Песочная терапия с детьми в условиях инклюзивного образования. Темы для юкоз

Согласно современным требованиям к организации образования в нашей стране все больше внимания уделяется инклюзивному образованию. Наше учреждение не является исключением и образование получают дети с ОВЗ наравне со всеми. В ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности для детей, имеющих речевые нарушения. Кроме того, есть ребенок с тяжелым дефектом (ДЦП), имеющий заключение ПМПК, который зачислен в группу комбинированной направленности. Для ребенка разработана адаптированная образовательная программа, согласно которой осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Адаптированная образовательная программа является обязательным средством индивидуального сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, необходимым условием оказания «ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов», так как учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности детей, её реализация обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития и полноценную социальную адаптацию детей с ОВЗ. В нашем ДОУ осуществляется комплексный подход, согласно АОП с ребенком работает учитель-логопед, педагоги группы, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, руководитель изо-студии и, конечно, педагог-психолог. Разработана программа индивидуального сопровождения по каждому направлению.

При организации работы в рамках психологического сопровождения мною учитываются индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ. Большое внимание уделяю используемым технологиям, среди которых песочная терапия и сказкотерапия. Более подробно остановлюсь именно на песочной терапии, которая в настоящее время получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.

У детей активно развивается мелкая моторика, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей.

Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице.

В работе с ребенком с ОВЗ использую кинетический песок. Это неотъемлемый элемент коррекционной работы, который вызывает особый интерес у ребёнка и обеспечивает осуществление индивидуального подхода к его особенностям. Мой кабинет оснащен специальной психологической песочницей, которая соответствует всем требованиям. Предлагаю некоторые упражнения, которые использую в работе с ребенком с ОВЗ.

«Чувствительные ладошки»(Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Можно также предложить ребенку:

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Марина Шенгелая
Песочная терапия в коррекции развития детей с ОВЗ

Актуальность проблемы

Еще в древние времена люди проявляли интерес к этому материалу. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами, "заземляет" отрицательную энергию.

Песок , по мнению психотерапевтов , - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения.

Форма и размер

Песочницы могут быть нескольких видов. Традиционные параметры - 50см (ширина) * 70 см (длина) * 8 см (глубина) . Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия. Хотя можно использовать песочницу квадратной и даже круглой формы (квадратная и круглая форма провоцирует стремление занять центр) . Если играть с подгруппой -идеальной окажется песочница побольше - 140 см * 100см * 8см.

Цвет бортов и дна

Можно добавить в увлекательные песочные занятия немного цветотерапии , то есть время от времени менять цвета бортов : черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна) .

Зеленый - цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

Желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

Красный - цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии

Основные предметы которые используем в песочной терапии :

люди - фигурки младенцев, детей , взрослых, представители разных профессий, сказочные персонажи;

Жилища и дома с мебелью : эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.

Домашняя утварь и продукты : горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.

Животные - рыбы (акула, дельфин, рыба-меч) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) . И обязательно парочку игрушечных динозавров;

Транспортные средства : эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки, воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты) .

Объекты среды обитания человека : заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.

растения - деревья, кустарники, цветы

объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ПОСТАВЛЕННЫХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗНЫЕ РОЛИ :

1. педагог становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие» , для наибольшего самораскрытия ребенка;

2. педагог становится ведущим песочной игры , в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т . п.)

Диагностическое обследование :

До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер , посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» он формирует свое представление о мире. С 3 лет работа в песочнице носит уже коррекционно- развивающий характер . Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых нарушений.

Игры с песком могут способствовать :

стабилизации эмоционального состояния

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук

развитию восприятия , внимания, памяти, графических навыков

расширению представлений об окружающем и развитию речи

формированию математических представлений : о форме, величине, количестве, пространстве

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильные ощущения мы получаем через кожу : "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое".

Кинестетические ощущения получаются во время движения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) ;- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера .

Можно выложить на песке из палочек фигуру, букву…

Песочницу можно использовать для нахождения определенной игрушки или буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек") .

Знакомство с песочницей (от 3 лет)

Цель - снижение психофизического напряжения.

Предложить ребенку"поздороваться" с песочком , сделать, что ему нравится : погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь : холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т. п.

Знакомство с мокрым песком

проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился , он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т. п.

Засыпание песка в емкости, пересыпание (от 3 лет)

Оборудование : 2 емкости с узким горлышком, воронка.

Ребенок насыпает песок в бутылку , при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

Песочный дождик (от 3 лет)

Цель - регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер . Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу , на другую ладонь, на ладонь другого человека.

