Конспект занятия «Человеческие потребности. Вопросы для повторения. Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить

Урок обществознания по теме: «Потребности человека» 8 класс

цели: Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Начало урока

    Организационный момент

    Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

Определите тему нашего урока? (потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? (что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II . Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

Как бы вы дали определение термину потребность? (ответы учащихся)

А теперь откроем учебник стр 45 и сравним определение потребность с вашим определением. (дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1 )Задание классу

Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в, на ветвях дерева напишите свои потребности.

Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? (ответы учащихся)

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика. (как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном: Слайд 5

Потребности являются источником активности человека (вы согласныс этим утверждением?) (ответы учащихся)

ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу. ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.

Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей Слайд 6 ( ответы учащихся)

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. (ответы учащихся) Слайд 7

3) Работа по карточкам – работа в парах

    Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

    Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:

    Возникают с момента рождения человека

    Появляются в сознательном возрасте

    Существуют у каждого индивида

    Не влияют на поведение индивида

    Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

    Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.

    Духовные потребности

    Социальные потребности

    Потребности в безопасности

    Престижные потребности

Карточка №4

Вид потребностей

Проявление

1)Физиологические

А) участие в каких-либо общественных организациях

2) Престижные

Б) создание литературных произведений

3) Духовные

В) защита от холода или жары

4) Социальные

Г) карьерный рост

3 Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение №1)

4 Вывод

Итак, что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия . Учащиеся дополняют предложения.

Сегодня я узнал

Я понял, что..

Теперь я могу

6. Домашнее задание

1. Прочитать. § 6

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест.

Тема: « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении дружбе, любви, уважении и взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

Примеры

1) биологические

2) социальные

3) духовные

4) ложные

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

«Потребности человека»

Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Ключевое слово: «потребности», «товары», «услуги».

Материалы для проведения занятия: шкатулка.

Ход занятия

Вводная часть.

Волшебный сундучок..

– Дети, что вам поднимает настроение?

– А какие вещи помогают вам развеселиться?

– А сегодня я принесла вам волшебную шкатулку. Из неё каждый из вас сможет достать то, что он хочет. Именно ту вещь, которая поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать нам, что вы достали. (Воспитатель демонстрирует работу шкатулки.)

1. Терминологическая часть.

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «потребности».

– Ребята, у каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? Потребности­ – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Беседа-размышление.

– Дети, подумайте и назовите свои потребности, то без чего вы не сможете жить (пища, солнце, воздух, тепло).

­– Когда человек растет, то его потребности растут вместе с ним. Давайте вспомним то время, когда вы были совсем маленькими и только пришли в детский садик. Какие у вас тогда были потребности?

Воспитатель знакомит детей с различными потребностями.

– Дети, как вы считаете, у всех ли людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья? Все ли люди хотят быт здоровыми?

­– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогаю людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 01 – пожарная помощь (служба спасения), 02 – милиция, 03 – скорая помощь.

– Дети, когда вы вырастите, у вас появиться потребность в образовании и тогда вы пойдете в школу.

– А сейчас каждый ребенок ходит в детский сад, общается дома с родителями, друзьями. Это происходит потому, что у нас есть потребность в общении. Мы не можем долгое время находиться без общения.

Эксперимент «Молчанка».

– Ребята, давайте с вами проведем эксперимент. Проверим, сколько времени человек может находиться без общения. Сейчас каждый «закроет ротик на замок» и постарается как можно дольше ни с кем не разговаривать. (Проводят эксперимент.)

– Дети, мы с вами только что определили, что человек не может долгое время находиться без общения.

Беседа-уточнение.

– Дети, давайте подумает, одинаковые ли потребности у мальчиков и девочек?

– Сейчас я буду называть вам различные предметы, и если они относятся к потребностям мальчиков – мальчики будут поднимать руку вверх, а ели это потребности девочек – то девочки должны поднять руку вверх. Будьте внимательны: зубная щетка, кукла, мяч, машина, велосипед, тепло, кровать, вода, заколки.

