Формирование социальной активности младшего школьника. Социальная активность учащихся. Низкая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению: большинство ситуаций обладают лишь очень слабым позитивным или негативным релевантным аффилиации подкрепля

Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности.

В России, в различные периоды времени «социальная активность» трактовалась по разному:

— после революции — как синоним творчества, инициативы и революционного напора;

— в сталинские времена, как исполнительность, дисциплинированность, подчинение идеалам системы;

— в 60-х гг., как взаимосвязь социальной среды, активности личности и сознания, как проявление в активном поступке.

— В 21 веке показателем сформированности «социального опыта личности» являются достижение душевных порывов растущей личности, осознание сопричастности к созидательному труду, преобразованию мира.

Сейчас задача воспитания социальной активности, ставится государством на одно из первых мест.

Сегодня современная молодежь не представляет собой единой политической и идеологической силы и не занимает значительное место ни в социально-политической структуре, ни в общественно-политической жизни общества. Особую тревогу вызывает утрата гражданских и патриотических чувств у современной молодежи в связи с падением престижа нашей страны, отсутствием социально-ориентированной внутренней политики и отчуждением власти от народа.

Ограничение возможностей молодежи в социальной самореализации ведет к росту агрессивности и протестного потенциала в молодежной среде, что приводит к образованию деструктивных групп и объединений молодежи (скинхеды, фашисты, футбольные фанаты).

Формируются и действуют молодежные группы криминального характера. С 2001 году зарегистрировано более 5000 тыс. криминальных подростковых групп. Не утрачивают своей остроты проблемы алкоголизма и наркомании в молодежной среде.

Известный постулат – дети наше будущее, но не многие задумывались, что речь идет, буквально о будущем страны или планеты. То- есть то, какими мы воспитаем сейчас наших детей, в том обществе мы и будем жить через 15 – 20 лет.

Социологи выделяют основные виды социальной активности:

1. Художественно — творческая.

2. Познавательная.

3. Коммуникативная.

4. Нравственная.

5. Общественно — гражданская.

6. Трудовая.

7. Другие индивидуальные виды активности.

Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа.

Психологи и педагоги считают, что начинать формировать социальную активность личности надо еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Усваивая нормы и правила поведения, ребенок перенимает способы действий, одобренные обществом.

Поэтому в этом возрасте уже можно говорить о создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.

Особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков располагают именно учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.

А именно:

  1. Деятельность учреждений доп. образования способствует воспитанию социальной активности детей, формирует потребности в личном участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям, в поведении, дает возможность проявить себя.
  2. Доп. образование обеспечивает развитие мотивации и опыта социально значимой деятельности.
  3. Структура деятельности доп. образования дает возможность сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).

Формы мероприятий развивающих социальную активность детей.

— конкурсы художественно-творческой направленности;

— консультации ведущих педагогов специальных учебных заведений страны;

— проведение встреч со студентами и выпускниками специальных учебных заведений;

— выставки работ и концерты бывших выпускников;

— поездки учащихся в художественные музеи, галереи, учебные заведения, предприятия страны;

— организация и проведение выставок-продаж работ, выполненных руками воспитанников;

Проведение Дней открытых дверей для учащихся школ;

— участие в различных общественно значимых акциях.

Всепроникающая информация, воздействуя на мышление и сознание детей, меняет их потребности, возможности, социальное пространство. При этом формируется естественно-культурная среда «обитания детства».

«Среда – по словам психолога Л.С. Выготского – выступает в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, играет роль «источника развития»».

Актуальность проблемы возрастает в связи со стартом в субъектах РФ «Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
Указ, подписанный президентом РФ от 1 июня 2012 № 761, стал законодательным свидетельством формирования нового этапа социальной активности подрастающего поколения. Ведущий принцип Стратегии — «Партнерство во имя детей».

Работу по внедрению этих идей в массы осуществляет Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), который является правопреемником пионерской организации с 1991 года. Его девиз — «За Родину, Добро и Справедливость».

У нас тоже действует Детская общественная организация Курганской области «Открытый мир», созданная 29 мая 1991 года, как правопреемница Всесоюзной пионерской организации.

Организация проводит множество общественных акций, например: «Школа подготовки волонтёров», программа «Культурное наследие России», программа «Моё Зауралье», «Помоги детям», «Знаешь меня – знаешь себя», проект «Мир открытых возможностей» и др.
Далее процесс формирования социальной активности личности продолжается в различных молодежных организациях и образовательных учреждениях (колледжах, университетах.)

