Когнитивная наука: история, психологические основы, предмет, задачи и методы исследования. Познание принципиально отличается в начале и в конце обучения. Методы современной когнитивистики

Когнитивные науки (К.н.) (также используются термины "когнитивная наука", который соответствует английскому cognitive science, и "когнитивистика") - целостная междисциплинарная область, предметами которой являются приобретение, хранение, преобразование и использование знания .

К.н. включают в себя исследования, проводимые в таких областях, как: философия сознания , эпистемология и эволюционная эпистемология ; когнитивная психология ; и психолингвистика ; психофизиология и нейробиология ; компьютерная наука, исследования искусственного интеллекта и математическая логика ; этология и социобиология, психиатрия.

К.н. являются одновременно и единым исследовательским междисциплинарным полем, и совокупностью отдельных наук . Входящие в их состав отдельные науки сохраняют автономию и значительное разнообразие, но в то же время исследования в рамках К.н. почти всегда задействуют подходы и результаты нескольких наук. Предметом К.н. являются различные аспекты познания и мышления: законы восприятия , обработки, хранения и воспроизведения информации , связь их с устройством мозга человека и возможность реализации обработки информации на других носителях, исследования в области искусственного интеллекта, роль языка в познании, законы передачи информации, проблемы понимания и интерпретации, роль эволюционных механизмов в мышлении, специфика особых типов мышления.

История когнитивных наук

Как единое исследовательское поле К.Н. сложились в 60-80-х годах 20 в. Основания когнитивной науки были заложены исследованиями математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936). Ему удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тем самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил в 1948, что каждый элемент информации может быть представлен как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено с помощью двоичной системы счисления (в битах). В дальнейшем эти результаты были применены к изучению функционирования центральной нервной системы человека. Математическое моделирование процессов обработки информации у человека шло рука об руку с экспериментальным изучением этих процессов, начало которому было положено работой школы гештальтпсихологии . В 1948 была вдвинута гипотеза о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления.

В 50-х годах начал определяться круг проблем К.Н. - обработка информации у человека, структура языка и его влияние на мышление (работы Н. Хомского), разработки искусственного интеллекта.

Заметный вклад в становление когнитивной науки внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, позволившие объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием технических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека и формирования когнитивной психологии. С кон. 1960-х гг. анализ природы человеческого познания с помощью информационных моделей становится общепринятым подходом. Серьезное влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в когнитивной науке оказала компьютерная революция, быстрое развитие вычислительной техники. В результате здесь постепенно стало доминирующим направление, ориентированное на создание новых когнитивных компьютерных моделей, которые могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Впоследствии большую роль в К.н. стали играть также исследования по этологии и социобиологии, а также методики, дающие возможность непосредственного наблюдения над работой мозга, такие как магнитно-резонансная томография.

Основные области исследований, задачи и методы когнитивных наук

К настоящему времени когнитивная лингвистика представлена в мире несколькими мощными направлениями, каждое из которых отличается своими установками, своей областью и особыми процедурами анализа. Однако ряд достаточно различающихся между собой школ, несомненно, объединяет стремление дать языковым фактам и языковым категориям психологическое объяснение и так или иначе соотнести языковые формы с их ментальными репрезентациями и с тем опытом, который они в качестве структур знания отражают. Различные теории в разных аспектах вскрывают связь знаний, заложенных в языке, с субъектом восприятия, познания, мышления, поведения и практической деятельности; преломление реального мира - его видения, понимания и структурирования - в сознании субъекта и фиксирование его в языке в виде субъектно (и этнически) ориентированных понятий, представлений, образов, концептов и моделей.

