Формы и методы социальной помощи. Методы в социальной работе и их классификация. Методика исследований в социальной работе

Методика исследований в социальной работе

ВВЕДЕНИЕ

Модуль 1. Методика исследований в социальной работе

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Тема 2. Типы методик в социальной работе

Тема 3. Методы социальной работы

Контрольная точка 1

Модуль 2. Программа социологического исследования

Тема 4. Специфика социологического подхода в социальной работе

Тема 5. Программа социологического исследования

Тема 6. Сбор социологической информации, ее анализ и интерпретация

Контрольная точка 2

Модуль 3. Социологические исследования в социальной работе

Тема 7. Основные методы исследования

7.1. Метод анализа документов

7.2. Метод наблюдения

7.3. Метод опроса

7.4. Метод экспертной оценки

7.5. Метод эксперимента

7.6. Обработка результатов исследования

Тема 8. Системный анализ объекта социологического исследования

Контрольная точка 3

Модуль 4.

Тема 9. Определение генеральной и выборочной совокупностей

Модуль 5.

Тема 10. Социальная статистика и ее виды

10.1 Суть социальной статистики

10.2 Отрасли социальной статистики

Приложение 1. Отчет о проведенном социологическом исследовании «Отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ»


ВВЕДЕНИЕ

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственной и негосударственной помощи человеку, семье или группе лиц, направленной на повышение их уровня жизни.

Данный курс рассматривает один из аспектов социальной работы – методику исследований в социальной работе. Представлены виды социальных исследований и методики их проведения. Особое внимание уделено социологическим методам исследования проблем социальной работы. Предложены способы обработки результатов исследования, интерпретации данных и практического применения выводов исследования. Отдельно в курсе рассмотрен статистический метод и его применение в социальной работе. Подробно изложены виды социальной статистики и варианты их графического оформления.



В целом, курс призван научить студентов получать первичную социальную информацию, интерпретировать ее, делать соответствующие выводы, а также использовать полученную информацию по назначению.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Модуль 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.

2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.

3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.

4. Формулировка рабочих гипотез исследования

5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).

6. Анализ полученной информации.

Социальная методика обычно трактуется как способ применения теоретических выводов при решении практических задач.

Термин “социальные методики” используют для обозначения совокупности приемов, методов, способов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем.

Выделяется две формы социальных методик:

· программы, содержащие процедуры и операции (т. е. способы и средства деятельности);

· сама деятельность, построенную в соответствии с программой.

Многообразие социального мира, социальной жизни детерминировало разнообразие социальных методик. Это обусловило необходимость классификации социальных методик. Классификация социальных методик может быть осуществлена по различным основаниям. Она базируется на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, объектов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования и развития.

Можно выделить социальные методики глобального характера, социальные методики применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Специалисты социальной работы выделяют методики поиска стратегии управления, социального моделирования, диагностирования, прогнозирования.

Можно выделить информационно - внедренческие, обучающие, инновационные методики прошлого опыта.

По характеру решаемых задач различают методики универсальные и частные. Целесообразно также выделить методики социального развития отдельных стран, регионов, территорий и т. д.

Социальные методики существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных методик, что поможет более подробно рассмотреть специфику методик в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные методики. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прями или косвенно касается жизни людей, их жизнедеятельности, социальной защищенности.

Инновационные социальные методики представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными методиками, отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам изменениям.

Региональные социальные методики направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

Одной из разновидностей универсальных методик является методика глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Интеллектуальные социальные методики направлены на развитие и стимулирования мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические методики предполагают осмысление исторического опыта, исторического знания как условия политического, духовного, социального диагностирования.

Демографические методики нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные методики согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия.

К этому типу примыкают социальные методики разрешения конфликтов , в частности социально - этнических.

Политические методики как вид социальных методик представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществление политической деятельности.

Среди управленческих методик особую важность имеют административно-управленческие методики как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Этот вид методик напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические методики - это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизиологические методики направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные методики используют при оказании медико-социальных услуг.

Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а методы воздействия представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, применяемых в социальной психологии, составленная с учетом сделанных в предыдущем параграфе данной главы замечаний, выглядит следующим образом.
Все методы делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:
обзорно-аналитический;
критический;
конструктивный.

Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений.

Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке подвергается критическому анализу с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

К эмпирическим методам, используемым в социальной психологии, относятся следующие:
1) методы наблюдения;
2) методы опроса;
3) методы анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;
4) экспериментальные методы;
5) математические методы.

Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Суть методов наблюдения состоит в том, что при их использовании основную информацию об изучаемом явлении исследователь получает путем наблюдения за ним. К этой группе методов относятся:
открытое наблюдение;
скрытое наблюдение;
свободное наблюдение;
стандартизированное наблюдение;
стороннее наблюдение (наблюдение со стороны, или внешнее наблюдение);
включенное наблюдение.

Специфика открытого наблюдения заключается в том, что, пользуясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто (явно), а людям, поведение и взаимоотношения которых подвергаются анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают. Так, например, можно вести наблюдение за общающимися друг с другом людьми, за группой людей в процессе их совместной работы, за поведением людей в толпе.

Особенность скрытого наблюдения состоит в том, что люди, поведение которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Так, например, можно организовать и провести скрытое наблюдение в социально-психологических исследованиях поведения детей, которые в условиях непосредственного наблюдения за ними могут вести себя не вполне естественно и скованно. Однако применение данного метода в отношении взрослых людей имеет определенные этические и правовые ограничения. В большинстве случаев такое наблюдение можно вести только при добровольном согласии на это испытуемых.

Стандартизированное наблюдение предполагает заранее продуманный план или программу наблюдения, в которой четко определено, что наблюдать, как наблюдать, как записывать, как обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.

Примером стандартизированного наблюдения, применяемого для изучения малых групп, является метод системы категорий (метод категориальной системы), предложенный американским социальным психологом Р. Бейлзом. Его основу составляет следующая система из 12 категорий, в соответствии с которой в ходе наблюдения фиксируется и описывается поведение членов группы:
1) проявляет солидарность;
2) снимает напряжение;
3) выражает согласие;
4) высказывает предложение;
5) выражает мнение;
6) ориентирует других;
7) просит проинформировать;
8) просит высказать мнение;
9) просит высказать предложение;
10) выражает несогласие;
11) создает напряжение;
12) проявляет антагонизм.

Свободным называется такое наблюдение, при проведении которого не существует заранее продуманной программы или схемы. В данном случае все вопросы, связанные с организацией и проведением наблюдения, свободно и произвольно решаются наблюдателем в ходе проведения эксперимента.

Сторонним (наблюдением со стороны, или внешним наблюдением) называют такое наблюдение, при котором сам исследователь не участвует в процессе, за которым ведется наблюдение. Он следит за происходящим со стороны.

Включенным называют такое наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в том процессе, за ходом которого он следит. Этот метод используется в тех случаях, когда наблюдать со стороны за происходящим невозможно (например, в закрытых от посторонних людей социальных группах), или когда стороннее наблюдение изменяет само созерцаемое явление.

Методами опроса называют такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей или анализа их ответов на задаваемые устные или письменные вопросы. В социальной психологии чаще всего используются следующие разновидности опроса:
устный опрос;
письменный опрос;
свободный опрос;
стандартизированный опрос;
открытый опрос;
закрытый опрос;
анкетный опрос.

При устном опросе вопросы и ответы на них получают в устной форме.
При письменном опросе то же самое делается в письменной форме.

Имеются и комбинированные варианты применения данного метода, когда, например, вопросы или ответы на них задают и получают в различных формах, устной и письменной одновременно.

Свободный и стандартизированный опросы мало чем отличаются от свободного и стандартизированного наблюдения, за исключением того, что материалом для анализа в данном случае становятся ответы людей на задаваемые им вопросы.

Открытым называют опрос, при котором опрашиваемые могут давить любые ответы на задаваемые им вопросы, причем ни форма ответа, ни время, затрачиваемое на него, не регламентируются.

Накрытый - это опрос, при котором имеются стандартные, заранее установленные возможные ответы на задаваемые вопросы, а испытуемые только выбирают один из них. К примеру, на каждый из вопросов испытуемому может быть предложено ответить одним из следующих вариантом: «да», «нет» или «не знаю».

