Повседневная жизнь русского купечества в 17 веке. Повседневная жизнь русского провинциального города второй половины XVIII века в мемуарах, письмах и воспоминаниях современников. Дом и обстановка

Пречистенка сформировалась в городе, можно считать, случайно, благодаря тому, что в 1524 году был построен Новодевичий монастырь. В конце XVI века здесь пролегала дорога, ведущая в женскую обитель. Вскоре вдоль этого пути возникли городские постройки и новой улице дали неблагозвучное название — Чертольская, в честь ручья Чертороя, протекавшего рядом. Своим звучным именем Пречистенка обязана царю Алексею Михайловичу.

Дорога, ведущая в обитель Пречистой Божией Матери, не могла иметь название, связанное с чертями, так что в 1658 году по указу царя улицу переименовали в Пречистенскую, а Чертольские ворота города, находившиеся в ее начале, — в Пречистенские. Со временем длинный топоним улицы сократили до Пречистенки.

Улица, получив наконец «нестыдное» название, вскоре стала центром притяжения московской знати. С конца XVII века здесь появляются усадьбы, принадлежавшие аристократическим семьям Лопухиных, Голицыных, Долгоруких и многих других. Большинство особняков, построенных в то время, сохранили оригинальную архитектуру до наших дней. Кроме того, имена аристократических обитателей Пречистенки оказались увековечены в названиях переулков: Всеволжского, Еропкинского, Лопухинского и прочих.

В XIX веке Москва считалась тихим патриархальным городом с населением в 250 тыс. человек (с 30-х годов XIX столетия численность достигла 300 тыс.).

Ни помпезной роскоши Петербурга, ни столичных великосветских балов и приемов — одним словом, большая деревня.

Александр Пушкин, описывая прибытие провинциалки Татьяны в дом ее московской тетки, подчеркивал, что девушке приходилось каждый день разъезжать «по родственным обедам», дабы быть представленной «бабушкам и дедам».

Д.Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании. 1913

Wikimedia Commons

Поддержание родственных связей было крайне характерным для дворянской Москвы: здесь все приходились друг другу тетками, племянниками, кузинами и кузенами. Родственники постоянно наносили друг другу визиты и обсуждали последние семейные новости. Интересно, что делалось это, как правило, за чашкой чая: московское дворянство предпочитало именно этот напиток, тогда как в Петербурге знать любила выпить кофе. Что касается еды, то русская кухня была не в почете у московских дворян, более любивших немецкие, английские, французские и итальянские блюда. Причем на дворянских столах обязательно присутствовали вилки, которые вплоть до конца XIX века оставались нетрадиционными столовыми приборами в купеческих домах.

Старшее поколение московских аристократов чувствовало себя в городе вполне уютно: есть нужные связи, есть с кем поболтать и поиграть в карты, но при этом не тревожит столичная суета и шум.

Однако молодые дворяне часто скучали в такой патриархальной и слишком спокойной для них обстановке.

Особенно этот контраст между светской жизнью в Москве и Петербурге становился заметным зимой, когда свой досуг можно было разнообразить разве что святочными гаданиями.

Не менее примечателен храм Святителя Николая в Толмачах, домовая церковь при Третьяковской галерее, где постоянно хранится икона Владимирской Богоматери, а на праздник Святой Троицы сюда переносят икону Рублева «Троица». И это далеко не все: московское купечество чтило православные традиции, и богатые купцы считали за благое дело жертвовать деньги на строительство и восстановление храмов.

Умели купцы и отдыхать. Так красиво чаевничать могло только степенное купечество Златоглавой.

«Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый еранью [геранью], в татарском халате, с трубкой [фабрики] Жукова табаку, то хлебнет чаю, то затянется и пустит дым колечками».

Кстати, в чай никогда не добавляли сахар, поскольку считалось, что это портит вкус напитка: его всегда пили только вприкуску с сахаром.

Б.М. Кустодиев. Московский трактир. 1916

Wikimedia Commons

Конечно, купеческие семьи отдыхали не только дома. Традиционным развлечением были ярмарки и гулянья, которые проходили по главным московским улицам вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной Роще, а также в тогдашних пригородах — в Царицыне, Кунцеве, на Воробьевых горах, в Коломенском и Архангельском. Дворяне на лето уезжали в свои загородные имения, так что купцам никто не мешал слушать полковые оркестры, веселиться с цыганами и смотреть вечером на фейерверки.