– Мы видим с вами, что потребности у мальчиков и девочек немного отличаются. Но есть то, без чего не могут прожить ни девочки, ни мальчики. Это тепло, вода, пища и воздух.

Физкультурная минутка.

– Дети, давайте попробует изобразить кошечку, которой очень холодно (дети встают и изображают замерзшую кошку).

– Для того чтобы согреться, кошечка решила растереть своё тело лапками (дети потирают руками своё туловище, руки, ноги).

– Но и это не помогло кошечке согреться. И тогда она решила сделать зарядку (дети выполняют несколько упражнений).

– Ну вот выглянуло долгожданное солнышко, кошечка потянулась во все стороны и начала сладко мурлыкать (дети потягиваются в разные стороны со звуком «мур-мур-мур»).

Воспитатель знакомит детей с понятиями «товар» и «услуги».

– Дети, для того, чтобы удовлетворить все ваши и свои потребности, родители покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и не съедобные. Игрушки, мороженное, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар».

– Но не все потребности можно удовлетворить купит какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы ­– это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

2. Игровая апробация материала.

Дидактические игры.

Одну игру за выбором воспитатель проводить во время занятия, остальные – на протяжении недели.

Игра – обобщение «Виды товаров».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно найти лишнее слово и определить, каким словом можно назвать все остальные слова.

Стол Шапка

Стул Яблоки

Куртка МЕБЕЛЬ Штаны ОДЕЖДА

Шкаф Юбка

Огурец Сапоги

Морковь Картофель

Капуста ОВОЩИ Босоножки ОБУВЬ

Туфли Ботинки

Игра – диалог «Товары ­– услуги».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям определить, является ли названное слово товаром, или же это учреждение, которое предоставляет услуги (услуги дети называют самостоятельно).

Игрушки ­– Т.

Парикмахерская – У (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы).

Одежда ­– Т.

Почта ­– У (пересылка писем, открыток, телеграмм, разноска журналов, газет).

Кукла – Т.

Мастерская – У (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков).

Книга – Т.

Фломастеры – Т.

3. Вариативная часть.

(Эту часть занятия воспитатель проводит по собственному усмотрению.)

Развитие речи.

Работа над загадками..

Воспитатель предлагает детям разгадать загадки и определить, являются ли названные предметы товаром или услугой.

Изобразительная деятельность.

Изображение предметов.

Детям предлагаться нарисовать любой товар или услугу (в углу рисунка ребенок обозначает буквой Т – товар, У – услуги). Или же ребенок рисует свои потребности.

Заключительная часть.

– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждого из нас есть свои потребности в пище, воде, тепле, потребности в общении. Но ёще каждому человеку необходимо внимание друзей. Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Приложение к занятию

Загадки

Транспорт (услуги).

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит.

(Самолет.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

Товары.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

(Стол.)

Не будильник, а звенит,

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно – … (Телефон.)

доцент кафедры воспитания и развития личности,

ДоноблИППО, Донецк, Украина.

Конспект урока по обществознанию, 6 А класса;

Учитель: Джамалова Н.М., ВП, 1к.

Тема: «Потребности человека»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: 1. Деятельностная: формировать у обучающихся представление о человеческих потребностях, позволяющих создавать новые возможности человека.

2. Содержательная: познакомить обучающихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Научатся определять понятие потребность;

    Классифицировать основные виды потребностей;

    На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

    Научатся понимать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Личностные:

    Оценивают свою деятельность, достижения,

    Характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,

    Стоят свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные:

    Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют вопросы (регулятивные);

    Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.​ (познавательные)

    Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. (коммуникативные)

Технологии: ТДМ

Ход урока.

    Мотивационный этап: (1 минут)

«Кто ни о чем не спрашивает, тот ни чему не научится.» (Томас Фуллер) (1 слайд)

- Объясните значение слов Томаса Фуллера .

