Буква х для подготовительной группы. Обучение грамоте Звук (Х). Буква (Х). Знакомство с письменной строчной буквой

МБОУ «СОШ №29 с углублённым изучением отдельных предметов»

Учитель: Кубикова Галина Александровна

Урок чтения 1 класс Б

Тема урока: "Звуки [х], [х"], буквы Х х.

Тип урока: Изучение нового материала

Учебные задачи:

    создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв;

Учебные умения:

    определять место буквы Х в алфавите;

    проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], ,

    соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков.

    уметь давать характеристику звука [Х] ?[Х , ]согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.

Программные задачи:

учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

    искать нужную информацию в Азбуке;

    продолжать учить строить монологическое высказывание;

    учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

Оборудование урока:

у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; карточки-модели звуков; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

Этап урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Наша школа славится своим гостеприимством, и мы с вами своим поведением должны подтвердить эту традицию. Порадуйте наших гостей хорошим настроением, знаниями, которые вы получили за 5 месяцев обучения в школе.

Регулятивные действия. Обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных знаний

Работа в парах.

Выберите правильные предложения:

1) Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2) Звук можно услышать и произнести.

Букву можно услышать и произнести.

3) Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4) Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5) Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

6) Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7) Буквы обозначают звуки на письме.

Звуки обозначают буквы на письме.

3.Работа над новым материалом

а)На партах у детей лежат квадратные листочки.

Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

- Какова тема и цели урока?

(плакат на магнитной доске)

Х х
б ) Работа по учебнику Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А.

Посмотрите на картинки.

Кто изображен на первой картинке? (муха)

Делим на слоги.

Назовите второй слог.

Назовите первый звук во втором слоге.

Дайте характеристику новому звуку.

Кто изображен на втором рисунке?

Разделите это слово на слоги.

Посмотрите на орфоэпическую модель слова. Назовите слог с новым звуком. (хи)

, ]

Почему звук [х , ] произносится мягко?

Как мы будем обозначать на письме звуки [х] и звук [ х , ] ? (Буквами Х,х)

(Слайд 3)

в)Конструирование букв « ха» - работа в парах.

Вживание в букву «х». Как бы вы изобразили эту букву, покажите.

г) Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать.

д) Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей слов (с.92)

Рассмотрите иллюстрации. Кто изображен на первой иллюстрации?

Химик – специалист по химии, а также работник химической промышленности.

Прочитайте это слово орфоэпически, а теперь орфографически.

Сколько слогов в данном слове?

Назовите ударный слог.

Какой первый звук в слоге «хи»?

Дайте характеристику звуку [х , ].

-Анализ слова «хорь».

4) Чтение слогов по заданным схемам с.92 .

Прочтите слоги, в которых согласный [х] читается твердо.

Прочтите слоги, в которых согласный [х , ] читается мягко.

ж) Упражнение в чтении слов с.93

(хорьковая нора, хорьковая шкура, хорьковая шуба)

Составление предложения с словом «хорь».

(Слайд 4)

-Прочитайте, пожалуйста, моё предложение.

[хар , ок хватал хруст , ащ , ий , хл , эп]

Проверка ( Слайд 5)

Хорек хватал хрустящий хлеб.

Построение модели предложения при помощи фишек-слов.

Проверка предложения

( Хорек-существительное (квадратик красного цвета), хватал – глагол-(квадратик синий), хрустящий –прилагательное (желтый квадратик), хлеб-существительное (красный квадратик).

Чтение 2-ой строки слов

(хлебный завод, хлебный край, хлебный квас)

Можем мы Курский край назвать хлебным? Почему?

Чтение слов на слайде 4

Проверка: (слайд 4)

Хлеб в старину называли «жито», от слова жизнь. С давних времен хлеб стал главной едой людей. С ним и сытно, и вкусно, и полезно. Чтобы хлеб на стол попал, приходится людям потрудиться.

Хлебом - солью встречают и провожают дорогих гостей, и подносят хлеб-соль в знак особого уважения. Это традиция русского народа.

-Чтение второй строки .

Ребята, давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову «хлеб».

Может кто-то знает пословицы о хлебе?

* Хлеба к обеду в меру бери, хлеб-драгоценность им не сори.

* Не будет хлеба, не будет обеда.

*Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

* Хлеб – всему голова.

-Чтение 3-5 строк.

Найдите лишнее слово: хвост, хвостик, хвастунишка, хвостатый.

5) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне по цепочке.

По ходу словарная работа: хилый - больной, хворь – болезнь, хлев-помещение для скота.

Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать

Регулятивные

4.Работа с текстом.

6) Чтение тренировочных текстов по В.Б. Эдигей (на карточках)

Щенок

У Жени илж неощк. Щенка илазв ыиРжк. Рыжик был шольбйо луанш.Однажды Рыжик азелз ан олст. А атм остяил чернила. Рыжик роуинл тыулбук и весь измазался. Пришёл Женя и ен наулз енакщ. Рыжик алст ёрмынч.

