Что делают наши подлодки у берегов США? Российская подлодка месяц плавала незамеченной у берегов сша

Недавно в американских СМИ появилась информация, что некая российская атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами большой дальности, около месяца патрулировала Мексиканский залив, стратегические воды США, и была опознана только после того, как покинула регион. В прессе развернулась полемика, была ли лодка, или это предвыборный ход республиканцев, а может, "активное мероприятие" российских спецслужб, призванное решить внешнеполитические задачи России.


"Калуга" возродит российский флот

Информация была распространена порталом Washington Free Beacon со ссылкой на чиновника в Пентагоне. Российские СМИ сошлись во мнении, что речь идет, скорее всего, о проекте 971 "Щука Б" (по классификации НАТО — "Акула"). Министерство обороны России так прокомментировало сообщение, что только подхлестнуло интригу. "В настоящее время подводные лодки ВМФ России несут боевую службу по графику в различных районах Мирового океана. В соответствии с общемировой практикой действия подводных сил Военно-морского флота, маршруты их походов, а тем более, несения боевой службы, не освещаются в официальных сообщениях и являются закрытой информацией даже по прошествии десятилетий", — сообщили ИТАР-ТАСС в военном ведомстве. Пентагон ответил более четко. "Я не знаю, откуда такая информация, но она не соответствует действительности", — заявила представитель Пентагона Уэнди Шнайдер.

Washington Free Beacon по ходу дела вспомнил, что в июне и июле российские стратегические бомбардировщики вторглись в ограниченное воздушное пространство США около Аляски и в Калифорнии, и сделал вывод о том, что "русские идут". История, получила продолжение после того, как сенатор-республиканец Джон Корнин направил в Пентагон запрос в адрес командующего ВМС, адмирала Джонатана Гринерта, с целью подтвердить или опровергнуть информацию, пишет Houston Chronicle .

"Субмарины у наших берегов вместе с посягательствами на наше воздушное пространство отражают весьма агрессивную и дестабилизирующую военную политику России, представляющую угрозу национальной безопасности США. Это вызывает особое беспокойство в связи с тем, что президент Барак Обама добивается резкого сокращения оборонного бюджета, предусматривающего, в том числе, уменьшение финансирования разработок противолодочной обороны", — говорится в письме.

В прессе развернулась полемика, была ли лодка, или это предвыборный ход республиканцев, а может, "активное мероприятие" российских спецслужб, призванное решить внешнеполитические задачи. Россиянам очень хочется, чтобы лодка была. "Появление подлодки, с атомными ракетами на борту, в Карибском регионе — это демонстрация Владимиром Путиным того, что Россия все еще игрок на военно-политической арене мира", — сказал один из экспертов газете "Коммерсант FM". Российский атомный флот, по его мнению, — "единственное, что осталось у Путина, чтобы гордо держать флаг".

Американцам же, напротив, очень не хочется верить в правдивость информации. Ни одна из крупнейших американских газет новость не раскрутила. Посмотрим, что представляет собой портал Washington Free Beacon . Он позиционируется как "некоммерческий сайт новостей", основанный вашингтонским Центром американской свободы, "консервативной правозащитной группой" под председательством некоего Михаила Гольдфарба, республиканца по убеждениям. Его партнером является PR-агентство Orion Strategies. Недавно Гольдфарб засветился на лоббировании продажи американских F-16 Тайваню и грузинских интересов, организовав интервью с послом Грузии в Вашингтоне Темури Якобашвили.

Интересно, что его интересы в Конгрессе представляет не кто-нибудь, а уже упомянутый сенатор- республиканец Корнин, пишет газета Тhe N ation .

Осенью 1983 г. у берегов США, в Саргассовом море, совершила всплытие многоцелевая советская АПЛ «К-324». Американские СМИ опубликовали снимки лодки лежавшей в дрейфе, с частично оголенным гребным винтом. Происходило все в самый разгар холодной войны, поэтому западные СМИ подняли громкий крик о смертельной опасности для «свободного мира». Советское же руководство хранило молчание, т.к. на тот момент толком не представляло, что приключилось с находящейся на боевом дежурстве АПЛ. Как выяснилось позднее, причиной шумихи было не всплытие лодки вблизи берегов США, а то что было намотано на винт субмарины…

Атомная ПЛ «К-324» пр.671-РТМ, именуемая в NATO «Victor-III» строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии, входила в состав Северного Флота и выполняла задачи боевой службы у берегов США. В описываемое время американские ВМС испытывали новейшую гидро-аккустическую систему (ГАС) «ТаcTAS», и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ. Информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось долгое время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.
Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.

Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, вышла из строя главная турбина субмарины. С увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация, стоять стало невозможно не взявшись за поручни. Главная турбина была остановлена, корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.
Ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался «трос от рыбацкой сети» – «что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности». В темноте устранить помеху было невозможно. Днем, при солнечном свете, разглядели, что не трос от сетей сковывал движения подлодки. На хвосте субмарины был намотан кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – той самой, сверхсекретной новейшей ГАС.

После сообщения о случившемся в штаб флота, командование, приказало сохранить антенну любой ценой и доставить ее в базу. Сделать это было не просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Кроме того, после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия АПЛ прибыли эсминцы «Piterson» и «Nicolson» (типа «Spruance») с противоположной задачей – любыми средствами помешать русским заполучить секретную антенну.
Позднее выяснилось, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Кроме этого, на нем, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!
На помощь К-324 срочно направили спасательное судно «Алдан», но до его прибытия экипажу предстояло любой ценой сохранить, а если не удастся сохранить, то уничтожить ценнейшую находку.

Скоростные эсминцы США почти 10 суток преследовали советскую лодку, которая могла двигаться с помощбю гребных электромоторов крайне медленно. Американские эсминцы многократно пересекали курс субмарины, проходили в непосредственной близости. К концу затянувшегося преследования, действия эсминцев стали особенно опасными и было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу. Обстановка разрядилась, но американские эсминцы продолжали сопровождение вплоть до Кубы.
После прибытия на Кубу на лодке были исправлены повреждения и она вернулась на родную базу. Ценный «улов» сразу был передан для исследования.

Американские СМИ сообщили о том, что российская многоцелевая АПЛ долгое время курсировала вдоль побережья Соединенных Штатов.

Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов:

Обнаружили нашу АПЛ якобы в Мексиканском заливе - а это почти внутреннее море Соединенных Штатов, причем засекли только когда она покидала район патрулирования. Правда, американская пресса успокоила разволновавшихся соотечественников тем, что «российская ударная подводная лодка патрулировала воды в непосредственной близости от берегов США лишь во второй раз с 2009 года». Транквилизатор, конечно, не самый действенный. Может быть, американская береговая охрана и противолодочные силы ВМС других субмарин просто не обнаруживали?

Многие российские читатели, узнав об этом сообщении, высказали мнение о том, что никакой российской АПЛ у берегов США не было, все это «утка», рожденная теми, кто пытается доказать - наш ВМФ и его подводный флот на что-то еще способны. Нет, давайте все же верить, что наш подводный флот, пребывающий, конечно, не в лучшем положении, все-таки в Мировой океан пусть изредка, но ходит. В информации об «Акуле» - так по натовской классификации называют субмарины проекта 971 – интересно другое. А зачем вообще нашим многоцелевым субмаринам патрулировать у берегов США? Считается, что эти лодки созданы для охоты на стратегические субмарины и авианосные ордера в открытом океане. И подходить близко к берегам Америки им не имеет никакого смысла, да к тому же опасно – есть риск быть обнаруженными средствами противолодочной обороны. Тем не менее, советские стратегические АПЛ несли боевое дежурство именно у берегов США, и сопровождали их многоцелевые субмарины.

К тому же на западном побережье Америки, в штате Вашингтон на границе с Канадой, есть очень интересный и важный секретный объект – база американских стратегических атомных подлодок. Американцы смогли вырубить огромные ангары в скалах, где стали базироваться их атомные подводные ракетоносцы. Вход в это скальное убежище - подводный. Войдя в широкий подводный туннель, лодки проходят систему шлюзов и оказываются уже в надводном положении. После чего можно проводить регламентные работы и менять экипаж.

Когда-то в Севастополе тоже сделали нечто подобное. Но наш объект был рассчитан на прием и обслуживание малых дизельных подлодок. Скальную базу, подобную американской, пытались построить на севере, в районе Гаджиево – там, где базировались советские стратегические атомоходы. Работы были почти закончены, но случилась «перестройка», и о грандиозных замыслах пришлось забыть. Сегодня о них напоминает лишь огромная дыра в скале.

