Синтаксические отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные) между компонентами словосочетания и средства их выражения. Значение обстоятельственные отношения в словаре лингвистических терминов

Модуль 1. Моя Родина – Казахстан.

Практическое занятие № 4-6

Тема 2: Законодательство РК. Права человека и их защита.

Цель занятия :

1.Ознакомление и изучение материала по данной лексической теме, воспитание гражданственности, активной жизненной позиции.

2.Повторение грамматического материала: обстоятельственные отношения причины и следствия в простом и сложном предложениях, способы выражения их.

3.Умение работать с документами, имеющими государственное значение.

Лексика: Закон, законодательный акт, законодательство, права, защита, Конституция, Основной закон, Президент, политика, языковая политика, государство, государственность, социально-политическая система, политическая философия, страна, народ, менталитет, евразийство, евразийский менталитет, рыночная экономика; язык, национальный язык, государственный язык, язык межнационального общения, мировой язык.

План занятия

1. Основной Закон государства.

2. Закон «О языках» Республики Казахстан.

Текст 1.

Задание. Прочитайте текст, определите основную мысль текста. Составьте план и перескажите текст по плану.

Конституция в жизни любого государства имеет важное значение, переоценить которое невозможно. Именно Конституция определяет социально-политическую систему государства.

Каждая страна в своем развитии выбирает такую форму Конституции и политической системы, которая наиболее полно соответствует истории, традициям, уровню политической культуры и, главное, менталитету своего народа. О Конституции можно сказать, что она – одежда, надеваемая на вышесказанные особенности конкретного народа, и если эта одежда соответствует менталитету народа (т.е. приходится «впору»), этот народ достигнет стабильности и процветания. Каждое государство проходит этап принятия Конституции и ее становления как главного документа страны.

В переводе с латинского слово «consttutio» означает «устанавливаю», «учреждаю». В юридическом значении конституция – это документ учредительного характера. Своим происхождением конституция обязана приходу к власти буржуазии, точнее говоря – ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, были приняты документы конституционного характера, например, Орудие управления 1653г.; Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждения заточения за морями 1679 г. и др. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г., во Франции и Польше в 1791 г.

В основе концепции Конституции Республики Казахстан лежит концепция евразийства.

Народы, проживающие на евразийском пространстве, имеют свои исторические особенности. Естественно, имеют свой менталитет, который складывался на протяжении столетий. В казахских государствах предыдущих эпох всегда был хан (каган), опиравшийся на авторитетный совет (курултай), состоявший из глав наиважнейших родов и племен, биев и представителей духовенства. И наша сегодняшняя Конституция вобрала в себя характерное для Азии (Востока) единоначалие, что означает сильную президентскую власть (и это отражено в статьях Конституции) и наличие основанного на европейских традициях Парламента. Именно сочетание европейских и азиатских традиций, то есть политическая философия евразийства Н.А.Назарбаева, стало основой Конституции 1995 года, а также строительства современного государства, которое выдержало испытание временем и доказало на деле свою состоятельность, так как наиболее полно соответствует евразийскому менталитету народа Казахстана.

Наряду с принятием Конституции в том же 1995 году произошел перелом в развитии нашей государственности, когда Президент Казахстана в кратчайший срок один принял 147 законов, ставших крепким правовым фундаментом формирования рыночной экономики, политической системы, заложивших основы дальнейшего развития государства.

Первые результаты действия законов были очевидны уже к концу 1995 года. И сегодня, спустя годы, значительная часть нынешних законодательных актов Республики Казахстан базируется именно на тех принципах и указах, имеющих силу закона, принятых в1995 году.

(По К. Бурханову)

Текст 2

Задание. Прочитайте текст с целью общего ознакомления с его содержанием. Озаглавьте его, ответьте на вопросы.

