известны как «триады Микерина». Исследователи отмечают, что в триадах изображение правителя замещало египетского бога Гора.

Описанное открытие стало очередной сенсацией, ведь найденные статуи отлично сохранились. «Триады» можно посмотреть в Каирском музее и Бостонском музее искусств. В храме также были обнаружены скульптурная пара фараона с женой и алебастровая статуя сидящего правителя Египта в натуральную величину.

Сокращение государственной казны и относительная скромность Микерина стали причиной того, что его гробница заметно уступает в размере пирамидам его предшественников. В то же время именно расположение рядом с грандиозными усыпальницами сделали пирамиду Менкаура всемирно известной.

Пирамида Микерина – третья из знаменитых пирамид Гизы, самая маленькая и молодая из них. Построена она по приказу фараона Менкаура (по-гречески Микерин) рядом с пирамидами его деда Хуфу и отца Хафра.

Царствовал Менкаура около 2520-2480 гг. до н. э. Достоверных сведений о его правлении не сохранилось. Древние авторы называют его добрым и милостивым правителем, в отличие от его отца и деда. Геродот в своей «Истории» приводит легенду, в которой рассказывается о разгульном образе жизни Менкаура. Вот и всё, что известно об этом фараоне.

Последняя великая пирамида

Микерин стал последним фараоном IV египетской «династии строителей пирамид», который возвёл для себя «Священную высоту» (официальное наименование пирамид в Древнем Египте). Его преемник удовлетворился мастабой (гробница трапециевидной формы), хоть и очень большой.

Пирамида Микерина имеет высоту 66 м. и длину стороны основания 108.4 м. Объём её в 10 раз меньше, чем у пирамиды Хеопса. При этом в древности она считалась красивейшей во всём Египте.

Относительная «миниатюрность» пирамиды Микерина, по мнению историков, говорит о хозяйственном упадке, вызванном, среди прочих факторов, чрезмерной строительной активностью фараонов IV династии. Это последняя из великих пирамид древности. Высота более поздних погребальных сооружений редко превышает 20 метров.









При этом мастерство инженеров и строителей оставалось на высоте. Об этом говорит, например, использование при постройке огромных каменных глыб, не имеющих аналогов в более раннем строительстве. Так, для перекрытия заупокойного храма использовался монолит весом более 200 тонн, самый большой в некрополе Гизы.

Приблизительно на одну треть высоты облицовка была сделана из красного гранита, далее шли плиты из белого известняка, а вершина и пирамидион были вновь гранитными. Столь необычно пирамида выглядела вплоть до XVI века, когда облицовка была разобрана мамлюками.

Структура постройки заставляет думать, что Менкаура, приступая к строительству, предвидел свою достаточно близкую кончину. Видимо, он обладал слабым здоровьем или занял престол уже пожилым человеком. Второй вход, обнаруженный в пирамиде, говорит о том, изначально основание должно было иметь размер 60 х 60 метров, однако затем его всё же увеличили. Использование огромных блоков может свидетельствовать о необходимости скорейшего завершения строительства, причём камень отёсан не столь тщательно, как в сооружениях предшественников Менкаура.

Фараон так и не дожил до завершения строительства своей гробницы. Скорее всего, этим и объясняется переход к облицовке белым известняком вместо гранита, который дороже и трудней в обработке. Заупокойный храм, который поначалу возводился из камня, достраивался кирпичом. При этом в развалинах была найдена надпись, свидетельствующая, что сделано это было по приказу фараона Шепсескафа, сына Менкаура.

Внутренние помещения и здания-спутники

Внутреннее устройство пирамиды достаточно сложное. Здесь два коридора, от первоначального входа и от главного, помещение, напоминающее вестибюль и две погребальные камеры – первая вырублена в скале на глубине 6 метров, вторая, главная, находится под первой. В главной камере находится базальтовый саркофаг, в стенах её сделаны ниши для ритуальных сосудов – каноп.