Анкетным называют опрос, при котором, помимо прямых ответов на задаваемые вопросы, касающиеся изучаемой проблемы, от испытуемого требуется сообщить некоторые социально-демографические сведения о себе, например профессию, возраст, пол и другие. Такие сведения получают из ответов на дополнительные вопросы, содержащиеся в анкете.

Методами анализа документов или продуктов человеческой деятельности называют способы изучения текстов (документов), относящихся к людям или к группам людей. Имеются в виду тексты или документы, составленные ими самими или содержащие сведения о них. Предполагается, что через такие документы можно раскрыть социальную психологию соответствующих людей или социальных групп.

Контент-анализ - это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается. В ходе контент-анализа в тексте (документе) выделяются аналитические, значимые «единицы» - слова, фразы или предложения, несущие в себе определенную информацию об изучаемом человеке или социальной группе. Затем подсчитывается количество таких единиц в исследуемом тексте (документе) и предлагается соответствующая социально-психологическая интерпретация.

Экспериментальные методы - это методы, которые предполагают организацию или использование необычной (экспериментальной) ситуации для исследования социально-психологических явлений. Данная ситуация может быть создана в лаборатории, и тогда эксперимент называется «лабораторный». Она может сложиться сама по себе в реальной жизни, и в этом случае эксперимент носит название «естественный». Наконец, психолог может сам создать необычную ситуацию в реальной жизни. И в этом случае эксперимент будет называться «полевой». Наиболее достоверные, соответствующие реальной действительности знания о социально-психологическом явлении можно получить в естественных или полевых экспериментах.

Математические методы исследования - это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Эти методы являются общими и для всех областей психологии и делятся на две основные группы:
1) методы математической статистики;
2) методы математического моделирования.

С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и закономерностей.

Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде математических моделей - формул и выражений.

В мире существует множество различных понятий, разобраться с которыми не так и просто. В данной же статье мы расскажем о том, что такое социальные исследования, чем они отличаются от социологических, а также какие при этом применяются основные методы.

О терминологии

В данном случае вопрос о терминах стоит довольно остро. Ведь многие даже профессиональные компании частенько не делают различия между такими понятиями, как социологические и социальные исследования. А это неправильно. Ведь отличия есть. И они весьма существенны.

В первую очередь нужно понять, что сама социология как наука изучает все общество в целом, его различные связи и нюансы. Социальная же сфера - это некая часть деятельности общества. То есть если сделать предварительный простой вывод, то социологическое исследование может быть направлено совершенно не на

В чем разница?

Чем же именно различаются социологические и социальные исследования?

  1. Социальное исследование направлено исключительно на четкую, ограниченную рамками социальную сферу.
  2. У социологических исследований есть множество специфических методов, у социального же чаще всего нет. Хотя надо сказать о том, что рассматриваемая нами категория исследований в основном пользуются методами социологических.
  3. Социальные исследования могут проводить не только социологи, но еще медики, юристы, кадровики, журналисты и т. д.

Однако все же стоит уточнить, что вопрос о более точных различиях между социальным и социологическим исследованием еще не решен окончательно. Современные ученые до сих пор спорят о ряде второстепенных, но все же принципиальных моментов.

Объект и предмет

Предмет социального исследования может быть совершенно разным. И зависит он от выбранной темы. Объектами же чаще всего становятся (по мнению ученого В. А. Лукова):

  • Социальные процессы и институты.
  • Социальные общности.
  • концепции и идеи.
  • Нормативные акты, которые так или иначе влияют на социальные изменения.
  • Социальные проекты и т. д.

Функции социального исследования

Социальное исследование выполняет следующие функции:

  1. Диагностика. То есть социальное исследование направлено на то, чтобы понять состояние объекта на момент исследования.
  2. Достоверность информации. То есть вся та информация, которая собирается в процессе исследования, должна быть достоверной. В случае ее искажения обязательно должны вноситься коррективы.
  3. Прогнозирование. Результаты исследований дают возможность создания кратких и долгосрочных прогнозов и очерчивания возможных перспектив.
  4. Проектирование. То есть по результатам исследования также можно давать различные рекомендации относительно возможных изменений в выбранной исследуемой области.
  5. Информирование. Результаты социальных исследований должны быть обнародованы. Они также обязаны предоставлять некую информацию людям, объяснять те или иные моменты.
  6. Активизация. Благодаря результатам социальных исследований можно активизировать или провоцировать более активную работу различных социальных служб, а также общественных организаций относительно решения тех или иных проблем объекта исследования.

