Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст. Возраст развития. Возрастные свойства

Возраст - одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это - чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Эволюционно-генетические ряды развития при рассмотрении развития человека могут быть представлены, прежде всего, биологическими, психологическими и социальными изменениями. В соответствии с этим выделяются условный биологический, условный психологический и условный социальный возраст человека.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.


Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в жизни среднестатистического человека, а также изменения, характеризующие его личностное развитие (принятие социальных норм и ценностей, задач развития соответствующего возрастного этапа и т.п.). Следовательно, это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают - то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее из­мерение. Но существует еще и субъективно-переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно, его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту (Сапогова, с. 34).

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст - возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Условный возраст (возраст развития) - определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.

Хронологический возраст - возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст - определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст - определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст - определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст - переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t - отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых - Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.

Методы определения абсолютного (выраженного в годах) возраста отложений земли и расположенных в них археологических находок. Основаны на свойстве химических элементов и их соединений распадаться на изотопы и молекулы с течением времени. В археологии чаще всего применяется калий-аргоновый и радиоуглеродный метод. Помимо химических существуют и другие методы (см. варвохронология, дендрохронология, лихенометрия). Самые древние остатки человеческой культуры, датированные радиометрически, имеют А.В. в 2,6 млн. лет (Кооби Фора, Хадар).


Смотреть значение Абсолютный Возраст в других словарях

Абсолютный — безотносительный
безусловный
Словарь синонимов

Возраст — года (годы)
лета
Словарь синонимов

Абсолютный — лат. отрешенный; о предметах духовных, невещественных безграничный, безусловный, безотносительный, непременный, несравниваемый, самостоятельный, отдельный и полный,........
Толковый словарь Даля

Абсолютный — абсолютная, абсолютное; (кратк. муж. не употр.) абсолютна, абсолютно (латин. absolutus). 1. Безотносительный, взятый сам по себе, вне сравнения с чем-н.; не зависящий от местных........
Толковый словарь Ушакова

Возраст — возраста, м. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек........
Толковый словарь Ушакова

Возраст — Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний,........
Словарь эпитетов

Абсолютный Прил. — 1. Существующий, рассматриваемый, оцениваемый вне связи, зависимости от чего-л. 2. Достигший высшего предела; полный, совершенный.
Толковый словарь Ефремовой

Возраст М. — 1. Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л. 2. Период в развитии человека, животного, растения. // Зрелый период в развитии человека, животного, растения.
Толковый словарь Ефремовой

Абсолютный — -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Безотносительный, взятый вне связи, вне сравнения с чем-л.; безусловный (противоп.: относи́тельный). А. прирост населения. А-ая величина действительного........
Толковый словарь Кузнецова

Возраст — -а; м.
1. Количество прожитых лет; период в жизни человека, животного. Детский, юношеский, преклонный в. Переходный в. (возраст между детством и юностью). Бальзаковский........
Толковый словарь Кузнецова

Абсолютный Приоритет — Правило в процедуре банкротства, согласно которому
задолженность, прежде всего, полностью выплачивается крупнейшим кредиторам, и только затем менее значительные........
Экономический словарь

Абсолютный Титул Собственности — ABSOLUTE TITLEБезоговорочное
владение личной
собственностью или
владение недвижимостью в соответствии с абсолютным
правом собственности. Такой
ТИТУЛ........
Экономический словарь

Возраст — период времени от
момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. выступает одним из главных элементов оценки
риска.........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию
возраст, по достижении которого участник пенсионной схемы имеет
право на получение пенсионных выплат.
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Обычный — В практике обеспечения льгот для служащих:
возраст, указанный в схеме пенсионного страхования как самый ранний возраст, по достижении которого
служащий может........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Поздний — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст, указанный в схеме пенсионного страхования, который превышает обычно принятый возраст выхода на пенсию. В США по........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Ранний — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст более ранний, чем обычный возраст выхода на пенсию, который указан в схеме пенсионного обеспечения и по достижении........
Экономический словарь