В последние десятилетия к классическому кругу когнитивных наук стали присоединяться также исследования в области антропологии, этологии и социобиологии и даже таких, первоначально далеких, областях, как психиатрия. Когнитивная антропология возникла в середине 1950-х г. как результат осмысления феномена культуры в широком смысле. До этого времени определения культуры были прежде всего бихевиористскими - культура представлялась моделью поведения, действий или обычаев. Бихевиористские акценты, как уже было сказано, ставились также в лингвистике и психологии. Однако после того, как произошел постепенный отход от бихевиоризма, исследователи обратились к изучению культурных аспектов мышления и познания. Этот поворот произошел одновременно во трех сферах - в культурной антропологии , в лингвистике и в психологии . Целью когнитивной антропологии стало изучение культурной «компетенции» (competence), абстрактной «теории культуры», хранящейся в головах ее представителей. Однако со временем «культура» стала определяться в когнитивной антропологии прежде всего как система знания — внутренняя концептуальная система, обосновывающая и управляющая реальным поведением и наблюдаемыми событиями, или как эксплицитно выражаемая публичная система значений (вторая концепция вылилась в символическую антропологию). Сегодня имеется более десятка научных направлений, которые, используя ту или иную лексику и терминологию, ставят своей целью изучения «картины мира» или «менталитета». В частности, достаточно близкими друг другу по задачам являются психологическая антропология (этнопсихология) и когнитивная антропология. Для этнопсихологии задача состоит в следующем: объяснить, как и почему формируется специфическое восприятие народом себя самого и внешнего мира и как это восприятие влияет на поступки и поведение людей. Целью когнитивной антропологии стало решение очень близкой задачи - изучение структуры картины мира. Картина мира — это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Но если концепция «национального характера» (этнопсихология) предполагает взгляд на культуру со стороны внешнего наблюдателя, то когнитивная антропология пытается посмотреть на картину мира изнутри, глазами носителя культуры, понять и описать мир людей других обществ в их собственных терминах, как они его воспринимают и переживают в опыте. Таким образом, объектом изучения когнитивной антропологии является система ментальной организации элементов культуры.

Обращение к данным этологии позволило когнитивным наукам обогатиться новым видением инстинктивных, врожденных, природно обусловленных компонентов человеческого поведения. Из этологической практики такие науки, как социобиология, заимствовали методы многоаспектного изучения поведения, что, в свою очередь, позволило поставить перед изучением процесса познания ряд новых задач: изучение распознавания природных сигналов и конвенциональных знаков, эмоциональная регуляция познавательной активности, гипотеза конкурентной организации когнитивных процессов. Аналогично, данные психиатрии позволяют обогатить видение познавательного процесса целым рядом его особых типов, благодаря чему оказывается возможной постановка вопроса о природных механизмах формирования установки, интерпретации и конструктивной деятельности познания. Так, антрополог Г. Бейтсон использовал в своем методе кибернетического анализа коммуникации материал по этнографии , этологии, психиатрии и экологии .

Основные теоретические направления К.н.

К настоящему моменту в когнитивной науке сложилось три основных теоретических направления: модельно-символический подход, модулярный подход и коннекционизм (направление, именуемое также нейронно-сетевым подходом или моделями параллельно-распределенной переработки). Первое из этих направлений базируется на компьютерной метафоре, предполагающей рассмотрение человеческого познания и соотношения его с работой мозга по аналогии с персональным компьютером, в котором программы (software), выполняющие определенные функции, могут быть реализованы на разном «субстрате» (hardware). Обычно принимается, что имеется также некий центральный процессор с ограниченной пропускной способностью. Теоретики модулярного подхода сравнивают психику человека со швейцарским армейским ножом, который приспособлен для выполнения множества функций потому, что, в отличие от обычного ножа с единственным лезвием, вооружен множеством инструментов: ножницами, штопором и т.п. Согласно данному подходу, человеческое познание можно представить как набор таких параллельно функционирующих «модулей» (работы Дж.Фодора), работающих независимо друг от друга. Однако и в этом случае обычно принимается, что имеется центральный процессор, который аккумулирует выходные данные этих модулей и использует их в процессах координации знаний и принятия решения. Наконец, коннекционизм базируется на «мозговой» метафоре познания, где познавательные процессы предстают как процессы параллельной переработки информации сетью, состоящей из нескольких уровней простых единицы - моделей нейронов, связи между которыми обладают разными весовыми коэффициентами, причем эти коэффициенты могут меняться в зависимости от обучения нейронной сети решать определенный тип задач. В этих моделях достаточно часто центральный процессор отсутствует.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio - знание, познание) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования в области искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, а в последнее десятилетие также нейрокибернетику и вычислительную нейробиологию.

