Ирландская история. От Тары до святого Патрика. Моря и океаны

Островное положение и соседство с Британией в значительной мере определили историю Ирландии. Остров обитаем приблизительно 7 тыс. лет.

Мезолитическую культуру принесли с собой охотники из Британии, которые и были первыми поселенцами на острове. За ними, в 3м тыс. до н.э., пришли земледельцы и скотоводы эпохи неолита. Волна кельтских вторжений захлестнула остров в 6 в. до н.э. Страна оказалась раздробленной на более чем 150 королевств, и, хотя кельтам не удалось объединить политически, они заложили основы языкового и культурного единства.

Привнесение христианства в 5 в. связано с именем Св. Патрика. Ирландия не знала варварских вторжений раннего средневековья, и отчасти поэтому 6 и 7 вв. ознаменовались расцветом учёности, искусства и культуры, центры которых сосредоточивались в монастырях.

В 9-10 вв. страна подвергалась регулярным набегам викингов, которым в силу своей раздробленности противостоять не могла. Викинги обложили данью всю Ирландию, но вместе с тем, занимаясь торговлей, способствовали развитию городской жизни в Дублине, Корке и Уотерфорде. Конец господству викингов положила победа верховного короля («ардриага») Брайана Бору при Клонтарфе в 1014, однако наметившаяся тенденция к созданию единого государства была остановлена в 1168 нашествием «норманнов» - английских баронов, потомков северо-французских рыцарей. Именно они поставили под политический контроль английской короны почти 3/4 Ирландии и в течение 400 лет насаждали свою культуру, привнеся свои законы и институты власти (в т.ч. парламент). 1297 ознаменовался открытием в Дублине сессии первого ирландского парламента. В 1315 Ирландию оккупировали шотландцы и Эдвард Брюс провозгласил себя королём, но вскоре погиб. В 1348 от чумы умерло около 1/3 населения острова. В 1541 английский король Генрих VIII провозгласил себя королём Ирландии. С этого времени резко ускорилось размывание кланового строя ирландцев. Происходившие в Англии религиозные изменения отразились и на Ирландии, и, хотя потомки норманнов, именовавшиеся «старыми англичанами», не приняли протестантскую реформацию, в стране сформировалась Ирландская англиканская церковь.

В стране не раз вспыхивали восстания, имевшие национально-религиозную подоплёку, но все они заканчивались поражением, а в 1603 гэльское сопротивление было окончательно сломлено, и английской короне впервые удалось политически объединить всю Ирландию.

Очередное восстание 1649 завершилось полным разгромом ирландцев войсками Оливера Кромвеля и массовыми земельными конфискациями. В 1688 большинство ирландцев-католиков выступили в поддержку свергнутого английского короля католика Якова II, но в битве при Бойне (1690) они потерпели поражение. Протестанты, принадлежавшие к англиканской церкви, монополизировали власть и земельную собственность в стране.

В 1798 под влиянием Французской революции в Ирландии вспыхнуло новое восстание под предводительством Уолфа Тона, направленное на создание независимой республики. Оно было подавлено и Ирландия лишилась остатков политической автономии.

В кон. 1840х гг. на Ирландию в результате неурожая картофеля обрушился голод: в 1846-56 население страны сократилось с 8 до 6 млн чел. (1 млн чел. умерли и 1 млн чел. эмигрировали). «Великий голод» имел значительные политические последствия.

В 1921 был подписан англоирландский договор, согласно которому 6 графств северовосточного Ольстера конструировались как Северная Ирландия, а остальные 26 графств образовывали Ирландское свободное государство со столицей в Дублине, входившее в состав Британской империи на правах доминиона. Первое правительство нового государства возглавил Уильям Косгрейв. В 1937 была принята новая Конституция.

В ходе 2-й мировой войны Ирландия соблюдала нейтралитет.

В 1948 была провозглашена полностью независимая Ирландская Республика.

Альтернативные названия страны - иногда Ирландию называют Галией или Эйре.

История

Занимает пять шестых ирландского острова, второго по величине острова Британских островов. В то время как ирландская национальная культура является относительно однородной по сравнению с многонациональными культурами других стран, ирландские люди признают некоторые незначительные и значительные культурные различия, которые являются исключительно традиционными именно для Ирландии, хотя она культура очень близка к британской.

В 1922 году , которая до некоторых пор частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, отделилась от Великобритании и стала называться Ирландским свободным государством (позже Ирландией), а кусочек Северной Ирландии так и остался в составе Соединенного Королевства Великобритании.