Возраст Дерева — - число лет, прошедших с
момента начала жизненного
цикла дерева, определяемое по числу годичных колец на поперечном срезе ствола (пне) или на
корне, взятом возрастным буравом.
Экономический словарь

Возраст Древостоя — - один из основных таксационных показателей, характеризующих
древостой. Число лет, прошедших с
момента появления древесных растений, образовавших данный древостой.........
Экономический словарь

Возраст Оборудования — - одна из характеристик физического и морального
износа оборудования, определяемая по данным года
выпуска или установки машины. Различают В.о. технический (с........
Экономический словарь

Возраст Основных Фондов — - промежуток времени между датой
ввода в
действие и датой наблюдения. Для характеристики
возраста основных фондов используются также их группировки, например........
Экономический словарь

Возраст Рабочий — См.
Возраст трудоспособный
Экономический словарь

Возраст Рубки Главного Пользования — - возраст спелых древостоев, устанавливаемый для назначения их в рубку главного пользования в соответствии с целевым назначением лесов.
Экономический словарь

Возраст Страхователя — основной
фактор при определении величины
риска заболевания и необходимости медицинского обслуживания.
Экономический словарь

Возраст Трудоспособный — законодательно определенные в РФ
категории населения, находящиеся в
возрасте 16-59 лет для мужчин и 16-54 лет для женщин.
Экономический словарь

Возраст Хронологический (chronological Age, Actual Age) — возраст
предмета, измеряемый по стандартному календарю.
Экономический словарь

Возраст Эффективный (effective Age) — возраст
предмета, определяемый его физическим состоянием и
полезностью, в сравнении со сроком полезной жизни - в противоположность хронологическому возрасту.
Экономический словарь

Возраст, Достигнутый — В страховании жизни
возраст, достигнутый страхователем к определённой дате. В страховании здоровья действительный возраст застрахованного лица или его возраст........
Экономический словарь

Возраст, Трудоспособный — - один из элементов условной градации
возраста человека в зависимости от его участия в производстве. В РФ в группу населения, находящегося в Т.в., входят мужчины 16-59........
Экономический словарь

Достигнутый Возраст — Возраст, по достижении которого человек обретает
право на получение определенных
бенефиций. Например, кто-то может иметь право на получение доходов от
траста........
Экономический словарь

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический возраст человека, а основной задачей в связи с этим выступает поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения, т. е. построение периодизации психического развития.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос заключается в том, что обусловливает качественное своеобразие. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько методологически удачно, что в предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные периодизации.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С. Холла , созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П. Блонского , построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития 3. Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже , в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1) предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали. С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э. Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон выделил 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С. Выготский предложил также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые, – новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, определяющее процесс развития в целом и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; в то же время достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, называется ведущим. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:

– этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

– этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б. Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является разработка подробной, научно обоснованной периодизации психического развития взрослого человека.


| |

Cтраница 1


Абсолютный возраст - время, прошедшее с начала формирования почвы до настоящего времени. Он колеблется от нескольких лет до миллионов лет. Абсолютный возраст почв значительной территории нашей страны исчисляется тысячелетиями и десятками тысяч лет.  

Абсолютный возраст почв Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири, Северной Америки и Западной Европы, определенный радиоуглеродным методом, от нескольких сотен до нескольких тысяч лет. Наконец, важным фактором почвообразования, особенно в последнее время, является хозяйственная деятельность человека, которая более подробно анализируется ниже.  

Схематическая карта битуминозности осадков западной части Берингова моря.  

Определение абсолютного возраста указанной наиболее длинной колонки показало, что максимальный возраст ее составляет 83 тыс. лет. Скорость накопления осадков составляет примерно 20 см за 1 тыс. лет. Скорость накопления осадков для колонок, взятых с анадырского шельфа, оказалась значительно больше - 1 5 - 2 ж за 1 тыс. лет.  