К середине XIX века в моду у купцов стали входить театры. Причем особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, напоминавшие ярмарочные представления на бытовые темы.

А вот оперы и особенно балеты — из-за странных костюмов и поведения актеров на сцене — купцы не понимали и недолюбливали.

Постепенно купцы Замоскворечья начали перенимать атрибуты дворянской жизни и устраивать торжественные обеды и балы в своих домах. Впрочем, и тут не обходилось без мещанской специфики. Дома купцов делились на две части — парадную и жилую. Парадная часть обычно обставлялась как можно более роскошно, но не всегда со вкусом. Интересной особенностью было то, что все подоконники в парадных комнатах были заставлены разнокалиберными бутылками с наливками, настойками, медом и т.п. Из-за этого окна открывались плохо и комнаты практически не проветривались. Воздух освежали, окуривая помещения мятой, уксусом или «смолкой» (комком смолы в кулечке из бересты, сверху на который клали тлеющий уголек).

Как показало время, Москва осталась верна купеческим традициям. Бурное развитие промышленности в России после отмены крепостного права привело к усилению мещанского сословия, представители которого становились фабрикантами и предпринимателями. Так купечество начало вытеснять дворянство и с Пречистенки.

С середины XIX века дворянские усадьбы активно скупались новыми буржуа.

Вместо старых дворянских фамилий на Пречистенке зазвучали новые, купеческие: Коншины, Морозовы, Пеговы, Рудаковы. Вместе с этим менялся облик улицы: классические особняки перестраивались в более пышные и помпезные, чтобы было «дорого-богато». «Новые дома ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно красавице столице», — именно так писал об этих событиях «Архитектурно-художественный еженедельник» в 1916 году.

Шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, который побывал в Москве еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, в своей книге "Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году" писал, что все москвичи "от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве". Такой увидел Москву Кильбургер. Но следует сказать, что в XVII -XVIII веках понятие "купечество" не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. Это привело к тому, что количество купцов постоянно увеличивалось, а с 1750-х годов "купечество" потребовало для себя монополии на торговлю, и получила ее в 1755 г.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как "черные сотни", торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Деятельность московского купечества регулировалась Новоторговым Уставом, принятым в 1667 году. Устав прописывал четкую систему налогообложения для купцов: вместо тамги1 был введен полавочный налог (с торговой деятельности) и тягло (с промысла). Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Так, например, собранные в 1648 г. выписки из таможенных книг о привезенных купцом — гостем Василием Шориным товарах свидетельствуют о том, что в 1645 г. он провез чрез Архангельскую таможню 7 1/2 половинок сукна, 200 аршин атласу, 25 аршин красного бархата, золото пряденое в мишуру, но также тонкую медь, красную досчатую медь и 100 тысяч иголок, а на другом досчанике находилось 16 медных колоколов весом в 256 пудов и 86о стоп писчей бумаги. Из тех же книг следует, что в другой год им были привезены бакалейные товары. Из предметов вывоза приказчики Шорина везли сало топленое, клей, масло, рыбу, икру, но также юфть и весла. Так что один и тот же купец торговал сукном и бархатом, медью, иголками, бумагой, маслом, рыбой и другими разнообразными товарами. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Тогда, по велению Государя в Китай-город переселили торговых людей со всей Москвы. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные. О старом Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих "Записках о Московии": "Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют".

Кстати, не все московские купцы имели право торговать в Гостином Дворе. Дело в том, что в XVII веке торговые площади в Москве делились на обычные торговые ряды и ряды Гостиного двора. По Уложению 1649 года в рядах должна была производиться розничная торговля, а на гостиных — оптовая — "врозь никаких товаров на гостиных дворах не продавать".

Типичной лавкой московского купца, что в торговых рядах, что в Гостином дворе, являлось помещение в 2 сажени в ширину, 2 1/2 в глубину. Такая лавка называлась полной. Наряду с полными лавками имелись так называемые полу-лавки, четверти лавки и даже восьмые части лавок. В 1726 года в Московском Китай-городе из 827 всех торговых владений было всего 307 владельцев полных лавок, тогда как в 76 случаях они занимали менее целой лавки, а в 328 случаях торговое место составляло всего пол-лавки.

