Основные фонетические законы русского языка. Фонетические законы (звуковые законы). Орфоэпия и фонетический строй языка

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний

· Фонетический закон конца слова.

Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается , т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

· Ассимиляция согласных по звонкости и глухости.

Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму . Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

· Ассимиляция согласных по мягкости.

Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному . В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.;

2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка "ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

· Ассимиляция согласных по твердости.

Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным : слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

· Ассимиляция зубных перед шипящими.

Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ат"], [рΛ ат"] (сжать, разжать); [ ыт"], [рΛ ыт"] (сшить, расшить); [ "от], [рΛ "от] (счет, расчет); [рΛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [ аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [бие аръ], [бие аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня , а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по "] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие , : [Λ "от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

· Упрощение сочетаний согласных.

Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся . Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц : [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

· Сокращение групп одинаковых согласных.

При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло ы ] (колонна+н+ый); [Λде ки ] (Одесса+ск+ий).

3. Русское литературное произношение в его историческом развитии.

Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы , которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального. М.В. Ломоносов считал основой литературного произношения московское «наречие»:

«Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается...»

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв . В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.

С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась и в настоящее время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

Литературное произношение часто называют сценическим. Это название указывает на значение реалистического театра в выработке произношения. При описании произносительных норм вполне правомерным является обращение к произношению сцены.

В формировании литературного произношения исключительная роль принадлежит радиовещанию, телевидению и звуковому кино, которые служат мощным средством распространения литературного произношения и поддержания его единства.

Произносительная система современного литературного языка в своих основных и определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между первой и второй имеют частный характер. Возникшие в современном литературном произношении изменения и колебания касаются преимущественно произношения отдельных слов и групп их, а также отдельных грамматических форм. Так, например, произношение мягкого звука [с] в аффиксе -сь - -ся (мою[с"], мыл[с"ъ]) при старой норме (мою[с"] - мыл[с"ъ]) не вносит каких-либо изменений в систему согласных фонем современного русского языка. Укрепление нового произносительного варианта аффикса -сь - -ся (бою[с"]) в качестве современной орфоэпической нормы сближает произношение с написанием, чего не было при старом произносительном варианте (бою[с]), и потому вполне целесообразно.

Примером нового произносительного варианта, который вносит изменение в фонетическую систему языка, является произношение долгого твердого на месте долгого мягкого [ "]: наряду с [во "и], [дро "и] произносят воы, дроы. Укрепление нового произносительного варианта вносит изменение в фонетическую систему языка, освобождает ее от обособленного элемента [ "], органически не связанного с системой согласных в целом. Такая замена делает фонетическую систему современного русского языка более последовательной и цельной и служит примером ее совершенствования.

Приведенные примеры показывают, что новые произносительные варианты неравноправны. Если они улучшают произносительную систему, сообщают ей большую последовательность, то оказываются жизнеспособными и имеют основание для закрепления в качестве орфоэпической нормы. В противном случае вариант произношения постепенно отмирает.

Выделение в литературном языке стилей в области лексики и грамматики проявляется и в области произношения. Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль - это обычная речь, господствующая в бытовом общении, стилистически слабо окрашенная, нейтральная. Отсутствие в этом стиле установки на безупречное произношение ведет к появлению произносительных вариантов, например: [пpос"ут] и [прос"ът], [высокъй] и [высок"ий]. Книжный стиль находит выражение в разных формах публичной речи: в радиовещании и звуковом кино, в докладах и лекциях и т.д. В этом стиле требуется безукоризненное языковое оформление, строгое сохранение исторически сформировавшихся норм, устранение произносительных вариантов.

В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков.

4. Современные произносительные нормы.

Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов).

Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и частично в разных стилях. С хронологической точки зрения различие вариантов произношения может оцениваться как "младшая" и "старшая" нормы. Здесь просматривается следующая ситуация: новое произношение вытесняет старое, но может быть, что и то и другое произношение сосуществуют параллельно достаточно длительное время.

Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) - совокупность правил, которые в отличие от орфографии определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка.

Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). Таким образом, основные орфоэпические правила русского языка для удобства пользователя можно разделить на те, которые определяют произношение гласных звуков разных позициях в слове, а также при определении места ударения) и произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных граматических формах). Тенденцией в области орфоэпии является и фонетическая иноязычных слов (заимствований) - процесс постоянно то усиливающийся, то затухающий в зависимости от изменяющейся степени интенсивности самого процесса заимствования. Язык заимствующий всегда стремится подчинить заимствования своиморфоэпическим, орфографическим и грамматическим правилам и законам; считается, что от степени "подчинённости" иноязычного заимствования языковым нормам зависит его "освоенность" данным языком.