Вовлечение молодежи в социальную жизнь активизирует ее потенциал и способствует формированию позитивной гражданской позиции.

В подростковом возрасте у детей всегда проявляется естественная тяга к деятельности в кругу сверстников и эту особенность нужно правильно использовать.

В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрировано около 100 общероссийских и свыше 300 региональных молодежных и детских объединений.

Ярким примером молодежных общественных акций является субботник «Десант Памяти», прошедший 13 апреля на одном из старых кладбищ Владивостока. В акции приняли участие несколько сотен жителей города. Теперь на этом закрытом кладбище территорию очистили от мусора, привели в порядок заброшенные могилы, покрасили звёзды на памятниках.

В нашем городе такой организацией формирующей социальную активность детей и молодежи является городской Дом молодежи.

Организация тоже проводит различные общественно полезные акции. Например: Акция «Я люблю Курган — Трудовые отряды», «Свеча памяти» в память о Великой Отечественной войне, Фестиваль «Молодые семьи молодого Кургана », «Мы – граждане России!» и др.

Многие наши педагоги также работают с идеей формирования социальной активности детей, тоже участвуют и сами проводят, общественно полезные акции: например акция «Жить здорово», «Свеча памяти», акции экологического характера «Защити свою планету», «Мой чистый город», различные благотворительные акции по сбору средств и многие другие.

С гордостью можно сказать, что многие воспитанники нашего дома творчества являются примером, как социально активные личности. Это Дмитрий Хапов, Пысина Анна, Резинкин Дмитрий — воспитанники Семенчук Н.В., Капитонов Владимир бывший воспитанник Кузмичевой Н.А., а теперь уже Семенчук Н.В. Обучающиеся театра студии «Коробейники» педагог Волковинская Т.А., обучающиеся и выпускники педагогов музыкальной студии, технического отдела, педагога Шевелевой Н.Ф. и многих других. В наших стенах под руководством наших педагогов начинается старт в активную жизнь многих ярких звездочек.

Жизненный девиз Семенчук Надежды Владимировны «Беги пока зовут», пусть этот девиз станет девизом и для нас с вами и для наших детей. Бегите вперед, не стойте на месте, будьте примером активности для ваших воспитанников.

«Прогимназия «Сообщество» Воспитательная система класса. Формирование социальной активности у младших школьников Учитель 4 класса «б» Михина Н.А.

"Важно не то, что активно производит субъект, а чем наполнена его активность" Н.Е.Щуркова

форма диалектической связи ребёнка с окружающей действительностью, в которой проявляется единство внутреннего и внешнего, форм самоутверждения и самореализации, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальным опытом. Социальная активность младшего школьника-

Социально- экономические изменения. Происходящие в современном обществе, предъявляет высокие требования к уровню социализации личности. Взаимодействие ребёнка со сверстниками, взрослыми, социумом обозначается понятием «социализация». сверстники взрослые социум Социализация

Под социальным аспектом понимается потребность детей в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые, в свою очередь, являются регулятором нравственных поступков. Способность к общению включает: -желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (« Я знаю»); -умение организовать общение (« Я умею»). Поэтому задача педагога- научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Гипотеза: Формирование социальной активности младших школьников будет эффективным, если: Процесс формирования социальной активности строится на принципах: -включенности учащихся в реально социально-значимые отношения; -организации и функционирования развивающей среды, с учётом психосоциальных и личностных особенностей учащихся. Осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активности. обогащается совместная деятельность младших школьников посредством постоянного усложнения всех её структурных компонентов, создания общественно ценного продукта, обеспечивающих повышение личностной значимости каждого учащегося, и возникновение атмосферы эмоционального принятия. Активизируются субъект- субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно- образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.

В исследованиях отечественных психологов К,А, Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и других, ставших широко известными, в концепциях зарубежных учёных А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Берне и других выделен принцип саморазвития личности. Наиболее близкими к проблеме развития социальной активности школьников можно считать труды А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, которые подчёркивают, что что подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение её к культуре. По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за её пределами. Этому посвящён ряд исследований, теоретические и практические аспекты проблемы социализации личности рассматривались в научных трудах Г.Л. Балла, И.А. Жданова, П.С. Кузнецова, Г.И. Царегородцева и других. Однако, проблема развития социальной активности младших школьников изучена недостаточно. В настоящее время имеет место ряд противоречий, обусловленных: современными требованиями к развитию социальной активности младших школьников и реально осуществляющейся социализацией младшего школьника в учебном процессе.