Но были и другие случаи. Например, некоторые московские купцы соединяли нескольких лавок, но это было явлением весьма редким: насчитывалось всего 32 случая владения по 1 1/2 лавки и 15 случаев свыше 2 1/2 лавки, из них только один, когда торговец занимал 3 3/4 лавки. В 1701 г. 189 человек владело по одной лавке, тогда как 242 занимали всего пол-лавки, а 77 человек 3/4 лавки.

К лавкам присоединялось еще огромное количество торговых мест, которые представляли собою лишь временные, переносные помещения. Таких мест насчитывалось в Китай-городе, например, в 1626 году 680, из них 47 шалашей, 267 скамей и так называемых "мест скамейных", причем и тут нередко торговец занимал пол-шалаша или часть скамейного места.

Итак, крупная торговля в Москве существовала рядом с мелкой. Безусловно, у крупных купцов было явное преимущество. Например, в выборе места для торговли, которое, к тому же, немало стоило. Так московский садовник Кондратий Хвастливый, крупнейший винокур в Москве первой четверти XVIII века, купил в Китай-городе в Смоленском суконном ряду лавку за 1000 рублей, а В. Щеголин, один из первых "суконных" фабрикантов при Петре, приобрел каменную лавку за 500 рублей. Цена такой лавки равнялась стоимости большого двора с хорошими строениями. Ценилось и расположение ее на бойком месте. Лавочники платили солидный доход в казну, что представляло выгоду для всех участвующих сторон: покупателя (больше товара — ниже цены), самого купца и казны.

Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни: почти 20 одёжных, игольный, ножевой и другие, в которых торговали металлическими изделиями; ювелирные ряды, отличавшиеся чистотой и вежливостью продавцов; тишайший иконный ряд; белильный ряд, где торговали стрелецкие жёны и вдовы. Яблочный, дынные и огуречные ряды стояли отдельно. Хлебная торговля велась в основном на берегу Москвы-реки. На мосту, перекинутом через ров от Спасских ворот Кремля, торговали книгами и рукописями. Торговали и в других районах, например на площадях у ворот Белого и Земляного города, но там торг был гораздо менее оживлённым. В своей повседневной деятельности крупные и мелкие московские купцы, случалось, и конфликтовали. Так, например, в конце 20-х гг. XVIII века группа "купцов-компанейщиков" получили в откуп всю водочную торговлю в Москве. Заплатив в казну за откуп большие деньги, они чрезвычайно подняли цены на водку в городе. Увидев это, часть недовольных московских мелких торговцев стала покупать и привозить водку из пригородов, продавая ее по более низкой цене. "Компанейщики" не стали мириться с этим и возвели в 1731 году вокруг всех значительно населенных окраин города невысокий земляной вал со стеной из вбитых в землю деревянных столбов. На главных же дорогах поставили заставы, где все возы осматривали, проверяя, не ввозится ли в город водка. Однако такой частокол оказался для мелких торговцев не помехой. Скоро в нем образовалось множество лазеек, а затем его и вовсе растащили на дрова. И опять дешевое вино стало продаваться в Москве в большом количестве.

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений.

Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать. А потому, в конце XVIII века императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект нового Гостиного двора в пределах улиц Ильинки и Варварки, так как старый Гостиный двор, который к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Тамга — с ХIII века в Русском государстве пошлина, взимавшаяся за провоз товара, на который накладывалось специальное клеймо — тамга.

Материал написан на основе монографий, статей, документов и материалов, представленных в разделе «Библиография».

