Впр тесты по русскому языку 4. Что такое ВПР. II. Целевая установка на письмо под диктовку

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

ТЕМА: "ПРИЧАСТИЕ"

ДОМ ДЛЯ БРОДЯГ

Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетённых в монотонные дни. Сюда входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные древесными стволами.

Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещённый закатившимся солнцем, он был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над чёрной тайгой.

Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущёнкой из своего неприкосновенного запаса.

Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул ледяной ветер, но уже без дождя и снега. Пора было плыть дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды, островов и сметённого паводком леса.

(По О. Куваеву) (140 слов)

Задания к тексту:

2) Подберите синоним к слову хаос из последнего предложения.

ТЕМА: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

(97 слов)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.

ТЕМА: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

(По В. Быкову)

(134 слова)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.

ТЕМА: "НАРЕЧИЕ"

МОЙ ДОМ

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.

На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому)

(159 слов)

ТЕМА: "ПРЕДЛОГ"

Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.

(По К. Паустовскому)

(132 слова)

Задания к тексту:

1) Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

2) Подчеркните производные предлоги.

ТЕМА: "СОЮЗ"

Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.

Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.

Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга.

В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.

(По К. Паустовскому)

(129 слов)

Задания к тексту:

1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему (по вариантам).

2) Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.

ТЕМА: "ЧАСТИЦА"

Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.

Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие, а пришлось всё-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.

Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звёздочку.

Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха.

(По А. Куприну)

(150 слов)

Задания к тексту:

1) Выполните морфемный разбор выделенных слов.

2) Какой частью речи является слово легче из первого предложения третьего абзаца?

3) Подчеркните все частицы.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД.

7 КЛАСС.

с дополнительным (грамматическим) заданием

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.

В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота - кукушка.

(По Д. Мамину-Сибиряку) (132 слова)

Дополнительные задания:

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка, освещение, гигантскими (II вариант).

2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.

3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.

4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); предложения Мягкий желтоватый мох скрадывает... (II вариант).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.

Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах. Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: "Работа натуральная!"

Тихон хлопотал часто без толку, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их и колол на дрова.

(По К. Паустовскому)

(140 слов)

Задания к тексту:

Выпишите из текста:

Предлог;

Частицу;

Сочинительный союз;

Подчинительный союз;

Наречие;

Деепричастие;

Страдательное причастие.

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.


Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)


Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г) Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а) Подстрел..нный

б) Просе..нный

в) Промасл..нный

г) Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в) Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Бече вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожже нный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгуще нка – е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащо м – о под ударением в окончании существительного


Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)


Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)


Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а) Обнаруж..те

б) Навзнич..

в) Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а) По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в) Кое..что

г) На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б) Издавн..

в)Досыт..

г) Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.


Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)


Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. 1. Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

  1. 2. Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

г) потому что;

3. Найдите подчинительный союз:

в) так как;

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3. Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)


Контрольный диктант

№7 по теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Контрольный диктант по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.(117 слов)

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.(125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело.(120 слов) (По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.(128 слов)

Контрольный диктант по теме «Частица»

С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык.(123 слова)

Итоговые контрольные диктанты

I

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы.(122 слова) (По Ф. Абрамову)

II

Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.

Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.(125 слов) (По Ф. Абрамову)

III

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.

Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее.(116 слов)

IV

Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.

Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.

Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь.(115 слов) (По Е. Носову)

V

Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.

Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.(110 слов)

VI

Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.

Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.

Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.

Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.

На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.(115 слов) (По М. Ильину, Е. Сегалу)

VII

Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.

Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром.(119 слов) (М. Семенова)

Диктанты по русскому языку. 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. - Влодавская Е.А.

4-е изд., испр. и доп. - М.: 2014 - 208с. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 - 112с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит большой выбор диктантов по целям (диагностика, коррекция, контроль), содержанию (морфология, орфография, синтаксис и пунктуация) и уровню сложности. Сборник предназначен для закрепления орфографических и пунктуационных правил, коррекции знаний учащихся, отработки правописных умений, а также итогового контроля. Издание рассчитано на учителей-словесников, работающих по учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс", но может быть использовано и при работе по другим учебникам, входящим в Федеральный перечень учебников, оно также будет полезно каждому, кто хочет повысить свою грамотность.

Формат: pdf (2014 , 208с.)

Размер: 2,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2013 , 112с.)

Размер: 3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Синтаксис. Синтаксический разбор 7
Пунктуация. Пунктуационный разбор 9
Лексика и фразеология 11
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова 13
Словообразование и орфография 15
Морфемный и словообразовательный разбор 15
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
Текст и стили речи 23
Контрольные диктанты по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» 25
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
Причастие как часть речи 31
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий 33
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми 36
Действительные и страдательные причастия 40
Краткие и полные страдательные причастия 44
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени 47
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени 50
Страдательные причастия прошедшего времени 52
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях 53
Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных 54
Морфологический разбор причастия 57
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями 58
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 60
Повторение изученного о причастии 62
Деепричастие
Деепричастие как часть речи 71
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 72
Раздельное написание НЕ с деепричастиями 77
Деепричастия несовершенного вида 78
Деепричастия совершенного вида 80
Морфологический разбор деепричастия 82
Повторение 83
Наречие
Наречие как часть речи 90
Разряды наречий 93
Степени сравнения наречий 94
Морфологический разбор наречия 96
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е 97
Е-Ив приставках НЕ и НИ отрицательных наречий 99
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е 101
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий 103
Буквы О и А на конце наречий 104
Дефис между частями слова в наречиях 107
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных 109
Мягкий знак после шипящих на конце наречий 111
Повторение изученного о наречии 114
Категория состояния
Категория состояния как часть речи 121
Морфологический разбор категории состояния 123
Повторение 125
Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи 127
Предлог
Предлог как часть речи 130
Употребление предлогов 131
Непроизводные и производные предлоги 133
Простые и составные предлоги 135
Морфологический разбор предлога 137
Слитное и раздельное написание производных предлогов 138
Союз
Союз как часть речи 142
Простые и составные союзы 144
Союзы сочинительные и подчинительные 146
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении 148
Сочинительные союзы 150
Подчинительные союзы 152
Морфологический разбор союза 154
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы 155
Повторение сведений о предлогах и союзах 158
Частица
Частица как часть речи 163
Разряды частиц. Формообразующие частицы 164
Смыслоразличительные частицы 166
Раздельное и дефисное написание частиц 168
Морфологический разбор частицы 169
Отрицательные частицы НЕ и НИ 171
Различение частицы НЕ и приставки НЕ- 173
Частица НИ. Приставка НИ-, союз НИ...НИ 175
Повторение 178
Междометие
Междометие как часть речи 184
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях... 186
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Текст и стили речи. Научно-деловая речь 189
Фонетика. Графика 191
Лексика и фразеология 192
Морфемика. Словообразование 193
Морфология 195
Орфография 197
Синтаксис 199
Пунктуация 200