Стремление к гармонии. Эссе. Что создает дисгармонию в нас самих? Задавайте правильные вопросы

Гармония жизни присутствует во всем, ведь мы живем в изначально гармоничном мире, где каждый камешек, каждая травинка, каждая капля находятся на своем месте и эстетически совершенны.

Гармония – это стремление к равновесию, к совершенству.

Стройка выглядит уродливо, а обвитые плющом развалины настраивают на романтический лад.

Вырытый котлован похож на рану, а глубокий овраг – на морщинку на коже.

Городской гул вызывает усталость, а шум моря – умиротворение.

Когда-то нынешние развалины тоже были уродливой стройкой, но с десятилетиями они «вросли» в окружающий пейзаж, и любое их изменение делает руины все «природнее». И через некоторое время место, где когда-то было строение, полностью сольется с ландшафтом.

Края котлована с каждым годом все больше осыпаются, а растительность на склонах и на дне помогает яме стать «своей» в окружающем рельефе. И этот «шрам» по виду постепенно становится ближе к морщине, чем к ране.

Шум города слагается из многих несвязанных между собой источников, которые звучат без какой-либо логики. Этот хаос угнетающе действует на нас. В то же время шум морского прибоя подчиняется законам гармонии. Каждая капля вместе с миллиардами и миллиардами других подчинена общему движению и общей закономерности. И все они стремятся к равновесию, но ветер не дает морю успокоиться и создает свою мелодию.

В каждом из нас заложена гармония жизни или хотя бы ее ощущение.

Поэтому нам по душе бродить по первозданному лесу, наблюдать метаморфозы пролетающих облаков, слушать пение птиц, пересыпать песок из ладони в ладонь. Все эти вещи напоминают музыку, которая настраивает нас на глубинный лад мироздания.

Положительно воспринимается всеми и гармоничная личность. За нею приятно наблюдать, с ним интересно беседовать. Что бы он ни делал, такой человек притягивает внимание, и на него пытаются равняться. И, несмотря на то, что такие люди часто материально небогаты, в нашем потребительском обществе многие им завидуют.

И есть чему завидовать – гармоничная личность счастлива. Она испытывает душевный комфорт, который обусловлен спокойствием души. Такие люди стараются не конфликтовать ни с окружающими, ни с самими собой. Знают свою высокую цену, но остаются простыми и дружелюбными. Живут сегодняшним днем, знают толк в простых удовольствиях, постоянно работают над собой и знают, что счастье находится внутри нас самих (« »). Одним словом, они похожи на куклу-неваляшку – простую игрушку с секретом.

Как достигается гармония жизни

Живите сегодняшним днем . Все самое лучшее и самое интересное происходит сейчас, а не вчера или завтра. Действительность лучше, чем воспоминание или туманная мечта.

Прекратите ругать себя за прежние ошибки и бояться будущих неудач . Однако это не значит, что нужно продолжать «наступать на одни и те же грабли».

Решайте проблемы по мере их поступления . Волна должна подниматься после падения камня в воду, а не наоборот.

Каждый день делайте полезное дело . Это может быть отремонтированный водопроводный кран, забитый в стену гвоздь или проведанный старый родственник.

Станьте добрее и внимательнее к людям . Через других людей вы проявите свою любовь к окружающему, а мир любит добрых, поэтому вам воздастся ().

Займитесь саморазвитием . Тренируйте мозг и тело. Много читайте хорошей литературы, занимайтесь спортом, придумайте себе хобби.

Чрезмерная работа не менее вредна, чем безделье . Поэтому чередуйте труд с отдыхом.