Произносительные нормы по тем или иным причинам могут начать "расшатываться": возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем - к возникновению и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта - [чн] и [шн] - правильны) в словах булочная, прачечная, пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.

Несоблюдение единых правил произношения (орфоэпических норм) может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению. Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека. Кроме того, единство произносительных норм поддерживается и правилами правописания орфографическими правилами), которые тем самым обеспечивают адекватное восприятие письменного текста.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.

П. Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом с начальным глухим + гласным +сонорным, + [j] и [в]: [праф он], [сат наш]. Сонорные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. (Регрессивная ассимиляция)

Звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; создает омофоны: [душкъ - душкъ]. Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному.

Согл. , парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес]; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (конце - кольце).

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т. п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед м. согл. следующего и перед частицей. (вот лес)

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т. п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т. д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 13. Основные фонетические законы современного русского языка.:

  1. 3. Основные этапы развития русского литературного языка. Конкуренция “старого” и “нового” в современной русской языковой норме. “Старое” и “новое” в современных русских словарях.
  2. 2. Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального и международного общения.
  3. 11. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Контаминация. Специфика толковых словарей русского языка.

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

(ОСНОВНЫХ законов я нашла много, хотя есть подозрения, что тут они ВСЕ. Меньше никак L. Но перед этим немного инфы с лекции)

Комбинаторные изменения – такие изменения звуков в потоке речи, которые происходят под воздействием артикуляции соседних или близких звуков.

Комбинаторные изменения:

Ассимиляция (артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков)

Диссимиляция (изменение звуков речи под воздействием артикуляции соседних или близких звуков в сторону их расхождения, расподобления в результате утра ты одним из них общих признаков и приобретения новых отличительных признаков)

Аккомодация (зменение звуков, при котором гласные изменяются под воздействием артикуляции согласных, а согласные - под воздействием артикуляции гласных)

А теперь законы(если это вообще они)

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [би э с-ж аръ], [би э с-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [би э да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и э на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония - (от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

44. Проблемы, задачи, содержание курса и основы языкознания.

Объектом лингвистики является естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и функционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира м. быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества.
Частное языкознание – изучает отд. язык или группу языков: русистика, славистика. Изучаетсяся внутреннее устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки. Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз единицы, уровни языка, особенности внутр. развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкоз-е может быть практическим, теоретическим, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и проч. Прикладное – отрасль занимается разработкой и приложениейм лингвистических данных к потребностям общества.

Т.о., общее языкознание изучает закономерности, характерные для всех языков. Общие закономерности – это чел. язык в целом, язык как соц. явление, как средство познания, язык в его связи с мышлением, язык как явление культуры, язык как системи знаков, язык как особая структура. Общее яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя и обычно синхроническая. В современном мире намечаются тенденции расширения объекта лингвистики. Всё больше внешних факторов входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ., 3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е занимается внутренним устройством языка, вместе с факторами, обусловливающими его функционирование и развитие.

Основные задачи курса : 1) установить объект лингвистики, границы, отделение от смежных наук. 2) проблема внутр. членения языка и внутр. связей, 3) особенности ф-ционир-я языка, его внешние связи, 4) проблема развития языка, 5) проблема знаковости языка и его место среди других знаковых систем, 6) проблема типологии языков мира, 7) проблема яз-х универсалий, 8) проблема методов, методик изуч-я языка.

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени. Эти изменения могут быть двух видов – комбинаторные и позиционные. Комбинаторные – это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки могут находиться в непосредственном соседстве друг с другом. Например: отдых [о´дых] под воздействием [д] изменяется соседний [т], в слове сшить [шыт´] звук [ш] оказывает воздействие на соседний [c].

Воздействовать друг на друга могут звуки, которые находятся на расстоянии друг от друга. Например, в просторечном произношении колидор происходит расподобление двух звуков [р], расположенных на расстоянии друг от друга.

Позиционные изменения – это изменения звуков, обусловленных их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Например, позицией в конце слова или под ударением.

К комбинаторным изменениям относятся: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, гаплология, фузия, метатеза. К позиционным относятся редукция гласных и оглушение согласных в конце слова.

