Литература о воде для детей. Научная работа на тему «Вода – источник жизни» ученицы Масан Риты. Прощай, свободная стихия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Исследование по литературе на тему

«Живой образ моря

в произведениях

русских поэтов и писателей»

Доклад на школьную научно-практическую конференцию «Вода – драгоценный источник жизни»

МКОУ Сергеевская СОШ, 11 класс,

Руководитель: Беднякова Инга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы.

2014 год

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,–
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(Ф.И.Тютчев)

Слайд 2

Эпиграфом к нашей работе мы взяли строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева. В них поэт нам говорит о «живой» природе, о том, что она «не слепок, не бездушный лик», она «живая», « в ней есть душа, в ней есть свобода,в ней есть любовь, в ней есть язык...». И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и многое другое может оживать в произведениях русских поэтов и писателей.

Слайд 3

Цель исследовательской работы : раскрыть и показать образ моря в художественной литературе как образ живой и одушевлённый

Слайд 4

В нашей исследовательской работе мы понаблюдали за тем, как оживает вода, в

частности море, на страницах художественной литературы.

Например, в стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Итак, море в стихотворении Жуковского предстает как живое существо. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Слайд 5

В стихотворении А.С.Пушкина море- символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Итак, море в стихотворении Пушкина предстает тоже как живое существо.

Слайд 6

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» поэт также наделяет море «живой душой»:


***
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

Итак, в стихотворении Ф.И.Тютчева море также предстаёт в живом образе («ходит», «дышит», «блещет», «празднуешь»).

Слайд 7

В рассказе М.Горького «Мальва» море ярче, образнее воплощает в себе признаки живого существа. Это подтверждают многочисленные олицетворения, которые писатель использует в данном рассказе: «море смеялось», «вздрагивало», «улыбалось», «море было счастливо», «дремотно вздыхая».

Слайд 8

Ёще в одном рассказе М.Горького – «Челкаш» также раскрывается перед нами живой образ моря. Когда Горький описывает сцену кражи «товара» с парохода, море все время является действующим лицом, свидетелем и соучастником происходящего. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, присущими живому существу: «Оно[море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Итак, в данном произведении Горького море не только является живым существом(«дышало», «звучало», «плескаясь», «покачивая», «спало»), но оно также заменило главному герою дом, семью, море для него было чем-то большим

Слайд 9

Вывод

Проведя данное исследование, мы выяснили, что тема моря по-разному раскрывается в произведениях Жуковского, Пушкина, Тютчева и Горького.

У Жуковского море - это, прежде всего, психологический образ, пейзаж души лирического героя.

У Пушкина образ моря понимается шире: это и романтический идеал абсолютной свободы, и стихия творчества, и символ жизненного пути человека.

У Тютчева море – живое существо, которым поэт любуется, удивляется его великой морской стихии, которое способно очаровать и загипнотизировать человека.

У Горького море - это символ чего-то прекрасного в жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного, а также это символ вольной и свободной стихии.

Емкий и богатый красками образ моря меняется от поэта к поэту, отражая своеобразие их творчества. Но все они едины во мнении, что море – это живое существо, способное чувствовать, понимать, думать, любить, неистовствовать.

Мы доказали предполагаемую гипотезу, что образ моря в художественной литературе – это образ живой и одушевлённый.

Спасибо за внимание.

Алексеев Андрей

В данной работе шестиклассник рассматривает роль воды в различных произведениях фольклора и русской литературы, поднимая актуальную экологическую проблему состояния воды в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ХII Областные школьные

Кирилло-Мефодиевские чтения

«Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы

от фольклора до наших дней.)»

МОУ Кротовская СОШ

«Образовательный центр», 5 «В» класс,

Самарская область, Кинель-Черкасский р-н,

с.Кротовка, ул.Куйбышевская, 21.

Руководитель: Иванова Ирина Павловна,

учитель русского языка и литературы.

Самарская область, Кинель-Черкасский район,

с.Кротовка, ул. Ленинградская, 18 – 2.

Самара

2011 год

Рецензия

на работу Алексеева Андрея «Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы от фольклора до наших дней.)»

Реферат Алексеева Андрея соответствует заявленной теме, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы, логичностью, связностью, доказательностью. Работа структурно упорядочена, оптимально соотношение введения, основной части и заключения. Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям: наличествует план, список литературы, правильно оформлены сноски и соблюдена культура цитирования.