Для советских подводников было очень важно взять под контроль американскую базу стратегических АПЛ. Это обеспечивало бы блокирование выхода атомных субмарин в канун начала возможной «большой войны». О существовании самого объекта советская военная разведка узнала, наверное, еще в ходе его строительства. Так что секретным для Москвы он никогда не был, хотя и сегодня Пентагон его существование никак не афиширует. Но скрытно подойти к подводному входу в базу было почти невозможно. Она плотно защищена самыми чувствительными сонарами, которые обнаружили бы шумную советскую подлодку за сотни миль до базы. К тому же имелась опасность наличия донных мин-ловушек.

Так было до тех пор, пока на вооружение ВМФ СССР не стали поступать титановые многоцелевые подлодки проекта 945 «Барракуда». Как и все субмарины такого класса, они должны были охотиться на авианосцы и стратегические АПЛ типа «Огайо». Но среди конструкторов, проектировавших титановые лодки, бытовало мнение: техзадание на проект сформулировали так, что его реализация позволяла создать субмарину, которая и могла подойти к американской базе.

Когда первая советская «Барракуда» незаметно подошла на расстояние торпедного выстрела к подводному входу в базу «Огайо», до сих пор остается совершенно секретной информацией нашего Генштаба. По рассказам старых подводников, которым нет оснований не верить, «Барракуды» несли постоянное дежурство у входа в базу и барражировали вдоль всего западного побережья США и Канады. Задача перед ними ставилась одна: если мир действительно затрещит по швам и ядерная война станет неминуемой, торпедным ударом заблокировать вход в базу. Можно предположить, что для этой цели предполагалось использовать торпеды с ядерными боеголовками.

Возможно, в Вашингтоне каким-то образом узнали, что советские титановые субмарины постоянно находятся там, где не должны были, по мнению американцев, находиться ни при каких обстоятельствах. Узнать-то узнали, но обнаружить «Барракуды» так и не смогли – они оставались неуязвимыми. Однако еще в советское время титановые проекты лучших в мире подлодок были закрыты. А после развала СССР «Барракуды» к берегам США уже и не ходили – мы стали «друзьями» с американцами.

Стальные аналоги «Барракуд» - проект 971, та самая «Акула» - унаследовали многие лучшие качества титановых подлодок. Но в первую очередь они действительно рассчитаны для охоты на авианосные соединения. Специальная аппаратура позволяет субмарине обнаружить след и определить направление движения авианосного ордера даже спустя несколько суток после его прохождения. А подводная скорость, составляющая более 30 узлов - догнать противника.

Вряд ли «Акулы» сейчас могут незаметно подойти к той базе, которую когда-то постоянно держали на прицеле «Барракуды». Да и задачи у них, стоит повторить, другие. А вот выследить идущую на боевое дежурство АПЛ типа «Огайо» и «сесть ей на хвост» – это им по силам. Вполне возможно, отрабатывая учебные задачи, российские многоцелевые субмарины сейчас иногда подходят к чужим берегам, в том числе – американским. И пусть там, за океаном, считают, что с 2009-го Россия смогла отправить в дальний поход только две многоцелевые субмарины, которые бдительные американцы, естественно, засекли.

А может, за прошедшие три года им удалось обнаружить всего-то две лодки. Может, наши подводники напоследок вполне умышленно шумно шлепали своими «акульими плавниками». А то обидно ведь. Ходишь-ходишь под носом страны, обладающей самыми мощными военно-морскими силами в мире, а там тебя в упор не видят и не слышат…

Специально для Столетия

Оригинал взят у nordsky в Пиндосов потроллили

В ПРОЛИВЕ ЛОНГ-АЙЛЕНД ВСПЛЫЛ РПКСН ПРОЕКТА 955 “БОРЕЙ”