Противоречивость культуры XIX в. еще ярче высветилась в развитии ее эстетической и художественной составляющей. Именно в этом веке, как никогда, в европейской эстетике и художественной культуре проявилось тяготение к трезвому художественному анализу видимого и слышимого мира, к натурализму или реализму в его изображении, в выражении художественной мысли, к динамичной гармоничности художественных творений, к небывалой масштабности осмысления человеческого бытия, к свободе художественного творчества. В основе всего этого лежал, как считали, разум. Еще Кант определил красоту как форму целесообразности предмета (правда целесообразности без цели). И для Гегеля прекрасное было связано с разумом, с истиной; красота им понималась как чувственное явление истины. И тот и другой считали, что искусство являет идеи разума в чувственно постижимом. Являются же эти идеи, в том числе и нравственные принципы, в качестве гармонии. Шиллер прямо заявлял, что красота - одно из проявлений гармонии. Гармония же понималась в XIX в. как реализация особого соотношения частей, частей и целого, как соразмерность, пропорциональность, согласованность форм, движений и т.д. В целом, идеалом художественности и оказывалась ясная гармоничность, даже если она сложна. В связи с некоторой абсолютизацией познания, главной задачей искусства считалось познание мира и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества. Некоторые сложности при этом возникали с музыкой, которую высоко ценили, но которая с трудом связывалась с познанием. Впрочем, музыка, ставшая в XIX в. одним из ведущих видов искусства, наполнялась литературными темами, сюжетами. То же происходило и с живописью. Литература в XIX в. доминировала и пронизывала, подпитывала другие искусства: музыку - через либретто опер и балетов, тематику инструментальных сочинений, тексты ораторий, кантат, романсов и т.д.; изобразительное искусство - через тематический ряд, не говоря уже о сюжетах картин. В литературе и других видах искусства существенно развились крупные формы: роман, повесть, опера, балетный спектакль, симфония, масштабные живописные полотна. Это не означало исчезновения более мелких, зато отточенных до совершенства, форм, как, например, рассказы И. А. Бунина в России конца XIX в.

Реалистическая линия в искусстве XIX в. исходила из необходимости сознательного творчества художника, познающего, анализирующего действительность для художественного обобщения. Вымысел был допустим, но до известного предела. В изобразительном искусстве, да и вообще в искусстве, ценилась выше всего точность (художественная, конечно, не протокольная). Точность в изображении того, что видишь и знаешь, точность в выражении художественной мысли. Ценными поэтому стали изображения природы, как она есть, особенностей человека и среды (географической и социальной), особенностей национальных, психологических, речевых. Художник вскрывал истину мира, искал правду жизни. И это было ново, масштабно, глубоко, серьезно. В литературе XIX в. реализм связан с именами О. Бальзака, Ч. Диккенса, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и мн. др.; в музыке - Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, Дж. Верди, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского; в театре - К. С. Станиславского. Крупномасштабно и реалистическое изобразительное искусство XIX в., ярчайшими представителями которого стали русские художники-передвижники (И. Н. Крамской, И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, И. Е. Репин). Реализм XIX в. был мощен и плодотворен. Это было великое классическое искусство (рис. 8.1).

Рис. 8.1.

Но к реализму не сводилось все художественное богатство столетия. И даже для самых страстных реалистов, наряду с правдивостью, истинностью, как принципом художественного творчества, был важен принцип свободы - той свободы, которая ограничивалась лишь требованием художественной правды, соответствия изображения и выражения действительному миру. Принцип свободы по-иному исповедовался романтиками XIX в., а затем символистами и представителями так называемого стиля «модерн». Для реалистов жизнь была очевидно важнее искусства. Искусство должно было служить жизни, будучи само жизненно-разумным, даже если бурным и мятежным. Романтики же, а позже символисты, были убеждены в том, что искусство ценно само по себе, что художник не связан исходно внешним миром с его видимостью. Тем более, он не связан художественными принципами, сложившимися стилями, правилами и канонами. Многие из тех, кого мы называем великими художниками-реалистами, оставались или были в то же время романтиками (например, Гоголь). По мнению В. В. Вейдле, романтизм был в той или иной мере свойственен любому великому художнику XIX в. Действительно, ведь и Дж. Г. Байрон в Англии, и В. Гюго во Франции, и Г. Гейне в Германии, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов в России и многие-многие другие хотя бы начинали с явного романтизма. Вейдле даже у Толстого, не говоря уж о Флобере, находит романтические черты. Ибо под романтизмом он понимает, прежде всего, бунт против стиля, правил, условностей, эстетических норм. Романтизм, по утверждению Д. С. Наливайко , был не только и не столько художественным направлением, сколько особым мироощущением. И романтическое мироощущение в разной степени проявлялось у самых разных художников XIX в. (и у Э. Т. А. Гофмана, и у Ф. М. Достоевского, и у Г. Берлиоза, и у Р. Вагнера, и у К. П. Брюллова (рис. 8.2), и у В. В. Верещагина).

Рис. 8.2.