Интересно, что при открытии погребальной камеры в 1837 голу был обнаружен деревянный гроб с мумифицированными останками, который попытались доставить в Британский музей. Судно, перевозившее гроб, затонуло у берегов Испании, но крышку выловили. Как выяснилось значительно позднее при помощи радиоуглеродного анализа, захоронение относилось к I веку н.э. и как попало в камеру фараона – неизвестно.

Рядом с главной пирамидой находятся три маленькие, но достроена только одна. Судя по надписям, в ней была похоронена дочь фараона Хенткаус, умершая намного позже Менкаура. Побывав к моменту смерти регентшей, женой фараона и матерью двух других, она всё же предпочла быть захороненной рядом с отцом.

Неподалёку расположен поминальный храм фараона, в котором найдена огромная отлично сохранившаяся статуя Менкаура, выполненная на высоком художественном уровне. Обнаружены и другие скульптуры, в том числе очень распространённого впоследствии типа «триада», появившегося при Менкаура.

Пирамида Микерина сохранилась в лучшем состоянии, чем другие, и египетское правительство планирует отреставрировать усыпальницу, по возможности придав ей первоначальный вид.

1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон.
2. Курос. Ок. 590-580 г. до н.э. Мрамор. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Давайте сравним очень раннюю (ок. 600 г. до н. э.) греческую статую обнаженного юноши, называемую куросом, со статуей Микерина. Черты сходства бросаются в глаза: это и кубический характер скульптур, словно хранящих в себе форму блока, из которого они были высечены, и широкоплечий, с тонкой талией, силуэт, и положение рук с характерно сжатыми кулаками, и выставленная вперед левая нога, и тщательная моделировка коленных чашек. Общей для обеих статуй является и стилизованная манера передачи волос, делающая их похожими на парик. Египтянину греческая статуя, наверное, показалась бы "примитивной" — упрощенной, скованной, нескладной, недостаточно натуральной. Но есть у нее и свои достоинства, которые в египетскую мерку не укладываются. Во-первых, она совершенно объемна и самостоятельна — более того, перед нами первое в истории мирового искусства каменное изображение человека, о котором это по праву может быть сказано. Египетский мастер никогда не решался полностью освободить свои фигуры от камня, из которого они высечены. Более того, они всегда остаются в той или иной степени погружены в него: так, например, промежутки между ногами, между руками и торсом, или между двумя расположенными рядом фигурами всегда остаются частично заполнены. Сквозных промежутков египетские статуи не знают. В этом смысле все они принадлежат не объемной скульптуре в полном смысле этого слова, а высокому рельефу, предельным случаем которого они, по сути дела, и являются. Греческого скульптора же, напротив, пустоты не смущают нимало. Он решительно отделяет руки от торса и ноги друг от друга, избавляясь где только можно от лишнего материала (единственным исключением остаются лишь тонкие перемычки между кулаками и бедрами). Он явно стремится к тому, чтобы любая каменная деталь статуи входила в органическое целое как значимый элемент образа. Камень должен быть преображен, ему не позволено оставаться инертной, нейтральной массой.

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что различие продиктовано в данном случае не техникой, а именно художественным замыслом скульптора. Освободив свое создание, греческий мастер сообщил ему дух, совершенно чуждый любой египетской статуе. В то время как эти последние дышат умиротворенностью, словно неведомые чары навеки избавили их от необходимости делать хоть малейшее усилие, греческие скульптуры полны напряжения и скрытой энергии. Прямой взгляд их широко раскрытых глаз резко контрастирует с мягким, устремленным вдаль взором египетских статуй."

Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.

В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини - покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами - белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также: жезл и плеть - символы власти; клафт - полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес - головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.

При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.

Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы - ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.

В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название - «Сельский староста».

Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина - стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Примером семейной группы могут служить статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, восседающих на тронах. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины - в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза.

Иногда в семейных группах фигурируют дети.

В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. Таковы относящиеся ко времени V династии статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки ячменя.

Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи - отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.

Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.

Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи - в фас, нижняя часть туловища - в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.

По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость - как во взглядах, так и в жестах и позах.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Так, в рельефе гробницы Мерерука жена Мерерука едва достает ему до колена.