Ответ : У Жени жил щенок. Щенка звали Рыжик. Рыжик был большой шалун. Однажды Рыжик залез на стол. А там стояли чернила. Рыжик уронил бутылку и весь измазался. Пришёл Женя и не узнал щенка. Рыжик стал черным.

Упражнение «Буксир»

У Жени жил щенок. Щенка звали Рыжик. Рыжик был большой шалун . Один раз Рыжик залез на стол. А там стояли чернила. Рыжик уронил бутылку и весь испачкался. Примчался Женя и не узнал щенка. Рыжик стал черным.

Что вы заметили в этом тексте необычного?

Верно, я заменила некоторые слова.

(Однажды – один раз, измазался – испачкался, пришёл – примчался)

5.Рефлексия

(пантомима)

6.Итог урока

- Что нового вы для себя открыли?

Что понравилось, запомнилось?

Достигли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.

К онспект НОД по теме: « Звуки Х/Хь.Буква Х. »

Цель : Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].

Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).

Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])

Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».

Корррекционно- развивающие:

Развитие фонематического слуха.

Расширение и уточнение словаря детей.

Развитие ВПФ (внимания, памяти).

Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики и осязания.

Коррекциооно- воспитательные:

Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование :

Предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х - хлопушка, хомяк,петух, подсолнух, хлеб; Х` - хек, хирург, хижина…; зеркала 9х12см на каждого ребенка; Два гномика (синий и зеленый) для обозначения согласных звуков, индивидуальные звуко - слоговые пеналы, квадратики синего и зеленого цвета, изображение буквы Х, счетные палочки для каждого ребенка

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие с гостями.

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня я вас познакомлю с новым звуком, а с каким вы догадайтесь сами. Отгадывание загадок.

После ответа, на загадку на доске появляется картинка.

Мягкий, пышный, вкусный, свежий с хрустящей корочкой. (Хлеб)

С красным гребешком, зерно клюет, по утрам голосисто поет. (Петух)

Хлоп — и конфета

Стреляет как пушка!

Каждому ясно: это.... (Хлопушка)

Посадили зернышко, выросло солнышко (Подсолнух)

Отгадай легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)

Давайте еще раз назовем все отгадки.

Ответы детей.

  1. 3. Основная часть.

Определение звука Х в словах: ХЛЕБ, ХЛОПУШКА какой звук стоит в начале слова? ПЕТУХ, ПОДСОЛНУХ в конце?

Как вы думаете с каким звуком я вас познакомлю?

Со звуком Х.

Правильно. Для правильного произношения мы должны размять наш язычок и выполнить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Возьмите свои зеркала. «Заборчик», «Трубочка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье».

Молодцы! Отложите зеркала в сторону.

Послушайте характеристику для звука Х:

Звук «Х»- согласный, мы его пропеть не можем, он глухой, мы его обозначаем синим цветом. (Синий гномик). У звука «Х» есть младший братец это звук «Хь» - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. (Зеленый гномик).

Развитие фонематических процессов. А сейчас посмотрите у каждого из вас есть два квадратика синий и зеленый, я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы должны определить какой звук в этом слове Х или Хь, и поднять нужный квадратик. Х- синий, Хь- зеленый.

Х-Хь-Х-Х-Хь-Хь-…

ХА-ХИ-ХО-ХЕ-ХИ-ХА-ХА-ХЯ-…

ХОР-ПУХ-ХИТРЫЙ-ХОЬЯК-ПЕТУХ-…

Храбрый, Хижина, хурма, хомяк, хитрый, хор, хирург, горох, хищник.

Молодцы! Продолжаем с вами тренировать наши ушки.

Будьте внимательны и повторите за мной:

ХА-ХО-ХУ АХ-ОХ-АХ ХИ-ХЕ-ХИ

ХО-ХА-ХА УХ-ИХ-АХ ХЯ-ХЯ-ХИ

ХУ-ХЫ-ХА АХ-УХ-ИХ ХЕ-ХИ-ХИ

ХЫ-ХЭ-ХА ЕХ-АХ-ИХ ХЯ-ХЯ-ХЮ

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: Возьмите звуковые пеналы. Сейчас каждый из вас самостоятельно попробует выложить слоги и слова, а потом мы сверим с доской.

ХА ИХ ХИ ПУХ ХОП

4.Физкультминутка Хомка-хомка, хомячок

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

  1. Работа с индивидуальными картинками . Игра «Паровозик».

У каждого из вас на краю стола лежит картинка,пододвиньте ее к себе и переверните. Вам нужно будет определить какой звук в этом слове Х или Хь и определить его место в слове.