Романтики, у которых данное мироощущение доминировало, исходили из того, что в мире нет ничего законченного и самодостаточного. Мир виделся им как живой организм, в каждой частице которого, так или иначе, было выражено целое. И если механицисты и живую природу объясняли как машину, то у романтиков и неживая природа одухотворялась:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Романтики постигали сложную противоречивость мира, как его богатство, и представляли мир многогранным. Искусство тоже виделось ими живым, многоплановым аналогом творящей природы. Художник для них не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому никаких методов, систем, правил вечных образцов, традиций, но полная свобода творческого духа художника, которого волнует драматизм человеческих проблем. В произведениях романтиков - нередко грандиозные и почти всегда мятежно-трагические, иногда гротескно-трагические образы и страсти. В романтизме XIX в. воплотилось представление о враждебности действительности человеку, о несовпадении в жизни должного, желаемого и того, что есть. Романтики выразили неприятие буржуазной действительности, ее холодного, расчетливого и пошлого практицизма, рассудочного рационализма, стандартизации личности. С точки зрения романтиков, каждый человек должен быть свободным. Свобода творчества художника - это просто наиболее полная реализация естественной для человека свободы. В нашем несовершенном мире художник способен создавать совершенное, используя необычные средства и приемы. Искусство романтиков чаще всего символично, аллегорично, метафизично. В нем, очевидно, начался отход от традиционных методов искусства, которые утвердились в Европе с эпохи Ренессанса. Впрочем, в русле реалистического направления, переплетавшегося с романтическим, зрело то же самое. Так, в рамках вполне традиционной живописи во Франции вызрел импрессионизм.

Художники-импрессионисты, такие как К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро и другие, были настроены на максимальное приближение изображения действительности - к самой действительности, стремились к наиболее точному изображению природы, человека. Они пытались зафиксировать фрагменты мира, как они есть. Импрессионисты усилили традиционный принцип «пиши, что видишь», до «пиши, как видишь». Они продолжали считать глаз гарантией правды в изображении, а целью искусства - видение и выражение правды этого мира, его истинности, его объективной красоты. Но при этом акценты в творчестве переносились на субъективное видение мира «как он есть». Изображаемый импрессионистами мир как бы «поплыл», вибрируя, теряя устойчивость и определенность форм. И вместе с этим художники, увлеченные поисками новых выразительных средств и изобразительных возможностей, создавая великолепные по живописности полотна, ушли от острых, болезненных социальных и личностных тем и проблем, уводя зрителей в мир, волнующий своей красотой, одновременно и реальной, и как бы ирреальной.

Таким образом, в искусстве XIX в. достаточно отчетливо выделялись две основных направленности, две, в общем, сходящихся линии. Первая - линия реализма, в крайности своей доводимая до натурализма и принципиального анэстетизма, доводимая до грани, которую ни один значительный художник не переходил. Как бы ни шокировали читателей «Цветы зла» Ш. Бодлера, в них проявилась романтически-намерен- ная натуралистичность в рамках вполне традиционной поэтики. Каким бы оскорбляющим пуританский вкус ни выглядел Золя в своих романах, его проза была на грани действительной натуралистичности, но не за гранью. Сам способ описания всяческой житейской «грязи», состав употребляемых для этого слов и выражений, оставались в русле литературной традиционности. Русские художники-передвижники, изображая самые неприятные и даже страшные моменты жизни, изображали их, не разрушая устоявшихся эстетических норм. Верещагин живописал ужасы войны, но живописал по-прежнему «красиво». Конечно, реалистические устремления в искусстве противопоставлялись украшательству действительности. Художники-реалисты боролись с античеловечностью и пошлостью социальной жизни путем ее как можно более правдивого изображения. Их таланты и душевные силы осознанно направлялись на осмысление существенных для человека и общества проблем, в том числе нравственных, на пробуждение «лирой чувств добрых». Таким способом утверждались и отстаивались ими ценности культуры.

Импрессионизм и постимпрессионизм находятся, как представляется, между этой, реалистической линией и другой, вроде бы ей противоположной. В линии романтиков, символистов, представителей стиля модерн воплотилось стремление художников стать выше грязной и пошлой буржуазной действительности, преодолевать ее, бороться с ней, порождая совершенство в несовершенном мире. Именно так они «спасали» культуру, пытаясь всячески вносить красоту в жизнь, в том числе и в быт людей.