Каждый век русской истории имеет свое неповторимое лицо и XVII век не является исключением. Начало этого столетия ознаменовалось тяжелейшими испытаниями российской государственности, вошедшими в историю под названием Смутное время. Пресечение династии Рюриковичей, пагубные последствия внутренней и внешней политики Ивана Грозного, активное вмешательство во внутреннюю жизнь страны ее соседей - Речи Посполитой и Швеции, которые пытались возвести на российский престол своих ставленников, резкое сокращение численности населения и запустение хозяйства страны, упадок внутренней и внешней торговли – таковы основные проявления и последствия «лихолетья». Было сильно подорвано благосостояние русских предпринимателей, а численность верхушки купечества – гостей, гостиной и суконной сотен – за эти годы сократилась почти в два раза. Несмотря на это купцы неоднократно ссужали власти деньгами, так к богатым промышленникам Строгановым обращался за помощью еще Василий Шуйский. Знаменитый нижегородский купец и земский староста Кузьма Минич Минин призвал горожан собрать средства для подготовки нового народного ополчения для освобождения Москвы от поляков и сам первым отдал почти все свои сбережения. Он стал одним из организаторов Второго народного ополчения, в котором заведовал казной и хозяйственным обеспечением войска. Кроме добровольных пожертвований на создание войска, Кузьма Минин наладил сбор «пятой деньги», то есть пятой, а иногда и третьей части всего имущества. Он вошел в состав созданного правительства – «Совета всея земли», управлявшего страной до избрания нового царя, проявил храбрость в освобождении Москвы от польских интервентов в октябре 1612 года, за что новым царем Михаилом Федоровичем Романовым был пожалован чином думного дворянина, вотчинами и стал членом Боярской Думы. Активным участником в организации Второго ополчения был и ярославский купец Надея Светешников, подпись которого имеется на посланиях князя Дмитрия Пожарского с призывом к борьбе против интервентов. После окончания Смутного времени царь Михаил Федорович пожаловал купца Надею Светешникова за его помощь в освобождении страны высшим купеческим званием «гостя».

Таким образом, русское купечество сыграло очень важную роль в освобождении страны от интервентов, способствовало разрешению политического кризиса и восшествию на престол первого царя из новой династии Романовых – Михаила Федоровича. Помимо урегулирования отношений с Речью Посполитой и Швецией, новому царю предстояло наладить новую систему управления государством и восстановить хозяйство страны. Для выхода из экономического кризиса Михаил Федорович Романов вновь обращается к русскому купечеству. В царской грамоте, адресованной все тем же Строгановым, царь просит дать взаймы денег, хлеба, рыбы, соли и других товаров. Промышленники не отказали и сначала дали властям 3000 рублей, а впоследствии не раз выделяли и более крупные суммы. Кроме добровольных пожертвований купечества, к которым его всячески призывали власти, на его же плечи в первые годы после Смуты легло и главное налоговое бремя. Так как население было не способно выплатить налоги за прежние годы лихолетья, по решению Земского собора были введены чрезвычайные налоги, в частности – «пятина», то есть пятая часть всего имущества, которая в первые два года существования распространялась только на торговых людей, а потом стала обязательным налогом для всего населения. Пополнению государственной казны способствовали не только собираемые налоги, но и постепенно возобновляющиеся торговые связи. Государство в XVII веке само активно вело и руководило торговлей, выступая в качестве предпринимателя. Продажа многих товаров была исключительной монополией государства. При Михаиле Федоровиче только двор имел право торговать хлебом, шелком, медью, икрой и ревенем. Кроме этого, продавались все излишки дворцового хозяйства: масло, холсты, орехи, овощи, фрукты. Вопросам торговли уделяется много внимания и во время дипломатических переговоров с различными странами. В 20-30-х годах XVII века в Европе были неурожаи, и закупка хлеба в России становится для многих государств жизненно важной мерой. От имени двора за границей торговые операции осуществляли именитые гости, а внутри страны - купцы гостиной сотни. За оказанные услуги купцы получали от царя жалованные грамоты, освобождавшие их от налогов и различных повинностей.


Привлекало правительство представителей торгового люда и при принятии политических решений, созывая совещания с участием купцов для решения насущных хозяйственных и финансовых проблем. Таких богатейших людей России, принадлежавших к верхушке торгового мира, как Босовы, Кирилловы, Никитниковы, Панкратьевы, Светешниковы, Филатьевы, Шорины и других, знали не только в деловых кругах страны. К их мнению прислушивались русские цари, главы правительства и Боярская дума. Многие купцы становились депутатами от посадов на Земских соборах, которые в первые годы после окончания Смуты играли исключительно важную роль в развитии страны.