Редукция гласных (от латинского reductio – сокращение, уменьшение) – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное сокращением длительности гласных и ослаблением напряженности. Различают качественную и количественную редукции. Количественная редукция – это уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью. Количественной редукции подвергается [у] в безударном положении.

Качественная редукция – это редукция, связанная с изменением артикуляционных характеристик гласного в связи с сокращением его длительности. Качественной редукции подвергаются все гласные, кроме [у], в безударном положении. Говорят, что редуцированные гласные – это звуки с недовыполненной артикуляцией. Например, при произношении гласного [а] в безударном положении язык не достигает максимально низкого положения, свойственного этому звуку под ударением. Иногда редукция может привести к полному исчезновению звука, как в словах проволока [про´вълкъ], сутолока [су´тълкъ]. Примеры качественной редукции гласных: перевоз [п´ьр´и э вос], барабан [бър^бан], параплан [пър^план].



К позиционным изменениям согласных относится оглушение в конце слова. Вместо звонких согласных выступают их глухие пары: бровь [ф´´], глаз [c], рожь [ш], пруд [т]. В конце слова оглушаются и сонорные: они звучат более приглушенно: корабль [л´], Петр [р], театр [р].

К комбинаторным изменениям в области согласных относится прежде всего ассимиляция (от латинского assimilatio – ‘уподобление’) – это уподобление, полное или частичное, звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит между звуками одного типа – гласными или согласными. Различаются ассимиляцию по звонкости-глухости, твердости-мягкости, по месту образования. Суть этого процесса проследим на примерах.

1) ассимиляция по звонкости-глухости: книжка [кн´и´шкъ], просьба [про´з´бъ].

2) ассимиляция по твердости-мягкости: снег [с´н´эк], честь [чэс´т´].

3) ассимиляция по месту образования: сжить [жыт´], высший [вышыj].

Диссимиляция (от латинского dissimilation ‘расподобление’) – это расподобление звуков, а именно: звуки, совпадающие по каким-либо признакам, начинают различаться по этим признакам. Например, во многих говорах взрывной [к] перед взрывными [п], [т], [к] изменился в щелевой [х]: кто [хто], мягкий [м´ахк´иj], легкий [л´охк´иj]. Диссимиляция происходит в слове что , на месте двух смычных [ч] и [т] произносится сочетание щелевого и смычного [шт]. Диссимиляцией объясняется произношение сочетания [шн] на месте сочетания двух смычных [чн] в словах конечно, скучно, скворечник, яичница. Хотя во многих словах наблюдается тенденция произносить сочетание двух смычных без изменения. Диссимиляцией вызвано просторечное произношение в словах ас[в]альт, бо[н]ба, тра[н]вай.

Диереза – это выпадение звуков. Так, перестали произноситься зубные [т] и [д] в целом ряде сочетаний [стн], [здн], [стс], [стц], [здц], [нтц], [ндц] честный, грустный, поздниц, альпинистский, шотландцы, сердце, праздничный.

Противоположный ему процесс называется эпентеза – это вставка звуков. Вставляться могут гласные между двумя согласными. Так, современные слова огонь и уголь возникли из древнерусских ОГНЬ, УГЛЬ. В просторечном произношении могут вставляться согласные [j], [в] между гласными. Например, скорпиен, шпиен, Ларивон, радиво, какаво.

Протеза – это появление звука в начале слова. Протетическим является [в] в слове восемь . Достаточно сравнить это слово с однокоренными словами осьмушка, осьмины, осьмнадцать . В диалектах протетическим является [в] в словах вутка, вострый . Протетическим может быть гласный звук. Так, в диалектном произношении аржаной, альняной звук [а] является протетическим.

Метатеза – это перестановка звуков. В результате метатезы появились такие слова, как ладонь , которое восходит к древнерусскому ДОЛОНЬ и однокоренному старославянскому ДЛАНЬ. В результате метатезы возникло слово ведьмедь, распространенное в диалектах. Сравните с литературным медведь .

Гаплология (от греческого χάπλος – ‘простой’ и λογος – ‘слово’) – это упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов. Так, слово минералогия возникло из слова минералология после выпадения одного из слогов ло. Слово знаменосец возникло из слова знаменоносец , когда был утрачен один из слогов но . В результате гаплологии возникло слова трагикомедия ← трагикокомедия, лермонтовед ← лермонтововед .

