Индивидуальные способности. Анна считает свою внешность идеальной для фотомо­дели

Прочтите текст и выполните задания С1-С.6
После того, как ребенок осознает свое Я, начинается длительный период формирования его
Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ
Я, то есть представление о своих качествах и свойствах, самооценку, которая основана на этом
знании, и практическое отношение к, себе, основанное на образе Я и самооценке и выражающееся
в конкретных поступках.
Мерилом отношения человека к самому себе выступает, прежде всего, отношение к нему
других людей. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе у дошкольников очень
неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он
уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки.
Общение с новыми людьми меняет представление человека о себе, и постепенно у него
формируется целая система таких представлений. В школьные годы у ребенка складывается
логическое мышление и одновременно возрастает роль друзей и их мнений. Подросток начинает
сопоставлять разные мнения о себе и вырабатывать свое собственное мнение, опираясь на свой
интеллект. Самооценка теперь меньше зависит от ситуации, подросток начинает оценивать себя не
только эмоционально, но и рационально. Повышение с возрастом самооценки подсознательно,
незаметно для самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности, но и на
восприятии им других людей.
Образ Я становится все более содержательным по мере того, как человек включается во
взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с
кем встречается человек дома, в школе, на улице, на работе, постепенно делают этот образ более
многогранным. Чем больше своих качеств вычленяет человек и относит к себе, своему Я, чем
сложнее эти качества, тем выше уровень его познания и самосознания, тем более реальна его
самооценка.


озаглавьте каждый из них.
С2. Какие три элемента Я-концепции выделены в тексте?

себе дошкольников и подростков?

содержательным по мере усиления социальной активности человека.




в объяснении?


знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и




1) что такое «Я-концепция»;
2) Я-концепция в детском возрасте;
3) Я-концепция подростка;
4) связь Я-концепции с социальной активностью человека.


блоков.
Выделены основные смысловые фрагменты текста,
их названия (пункты плана) отражают основную
идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.


частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на звания выделенных

соответствующих частей текста, являясь цитатами из
соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.
Максимальный балл

С2. Какие три элемента Я-концепции выделены в тексте? Ответ:

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) образ Я, то есть представление о своих качествах и
свойствах;
2) самооценка;
3) практическое отношение к себе.
___
Указаны три элемента.

Указаны любые два элемента

Указан один любой элемент ответа или ответ неверный

Максимальный балл

С3.Что является мерилом отношения человека к самому себе? Чем отличаются представления о
себе дошкольников и подростков? Ответ:


1) ответ на первый вопрос, например: мерилом отношения человека к себе
выступает отношение к нему других людей;
2) ответ на второй вопрос, например: у детей представления о себе очень
неустойчивые и эмоционально окрашенные, а у подростков они в
большей мере опираются на собственное, а не чужое мнение, интеллект.

Даны ответы на два вопроса.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С4. Подтвердите тремя конкретными примерами, что образ-Я становится все более
содержательным по мере усиления социальной активности человека.. Ответ:

Могут быть приведены такие примеры:
1)Примерная ученица и хорошая подруга Анна начала участвовать в
спектаклях театральной студии. Она обнаружила в себе актерские
способности, поняла, что может рисовать декорации и шить костюмы,
легко устанавливать контакт с любой аудиторией. Так, ее образ-Я
изменился.
2) Неблагополучный подросток Иван начал посещать секцию бокса.
Здесь его сила, бесстрашие, ловкость оказались востребованными Иван смог достичь определенных спортивных успехов, его самооценка
резко повысилась.
3) Ирина, завершив спортивную карьеру, долго не могла найти себе
занятие по душе. Она даже стала считать себя неудачницей.
Неожиданно ее пригласили поучаствовать в митинге политической
партии. Ирина приняла приглашение и в дальнейшем стала активно
участвовать в деятельности партии, стала депутатом парламента. Она
рассматривает свою деятельность как способ помочь людям. Так Яконцепция Ирины изменилась и стала более содержательной. Могут
быть приведены другие примеры.
Приведены три примера.