Основные типы

Какие существуют основные типы социальных исследований?

  • Академические исследования.
  • Прикладные исследования.

Если говорить о первом типе, то данное исследование направлено на пополнение теоретической базы, т. е. усиление знаний в определенной, выбранной области. Прикладное же исследование направлено на то, чтобы проанализировать определенный участок социальной сферы жизни общества.

Прикладное исследование

Стоит отметить, что существует такое понятие, как прикладные социальные исследования. Это комплекс различных методов и теорий, которые помогают анализировать Главная их цель в таком случае заключается в получении желаемых результатов для последующего их использования на благо общества. При этом данные способы зародились на территории нашего государства уже давно. Первые попытки социального исследования в России - это переписи населения. Проводились они весьма регулярно уже с 18-го века. Первоначальный же бум данных исследований начался в послереволюционный период (это исследование П. Сорокиным семейно-брачных отношений, Д. Лассом - сексуальной сферы жизни молодежи и т. д.). Сегодня данные социальные исследования занимают весомое место среди иных различных видов изучения общества.

Основные методы

Какие существуют основные методы социального исследования? Так, стоит отметить, что их не надо путать с социологическими методами. Хотя в некоторых аспектах все же есть определенные совпадения. Чаще всего используются следующие методы:

  • Моделирование.
  • Оценка.
  • Диагностика.
  • Экспертиза.

Также существует понятие партисипаторных и акционистских социальных исследований. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Моделирование

Современные социальные исследования нередко используют такой метод, как моделирование. Что же он собой представляет? Так, это особый инструмент проектирования. Важно отметить, что данный метод широко применялся еще в глубокой древности и используется до сих пор. Сама же модель - это некий объект, который, согласно представлениям, замещает объект реальный, оригинал. Исследование именно этого объекта дает возможность более точно и глубоко понять основные проблемы реального объекта. То есть в таком случае исследование ведется от обратного. Сама же модель выполняет три следующие функции:

  1. Прогностическая. В таком случае речь идет о неком предсказывании того, что может произойти в будущем с объектом социального исследования.
  2. Имитационная. В этом случае концентрируется внимание именно на созданной новой модели, что дает возможность лучше понять сам оригинал исследования.
  3. Проективная. В таком случае в объект исследования проектируются определенные функции или предварительно заданные свойства, что улучшает качество далее полученных результатов.

Важно также отметить, что сам процесс моделирования обязательно включает в себя построение необходимых абстракций, создание умозаключений, а также конструирование различного рода научных гипотез.

Диагностика

Рассматриваем далее различные методы социального исследования. Что же такое диагностика? Так, это метод, благодаря которому удается установить соответствие различных параметров социальной реальности существующим нормам и показателям. То есть данный метод призван проводить измерение различных признаков выбранного социального объекта исследования. Для этого применяется специальная система социальных показателей (это особые характеристики отдельных свойств, а также состояний социальных объектов).

Стоит отметить, что наиболее часто метод социальной диагностики встречается при исследовании качества жизни людей или же социального неравенства. Выделяют следующие этапы метода диагностики:

  1. Сравнение. Оно может выполняться с ранее проведенными исследованиями, полученными результатами, поставленными целями.
  2. Анализ всех полученных изменений.
  3. Интерпретация.

Социальная экспертиза

Если проводятся социально-экономические исследования, нередко их главным методом является именно экспертиза. Она включает в себя следующие важнейшие шаги и этапы:

  1. Диагностика состояния социального объекта.
  2. Получение информации об объекте исследования, а также о его окружении.
  3. Прогнозирование последующих изменений.
  4. Выработка рекомендаций для последующего принятия решений.