Постимпрессионисты (В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн) все, так или иначе, прошли «школу» импрессионизма. Но живопись старших собратьев казалась им чересчур беззаботной и умиротворенной, слишком настаивавшей на точности воспроизведения увиденного. Сезанн недаром как-то сказал о К. Моне, что он - «только глаз» (хотя прибавил - «зато какой глаз!»). Для постимпрессионистов живопись их предшественников была мало размышляющей, ориентированной на изображение гармонии линий, света и цвета, живописной гармоничности мира. Постимпрессионисты сделали акцент скорее на его дисгармоничности, диссонансах, живописных и социальных, и выражали свою неудовлетворенность жизнью, такой «как она есть». Их картины пронизаны ощущением драматизма, чувствами ярости, боли, тоски. Они изображали гнусность буржуазной «прозы жизни» и «бежали» от нее к естественности природы и нетронутых цивилизацией человеческих сообществ (как Гоген на о. Таити). И если импрессионисты «размыли» формы окружающего мира, то постимпрессионисты начали процесс их утрирования и, в то же время, акцентирования цвета, причем, по выражению Ван-Гога, - цвета самого по себе. Исследователи искусства сближают постимпрессионистов по характеру и сущности их творчества с разными художественными направлениями - то с реалистами, в связи с их стремлением изображать то, что есть, не приукрашивая действительность, то с символистами, так как творчество постимпрессионистов зачастую символично, то с более поздними, явно модернистскими, течениями в живописи XX в.

Связь постимпрессионизма с символизмом, очевидно, существовала, также как и у «чистых» импрессионистов, неоимпрессионистов. Символистам были близки новации импрессионистов, ибо они довели иллюзорность изображения до критической точки, за которой предмет становится неотделимым от его субъективного видения. Символизм делал акцент именно на последнем, не стремясь к точному воспроизведению внешнего мира, а создавая иллюзии-символы, образы-аллегории, выражая свои художественные идеи. Символистам нравилась и независимая новаторская позиция импрессионистов и постимпрессионистов, которых долгое время не принимали традиционно настроенные художники, искусствоведы и публика.

Для символистов было характерно утверждение исключительности художника, его права на свободную импровизацию, на фантасмагории. Так, А. Белый отмечал, что проповедники символизма «видят в художнике законодателя жизни...», что «символизм подчеркивает примат творчества над познанием... значение формы художественных произведений» . Белый при этом определял символ как «...образ, взятый из природы и преобразованный творчеством; символ есть образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. В этом смысле всякое произведение искусства символично по существу» .

Даже если это так, то символичность, характерная для всякого произведения искусства, у представителей символизма, осознанно реализуемого художниками конца XIX - начала XX в., стала центральной, самодовлеющей доминантой творчества.

Символисты - художники и поэты - были озабочены не точной передачей особенностей внешнего мира (природы), а изображением своих представлений о нем, с помощью символов, аллегорий и пышно развитых декоративных форм. Претендовали они на воплощение своих художественных идей в чувственно-воспринимаемых, эстетических формах . Как говорил О. Редон, один из символистов, он стремился объединить человеческую красоту с волшебством мысли.

Символизм развивался и в живописи, и в европейской, в том числе и русской, поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, А. Блок, Белый и др.); в европейском театре (М. Метерлинк).

Установка на символичность, декоративность и общий эстетизм, стремление к авторскому созданию красоты, волшебной, неземной, пронизали европейское искусство последней четверти XIX в., захватив частично и начало XX в. Особенно ярко это сказалось в развитии последнего по времени великого художественного стиля (после классицизма, барокко, рококо и др.) , так называемого стиля модерн, который под разными названиями стал доминировать в Европе. Этот художественный стиль вобрал в себя и романтические, и импрессионистские, и символистские тенденции. Но для него стала свойственной особая ориентация на массовость, на прикладной характер творчества, стремление к художественному воздействию на все сферы жизни. С одной стороны, это шло от осознания художниками грубой индустриализации жизни, ее обезображивания. Отсюда порождались, порой преувеличенные, эстетизм, декоративизм. С другой стороны, поскольку художники задались целью преобразовать средствами искусства всю окружающую среду, в том числе промышленную, обиходные предметы и вещи, они развивали и рациональное конструктивное начало и, очевидно, пытались соединять красоту с пользой, с функцией.