Во введении ученик обосновывает выбор темы реферата и его актуальность, объясняя это тем, что в последние десятилетия земляне слишком потребительски относятся к воде, в связи с чем запасы пресной воды на планете стали резко сокращаться. Цель исследовательской работы Алексеева А. - показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Материал реферата структурирован по главам, заголовки к частям текста отражают содержание глав. Материал реферата изложен разносторонне, ученик приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения, выражает свое мнение по проблеме, утверждая, что ценность воды во все времена была очень высока, и это легко проследить по русскому фольклору.

В результате работы выпускницей сделаны выводы о том, что произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь.

В работе соблюдены нормы русского литературного языка, письменная речь ученика грамотна, эмоциональна, убедительна.

Аннотация.

В своей работе «Живая мёртвая вода…» Алексеев Андрей показывает роль воды в литературе, начиная с фольклора и заканчивая нашими днями. Пятиклассник доказывает, что с помощью литературных произведений можно вернуть уважительное отношение к воде, что так необходимо в наше время.

  1. Введение.
  2. Живая мёртвая вода. (По страницам литературы от сказок до наших дней.)
  1. Вода в малых жанрах фольклора.
  2. Вода в сказках.
  3. Вода в литературе ХХ века.
  4. Результаты наблюдений.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  1. Введение в тему

Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Сок жизни» - так назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.

Вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. В нормальных условиях необходимо пить в сутки не менее двух с половиной литров воды, человек нуждается в воде больше, чем в пище. О многих интересных фактах, связанных с водой, я узнал на классном часе, когда мы говорили о пользе воды, о бережном отношении к ней. Там же я услышал слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…»

В тот день в школе на всех уроках обращались к теме воды. На уроке же литературы мы остановились на некоторых произведениях, в которых вода играет важную роль. Именно тогда вода, её место и роль в литературе и привлекла наше внимание в качестве предмета исследования.

Мы поставили перед собой цель: показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Для достижения этой цели определили следующие задачи:

  1. Определить жанры литературы, в которых изображается вода.
  2. Выяснить, какую роль играет вода в каждом конкретном произведении.
  3. Выяснить, различается ли изображение воды в зависимости от времени создания произведения.
  4. Показать значение образа воды для читателей.

Уверены, что выбранная нами тема актуальна сейчас. Все жители нашей планеты знают о том, что запасы пресной воды на Земле ограничены. Но не все, к сожалению, соблюдают правила бережного и экономного отношения к воде. Поэтому хочется ещё раз с помощью литературных произведений напомнить землянам о ценности, особенностях и возможностях воды, о том, что человек и вода едины. Тем более, что многие школьники с возрастом забывают о значении месте и роли воды в литературных произведениях. Это показал и наш опрос: пятиклассники быстрее и больше назвали произведений (конечно, сказок), в которых встречается вода, а вот девятиклассники делали это гораздо медленнее. В результате оказалось, что с водой у ребят ассоциируются следующие сказки: «О рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина (74 %), «Гуси-лебеди» (67 %), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (49 %) «Русалочка» Г.Х.Андерсена (26 %), «Летучий корабль» (11 %). Причём последние две сказки ребят называли на основе мультфильмов. Значит, очень важно напомнить школьникам о роли воды, которая ценилась очень высоко с древних лет. Поэтому видна и практическая ценность моей работы.

  1. Живая вода
  1. Вода в малых жанрах фольклора

Как много сказано о воде! Уже наши давние предки посвящали ей пословицы, песни, загадки. Пословицы, выражая народную мудрость, не только украшают нашу речь, но и учат бережному отношению к природе, в том числе и к воде. Вслушайтесь в них: «Лес да вода поле красят», «Апрельские ручьи воду будят», «Хлеб да вода – богатырская еда», «Вода путь найдёт», «Глубокая вода не мутится» .

Немало у русского народа и крылатых выражений (фразеологизмов) о воде. (Кстати, крылатыми их назвал Гомер, потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.) Каждое их них можно заменить нейтральным синонимом, понятным всем, но не таким ярким и образным, как крылатое слово. Например, «Как в воду глядел» - как будто заранее знал; «Воду решетом носить» - заниматься бесполезным делом; «Воды в рот набрал» - молчит; «Воды не замутит» - смирный человек; «Из воды сухим выйдет» - останется безнаказанным; «Лить воду на чью-нибудь мельницу» - действовать в чью-нибудь пользу; «Водой не разольёшь» - очень дружные; «Вывести на чистую воду» - раскрыть чьи-нибудь тёмные дела и др. .