Цель: создать условия для формирования социальной активности у младших школьников.

Задачи: 1. Создать развивающую среду и ситуацию успешности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 2. Формировать умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. 3.Вовлечь родителей в реализацию воспитательной системы 4.Развивать творческий потенционал каждого ребенка

Принципы Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый ребёнок должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Я-концепции личности учащегося стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений и самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация даёт успех обучения и воспитания ребёнка.

Базовые ценности, положенные в основу воспитательной системы Инициатива Ответственность Самостоятельность

Классный Руководитель Учитель физ-ры Учитель музыки Музыкальные сказки. Кружок Учитель Физ-ры Родители выбирают планируют, распределяют обязанности, Участвуют. Психолог тренинг для девочек Социальный Педагог «Веста» «Развитие творческих способностей» Ребёнок Выбирает Предлагает Планирует Организует участвует

Правила дружбы Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей порадоваться успехам товарища. Умей спокойно принять помощь от ребят. Выполняй эти правила и общение с ребятами будет протекать без ссор и конфликтов

Самоуправление в классе Сектора (формируются по выбору детей) Организаторы (организуют дела в классе) Художники (оформление) Санитары (внешний вид детей, чистота класса) Библиотекари (следят за сохранность Учебников) Учебный (помогают отстающим) Физ-ра (зарядка) Помощники (помогают Учителю)

«МТС» «Мегафон» Командир класса « Шпильки» « Опа - на Звёздочки (создаются по симпатиям) Планируют Предлагают Выбирают партнёров Организуют Проводят Распределяют Роли автодиагностика

Виды деятельности, которые лежат в основе воспитательной системы Коллективно - творческая деятельность Проектная деятельность Самоуправление Традиции класса

Механизм реализации воспитательной системы (что делала) 1.Изучение детского коллектива. Сильные, слабые стороны, предпочтения. Класса Ребёнка Портрет класса Индивидуальные особенности Выявление воспитательных возможностей родителей

2. Совместное планирование классных дел. 3. Создание поля выбора. Ребёнок Родитель Учитель Поле выбора для ребёнка Поле выбора для родителей

Поле выбора для ребёнка Утренний, итоговый сборы Проектная деятельность Классные дела Традиционные дела класса «Веста» Детская библиотека Д. С. «Сибиряк» Взаимодействие Самоуправление

Поле выбора для родителей Родительские собрания Классные традиционные дела Школьные традиционные дела Проекты Благоустройство класса Родительский комитет КТД Походы, экскурсии Помощь учителю Помощь учителю

4. План совместных действий (совместная деятельность) Традиционные дела: Выезд на природу, в «Сказку»

Механизм включения детей и родителей в коллективно-творческую деятельность Стартовая беседа Что будем делать? Зачем? Для кого? С кем? Кто будет проводить? Коллективное планирование (работа в группах через игру «Ассоциации» Подготовительная работа -совет дела –(по желанию) выбор своего дела готовим свое дело отчет о готовности Проведение дела (каждый выполняет свою роль) Подведение итогов (отвечаем на вопросы, даем оценку себе своему делу Что будем делать дальше? (план действий)

Механизм включения детей в проектную деятельность Выбор темы проекта ПЕДАГОГ+ ребенок: - организует выбор темы проектов; - ранжирует темы проектов; - классифицирует вопросы по темам; - создает ситуацию «модели 3-х вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнаю? Какой продукт получу? (3-4 кл.) - составляет планирование; - оформляют информационный стенд; РЕБЕНОК: - предлагает тему проекта, которая его интересует; - формулирует вопросы; Сбор сведений - организует выбор детьми тех или иных областей интересов внутри темы; - направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации; - собирает интересующие его сведения в виде записей, рисунков, поделок; - готовит сведения к использованию в проектах;

Реализация проектов - знакомит с проектами, которые позволяет выполнить изученная тема; - сам придумывает свой проект по теме, выбирает вид деятельности; Презентация проекта - создает условия для презентации; - включает родителей в презентацию проекта; - рассказывает о своей работе; - показывает то, что у него получилось, что не получилось; - делает вывод (на какой вопрос хотел получить ответ и что получил)