Акционистское исследование

Исследование в социальной работе может быть также акционистким. Что же это означает? Чтобы постичь суть, нужно понимать, что это слово - англицизм. В оригинале это термин звучит, как action research, т. е. «исследование-действие» (с англ.). Сам термин был предложен для использования в далеком 1944 году ученым В таком случае исследование предполагает реальное изменение социальной реальности исследуемого объекта. И уже на основании этого делаются определенные выводы, даются рекомендации.

Партисипаторное исследование

Данный термин также является англицизмом. Participant в переводе означает «участник». То есть это особый рефлексивный способ исследования, во время которого объект исследования наделяется способностью и властью принимать необходимые для себя решения. В таком случае сами же объекты исследования выполняют основную работу. Роль исследователя сводится к наблюдению и фиксированию различных результатов. На основании этого делаются определенные выводы, даются рекомендации.

Психологическое исследование

Существует также психологическое социальное исследование. В таком случае используются все те же вышеописанные методы. Но могут применяться и иные. Так, нередко используются различные управленческо-воспитательные методы исследования.

  1. Широко применяются в таком случае опросы (человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов). В социальной психологии наиболее часто используется анкетирование или же
  2. Психологическое социальное исследование также нередко использует такой метод получения информации от объекта, как тест. Он может быть как личностным, так и групповым. Однако стоит отметить, что данный метод исследования не строго социальный или психологический. Он может применяться и в социологическом исследовании.
  3. Еще один важнейший метод исследования в социальной психологии - это эксперимент. В ходе этого метода искусственно создается нужная ситуация, при которой изучаются определенные поведенческие реакции или иные важные нюансы личности.

Исследования социально-экономические

Отдельно также надо рассмотреть и разобраться, что же являют собой социально-экономические исследования. Их цель заключается в следующем:

  1. Изучение экономических процессов.
  2. Выявление важнейших для социальной сферы закономерностей.
  3. Влияние экономических процессов на жизнедеятельность объекта исследования.
  4. Выявление причин социального изменения в связи с определенными экономическими процессами.
  5. Ну и, естественно, прогнозирование.

Исследование социально-экономических процессов может проводиться любым из вышеописанных методов. Используются они предельно широко, ведь социальная сфера жизни очень тесно связана с экономической.

Социально-политические исследования

Нередко также проводятся и социальные политические исследования. Главная их цель заключается в следующем:

  • Оценка работы местной и центральной власти.
  • Оценка электоральных настроев людей.
  • Определение потребностей различных групп населения.
  • Прогнозирование.
  • Определение социально-политических и объекта исследования.
  • Изучения уровня социального напряжения объекта исследования.

Стоит отметить, что данные исследования чаще всего проводятся в период перед выборами. При этом они используют все вышеописанные методы. Но при этом широко применяется также анализ и сравнительный анализ (еще одни методы социального исследования).

Организация исследования

Исследования социальных процессов - это весьма трудоемкая деятельность. Ведь для этого нужно приготовить программу, где будет прописана вся основная информация. Так, данный документ должен содержать в себе:

  1. Информацию об объекте и предмете исследования.
  2. Очень важно предварительно выбрать метод исследования.
  3. Изначально также прописываются предполагаемые гипотезы. То есть то, что по предварительным данным должно получиться в результате.

Исследовательская стратегия

Любое исследование социальной проблемы включает в себя такой этап, как исследовательская стратегия. Предварительно также надо сказать еще и о том, что любое исследование может быть продолжением предыдущего или же предполагать параллельное проведение иных действий, направленных на получении информации или же изменение социальной действительности выбранного объекта. Данная стратегия включает в себя следующие важнейшие пункты:

  • Постановка целей и вопросов (зачем это исследование нужно, что хочется получить в итоге и т. д.).
  • Рассмотрение различных теоретических моделей и подходов.
  • Обязательно исследование ресурсов (фонды и время на осуществление задуманного).
  • Сбор данных.
  • Выбор места исследования, т. е. идентификация данных.
  • Выбор процесса управления самого исследования.

Виды исследований в таком случае могут быть совершенно разными. Так, это может быть пилотное исследование, когда предмет оказывается малоизученным и практически непонятным. Существует разовое исследование (когда к объекту более не возвращаются) или же повторное. Лонгитюдное, или мониторинговое, исследование предполагает, что объект изучается периодически, через установленные промежутки времени.