А как точно и тонко подчёркиваются свойства и особенности воды в загадках!

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Без ног ходит, без рта глотает. (Река)

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь. (Река) .

А вот современная загадка:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без… (воды).

Думаю, все заметили, что в дошедших до нас через столетия пословицах и загадках подчёркивается то, что вода – часть природы, а в более современной приведённой загадке – практическая значимость воды.

  1. Вода в сказках

Одним из самых моих любимых жанров литературы являются сказки. Вот где у воды часто главная роль, вот где она царствует как герой произведения. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море-океане, на острове Буяне…». В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».

В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река:

«– Речка-матушка, спрячь меня!

– Выпей моего молочка!

Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели».

Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая!»

Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях.

«Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мёртвая вода – это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы» .

В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану–царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил».

В авторских сказках вода получает продолжение. Например, в «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина главному герою помогает чародей-старик, который сопровождает Руслана во всех его приключениях, он же омывает раны мёртвой водой и оживляет витязя живой. Этот сюжетный элемент А.Пушкин позаимствовал из народных сказок.

В немой глуши степей горючих
За дальней цепью диких гор,
Жилища ветров, бурь гремучих,
Куда и ведьмы смелый взор
Проникнуть в поздний час боится,
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою;
Кругом всё тихо, ветры спят,
Прохлада вешняя не веет,
Столетни сосны не шумят,
Не вьются птицы, лань не смеет
В жар летний пить из тайных вод;
Чета духов с начала мира,
Безмолвная на лоне мира,
Дремучий берег стережет...
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи давний сон
И удалились страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает… .

А из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым:

Вот конек хвостом махнул,

В те котлы мордой макнул,

На Ивана дважды прыснул,

Громким посвистом присвистнул.

На конька Иван взглянул

И в котел тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже.

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

Вот он в платье нарядился,

Царь-девице поклонился,

Осмотрелся, подбодрясь, .

С важным видом, будто князь.

Вода помогает героям А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Когда мать и ребёнка – жертв клеветы – поместили в бочку и бросили в море, море пожалело их и выбросило на берег:

"Ты, волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько». .

А в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» вода, море – дом главной героини, и только там она чувствует себя счастливой: «Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит».

В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе: «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему…» Вода помогла ему, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что тема и образ воды занимает в сказках огромное место. В них она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных наказывает.

  1. Вода в литературе ХХ века

Поэты и писатели ХХ века тоже посвятили воде немало строк, сделали её героиней многих произведений. Среди писателей, создавших лучшие произведения о Родине и её богатствах, безусловно, выделяется К.Г.Паустовский. Я пока мало знаком с его творчеством, но мне уже известна его повесть «Мещёрская сторона».

В ней К.Паустовский написал о лесных реках и каналах «о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Солотча – извилистая и неглубокая река. В её бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». Пра течет из озер северной Мещоры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре, в дремучих лесах, селились раскольники. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Еще при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещорские болота и создать под Москвой большие земли для колонизации… Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень живописны. Они уходят в глубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места» .

Читаешь такие строки и чувствуешь, что автор не только хорошо знает эти места, но и любит их беззаветно. И это не случайно. Мещёрский край – последняя любовь К.Паустовского. Посвящая ему целую россыпь изумительно поэтичных, даже музыкальных, рассказов, писатель напоминает нам, что мы должны беречь наш мир, эту прекрасную землю.

По совету учителя литературы я прочитал недавно рассказ Е.Носова «Кукла» и был просто потрясён. Повествование начинается с описания любимых мест рассказчика: «Денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки…», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснёт по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матёрый хозяин-сом…» .

И вот через несколько лет рассказчик снова оказывается в тех же местах. Что теперь видит он? «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. …всё язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прёт чёрная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину» .

Какая огромная разница между двумя зарисовками реки! Если в первой светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, радости, то во второй – краски мрачные, грязные. Ясные и открытые дали сменились другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески затянуло». Причину обмеления реки, изменений в природе Е.Носов видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химикатов.

Самое же страшное, по мнению автора, состоит в том, что в людях растёт безразличное отношение друг к другу, жестокость по отношению к природе. Изменить ситуацию ещё можно, если каждый задумается над ней, будет работать над собой, бережно относиться к земному богатству. И ещё об одном заставляет задуматься рассказ Е.Носова. Пожалуй, в ХХ веке меняет своё значение и словосочетание «мёртвая вода». Никак уже она не представляется жидкостью, которая способна заживить раны или срастить расчленённые части тела. Теперь слово «мёртвая» воспринимается в прямом своём значении по отношению к воде, т.е., по словарю С.И.Ожегова, «1.Умерший, лишённый жизни. 2.Лишённый жизненности, оживления. 3.Бесплодный, бесполезный» .