Приведены два примера.

Приведен один пример

Ответ неверный

Максимальный балл

С5. Анна считает свою внешность идеальной для фотомодели. Поэтому она потратила
значительные средства на занятия в школе моделей, после окончания которой она посещает все
кастинги модных домов, журналов. И хотя ей редко предлагают работу, она все равно не оставила
идею стать супермоделью. Объясните поведение Анны. Какой фрагмент текста может помочь вам
в объяснении? Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) дано объяснение, например: высокая самооценка Анны направляет ее
деятельность, поэтому она не отказывается от идеи стать супермоделью;

2) приведен фрагмент текста, например: - «Я-концепцией называют
отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть
представление о своих качествах и свойствах; самооценку, которая
основана на этом знании, и практическое отношение к, себе, основанное
на образе Я и самооценке и выражающееся в конкретных поступках».
Дано объяснение, приведен фрагмент текста

Дано объяснение или приведен фрагмент текста

Ответ неверный

Максимальный балл

С6. Существует мнение, что формирование Я-концепции человека завершается к
совершеннолетию. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие
знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной
позицией;
2) приведены два аргумента (объяснения), например:

В случае согласия (т.е. мнения, что формирование Я-концепции
завешается к совершеннолетию) может быть указано, что
- к совершеннолетию человек в целом формирует представление о
своей внешности и личностных качествах, его самооценка
становится стабильной;
- к совершеннолетию человек, как правило умеет выстраивать свою
деятельность, исходя из понимания себя и собственной самооценки;
В случае несогласия (т.е. мнения, например, о том, что Я-концепция
формируется на протяжении всей жизни человека) может быть
указано, что
- с возрастом у человека появляются совершенно новые социальные
роли и, соответственно, он открывает в себе совершенно новые
качества;
Жизненные приоритеты человека с возрастом меняются, меняется и
его отношение к себе, поэтому формирование Я-концепции не
заканчивается с достижением совершеннолетия.
Могут быть приведены и другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент; или мнение не
выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены; или мнение
учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один
аргумент; или ответ неверный
Максимальный балл
4

Простите текст и выполните задания С1-С6
Некоторые исследователи считают способности врожденными и доказывают, что они не
поддаются развитию. В доказательство они приводят примеры раннего и очень яркого проявления
способностей у выдающихся музыкантов, художников, поэтов, ученых.
Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна - в
четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка - в десять лет. У шахматистов
талант проявляется очень рано. Капабланка начал играть в четыре года (в тринадцать лет он был уже
чемпионом Кубы), Карпов - в пять лет, Таль и Фишер - в шесть лет, Ласкер - в семь лет. Выдающийся
физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырем годам.
Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было
проведено немало исследований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся
представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга
Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сестрами. В родословной
Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов.
Но все это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или
математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или математике и
ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии.
В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных
способностей зависит от воспитания. Наследственность определяет возможности человека, а воспитание
- степень приближения к этим возможностям. При этом выясняется, что возможность развития
способностей сохраняется довольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающими в
развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в
благополучные семьи. Исследователи установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания
различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть
обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних
способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, так как
способности могут компенсироваться.
(По материалам энциклопедии для школьников)

озаглавьте каждый из них.

С3. Как, по мысли современных ученых, в формировании способностей связаны наследственность и
воспитание? В чем мнение современных ученых опровергает идею врожденности способностей?




Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении?

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них. Ответ:

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным
смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из
них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) доказательства того, что способности наследуются;
2) аргументы против наследственного характера способностей;
3) мнение современных ученых о характере способностей
человека;
4) способности и успешность деятельности человека.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути
основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых
блоков.
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты
плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество
выделенных фрагментов может быть различным.
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их
названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих
частей текста.
Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных
фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее
соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

С2. Какие два доказательства того, что способности являются врожденными, приводят ученые?
Ответ:

В правильном ответе могут быть приведены следующие доказательства:
1) одаренность проявляется в раннем детстве;
2) одаренность проявляется среди родственников.
Могут быть приведены другие доказательства.
Приведены два доказательства.