Основания К. н. были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тьюринг описал некую гипотетическую идеальную вычислительную машину («машина Тьюринга»), у которой может быть только фиксированное конечное число возможных «состояний» и которая позволяет определить, какая функция вычислима. Т е м самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил (1948), что информация может быть представлена как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено в битах или с помощью двоичной системы счисления (бит - двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1). В результате был открыт математический формализм, позволивший оценивать информацию независимо от ее содержания и носителя. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению когнитивных функций мозга. Уже в 1948 У Мак-Каллох и В. Питтс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации, в принципе, может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление К. н. внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, которые позволили объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием механических систем и соответствующими формами поведения людей.

Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека с точки зрения модели переработки когнитивной информации и формирования когнитивной психологии. С конца 60-х г. 20 в. анализ природы человеческого познания с помощью моделей переработки информации становится, скорее, правилом, чем исключением. Решающее влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в К. н. оказала компьютерная революция, способствовавшая формированию здесь двух основных направлений. Одно из них ориентируется на создание новых когнитивных моделей (напр., разработанная еще в 1958 Ньюэллом и др. программа Логичный Теоретик), которые, в принципе, могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление оказалось связанным с разработкой экспертных систем - т.е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач.

В К. н. разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход - символицизм (symbolicism) - исходит из предположения, что человеческое мышление функционально эквивалентно мышлению компьютерного интеллекта, состоящего из центрального процессора, который в состоянии последовательно (т.е. один элемент за другим) обрабатывать единицы символьной информации. Сторонники второго подхода - коннекционизма (connectionism) - полагают, что идея центрального цифрового процессора, в принципе, неприменима к человеческой когнитивной системе в силу ее несовместимости с соответствующими данными нейробиологии. С их точки зрения, работа когнитивных систем живых существ может быть симулирована с помощью искусственных нейронных сетей, состоящих из «формальных» нейронов, параллельно перерабатывающих информацию. В отличие от обычных цифровых компьютеров, современные нейрокомпьютеры в состоянии обрабатывать самую разнообразную (а не только символьную) информацию, которая сохраняется как паттерн установленного между узлами соединения. Они, в частности, могут эффективно распознавать образы, обучаться, решать сложные проблемы (если, напр., входящая информация сопровождается шумом или если решение невозможно найти с помощью простого алгоритма) и т.д. Однако в решении многих сугубо аналитических задач, требующих четких высокоуровневых правил обработки информации (напр., обучения языку), они пока уступают цифровым компьютерам.

Широко привлекая различные модели переработки информации, К. н. стремится дать объяснения лишь тем когнитивным процессам, которые эмпирически (экспериментально) фиксируются психологией - напр., распознавание образов, внимание, запоминание, решение проблем, рассуждение, планирование и т.д.

И. П. Меркулов

Лит.: СолсоР. Когнитивная психология. М., 1995; ThagardP Mind: Introduction to Cognitive Science. Cambridge, 1996.

  • - психологическое состояние или ситуация, при коей индивид, имея нужные знания, навыки и умения для решения поставленной задачи, в силу ряда причин когнитивного характера оказывается неспособным ее решить...
  • - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Когнитивная карта - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы...

    Психологический словарь

  • - Когнитивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60 - х гг. Характеризуется рассмотрением психики - как системы когнитивных операций - ...

    Психологический словарь

  • - По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - информация, которая распознается, извлекается, интерпретируется и перерабатывается когнитивной системой живых существ...