Северная Ирландия занимает одну шестую часть острова. Почти девяноста пять лет прошло с момента разделения Ирландии и Северной Ирландии, но этого времени хватило, чтобы культуры стран начали отличаться друг от друга. Несмотря на то, что они являются ближайшими соседями и имеют одинаковые корни, появились существенные различия в языке и в диалекте, в религии, в структуре правительства и в ведении политики, в спорте, музыке и деловой культуре.

42 процента населения Северной Ирландии по-прежнему считают себя ирландцами по национальности и этносу. Очень часто северные ирландцы указывают на сходство между своей национальной культуры и культурой Ирландии, это является одной из причин, почему Ирландия и Северная должны объединиться и представлять собой единое островное государство.

Большинство населения в Северной Ирландии, считающее себя коренными англичанами, они отождествляют себя с политическими сообществами и профсоюзными движениями Великобритании, поэтому не стремятся объединиться с Ирландией, а хотят сохранить свои традиционные связи с Великобританией.

В Ирландской независимой республике культурные различия признаются между городскими и сельскими районами (особенно между столицей Дублином и остальной частью страны), а также между региональными культурами, которые наиболее часто обсуждаются с точек зрения Запада, Юга, Мидлендса и Севера, которые традиционными ирландскими провинциями и называются Коннахт, Лейнстер и Ольстер.

В то время как подавляющее большинство ирландцев считают себя этническими ирландцами, некоторые ирландские граждане считают себя ирландцами британского происхождения, эту группу иногда называют «англо-ирландцами» или «Западными британцами». Другое важное культурное меньшинство ирландского происхождения – это своеобразные путешественники, которые исторически были странствующей этнической группой, известной своими ролями в неформальной экономике.

Представители этой группы были ремесленниками, торговцами и артистами. Есть также небольшие религиозные меньшинства (например, ирландские евреи) и просто этнические меньшинства (например, китайцы, индийцы и пакистанцы), которые сохранили многие аспекты культурной жизни со своими самобытными национальными культурами.

Становление нации

Нация, которая превратилась в ирландцев, была сформирована в течение двух тысячелетий в результате разнородных сил, как внутренних, так и внешних по отношению к острову. Хотя были несколько групп людей, живущих на острове в доисторические времена, но кельтские миграции первого тысячелетия до нашей эры принесли язык и многие аспекты гэльского общества, именно к этим моментам обращаются историки и политики, когда говорят о национальном возрождении. Христианство было введено в пятом веке нашей эры, и с самого начала ирландское христианство было связано с монашеством.

Ирландские монахи сделали многое для сохранения европейского христианского наследия до и во время Средневековья, и они проповедовали свою веру по всему континенту, прилагали усилия по созданию духовных санов, призывали людей служить их Богу и церкви.

С начала девятого века норвежцы провели исследования монастырей и поселений Ирландии, и к следующему столетию они создали свои собственные прибрежные сообщества и торговые центры. Традиционная ирландская политическая система, основанная на пяти провинциях (Мит, Коннахт, Лейнстер и Ольстера), включает в себя многих представителей норвежского происхождения, а также многие из нормандских захватчиков осели в Англии после 1169 года и укоренились там в течение следующих четырех столетий.

Англо-нормандские завоеватели забрали в свои владения большую часть острова, создали на этой земле феодализм и своеобразную структуру парламента. Появилось правительство и права людей, новая система приняла ирландский язык и обычаи, кроме того между нормандцами и ирландской элитой стали заключаться браки. К концу пятнадцатого века нормандские потомки полностью укоренились в Ирландии, свои поселения они предпочитали строить вокруг Дублина под контролем английских лордов.

В шестнадцатом веке Тюдоры стремились установить английский контроль над большей частью острова. Усилия Генриха VIII адаптировать католическую церковь в Ирландии положили начало многолетнему сотрудничество между ирландскими католиками и ирландскими националистами. Его дочь, Елизавета I, совершила английское завоевание острова.

В начале семнадцатого века английское правительство начало проводить политику колонизации, импортируя английских и шотландских иммигрантов, политику, что часто влекло за собой насильственное устранение родных ирландских традиций. Сегодняшний националистический конфликт в Северной Ирландией имеет свои исторические корни, когда новые английские протестанты и шотландские пресвитериане переехал в Ольстере.

