Техническое творчество - это вид деятельности учащихся. Методы и способы развития

Еще несколько глав из книги для тех кому интересна система Яны Франк .

Стратегический план
Возможно, «стратегический план» - слишком страшное выражение. Услышав его, большинство представляют себе план Куликовской битвы - с большим количеством стрелочек и кружочков, распределением засадных полков, главных сил и резервов. Разумеется, некоторые проекты действительно нужно планировать, как переправу русских войск через Дон, но это скорее редкость.

Некоторым вообще не нужен никакой план. Чаще всего это авторы, пишущие беллетристику, композиторы, художники, живущие в основном монументальными проектами.

Но если, сев работать и увидев абстрактное «рисование», человек замер перед белым листом или пустым монитором, это идеальный момент, чтобы порыться в списках с идеями и большими проектами и составить наконец план.

Хотя стратегический план - это всего лишь перечисление шагов, которые нужно сделать на пути к цели, он может быть очень полезным. Например, в ходе планирования могут всплыть многие пункты, без которых невозможно перейти к следующему этапу. Также визуализация проекта часто позволяет осознать объем работы. Глядя в простое оглавление и список иллюстраций, я вдруг понимаю, что на книгу мне нужен год. Другое задание как-то аморфно вырисовывается в моих мыслях, а когда я начинаю записывать все на бумаге, вдруг выясняется, что оно состоит всего из пяти картинок и двух страниц текста, больше не получается. Многочисленные детали проекта, представавшие перед моим мысленным взором, оказываются ненужными, повторяющими друг друга или недостаточно конкретными, чтобы стоило включать их в клип.

Здесь не будет конкретного рецепта, потому что каждый решает для себя, насколько подробно ему нужно расписывать будущие действия по пунктам. Когда я пишу книгу, я сначала пишу оглавление! Далее я расписываю все основные темы, которые хотела бы затронуть» в каждой главе. Это помогает мне избежать повторений (без такого списка я люблю написать об одном и том же в трех местах в книге). Далее я пишу все главы подряд, на одном дыхании. Потом - по порядку перечитываю и редактирую. Во время создания этого оглавления я составляю список иллюстраций. Он пополняется и исправляется в ходе написания текстов, но про многие картинки с самого начала известно, что они нужны, и понятно, какими они будут. Их я записываю в список планируемых иллюстраций.

В моем оглавлении со временем выстраиваются два ряда галочек! сначала я отмечаю все написанные главы, потом все отредактированные. То же самое с иллюстрациями: сначала я делаю эскизы, потом следующим этапом отрисовываю и раскрашиваю каждую из них. С большими сериями иллюстраций я иногда работаю «конвейером», делая ПО четыре-пять эскизов (проще сосредоточиться только на поиске идей, потом так же, «пачками», рисую чистовики. Некоторые коллеги считают, что это уже слишком подробный план, мне же проще так работать, потому что не нужно ничего помнить.

У меня был коллега, добавивший к этому методу еще несколько шагов. Он не ленился расчертить свой план на столбики и ставить рядом с каждой иллюстрацией галочку на всех четырех этапах: эскиз, рисунок, раскраска, спецэффекты. Когда я спросила, зачем ему чужим такая детализация, он сказал, что ему приятно отмечать в плане отдельные этапы как сделанное дело. От этого возникает ощущение, что проделана немалая часть работы, целая задача.

Иногда список помогает разложить все в более правильном порядке, продумать каким образом лучше всего связать темы между собой. Могут вспомниться мелочи, которые нужно не забыть упомянуть. Результат и является настоящим стратегическим планом: он помогает правильно распределить ресурсы, рассчитать все наилучшим образом, глядя на карту, прежде чем отправиться в настоящий бой. Когда такая карта есть, в бою человек уже передвигается прямой дорогой от одной точки к другой, прямо к цели.