Приведено одно доказательства.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С3. Как, по мысли современных ученых, в формировании способностей связаны
наследственность и воспитание? В чем мнение современных ученых опровергает идею
врожденности способностей? Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) ответ на первый вопрос, например: проявление наследственных
способностей (задатков) зависит от воспитания;
2) ответ на второй вопрос, например: зависимость проявления
способностей от условий воспитания опровергает мысль о том, что
врожденные способности не поддаются развитию.
Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.
Даны ответы на два вопроса.

Дан ответ на любой один вопрос.

Ответ неверный

Максимальный балл

С4. Как вы понимаете мысль о том, что способности человека могут компенсироваться? Используя
знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации способностей.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: недостаточное развитие одних
способностей может восполняться за счет большего развития других
способностей;
2) примеры компенсации способностей, допустим:
- Иван не обладает выдающимися интеллектуальными способностями, но
он талантливый спортсмен;
- Анна обладает художественными способностями, но ей трудно дается
математика.
Могут быть приведены другие примеры.
Дан ответ на вопрос, приведены два примера.

Дан ответ на вопрос, приведен один пример ИЛИ приведены только два
примера.
Дан только ответ на вопрос ИЛИ приведен только один пример.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С5. А. - актриса столичного театра. Ее дети, часто бывавшие на репетициях и спектаклях, также
стали актерами, внучка занимается в детской театральной студии. Объясните данную ситуацию.
Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) дано объяснение, например: в данной семье дети с детства привыкли к
сцене, свободно чувствуют себя в артистической среде, усвоили
определенные азы актерского мастерства - это объясняет их
профессиональный выбор;
Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.
2) приведен фрагмент текста, например: «В семьях музыкантов,
живописцев или математиков часто у детей специально развивают
способности к музыке, живописи или математике и ориентируют их на
продолжение семейных традиций при выборе профессии».
Дано объяснение, приведен фрагмент текста.

Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С6. Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текст и
обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Ответ:
С6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)вы

Можно ли стать гением?

Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне. После концерта к нему подошёл мальчик лет четырнадцати. «Ты замечательно играешь! Мне никогда так не научиться», – сказал он. – «Отчего же? Ты ведь совсем большой. Надо только попробовать. Если не получится, то начни писать ноты». – «Да я пишу… стихи». – «Это очень интересно. Писать хорошие стихи намного труднее, чем сочинять музыку». – «Нет, это совсем легко. Ты только попробуй». Собеседником Моцарта был не кто иной, как великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.

Индивидуальные способности

Основой для формирования способностей служат задатки, то есть врождённые анатомо-физиологические особенности строения человека. Так, для развития музыкальных способностей огромное значение имеют строение и характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста важно также строение кистей рук, а для певца – строение голосовых связок и гортани.

Задатки – это только возможности для развития способностей. Но сами способности могут формироваться только при правильно построенном обучении. Кроме того, способности будут формироваться быстрее и лучше, если человек стремится овладеть мастерством. Такой человек может часами заниматься любимой работой, не чувствуя усталости.

Некоторые исследователи считают способности врождёнными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказательство они приводят примеры раннего и очень яркого проявления способностей у выдающихся музыкантов, художников, поэтов, учёных.

Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна – в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка – в десять, у Дюрера – в пятнадцать лет. У шахматистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал играть в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Кубы), Карпов в пять лет, Таль и Фишер в шесть лет, Ласкер в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырём годам.

Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало исследований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л. Н. Толстого – Ольга Трубецкая и прабабушка А С. Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сёстрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов. У древнегреческого драматурга Эсхила два сына и племянники были поэтами. Известна семья математиков Бернулли.