Победа над Стюартами в конце семнадцатого века а к периоду протестантской активации, в котором гражданские права и права человека провозглашались на родном ирландском языке, подавляющее большинство населения в Ирландии были католиками, поэтому они были репрессированы. К концу восемнадцатого века культурные корни нации стали сильными. Но кроме всего прочего Ирландия впитала в себя некоторые традиции норвежцев и англичан. Однако, все новое, что пришло в страну, было неотделимо от католицизма.

Национальное единство Ирландии

Долгая история современных ирландских революций началась в 1798 году, когда католические и пресвитерианские лидеры под влиянием американской и французской революций, решили ввести на территории Ирландии национальное самоуправление. Они объединились, чтобы использовать силу, чтобы попытаться разорвать связь между Ирландией и Англией.

Это повлекло последующие восстания в 1803 году, 1848 году и 1867 году, однако разорвать связь с Англией так и не удалось. Ирландия вошла в состав Соединенного Королевства на основе Союза в 1801 году и находилась там до конца Первой мировой войны (1914-1918), когда ирландская война за независимость привела к компромиссному соглашению между ирландскими воюющими сторонами и британским правительством.

Протестанты Северной Ирландии хотели оставить Ольстер в составе Соединенного Королевства. Этот компромисс создал Ирландское Свободное Государство, в состав которого вошли двадцать шесть из тридцати двух районов в Ирландии. Остальные стали Северной Ирландией, но только часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства, где большинство населения были протестантами и членами профсоюза.

Культурный национализм получил свой расцвет, когда за независимость Ирландии встало католическое освободительное движение в начале девятнадцатого века. Лидеры этого движения стремились достичь оживления ирландского языка, спорта, литературы, драматургии и поэзии, чтобы продемонстрировать культурные и исторические основы ирландской нации.

Это возрождение гэльской культуры стимулировало большую поддержку населения в создании идеи ирландской нации. Также в это время существовали группы, которые стремились различными способами выразить современный национализм.

Интеллектуальная жизнь Ирландии начала иметь большое влияние на Британских островах и за ее пределами, а в первую очередь среди ирландской диаспоры, которая была вынуждены бежать болезни, голода и смерти в период 1846-1849 годов, когда случился сильный неурожай картофеля, от которого очень зависело ирландское крестьянство. По разным оценкам в этот период голод привел к смерти примерно одного миллиона коренных жителей и двух миллионов эмигрантов.

К концу девятнадцатого века многие ирландские жители пришли к мирному соглашению с жителями Великобритании, но не все. Многие другие были преданы насильственному разрыву ирландских и британских связей. Тайные общества были предшественниками Ирландской республиканской армии (ИРА), вместе с общественными группами, такими как профсоюзные организации планировали еще одно восстание, которое состоялось на Пасху в Понедельник, 24 апрель 1916 года.

Оно отличалось беспощадностью, с которой Британское правительство пыталось его подавить. Это восстание привело к широкомасштабному разочарованию ирландского народа в перемирии с Англией. Ирландская война за независимость длилась в период с 1919-1921 года, а затем произошла ирландская гражданская война (1921-1923), которая закончилась созданием независимого государства.

Этнические отношения

Многие страны мира имеют в своем составе значительное количество ирландских этнических меньшинств, в том числе , и . В то время как многие из этих людей эмигрировали с середины до конца девятнадцатого века, многие другие являются потомками более поздних ирландских эмигрантов, а третьи родились в Ирландии и все равно отсюда уехали по каким-либо причинам.

Эти этнические общины определить в той или иной степени с ирландскую культуру, их отличают религия, танцы, музыка, одежда, пища и светские и религиозные праздники (наиболее известным из которых является день Святого Патрика, который празднуется в ирландских общинах по всему миру 17 марта).

В то время как ирландские иммигранты часто страдали от религиозной, этнической и расовой нетерпимости в девятнадцатом веке, их общины сегодня характеризуются устойчивостью их этнической самобытности и степени, в которой они укоренились и стали принимать отголоски других национальных культур.

Связи с родиной остаются сильными. Многие люди ирландского происхождения во всем мире принимают активное участие в поиске решения национального конфликта с Северной Ирландией.

Межнациональные отношения в Республике Ирландии относительно мирные, учитывая однородность национальной культуры, но ирландские путешественники часто становятся жертвами предрассудков.