Красоту обрела для них смысл, едва ли не религиозный. Как говорил М. А. Врубель, «красота - вот наша религия». Эту красоту художники пытались увидеть и в реальном мире, т.е. мире живой природы (растения, животные, насекомые), и во всем таинственном запредельном, мистическом, неявном - в движении стихий, вихрях линий, хороводах форм. Искусство при этом понималось как самая лучшая, совершенная жизнь, а художник - как творец и пророк такой жизни. Задачей художников становилось по возможности сделать всю обычную жизнь художественной, прекрасной. В Европе множились художественные магазины, салоны. Сыпались заказы на новые архитектурные решения в строительстве банков, различных, порой грандиозных, сооружений (Эйфелева башня!), частных домов. Причем архитекторы начали проектировать не только сами здания, но и интерьеры со всей обстановкой, всем антуражем, с привлечением к работе художников, мастеров-ремесленников. В стиле модерн стали делать мебель, одежду, настольные лампы, ширмы и т.д. и т.п. Этот стиль широко вошел в книжную и журнальную графику, рекламу. Художественные произведения в стиле модерн были иногда несколько (порой чересчур) усложненными, но всегда изящными, волнующими воображение, как бы дразнящими вкус. Художники мастерски использовали мифологические, поэтические и сказочные образы (кентавров, сфинксов, русалок), символичные изображения цветов, как простых (подсолнухов), так и экзотичных (орхидей, лилий), а также животных, птиц, насекомых (особенно змей, лебедей, павлинов, бабочек, стрекоз). Все это было искусно связано в композиционных решениях, изысканно, извилисто, подвижно, ярко, театрально эффектно, искусственно и прекрасно. Этот художественный стиль, в целом ушедший, до сих пор продолжает оказывать плодотворное воздействие на промышленный и бытовой дизайн, архитектуру, моду.

Обе линии - реалистическая и символическая - в XIX в. совмещались, перекрещивались. И обе, вместе и отдельно, доходя до крайностей, достигая вершин художественности, предвозвещали начало великого перелома не только в художественной, но и в целом в европейской и мировой культуре - перелома, который начал ощущаться в конце XIX в. и стал реальностью для всего XX в.

Однако, на протяжении XIX в. развитие цивилизации и культуры даже в Европе (не говоря уж о мире), оставалось неравномерным. В этом развитии намечались и были представлены некоторые черты будущих структурных потрясений. Но ощущались они далеко не всеми. Напротив, сознательное население Европы было уверено в успехах цивилизационно-культурного прогресса, в устойчивости сложившихся ценностных систем и предпочтений. В качестве высшей ценности и главного ценностного критерия для европейцев утвердился вроде бы Разум. Все другие ценности цивилизации и культуры соотносились с ним, сверялись со шкалой «разумности - неразумности».

В связи с этим, Истина должна была быть полезной, Добро - целесообразным, Вера - удобной, Красота - ясной, функциональной, служащей Добру, Свобода - разумной, Любовь - оформленной и законной. И вот такие ценности-идеалы должны реализовываться в жизни, которая уже в известной мере упорядочена и будет упорядочена еще более, на основе разума, для осуществления этих идеалов везде, где они пока не действуют. Сомневаются же в этом интеллектуальные снобы, нытики, декаденты. В XIX в. очень многие смотрели в будущее, пусть со сдержанным, но оптимизмом, верили в то, что в культуре действуют традиции. И именно традиции европейской культуры дадут возможность торжества гуманизма. Верили тому, что общество, человечество, при всех отступлениях от принципов гуманизма, идеалов традиционной культуры, в целом движется, развивая эти традиции, к гармонии, достижимой, хотя и через борьбу.

XX век с самого начала стал опровергать общий оптимистический настрой, присущий предшествующему столетию - Золотому веку европейской, в том числе русской, и даже мировой культуры.

Белый А. Символизм как миропонимание. С. 23.

  • Несколько позже развился еще «конструктивизм», но этот стиль не был столь всеобщим.
  • Мы часто подвергаемся стрессу. Каждому знакомо состояние, когда ничего не хочется, все валится из рук, и вы не знаете, как из этого состояния выйти.

    Нам кажется, что в этом виноваты окружающие, которые нас не понимают, всячески досаждают и не дают спокойно жить. Но если вспомнить – окружающий мир лишь отражает наше внутреннее состояние (внешнее соответствует внутреннему). Когда мы обретем гармонию в себе, изменится и внешний мир.

    Как же прийти к гармонии в себе? Медитация? Поездка в отпуск? Но отпуск бывает лишь раз в году, а медитацией, откровенно говоря, мало кто готов заниматься. Над гармонией в себе надо работать каждый день, и для этого приводить в порядок не только свой духовный мир, но и психический, ментальный и физический. Вы находитесь в гармонии с собой, когда вы спокойны, ум ясен, душа «поет», а тело энергично.

    Конечно, это еще не все, что необходимо для достижения гармонии. Если у нас нет денег, то вряд ли можно чувствовать себя хорошо. Поэтому я хочу выделить еще одну, пятую сферу, назвав ее «жизнеобеспечением» – то, что приносит вам достаточно денег, чтобы было время и желание заниматься собой.

    Если каждый день уделять внимание этим сферам и заботиться о них, то вы, а значит и ваша жизнь, станете гармоничнее.