Фузия (от латинского fusio - ‘сплавление’) – это фонетически обусловленное проникновение контактирующих морфем, при котором затруднительным становится проведение границ между аффиксами. Фузия происходит на стыке двух морфем, например на стыке окончания глагола и постфикса –ся дерется [д и э роцъ]. В транскрипции выделение морфем затруднительно. Произношение звука [ц] на месте сочетания [тс] на стыке морфем возникает в результате фузии.

Аккомодация (от латинского accomodatio – ‘приспособление’) – это процесс приспособления артикуляции согласного звука к артикуляции гласного и наоборот. Аккомодация происходит между звуками разных типов. Результатом аккомодации является, например, огубление согласных перед огубленными гласными [р°ука¢].

В результате аккомодации звук [и] переходит в [ы] после твердых согласных игра – розыгрыш, идейный – безыдейный, искровый – безыскровый, Ира – к Ире [кырь].

Результатом аккомодации является приспособление артикуляции гласных, кроме [и], к артикуляции мягкий согласных в позиции под ударением. Под влиянием мягких согласных у гласных появляется i-образный призвук, то есть они становятся несколько продвинутыми вперед. более передними по ряду. В транскрипции аккомодация гласных под влиянием мягких согласных обозначается следующим образом: мал [мал], мял [м¢·ал], мать [ма·т¢], мять [м·а·т¢]. Гласные между двумя мягкими согласными становятся более узкими, напряженными, закрытыми.

Позиционные и комбинаторные изменения звуков ведут к возникновению чередования.

Твердость – мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается. По месту образования все согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные – это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами, либо губами и языком. Если активным органом является нижняя губа, а пассивным – верхняя, то такие согласные называются губно-губными . К ним относятся: [б]/[б´], [п]/[п´], [м]/[м´]. Губно-зубными называются согласные, у которых преграда создается нижней губой (активный орган) и верхними зубами (пассивный орган). К ним относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´].

В язычных согласных активным действующим органом является язык. Он может артикулировать к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.

К заднеязычным относятся звуки: [г]/[г´], [к]/[к´], [х]/[х´]. К среднеязычным – [j]. К переднеязычным - [т]/[т´], [д]/[д´], [с]/[с´], [з]/[з´], [н]/[н´], [л]/[л´], [ц]. В этом случае активным органом является язык, а пассивным – верхние зубы. К переднеязычным-альвеолярным, у которых активный орган – язык, а пассивный – альвеолы, относятся: [р]/[р´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [ч].

Способ образования – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие бывает трех родов: (1) узкая щель между сближенными органами речи, (2) полное смыкание органов речи, (3) дрожащий в потоке речи активный орган. Поэтому все согласные по способу образования делятся на щелевые (или фрикативные, их латинский аналог), смычные и дрожащие.

Щелевые образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих щель. Различают щелевые серединные и щелевые боковые. При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка. Так образуются согласные [л]/[л´]. К щелевым серединным относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´], [с]/[с´], [з]/[з´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [х]/[х´], [γ]/[γ´], [j].

При образовании смычных согласных течение воздушной струи по ротовой полости преграждает смычка. Есть момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки различают носовые, взрывные, аффрикаты и имплозивные согласные.

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, в результате чего воздух свободно проходит через носовую полость. Так образуются согласные [н]/[н´], [м]/[м´].

При образовании взрывных согласных сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом полное размыкание органов речи и прорыв воздушной струи с характерным шумом К взрывным относятся: [п]/[п´], [б]/[б´], [д]/[д´], [т]/[т´], [к]/[к´], [г]/[г´].

Аффрикаты , как и взрывные, вначале образуются при полном смыкании органов речи, однако на последней фазе органы речи не резко размыкаются, а образуют щель для выхода воздуха. Их еще называют смычно-щелевыми. К ним относятся [ч] и [ц]. Иногда в транскрипции они имеют иное обозначение, которое иллюстрирует их смычно-щелевой характер – [ч] как [т´ш´], а [ц] как [тс]. Следует помнить, что это один неоднородный звук, а не два разных звука. Сравните: произношение слов отсыпать и отцепить [^цып´ит´]\[^тсыпът´].

Некоторые ученые среди смычных согласных выделяют так называемые имплозивные . Они содержат только одну фазу смычки, у них нет второй фазы – размыкания, как у взрывных или аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными или аффрикатами. Например: отца [^тца´] имплозивным является согласный [т], так как содержит только фазу смычки.

Дрожащие (иначе вибранты) образуются путем вибрации (дрожания) кончика языка в выходящей струе воздуха. При этом происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами. Дрожащие несколько отличаются от смычных тем, что у последних смыкание активного и пассивного органов более длительное и плотное. К дрожащим относятся звуки [р], [р´].