В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т.п.

В древнеегипетском искусстве использовались две различные техники рельефа - барельеф и углубленный рельеф. В правление VI династии, последней династии Древнего царства, государство распалось; начался так называемый Первый период распада, характеризовавшийся частыми войнами между представителями знати, правившими страной.

    В эпоху Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению. Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы - Фив - способствует развитию нового типа погребального строения - скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа (гробница Саренпута I) . Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» - голова фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура - небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому. При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль - нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей - символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта.

    Искусство Древнего Египта. Новое царство

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 - ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.

В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) - находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Храм был посвящен Хатхор - богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами. Сама же царица Хатшепсут (XVIII династия) была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали). В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, - всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя.

Храм в Дейр-эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сененмут, царский фаворит.

Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.

Храм в Луксоре

Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, храм в Луксоре играл подчиненную роль по отношению к великому Карнакскому храму и использовался исключительно во время прохождения процессии, посвященной Амону и приуроченной к началу нового года.

Храм в Луксоре почти целиком воздвигнут в XV в. до н.э. при Аменхотепе III (XVIII династия) (архитектор -Аменхотеп Младший) и завершен в XIV в. до н.э. Рамсесом II (XIX династия). Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.

Храм, имеющий форму прямоугольника, вытянут с севера на юг.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты - от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч - округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н.э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия). Колоссы были частью храма Аменхотепа III, впоследствии разрушенного его преемниками. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустыни.

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.

Амарнский период

В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368-ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотеп IV (изменивший имя на Эхнатон) покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу - Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом, а выработавшийся в этот период стиль в искусстве - амарнским стилем.

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, уничтожив память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий и гробниц были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. Отличительная особенность этих произведений состоит в том, что они передают естественные человеческие чувства и настроения, показывают интимные моменты в жизни изображаемых персонажей. Сохранился раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове - высокий царский головной убор. Сохранилось также незавершенное изображение Нефертити - небольшая голова, изготовленная из золотистого песчанника.

После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе (XVIII династия) жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона (середина XIV в. до н.э.).

Гробница Тутанхамона

В 1922 г. Британский археолог Х. Картер и его меценат лорд Корнарвон открыли в Долине царей близ Фив нетронутую гробницу фараона Тутанхамона. В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, троны, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них была статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем, вложенные один в другой, находились несколько саркофагов. В последнем саркофаге, сделанном из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия с головы до ног была осыпана драгоценностями - от простых золотых бляшек до изысканных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок производят ошеломляющее впечатление.

Архитектура периода XIX династии

Борьба между Эхнатоном и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии - Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III - военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» - перечень египетских фараонов.

Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317-1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного - это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.

Cамым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище.

    Эллинисти́ческий Еги́пет , иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. - 30 до н. э.) - эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э. Столицей Эллинистического Египта стал основанный им же город Александрия (Египетская) в дельте Нила, бывший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от Древнего Египта, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

Захват Египта Александром. В 332 году до н. э. Александр Македонский прибыл в Египет для его завоевания, но был провозглашен фараоном и воплощением Зевса-Аммона. Тем самым окончилось правление Ахеменидов в Египте. Через 9 лет, в 323 году до н. э., Александр скоропостижно скончался в Вавилоне. Его смерть повлекла за собой двадцатилетние войны между диадохами, боровшимися за власть в огромной империи. Результатом этой борьбы стал раздел захваченных Александром территорий. Египет достался Птолемею I (правил в 323 - 283 до н. э.), который провозгласил себя царём в 305 году до н. э. Основанная Птолемеем династия правила Египтом до самого его завоевания римлянами.

В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире). Библиотека перенесла пожар в 48-47 годах до н. э., однако продолжала оставаться самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.

Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом.

Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк - одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.

Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны.

Особенностью Эллинистического Египта явилось также массированная практика введения в религиозный повседневный быт культа обожествленных и божественных монархов. Культ царя в Египте эпохи Птолемеев достиг, пожалуй, своего наивысшего расцвета.