Когда я читал начало рассказа Е.Носова, то во втором описании реки узнавал наш родной Кутулук. Такое же мелководье с грязью и тиной, такие же берега, заросшие сорной травой и кустами, да ещё горы мусора, сброшенные сюда некоторыми жителями нашего села или оставленные любителями отдохнуть на природе. Конечно, есть среди кротовчан и те, кто к реке относится бережно; конечно, её берега регулярно очищают (в том числе и мы, школьники). Но пока среди нас живут жестокие, бессердечные люди, не понимающие, что вредят самим себе, когда губят реку, мы будем слышать «вздох речной воды». Именно об этом стихотворение учителя нашей школы Борисенко Н.П.

Ещё апрель не начался,

А лёд на речке поднялся.

И скоро-скоро понесёт

Она прозрачный хрупкий лёд.

А по пологим берегам

Весна навстречу выйдет к нам.

И рада ей моя река:

Она наполнит берега,

Напомнит плеском волн весна

Её былые времена,

Когда с хрустальных берегов

Смотрелась в речку синь кустов,

Когда под вечер соловей

Пел о любви реке моей…

Пройдёт весна, спадёт вода –

Не будет радости следа.

На мелководье – тина, ил,

На берегах лишь хлам один.

И слышен вздох речной воды –

Так ждут печалей, ждут беды…

К сожалению, такими страшными и грустными произведениями всё пополняется и пополняется современная литература. Их авторами становятся и школьники, участвующие в конкурсах экологических сказок и стихов. А героем таких произведений часто выступает вода.

  1. Результаты наблюдений

Проведя наблюдения над текстами различных произведений, мы сделали несколько важных выводов :

  1. Вода изображается в разных жанрах литературы: пословицах и поговорках, загадках и песнях, рассказах, повестях, стихах и поэмах.
  2. В каждом жанре вода выполняет особую роль, чаще всего помогает человеку или наказывает его.
  3. Изображение воды в произведениях литературы ХХ века обретает новую направленность – экологическую.
  4. Тема и образ воды в литературе важны для читателя, т.к. помогают формировать нетерпимое отношение к загрязнению и уничтожению воды.
  1. Заключение

Заканчивая наблюдение за темой воды в литературе, мы делаем главный вывод: произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь. Остаётся только спросить себя: а правильно ли ты используешь то, что дано природой, не растрачиваешь ли впустую драгоценный «сок жизни», что ты сделал для того, чтобы вода перестала быть мёртвой в прямом значении этого слова? Истина, сокрытая в литературе с древних лет и до наших дней, осветляет память и мысли, заставляет посмотреть на такую привычную воду другими глазами. И невольно вспоминается стихотворение, на которое случайно наткнулся на сайте Наиля Бигеева и которое уже не выходит из головы:

Родилась мирным родником
Или грозой гремучей.
Растёт проворным ручейком
Потом рекой могучей.

Несёт богатство, доброту.
Нет сил её предела,
И корабли её в порту,
Уставшие от дела

Стоят, задумавшись о том,
Как сделать жизнь краше,
Что с нами сбудется потом
И что с Землёю нашей.

А сколько рыбы в ней живёт
Красивой, но молчащей,
Как мыслей пламенных полёт,
Прекрасное таящих.

И с ней по жизни на века,
Заросшие, крутые,
Идут родные берега
Побитые, стальные.

Она ласкает их всегда
За верность их и силу.
Им не изменит никогда
И вечно будет милой.

Родившись чистым родником
Или грозой гремучей,
Уйдёт неслышно так - тайком
А после станет тучей.

Мне - тяжело её понять
Она ведь так текуча…
То лёд, то пар, а то опять
Красива и могуча.

И всё ж какой бы ни была,
Её мы любим страстно.
Она живое родила,
Ругать её напрасно.

Список литературы

Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002..

Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова. – М., 1967.

Фольклор народов России. В 2 т. Т.2: М.: Дрофа, 2002.

Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. – М., 2007, с. 207

Пушкин А.С. Руслан и Людмила.

Ершов П.И. Конёк-горбунок.

Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане.

Паустовский К.Г. Мещёрская сторона.

Носов Е.И. Кукла / Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина, М., 2003, с.158.