Полевое исследование проводится в привычных для объекта условиях. Лабораторное - в искусственно созданных. опирается на поступки или действия объекта, теоретическое - подразумевает изучение предполагаемых действий или поведенческих реакций объекта социального исследования.

Далее следует выбор метода исследования (большинство из них описано выше). Стоит отметить, что это важнейшие формы сбора первичной информации, благодаря чему можно получить определенные результаты и сделать некоторые выводы. Важно предварительно определиться и с методом обработки полученной информации. Это может быть статистический, генетический, исторический или экспериментальный анализ, социальное моделирование и т. д.

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки (Андреева, 1972, 2000; Ядов, 1995). Однако существуют и другие классификации методов. Например, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (Свенцицкий, 1977). Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестан-дартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее ) и невключенное (простое ) наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя (Андреева, 1972; Ершов, 1977; Семенов, 1987). Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия (Петровская, 1977).

Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. (Лабунская, 1986). Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, например доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д. (Бейлз, 1979).

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя (Ершов, 1977; Семенов, 1987).

Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки (Андреева, 1972; Ядов, 1995).

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследований. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Метод опроса. Суть этого метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Пионерами его применения в социальной психологии являются С. Холл, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации. В них отражены алгоритмы определения представительности выборки и мотивации участия в опросе, конструирования вопросов и композиции вопросника, процедуры проведения опроса (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избежать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания.

Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное и терапевтическое. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями, обусловленными целями его применения и характером получаемой информации (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в ходе интервью должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - интервью обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового, опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и по объему анкет.

Выбор типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, что может привести к искажению объективности и надежности информации.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др.

Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обусловливается динамичной природой социально-психо-логических явлений, в частности межличностных отношений, и с течением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно - с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы, их ценностных ориентаций, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать трудность выявления мотивов межличностных выборов, возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты, и наконец, социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др.

Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет границы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т. е. совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне: от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и другие основания разделения (Чугунова, 1986; Журавлев, 1990). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки.

Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как о самостоятельном средстве эмпирического исследования (Семенов, 1977; Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной природой социально-психологических явлений и их динамичностью.

Классификация тестов возможна по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Ядов, 1995).

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают являющиеся важным инструментом изучения и методики (шкалы) измерения социальных установок прогнозирования социального поведения личности (Анастази, 1984). Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для различных целей. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п.

Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из особенностей внешнего поведения, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула, например отношение к религии, войне, месту работы и т. д. Шкала установок, в отличие от опроса мнений, позволяет измерить установку как одномерную переменную, определить специальную процедуру ее построения и предполагает единый суммарный показатель.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Жуков, 1977).

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (Панферов, Трусов, 1977).

Можно сказать, что с проникновением эксперимента в исследование человеческих отношений связано становление социальной психологии как науки. Ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника (Жуков, 1977).

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап - определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Кэмпбелл, 1980; Панферов, Трусов, 1977). Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Иногда выделяют естественно-научный эксперимент и эксперимент «экс-пост-факто» (Андреева, 1972).

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е гг. к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Как уже отмечалось, наряду с методами сбора и обработки психологической информации социальная психология располагает арсеналом методов социально-психологического воздействия. Это и методы социально-психологического тренинга, и социально-психо-логическое консультирование и т. д. Весьма удачная классификация методов социально-психологического воздействия (табл. 1.1), причем в виде, удобном для использования схемы, предложена А. Л. Журавлевым (1990).

Таблица 1.1. Классификация социально-психологических методов воздействия

Цель воздействия

Название группы методов

Оптимизация

Оптимизирующие

Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация)

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управление

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развитие, формирование

Развивающие

Групповая подготовка, обучение и воспитание

Предупреждение

Профилактические

Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Диагностические

Аттестация, самоаттестация

Информирование

Информирующие

Психологическое консультирование

Классификация методов социальной работы.

Большинство методов можно рассматривать как упорядоченный комплекс операций, применяемых для достижения одной или нескольких целей, как свод принципов, которыми руководствуются при любом организационном исследовании.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов:

– методы сбора информации и её обработки;

– методы эмпирического исследования и теоретического моделирования;

– общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и тд.