Схематическая карта битуминозности осадкой западной части Берингова моря.  

Определение абсолютного возраста указанной наиболее длинной колонки показало, что максимальный возраст ее составляет 83 тыс. лет. Скорость накопления осадков составляет примерно 20 см за 1 тыс. лет. Скорость накопления осадков для колонок, взятых с анадырского шельфа, оказалась значительно больше - 1 5 - 2 м за 1 тыс. лет.  

Определение абсолютного возраста представляет большой интерес для изучения истории Земли, однако методы этой группы еще далеки до совершенства и имеют ограниченное применение. Поэтому современная геология для решения своих задач пользуется пока главным образом определениями относительного возраста горных пород. Относительное летоисчисление лежит в основе всех геологических наук, в том числе и современной исторической геологии.  

Лабораторией абсолютного возраста Горно-геологического института (М. А. Гаррис и др.) проведены большие работы по изучению геохимии изотопов К и Аг в магматических, осадочных, метаморфических и метасоматических образованиях Южного Урала. Получены интересные данные о закономерностях распределения изотопов К и Аг в различных по составу и возрасту геологических образованиях. В результате проведенных исследований были уточнены и исправлены некоторые геологические представления и составлена геохронологическая шкала Урала, на которой были датированы в абсолютном исчислении магматические, осадочные, метаморфические образования и рудные формации.  

Характеристика распада изотопов.  

Определение абсолютного возраста горных пород также основано на использовании некоторых, достаточно продолжительных процессов радиоактивного распада. Как известно, радиоактивность состоит в самопроизвольном распаде ядер неустойчивых изотопов и переходе их в устойчивые изотопы или новые элементы. Процесс распада сопровождается выделением а - и Р - ЧЗСТИЦ и энергии в виде гаммаизлучения и протекает со скоростью, строго постоянной для каждого радиоактивного изотопа. Таким образом, распад ядер исходного (материнского) элемента сопровождается образованием ядер стабильного (дочернего) изотопа. Можно видеть, что изотопы урана существенно различаются не только продуктами распада, но и его скоростью.  

Определение абсолютного возраста горных пород проводят путем изучения природной радиоактивности минералов. Поэтому, зная период полураспада, по количеству образовавшихся новых и оставшихся в породах радиоактивных элементов вычисляют возраст горной породы. На основании таких расчетов определены длительность эр, периодов, эпох и веков, а также возраст земной коры в целом.  

Типичные данные по содержанию стронция в породах.  

Для установления абсолютного возраста рубидий-стронциевым методом необходимы точные данные о концентрации стронция в некоторых силикатных минералах. Рубидий-стронциевый метод основан на накоплении 87Sr в течение геологической эпохи за счет распада радиоактивного 87Rb и требует точного знания не только общего содержания стронция, но также и общего содержания рубидия и изотопного состава стронция.  

Для установления абсолютного возраста метилфиолетовых чернил предложено пользоваться рядом реактивов различной концентрации, под действием которых происходит различное изменение цвета штрихов в зависимости от их возраста. Эта методика, как указано, практического применения не получила.  

В настоящее время абсолютный возраст земной коры оценивается геологами в пределах 3 0 - 3 5 млрд. лет. Столь значительное расхождение объясняется тем, что пока нет еще единого мнения по этому вопросу. Следует думать, что интенсивные исследования земных недр, океанического дна и естественных спутников нашей планеты, в частности Луны, помогут в ближайшее время в значительной степени уточнить эти данные. В таблице в схематическом виде приведена современная геохронологическая шкала. В породах этого возраста почти не встречено никаких растительных и животных остатков. В породах встречаются окаменелости беспозвоночных животных. Это эра зарождения жизни на нашей планете, она характеризуется интенсивными тектоническими движениями, о чем геологи судят, изучая толщи горных пород. К этому времени приурочена и интенсивная вулканическая деятельность.