Механизм включения родителей в реализацию воспитательной системы класса Запрос родителей (каким хотим видеть свой класс) Совместное планирование (план совместных действий) Создание поля выбора (выбор своего дела) Правила взаимодействия Выполнение своего дела Анкетирование (что изменилось в жизни ребенка, жизни класса)

Вся работа строится на основе: - равенства всех участников, независимо от возраста; - добровольного участия; - чередования индивидуальной и коллективной работы; - выбора вида деятельности; - ответственности каждого за свой выбор; - самооценки каждым участником своей деятельности

Игра – анкета по созданию воспитательной системы класса «Жизнь на детском острове» Подумайте и опишите, как должен выглядеть остров, чтобы жить на нем было радостно, приятно и с пользой для человека. 2. Остров – это детское государство. Кто и как станет им управлять? Какие права и обязанности будут у жителей острова? 3. Назови, какие дела и обязанности, которые ты выполнял дома, продолжал бы выполнять с удовольствием на острове и от каких охотно отказался бы? 4. Если ты мальчик, то какую работу, на твой взгляд, должны выполнять девочки? А если ты девочка, то что, на твой взгляд, должны делать мальчики? 5.Твоя любимая игра, в которую ты чаще всего хотел бы играть на острове? 6.С собой на остров можно взять три вещи или три живых существа. Что или кого бы ты выбрал? 7.Назови свое самое сокровенное желание, которое могло бы осуществиться на детском острове? 8.В палатке на сколько человек ты бы предпочел жить? (Один, вдвоем, втроем и т.д.) Обоснуй свой выбор. Назови тех учащихся, которых ты пригласил бы. Учащиеся должны представить поездку на остров, где есть все для полноценной жизни: современная школа, кинотеатр, парк, стадион.

Анкета-опрос для родителей класса. 1.Что изменилось в школьной жизни, в жизни класса, в котором он учится, и во взаимодействии с классным руководителем? 2. Как Как часто и с какой целью Вы общаетесь с классным руководителем? 3.Кто является инициатором встреч? 4. Какое значение лично для Вас как для отца(матери) имеют эти встречи? 5. Хотите ли Вы(пойдёте ли, если понадобится) к классному руководителю за помощью и советом: -чтобы поговорить, как помочь ребёнку в учёбе? (да, нет) -чтобы посоветоваться, как ему наладить отношения с одноклассниками, сверстниками? (да, нет) -чтобы помочь наладить отношения с учителями? (да, нет) -чтобы поговорить о том, как улучшить свои отношения с ребёнком? (да, нет) 6. Подскажите, . Что Вы больше всего цените в жизнедеятельности класса, в котором учится Ваш ребёнок? 7. Что Вам не нравится? 8 пожалуйста, что необходимо изменить в классе, чтобы Вашему ребёнку и другим детям было комфортно? 9. Какую помощь Вы можете привнести (своим участием) в воспитательную работу с классом? (Допишите)

5. Диагностика. Результаты социальной активности ребенка

Автодиагностика (соц. проект.) Ф. И. Предложил Организовал Выбрал С кем? Отметка о выполнении Рустам Игра «крестики нолики» Илья, Юлиан. Слава + Илья Игра «Крестики- нолики» Юлиан, Слава, Рустам + Слава Игра «Крестики-нолики» Илья, Юлиан, рустам +


Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; конкурентноспособность; компетентность; компетентность; мобильность; мобильность; способность нести способность нестиответственность.




Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Во-первых, оно идет стихийно Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.


Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка: Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства; Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;


Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку: приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; приобрести уверенность в себе; приобрести уверенность в себе; научиться принимать решения и достигать научиться принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью. результаты в соответствии с поставленной целью.


Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя


Задачи Развитие у детей гражданского самосознания. Развитие у детей гражданского самосознания. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Повышение ценности здоровья, формирование здорового Повышение ценности здоровья, формирование здорового образа жизни. образа жизни. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность.