Проблема классификации методов СР также является пока во многом дискуссионной.

К основным методам сбора информации относятся анкетирование, интервью, опрос, наблюдение, тестирование. К ним также относят диалог – взаимодействие клиента и специалиста.

В настоящее время многие методы, используемые в социальных науках, являются междисциплинарными. Например, социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение рассматривают как социально-психологические методы исследования. Как характерные для социологии обычно рассматривают анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ текстов и др.

Один из методов преимущественно СР – метод написания «социальных биографий» или биографический метод (изучение личных документов). В России этот метод оценивается сдержанно. Недостатки этого метода – отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний и др. Этот метод позволяет более отчетливо зафиксировать социальную включенность субъекта в происходящие события, увидеть «разрывы» в индивидуальной траектории развития. Эти разрывы могут быть как деструктивными, так и инновационно-творческими.

Французские исследователи предлагают в виде нового инструментария использовать биографический метод – метод «история семей». Изучение истории семей позволяет выявлять становление и реализацию жизненных сил человека. Семья обладает спектром жизненных ресурсов, которые затем обусловливают различия в образе жизни и реализации субъектности человека. Существую различные формы биографического метода: свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиография и т.д.

Среди методов, используемых в теории СР особая роль принадлежит такому методу, как «комплексное психосоциальное моделирование». Моделирование – символическая схема какой-либо реальности.

Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).Освоение человеком окружающей действительности, накопление опыта, знаний привели к появлению системы знаний, новых способов, методов изучения в различных сферах общественной жизни.

Метод стал применяться как способ рационального исследования и преобразования действительности, как средство кратчайшего пути достижения цели. Существует множество методов, но в области социальной работы классификация методов осуществляется по степени общности, которая обуславливается теорией и практикой социальной работы.

Выделяют следующие методы:

1) всеобщие (философские);

2) общенаучные;

3) частные специальные.

1. Всеобщий или философский метод – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются в различных областях знаний и социальной практики. В отличие от всеобщего метода они определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.

3. Специфические методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущий конкретной системе знаний, составляют специальные методы.

Основой для классификации методов социальной работы служит мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности.

Поведение человека, группы обусловлено разнообразием мотивов. Для достижения целей в социальной работе необходимо использование различных по своей направленности способов воздействия социального работника на клиента.

Выделяют три основных группы методов социальной работы:

1) социально-экономические;

2) организационно-распорядительные;

3) психолого-педагогические.

I группа. Группа социально-экономических методов объединяет все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

II группа. Организационно-распорядительные методы ориентированы на осознанную необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и находятся в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб. Организационно-распорядительные методы имеют прямой характер воздействия, так как опираются на регламентирующие и нормально-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определяемых положениями и инструкциями.

Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач с целью своевременного устранения недочетов.



Данные методы связаны с организационными методами, придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными организационно-рас­порядительными методами являются: регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование – жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (прика­зы, типовые положения, должностные инструкции и т.д.). Такие методы используются органами управления социальных служб.

Нормирование – менее жесткий способ организационного воздействия в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания). Важно определить, где, для каких видов социальной помощи, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия. Заключается в объяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента и т.д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

III группа. Психолого-педагогические методы – характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов, норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение . Этот метод в практике социальной работы используется в различных формах : разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.

С помощью убеждения достигается осмысленное освоение научных знаний, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы педагогический инструментарий используется в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием условий жизнедеятельности и собственного жизненного опыта.

От социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления в жизни человека. Это достигается социально-психологическими методами воздействия, изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся следующие методы: социологические исследования, наблюдение, социально-психологи­ческий диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда, быта, расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Многие методы взаимосвязаны между собой, применение одного из них требует одновременного применения других, подтверждая необходимость комплексного подхода как принципа использования методов социальной работы. Методы в социальной работе подвижны, могут варьироваться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах.

Связь методов социальной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от целей и задач социальной работы. Если цель предопределяет совокупность способов ее достижения, то принципы социальной работы позволяют выбрать для достижения пели из всей совокупности методов наиболее эффективные в данных условиях