Кстати, распланировать работу никогда не поздно. Даже сделав половину, можно понять, что без плана дальше ничего не получится. Хотя в начале проекта все могло выглядеть иначе. Без плана как можно ошибаться в оценке задачи. Некоторые операции размножаются в геометрической прогрессии: вначале мы видим безобидный список из 20 вариантов, через месяц они превращаются в 200 миллионов одинаковых движений, которые нужно сделать по порядку. Даже если задача гораздо более простая, иногда стоит просто попытаться подсчитать, сколько бы это могло занять времени. Иногда может оказаться, что нас ждут великие сюрпризы.

Если план не лезет ни в какие ворота
Иногда оценка всей задачи может привести к настолько удивительным результатам, что приходится обдумать, возможно ли вообще реализовать план.
Тут вступает в силу так называемое планирование по возможностям. Я уже подсчитала, что мой первоначальный план займет время, которого нет. Теперь я должна исходить из того, сколько времени есть. Предположим, на книгу у меня есть год, в течение которого я собираюсь тратить на нее в среднем три часа в день. Я довольно хорошо знаю, сколько времени занимает написание текстов: когда наметаны все темы И мысли, мне нужно два-три часа на написание каждой главы и столько же времени на редактирование. Таким образом, я могу подсчитать, сколько из выделенного на книгу времени уйдет на тексты и сколько останется на картинки.

После этого я могу подсчитать оставшееся время и посмотреть, что за это время можно сделать. Например, у меня есть 20 дней по восемь часов. За такое время я могу сделать максимум 20 картинок. Если но тексту их нужно больше, я начинаю думать, что можно нарисовать Проще, а потом вычитать из списка сложные иллюстрации, заполняя каждый высвободившийся день пятью более простыми картинками или десятью совсем схематичными «почеркушками». В какой-то момент я дойду до точки, где больше нечего вычитать и уменьшать. Я исчерпа¬ли свои возможности, большее количество иллюстраций я не могу себе почиолить. Если на этом месте план не сходится, нужно менять что-то в тексте либо сознательно выделять на проект больше времени. В любом случае таким образом я получаю возможность затолкать проект в определенный отрезок времени либо убедиться в том, что это невозможно.

Теперь нужно не потерять контроль над всем процессом. При выполнении задачи, растянутой на год, невозможно прожить без отклонений от плана, сюрпризов и форс-мажоров. Поэтому на протяжении всего проекта нужно разметить какие-то моменты, к которым должен быть готов определенный объем работы. Например, к маю должны быть готовы все схематические рисунки для глав таких-то, к августу - все сложные картинки, к сентябрю - все коллажи. Если я планирую задачу такого масштаба, я обязательно размечаю эти промежуточные ТОЧКИ прямо в списке. Я ставлю даты, когда это должно быть готово, напротив каждого этапа.

Я встречала коллег, проставляющих даты после каждого кусочка работы, который можно сделать отдельно от других. Их планы пестрит дедлайнами , каждые два-три дня они куда-то опаздывают. Это, с одной стороны, дисциплинирует, с другой - может создать дополнительный стресс. Насколько часто нужно напоминать себе, что работа горит и очередной срок заканчивается, каждый должен определить сам.

Есть и другой сорт сюрпризов: при более близком рассмотрении выясняется, что некоторые части работы невозможно сделать раньше, чем будут выполнены определенные условия.

Например, я планирую проект, пытаюсь записать все простые шаги, ведущие к цели, и вдруг вижу, что для реализации одного из пунктов мне нужен некий документ. Я начинаю выяснять, как получить этот документ, и узнаю, что его выдачи ждут неделю. А для того чтобы его запросить, нужно предъявить десять паспортных фотографий, свежую справку из налоговой инспекции и копии десятка других документов. Такие планы нужно «разматывать с конца», чтобы ничего не забыть. Подобный подход называют обратным планированием. Выясняя все о подробностях процесса, можно узнать, что некоторых вещей нужно ждать несколько недель, другие нужно подавать к определенным числам. Так весь проект «размотается» до первого шага, без которого невозможны все последующие. Записав все от конца до начала, можно начинать планировать время - от начала проекта до конца, с учетом всех сроков и тонкостей.

