Проведение теста несуществующее животное. Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное

Что-то про «несуществующее животное» слышали, наверное, все. Обычно люди с удовольствием рисуют это самое несуществующее животное, но никто толком не знает, как его интерпретировать, в то время как ответ на вопрос: "А что это значит?" - и есть самый главный.

Чтобы правильно интерепретировать тест, нужно сначала правильно дать задание.

Методика проведения теста "Рисунок несуществующего животного"

Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде. Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь.

На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать русалку?" - "Русалка уже была в сказках") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".

Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости и минимум 8 цветов для раскрашивания: черный, серый, коричневый, желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый. При этом можно использовать краски, фломастеры, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!

После окончания рисунка нужно задать вопросы, приведенные ниже. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".

1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.

2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)

3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?

4. Что оно ест? Что пьет?

5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?

6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)

7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?

8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"

После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.

"И что всё это значит?" или

интерпретация теста про несуществующее животное

Суть теста РНЖ состоит в том, что человек, получив абстрактное неопределенное задание, ищет ответ в своем подсознании и в результате рисует проекцию себя самого. Проще говоря, нарисованное несуществующее животное - это образ самого себя.

1. Общая характеристика животного.

  • нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
  • животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
  • животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
  • животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
  • человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
  • в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
  • вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.

Животное изображено в фас - открытость к общению, готовность пойти на контакт, живет настоящим; в профиль - самый частый вариант (если смотрит налево относительно зрителя - живет воспоминаниями, если направо - планами и мечтами); со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.

Что делает животное на рисунке:

Спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;

Стоит - стнадратная поза;

Идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.

Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём.

2. Строение тела несуществующего животного.

  • Голова. Большая голова указывает на преобладание разума над чувствами. Две и более головы - борьба противоположных тенденций, желаний. Прорисованные ресницы, прическа, украшения говорят о демонстративности (стремлении привлечь к себе внимание, быть в центре событий).
  • Туловище. Крупное туловище говорит о большой значимости физической силы. Круглое туловище - признак замкнутости, возможно, нежелания раскрываться перед окружающими.
  • Прорисовка внутренних органов (кровеносных сосудов, легких, сердца) является тревожным признаком и может указывать на серьезное нервное расстройство или психическое заболевание.
  • Конечности. Руки (передние лапы, верхние конечности) - это орган взаимодействия, общения, контакта с окружающим миром. Отсутсвие такого органа может указывать на замкнутость, а "многорукость" - на повышенную общительность и/или острый недостаток общения. Ноги (задние конечности, нижние лапы) обычно показывают способ передвижения и устойчивость в жизни. Слабые, тоникие ноги - неустойчивость. Но и сильные ноги могут служить, например, для убегания от опасности (как у зайца).
  • Хвост. Большой, пушистый или поднятый вверх хвост указывает на сексуальный интерес, важность сексуальной сферы.
  • Крылья - признак мечтательности, склонности фантазировать.
  • Шерсть. Длинная или пушистая шерсть также характеризует сексуальную сферу как актуальную, важную в данный момент.
  • Искусственные (железные, механические и т.д.) части тела всегда являются тревожным признаком и указывают на шизоидность, возможную патологию мышления.
  • Органы чувств: глаза, уши, щупальца, усики или что-то другое, помогающее чувствовать изменения в окружающем мире. Большое количество органов чувств или увеличенные размеры какого-то из них указывают на тревожность, ожидание опасности из вне.

Признаки агрессии в животном - это шипы, зубы, рога, когти, колючки и т.д. Агрессивные детали могут располагаться сверху (агрессия направлена на взрослых или вышестоящих), сбоку (агрессия направлена на ровесников, равных), внизу (агрессия направлена на младших, нижестоящих). Агрессия может быть защитной или нападающей - это обычно становится понятно из рассказа об бразе жизни животного.

3. Графические особенности:

4. Рассказ о животном.

Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.

Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.

Еда: если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).

Отсутствие друзей, равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.

Наличие врагов, нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).

Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д.

Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.

«И что же нам теперь делать?» или работа после теста

Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!

Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!

Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.

Из полученного рассказа и рисунка (или серии рисунков, если вы сфотографируете их по ходу тестирования) вы можете сделать свою собственную книгу и сохранить ее на память.

