Бунт в войне и мире. Разделы. Изображение бунта крестьян

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан. По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.

При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней. чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа. боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.

Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.

Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы. Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова. Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего. Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.

Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности. Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость. Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила. Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева. Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора. Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».

Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова. Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов. Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал. Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».

Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу. Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.

Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.

В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом. Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его. Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа. Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны. Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием, с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.

3 / 5. 2

Рассмотрим то, как изобразил народ в романе "Война и мир" Л. Н. Толстой. Автор закончил работу над своим произведением в 1867 году. Говоря о нем, он признавался, что любил в своем романе "мысль народную".

Мир крестьянства в произведении

Народ в романе "Война и мир" представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно "развивать" крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их "прозрачными". Народ в романе "Война и мир" часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен "презрения ко всему" и "самостоятельности". Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова "презрительно". Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе "Война и мир". Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка поскольку любил во всем "благообразие".

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир".

Образ Тихона Щербатого

Образ является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к "партии" Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к Через его образ также анализируется простой народ в романе "Война и мир".

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Отношение Тихона к убийству французов

Тихон - это хладнокровный беспощадный воин. Он подчиняется, убивая французов, лишь инстинкту истребления врага, и относится к ним практически как к неодушевленным предметам. Тихон напоминает своей жестокостью хищника. Автор не случайно его сравнивает с волком: Щербатый топором владел так, как волк - зубами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев - образец "естественного" человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе "Война и мир", показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то "круглое", "успокоительное" и "приятное" чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось "молодое" Платона, которое имело вид "юности" и "невинности". Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого "Война и мир", особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях "христианского" быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и "тихий восторг" перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением "тихой торжественности".

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением "простоты и правды".

"Мысль народная" в романе

"Мысль народная" - основная идея произведения "Война и мир". Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее "частными" интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе "Война и мир" Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Спасибо Вам!!!

  • #44

    Инесса Николаевна, все же какую роль играет "рука" в ролике, по вашему мнению? Спасибо.

  • #45

    Уважаемая Юлия!
    Тут нет единого ответа на вопрос, в том-то и дело, что возможно интерпретация, как при разборе любого произведения искусства. Я выслушиваю мнения детей, они часто бывают интересные и неожиданные. Для меня это так: С. Бондарчук показывает с помощью этой детали, что всё это люди, но как же по-разному они себя ведут! Какие разные цели в их жизни, как по-разному руки людей себя ведут. Когда-то Лев Толстой рассказывал, что он будто бы помнил себя, когда его купали, и осознал своё тельце. Заметил свою плоть, ручки, ножки. Возможно! (Только возможно), что режиссёр это читал и обратил внимание на эту деталь, ведь рука ведёт себя бессознательно. Человек может лгать устами, глазами, но руки никогда не лгут. Вот рука Долохова. Посмотрите, как он цепляется за жизнь. Казалось бы: бретёр, гуляка, сорви-голова, но его волнение видно по этой руке. А вот рука умирающего графа Безухова, она тоже цепляется за жизнь. Всего достиг человек, но тленности своей преодолеть не смог. А вот рука графа Ростова, он танцует, в этом вся Ростовская натура. А вот руки тех, кто воюет за "мозаиковый портфель". Они жадные и стяжающие, уже не скрывающие суть людей. Руки характеризуют бессознательное и вместе с тем показывают, какими разными могут быть люди.
    Ну вот как-то так. Это мои мысли. У детей они могут быть гораздо интереснее.

  • #46

    Спасибо огромное за такую помощь при подготовке к урокам!

Подавление богучаровского бунта - важный этап в развитии Ростова. У него не возникает мысли поинтересоваться причинами недовольства крестьян. Для него это не люди, а «грубые, бунтующие мужики». А рассказ княжны Марьи о ее тяжелом положении вызывает у Ростова слезы. А умение сочувствовать чужому горю дано не всяким героям Толстого, а только лучшим из них. За это полюбила Ростова княжна Марья. «Его добрые и честные глаза с выступающими на них слезами в то время, как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения». https://zelstroy.ru ремонт и отделка магазинов - ремонт магазинов в тц.

В княжне Марье и Николае просыпается любовь. Толстой показывает, что душевная жизнь людей, их личные радости и печали продолжают волновать их, даже в самые тяжелые исторические моменты. Поглощенные своей любовью Николай и княжна Марья не произносят патетических фраз об отечестве. Но именно такие княжны Марьи, не поддавшиеся уговорам французов и не сделавшие им удовольствия стать французскими подданными, такие Николаи Ростовы, без рассуждения выполнявшие повседневные фронтовые дела, стали, как частица роевой жизни, орудием судьбы наполеоновской армии. Они, конечно, не сознавали этого, но несмотря на это, а точнее благодаря этому, они близки кутузовскому началу, определяющему основную историко-филосовскую мысль романа.

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества. Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением. Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней. Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу. Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям. И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.


Парадоксы и образы-символы Дома и Города в творчестве Ивлина Во.
Классическая английская литература, не раз трактовавшая “хоум” (home – дом, домашний очаг) британца как его приют и пристанище в море жизненных невзгод, оставила несколько образов-символов, воплотивших идею домашнего уюта и сердечного тепла. Это образы детей и образы домашних животных. Современная британская новелла тоже обращается к эт...

Своеобразие поэтики С. Есенина. Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля.
Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, слов...

Купальские песни
18. Пойдем, девки, кругом жита, * В нашем жите ведьма сидит. Иди, ведьма, с нашего жита, Наше жито свячённое! Иди, ведьма, в Сеньково, – Тама жито не свячёно. *Каждая строка повторяется 2 раза. В купальскую ночь нужно было караулить посевы от происков нечистой силы, в песне звучит обрядовый мотив изгнания ведьмы из своих полей в...

для чего в "войне и мир" богучаровский бунт?каково его значение? и получил лучший ответ

Ответ от A. F.[новичек]
1)...богучаровский бунт дает искаженное представление о крестьянских восстаниях. Автор романа как будто не видит крепостнических порядков, сверху донизу пронизавших помещичью жизнь. Анненков правильно отмечал, что Т. умудрился обойти в романе разночинцев, а Тургенев указал на отсутствие в «Войне и мире» «декабристского элемента». Ни влияние французской просветительной философии, сильное в образованном дворянском кругу, ни влияние заграничных походов 1814-1815 на развитие декабристского движения не отражены в достаточной мере в романе. Но глубоко подняты были Т. иные мощные пласты действительности; настолько верно отразил он некоторые существенные стороны жизни русского общества и государства начала прошлого века, что отразил тем самым целостность общественных противоречий. И с исторической необходимостью выступили причины и предпосылки декабристского движения...
2)...И рядом сцена, которая резко контрастирует с только что сказанным. Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, - под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порождённые крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение крестьянства и неугасимый порыв его к лучшей, свободной жизни. О них можно сказать и так: это - простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне - родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле...
3)...он написал и о тяжелом положении крепостного
крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана...
Пожалуй из всего этого 3-й пунк отражает эту проблему более или менее полно 🙂
удачи, dear!