Вывод: - Я рада, что вы готовы отвечать на вопросы, рассуждать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

(Ситуация на экране) Читает___________________

Жил на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастической. (2 слайд)

- Может ли такая ситуация реально быть в жизни человека?

Вывод: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои какие-либо желания.

    Актуализация знаний (7 мин)

Личность, деятельность, самооценка, потребность, самосознание. (3 слайд)

Какое понятие можете охарактеризовать?

Какое вам незнакомо?

3. Проблемная ситуация (7 мин)

Где вы встречали это слово?

Давайте подумаем, каким словом можно заменить потребность?

- Потребность – желание – нужда (4 слайд)

А теперь мы с вами попробуем найти определение понятия в различных источниках;

(по группам)

- (ИМЯ) вы корреспондент, вам необходимо провести опрос среди наших гостей с целью выяснения их мнения «Что такое потребность?»

- (ИМЯ) вы активный пользователь в Интернете, с помощью данного ресурса найдите определение термина потребность;

- (ИМЯ) вы приверженец традиционных способов поисков информации, вам необходимо дать определение термина потребность с помощью толкового словаря;

Несколько определений термина потребность перед вами на листочках выберете то, которое вы считаете наиболее подходящим, аргументируйте свой ответ

Потребность - это

Форма активности живых существ;

Это необходимые условия для существования;

Это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

Это нужда в том, что необходимо для существования личности.

(Поводим итоги) Слово детям

    Выход из проблемы (2 мин)

Давайте сравним с эталоном, то что у вас получилось, и все вместе проговорим в слух определение.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (5 слайд)

Какой можно сделать вывод на этом этапе урока, что вы узнали на этом этапе урока? Если у человека есть потребности, то он способен к саморазвитию.

Физминутка

- Я вам предлагаю помечтать. Закройте глаза, чтобы вас ничкго не отвлекало и ответьте себе на вопрос: Что я хочу в ближайшее время? Можете закрыть глаза и воспроизвести в представлении образ желаемого. (1 мин)

Первичное закрепление: (5 мин)

Потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

(6 слайд) Потребности: биологические

социальные

духовные

А теперь давайте поработаем с учебником. Открываем учебник на странице 34 и находим группы потребностей и раскрываем их понятия.

Твоя мечта к какой группе потребностей можно отнести.

6. Самостоятельная работа: (разноуровневая) (10 мин)

Сейчас вы будете работать самостоятельно, у каждого ряда будет свое задание;

    первый ряд дает определение терминам «личность» и «самооценка»

    третий ряд дает определение терминам «деятельность» и «самосознание»

    второй ряд устанавливает соответствие, каждому понятию, подберите соответствующую характеристику.

- Теперь давайте проверим по образцу (5 мин)

    слайд) Личность – это

Деятельность – это

Самооценка – это

Самосознание – это

Самооценка. Кто справился с заданием? Что помогло? (Знания, полученные на уроке)

    Рефлексия: (5 мин) (7 слайд)

Давайте подведем итог урока вместе. У вас на парте лежат карточки с опорными словами. Оцените свою работу на уроке.

На уроке было трудно………

Я работал (активно/пассивно)………..

Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)……..

Урок мне показался (интересным/скучным)………..

За урок я (не устал/ устал)

Моё настроение стало(лучше/хуже)

Материал урока полезный и понятный….

    Домашнее задание (2 мин) (8 слайд)

§4, ответ на вопрос, письменно «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

План – конспект открытого урока в 8 классе

Учитель : Левкина Н.В.

Тема урока: « Потребности человека».

Форма урока : комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока :

раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.

Задачи:

образовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке по теме «Личность и социальная среда».

в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме «Потребности человека»,

∙ воспитательные: воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность.

∙ развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.

∙ опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о связи потребностей с воспитанием и самовоспитанием.