Итак задание:
Составьте список дел,
Выберите наиболее важные
Составьте стратегический план их реализации

Я - творческая натура. Тайм-менеджмент мне не подходит!

Оставим его менеджерам. Их я прекрасно понимаю. Легко засунуть в планировщик дело типа «посетить деловую встречу» или «отправить коммерческое предложение». Но как вы запланируете порыв души, внезапное озарение или ночные посиделки с другими художниками, во время которых родилось столько блестящих идей?!

Художник и писатель Яна Франк показывает, как настроить тайм-менеджмент так, чтобы он не вредил творчеству.

Яна Франк

Что мы знаем о художнике?

Живёт один. Творит по ночам. Ест «Доширак». Неуклюжий, неорганизованный, растрёпанный. Вечно витает в облаках. Ему нет дела до обычной жизни. Он ждёт музу.

Ну, ведь я прав? Такая картинка у вас в голове?

Яна говорит, что не только обыватели думаю так. Точно так же видят себя и сами художники. Большинство.

Но не все. Яна встречала и организованных творцов. Над ними часто смеются коллеги, но спустя годы именно они добиваются успеха. Их работы ценятся выше, чем работы «истинных» творцов. Яне можно верить - она со студенчества вращается в этих кругах.

Это подтолкнуло её к такому выводу:

Подумав обо всём, я пришла к выводу, что хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе. Яна Франк

Что общего у Яны Франк и Дэвида Аллена?

GTD Дэвида Аллена - самая популярная система тайм-менеджмента в мире.

Многие, впрочем, воротят от неё нос. Почему? Ответ: система слишком сосредоточена на выполнении всяких мелочей. Я не хочу переделать все-все дела. Не хочу быть роботом!

Ну или как-то так.

На самом деле пользователи GTD со стажем знают, что главный лозунг системы GTD такой: перенеси всю рутину в систему, чтобы ОСВОБОДИТЬ ГОЛОВУ для великих мыслей.

Разве не этого хотят все творческие люди?

Неубранная комната, переполненный почтовый ящик, незаписанные идеи - всё это тянет художника вниз, возвращая его на бренную землю. Не даёт мозгу художника творить по-настоящему. Эта рутина постоянно напоминает о себе, пусть даже и подсознательно. Ведь проблемы висят, они не решены. И чем больше художник отмахивается от них, тем больше эти дела дают о себе знать. Несрочные и мелкие «комарики» превращаются в «птеродактилей», которые норовят оттяпать всю голову.

Яна предлагает всю эту рутину засунуть в планировщик. В её случае - большую разлинованную тетрадь. Она считает, что рутинные дела нужно делать регулярно, чтобы они вошли в привычку. Чтобы не испытывать эмоций при их выполнении, не тратить драгоценную энергию.

Муки творчества

Ну хорошо, творчество очищено от рутины. Можно творить?

Ага, но и тут не всё гладко. Как справиться с отвлечениями? Как бороться с творческим кризисом?

Эти и многие другие проблемы творцов Яна также рассматривает в книге.

Для кого эта книга?

Никакая это не система вроде GTD. Это, скорее, манифест. Об организации творчества.

И написано это для людей, которые не верят, что чёткое планирование и творчество совместимы. Эти люди в своё время прочли несколько популярных книг по тайм-менеджменту. Увидели все эти примеры из жизни белых воротничков. И испугались. И поставили на тайм-менеджменте крест.

Именно таких людей Яна убеждает передумать.

В конце концов, она показывает свой героический пример. Яна пережила страшную болезнь (рак). И не просто пережила, а продолжает творить с поражающей продуктивностью:

  • Более 100 картин и 1 000 иллюстраций.
  • 8 книг.
  • Яна - один из самых популярных блогеров Рунета с десятками тысяч подписчиков.
  • И при всём при этом она воспитала сына.

Таким образом, это и мотивационная книга. Если смогла Яна, значит, сможете и вы.

А ещё мне показалось, что книга написана для женщин)) Недаром ведь на «Озоне» просто подавляющее количество отзывов именно от них.