Именно с языковой политики следует начинать, если мы хотим восстановить достоинство страны и не опозорить окончательно наши традиции. Языковая политика и состоит в определении приоритетных языковых форм и форм сознания тех качеств, которые и определяют реальное качество жизни. Здесь очень верна формула: скажите, какой язык используется, - и станет ясно, какой мир строит и культивирует этот человек.

Серьезное отношение к языку, понимание и правильное использование языковых форм является единственно возможным основанием для расцвета каждого человека, народа, страны.

Именно через язык только и может происходить выявление подлинной формы каждого человека, каждой личности, каждого народа, каждой государственности на земле.

Восстанавливая язык, мы вылепливаем нашу собственную форму, заново образуем человечность и человечество, народ и самих себя, восстанавливаем наше призвание и смысл. Необходима забота о языке.

(По Ю. Крупнову)

Для справки:

Культивировать – вводить в употребление

Приоритет – первенство по времени в открытии чего-нибудь

Вопросы к тексту:

1.Как вы считаете, для чего нужна языковая политика? В чем она заключается?

2. Каковы условия и особенности языковой политики в Республике Казахстан?

3.Составьте простой план текста.

4.Выпишите из текста по два словосочетания с различными видами связи (согласование, управление, примыкание).

Текст 3

Задание. Прочитайте Закон «О языках» Республики Казахстан.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.

Законодательство о языках распространяется на граждан Республики Казахстан, на иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан.

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык.

Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории Казахстана.

Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народов Казахстана.

Правительство, иные государственные, местные представительные и исполнительные органы обязаны:

Всемерно развивать государственный язык в Республике Казахстан, укреплять его международный авторитет;

Создавать все необходимые организационные, материально-технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан;

Оказывать помощь казахской диаспоре в сохранении и развитии родного языка.

В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государство заботиться о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. В местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки.

В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку.

Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Государственный и все другие языки в РК находятся под защитой государства. Государственные органы создают необходимые условия для функционирования языков. Развитие языков обеспечивается государственной программой, предусматривающей приоритетность государственного языка.

Для справки:

Консолидация – упрочение, сплочение, укрепление чего-нибудь

Диаспора – пребывание значительной части народа вне страны его происхождения

Задание. Законспектируйте текст Закон «О языках» Республики Казахстан, пользуясь следующим планом:

1. Законодательство о языках в Республике Казахстан.

2. Государственный язык РК.

3. Забота государства о языках.

4. Государственная защита языков.

5. Ответственность за нарушение законодательства о языках.

6. Язык в международной деятельности.

Задание. Порассуждайте на тему: «Полиязычие – веление времени».

Задание. Как вы понимаете высказывание И.Гончарова? Как писатель оценивает роль родного языка?

«Больше всего языком человек принадлежит своей нации… Язык не есть только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека – его ума, того, что называют сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных. Да, язык есть весь человек в глубоком, до самого дна его природы, смысле… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина».

Обстоятельственные отношения

Выражение значений причины (почему? отчего? по какой причине?)

и следствия (что из чего следует?). Способы выражения.

Части речи Формы слов, типы констр-ций Предлоги, союзы Примеры
Имена существительные 1)Родительн. пад.; 2)Дательный пад. 1)От,с; из,из-за; по случаю,ввиду, вследствие, на основании, в силу, в результате, по поводу; 2)по, благодаря, согласно, по невнимательности, по ошибке, по уважительной причине Забыл от волнения, устал с непривычки; пойти из интереса; ввиду экзаменов, в силу обстоятельств, по поводу дискуссии; согласно расписанию, благодаря усиленной подготовке
Деепричастные обороты Деепричастия сов/несов вида Хорошо подготовившись к сессии, студенты успешно сдали экзамены.
Сложноподчиненные предложения Придаточные причины и следствия Потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, поскольку, ввиду того что, так что Студенты успешно сдали экзамены, так как хорошо подготовились к сессии. – Студенты хорошо подготовились к сессии, так что успешно сдали экзамены.