Там же, с. 159.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994, с.347.

www.storybook.ru/russian/

Художественные произведения таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.Чтение стихотворений, народных сказок, песенок, потешек, сопровождаемых показом наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека художественных произведений о воде

Потешки

Рыбка в озере жила,

К нам с тобою приплыла

Малыша мы будем мыть,

Рыбку будем мы ловить.

Нам вода не холодна.

Где же рыбка? Вот она!

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Жил-был карась,

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказке половина.

Жили-были три гуся,

Вот и сказка вся .

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки!

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Никто, никто, тирлим - бом - бом

Не может догадаться

Куда идёт весёлый гном

А гном идёт купаться!

Мы пойдем купаться и в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки нашей милой крошке,

Вымоем ручонки маленькой Настёнке,

Спинку и животик, личико и ротик -

Чистая какая доченька родная!

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Котик-коток

Просыпался ранешенько,

Бежал на мосток,

Умывался белешенько.

Носик мыл, хвостик мыл,

И про лапки не забыл.

Чтоб зубки засверкали,

Мы их пополоскали.

Теперь кусочек мыльца

Поможет нам умыться.

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке.

А на Бабу Ягу –

Лей по целому ведру!

Моем носик, моем щёчки

Маминого птенчика,

А на маленьком крючочке

Ждёт нас полотенчико.

У лесного родничка

Пили воду два бычка

Пили, пили, напились

И бодаться принялись.

Ай, боду – боду – боду!

Ой, сейчас я упаду!

Л. Яхнин

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти -

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

В маленькую ванночку

Воду наливают,

Маленького Ванечку

Моют-намывают.

И растут до потолка

Белой пены облака,

И сверкают пузыри,

Как цветные фонари.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Перед тем, как спать ложиться,

Нужно нам с тобой умыться.

Моем глазки, бровки, носик,

Чтобы сон пришел к нам в гости.

Загадка про воду

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

(Круговорот воды в природе)

Уж дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом!

Расти, коса, до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушку.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Загадка про воду

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

(Вода)

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок

Губкой мы помоем ловко

Ручки, ножки и головку

Лейся, лейся, вода

Будем чистыми всегда!

Весна – красна

Нам добра принесла…

Хлебушка краюшечку

И водицы кружечку.

В ворота ручей бежит

И тихонько так журчит.

Ты, дружок, остановись,

И друг другу поклонись.

(рус. нар. прибаутки, заклички)

Стихотворения

«Приказ»

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Э. Мошковская

Дождик

Дождик льётся тише, тише

Не стучит уже по крыше

Кап…кап…кап…

Дождик кончился! Ура!

Рада! Рада детвора!

Т. Казакова

Тучка и солнышко

Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!

«Кто не умывается»

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается –

Никак не называется.

П. Синявский

Кораблик»

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

Прокати, капитан!

А. Барто

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

Мойдодыр (отрывок)

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

К. И. Чуковский

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

Лейка - молодец

Лейка, лей-ка!

Воды не жалей-ка!

Если очень жарко,

Мне воды не жалко.

Пей, морковка,

Репка, пей,

Помидор

И лук-порей!.. -

И зеленый огурец

Хвалит лейку:

Молодец!

В. Ланцетти

Сказка о царе Салтане

(отрывок)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

А. Барто

Девочка чумазая

(отрывок)

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

А. Барто .

Кораблик

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

Прокати, капитан!

А. Барто.

Зима (отрывок)

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

На санках (отрывок)

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты, сиди, не упади, -

Там канавка впереди

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

О. Высотская

Наши полотенца

Мы картинки разные

Сами рисовали,

Их над полотенцами

Сами прибивали.

Полотенце Олино

Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает

Синий самолет.

Знает свой кораблик

Боря-новичок,

Миша - землянику,

Машенька - волчок.

У Сережи - яблоко,

У Володи - груша,

А картинку с вишнями

Выбрала Катюша.

Бабочка - у Игоря,

Заяц - у Наташи...

Мы совсем не путаем

Полотенца наши!

Н. Найдёнова

Снег

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

Снежок (отрывок)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

З. Александрова

Обедать

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку

Не держите в кулаке.

Не кормите ту же кошку:

Плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба,

А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

Спасибо!

Е. Благинина

Жучка и тучка

Тучка по небу плыла,
Жучка домик стерегла.
Маленькая тучка,
Маленькая Жучка.

Тучка в дождик превратилась,
Жучка дождиком умылась.
Маленькая тучка,
Маленькая Жучка.