Итоги

Да, творцам мешает рутина. Но вместо того, чтобы бежать от неё, попробуйте организовать её и регулярно выполнять.

Освободите свою голову для творчества!

Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Определение

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

Классификация

Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:

  1. Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
  2. Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
  3. Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
  4. Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.

Особое место при этом отводится под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.

Детское техническое творчество

Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

Решаемые задачи

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого:

  • происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
  • развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
  • формируется интерес к изобретательству;
  • усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
  • воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
  • формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
  • растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Возникающие проблемы

Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

Формы организации

Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

  • Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
  • Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
  • Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
  • Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.

Дидактические требования к кружкам и секциям

Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

  • Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
  • Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
  • Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
  • Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
  • Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
  • Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.

Этапы технического творчества

В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

  1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
  2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
  3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
  4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

Выбор методов обучения

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

Развитие технического мышления

Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

  • Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
  • Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
  • Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
  • Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).

Техническое творчество - это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.

Муза и чудовище

Муза и чудовище

Предисловие Артемuя Лебедева

Толстяки любят книги о диетах. Неуверенные в себе любят книги по психологии. Плохие дизайнеры любят разглядывать книги с образцами хорошего дизайна. Всем этим людям ничто не поможет.

Книга Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» посвящена организации собственного времени. Конечно, ее читателями станут те, кто никогда ничего не успевает, плохо планирует дела, не справляется с выполнимыми задачами. Поможет ли им книга?

Научиться все успевать и распределять время в миллион раз проще, чем накачать плоский живот или стать любимым боссом. Проведем простой эксперимент. Откроем страницу 94 этой книжки. Начнем читать с обычной для нас скоростью. Засечем время (в телефоне есть секундомер, подойдут и обычные часы). Допустим, у нас получится 43 секунды. Мы округлим значение до минуты, потому что скорее всего нам нравится перечитывать абзацы по несколько раз. В книге 110 страниц чистого текста, значит, прочесть книгу целиком можно за два часа.

Тем, кто в состоянии узнать, сколько минут тратится на прочтение страницы текста, эта книга окажется очень полезной. Остальным не поможет ничего.

Артемий Лебедев.

www.tema.ru

Муза и порядок

Предисловие Глеба Архангельского

Спор о совместимости творчества с организацией, планированием, наверное, вечный. Этот спор особенно обострился в XXI веке, когда работа любого менеджера, маркетолога, ИТ-специалиста и даже бухгалтера содержит существенные элементы творчества, решения нестандартных, каждый раз уникальных задач.

Однажды мне попала в руки книга 50-х годов «О писательском труде», ставшая весомым аргументом в этом споре. В книге признанные мэтры - Горький, Пришвин, Маяковский и другие - рассказывали не о музе, не о творческом хаосе, не о буйстве фантазии. А о том, как методично, пунктуально и организованно должен выстраивать свою работу талантливый человек, если он не хочет зарыть свой талант в землю.

Потом были жизнеописания других великих, чьи тесные отношения с музой и гениальность были абсолютно неоспоримы, - Гоголя, Чайковского, Моцарта… Везде в тех или иных формах - методичный и организованный труд, никакого упования на вольный полет музы.

И вот - книга Яны Франк, лично для меня забившая последний гвоздь в крышку гроба, в котором, надеюсь, мы наконец похороним замшелые стереотипы о несовместимости творчества с порядком.

Яна - человек абсолютно творческий и исключительно талантливый. Ее «Дневник дизайнера-маньяка» у меня лежит на почетной полке между альбомом Кандинского и гравюрами Хокусая. И перелистывается примерно в те же созерцательные минуты. Трудно придумать более творческую, требующую полета музы профессию, чем у нее.

В книге, которую вы держите в руках, Яна спокойно, методично, без фанатизма описывает, как она применяет инструменты тайм-менеджмента, чтобы добиться максимальной эффективности своего творческого труда. Удивительно, что существенное место занимает хронометраж, который традиционно считается одним из самых жестких инструментов, требующих большой выдержки и терпения. А тяжелая болезнь, накладывающая множество различных ограничений, в условиях которых Яне приходится работать, посрамляет тех, кто оправдывает свою несобранность внешними обстоятельствами - вроде неожиданно звонящих клиентов или неорганизованного начальника.