Применяемые методы :

Проблемно-поисковый

Репродуктивный

Практический

Творческий

Формы работы :

Фронтальная;

Индивидуальная;

Самостоятельная.

Групповая

Местоположение урока в планировании :

Данный урок восьмой в теме: «Понятие общества и его основные признаки».

Прогнозируемый результат : закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и высших потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

Оборудование урока : Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко, тетради.

Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.

Ход урока

I – организационный этап: сообщение темы урока, постановка целей урока

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека, что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.

От чего зависит возникновение тех или иных потребностей в разные эпохи.

II этап -актуализация опорных знаний и умений учащихся:

«Метод – паучок» На доске от понятия проводят ассоциативные лучи

Понятие для обсуждения : Что такое потребности?

(Обсуждение, подведение итогов)

Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Вопрос для обсуждения : Вспомните прошлый урок и объясните, как вы поняли выражение «потребность быть личностью».(Вопрос 5 дом. задания, стр. 45 )

II этап – проверка дифференцированного домашнего задания ;

1 группа - репродуктивный уровень: Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8класс, стр. 45 в.1,2,4-, Рабочая тетрадь к учебнику, стр17-18, задание 1,2.

2группа- проверка практического задание: , Рабочая тетрадь к учебнику, стр18, задание 3,4

3 группа- проблемно-поисковое задание : зачитывание группой мини-сочинения по проблеме учебника А.И.Кравченко, стр. 45. «Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем?»

III этап –практическая работа по теме урока.

Учитель: Можно выделить 3 вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма;

Материальные, или предметно-вещные;

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Посмотрите на экран.


Слайд №1 Пирамида Маслоу.

Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей». А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:

1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.

2. Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.

3. Социальные потребности- свидетельствуют о том, что человек -живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.

4. Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.

5. Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.

Первые два типа потребностей называются первичными(врождёнными), остальные - вторичными(приобретёнными).

Практическая работа по слайду. (Работа по группам письменно).

Задание 1.

1-я группа

Из предложенного ниже списка выберите то, что является первичными потребностями, и что вторичными и запишите в 2 колонки соответственно этим видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.

2-я группа

Отличаются ли естественные (первичные) потребности человека от естественных потребностей животных? В чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?

Слайд №2 Рисунок рыцаря и современного человека .

От имени представителей данных эпох составьте список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду.

1-я группа

Ученики 1группы - «люди средневековой Европы»;

Ученики 2группы - «современные люди».

Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.

Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.

Слайд №3. На экране понятия: желания, потребности, деятельность, цель .

Задание: Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель (поясните их значение).

Слайд №4. Иллюстрации к сказкам «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Приключение Буратино».

1-я группа

Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?

2-я группа

Какие потребности возникали у Буратино, после его изготовления шарманщиком Карло? Какую проблему поднимает эта сказка?

Слайд №5 Пирамида Маслоу.

Ещё раз посмотрите на этот слайд, до какой ступени поднялись герои сказок? Почему в сказке Пушкина показан крах цели персонажа сказки, а в сказке Толстого персонаж добивается успеха?

Вывод о роли духовных потребностей в развитии личности, замыкание круга проблематики.

Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не - всегда успевал.

Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

Домашнее задание: параграф 6, ответить письменно на вопрос 2 рабочей тетради к учебнику А.И.Кравченко, стр21, задания 3,4 стр22-23.

Устно вопросы 3,4,


Разъяснить школьникам сущность потребностей живых существ, познакомить с их разнообразием.

Задачи:

Знать какие потребности могут быть у людей, понимать, что представляют собой потребности человека.

Уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения.

На основе конкретных примеров показать, какую роль в формировании личности имеют те или иные потребности.

Тип урока : Комбинированный, с использованием тестовых заданий (часть А, В1, В6, С7, С4, тексты №1 «Нужда и потребность», №2 Дело – источник удовлетворения).