Тучка в синем небе тает,
Жучка грустно вслед ей лает:
- До свиданья, тучка!
- До свиданья, Жучка!

В. Степанов

Как на горке - снег, снег

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

Снежный кролик

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни -

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

О. Высотская

Сосулька

Когда я сосульку ел, -

Было очень вкусно,

А потом я заболел, -

Стало очень грустно .

Д. Дружинина

Гололедица

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

В. Берестов

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На снегу видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны!

И. Токмакова

Весёлый ручеек

С полей сошел снежок,
Проснулся ручеек:
Бежит он по лугам,
По рощам и садам.
Он песней голубой
Несется над землей,
Весны сынок -
Веселый ручеек.
Над ним поднял цветок
Свой маленький флажок,
И в воду стрекоза
Глядит во все глаза.
И бабочки толпой
К той песне голубой
Летят опять -
Хотят потанцевать.
Веселый ручеек
Свернул за бугорок,
Помчался к ивняку
И встретил там реку.
Весенний шум и звон...
Все речке отдал он,
Весны гонец...
Тут песенке конец.

В. Семернин

Обед
Глубоко- не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

И. Токмакова
Холодно!

Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей! -
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

О. Высотская

Мишка – неряха

Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Тут все звери закричали,
Мишку в речку затолкали.
Стали мыть его, купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
Не топите! Отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!

В. Степанов

Снежок

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

И. Винокуров

Дождик

Где ты, дождик, побывал?

Что ты, дождик, поливал?

Побывал в саду,

Полил я – го – ду!

А какую ягоду

Ты полил в саду?

И клубнику, и малину,

И смо – ро – ди – ну!

А крыжовник ты полил?

Не полил, забыл…

Ой, вернись назад

Да полей весь сад!

Н. Пикулёва

Умывалочка

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По – нем – нож - ку.

Нет, не понемножку –

Посмелей!

Будет умываться веселей!

Давай – ка с тобой закаляться:

Холодной водой умываться!

Студёной водой умываться –

Простуды зимой не бояться!

Н. Пикулёва


  1. Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. Энциклопедический справочник. - М.: Протектор, 2000.
  2. Миклашевский Н.В., Королькова С. В. Чистая вода. Системы очистки и бытовые фильтры. - Дюссельдорф, Киев, Москва, Санкт-Петербург: «Арлит», 2000.

    Государственный контроль качества воды. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

    Громогласов А.А. и др. Водоподготов-ка: процессы и аппараты. - М.: Энерго-атомиздат, 1990.

    Учебное пособие: Вода, которую мы пьем. Издатель: ЗАО «Компания Медиа-Сервис».

    Отчетпотеме:«Гигиеническаяоценкаи изучение барьерной роли природных цеолитов Холинского месторождения по отношению к ряду химических и биологических загрязнителей при использовании их в качестве фильтрующей загрузки для очистки питьевой воды». - Новокузнецк: Академия медицинских наук СССР, Сибирское отделение, 1990.

    Савченко М.Ф.,Ткачев П.Г.,Львова И.П. Цеолиты России (Мед.-биол., гигиен., экол. и экон. аспекты).- Иркутск: Иркутский университет, 1998. - С. 253.

    Цеолиты - минерал XXI века. // Сантехника, отопление, кондиционирование, №4, 2004. - С. 50-52.

    Герасимов Г. Н. Адаптация технологии обработки питьевой воды к новым условиям: применение. // Водоснабжение и санитарная техника. - №б. - М.: Изд-во ВСТ, 2003.

    Бернал Дж., Фаулер Р. Структура воды ионных растворов // Успехи физических наук, 1934.-Т. 14, вып. 5.

    Сикорский Ю.А., Вертепная Г. И., Красильник М.Г. Физические свойства талой воды // «Известия вузов». - Физика, №3.-1959.

    Самойлов О.Я. Структура водных растворов и гидратация ионов. Сб. Состояние и роль воды в биологических объектах. - М.: Наука, 1967.

    Классен В. И. Омагничивание водных систем. - М.: Наука, 1982.

    Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. Сборник второго всесоюзного совещания. - М.: Цветметинформация, 1971.-С.316.

    Тринчер К.С. Состояние и роль воды в биологических объектах. - М.: Наука, 1967.-С. 143-149.

  3. Соловьева Г. Р. Перспективы применения магнитной обработки воды в медицине. // В сб.: Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М., 1974.
  4. Чеснокова Л.Н. Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М.: Цветметинформация, 1971.-С. 75.