Книга будет исключительно полезна не только дизайнерам, но и всем, чей труд носит творческий характер, работающим как в офисах, так и «в свободном полете» дома. Наблюдения и советы автора просты, практичны, применимы. И главное, что Яна на живом личном примере доказывает свой собственный тезис: «Хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе».

Глеб Архангельский,

генеральный директор компании «Организация Времени»

www.ov1.ru

Благодарность

Моим родителям - за то, что научили работать и хотеть правильных вещей.

Верному Музу - за то, что вдохновляет на подвиги.

Вступление

Представители творческих профессий часто воспитываются в « художественной среде» , где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого творения, творение не признается великим.

В детстве я много слышала о том, что художник - безумный, беспорядочный человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье, сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно « духовные ценности» , интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги - ниже его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее означает умереть душой, преодоление трудностей - путь к настоящему Духовному Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.

При этом было не совсем понятно, как должно возвысить Дух ежедневное использование чашки тридцатидневной несвежести или ежемесячное замачивание всей посуды в ванне со стиральным порошком. Большинство великих творцов рано или поздно устраивались на какую-то работу, потому что каждому человеку нужны еда, одежда, крыша над головой и, в конце концов, материалы для работы. И все это стоит денег. Многие были не в состоянии попрощаться с хаосом, опаздывали на службу, пока их не увольняли, меняли работы, пока не уходила жена, и переживали кучу драм, прежде чем прийти к выводу, что дальше так жить нельзя.

Иные, боясь крупных неприятностей, все же брали себя в руки и начинали нормально работать. Талантливые и настойчивые делали карьеру, параллельно обзаводясь детьми, квартирами, дачами и хозяйствами, требующими ухода. Большинство из них всю жизнь жаловались на конфликт между музой и порядком.

Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они лишь делились на тех, кто жалуется на подобное положение вещей, и тех, кто считает его нормальным или даже гордится своей «свободой». Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорили: «У него был большой потенциал, он мог бы достичь большего». Иных со временем скрутили супруги и обстоятельства, они вынужденно начали отдавать силы и время быту, но нехотя и из-под палки. Постоянное противостояние отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в непреодолимые горы, и со временем они во всем этом погрязли, став малоактивными и несчастными людьми. Только единицы сумели организовать свой быт и труд, нашли способ успеть все что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно дразнили или презирали за чрезмерную «правильность», позже восхищались и завидовали.

«Трагедию настоящего художника» я знаю наизусть со школьного возраста: начальство и семья постоянно наступают на горло песне, не давая развернуться. Творческий человек не может творить по часам, выдавать гениальные идеи по заказу, ежедневно быть в одинаково продуктивном настроении и гореть равномерным огнем восемь часов в сутки, от звонка и до звонка. Приступы вдохновения часто наступают, когда нужно укладывать спать детей или мыть посуду, а на работе, после скучного собрания и кучи бессмысленных разговоров, заставляют себя ждать. Любая работа за деньги включает в себя большое количество утомительной рутины, собственные идеи нужно подгонять под вкусы и пожелания клиентов, чтобы компенсировать все это, хочется сделать что-то свое, проект « только для себя» , но на это годами не хватает времени и сил. Разочарований становится больше, чем успехов. Гении тонут в рутине и тоске.

Некоторые художники в моем окружении вырвались из этого замкнутого круга. Восхищаясь результатами их труда, коллеги не забывали « кольнуть» их, заметив, что они, вероятно, продали душу дьяволу, чтобы заработать денег. Променяли порывы души на покой, а творческую обстановку - на обои в цветочек. Многие шептались: «Вот увидите, в скором времени их работы станут "мертвенькими", произведения - бездушными, они будут штамповать и тиражировать то, что у них хорошо получается".