    Физическая активность наряду со здоровым питанием. На пользе этих вещей я не буду останавливаться, они не нуждаются в доказательствах, а многообразие комплексов упражнений, доступных нам, достаточно, чтобы каждый выбрал свой и придерживался его регулярно. Главное, чтобы хватило .

    ❝Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума – в знании❞

    Шаги к гармонии – психическая сфера

    Знаете ли вы, что настоящих чувств у нас всего лишь четыре – счастье, грусть, страх и гнев, и что интересно – положительное только одно!

    Эмоции же являются так называемыми рэкетными чувствами (от «рэкет» – вымогательство). Этими эмоциями мы требовали в детстве любовь, внимание и добивались своего через манипулирование.

    Психика – самая неуправляемая сфера из всех, и нужно трепетно ее оберегать, если не получается контролировать свои эмоции. Избегать ситуаций, которые плохо отражаются на эмоциональном состоянии.

    Не любите что-то делать, куда-то ходить, с кем-то общаться – не заставляйте себя, будьте принципиальны. Избегайте (по возможности) людей, с которыми вам некомфортно, общайтесь с теми, с кем вам хорошо. Не смотрите новости, не участвуйте в бессмысленных спорах. Заботьтесь о своей эмоциональной сфере. Отпускайте обиды, прошлое, избавляйтесь от чувства вины!

    ❝Не переживай о многом, и ты переживешь многих❞

    Шаги к гармонии – духовная сфера

    ❝Самое важное - это навести порядок в душе. Соблюдаем три «не»: не жалуемся, не обвиняем, не оправдываемся❞ Б. Шоу

    Наш дух нуждается в дисциплине, не стоит игнорировать это. А душе нужна своя пища – хорошие книги, приятный отдых с важными для вас людьми, увлечение, время наедине с собой настоящей и своими мыслями (назовем это ).

    Понять, что лечит вашу душу можно только по результатам – чувству вдохновения, облегчения или очищения, которые вы обретаете. Чувства прощения и благодарности так же позитивно влияют на нашу душу.

    ❝Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа❞ О.Уайльд

    Хочется привести выдержку из книги С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», где описана интересная методика духовного обновления человека. Ее можно вполне взять себе на заметку.

    Артур Гордон в небольшом рассказе «Поворот в жизни» излагает восхитительную, глубоко личную историю собственного духовного обновления. Он повествует о том периоде своей жизни, когда вдруг ощутил, что все вокруг утратило новизну и яркость. Вдохновение иссякло; он заставлял себя писать, но усилия эти были бесплодны. Наконец писатель решил прибегнуть к помощи врача. Не обнаружив у пациента никаких физических отклонений, доктор спросил, способен ли тот в точности выполнять его инструкции в течение одного дня.

    После утвердительного ответа Гордона, врач велел ему провести следующий день в том месте, с которым связаны самые счастливые воспоминания его детства. Врач разрешил ему взять с собой еду, но сказал, что он не должен будет ни с кем разговаривать, не должен будет читать, писать или слушать радио. После чего врач передал ему четыре сложенных листка с предписаниями и велел прочитать одно в девять утра, второе в полдень, третье в три часа дня и четвертое в шесть вечера.

    На следующее утро Гордон отправился на побережье. Открыв первое предписание, он прочел: «Слушайте внимательно!» Он решил, что доктор не в своем уме. Как это можно: слушать в течение трех часов! Но поскольку он обещал врачу, что будет выполнять его наставления, он стал слушать. Слух впитывал обычные шумы моря и пение птиц. Через некоторое время он начал различать другие звуки, не столь очевидные вначале. Слушая, он начал размышлять над тем, чему в детстве учило его море, – терпению, уважению и чувству взаимозависимости всего сущего. Он слушал звуки, он слушал тишину, и в нем росло ощущение покоя.

    В полдень он развернул второй листок бумаги и прочел: «Попытайтесь вернуться назад» . «Куда это, «назад?» – недоумевал он. Может быть, в детство, в свои счастливые воспоминания? Гордон стал думать о своем прошлом, о мгновениях счастья. Он старался представить себе их во всех подробностях. И, вспоминая, ощутил, как внутри у него становится теплее.

    В три часа дня Гордон развернул третий листок. До сих пор предписания врача было выполнять несложно. Но это было совсем иным, в нем значилось: «Проверьте свои мотивы» . Вначале Гордон занял оборонительную позицию. Он думал о том, к чему стремился в жизни, – об успехе, о признании, о безопасности, - и находил убедительное подтверждение всем этим мотивам. Но вдруг к нему пришла мысль, что все эти мотивы не достаточно хороши и что, возможно, именно здесь и кроется причина его нынешней депрессии.