    Шимкус Э.М., Каленкович Н.И., Аксенов Ж.П. Применение намагниченной воды для лечения мочекаменной болезни. // Материалы симпозиума «Неоперативные методы лечения МКБ и медикаментозная профилактика рецидивов». - Киев, 1972.

    Моргунов И. И. Проблемы клинической патологии. - Рязань, 1966. - С. 105.

    Пилипенко В.А. Актуальные вопросы здравоохранения практической медицины - Киев: Донецкий мединститут, 1979. 21.ГребневА.Н., Классен В.И., Стефанов-ская Л. К., Жужгова В. П. Растворимость мочевого камня человека в омагни-ченной воде. В сб.: Вопросы теории и практики магнитной обработки воды и водных систем. - М., 1971.

    Шимкус Э.М., Аксенов Ж. П., Каленкович Н.И., Живой В.Я. О некоторых лечебных свойствах воды, обработанной магнитным полем. В сб.: Влияние электромагнитных полей на биологические объекты. - Харьков, 1973.

    Шимкус Э.М. и др. Труды Крымского медицинского института. 1973. -Т. 53. - С. 67-70.

    Гигиеническая оценка магнитных полей (материалы симпозиума 22-23 мая 1972 г.). - М.: Минздрав РСФСР, 1972.-С. 182.

    Пилипенко В.А. Актуальные вопросы здравоохранения практической медицины. - Киев: Донецкий мединститут, 1970.

  5. Протокол №01-6/23 исследований методом биоиндикации воды, пропущенной через фильтры. ГУ Научный Центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, 13.01.2004.
  6. Педашенко Д.Д., Божко Л.И. Осветление мутных поверхностных вод на коммунальных водопроводах. // Водоснабжение и санитарная техника, 2004, №1.

    Морина М.В., Блажко А.В. Водоочистные устройства - практика сертификации //Питьевая вода. - 2002. - №4. -С. 14.

    Ананьева Е. А. и др. К вопросу о методике определения эффективности водоочистных устройств бытового назначения // Питьевая вода. - 2001, №3. - С. 9.

    Веремьянина Л. Сколько Вам лет, спросите у Михайловой // Вечерний Новосибирск, 23 января 2003 г.

    Зуев Е.Т., Фомин Г.С. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и

    европейских стандартов к качеству и безопасности. - М.: Протектор, 2003.

    Каталог продукции Компании АРГО. Информационный пакет. Выпуск №16.- Новосибирск: ООО «Арго-Сибирь», 2003.

Вода - это жизнь, основа всего живого на Земле. Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для будущих поколений, ежегодно с 1992 года по инициативе ООН 22 марта отмечается Всемирный День водных ресурсов - День воды. А в 2003 году ООН объявила 2005-2015 годы - Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В России этот день впервые отмечался в 1995 году.

Каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня, посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были слова: «Забота о наших водных ресурсах является делом каждого», «Вода и женщины», «Достаточно ли воды в мире?», «Грунтовые воды - невидимый ресурс», «Водные ресурсы для здоровья», «Водные ресурсы и стихийные бедствия», «Водные ресурсы и культура», «Решение проблемы дефицита воды», «Чистая вода для здоровья мира», «Вода для городов», «Вода и энергия», «Вода и устойчивое развитие» и другие. 22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.
Россия - великая водная держава, занимающая по объему речного стока второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека - третье, после Бразилии и Канады. Всего по территории России протекает 2,5 млн. рек общей протяженностью 8 млн. км и находится 2,7 млн. озер. Запасы воды в озерах составляют около 26,5 тыс. куб. км, из них на озеро Байкал приходится 23 тыс. куб. км - а это 20 % от мировых запасов поверхностных пресных вод. Кроме того, в России существует 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. куб. м.

Водное изобилие накладывает на Россию и особую ответственность перед человечеством за сохранение этого важнейшего природного ресурса. Проблема дефицита пресной воды, по мнению международных экспертов, станет одной из самых острых к середине XXI в.

С приходом воды появляется жизнь. Пропадает вода, и жизнь становится невозможной. Потому что вода - это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза - загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания?

Да, если мы будем безразличны к воде!

Несколько интересных фактов о воде

Вода - самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.

Вода - первое, что ищут исследователи на других планетах.

Водой называют химическое соединение H2O. Но оно является уникальным универсальным растворителем. Именно поэтому найти чистую воду в природе невозможно. Вода вбирает в себя множество встреченных на пути веществ и соединений. В результате человек потребляет не чистую воду, а сложный раствор с множеством самых разных компонентов.