Когда спустя несколько лет организованной и продуктивной работы такие люди предъявляли публике много сильных работ, законченные проекты крупного масштаба параллельно с ухоженными детьми, уютным домом и хорошим настроением, все спрашивали «Как они это сделали?».

Список рутин

Целый ряд заданий, отрабатываемых в стихийном порядке и с большой затратой сил, можно превратить в рутинные, что сэкономит много сил и времени.

Я как-то наткнулась на научный труд, посвященный рутинам, и узнала много интересного. Например, что рутина - не просто слово. Превратившись в так называемую механическую привычку, действие начинает отрабатываться человеком в другом режиме - без участия эмоций и с минимальной тратой сил. Чтобы выполнение задачи стало рутинным, нужно совершать его регулярно, примерно в одно и то же время. Чем больше повторяющихся элементов связано с действием, тем быстрее оно станет привычным. Считается, что задача, отрабатываемая ежедневно, становится рутиной через 20 дней.

Что годится для превращения в механическую привычку? Говорят, что романтика заканчивается там, где начинается рутина. Поэтому так нежелательно, чтобы рутинными становились вещи, связанные с чувствами, эмоциями, вдохновением, - искусство, творчество, общение, любовь… С другой стороны, очень кстати освободиться от эмоций на время выполнения малоприятных, скучных задач: наведения порядка, подготовки почты к отправке, ведения документации и составления отчетов о работе. Все дела, которые выполняются почти незаметно, когда их мало, но превращаются в большую неприятность, если скапливаются, годятся на роль рутины. Здесь на первом месте должны стоять вещи, невыполнение которых стоит денег: оплата счетов, подписание и расторжение контрактов.

Некоторые виды творческой работы проще и приятнее проделывать, если отделить от них рутину. Например, я часто не садилась рисовать в освободившиеся полчаса, потому что это означало, что после работы я буду 15 минут мыть кисти. Позже я разделила эти процессы: теперь, порисовав, оставляю кисти в воде и моментально перехожу к следующему делу. Таким образом, я могу позаниматься этим пять раз в день, если вдруг найду время, а кисти мою вечером, сколько бы их ни накопилось. В своем списке дел я поставила этот пункт сразу после вечернего мытья посуды, когда работа над творческими проектами закончена и я все равно вожусь в воде и занимаюсь хозяйством. Таким способом можно отделить от работы наведение порядка на рабочем месте, отправление почты, упаковку и раскладывание по местам аппаратуры и многие другие мелочи, делающие задание менее привлекательным и вдохновительным.

Также в список могут попасть мелкие творческие задачи, на которые никогда не хватает времени, например ведение бумажных или электронных дневников, обновление собственной интернетной страницы или галереи. Новичкам рекомендуется включать в список абсолютно все, что нужно выполнять регулярно, - от утренней зарядки до мытья посуды. Это нужно, чтобы хоть раз увидеть, сколько мелочей нужно делать постоянно. Это внесет большой вклад в понимание того, на что мы можем позволить себе тратить время, а на что - нет.

Для начала я попыталась составить себе список рутин, которые хотелось бы всегда выполнять без труда. Я окинула взглядом все, что было записано (и выполнено) во время хронометража. Некоторые задачи повторялись - значит, это уже отработанные рутины. Я завела себе тетрадь-календарь, где на каждом развороте - одна неделя. Все дни расположены столбиками, в ряд. Только суббота занимает половину от последнего столбика. Все уже существующие рутины я раскидала по неделе, чтобы их получилось примерно одинаковое количество в каждом дне.

Далее я составила список дел, которые желательно выполнять регулярно, но на самом деле они выполняются стихийно, редко, и в промежутках я неделями, месяцами и годами вздыхаю о том, что «хорошо бы». Разумеется, многие подобные дела мне не удалось вспомнить сразу. Но, оглядевшись в рабочем кабинете, потом на кухне, в ванной и у книжных полок, я смогла минут за 40 вспомнить практически все что нужно. У меня получилось около 50 заданий, которые я первым делом рассортировала по периодичности, с которой их надо выполнять: каждый день, два раза в неделю, раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц. После этого я расписала их по всему календарю и пообещала себе выполнять каждый день все дела по списку, проставляя галочки.