Сегодняшнее появление российской атомной подводной лодки в километре от Манхэттена и статуи Свободы стало причиной не только паники в Пентагоне, но экстренных (breaking news) выпусков новостей и смертельного ужаса, обуявшего всех без исключения американцев. Опросы общественного мнения сделанные через час после всплытия «Борея» показали, что испуганные американцы, ощутив неприятный холодок от чужого военного присутствия в своём доме и успевшие рассмотреть «русскую машину смерти» во всех подробностях у своих берегов, требуют незамедлительного прекращения кампании в Афганистане, а также свёртывания военных приготовлений в отношении Сирии и Ирана.
Как выяснилось, военно-морские силы США попросту прозевали момент всплытия субмарины «Борей», известной также под названием «проект 955», в пределах прямой видимости от американского берега. Хвалёные системы слежения США не зафиксировали перемещения нашей подлодки.
По словам представителя Министерства обороны РФ, всплытие нашей субмарины в непосредственной близости от Нью-Йорка и заход её в территориальные воды США были «Абсолютно нелепой случайностью. У подводной лодки отказали судовые навигационные приборы и, чтобы сориентироваться, командир подводного крейсера был вынужден демаскировать себя и отдать команду на всплытие».А потому Генеральный штаб был чрезвычайно удивлён, когда к радиограмме с докладом о своём местонахождении командир приложил снимки статуи Свободы и прогуливающихся туристов на острове Манхэттен.
«Мы просим американцев не считать это ответной реакцией на регулярные появления в непосредственной близости от границ территориального моря РФ субмарин ВМС США. Правда стоит добавить, что появление американских подлодок мы всегда фиксируем, как и их перемещения. А американцы, как выяснилось, могут это делать не всегда. И нам помог это выявить лишь случай», - выделил интонацией слово «случай» собеседник телерепортёра.
Эксперты Министерства обороны считают, что у американцев просто нет возможности надёжно отслеживать перемещения этого класса подлодок: «Хотя и считалось, что у американцев были проблемы исключительно с отслеживанием наших подлодок с титановым корпусом (проект 945 «Барракуда»), выясняется, что и подлодки со стальным корпусом они могут легко прозевать, – сообщил корреспонденту «НТВ» представитель МО РФ. – Мы и дальше будем продолжать нести боевое дежурство у берегов США, никаких международных соглашений мы при этом не нарушаем. А произошедший инцидент является чистой воды случайностью и не стоит его расценивать, как провокацию».
Опасения американцев понятны, и тому есть две причины. Во-первых, всплытие нашей субмарины обнаружило бреши в системах подводного слежения Пентагона, устранить которые будет не так-то просто. Во-вторых, подводные лодки класса «Борей» и их новейшие модификации могут быть оснащены отнюдь не только крылатыми ракетами «Гранат» (американцы называют их SS-N-21 «Sampson»). Хотя и они легко долетают не только до берега, но и гораздо дальше, практически до любого крупного города США. Есть от чего забеспокоиться. Самое обидное для американцев то, что международное морское право в подобных случаях Россией не нарушается и запретить нам боевое патрулирование они не в силах. Одна надежда на то, что у нас мало подводных лодок такого класса и постоянно играть на нервах у Пентагона мы, к сожалению, не сможем.
Независимые международные эксперты уверяют, что американцы непременно сделают выгодные для нас выводы: «Атомные субмарины США проводят больше патрулей, чем российский, французский, британский и китайский атомные подводные флоты, вместе взятые, они частые гости вблизи ваших территориальных вод. Русским они изрядно портят нервы. Возможно, теперь они будут действовать с оглядкой на то, что и ваши подводники многое могут. Пусть и «случайно».Но вот что характерно: псевдолиберальные российские телеканалы как будто набрали в рот воды и дружно молчат об этом очевидном военном успехе российских Вооружённых сил. Единственный телеканал, развёрнуто отметившийся в выпуске новостей - это «НТВ», которому и давали интервью представители Министерства обороны. Остальные стыдливо молчат. Зато какое ликование на них царило, когда национальная сборная покинула Евро 2012! Начинаешь верить в то, что и в самом деле среди наших коллег находятся люди, искренне полагающие, что «чем хуже для России - тем лучше».

Мои неоднократные предложения повысить эффективность сдерживания агрессивных устремлений США наконец-то услышаны. Итальянская газета «Corriere della Sera» сообщила о возможном присутствии у берегов США российских атомных подводных лодок. Обозреватель этой газеты Гвидо Олимпио в своей статье «Тайна кремлевского корабля, ведущего наблюдение за побережьем Флориды» пишет:

«Совершенно очевидно, что большому спасательному российскому буксиру «Николай Чикер» нравится находиться у побережья Флориды, особенно теперь, когда кризис на Восточной Украине вошел в самую напряженную фазу. Этот корабль ВМФ России совершает интересные маневры. В середине февраля «Чикер» вышел из Гибралтара и достаточно быстро достиг Карибских островов. На его борту находится 50 человек, команда специалистов по подводным работам, современная аппаратура, платформа для вертолета, вместительный трюм, в котором хранятся запасы, обеспечивающие длительное автономное плавание корабля. «Чикер» — мощный зверь, буксир, чья высота позволяет ему действовать и в арктических водах. Корабль участвовал во многих сложных операциях, в том числе и в работах по подъему подводной лодки «Курск». Действительно, субмарины являются привычными товарищами по плаванию: буксир оказывает им поддержку, сопровождает их как тень. По мнению многих экспертов, буксир оказывает поддержку, по меньшей мере, двум подводным лодкам, которые Москва направила к берегам США. Буксир также работает и с другими кораблями-шпионами. Именно такого рода деятельность осуществлялась в последние недели».