Задание. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите обстоятельства и определите их виды. Охарактеризуйте способы их выражения. Укажите, в каких случаях обстоятельства причины являются обособленными.

Значение ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ в Словаре лингвистических терминов

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношения, временные, пространственные, причинные, целевые, условные, уступительные, определительно-качественные, количественные, которые устанавливаются в словосочетании между господствующим словом (чаще всего глаголом) и зависимым словом (наречием или предложно-падежной формой имени существительного). Привыкнуть смолоду, подняться наверх, вскрикнуть от неожиданности, сказать нарочно, выполнить заказ при наличии материала, курить вопреки запрету врача, хорошо работать, ехать вскачь, трижды повторить.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОТНОШЕНИЯ
    РЕГУЛИРУЕМЫЕ ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ - имущественные и связанные с ними неимущественные отношения: отношения собственности и оборот движимой и недвижимой собственности; отношения …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - см. МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ФИРМЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ - см. ПАВЛИК РИЛЕЙШНЗ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТРУДОВЫЕ. см ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ - см ТОВАРНО -ДЕНЕЖНЫЕ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    СОБСТВЕННОСТИ - отношения между экономическими субъектами, вытекающие из прав на объекты собственности, связанные с переходом собственности из одних рук в …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    РАСЧЕТНЫЕ - см РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - см ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОВЫЕ - см ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ - см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДЕПОЗИТАРНЫЕ - см ДОГОВОР О МЕЖДЕПОЗИТАРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ - см КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ИМУЩЕСТВЕННЫЕ - см. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНЫЕ - см. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ …
  • ОТНОШЕНИЯ в Словаре эпитетов:
    Взаимное общение, дружеская, любовная или деловая связь между кем-либо. Амикошонские (устар. яразг.), амурные (разг.), безупречные, бесцеремонные, близкие, враждебные, давние, деликатные, …
  • ОТНОШЕНИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: взаимоотношения, …
  • ОТНОШЕНИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: взаимоотношения, …
  • ОТНОШЕНИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: взаимоотношения, …
  • ОТНОШЕНИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Связи, возникающие между людьми, обществами, странами в процессе общения, деятельности. 2) Характер взаимных сношений, общения с …
  • ОТНОШЕНИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    отношения мн. 1) Связи, возникающие между людьми, обществами, странами в процессе общения, деятельности. 2) Характер взаимных сношений, общения с …
  • ОТНОШЕНИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1. Связи, возникающие между людьми, обществами, странами в процессе общения, деятельности. 2. Характер взаимных сношений, общения с …
  • ОТНОШЕНИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. 1. Связи, возникающие между людьми, обществами, странами в процессе общения или какой-либо деятельности. 2. Характер взаимных сношений, общения с …
  • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    отношения, совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. П. …
  • ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАРЕЧИЯ
    см. наречия обстоятельственные (в статье наречие …
  • НАРЕЧИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Наречия, служащие показателями пространственных, временных, причинных, целевых отношений, связанных с действием. Далеко, вблизи, слева, давно, вчера, зимой, вечером, впервые, сгоряча, …
  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
    основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. предикации — см. ниже) и структурными (выбор, расположение и связь …
  • МИФОЛОГИЯ. в Литературной энциклопедии:
    " id=Оглавление> Содержание понятия . Происхождение М. . Специфика М. . История науки о мифах . Библиография . СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. …
  • СССР. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа - советское социалистическое государство …
  • СССР. БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПОНЯТИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, …
  • ПОДЧИНЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого. На основе П. образуются синтаксические единицы 2 типов …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СУФФИКС
    (грамм.) — всякий звук или сочетание звуков, присоединяемые к концу корня или темы и обыкновенно сообщающие им известный второстепенный оттенок …
  • РОССИЯ. РУССКОЕ ПРАВО: РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вступление. Русское гражданское право как в своем историческом развитии, так и современном состоянии в противоположность римскому и новому западноевропейскому характеризуется …
  • ФЕОДАЛИЗМ
  • СУФФИКС
    (грамм.) ? всякий звук или сочетание звуков, присоединяемые к концу корня или темы и обыкновенно сообщающие им известный второстепенный оттенок …
  • РИМ, ГОРОД* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    — структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Термин «Ч. п.» возник из-за отсутствия однозначного соответствия между морфологич. классами …
  • ОРОМО в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (устар. галла) — один из кушитских языков. Распространен в центр, н вост. р-нах Эфиопии и на С. Кении. Число …
  • НАРЕЧИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (калька, лат. adverbium, греч. epirrhema) — лекснко-граммати-ческий класс неизменяемых, как правило, слов, обозначающих признак действия, качества или предмета и выступающих …
  • АБХАЗСКО-АДЬ"1ГСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — западная группа кавказских (иберийско-кавказских) языков. К ней относятся абх. языки — абхазский и абазинский, убыхекий, адыг. языки — адыгейский …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Отношения между компонентами словосочетания и отношения между членами предложения. В словосочетании такими являются отношения атрибутивные, объектные и обстоятельственные, а в …
  • ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в …
  • в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:

Эти синтаксические (смысловые) отношения свойственны в предложении глагольным словосочетаниям: отношения между действиями (и состояниями) и их обстоятельствами.

Обстоятельственные отношения конкретизируются как обстоя­тель­ственно-определительные: говорить взволнованно, бежать быстро, вспоминать часто; временные: приехать утром, вернуться через год, подождать час; пространственные: идти лесом, шагать по дороге, находиться в аудитории; причинные: сказать сгоряча, сказать по ошибке, забыть по рассеянности; целевые: молчать назло, поехать на отдых, подарить на память и др. отношения (условия, уступки).

Обстоятельные отношения возникают при сочетании: 1) гла­гол+наречие; 2) глагол+существительное (беспредложное или пред­ложное). В пределах этих двух схем могут образовываться парал­лельные словосочетания: рассказывать увлеченно – рассказывать с увлечением; находиться дома – находиться в доме.

(В 2003-м год, в октябре 2003-го года, 25 октября 2003-го года, час дня; два часа, пять часов; часа два; около двух часов, целый век, всю войн, в течение года, за год, по праздникам, на день, через день, через час, с утра до вечера, в срок, с 2001 года по 2002 год, с 1995 года до 1996 года)

Словосочетание с сущ. без предлогов, с предлогами в, за, по, на, через, с, до

Временные конструкции в простом предложении выражают дату, время суток, отрезки времени и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? как скоро?

Сложное предложение

Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы: На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий (В.Жуковский).

Простые предложения могут соединяться в сложное интонацией: А за окном уже было позднее утро, солнце растопило смолу на стволах сосен, ею сильно пахло в лесном воздухе (Г.Бакланов), интонацией и союзами – сочинительными: Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но все небо было обложено ими (М.Горький) и подчинительными: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас (А.Чехов).

Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными: Еще косою острою трава в лугах нескошена , еще не вся черемуха к тебе в окошко брошена (М.Исаковский), а при помощи союзов – союзными.

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненное предложение

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочиненными (ССП): Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков, и в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов (М.Лисянский).В ССП простые предложения соединяются сочинительными союзами : соединительными (и, да (­­и), ни...ни, тоже, также), разделительными (то...то,. не то...не то, или, либо), противительными (а, но, да (но), однако, зато, но зато).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут объединять:

Различные явления, происходящие одновременно : И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г.Бакланов);

явления, происходящие последовательно : Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А.Пушкин).

Простые предложения в составе ССП могут обозначать:

временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В.Бианки) (ср. Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять);

причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К.Симонов);

Результат того, о чем говорилось в первом предложении : Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А.Пушкин).