Знакомство с новыми понятиями : потребность человека, иерархия потребностей.

Оборудование к уроку : текст №1,2,3, тесты по теме «Потребности», презентация, песня Булата Окуджава «Грузинская песня» для обсуждение социальных потребностей по заданным вопросам опираясь на поэтические строки, Фрагмент А.С. Пушкин сказка о золотой рыбке – для обсуждения престижных потребностей по тексту и вопросам..

Учитель: Наша жизнь - это многогранный процесс бесконечного познания в понимании потребностей человека. Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях человека стал рассматриваться в философии, социологии, экономики, психологии в первой четверти XX века. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых еще у философов Древности состоит только в том что, почти они Все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности.

Сегодня мы с вами рассмотрим проблемный вопрос - Могут ли влиять разнообразные виды потребностей в формирование личности?

Задание: Текст №1. Какие понятия вкладывает как – нужда и потребность современный психолог Я. Коломенский.

(работа учащихся с текстом).

Вопрос: Опираясь на текст, поясните, чем объективное состояние– нужда - отличается от психологического состояния - потребности?

Ответ:

(потребность как нужда определяет ощущение нехватки в чем-то, чего- то - дискомфорт. Потребность - активизация деятельности по достижению поставленной цели - удовлетворение их)

Учитель: 1) состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, 2) психологическое ощущение неудовлетворенности - осознает, что он чувствует, переживает. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что, то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Задание по тексту: 2 . Какие потребности отражают нужды

человеческого организма? Приведите примеры потребностей.

(физиологические, органические - стремление поддерживать свое существовании т.е. физическое выживание - потребности в пище, воде, сне, кислороде, половое влечение т.е. репродуктивные, предохранения себя от неблагоприятных воздействий климата- жары, холода).

3. Какие потребности свойственны и человеку, и животному?

Учитель:

Найдите ответ с помощь тестов №1,2., а также собственных примеров.

(Ответ: продолжение в потомстве, самосохранении…)

№1 И человеку, и животному свойственны потребности в

1) социальной активности

2) целенаправленной деятельности

3) заботе о потомстве

4) изменении среды обитания

№2 К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

1) самореализации

2) самосохранении

3) самопознании

4) самообразовании

4. Есть ли основания утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Рассмотрите, с помощью чего, и каким способом человек их удовлетворяет.

(Человек не будет есть зубами сырое мясо, он пользуется ножом и вилкой, он не будет пить из лужи, потребность в тепле по погоде, чтобы было комфортно, нужно не только добывать информацию о потребностях организма в определенных веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила).

Учитель:

Давайте вместе с вами обратимся к иерархической теорией потребности разработанной и изученной американским психологом Абрахамом Маслоу, он расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных влияющая на формирование личности.

Физиологические потребности занимают самую базовую потребность. Каждая потребность нового уровня становится насущной, когда удовлетворены предыдущие потребности.

Тест: №3. Верны ли суждения о потребностях человека?

А. Удовлетворение одной потребности человека приводит к формированию новой.

Б. Потребности человека изменяются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Вопрос? Какую роль играют биологические потребности в жизни человека?

Вторая платформа – (Потребности в безопасности).

Учитель: Экзистенциальная (лат. слова – существование) потребность занимает вторую ступень в иерархии потребностей., т.е. в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и.т.д.)

Тест№4. Найдите в приведенном ниже списке меры, гарантирующие определенную безопасность для индивида, и запишите цифры. Под которыми они указаны.

1.Страхование от несчастных случаев.

2.Создание комфортных условий в школе.

3.Посещение кинотеатра

4.Выполнять правило эксплуатации приборов

5.Знать правила уличного движения

6.Увлечение редкими видами растений.

Ответ: 1,2,4,5.

Вопрос? Какую роль, играют потребности в безопасности для человека?