На этом этапе я столкнулась с двумя большими трудностями, о которых не подозревала раньше. Во-первых, оказалось, что я не могу ничего выполнять по списку, если я не ношу все время при себе этот список. Во-вторых, оказалось, что некоторые рутинные задания я выполняю очень редко - не потому, что я их забываю, а потому, что я их ненавижу.

Из книги История менеджмента: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

СПИСОК ТЕРМИНОВ “Артхашастра” – первый известный учебник менеджмента. “Артхашастра” означает в переводе “учение о хозяйстве и государственном управлении”. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций

Из книги Инновационный менеджмент автора Бандурин Александр Владимирович

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адамов В.Е. "Факторный индексный анализ", М. "Статистика", 1971 г.2. Бетухина Е., Пойсик М. "Мировая практика формирования научно-технической политики", Кишинев, 1990 г.3. Водачек Л., Водачкова О. "Стратегия управления инновации на предприятии", М."Экономика",

Из книги Гипнотические рекламные тексты: Как искушать и убеждать клиентов одними словами автора Витале Джо

Глава 52 Контрольный список для нового гипнотического текста Приведенный внизу список – мой собственный секретный контрольный список. После того как вы написали и отшлифовали первый черновик, воспользуйтесь этим списком, чтобы проверить свой писательский

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Из книги Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Список дел Что конкретно вы можете сделать, чтобы значительно упростить свою жизнь в бизнесе?Первое – составьте полный список всго, что на вас «висит». Выделите час и запишите всё-всё-всё: задачи, рутинные действия, проекты, включая личные дела. Допустим, вам нужно дома

Из книги Муза и чудовище: как организовать творческий труд автора Франк Яна

Глава 10 Список важных мелочей В этот список попадают все мелочи, возникающие в планах стихийно и нерегулярно. Его тоже желательно делить на задачи, связанные с работой, и те, которые лучше делать в нерабочее время. Записывание важных мелочей освобождает от необходимости

Из книги Бюрократия. Теоретические концепции: учебное пособие автора Кабашов Сергей Юрьевич

Глава 11 Список больших планов К большим планам я причисляю все, что нельзя провернуть за 15 минут без дополнительных приготовлений. У большинства творческих личностей много разных проектов, львиная доля которых требует много времени, сил и специальных условий. Масштаб

Из книги Инфобизнес за один день автора Ушанов Азамат

Список литературы 1. Большой социологический словарь. М., 1999.2. Васильев Л. С. История Востока. М.: Высшая школа, 1993. Т. 1. Гл. 4, 6. Гл. 8, 9.4.2.3. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 2001.4. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.; Прогресс, 1990. С.

Из книги Клад для копирайтера [Технология создания захватывающих текстов] автора Слободянюк Элина Петровна

Список литературы 1. Алексеев А. С. Возникновение конституций в монархических государствах континентальной Европы XIX ст. М., 1979.2. Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.3. Бромхед П. Эволюция британской конституции. М., 1978.4. Вебер М. Город. М., 2001.5. Витер Р. Ю.,

Из книги Не может быть [Парадоксы в рекламе, бизнесе и жизни] автора Иванов Алексей Николаевич

Список литературы 1. Архипова Т. Г., Румянцева М. Ф., Сенин А. С. История государственной службы в России. XVIII–XX века. Учебное пособие. М., 2000.2. Р. С. Аюпов, М. А. Филимонов. История государственного управления в России. Учебник. Уфа, 2001.3. Великие реформы в России. 1856–1874 гг.

Из книги Зависть и другие вечные двигатели рекламы автора

Список литературы: Книги, пособия и учебная литература: 1. Методы эффективного обучения взрослых: учебно-методическое пособие / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Х. А. Беков и др. – 1?е изд. – М.-Берлин: ИПКгосслужбы, 1988. – 122 с.; 2?е изд. – М.-Берлин: ИПКгосслужбы, 2000. – 160