Формирования самооценки, осознанию своего «Я». Игра «Волшебный магазин». Игра «Волшебный магазин». Что бы вы хотели «купить"? Что бы вы хотели «купить"? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Беседа на тему «Кто ты? Какой ты?» Во что я верю? Во что я верю? Что я знаю? Что умею? Что я знаю? Что умею? Какие поступки я совершаю? Какие поступки я совершаю? Кем я хочу быть? Кем я хочу быть? Чем я могу помочь близким? Родине? Чем я могу помочь близким? Родине? Кто или что помогает тебе стать лучше? Кто или что помогает тебе стать лучше? Какой поступок ты никогда не совершишь? Какой поступок ты никогда не совершишь? Чему ты можешь научить младшего? Чему ты можешь научить младшего? Игры «Горячий стул», «День рождения ». любовь удача смелость целеустремлённость благородство нежность милосердие честность радость успех




Как сделать лучше? Зачем это нужно? Зачем это нужно? Для кого? Для кого? Кто будет участвовать? Кто будет участвовать? С кем вместе? С кем вместе? Кто нам поможет? Кто нам поможет? К каким результатам мы стремимся? К каким результатам мы стремимся? Главный девиз наших совместных дел: Кто, если не мы, Когда, если не сейчас, Наша жизнь в наших руках.


В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились: ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, работать в команде, работать в команде, привлекать к своим делам взрослых, привлекать к своим делам взрослых, агитировать, агитировать, отстаивать свою точку зрения. отстаивать свою точку зрения.
















Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности»;





Зайцева Ирина Леонидовна
заместитель директора по ВР
МОБУ «Черкасская СОШ»
Формирование социальной активности обучающихся через участие в акциях и проектной деятельности
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимальная социализация выпускников. Таким образом, развитие социальной активности является одной из задач процесса обучения и воспитания в школе. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу.
Что же такое социальная активность? Социальная активность личности – качество, в котором выражается уровень её социализации, т.е. глубина связей личности с социумом, превращение в субъекта, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов.
Большое значение в обществе играет то, насколько, активно ребенок способен взаимодействовать с членами данного общества. Российское законодательство в образовании не имеет единой стратегии формирования социальной активности у подростка. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, это позволяло организовать
и упорядочить социальную активность школьника в рамках комплекса общественных мероприятий (занятие общественно полезным делом). Таким образом, воспитывалась гражданская ответственность школьников, организовывался процесс приобретения опыта самоорганизации и возможности участия в общественной деятельности. На сегодняшний день успешность школы в реализации этой функции зависит от степени участия подростков в процессе самоуправления школой и организации воспитательного процесса в общем плане работы школы.
Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества». Под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность. Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности,
безусловно, является важным для характеристики социальной активности.
В настоящее время наиболее современными формами социальной активности подростков в школе являются: внеклассная работа, групповые формы работы с детьми (детские общественные организации), спортивные клубы, театральные студии, спортивные секции, отдельный опыт волонтерского движения, организация культурно-досуговой деятельности, интернет ресурсы для детских общественных организаций (сайты и порталы, сервисы быстрых сообщений, социальные сети, электронная почта и списки рассылки, поисковые системы, веб-форумы, блоги, вики-проекты и др.).
Традиции тимуровского движения существует в нашей школе давно. Ребята ходят к своим подшефным, и оказывают им посильную помощь. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим, тимуровцы оказывают им моральную поддержку, поздравляют по случаю праздника. Наши ученики участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, выявляют людей, нуждающихся в поддержке, осуществляют шефство над ветеранами войны и труда и делают запись на видео их воспоминаний о пережитом, о военных и трудовых подвигах. Польза от этого обоюдная: и ветеранам – внимание, и школьники имеют возможность пополнять школьный музей новыми материалами и обогащать себя знаниями.
Одним из основных направлений социальной активности ребенка становится волонтерское движение – эффективная форма приобретения трудового опыта молодыми людьми. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время, быть социально активным, владеть подходом к решению жизненных ситуаций.
Одна из главных задач педагогов сегодня – привлечь детей и подростков к социально значимой деятельности, позволяющей развить у подростка социальную инициативу, а также создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, действовать на основании постоянного творческого поиска. В последние годы ряд мероприятий приобрел статус «доброй традиции» и появилась необходимость систематизации проводимой работы. Учащимся необходимо понимать значимость собственных решений и поступков в вопросах оказания посильной помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Большая работа в школе направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. У нас вошли в традицию встречи с ветеранами, концерты, посвященные этим памятным датам, праздничные линейки. Учащиеся активные участники акции «Обелиск».
Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышении мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности.
Социальная активность - это способность человека производить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
Самый трудный и самый сложный возраст ребенка, представляющий собой период становления личности, это подростковый. Важным признаком, отличающий этот период, являются фундаментальные изменения, происходящие внутри самого подростка, имеющие радикальное значение для его развития и для взаимодействия с социумом.
Для изучения социальной активности подростков широко используется метод наблюдения, позволяющий изучить положение ребенка в классе, взаимодействие его со школьным коллективом и обществом в целом. Изучение процесса взаимодействия подростков с социумом позволяет определить степень активности в совместной деятельности между ребенком и его ближайшим окружением. В процессе исследования может использоваться метод тестирования, с помощью которого определится уровень социальной активности учащегося. Эти данные важны для организации профилактических тренингов, предупреждающих социальную неактивность ребенка. Для выбора стратегии диагностики социальной активности важно учитывать следующие виды активности: личностная, игровая, коммуникативная, учебно-познавательная.
В процессе работы в первую очередь мы предлагаем использовать индивидуальный подход к учащимся, включение наименее активного подростка в различные виды деятельности, в том числе общественно-полезную.
Ежегодными мероприятиями являются: Фестиваль добрых дел, Осенняя неделя добра.
Кроме того, в течение года движением реализуются акции и проекты по помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, людям с ограниченными возможностями здоровья, содействие участию в творческих конкурсах «Класс года», «Ученик года»;
Подобные акции устраиваются в игровой, соревновательной форме, они не обременяют школьников какими-то заботами и обязанностями, но позволяют почувствовать свою значимость в обществе, а также проявить лидерские качества. За участие в таких акциях, как правило, награждают всех участников, а лидеров поощряют подарками.
Сегодня все чаще приходится слышать, что субботники - это отголосок прошлой эпохи. На самом деле это не совсем так. Субботники сегодня необходимы: во-первых, для того, чтобы сплачивать ребят, ведь давно известно, что совместный труд ведет к сплочению; во-вторых, для того, чтобы воспитывать уважительное отношение к труду; ну и, в-третьих, работа на свежем воздухе способствует физической закалке школьников. А осознания полезности своего труда способствует успешной социализации школьников. Учащиеся нашей школы ежегодно занимаются озеленением пришкольной территории. Мы сделали территорию окружающую школу частью нашей воспитательной системы. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».
Внеклассная работа подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.
Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве.
Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:
коммуникативных,
информационных,
личностных,
социально-политических.
В результате формируются:
ценности деятельности, общения, самообразования;
привычка быть мобилизованным;
личностные умения: рефлексивные, оценочные;
личностные качества: самостоятельность, ответственность;
опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
становление социальной активности.
Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно – нравственной личности, обеспечению учащихся начальной школы всем необходимым для их последующей жизнедеятельности в средней школе.
Правильно поставленное социальное воспитание готовит их к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми. Всем этим достигается успех!