По уровню шума согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся [м], [м´], [л], [л´], [р], [р´], [н], [н´], [j]. Сонорные образуются при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным. Все остальные согласные относятся к шумным. Они образуются либо при помощи только шума [п], [п´], [т], [т´], [с], [с´], [к], [к´], [ф], [ф´]…, либо при помощи голоса и шума [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´]… В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных, все шумные делятся на звонкие и глухие. В образовании глухих согласных участвует только шум. К ним относятся: [к], [к´], [п], [п´], [с], [с´], [т], [т´],[ф], [ф´], [х], [х´], [ш], [ч], [ц], [ш´]. При образовании звонких шум преобладает над голосом. К ним относятся: [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´], [г], [г´], [ж]. Итак, схематично деление согласных по уровню голоса и шума можно представить так:

По звонкости-глухости согласные образуют пары: [б - п], [б´ - п´], [в -ф], [в´ - ф´], [г - к], [г´ - к´].[д - т], [д´ - т´], [з - с], [з´ - с´], [ж - ш].

Согласные [ч] и [ц] тоже имеют звонкие пары. Они возникают на месте этих звуков перед звонкими согласными. [ц] имеет пару [дз], а [ч] имеет пару [дж´]. Сравните: отец бы [^т´эдзбъ], дочь бы [до´дж´бъ]. Звук [γ] является звонким парным к согласному [х] в словах бухгалтер, оглох бы [^глоγбъ].

Сонорные согласные также имеют глухие пары, выступающие в конце слова после глухого согласного , , .

На твердые и мягкие все согласные делятся в зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную. Мягкие (или палатализованные) согласные образуются, если происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к мягкому небу. Этот процесс иначе называется палатализацией (от латинского palatum - небо). Звук [j] единственный в русском языке согласный, у которого подъем языка к небу является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его называют палатальным.

По твердости-мягкости согласные образуют пары. Например: [б -б´], [в - в´], [д - д´] … Обратим внимание на то. что мягкий [ж´] произносится в словах вожжи, дрожжи, визжать. Этот звук всегда долгий. Однако в данных словах допустимо произношение и твердого [ж].

В соответствии с 5 классификационными признаками составлена таблица классификации согласных звуков.

Классификация гласных звуков строится с учетом 3 основных признаков: (1) степень подъема языка, то есть степень его вертикального смещения, (2) ряд – степень продвинутости языка вперед или назад, (3) лабиализация – положение губ.

По степени подъема различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Верхняя и нижняя челюсть максимально сближены, создавая узкий раствор рта. Иначе гласные верхнего подъема называют узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена в крайнее нижнее положение. Создается широкий раствор рта. Такие гласные называются широкими.

По ряду гласные делятся на 3 группы. Основанием для классификации гласных по ряду является горизонтальное положение языка передней или задней части ротовой полости. Различают гласные переднего ряда [и], [э], при их артикуляции язык продвигается вперед; гласные среднего ряда – [ы], [а], при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта; гласные заднего ряда – [у], [о], при их образовании язык перемещается назад, а задняя часть языка поднимается к задней части неба.

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). Термины образованы от латинского слова labium – губа. При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной. Лабиализованными являются гласные [у], [о]. Причем у гласного [у] степень лабиализации больше. Все остальные русские гласные являются нелабиализованными.

Простейшая таблица классификации русских гласных такова:

Передний ряд Средний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Средний подъем Э О
Нижний подъем А

Эта таблица получила название «треугольника Щербы», так как сама классификация была разработана Л.В.Щербой.

Но деление на три ряда и три подъема не отображает всего богатства русских гласных звуков. Многие фонетисты предлагали выделять семь степеней подъема, что позволяет детализировать классификацию русских гласных. Например:

Передний ряд Средний ряд Средне-задний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Верхне-средний подъем И э, Ь Ы э
Средний подъем Э Ъ О
Средне-нижний подъем ^
Нижний подъем А

Как и все в языке, фонетика подчинена действию особых законов, которые отличаются от законов природы тем, что они действуют не повсеместно, а в пределах данного диалекта, определенного языка или группы родственных языков и действуют в пределах определенного времени. Так, в общеславянскую эпоху сочетание гласных [о] и [е] с [n] и [m] в конце слова или перед согласными давало носовые гласные (õ – ж и е – A), например *penti > пать, *beronti > бержить и т. п., но в период, когда русский язык заимствовал из греческого такие слова, как лента, Геллеспонт, этот закон уже не действовал (иначе получились бы: лета, геллеспот). Или такие сочетания, как * tj , *dj, давали в общеславянскую эпоху по разным диалектам шипящие или свистящие согласные (откуда русские свеча, межа, см. выше – гл. VI, § 77), позднее и этот закон перестает действовать, и тогда становятся опять возможны сочетания , , например статья, дьяк и т. п.