    Философская энциклопедия

  • - Главным предметом исторической науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных...
  • - Характерной особенностью русского юридического развития в течение очень долгого времени является отсутствие не только у массы населения, но и у высших классов потребности привести в известность существующее в...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - До издания судебных уставов 1864 г. литература гражданского процесса в Р. была весьма незначительна, несмотря на то, что в университетах уже с давних пор преподавалось гражданское судопроизводство, существовали и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Преподавание науки международного права введено в русских университетах уставом 1835 г. под именем общенародного права, которое уставом 1863 г. переименовано в международное право...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Научная разработка уголовно-процессуального законодательства началась в России сравнительно недавно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Сельское хозяйство как предмет научного преподавания возникло в России, как и в Германии, на почве университетской науки, только столетием позже...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Технологическая наука есть вообще наука недавнего времени. Учила такой науке или таким знаниям - в начале особенно - сама жизнь и школа примера, привезенного из чужой страны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Финансовая наука, до сих пор во многих странах еще не выделенная на степень самостоятельной отрасли знания и трактуемая как часть науки о народном хозяйстве или политической экономии, разделяла в России судьбу этой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Первый русский перевод книги Ад. Смита "О богатстве народов" был сделан Политковским в 1802-06 г. Идеи Смита пользовались значительной популярностью как в образованном обществе, так и в правительственных сферах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - направление в лингвистике, изучающее и описывающее язык с точки зрения познавательных механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека...

    Толковый переводоведческий словарь

"когнитивная наука" в книгах

11.4. Когнитивная психология

автора

11.4. Когнитивная психология

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

11.4. Когнитивная психология Другое направление с полным правом получило название «третьей силы», а затем стало ведущим направлением психологии. Это когнитивная психология. Ее становление и развитие обусловили революционные открытия в нейрофизиологии, развитие

Когнитивная модель

Из книги Интуитивный трейдинг автора Луданов Николай Николаевич

Когнитивная модель Чувствование – это тоже способ мышления, который сложно передать другим или запрограммировать. Трейдер в процессе торговли получает массу различной информации, которая используется им для создания соответствующего паттерна (модели) рынка.Модель

Когнитивная простота/когнитивная сложность

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Когнитивная простота/когнитивная сложность В исследованиях этого когнитивного стиля, пожалуй, наиболее отчетливо представлена основная идея стилевого подхода: каждый человек по-своему воспринимает, понимает, интерпретирует и прогнозирует действительность на основе

Когнитивная текучесть и эго

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Когнитивная текучесть и эго До возникновения явления когнитивной текучести наши предки, по-видимому, осознавали самих себя едва-едва. Самосознание, скорее всего, сводилось к наиболее развитому в те времена типу мышления и не подразумевало четкого противопоставления

Зона 5: когнитивная наука и автопоэтические организмы

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Зона 5: когнитивная наука и автопоэтические организмы Мы потратили более половины данной книги на рассуждения о внутренних реалиях, включая их научные исследования. Может показаться, что мы затронули большую часть когнитивной науки, разве не так? На самом деле мы её

Когнитивная археология

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Когнитивная археология Около одного поколения назад небольшая группа археологов бросила вызов своим коллегам и предложила выйти за рамки артефактов и остатков пищи. Они задали вопрос: почему мы должны интерпретироваты прошлое исключительно с точки зрения

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Когнитивная психология занимается изучением умственных процессов, особенно того, как люди запоминают, обрабатывают и извлекают из памяти информацию. Эти умственные процессы называются когнитивными (познавательными). Представьте себе следующую

7. Когнитивная графика

Из книги Десять «горячих точек» в исследованиях по искусственному интеллекту автора Поспелов Дмитрий Александрович

7. Когнитивная графика Исторически сложилось так, что системы технического зрения и машинной графики всегда находились где-то на окраине области ИИ. Как и модели распознавания образов, методы, используемые для решения возникающих здесь задач, по своей сути были мало чем

Когнитивная терапия

Из книги Личностные расстройства автора Короленко Цезарь Петрович

Когнитивная терапия Согласно концепции А. Бека (A. Beck) , когнитивный компонент в виде нарушенного мышления оказывает глубокое влияние на эмоциональные и поведенческие составные различных психических нарушений, прежде всего депрессивного синдрома. Позитивное

9.5 Когнитивная психология

Из книги История психологии автора Смит Роджер

9.5 Когнитивная психология Около 1970 г. было обычным утверждать, что в психологии происходит революция, в результате которой когнитивная психология вытесняет бихевиоризм. Новая психология исследовала решение проблем, научение и память как виды переработки информации, в

Когнитивная психотерапия

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Когнитивная психотерапия Метод когнитивной психотерапии был предложен американским психологом Аароном Беком в 1960?х годах; это еще одно распространенное направление в когнитивно-поведенческой терапии.Когнитивная психотерапия основывается на идее, что все проблемы

Когнитивная терапия

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Когнитивная терапия Основная концепция Когнитивная терапия создана Аароном Беком в 1960-х гг. В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ,

68 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

68 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Когнитивная психология (КП) (от лат. cognition – «знание, познание») – раздел психологии, обращенный против бихевиоризма. КП выступала за включение роли психических процессов в анализ поведенческих реакций. Одним из основателей КП выступил А. Ньюэлл.

Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство Нижеследующий отрывок заимствован из книги Варелы, Томпсона и Роша "The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience" («Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт») (1991).Мы начали… с размышления о фундаментальной

    Когнитивные науки - Когнитивные науки ♦ Cognitives, Sciences Науки и научные дисциплины, объектом которых являются познание и способы познания. Таковы нейробиология, логика, лингвистика, информатика (наука об искусственном разуме), психология и даже философия… … Философский словарь Спонвиля

    Когнитология, когнитивные науки - новые области знания, системно представляющие и исследующие его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной … Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

    КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ - господствующие в обществе представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих… …

    НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ - комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве… … Философия науки: Словарь основных терминов

    Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия

    Раздел науки → изучает Междисциплинарные науки → сотрудничество с общей научной целью … Википедия

    картографирование науки - КАРТОГРАФИРОВАНИЕ НАУКИ. В эпистемологии и философии науки интерес к тематическому строению науки был вызван общей эволюцией научного знания. К 70 80 гг. 20 в. фронт таких исследований значительно расширяется, интенсивное развитие… …

    философия науки - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ специальная философская дисциплина, предметом которой является структура и развитие научного знания. Исторически также философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ - проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико математических, естественно научных, инженерно технических, социальных и… … Философия науки: Словарь основных терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фрейм. Фрейм понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.) означающее в общем виде смысловую … Википедия

Книги

  • Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 1 , Валерий Соловьев. Серия под общим названием `Когнитивные исследования` включает монографии и сборники статей по различным аспектам когнитивной науки. Настоящее издание отражает современное состояние…
  • Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 5 , . Серия "Когнитивные исследования" основана в 2006 г. с целью публикации монографий и сборников статей, посвященных актуальным проблемам когнитивной науки. Выпуск 5 составили статьи по…

и когнитивная лингвистика

В науке XX века одним из интереснейших и важнейших событий явилось возникновение когнитологии или когнитивной науки . Когнитология изучает сложные феномены – ментальные процессы, которые выделили человека как разумное существо, и результаты этой ментальной деятельности – знания.

Когнитология имеет междисциплинарный характер. Она объединяет вокруг себя разные науки – математику и психологию, лингвистику и моделирование искусственного интеллекта, философию и теорию информации. Возникло это научное направление на Западе, но в настоящее время оно активно развивается и в России, в первую очередь, в сфере психологии и лингвистики. Когнитивная лингвистика в России связана, в первую очередь, с именами Елены Самойловны Кубряковой и ее коллег в Институте языкознания РАН в Москве и Николая Николаевича Болдырева и его коллег в Тамбовском государственном университете.

Когнитивные науки – это науки, занимающиеся человеческим разумом, мышлением и теми ментальными (умственными) процессами и состояниями, которые с ними связаны. Предметом когнитивных наук является когниция (познание) и связанные с ним структуры и процессы; исследование феномена знания во всех аспектах его получения, хранения, переработки и т.п., какими типами знания и в какой форме обладает человек, как репрезентировано знание в его голове (пропозиции , скрипты , сценарии , схемы , образы , фреймы и пр.), каким образом человек приходит к знанию и как он его использует.

Когнитивная психология – особое когнитивно ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у истоков когнитивной науки и обязана своим названием Ульриху Найссеру. Когнитивный подход рождается именно в психологии. Он знаменует отказ от упрощенного понимания психических процессов и человеческого поведения в терминах стимулов и реакций, характерных для бихевиоризма . В орбиту научных интересов когнитивной психологии попадают не только такие феномены как научение, обучение и память, но и более сложные явления: планирование деятельности, виды отражения мира в мозгу человека и формирование с этой целью разных типов его ментальной репрезентации – всего того, что получает название «человеческой ментальной деятельности».