В ССП с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое : В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек (М.Горький); Только иногда мелькали березки или мрачной тенью встанет перед тобою ель (Г.Федосеев).

В ССП с противительными союзами одно явление противопоставляется другому : Гроза была там, сзади них, а тут сияло солнце... (М.Горький).

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному : Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, ей удалось однако довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид (М.Лермонтов).

Союзы зато , но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении : Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет (М.Салтыков-Щедрин).

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только : Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне (Г.Бакланов).

Сложноподчиненное предложение

Сложные предложения , в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчиненными (СПП): В пакете, который доставил офицер связи, был приказ корпусу срочно выступать (Г.Бакланов).

1.В СПП одно простое предложение является главным, другое – придаточным.

Придаточное предложение служит для пояснения какого-либо члена в главном предложении, например сказуемого: Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду (К.Паустовский).

2.Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.

Используются все группы подчинительных союзов, например целевые: Алексей решил безоружным втесаться в кутерьму боя с тем, чтобы хоть численно улучшить соотношение сил (Б.Полевой); изъяснительные: Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом (К.Паустовский); временные: Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали мелкие короткие волны (А.Куприн); условные: Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее (А.Чехов); причинные: Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, показались очень высокими и пухлыми (А.Чехов).

Союзные слова – это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др.) и наречия (где, куда, откуда и др.) , используемые в роли подчинительных союзов – связочных средств, с помощью которых придаточное предложение присоединяется к главному. Союзные слова, будучи самостоятельными частями речи, являются членами придаточного предложения, например обстоятельством: Откуда ветер, оттуда и счастье (М.Лермонтов).

Если в главном предложении в качестве членов предложения использованы указательные местоимения (тот, этот) и указательные наречия (туда, там и др.) , то придаточное предложение обязательно относится к ним и поясняет эти указательные слова, например: Перед тем, как снимать с огня котел, Степка всыпал в воду три пригоршни пшена и ложку соли (А.Чехов).

СПП с придаточными определительными

Придаточные определительные предложения относятся к существительному в главном предложении, давая ему характеристику или раскрывая его признак. К придаточным определительным от определяемого слова в главном предложении ставится вопрос какой? , например: Егорушка в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи (А.Чехов)/

Придаточные определительные присоединяются к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов – местоимений и наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др.

Придаточное определительное, относящееся к существительному, всегда находится после главного или внутри главного предложения.

СПП с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать) , мысли (думать, решать, размышлять) и чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль) и уточняют (дополняют, изъясняют, т.е. раскрывают) смысл этих слов.

К придаточным изъяснительным от таких слов ставятся падежные вопросы, например: Трудно понять (что?), чем огонь так привлекал лягушку (К.Паустовский)/

Придаточные изъяснительные присоединяются к поясняющему слову в главном предложении с помощью изъяснительных союзов или союзных слов что, как, как будто, чтобы и др., например: Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек (А.Чехов).

К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное слово (тот, та, то) , к которому присоединяется в этом случае придаточное изъяснительное: Коту нечего было думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца (К. Паустовский).

Компоненты словосочетания могут быть соединены следующими типами синтаксических отношений:

1) Атрибутивные – это тип синтаксических отношений, при котором от главного слова к зависимому задается вопрос какой? чей? который?.

Главное слово обозначает предмет, зависимое – признак (качество, форма, материал и т. д.). Чаще всего эти отношения возникают когда главное слово – существительное, а зависимое слово – 1) полное прилагательное. Например: красивая девушка, медвежья берлога. Также зависимое слово может быть выражено 2) местоимениями: моя книга, наш ребенок, все дети, какая-то незнакомка, 3) существительным: брошка из серебра, трубка телефона. В данном словосочетании можно перепутать тип синтаксических отношений (с обстоятельственными). В этом случае нужно использовать прием замены на словосочетание с прилагательным (трубка телефона – телефонная трубка). 4) полными причастиями (недочитанная книга, скучающий зритель, 5) порядковыми числительными (двенадцатая квартира, четвертый курс, две тысячи одиннадцатый год). 6) наречиями (кофе по-турецки, разговор наедине), 7) инфинитивом (желание учиться, необходимость отдохнуть). В данных словосочетаниях (в качестве главного слова) используются только существительные с модальным значением возможности, желательности, необходимости, волеизъявления. В качестве главного слова могут выступать и субстантивированные слова: громкое ура, наше завтра.