В Северной Ирландии уровень этнического конфликта, который неразрывно связан с религией, национализмом и этническим единством, является высоким, он был причиной начала политического насилия в 1969 году. С 1994 года мир был шатким и прерывистым. Страстная пятница, в которую было заключено соглашение 1998 года, является самым последним аккордом в этой политической ситуации.

Кровавые последствия пасхального восстания в 1916 году в Дублине дали толчок к борьбе за ирландскую независимость; и на общих выборах в Британии в 1918 году ирландские республиканцы получили существенное большинство ирландских мест в парламенте. Они провозгласили Ирландию независимой страной и сформировали первый Dail Eireann (нижняя палата парламента Ирландии) под руководством Имона де Валеры, выжившего героя пасхального восстания.


Кельты, войны из Восточной Европы, прибыли в Ирландию приблизительно в 300 году до н.э. Они держали Ирландию под своей властью в течение 1000 лет и оставили в Ирландии свой язык и культуру, которые сохранились до наших дней, в особенности в Голуэе, Корке, Керри и Уотерфорде. Римляне так и не добрались до Ирландии, и когда оставшаяся часть Европы окунулась в упадок раннего средневековья после падения империи, страна стала аванпостом европейской цивилизации, особенно после принятия христианства в 3-5 веках.

В 8 веке захватчики викинги начали разграбление ирландских монастырей. Они прочно обосновались в Ирландии в 9 веке и заключили союзы с местными племенами и вождями. Они основали Дублин, который в 10 веке стал столицей маленького королевства викингов. Англичане прибыли сюда вместе с норманнами в 1169 году, с легкостью захватив Уэксфорд и Дублин. Английский король Генрих II был признан папой как Лорд Ирландии и в 1171 году он провозгласил Дублин королевским городом. Англо-норманнские лорды установили контроль над некоторой частью Ирландии в обход королевской власти.

Английская власть была консолидирована во времена Генриха VIII и Елизаветы I. Последней проблемой Англии был город Ольстер, конечный аванпост ирландских лидеров, в частности Хью О’Нейлла, графа Тайронского. В 1607 году позорный побег О’Нейлла вместе с другими 90 лидерами оставил город без управления и открыл все двери английской колонизаторской политике, называемой «плантацией» - организованной активной конфискации земли и размещению на ней поселенцев, внесших свой вклад в разделение Ольстера, существующего и по сей день.

Вновь прибывшие поселенцы не вступали в браки с местными жителями и не смешивали свою кровь с обедневшим и очень агрессивно настроенным населением, состоявшим из чистокровных ирландцев и старых английских католиков, начавшим кровавое восстание в 1641 году. Исконные ирландцы и старые английские католики поддерживали роялистов в Английской гражданской войне, и после экзекуции Карла I Оливер Кромвель – победоносный протестант-парламентарий – прибыл в Ирландию, чтобы проучить своих оппонентов. Он оставил после себя след смерти и разгрома, который невозможно забыть.

В 1695 году были введены суровые законы против папистов и нонконформистов, известные под названием «папский кодекс»: католикам запретили покупать землю, воспитывать своих детей согласно католическим традициям и участвовать в политике и законотворчестве. Ирландская культура, музыка и образовательные традиции были запрещены. Религия и культура сохранилась благодаря секретным уличным собраниям и нелегальным школам, называемым «школами под открытым небом», но к 1778 году у католиков осталось лишь 5% земли. Встревоженное нарастанием беспокойства в стране в конце 18 века протестантское дворянство отдало остатки своей независимости в руки Британии; Актом об объединении от 1800 года Ирландия политически была объединена с Британией. Формирование Католической ассоциации известным лидером Даниелем О’Коннеллом привело к ограниченной католической эмансипации, но последующее сопротивление было временно приостановлено трагедией «великого голода» (1845-51 годы). Практически полное отсутствие урожая картофеля в эти годы – во время которых Ирландия экспортировала другие пищевые продукты в Англию – привело к массовой смерти жителей страны от голода и дало начало иммиграции, которая продолжалась практически до 20 века.