    Он тщательно разобрался в своих мотивах. Подумал о счастливых мгновениях своего прошлого. И, наконец, нашел ответ.

    «И вдруг с удивительной ясностью я увидел, – пишет Гордон, – что при неправильных мотивах ничто в жизни человека не может быть правильным. Неважно кто вы такой – почтальон, парикмахер, страховой агент или домохозяйка. Когда вы понимаете, что служите другим, дело у вас спорится. Если же вас заботят только интересы собственной личности, дела ваши идут не слишком хорошо, – и это закон, столь же непреложный, как закон тяготения».

    Когда стрелки часов подошли к шести вечера, оказалось, что последнее предписание выполнить проще простого. «Напишите все свои тревоги на песке» , –значилось на листке. Гордон присел на корточки и написал обломком раковины несколько слов; потом повернулся и зашагал прочь. Он не оглядывался назад: знал, что скоро накатит волна прилива.

    Шаги к гармонии – ментальная сфера

    Ум тоже нуждается в своей особенной пище. В новых знаниях, генерировании идей, решении сложных задач. Ум нужно , именно на него женщина может рассчитывать (если больше не на кого): с мужской силой может сравняться только женский ум.

    Ум довольно интересный инструмент. Когда вам кажется, что вы полностью выдохлись, у вас неожиданно появляется еще идея, а за ней еще и еще, надо только не отступать.

    Главный наш враг в этой сфере – умственная лень. Мозг сам стремиться не думать! Эксперты объясняют это так:

    ❞ Мозг – странная структура. С одной стороны, он позволяет нам думать, с другой – не позволяет. Ведь как он работает? В расслабленном состоянии, когда вы отдыхаете, скажем, смотрите телевизор, мозг потребляет 9% всей энергии организма. А если вы начинаете думать, то расход повышается до 25%. А ведь у нас за плечами 65 миллионов лет борьбы за еду, за энергию. Мозг привык к этому и не верит, что завтра ему будет, чем питаться. Поэтому он категорически не хочет думать. (По этой же причине, кстати, люди склонны переедать.) ❞

    Все в нас взаимосвязано: здоровое тело дает чувство счастья, открытый канал между умом и душой приносит интуитивные прозрения. Чувства лечат душу, а ум дает толчок чувствам.

    Всем известно, чтобы любая вещь долго работала и не ломалась, о ней нужно постоянно заботиться. Если не менять в машине масло, то это выведет из строя весь автомобиль. Не забывайте заботиться о каждой части себя. Делайте каждый день четыре шага к гармонии и вы достигните ее, и мир вокруг вас тоже станет гармоничным.

    Несколько иная интерпретация той же темы – в статье .

    Парням и девушкам нередко бывает сложно достигнуть взаимопонимания, что может негативно сказаться на серьезных отношениях. Если вы намереваетесь прожить вместе с партнером долгую и счастливую жизнь, вам просто необходимо знать, как понять своего молодого человека .

    Прежде чем говорить, настройтесь на беседу

    Перед разговором с вашим молодым человеком вы должны быть готовы к беседе, так же как и парень, иначе разговора не получится, и вы будете только и делать, что раздражаться друг на друга .

    Задавайте правильные вопросы

    Найдя время для разговора, не задавайте парню такие вопросы, на которые он может ответить «да» или же «нет» . Так вы с большой долей вероятности узнаете о парне много нового. Например, вопрос «Ты любишь экстремальные виды спорта?» будет не слишком полезным. А вот «Чем ты занимаешься в свободное время?» – это уже другое дело.

    Не обманывайте и не манипулируйте

    Обманом и манипуляцией вы, конечно, кое-чего добиваться сможете, но только до поры до времени . Процесс взаимопонимания от этого не ускорится, даже наоборот – вы станете все меньше понимать друг друга.

    Отвечайте взаимностью

    Ваш парень нуждается в любви и нежности так же, как и вы сами . Отвечайте ему взаимностью , иначе зачем вам такие отношения? Если не будет взаимности в чувствах, не будет вам и совместного счастья.

    Старайтесь понимать не только его слова

    Не нужно судить, как к вам относится ваш партнер, только по его словам . Поступки зачастую красноречивы, чем восторженные фразы.