Давайте вспомним, что такое звуки и чем они отличаются от букв? Звуки это то, что мы слышим и произносим. А буквы мы видем и пишем. Верно!

  1. 6. Знакомство с буквой Х.

А сейчас я познакомлю вас с буквой Х.

Это буква «Х». Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] - согласный, твердый глухой и [Х`] - согласный, мягкий, глухой.

С помощью счетных палочек выложите букву Х. А сейчас нарисуем ее в воздухе. Молодцы!

  1. Итог :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Сегодня на занятии мы познакомились со звуками Х и Хь. Чем они отличаются друг от друга?

Звук Х- твердый согласный, а звук Хь- мягкий. Давайте вспомним лова со звуками Х-Хь.

Молодцы! Занятие окончено, отдыхайте.

МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»

Объединение «Клуб молодой семьи».

Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».

Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Цели:

  • Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
  • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
  • Отработать навыки слогоделения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

  • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
  • Магнитная доска, магниты, мел.
  • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е.В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
  • Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

  1. Аспект восприятия и передачи информации:
  • словесные: беседа, рассказ
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация
  • практические: упражнения
  1. Аспект мышления:
  • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
  1. Аспект управления:
  • работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

  • интереса к учению: творческие задания, загадки,
  • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

  • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
  • практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

  • метод личного примера
  • убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Педагог на доску вывешивает «звуковичков».

Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок ! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)

Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Педагог : Замечательно поработали!

Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Х».

Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог : Это правда или нет? (Нет )

Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог : А это правда или нет? (Нет)

Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)

Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Педагог : Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)

Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)

Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)

Педагог : Время отдохнуть!

Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог : Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра...

Дети: Хоккей!

Педагог: Правильно!

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется..... (ХЛОПУШКА).

Дети: Хлопушка!

Педагог: Правильно!

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)


Тема. « Зима. Звук и буква Х».

Коррекционно-образовательные цели . Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с новой буквой Х. Совершенствование слоговой структуры слов. Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», кассы букв, задание из тетради, контейнеры с карандашами.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Рассмотрите и назовите картинки. (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок).

Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, Снегурочка, снеговик, снежок?

Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Какую бабу слепили из снега?

Каким станет парк, если его занесет снегом?

Как называется явление, когда идет сильный снег?

Почему мы так много говорим о снеге?

Наступила зима, поэтому наше занятие будет посвящено разговору о зиме.

2. Рассматривание картины «В зимнем парке».

Какое время года изображено на картине?

Расскажите о земле, как она выглядит?

Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.

Опишите небо, какое оно? Начните ответ со слова небо.

Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.

Каких птиц мы видим на деревьях?

Как называем птиц, которые зимуют у нас?

Как вы думаете от какого слова образовано слово зимующие?

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Что делают дети в парке?

Как они одеты? Почему?

Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

3. Раздели на слоги.

Какое время года было изображено на картине?

Каких зимующих птиц вы видели?

Кого слепили дети?

Разделите хлопками слова на слоги: зима, снегирь, синица, снеговик.

Придумайте предложение со словом снеговик.

4. Зарядка для глаз.

Посмотрите, что у меня в руках?

Я буду двигать снежок, а вы следите за ним только глазками.

5. Работа по развитию тонкой моторики.

Возьмите листочки, что вы видите?

Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги-

И по большим снегам беги.

А теперь обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым карандашом.

6. Упражнение «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок. катят перед собою снежный ком

Он превратится в толстый ком, рисуют перед собой большой круг

И станет ком снеговиком. рисуют снеговика из 3 комков

Его улыбка так светла! улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла. показывают о чем говорят

Но солнце припечет слегка- медленно приседают

Увы! - И нет снеговика. разводят руки, пожимают плечами

7. Знакомство со звуком и буквой Х.

Зима холодная, под ногами хрустит снег, снежинки хрупкие. Холодная, хрустит, хрупкие. С какого звука начинаются все слова?

Повторите его. Вместе, по одному.

Когда мы говорим звук Х, корень языка приподнимается и не дает воздуху свободно выйти изо рта. Значит, это какой звук?

Твердый или мягкий?

Глухой или звонкий?

Каким символом его обозначим?

На письме звук обозначается буквой Х. Найдите букву Х.

8. Услышь звук Х.

Возьмите в руки символ звука Х и будете его поднимать, если в слове есть звук х.

Хомяк, кухня, мак, мох, хлеб, сушка, конь, мех, халва, шахта, кот, хворост.

9. Работа с кассами букв.

Откройте кассы, найдите, где живет буква Х.

Выложим АХ. Сколько я назвала звуков?

Какой первый? Какой второй?

Составьте из букв и выложите схему.

МОХ. Что это?

Сколько звуков в слове мох?

Назовите первый, второй, третий.

Работаем с буквами и символами.

10. Итог занятия.

О каком времени года мы говорили?

С каким новым звуком мы познакомились?

Оценка работы детей.