Параллельно с возникновением когнитивной психологии зарождается другое направление – когнитивная лингвистика. Когнитивная лингвистика – лингвистическое направление, возникшее к началу 80-х гг. XX века в рамках когнитивной науки. В центре внимания этого направления находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации. Иначе говоря, когнитивная лингвистика изучает, какую роль язык играет в процессах познания, усвоения и хранения знаний.

Когнитивная лингвистика исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в осуществлении познавательных процессов и обобщения человеческого опыта. Концептуализация – это процесс формирования так называемых концептов . Понятие концепта, несмотря на то, что, что оно является базовым в когнитивной науке, в разных её отраслях трактуется по-разному. Поэтому в научной литературе можно найти множество дефиниций концепта. Например, Елена Самойловна Кубрякова дает следующее определение концепта: «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике». В самом общем виде концепт можно определить как ментальную структуру, связанную со знаниями об одном явлении действительности (или группе явлений). Концепты, как правило, могут быть вербализованы , т.е. названы или описаны средствами языка. Так, можно говорить о концептах «пространство», «время», «человек», «завтрак» и т.д. Концепты формируются в результате и на основе процессов категоризации , т.е. такой обработки знаний, при которой происходит выделение и обобщение признаков предметов и явлений и их последующая классификация.

Когнитивная лингвистика заимствует из когнитивной науки ключевое понятие когниция , но вносит в него существенные коррективы. В когнитивной науке когниция – это вся деятельность человека с информацией, поступающей извне и постоянно обрабатываемой в ходе восприятия и оценки окружающей человека действительности органами чувств. В этом процессе задействованы все когнитивные способности человека – внимание и воображение, память и другие процессы сознания.

Когнитивная лингвистика изучает роль языка не столько в осуществлении сложной познавательной деятельности, сколько деятельности обыденного сознания, для которого определяющую роль играют наивная модель мира и соответствующая её языковая картина мира . В когнитивной лингвистике язык определяется как когнитивная способность, процесс, протекающий в виде речевой деятельности, в актах говорения и понимания. Одна из главных задач когнитивной лингвистики – познание языковой способности человека.

Что может быть общего у психологии, лингвистики, учении об искусственном интеллекте и теории познания? Все вышеперечисленное успешно объединяет когнитивная междисциплинарное направление занимается изучением познавательных и мыслительных процессов, происходящих в мозгу человека и животного.

Еще всем известные великие философы Платон и Аристотель интересовались природой людского сознания. Множество трудов и предположений времен Древней Греции было выдвинуто на эту тему. В XVII веке французский математик, философ и физик Рене Декарт несколько популяризовал представление об этой науке, сказав, что тело и разум живых существ являются самостоятельными объектами.

Автором понятия «когнитивистика» в 1973 году стал Кристофер Лонге-Хиггинс, который изучал искусственный интеллект. Спустя несколько лет был создан журнал Cognitive Science. После этого события когнитивная наука стала самостоятельным направлением.

Рассмотрим имена самых известных исследователей в этой области:

  • Джон Серль создал мыслительный эксперимент под названием «Китайская комната».
  • Физиолог Джеймс Макклелланд, исследующий работу мозга.
  • Стивен Пинкер - специалист в области экспериментальной психологии.
  • Джордж Лакофф - исследователь лингвистики.

Современная когнитивистика

Ученые пытаются на практике доказать связь физиологии мозга с ментальными феноменами, используя визуализации. Если в прошлых веках сознание человека не бралось во внимание, то сегодня его изучение входит в основные задачи когнитивной науки.

Развитие данного учения в целом зависит от технического прогресса. Например, томография, изобретение которой значительно повлияло на дальнейшее продолжение существования и развития когнитивистики. Сканирование позволило увидеть мозг изнутри, следовательно, изучить процессы его функционирования. Ученые утверждают, что со временем технический прогресс поможет человечеству раскрыть тайны нашего разума. К примеру, взаимодействие мозга и центральной нервной системы.