    Не требуйте от парня того, что ему несвойственно

    Чтобы понимать своего избранника, вы не должны требовать от него тех поступков, которые не свойственны его натуре . Может быть, вы просто не пара друг для друга? Или же вы слишком требовательны. А ведь излишняя требовательность к человеку не дает вам его понимать. Допустим, ваш парень не так часто говорит вам о любви, как бы вам хотелось. А почему? Скорее всего, он просто не видит взаимности, а потому боится открывать вам свои чувства. Вы же считаете, что он просто вас не любит, а зря.

    Оперативно реагируйте на тревожные звоночки

    Когда отношения начинают портиться, важно поймать момент и оперативно среагировать . Если вы начали часто ссориться, стоит проанализировать ваши отношения за последнее время, чтобы понять, что привело к возникновению напряженности и непониманию. Это может быть даже сущая мелочь, обида, которая была проглочена, а позже выплеснулась наружу в виде очередного скандала.

    Курышева Б., студентка 2 курса

    Философ крупный – Эпикур,

    Об атоме так мысли развернул,

    Что стало ясно - атомы различны,

    По форме и по весу, не обычны.

    Из атомов всех сложен человек,

    Есть и душа, приписана на век.

    Со смертью человека, пусть все знают,

    Душа, на атомы, рассеиваясь, исчезает.

    А в целом жизнь, философы считают –

    Стремленье к счастью.

    Боги – отдыхают!

    А люди могут меж собой договориться

    Жить мирно, и к гармонии стремиться!

    В Древней Греции стихийно …

    Захарова Н., студентка 2 курса

    До нашей эры в седьмой век

    Стал умнее человек,

    В Древней Греции стихийно

    Материализм развился сильно.

    Фалес у истоков был,

    Анаксимандр умнейшим слыл:

    Он открыл, что апейрон

    От начала всех времен

    Был материей первичной,

    В движении не ограниченный

    С него все начинается

    В него все возвращается.

    Фалес утверждал – вода,

    Началом всех вещей была.

    Анаксимандр же полагал –

    Начало – воздух, идеал.

    Аристократам на мученье

    Энто новое ученье!

    Левкипп и Демокрит Абдерский

    Развили мысли очень дерзко

    О том, что мир для них открыт

    Из атомов он состоит.

    Последователем Гераклита, был Демокрит

    Белякова М. А., студентка 2 курса

    Последователем Гераклита, был Демокрит.

    Великий был философ. Много веков минуло с тех пор,

    Но сужденья Демокрита мы изучаем до сих пор.

    Причина движения тела – душа

    Душа материальна, а так же смертна.

    Душа вокруг, душа везде,

    Когда вздохнёшь – душа в тебе.

    У мёртвого тоже душа, но не много.

    Не дышит ведь больше, он мёртвый уже.

    Остаток души, заключён в его теле.

    А теперь поговорим о жизненной цели.

    Цель в жизни хотите узнать Вы?

    Я вам по секрету скажу об этом.

    Спокойное расположенье духа

    И в дом к вам не придёт разруха

    Придумала не я, слово «эвтюмия».

    Про волю также вам скажу и ничего не утаю.

    Проблема воли решается, на основе необходимости случайности.

    Ничего не бывает случайного, ничто не проходит печально.

    О, Демокрит, великий философ,

    Сквозь года и столетья, да что там, тысячелетья

    Много мыслей твоих дошло до наших дней, не мало знаем мы теперь.

    Серкунова Е., студентка 2 курса

    Слава великим умам, слава ученым мужам

    Многие вы и мир принесли учения ваши и до нас дошли

    Главная мысль – атомистический материализм

    Атомы, частицы в пустоте, двигаются сами в темноте.

    О возможности движения достоверного значения

    Философ Демокрит - людям говорит.

    Все состоит из двух начал, об этом не один сказал

    А про рождение Земли мы многое б сказать могли.

    Фалес сказал: была вода, вода кругом.

    Начало в том, то что Любовь и Вражда

    Огонь и вода об ученье Эмпедокла

    Мы напомним вам всегда.

    Очень много разных мнений

    Не лишили нас сомнений

    Ну, а споры о душе, так знакомы нам уже.

    Душа смертна или вечна,

    Спорить можно – бесконечно.

    Божественна, бессмертна …

    Ну, а может все-таки смертна, в теле там заключена,

    А умрешь – умрет она. В этом правда есть одна.

    Душа – причина всех явлений,

    Признай ты это без сомнений.

    Много разного узнали мы

    О философах древней страны

    Их идеи, их сужденья вызывали треволненье.

    Споры бурные имели, добиться правды все хотели

    Добиться истины не многие смогли.

    Эпохи пролетели и века, запомним их надолго - навсегда.