  • 5.Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
  • 6.Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
  • 7.Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
  • 1. Понятие возраста в психологии
  • 26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
  • 27 Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
  • 28Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.
  • 29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
  • 30.Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
  • 31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
  • 33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
  • 34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.
  • 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.
  • 36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.
  • 37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.
  • 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
  • 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
  • 38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».
  • 39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа».
  • 40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
  • 41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
  • 42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.
  • 43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.
  • 44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;
  • 45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову е.А., Пряжникову а.С.)
  • 46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.
  • 48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.
  • 49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.
  • 50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.
  • 51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
  • 53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.
  • 54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
  • 55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
  • 56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
  • 57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.
  • 59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.
  • 60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».
  • 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.

    Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. Данный возраст является периодом активного формирования личности, развития индивидуального механизма поведения (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев) Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). Овладевая нравственными представлениями и понятиями и развивая произвольность всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). В процессе духовно-нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками у младшего школьника формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной личности. Развитие духовно-нравственной сферы личности младшего школьника есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.

    Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

    В младшем школьном возрасте существенно развиваются нравственные мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывает М. В. Гамезо, в этом возрасте имеют ряд особенностей.

    Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.

    Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков.

    36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.

    Переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную, которая становится ведущей.

    В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) что приводит к формированию теоретического сознания и мышления, и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые являются психологическими новообразованиями младшего школьника.

    В структуру учебной деятельности входят: Учебная задача – это то, что ученик должен освоить. Учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки.

    Формирование учебной деятельности сначала осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса.

    В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости».

    Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.