2) Объектные – зависимое слово обозначает предмет (объект), на который переходит действие, либо к которому направлено действие, состояние, признак, названный главным словом. Главное слово может быть выражено глаголом, причастием, деепричастием, именем существительным со значением действия и реже – инфинитивом. В данных словосочетаниях зависимое слово отвечает только на вопросы косвенных падежей. Например: добиваться успеха, составить план. Словосочетания с главным словом глаголом чаще всего содержат переходный глагол, т.е. требующий распространения винительным падежом прямого объекта: купить (что?) книгу, надеть (что?) платье. Объектные отношения возникают и при глаголах, требующих после себя другие падежи: выпить воды – родительный, возражать оратору – дательный, писать карандашом – творительный, мечтать об отдыхе – предложный.

Объектные отношения могут возникать в словосочетаниях с главным словом – прилагательным и существительным, которые имеют значение действия и легко трансформируются в словосочетания с главным словом глаголом. Например: гордый победой, решение задачи, рубка леса.

Зависимым словом может быть местоимение: ждать его, числительное: увидеть двоих, количественно-именное сочетание: пригласить много друзей, субстантивированные прилагательные и причастия: попросить учащихся, навестить больного.

Чаще всего объектные отношения возникают в словосочетаниях с зависимым словом существительным: покорный родителям. Также объектные отношения возникают в словосочетаниях с зависимым инфинитивом, но они ограничены лексически, в качестве главного слова в них выступают глаголы движения: принести ужин, порекомендовать полечиться.

Некоторые авторы (Н.С. Валгина) выделяют субъектные отношения. Такие отношения характеризуют словосочетания, возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимое слово – существительное в творительном падеже: избалованный жизнью, опрокинутый ветром. Данный тип отношений выделяется не всеми учеными. Многие относят их к объектным.

3) Обстоятельственные – эти отношения свойственны глагольным словосочетаниям. Зависимое слово обозначает качество, образ и способ действия, степень, меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие уступку.

Н.С. Валгина конкретизирует значения этих отношений:

Определительно-обстоятельственные: бежать быстро, вспоминать часто, посмотреть ласково.

Временные: приехать вечером, возвратиться через год.

Пространственные: идти лесом, жить в гостинице.

Причинные: сказать по ошибке, обрадоваться сдуру.

Целевые: поехать отдыхать, копить про запас.

4) Синкретичные – это словосочетания, объединяющие в себе несколько типов синтаксических отношений. Чаще всего они проявляются в следующих словосочетаниях (схематично):

1) предмет + лицо: альбом сестры

2) главное слово – часть, зависимое слово – весь объект: ножка стола

3) главное слово – лицо, зависимое – учреждение: начальник цеха

4) главное слово – совокупность, зависимое – предмет: стадо коров

Синкретичные отношения могут сочетать в себе разные типы синтаксических отношений: тропинка в лесу (тропинка какая? - в лесу – определительные; тропинка где? - в лесу - обстоятельственные); вернуться из-за дождя (вернуться из-за чего? - из-за дождя – объектные; вернуться по какой причине? - из-за дождя - обстоятельственные); груда камней (груда чего? – камней – объектные; груда какая? – камней – определительные (атрибутивные).

Валгина также выделяет комплетивные отношения, при которых зависимая словоформа восполняет информативную недостаточность главного слова: четыре угла, слыть простаком. Данный тип отношений выделяется далеко не всеми учеными и часто относится к объектным.