Кровавые последствия пасхального восстания в 1916 году в Дублине дали толчок к борьбе за ирландскую независимость; и на общих выборах в Британии в 1918 году ирландские республиканцы получили существенное большинство ирландских мест в парламенте. Они провозгласили Ирландию независимой страной и сформировали первый Dail Eireann (нижняя палата парламента Ирландии) под руководством Имона де Валеры, выжившего героя пасхального восстания. Это спровоцировало англо-ирландскую войну, которая продолжалась с 1919 года до середины 1921 года. Англо-Ирландское соглашение от 1921 года предоставило независимость 26 ирландским графствам и шести, по большей мере протестантским, ольстерским графствам возможность самостоятельного принятия решения относительно отделения от Англии. Был образован парламент Северной Ирландии с Джеймсом Крейгом в качестве премьер-министра. Политики севера не могли прийти к единому мнению по некоторым религиозным вопросам; дискриминация против католиков проявлялась в политике, в жилищных правах, в трудоустройстве и социальной сфере. Юг Ирландии был, в конечном счете, провозглашен Республикой в 1948 году и вышел из британского содружества в 1949 году.

Нестабильность на севере начала проявляться в 1960 году, и когда мирный марш за гражданские права в 1968 году был жестоко разбит силами Королевской полиции Ольстера (КПО) ситуация резко ухудшилась. Британские отряды были посланы в Дерри и Белфаст в августе 1969 года; они изначально были встречены католиками, но вскоре стало понятно, что католики были инструментами протестантского большинства. Все мирные меры потерпели неудачу и Ирландская республиканская армия (ИРА), сражавшаяся с британцами в англо-ирландской войне, была снова образована. Этот переворот был, очевидно, стимулирован бесконечными убийствами «зуб за зуб» с обеих сторон, карательными операциями против местных жителей, интернированием без суда сторонников ИРА, смертью от голодной забастовки заключенных в тюрьмах и появлением терроризма на материке Британии.

Северная Ирландия потеряла остаток парламентской независимости и с тех пор находится под руководством Лондона. По Англо-Ирландским соглашением от 1985 года дублинскому правительству впервые была предоставлено право на официальную консультативную роль в делах Северной Ирландии. Торжественно заключенное в 1994 году примирение было подорвано дальнейшими убийствами, вновь появившимся в Британии терроризмом и явной непримиримостью британского правительства в Уайтхолле. Это настроение было снова подавлено выборами в 1997 году Тони Блэра и лейбористского большинства в качестве его поддержки. Две стороны возобновили переговоры, и в 1998 году сформулировали мирный план, дающий определенную степень самоуправления Северной Ирландии, и сформировали Северо-Южный совет, который будет иметь все по""лномочия для реализации обще-ирландской политики, по соглашении правительств Белфаста и Дублина. Как часть плана, который был полностью подтвержден референдумом, юг отказался от своих конституционных требований к северу.

К концу 90-х годов экономика Республики быстро развивалась, в основном благодаря введению инвестиционных фондов из ЕС, которые помогли обновить инфраструктуру страны. Говорят, что Ирландия перескочила с прямо с сельскохозяйственной экономики на постиндустриальную, во время которой стали появляться крупные компьютерные и телекоммуникационные компании, образуя рабочие места и привлекая инвестиции. Полуторовековая иммиграционная тенденция замедлилась и, возможно, совсем остановилась, так как молодежь остается в стране и даже возвращается из-за границы для получения работы в своей стране. Есть ли отрицательные стороны? Попробуйте купить скромный дом с двумя спальнями в Дублине, вы встретитесь в выбором домов стоимостью около 1 миллиона долларов.







Вот что пишет Цезарь: «Внутренняя часть Британии населена племенами, которые, на основании древних преданий, считают себя туземцами, а приморские – выходцами из Белгики, переправившимися для грабежей и войны». А вот Тацит: «Кто населял Британию в древнейшие времена, исконные ли ее уроженцы или прибывшие сюда чужестранцы, как обычно у варваров, никому не известно». История Изумрудного острова имеет прямое к этому отношение, потому что, то, что писалось о Британии с полным основанием можно отнести и к Ирландии.

Главные этапы в истории Ирландии

Теперь еще раз обращусь к «Книге захватов Ирландии». Согласно этой книге, история Изумрудного острова представляет собой череду колонизаций и вторжений.