Примеры интерпретации теста "Рисунок несуществующего животного"

Пример №1 Рисунок мальчика 12 лет "Пятиголовый"

Пятиголовый живет один в пещере и питается пиццей - той самой едой, которую запрещает мама. Все пять голов хотят одновременно и разного: одна - есть пиццу, другая - курить, третья - спортом заниматься, четвертая - учиться, пятая - гулять. Как вы уже догадались, перед нами - подросток, которого желания, цели и обязанности тянут одновременно в противоположные стороны. Но на самом деле в ситуацию подмешана и семейная составляющая: совсем недавно родители мальчика развелись, и сейчас он "разрывается" между ними, потому что стабильный порядок общения отца с сыном еще не сформировался. Ему хочется видеться с папой, но это получается через раз, из-за чего сын очень страдает, а акции протеста обрушиваются на маму, с которой он остался жить.

Пример №2 РНЖ девочки 8 лет

Это несуществующее животное живет на отдельной планете, занимается тем, что ходит по магазинам, причем продуктовым и хозяйственным, а не с игрушками. Обратите внимание на улыбку с зубами: оно как будто через силу (натянуто) улыбается, хотя на самом деле злится. На голове корона - признак демонстративности, желания выделиться. А вот низ туловища - это скорее неподвижный постамент. Жизнь девчоки явно замкнулась между детским садом, магазином и домом. Девочка живет жизнью взрослых, а совсем не ребенка. Ей не хватает игр, общения и свободного времени. Она делает вид, что всё хорошо, но на самом деле очень напряжена. Об этом говорят красные цвета и обильная штриховка на рисунке.

Пример №3 поделка из пластилина мальчика 9 лет "Несуществующее животное слон"

Если тестируемый не любит рисовать - это не проблема. Несуществующее животное можно слепить, склеить, собрать из чего угодно. В данном случае мы выбрали цветной пластилин средней мягкости. Это "несуществующее" животное практически полностью копирует слона и отличается от настоящего только маленьким размером. Спереди у него бивни, сверху он прикрыт цветком, снизу прикреплена опора, так как фигурка крайне неустойчива, а сзади - тяжелый хвост с шипами. Главная его задача - прятаться и защищаться. Его можно было бы назвать агрессивным, но агрессия явно защитная, а сам слон - синий, т.е. спокойный.

Дело в том, что автор поделки - мальчик "домашний", спокойный и с небольшим опытом общения. И когда он пошел в школу, то оказался в агрессивной среде, куда его не приняли и чуть не "затравили". Родители приняли решение сменить школу и перевели сына в более спокойный и дружелюбный коллектив. Но по привычке мальчик еще ждет агрессивных нападок и реагирует на них привычным образом. Цель нашей совместной работы - научиться вести себя с одноклассниками разными способами, а не только прятаться и отбиваться.

Тест "Несуществующее животное"

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:

Удаление,

Приближение,

Выпрямление,

Падение.

При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция

Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими:

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии

Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Характер животного

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Разное

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Несуществующее животное

Процедура проведения

Инструкиця

"Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем".

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

"Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!"

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

Основная часть фигуры: голова

Голова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди, в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

К таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

А эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Может быть интересно

Методика теста

На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать чебурашку?" - "Чебурашка уже была в мультфильме") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".

Необходимые материалы : лист А4, карандаш средней мягкости Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. При этом можно использовать краски, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!

После окончания рисунка нужно задать вопросы. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".
1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)
3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
4. Что оно ест? Что пьет?
5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?
6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"
После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.

Показатели и интерпретация

1. Общая характеристика животного.​

По типу:

  • нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
  • животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
  • животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
  • животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
  • человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
  • в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
  • вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.
Что делает животное на рисунке:
- спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;
- стоит - стнадратная поза;
- идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.
Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём

2. Строение тела несуществующего животного.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)
Положение “анфас” , т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
Со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза . Значение детали “уши” - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ , особенно - зачерченный , трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.
Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам . Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки . Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали : например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент)
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом : соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Могут быть функциональными или украшающими:
- крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

3. Графические особенности:

Положение рисунка на листе
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Контуры фигуры
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Оценка характера линии
Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

4. Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

5. Характер животного

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

6. Разное

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

7. Название

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

8. Рассказ о животном.

Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.
Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.
Еда : если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).
Отсутствие друзей , равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.
Наличие врагов , нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).
Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д..
Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.

«И что же нам теперь делать?» или работа после теста

Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!
Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!
Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.
Из полученного рассказа и рисунка (или серии рисунков, если вы сфотографируете их по ходу тестирования) вы можете сделать свою собственную книгу и сохранить ее на память.

Помните, что главное при интерпретации рисунка - это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество - что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте - сюжет, а на третьем - графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.