Новое столетие для русского государства было связано с тяжелыми испытаниями, связанными с неурожаями, крестьянскими восстаниями, польской и шведской агрессией. В истории название периода с 1598 по 1613 гг. закрепилось как Смутное время. Благодаря мужеству и патриотизму простого народа удалось изгнать чужеземцев и вернуть мир в страну. Но еще долгие годы пустовали заброшенные поля, а на дорогах "пошаливали" шайки разбойников, грабившие не только торговый люд, но и всякого проезжего. Воцарившись в 1613г. на русском престоле, Михаил Федорович Романов высказывал упреки торговым людям за то, что они не оказывали в трудную годину должной помощи народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского. Нередко приходилось принудительно взыскивать средства с купечества. В первые годы правления Михаила Романова для пополнения государственной казны производился сбор чрезвычайных налогов с торгово-промышленного населения страны.

Однако неудачная Смоленская война 1632-1634 гг. болезненно отразилась на начавшей возрождаться экономике страны. Провал соляной реформы 1646г. с возвратом в последующем налогов за 3 года привели к разорению малоимущих слоев и росту недовольства. После кратковременного затишья в 1654-1667 гг. началась долгая и изнурительная война с Речью Посполитой. Медный бунт, вызванный заменой чеканки серебряных денег медными, был жестоко подавлен. Однако дальнейшие преобразования типа церковной реформы патриарха Никона и последовавший за ним раскол еще больше накалили социальные противоречия. Завершением "бунташного века" стала крестьянская война под руководством Степана Разина - яркое проявление недовольства усилившимся закрепощением крестьянства.

Купечество к середине XVII в.

В 1649 г. элита делового мира России состояла из 13 гостей, 158 человек гостиной и 116 человек суконной сотен. Гости, помимо своего богатства (их капиталы составляли от 20 до 100 тыс. руб.), сохраняли права на заграничную торговлю, приобретение вотчин и подсудность непосредственно царю. Торговые люди, вступавшие в сотни, освобождались от посадского тягла и исключались из юрисдикции местных властей. Однако раз в 2-6 лет (в зависимости от количества членов сотен) они, как и гости, были обязаны выполнять правительственные поручения: в таможенной и налоговой службах, покупке товаров для казны, управлении государственными промысловыми предприятиями и т.д. К концу царствования Алексея Михайловича численность гостей составила 30, а людей гостиной и суконной сотен - 200 человек в каждой. Черная сотня составляла низший слой купечества. На одинаковом положении с черной сотней находились посадские люди - мелкие городские торговцы.

Особое положение занимали слободские люди. Так назывались мелочные торговцы и ремесленники, жившие за стенами города белыми слободами, объединяясь в отдельные корпорации по профессиональному признаку. Первоначально они принадлежали монастырям и не облагались государственными налогами и тяглом. Соответственно жизнь в белых слободах была легче, и слобожане составляли серьезную конкуренцию посадским, вызывая возмущение последних. На основании Соборного уложения 1649г. белые слободы были ликвидированы путем конфискации их у церкви и передачи городам, а жители белых слобод и посадов были уравнены в правах.

Посадские люди и слобожане в отличие от "крестьян" именовались "людьми" и занимали более высокое социальное положение. Соборное уложение 1649г. содержало главу (XIX), регламентировавшую положение посадских людей. Согласно Уложению, посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду. Все его жители включались в посадское тягло, т.е. были обязаны платить подати и исполнять повинности, но получали право торговли и ведения промыслов, чем больше не могло заниматься крестьянство. Посадское население прикреплялось к посадам, но зато избавлялось от конкуренции со стороны крестьян, "служилых и духовных", которые традиционно занимались торговлей и промыслами. Теперь право на такую деятельность можно было получить, лишь вступив в посадскую общину. Так правительство одновременно решило фискальные проблемы и проблемы конкуренции.