  1. Незадолго до потопа в Ирландию прибывает Кессайр, внучка Ноя. Увы, группа, возглавляемая Кессайр, погибла.
  2. Через триста лет на остров прибывает грек Партолон. Он отстоял от Ноя на девять поколений и был потомком Иафета, сына Ноя. Люди Партолона умерли от чумы.
  3. Еще через 120 лет на остров прибыл Немед и его спутники. Немед также считал себя потомком Иафета и его сына Магога. Один из внуков Немеда по имени Семион отправился в Греции, но многочисленные потомки его попали в рабство. Другой внук – Британ Мэд – согласно преданию, дал начало бриттам.
  4. Затем пришли племена Фир Болг, Фир Домнан и Фир Галеоин. Их предком был тот самый Семион, внук Немеда. Племена Фир Болг бежали из греческого рабства и перебрались на историческую родину. А теперь – любопытно. Некоторые ученые полагают, что Фир Галеоин – галлы, Фир Домнан – думноны, Фир Болг – белги. Но есть ли для этого другие основания, кроме схожести звучания?
  5. Потом пришло время Туата Де Дананн. Они явились с севера, но также происходили от Магога и Немеда.
  6. Последние завоеватели – сыновья Миля – гэлы. Они происходили от Гомера. Внук Гомера был одним из королей, строивших Вавилонскую башню. Согласно легенде, его потомок Гойдел Глас выделил гэльский язык из 72 языков после «вавилонского смешения». Потомок Гласа – Брегон построил башню и крепость Бригантию, из которой его сын Ит отплыл в Ирландию. Брат Ита по имени Биле имел сына Миля. Семь сыновей Миля и дали начало всем ирландским династиям. Запутано немного, но основной «сюжет» понятен.

Можно ли доверять «Лебор Габала»

Теперь – вопрос: можно ли доверять «Лебор Габала», как историческому источнику? – Тут, конечно, единого мнения быть не может. Многие ученые мужи пытались проводить параллели между литературным источником – «Книгой захвата Ирландии» и различными археологическими и лингвистическими свидетельствами. В общем, было бы желание найти «параллели» – результат не заставит себя ждать. Что мы, россияне, прекрасно знаем по шикарным мифологическим трудам академика Фоменко, которые он сам, конечно, и его последователи, оценивают, как единственно достоверную версию мировой истории.

Но я вовсе не скептик и совсем не считаю, что Lebor Gabála Érenn – совершенный вымысел, сказка, не имеющая никакой исторической опоры. Это, конечно, не так. Такую шикарную книгу не напишешь на голом энтузиазме. Эта книга, по-моему, лабиринт – мифов, фольклора, исторических источников, легенд, записанных преданий и таинственных древнейших манускриптов, изрядно переработанных переписчиками в соответствии с политическими тенденциями своего времени.


Другие интересные материалы об Ирландии на русском языке вы сможете также найти на

3.3k (72 за неделю)

С чего начиналась Ирландия

Первой колонией на «изумрудном острове» стал в 12 веке город Пейл , основанный прибывшими сюда норманнами. С конца 16 века над ирландской территорией было установлено норманнское господство, а местное население было лишено практически всех прав. В 1366 году , с принятием «Киллкеннийских статутов» положение ирландцев существенно ухудшилось. Согласно законам, все были обязаны разговаривать только на английском языке и носить одежду на британский манер. Запрещалось продавать ирландцам оружие и лошадей, а во время военных действий даже продукты питания. На английских территориях ирландцы не допускались к церковным должностям, нельзя было им предоставлять также помещения в религиозных целях. Англичанин мог безнаказанно убить ирландца, за такое преступление убийце не грозил даже штраф.
С конца 16 века церковные, монастырские и частные земли ирландцев конфисковывались в пользу английских колонистов. Запрет на свободное вероисповедание привело к волне восстаний, прогремевших по всей стране. В период знаменитой Английской буржуазной революции ирландские мятежи и волнения не утихали около 10 лет , пока на остров для борьбы с восставшими не прибыл амбициозный и жестокий Оливер Кромвель . Он устроил настоящий террор в отношении католиков, которых беспощадно грабили и убивали. Законодательный акт «О поселении», 1653 года лишил всех участвовавших в восстании ирландцев земель , они были переданы в Парламент и распределены среди его членов. Католические священники были изгнаны из Ирландии, а государственной религией был провозглашен протестантизм. Такое решение было санкционировано после якобитских войн Вильгельмом Оранским, с его подачи католики больше не имели права арендовать или приобретать землю, давать своим детям образование, а налоги на содержание англиканской церкви были просто разорительными. Правление Вильгельма привело к ухудшению экономического положения , промышленность пришла в упадок, а отрасли, составлявшие конкуренцию английским, прекратили свое существование. Но именно этот период характеризуется развитием ирландского национального самосознания.