Учеными доказано, что у воды есть память - после соприкосновения с веществом она знает о нем все. Отражается это на ее структуре.

Вода является единственным веществом на земле, которое способно пребывать в трех состояниях - газообразном, жидком и твердом. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.

Все хорошо помнят из школьного курса физики, что вода замерзает при 0 градусов, а при 100 градусах закипает. Однако существует так называемое сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода - без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.

Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода - это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.

Вода - основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные - на 75%, рыбы - на 75%, медузы - на 99%, картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.

Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды - именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.

Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды - пять-семь суток. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.

Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.

Морская вода - весьма питательная субстанция. В 1 куб. см такой воды содержится 1.5 г белка и других веществ. Ученые считают, что один только Атлантический океан по своей питательности оценивается в 20 тыс. урожаев, которые собирают за год по всей суше.

Викторина к Празднику воды

1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).

2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).

3. Чем знаменито озеро Байкал? (Это самое глубокое озеро в мире)

4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).

5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).

6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).

7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).

8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).

9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря - возникают в природе без участия человека).

10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).

11. Какая рыба крякает? (Морской карась).

12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).

13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).

14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).

15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).

16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).

17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).

18.Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).

19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).

20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).

21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).

22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).

23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).

24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).

25. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).

26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).

27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).

28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).

29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).

30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).

31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).

32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).

33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).

34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).

35. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).

36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).

Познавательная литература о воде (для детей)

Баландин, И. Дарующая жизнь/ И. Баландин // Домашний лицей. - 2001. - № 2. - С. 58-65

Бесценный и загадочный источник жизни // Клепа. - 2006. - № 5. - С. 10-11

Великое богатство Земли // Клепа. - 2010. - № 6. - С. 2-7

Вода - это жизнь // Детская энциклопедия. - 2006. - № 10. - С. 1-54

Калашников, В. Тайны воды. Реки, озера, моря и океаны: занимательное естествознание / В. Калашников. - М.: Белый город, 2010. - (Энциклопедия тайн и загадок)

Капля, речка, океан. - С.-Пб.:Лицей,1992

Клейман, Т. Многоликая вода/ Т. Клейман // Детская энциклопедия. - № 6. - С. 1-56

Окунемся во вселенную воды // Костер. - 2014. - №10. - С. 17. - О музее воды в Санкт-Петербурге

Остапчук, О. Голубые нити жизни/ О. Остапчук // Детская энциклопедия. - № 6. - С. 1-16. - Путешествие по рекам России, главным источникам питьевой воды

Павлова, Е. Живая вода/ Е. Павлова // А почему? - 2005. - № 6. - С. 4-5. - О родниковой воде

Петрова, Е. На то и водица, чтобы вдоволь напиться? // А почему? - 2008. - № 3. - С. 28-29. - Игротека посвещена сказочной воде

Петрова, Е. Сколько в воздухе воды?/ Е. Петрова // А почему? - 2011. - № 6. - С. 4-7

Петрянов, И. Самое необыкновенное вещество в мире/ И. Петрянов. - М.: Педагогика,

1981. - [Библиотека «Детская энциклопедия». - «Ученые - школьникам»]

Почему моря соленые? // Клепа. - 2012. - № 4. - С. 2-5

Художественная детская литература о воде

Бианки, В. Рыбий дом

Гернет, И. Хорошая вода

Гумилевская, М. Рассказ о водяной капельке

Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /сост. В. Аникина. - М.: Детская литература, 1987

Константиновский, М. Почему вода мокрая

Мар, Е. Океан начинается с капли: рассказ о воде

Пластов, М. Капля в море: познавательная сказка

Поступальская, М. Планета Океан: рассказы о воде

Рыжова, Н. История одного пруда; Как люди речку обидели; Вы слыхали о воде?

Сахарнов, С. Кто в море живёт?; По морям вокруг Земли; Человек под водой; В теплом море; Дельфиний остров; Подводные приключения и другие

Сладков, Н. Подводная газета; В подводном лесу

Тамбиев,А. Как увидеть морское дно?

Чуковский, К.И. Мойдодыр

Шим, Э. Ручей

Эти книги и статьи из периодических изданий есть в нашей библиотеке.

Использовано:

http://tenyaeva.ucoz.ru/publ/informacija_uchenikam/ehto_polezno_znat_interesnye_fakty/interesnye_fakty_o_vode/5-1-0-14 Интересные факты о воде