Но всё это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей развивают способности к математике, живописи или музыке и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии. Однажды немецкий поэт Генрих Гейне (1797–1856), который отличался невероятным остроумием, в ответ на упрёки родственников, что он не сделал карьеру, сказал: «Незадолго до моего рождения моя мать увлеклась поэзией – и я родился поэтом. А вот мать моего дяди увлекалась чтением книг о приключениях разбойника Картуша – и дядя родился банкиром».

Не связан уровень способностей и с принадлежностью к той или иной национальности. При обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших образования и живущих в трудных условиях арктической пустыни, было установлено, что показатель их интеллектуального развития намного превышает показатели для некоторых групп образованных и благополучных европейских детей.

В настоящее время большинство исследователей считает, что проявление наследственных способностей зависит от воспитания. Наследственность определяет возможности человека, а воспитание – степень приближения к этим возможностям. При этом выясняется, что возможность развития способностей сохраняется довольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающими в развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследователи установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться.

Известный психолог А. Н. Леонтьев (1903–1979) показал, что определённого уровня развития музыкального слуха могут добиться и те люди, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то есть воспроизводить их частоту, сознательно контролируя работу голосовых связок, то резко повышается звуковысотная чувствительность, и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до того.

В чём же разница?

Достаточно часто можно слышать общие суждения типа «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят девочек в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики». Психологи исследовали половые особенности проявления способностей и других личностных качеств и выяснили, что между детьми мужского и женского пола нет существенных различий в интеллектуальном развитии.

Зато есть небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей. Исследования показывают, что между 10 и 11 годами у девочек имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят девочек в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13 лет математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Небольшие усредненные межполовые различия в этих способностях обычно гораздо меньше тех различий, которые существуют между представителями одного и того же пола.

Нет заметных различий и в развитии личностных черт у детей разного пола в дошкольном возрасте. Заметные различия видны только во внешней агрессивности поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трёхлетнего возраста. Однако это, скорее, результат особенностей воспитания мальчиков.

Вообще различия в поведении и психологии мужчин и женщин напрямую зависят от обучения и воспитания. В большинстве культур с самого рождения ребёнка и в течение всего его детства мальчиков и девочек воспитывают настолько по-разному, что скорее мы должны удивляться тому общему, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различиям.

С возрастом, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности, некоторые межполовые различия могут возрастать. Исследования показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, счёта, памяти, беглости речи и другим способностям, связанным с владением речью.

Однако социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.


Тема «Человек и общество» 8 класс

Вариант 5.

22. В государстве А информационные технологии внедря­ются во все сферы общественной жизни, резко возросло значение науки и научной информации. К какому типу относится общество А?

1) традиционному 2) аграрному

3) индустриальному 4) постиндустриальному

24 Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. В постиндустриальном обществе признана значимость прав личности, человек имеет возможность менять свое положе­ние в обществе.

Б. В информационном обществе происходит постепенное сглаживание социального неравенства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

28 Наблюдающийся в современном мире процесс сближения социально-экономических, политических и культурных процессов различных стран и формирование единого человечест­ва ученые-обществоведы называют

1) цивилизацией 2) глобальной проблемой 3) национальной интеграцией 4) глобализацией

29 Глобальными проблемами человечества называют проблемы ,

1) проявившиеся в период Великих географических открытий

2) существовавшие с момента появления первых государств

3) появившиеся при переходе к классовому обществу

4) вставшие перед обществом во второй половине XX века

31 По заключению специалистов, в некоторых районах Зем­ли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной во­дой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется проблема

1) демографического взрыва 2) межэтнических конфликтов

3) загрязнения окружающей среды 4) нехватки энергии и энергоносителей

41 В приведенном списке приведены черты сходства чело­века и животных и отличия человека от животных. Вы­берите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.