Борьба за независимость


С конца 17 века на территории Ирландии появляются различные общества, выступающие против несправедливого отношения англичан к ирландцам.
В обществе и парламенте росло недовольство, а оппозиция набирала обороты, продвигая программы, дающие Ирландии свободу и политическую автономию. Следующим шагом стало объявление бойкота английским товарам, что вынудило британское правительство снять ограничения на торговлю. Первой победой стало достижение законодательной независимости ирландским парламентом в 1782 году. Первыми законами стало возвращение католикам права голоса, затем было подписано соглашение, унифицирующее взаимоотношения ирландского и английского парламентов. С этого момента в Палату Общин были делегированы члены из состава парламента Ирландии. Однако, полной свободы достичь так и не удавалось вплоть до 1829 года, когда католикам было разрешено занимать государственные посты. Ирландцы всеми силами старались достичь самоуправления и стремились к полной независимости, но и в 19 веке им этого сделать не удалось. Неоднократно предлагались программы о создании собственных органов исполнительной власти, но все предложения были отклонены. В 1912 году одна из продвигаемых инициатив была приравнена Палатой лордов к закону.
Обстановка в стране продолжала накаляться, но подготовка к протестантско-католическим выступлениям была прервана началом Первой мировой войны. В 1916 году произошло «пасхальное восстание» , в ходе которого были взяты под контроль правительственные здания. Мятеж был жестко подавлен морской артиллерией Британии, но народные волнения стали толчком к дальнейшим полномасштабным выступлениям против английских завоевателей. В 1918 году ирландские республиканцы получили в парламенте большинство мест, провозгласив независимость Ирландии с одновременным формированием собственного парламента. Это решение послужило поводом к трехлетней Англо-Ирландской войне, продолжавшейся с 1919 по 1921 год . После окончания конфликта, Британия дала независимость 26 ирландским графствам, а 6 графствам было дано право на самоопределение и возможность отделиться от Великобритании. Северная Ирландия выступила за союз с Соединенным Королевством, что стало началом Ольстерского противостояния.

Северная Ирландия в 20 веке


После разделения двух Ирландий, территорию «изумрудного острова» захлестнула волна терактов
, ответственность за которые взяла на себя Ирландская республиканская армия. Целью ИРА было дестабилизировать ситуацию в Северной Ирландии с целью пресечь попытки североирландского правительства держать под контролем обстановку в стране. Масштабные нападения ИРА на Северную Ирландию были с 1930 го по 1945 год, в начале 1950-х и с 1956 по 1961 года.
Парламентское преобладание протестантов над католиками вызывало недовольство последних. Приверженцы католической веры в 1967 году создали ассоциацию, требованием которой было гражданское равноправие для обеих религиозных групп . Митинги членов сообщества привели к обострению отношений между конфессиями, последствием волнений стал затянувшийся конфликт в Северной Ирландии.
Апогей столкновений пришелся на 1969 год , когда по стране прокатилась волна беспорядков - от Лондондерри и до Белфаста. Во избежание повтора смуты, в страну были введены регулярные войска, однако ситуация продолжала ухудшаться пока в Северной Ирландии не было введено прямое правление, это вызвало сопротивление со стороны населения. В конце января 1972 года протесты вылились в «Кровавое воскресенье» , когда военными были убиты 13 католиков, вышедших на митинг. Протестующие ворвались в здание Посольства Британии и сожгли его. За период с 1972 по 1975 года погибли около 500 североирландцев , после чего английским правительством было принято решение о проведении референдума, однако католики его бойкотировали. Еще одной попыткой стабилизировать положение стало подписание в 1973 году Саннигделийского Соглашения между британскими и ирландскими лидерами , но реальные результаты принес договор 1985 года. В документе было указано, что Северная Ирландия является британской административной частью до тех пор, пока с этим согласны жители страны.
В 1993 году на Даунинг-стрит была заключена декларация, в которой отражалось желание обеих сторон прийти к политическому консенсусу, при этом, оговаривалось отсутствие насилия при решении любых вопросов. Результатом стало прекращение огня со стороны ИРА, а затем и вооруженных протестантов. Новый виток терактов , осуществленных ИРА в 1996 году , поставил на перемирии точку.
В 1997 году победу на выборах одержала Лейбористская партия , в предвыборной кампании которой планировалось признание всех соглашений между Британией и Северной Ирландией. Итогом стало заключение в 1997 году мирного Белфастского соглашения между всеми североирландскими и британскими политическими силами.