Посадские люди активно торговали. В Москве в 1701г. на каждые 2-3 двора приходилось 1 торговое место. К концу XVI в. в Туле торговцы составляли 44% всех жителей, а вместе с ремесленниками - 70%. Значительная часть посадских людей не имела помещений и торговала вразнос. Они назывались ходебщиками и охватывали мелочной торговлей окрестные села. Широко была распространена и торговля с лотков (шалаши). Крупное торговое дело предполагало участие в нем большого числа доверенных лиц, которые исполняли бы поручения купца. Российская деловая практика ХVII в. выработала разнообразные типы таких помощников. В больших купеческих родах ими становились в первую очередь младшие члены семьи - сыновья, младшие братья, внуки, которые по поручению главы дома разъезжали с "торгом" по городам России. Купеческая молодежь в этих поездках приучалась к торговому делу и тем самым готовилась к будущей самостоятельной деятельности. Постепенно из нее выходили инициативные предприниматели. Так, будущий гость и строитель устюжских храмов Афанасий Федотов прошел первоначальную школу торгового мастерства под руководством старшего брата Василия, посылавшего его в Сибирь "в приказчика место". Порой внутри купеческих родов на почве крайне сложных и запутанных родственных отношений шла незаметная со стороны борьба между "стариками" и "младшими" за самостоятельное участие в общем деле и капитале.

Подобные отношения имели место и в семье знаменитых сольвычегодцев Строгановых. В 1617г. Максим Строганов привез из Вологды своего внука - Ивана Ямского. В течение 9 лет Иван обучался тонкостям коммерции. Дед посылал внука "в сибирские города с деньгами и товаром", внук же приобретал для него "покупку всякую". После смерти в 1624г. старика Строганова Иван продолжал жить у его вдовы и сыновей, то есть своих дядьев, по-прежнему разъезжая с торгами или сидя в лавке у Соли Вычегодской. Однако в 1626г., воспользовавшись отъездом своих родственников, Иван купил собственный двор и перебрался туда вместе с доверенными ему товарами, торгуя с тех пор уже от своего имени. Только после долгой тяжбы вдова Строганова добилась указа о выимке у Ивана Ямского присвоенных им денег и товаров.

"Агенты" купцов

Приказчики

Силами одной семьи было трудно поставить крупное торговое предприятие. Приходилось прибегать к посторонней помощи, в том числе к найму приказчиков. Ими могли быть и торговые люди, сами ведшие самостоятельные большие дела, но предпочитавшие на время, по тем или иным причинам, торговать от имени более состоятельного купца. Василий Федотов, впоследствии один из крупнейших московских гостей, после разорения в 1626г. его деревни разбойниками был вынужден наняться в приказчики к богатому москвичу Афанасию Левашову.

В понятие "приказчик" вкладывалось далеко не всегда одинаковое юридическое содержание.

Известны, по крайней мере, три типа приказчика.

Первый тип - это наемное лицо, которое предприниматель приглашает за определенное годовое жалованье (обычно до 30 руб.) для исполнения определенного торгового поручения. Иногда приказчик нанимался на тот или иной срок и жил "в наймах урочные годы", иногда срок не устанавливался вообще.

Второй тип - приказчик, который брал на себя ведение хозяйственных дел "из прибыли", причем общепринятой нормой было разделение прибыли между хозяином и приказчиком пополам; это называлось брать товары "исполу". Приказчик обязывался вернуть капитал - "истину", как говорили в ХVII в., а затем "разделаться в правду", то есть половину прибыли отдать хозяину, а другую половину взять себе.

Третий тип приказчика - компаньон и участник в торговом предприятии. Обе стороны - хозяин и приказчик - складывали свои капиталы; по окончании операций каждый получал обратно свою часть капитала, а прибыль делилась пополам. В этом случае предполагалось, что предприниматель, например торговец гостиной сотни, кроме большого капитала, предоставлял своему компаньону и ряд выгод, вытекающих из привилегированного его положения. Приказчик, следовательно, пользовался всеми правами, какими обладал его хозяин, действовал от его имени, имел в своих руках выданную ему царскую грамоту. В свою очередь приказчик бесплатно предлагал собственный труд. Обе стороны, таким образом, были в выигрыше.

Возможные злоупотребления приказчика предупреждались обязательством последнего не чинить "никакой хитрости над порученным ему животом (то есть капиталами и имуществом): пьяного питья не пить и зернью не играть и… за женками не ходить и никаким воровством не воровать".

Сидельцы

Рядом с приказчиками свое собственное место занимали сидельцы. Если приказчик - вольный человек, сам нередко ведущий торговлю, то сиделец, напротив, находился временно в личной зависимости от хозяина. Это - "работный человек", который на известный срок поступал во двор к хозяину и давал на себя обычного типа жилую запись (об обязательствах в отношении купца). Чаще всего ему приходилось быть в роли "лавочного сидельца", исполняя конкретные виды работ в торговом заведении.