Песочный ветер (от 3 лет)

Дыхательное упражнение.

Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля - таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее!

Вывод :

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты :

У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;- обучающиеся чувствуют себя более успешными;- на занятиях нет места монотонности и скуке;

Целенаправленная коррекционно -педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.

Идея разработки проекта была вызвана повышенным спросом родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Все эти дети не посещают детские дошкольные учреждения. Учитывая большие ежемесячные траты семьи на поддержание здоровья детей с особенностями развития, у родителей практически не остаётся средств для посещения платных занятий в коммерческих центрах. Однако, этим детям особенно необходимо общение со сверстниками и коррекция их психологического состояния. Работа студии песочной терапии направлена на создание условий для реабилитации, социализации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент песочная терапия является эффективным методом психологической работы с детьми всех групп здоровья, в основе которой лежит «игра ребенка в песок». Рисунок на песке - мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы. По мнению известного психолога Л.С.Выготского, «рисунок для ребенка является его речью». Когда дети рисуют на песке, они раскрывают свои душевные переживания, тревоги, страхи, чувства и другие эмоции. Во время занятий по песочной терапии развивается мелкая моторика, речь, образно-логическое мышление и эмоционально-познавательная сфера ребенка. Это способствует и подготовке детей к школе. Если коррекционная работа с ребенком не будет проведена вовремя, то имеющиеся отклонения в здоровье могут привести к возникновению нарушений письменной речи ребенка, мешая ему в полном объеме овладевать программными знаниями и умениями в школе. В рамках проекта предполагается проведение 3-х месячного курса занятий (2 раза в неделю) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводит психолог по специальной методике песочной арт-терапии. С целью определения эффективности занятий с каждым ребенком будет проводиться предварительная и итоговая диагностика. Помимо этого, будет организована работа с родителями этих детей: индивидуальные консультации, общие собрания и семинары. Общаясь между собой, родители смогут обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Итоговым мероприятием проекта является проведение фотовыставки детских рисунков на песке. В распоряжении организации имеется помещение, которое предполагается оснастить необходимым оборудованием для песочной терапии. Открытие студии песочной терапии - новое направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в зоне «шаговой» доступности. Ход реализации проекта будет отражен в социальных сетях и сайте организации. Результатом проекта будет реабилитация 21 ребенка с ОВЗ и создание условий для продолжения такой работы после завершения проекта. В городе появится доступная площадка, куда может бесплатно обратиться каждая мама, имеющая ребенка с особенностями развития и получить квалифицированную помощь специалиста.

Цели

  1. Создание и организация работы студии песочной терапии для реабилитации, социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обоснование социальной значимости

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В РФ менее 10% новорожденных являются практически здоровыми и относятся к 1 группе здоровья. В Ступинском районе аналогичная ситуация. Большое количество детей имеет расстройства здоровья разной степени выраженности. Из них: детей-инвалидов – 284 человека. У большинства имеются не просто ограниченные особенности развития, но и психологические проблемы и они не могут их решить самостоятельно. Несмотря на наличие в городе 7 учреждений дополнительного образования для детей дошкольного возраста, работа по методике песочной терапии проводится в одном бюджетном учреждении, где всего лишь 3 стола-песочницы. Этого явно недостаточно для города, где живут 7980 детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что детских садах воспитываются 6513 детей. Еще одной проблемой для семей с детьми с ОВЗ является отсутствие бесплатных занятий. Важно заметить, что в городе малообеспеченных семей насчитывается 1174, многодетных семей – 830 и 905 матерей воспитывают детей одни. Общественная организация работает в г.Ступино уже более 15 лет. За эти годы накоплен богатый опыт проведения занятий по всестороннему развитию детей и организации культурно-досуговой деятельности для всех членов семьи. В распоряжении организации имеется помещение на условия договора безвозмездного пользования. За годы работы сформировался дружный коллектив профессионалов. В силах общественной организации оказать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный опрос среди родителей Клуба Лиги матерей показал актуальность проведения занятий по песочной терапии для детей. Рисование на песке приближает детей к творческой деятельности, вдохновляет, погружает в сказку. Песок - лучшая среда, которая дает представление о внутреннем мире ребенка. Опытный специалист с легкостью сможет распознать в этих детских творениях психологическую проблему. Под руководством психолога песочная терапия является хорошим способом расслабления ребенка и снятия стресса, напряжения, страхов. Участие в реализации проекта поможет семьям создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья для ведения полноценной жизни. Реализация проекта позволит совершенствовать взаимодействие государственных и общественных структур по созданию благоприятного пространства для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.