1) забота о потомстве 2) потребность в труде

3) потребность в воспроизводстве рода 4) наличие сознания

Прочтите текст и выполните задания 65.1-65.6

Некоторые исследователи считают способности врожден­ными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказа­тельство они приводят примеры раннего и очень яркого проявле­ния способностей у выдающихся музыкантов, художников, по­этов, ученых.

Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта об­наружилась в три года, у Гайдна - в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка - в десять лет. У шах­матистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал иг­рать в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Ку­бы), Карпов - в пять лет, Таль и Фишер - в шесть лет, Ласкер - в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырем годам.

Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало иссле­дований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сестрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов.

Но все это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или ма­тематике и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии.

В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных способностей зависит от воспита­ния. Наследственность определяет возможности человека, а воспи­тание - степень приближения к этим возможностям. При этом вы­ясняется, что возможность развития способностей сохраняется до­вольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающи­ми в развитии безнадзорными детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследовате­ли установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необ­ходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться. (По материалам энциклопедии для школьников)

^ 65.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

65.2 Какие два доказательства того, что способности являются врожденными, приводят ученые?

65.3 Как, по мысли современных ученых, в формировании способностей связаны наследственность и воспитание? В чем мнение современных ученых опровергает идею врожденно­сти способностей?

65.4 Как вы понимаете мысль о том, что способности человека могут компенсироваться? Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации спо­собностей.

65.5 A. - актриса столичного театра. Ее дети, часто бывав­шие на репетициях и спектаклях, также стали актерами, внучка занимается в детской театральной студии. Объясните дан­ную ситуацию. Какой фрагмент текста может помочь вам в объ­яснении?

65.6 Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

76 . В стране Y социологической службой был проведен оп­рос совершеннолетних юношей и девушек. Им задавали вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные опроса. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2) Противоборство выбрало больше юношей, чем девушек.

3) Сотрудничество более популярно у девушек, чем уход из ситуации.

4) Уступку выбирает приблизительно одинаковое количество юношей и девушек.

5) Сотрудничество менее популярно у юношей, чем уступка.

С представлением о характере связано и представление о способности вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя настойчивость, целеустремленность и упорство. О человеке, который не проявляет этих качеств, говорят как о бесхарактерном: «Он плывёт по течению».

Характер человека формируется в его общении с окружающими. Своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека создает разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. Восточный мудрец сказал: «Большой порок юности – упрямство – приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству – стойкости». В то же время общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых условиях, формируют общие черты характера.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение человека к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость.

Третья группа – это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость.

Можно ли стать гением?

Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне. После концерта к нему подошёл мальчик лет четырнадцати. «Ты замечательно играешь! Мне никогда так не научиться», – сказал он. – «Отчего же? Ты ведь совсем большой. Надо только попробовать. Если не получится, то начни писать ноты». – «Да я пишу… стихи». – «Это очень интересно. Писать хорошие стихи намного труднее, чем сочинять музыку». – «Нет, это совсем легко. Ты только попробуй». Собеседником Моцарта был не кто иной, как великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.

Индивидуальные способности

Основой для формирования способностей служат задатки, то есть врождённые анатомо-физиологические особенности строения человека. Так, для развития музыкальных способностей огромное значение имеют строение и характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста важно также строение кистей рук, а для певца – строение голосовых связок и гортани.

Задатки – это только возможности для развития способностей. Но сами способности могут формироваться только при правильно построенном обучении. Кроме того, способности будут формироваться быстрее и лучше, если человек стремится овладеть мастерством. Такой человек может часами заниматься любимой работой, не чувствуя усталости.

Некоторые исследователи считают способности врождёнными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказательство они приводят примеры раннего и очень яркого проявления способностей у выдающихся музыкантов, художников, поэтов, учёных.

Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна – в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка – в десять, у Дюрера – в пятнадцать лет. У шахматистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал играть в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Кубы), Карпов в пять лет, Таль и Фишер в шесть лет, Ласкер в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырём годам.

Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало исследований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л. Н. Толстого – Ольга Трубецкая и прабабушка А С. Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сёстрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов. У древнегреческого драматурга Эсхила два сына и племянники были поэтами. Известна семья математиков Бернулли.

Но всё это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей развивают способности к математике, живописи или музыке и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии. Однажды немецкий поэт Генрих Гейне (1797–1856), который отличался невероятным остроумием, в ответ на упрёки родственников, что он не сделал карьеру, сказал: «Незадолго до моего рождения моя мать увлеклась поэзией – и я родился поэтом. А вот мать моего дяди увлекалась чтением книг о приключениях разбойника Картуша – и дядя родился банкиром».

Не связан уровень способностей и с принадлежностью к той или иной национальности. При обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших образования и живущих в трудных условиях арктической пустыни, было установлено, что показатель их интеллектуального развития намного превышает показатели для некоторых групп образованных и благополучных европейских детей.

В настоящее время большинство исследователей считает, что проявление наследственных способностей зависит от воспитания. Наследственность определяет возможности человека, а воспитание – степень приближения к этим возможностям. При этом выясняется, что возможность развития способностей сохраняется довольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающими в развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследователи установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться.

Известный психолог А. Н. Леонтьев (1903–1979) показал, что определённого уровня развития музыкального слуха могут добиться и те люди, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то есть воспроизводить их частоту, сознательно контролируя работу голосовых связок, то резко повышается звуковысотная чувствительность, и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до того.

В чём же разница?

Достаточно часто можно слышать общие суждения типа «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят девочек в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики». Психологи исследовали половые особенности проявления способностей и других личностных качеств и выяснили, что между детьми мужского и женского пола нет существенных различий в интеллектуальном развитии.

Зато есть небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей. Исследования показывают, что между 10 и 11 годами у девочек имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят девочек в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13 лет математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Небольшие усредненные межполовые различия в этих способностях обычно гораздо меньше тех различий, которые существуют между представителями одного и того же пола.

Способности

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Способности и умения, способности и знания, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к знаниям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия. В число условий входят, например:

Заинтересованность окружающих и близких людей в том, чтобы человек проявил свои способности;

Качество и организация обучения;

Педагог, который обеспечит специальное обучение, и т. д. Способности обнаруживаются только в
деятельности, которая не

может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя, например, говорить о способности человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не смог приобрести никаких навыков,

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 112


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 113 of 147

необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи (или нотам, танцу и т. д.) может выясниться, есть ли у обучающегося способности к определенной деятельности. Важно установить не только то, к чему обнаруживает способности ученик, но и то, в какой мере ученик способен выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими. Один из самых сложных вопросов - вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизнен- 1 Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995. С. 460-461.

но? Термины «врожденный», «прирожденный» обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Ответы, которые исследователи дают на этот вопрос, противоречивы и часто диаметрально противоположны. Можно найти высказывания в пользу того, что «математиком, поэтом, музыкантом надо родиться», и противоположные о том, что «талант - это 1% способностей и 99% пота». Рассмотрим две точки зрения.

1. Считается, что доказательством наследственности способностей служит их раннее проявление у ребенка. Известно, например, что музыкальные способности у Моцарта проявились в три года, у Гайдна - в четыре года; Рафаэль проявился как художник в восемь лет и т. д.

2. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Так, существуют целые династии одаренных личностей: Бахов, Дарвинов и т. д. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся; в семье Моцарта - пять; в семье Гайдна - два. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатовы). Однако эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей. Речь идет о тех условиях в семье, которые благоприятствуют развитию именно таких способностей.



3. Более строгие факты даются исследованиями с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер (сибсов). Корреляция показателей внутри монозиготных (однояйцевых) пар оказалась очень высокой; у сибсов корреляция значительно меньше.

4. Впечатляющие результаты были получены в исследованиях на животных с применением метода искусственной селекции; эти данные свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.