Разносчики

Ниже его стояли разносчики, по существу мало чем отличавшиеся от него. Они тоже жили у купца с "поручной записью" на "урочные годы", и вся разница заключалась в том, что они торговали "в разноску", а не в лавке и, разумеется, в очень небольших размерах.

Самым низким разрядом агентов, исполнявших поручения купца, были "люди" - работники, попавшие к предпринимателю не по договору, а в силу личной зависимости от него. Порой дворовые люди покупались у донских казаков, которые из своих набегов возвращались с большим количеством "живого товара". Для торговых целей предпочитали приобретать мальчиков: их крестили и обучали русской грамоте. Многие из мальчиков, выросших и воспитанных в хозяйском доме, делались доверенными лицами, занимали положение скорее полноправных приказчиков, чем холопов, а юридическая зависимость, связывавшая их с предпринимателем, скорее скрепляла, чем нарушала взаимное доверие и привязанность.

Деловые отношения

Основой правового обеспечения деловых отношений в XVII в. оставался "правеж". Неисправного должника выводили ежедневно на площадь перед приказом и били прутьями. Подобное "выколачивание" долга не могло длиться более месяца, после чего (при неуплате долга) должник поступал в распоряжение истца. Уложение 1649г. устанавливало определенную норму отработки долга: год работы мужчины оценивался в 5 руб., женщины - 2 руб.50 коп., а ребенка - в 2 руб. Кроме того, была широко распространена и такая форма погашения долга, как отдача "в зажив". В этом случае устанавливалась личная зависимость должника от купца.

До ХVII в. рост по ссудам считался нормальным явлением в деловых отношениях. Но царский указ 1626 года разрешал взимать проценты только на протяжении пяти лет, пока процентные платежи не составят полученную ссуду. Таким образом, имелась в виду ссуда из 20%. Уложение же 1649 года и вовсе запретило процентные ссуды. Этот запрет, призванный покончить с ростовщическими операциями, не имел на практике "серьезного успеха". Активное развитие отечественной торговли обусловило поворот правительства к политике меркантилизма.

В 1649г. были отменены торговые привилегии английских купцов, дарованные ранее Иваном Грозным. Формальным основанием для этого стало известие, что англичане "государя своего Карлоса короля убили до смерти".

25 октября 1653г. был обнародован Торговый устав. Главное его значение состояло в том, что он вместо множества торговых пошлин (мостовой, полозовой и т.п.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Устав также повышал размер пошлины с иностранных купцов - вместо 5% они платили 6, а при отправлении товаров внутрь страны дополнительно еще 2%. Ярко выраженный протекционистский характер имел Новоторговый устав, принятый в 1667г. Он резко ограничивал торговую деятельность иностранцев в России. Например, при ввозе товаров в русский порт ими должна была выплачиваться пошлина в 6% цены товара. Если же они везли товар в Москву или другие города, то платили добавочную пошлину в 10%, а при продаже товара на месте еще 6%. Таким образом, пошлины достигали 22% цены товара, не считая расходов по его перевозке. Кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю.

Новоторговый устав последовательно ограждал русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин. Автором этого устава был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Выходец из захудалого дворянского рода, он стал любимцем царя Алексея Михайловича и одним из виднейших государственных деятелей ХVII в. Нащокин ратовал за всемерное развитие внутренней торговли, освобождение купечества от мелочной опеки властей, за выдачу льготных ссуд торговым товариществам, чтобы они могли противостоять конкуренции со стороны богатых иностранцев. Им предпринимались шаги по налаживанию торговых связей с Персией и Средней Азией, он снаряжал посольство в Индию, мечтал о колонизации казаками Приамурского края. Будучи посажен в 1665г. воеводой в Псков, Нащокин создает выборное купеческое самоуправление из 15 человек для суда по торговым делам; устроенная "выборная изба" выдавала также ссуды малоимущим торговцам. Тогда же он предложил устраивать в Пскове ежегодно две ярмарки, во время которых жители могли бы беспошлинно торговать с иностранцами. Ряд своих идей Нащокин, став боярином и фактическим главой правительства, сумел провести в жизнь.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жизнь крестьян и купцов в Сибири в XVII - XVIII веках. Котова Наталия Аркадьевна. Учитель истории и обществознания МБОУ Холмогорская СОШ