Наша справка:

«Спасательные буксиры СБ 135 типа «Фотий Крылов», в том числе и «Николай Чикер», были построены в 1989 году в Финляндии по заказу Военно-морского флота СССР. Их предполагалось использовать в первую очередь для буксировки крупнотоннажных кораблей, то есть авианосцев, и проведения спасательных операций. Постройка этих двух судов обошлась Военно-морскому флоту в 50 миллионов долларов.

Сразу после постройки во время испытаний тип «Фотий Крылов» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как судно, способное создать самое мощное тяговое усилие при буксировке. Мощность силовой установки составляет 25 000 лошадиных сил. Эти характеристики, а также особенности конструкции позволяют ему буксировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при волнении моря в восемь баллов со скоростью четыре узла. Показатели до сих пор непревзойдённые.

Хотя назвать это судно просто буксиром, пусть и самым мощным в мире, язык не поворачивается. Это целый спасательный комплекс. Установленное на нём водолазное оборудование позволяет производить сложные глубоководные работы. Он оснащён барокамерой, гидрокостюмами, подводными телекамерами, средствами для размывки грунта, подводной сварки и резки, металлоискателями.

Помимо всего судно способно подавать на терпящие бедствие корабли пламегасящую жидкость, с помощью собственных установок тушить пожары.

Вертолетная площадка поддерживает всепогодную 24-часовую операцию вертолета с дозаправкой.

Полностью оборудованная операционная и три больничных палаты».

(Википедия)

После пребывания у Карибских островов, сообщает итальянский журналист, буксир прибыл в квадрат в районе Кингс-Бей, базы американских атомных подводных лодок 7-го флота США. Гвидо Олимпио также информирует, что «Чикер» был там не один: неподалеку курсировал «Виктор Леонов», российский разведывательный корабль:

«Появление российских кораблей совпало по времени с первой фазой кризиса в Крыму. После этого буксир побывал в районе мыса Канаверал, затем совершил еще один заход на Карибы, и во вторую неделю апреля вновь оказался у берегов Флориды. 15 апреля корабль вновь вышел в район космодрома. По времени данный эпизод совпал с обострением ситуации на Украине, переброской колонн военной техники и угрозами».

И вот — о возможной встрече с российской АПЛ:

«Вчера утром «Чикер» остановился к югу от полигона NASA, как будто заняв наблюдательную позицию. Теорий по поводу «Николая Чикера» у пляжей Флориды много. Начиная с самой очевидной: выполнение разведывательных задач. Другие эксперты полагают, что речь идет о встрече с российской ядерной подводной лодкой. Или даже о встрече с разведывательным кораблем «Виктор Леонов», который уже длительное время находится в данном регионе. Странные передвижения в районе Карибского моря наводят на мысль о каких-то подводных работах. Наконец, речь может идти о наблюдении за космическим центром на мысе Канаверал, быть может, о сборе секретной информации».

Наша справка:

«Виктор Леонов» — средний разведывательный корабль, является одним из семи СРЗК проекта 864 польской постройки 1985-1990 годов. Первоначально ССВ-175, введенный в строй ВМФ СССР в 1988 году, носил название «Одограф» и входил в состав Черноморского флота. В 1995 году был переведен на Северный флот и в апреле 2004 года переименован в «Виктор Леонов».

(Википедия)

Появление «Виктора Леонова» у берегов Америки, кстати, было отмечено еще в феврале.

Последний крупный скандал вокруг появления российских АПЛ у берегов США был в 2012 году, когда в середине августа западные СМИ написали, что российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО — «Акула»), способная нести на борту крылатые ракеты большой дальности, якобы в течение месяца находилась незамеченной в Мексиканском заливе относительно недалеко от побережья США, о чем стало известно после того, как АПЛ покинула этот район.

Если верить итальянскому журналисту, у берегов США в настоящее время могут находится две российские АПЛ — одна у тихоокеанского побережья, другая — у атлантического, у мыса Канаверал, где и были замечены российский буксир «Николай Чикер» и разведывательный корабль «Виктор Леонов». Скорее всего это не ударные, а малошумящие многоцелевые лодки проекта проекта 971 «Щука-Б», предназначенные для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Они также могут наносить удары по наземным объектам высокоточными крылатыми ракетами «Гранат» на которые может быть установлен ядерный заряд.