Все, что касается человеческого разума, до XX столетия было всего лишь предположениями, поскольку в то время проверить теории на практике было невозможно. Взгляды на работу мозга формируются на основе позаимствованной информации об искусственном интеллекте, и физиологии высшей ЦНС.

Символизм и коннекционизм - классические методы вычисления, моделирующие когнитивные системы. Первый способ базируется на идее схожести мышления человека с компьютером, имеющим центральный процессор и обрабатывающим потоки данных. Коннекционизм полностью противоречит символизму, объясняя это несовместимостью данных нейробиологии о мозговой деятельности. Человеческое мышление может стимулироваться искусственными нейронными сетями, которые обрабатывают данные одновременно.

Когнитивная наука как зонтичный термин была рассмотрена Е. С. Кубряковой в 2004 году, поскольку учение включает в себя ряд взаимодействующих дисциплин:

  • Философия сознания.
  • Экспериментальная и когнитивная психология.
  • Искусственный интеллект.
  • Когнитивная лингвистика, этология и антропология.
  • Нейрофизиология, неврология и нейробиология.
  • Материальная когнитивная наука.
  • Нейролингвистика и психолингвистика.

Философия сознания как одна из составляющих когнитивистики

Предметом изучения данной дисциплины являются особенности сознания и его соотношение с физической реальностью (ментальные свойства разума). Американский философ современности Ричард Рорти назвал это учение единственным полезным в философии.

Существует немалое количество проблем, возникающих вследствие попыток ответить на вопрос, что такое сознание. Одна из самых важных тем, которую когнитивная наука изучает с помощью данной дисциплины, - это воля человека. Материалисты считают, что сознание - часть физической реальности, а окружающий нас мир полностью подвластен законам физики. Таким образом, можно утверждать, что поведение человека подчиняется науке. Следовательно, мы не являемся свободными.

Другие философы, в их число входил И. Кант, убеждены, что реальность не может быть полностью подвластна физике. Сторонники этой точки зрения считают подлинную свободу результатом исполнения долга, требуемого разумом.

Когнитивная психология

Эта дисциплина изучает человека. Психологические основы когнитивной науки содержат информацию о памяти, чувствах, внимании, воображении, логическом мышлении, способностях к принятию решений. Результаты современных исследований преобразования информации базируются на схожести вычислительных устройств и познавательных человеческих процессов. Наиболее распространенная концепция представляет психику наподобие устройства со способностью преобразования сигналов. Внутренние когнитивные схемы и активность организма во время познания играют главную роль в этом учении. Эти две системы имеют способность к вводу, хранению и выводу информации.

Когнитивная этология

Дисциплина изучает рассудочную деятельность и разум животных. Говоря об этологии, невозможно не вспомнить о Чарльзе Дарвине. Английский натуралист утверждал не только о наличии эмоций, интеллекта, способности к подражанию и обучению у животных, но и о рассуждении. Основоположником этологии в 1973 году стал Нобелевский лауреат в области физиологии Ученый обнаружил у животных удивительную в то время способность передавать информацию друг другу, полученную в процессе обучения.

Стивен Вайз, профессор Гарвардского университета, в своей работе с характерным названием «Сломай клетку» согласился, что на планете Земля живет только одно существо, способное создавать музыку, строить ракеты и решать математические задачи. Речь идет, разумеется, о человеке разумном. Но не только люди умеют обижаться, тосковать, мыслить и проч. То есть у «братьев наших меньших» есть навыки коммуникации, мораль, нормы поведения и эстетические чувства. Украинский академик нейронаук О. Кришталь отметил, что на сегодняшний день бихевиоризм преодолен, и животные больше не рассматриваются в качестве «живых роботов».

Когнитивная графика

Ученье объединяет в себе приемы и методы красочного представления проблемы, дабы получить подсказку о ее урегулировании или решении целиком. Когнитивная наука применяет данные методы в которые способны превращать текстовое описание задач в образное представление.

Д. А. Поспелов сформировал три первостепенных задачи компьютерной графики:

  • образование моделей знания, которые могли бы представлять объекты, характеризующие логическое и образное мышление;
  • визуализация сведений, которые пока невозможно охарактеризовать словами;
  • поиск способов перехода от образных картинок к формулировке процессов, скрытых за их динамикой.