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке. Традиционно колонизацию Сибири классифицируют по двум направлениям: на правительственную и вольнонародную. Цель переселенческой политики правительства заключалась в обеспечении служилого население хлебным довольствием за счет использования природных ресурсов присоединенных территории. В XVIII веке планировалось создание в Сибири земледельческого района, который не только обеспечивал нужды края, но и покрывал возрастающие потребности центра в хлебе. Желающим переселиться в Сибирь «на государеву пашню» давались льготы на два, на три года и больше, подмога и ссуда разных размеров. Земледельцы Сибири в XVII веке были пашенные и оброчные крестьяне. На первых порах крестьянам, направляемым в Сибирь, еще на старом месте оказывалась помощь. Правительство заботилось о том, чтобы крестьяне переселялись в Сибирь с полным хозяйством.

4 слайд

Описание слайда:

Пришлое население немало позаимствовало у туземцев из орудий охоты и рыболовства, а туземцы в свою очередь стали широко использовать орудия земледельческого труда. Заимствования с той и другой стороны в разной степени проявились в сооружаемых жилищах, в хозяйственных постройках, в предметах быта и одеж­де. Например, в низовьях Иртыша и Оби русские жители заимст­вовали у ненцев и хантов малицы, парки, обувь из оленьего меха и многое другое. Якуты охотно одалживали казакам свои каяки.

5 слайд

Описание слайда:

Свою специфику имели по­стройки в Западной и Восточной Сибири, в северных и южных районах. На окраинах Сибири, на Дальнем Востоке и особенно в низовьях Колымы, временные жилища русских на заимках мало чем отличались от хижин аборигенов. В первые годы в лесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов, крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастного типа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепных районах составляли 19 - 65 %.

6 слайд

Описание слайда:

Приписные крестьяне предпочитали вариант "изба - сени - клеть". Местная администрация способствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколько жилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало - до 3 %. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующие крестьяне, сельские священники и мещане.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Русские служилые люди, проживавшие в укрепленных городках Западной Сибири, предприимчивые купцы-промышленники по своей инициативе проникали в новые земли. Следом за ними часто шли военные отряды. На берегах рек возникали новые небольшие укрепления - острожки, из которых потом выросли города Восточной Сибири - Енисейск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Нерчинск и другие. Служилые люди и купцы-промышленники собирали здесь дань (ясак) для русского царя, захватывали богатую добычу для себя, брали в заложники местных старейшин и князьков, присоединяли к Российскому государству новые земли.

11 слайд

Описание слайда:

В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Сначала торговцев из числа горожан называли посадскими, только в 1730-х гг. стало применяться слово «купец», получившее распространение в 1740–1760-е гг.

12 слайд

Описание слайда:

Женская одежда в купеческой среде отличалась большим разнообразием. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника, парчовая или шелковая. Широко распространенным украшением был жемчуг. Купчихи носили жемчужные нити на шее, жемчужные серьги. Зимой носили салопы, шубы и шубки на заячьем, лисьем, куньем мехах. Женские шубы были очень разнообразны, они отличались покроем и могли быть крыты сукном, штофом, нанкой, плисом, бархатом.

13 слайд

Описание слайда:

Русские купцы занимались торговлей. Они нанимали караваны, и перевозили свои товары из одного города в другой. Иногда враждебные купцы набегали на караваны своих недругов, и грабили их. Но зато они жили лучше крестьян, одевались они в лучших лавках города. Купцы носили богато украшенные камзолы, которые шились из тафта, парчи, атласа. Украшены они были позолотой и сфинктерами(большими золотыми пуговицами.

14 слайд

Описание слайда:

Жилище купцов. Здание было: выходящее на улицу узкий фасад, сам дом вытянут в глубь участка, во дворе расположены надворные пост­ройки (конюшни, хлев, пивоварня) и помещения для прислуги. Первое помещение в доме купца - просторное фойе с небольшой кухней, за которым находятся жилые помещения. Товары складировались в подвале и на верхних этажах.