Третью платформу занимают социальные потребности. Давайте вместе с вами заглянем на поэтическую страничку Булата Окуджавы от каких социальных потребностях герой авторских строк получал удовлетворение?.

(на столах, лежат стихи), Ответы: (проявление заботы, дружбы, привязанность, любви, социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим).

Какую роль, играют социальные потребности для человека?

Учитель:

Четвертая платформа – Тут мы подошли к престижным потребностям.

Вспомним « Сказку о рыбаке и рыбке» (фрагмент сказки, когда она говорит о своих желаниях).

Вопрос: Какой можно сделать вывод.

(напротив присуще свойство выделяться, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя внимание, стремление выделится, движет карьерой, получить более высокий статус, признание, оценку, их называют эгоистическими направленными на себя.) Потребности влияют на жизнь людей их поведения.

Вопрос? Согласны ли вы с утверждением что, потребности влияют на жизнь людей?

Учитель:

Пятая платформа: Духовные потребности.

(Там где начинаются высшие потребности, там начинается личность. т.е. потребность индивида стать личностью.)

Вторичные(приобретенные) потребности вносят больший вклад в формирование личности, чем первичные (врожденные). Подавление потребностей деформирует личность.

(Постоянно расширяется объем духовной информации (научные знания, произведения, религиозные ценности).

Задания по тексту.. Дело - источник удовлетворения.

1.О какой своей потребности пишет автор? К потребностям какого вида ее можно отнести: материальным, социальным или духовным? 2. Как вы думаете, какой смысл вложен в каждое слово выражения « настоящее жизненное дело»? В чем автор видит силу человека? Приведите примеры, подтверждающие его точку зрения.

(1. дело которое дает удовлетворение, 2. «настоящее», бескорыстное, нужное дело, дело польза для всех).3. сила человека не ради славы, награды а, ради самого, для всего человечества.

Вопрос: Какую роль играют духовные потребности?

(Уметь делать осознанный выбор, проявлять творческую активность, иметь свои убеждения, познать окружающий мир и самого себя, осознать смысл своего существования, реализовать свою уникальность.

Учитель:

Вывод: Удовлетворить духовные потребности - значит обрести основной смысл жизни, предпочесть добру злу, относиться к людям, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

Рефлексия.

Может ли жить человек, не испытывая ни в чем, потребности?

Какую роль, по вашему мнению, играют потребности в жизни человека?

Могут ли быть удовлетворены все потребности?

Тесты на закрепление материала.

Вопросы: 1. С6. Известный исследователь Маслоу среди других выделял следующие группы потребностей: физиологические потребности, потребности межличностных отношениях, потребности в самореализации. Конкретизируйте каждую из этих групп.

К физиологическим относится голод, жажда.

К социальным относятся потребности в дружбе, любви, привязанности, ощущении своей включенности в значимую группу.

К духовным потребностям относится потребности в реализации своего творческого потенциала.

Домашнее задания: & 6 стр, 46, воп.2,3,4,5,

Творческое задание. (Уметь выделять основные событии жизни, развитие целенаправленности личности).

1. Выписать 15- 20 основных событий жизни некого героя, который окончил школу в настоящее время и прожил по паспорту 75 лет, после чего внизу нужно написать, сколько он прожил в психологическом плане (оценить насыщенность и общую ценность жизни данного человека).

С8 Развернутый план по теме: Потребности человека.

Понятие потребности

Функция потребностей

А) врожденные

Б) приобретенные

Виды потребностей.

А) физиологические

Б) социальные

В) духовные

4. Роль потребностей в жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1)А.И. Певцов Обществознание, 2005 год, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

2)Е.А. Певцова Поурочные методические разработки, 2005 год, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

3)Л.Н. Боголюбов, Человек и общество, 2000, Москва.

4)В.В. Касьянов, Обществознание, 2009, ООО «Феникс», 2009 г.

5)П.А. Баранов, Обществознание полный справочник для подготовки к ГИА. 2009, -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011