Фонетические законы – это чисто языковые, внутренние законы, и их нельзя свести к каким-либо иным законам физико-биологического порядка.

Фонетические законы специфичны для групп родственных языков и для отдельных языков.

Так, фонетические законы тюркских (а также в разной степени монгольских, тунгусо-маньчжурских и финно-угорских) языков знают законы «сингармонизма», по которым в пределах данного слова все звуки подчинены «гармонии»: в одних языках только в отношении твердости и мягкости, это «небный сингармонизм», например в казахском языке келдор – «озера», но колдар – «руки»; в других же языках – и по лабиализации – это «губной сингармонизм», например в киргизском языке к o лд o р – «озера», но колдор – «руки». Подобная закономерность абсолютно чужда, например, языкам семитским, где благодаря трансфиксации, т. е. перемене гласных a, i, и, и при сохранении тех же согласных (что является грамматическим внутренним законом семитских языков, см. гл. II, § 45) фонетически слова оказываются антисингармоничными, например, может быть та же огласовка с разными согласными: qatala – «он убил» с кафом («к глубоким») и kataba – «он написал» с кяфом («к задненебным»), или «ломаный передне-задний вокализм» в пределах форм того же слова: himar – «осел» и hamir – «ослы», или kutiba – «был написан» и kataba – «написал» (где наличие огласовки на a во всех слогах не результат действия сингармонизма, а проявление той же трансфиксации, ср. kutiba, katibu, kitabu, uktub и другие формы от того же корня).

Среди фонетических законов следует различать:

1) Законы функционирования языка в данный период времени: это живые фонетические процессы, определяющиеся позициями, когда изменение сосуществует с тем, что изменялось, вступая в фонетическое чередование; это ось синхронии 1 .

1 См. гл. I, § 5.

В современном русском языке сюда относятся, например, комбинаторные закономерности прогрессивной аккомодации, когда предшествующие гласные [э], [а], [о], [у] аккомодируют последующим мягким согласным или [и] – предшествующим твердым согласным, откуда возникают такие фонетические чередования основного вида фонем и их вариаций, как разные [а] в пяло и пяль, разные [э] в пел и петь или [и] и [ы] в игры и сыгран; регрессивные ассимиляции глухих и звонких согласных, откуда возникают фонетические чередования: водочка [д] и водка [т], отпить [т] и отбить [д], а также позиционные закономерности варьирования безударных гласных, например воды [о], вода [Λ], водовоз [ə], или оглушения звонких согласных в конце слова, например дуба [б] и дуб [п] и т. п.

2) Законы развития, или исторические законы, которые формируют последовательные этапы звуковых

изменений и обусловливающих их причин (когда это возможно объяснить), при этом последующий этап приходит на смену предыдущему и его отменяет, так что сосуществование бывшего и ставшего быть не может, это ось диахронии 1 .

1 См. гл.I, § 5.

Так, в восточнославянских языках носовые гласные [о]ж и [ē]А дали соответственно [у] и ["а] – а с мягкостью предшествующей согласной: джбъ > дуб, мать > пять 1 ; еще в общеславянскую эпоху заднеязычные согласныек, г, х подверглись в некоторых позициях двум изменениям: в более раннюю эпоху в определенной позиции [к] дало [ч], [г] – [ж] и [х] – [ш]: пекж печеши ; лъгати лъжь ; соухъ соушити , а в более позднюю и в иной позиции [к] дало [ц], [г] – [§(дз)] (позднее [дз] дало [з]) и

[Х] – [с]: ржка – ржцъ, нога – но s ъ, блъха – блъстъ и т.п

1 В свою очередь [о]ж и[е] а получились на предыдущем этапе развития языка, где на их месте соответственно были сочетанияан, ам (>ж) и эн, эм (>А) перед согласными и в конце слова, откуда такие древнейшие чередования, каквремя (<вр"Ь,кА из*цегтеп} – времени, поросенок (поросент-кт,) –поросята (поросАта)

В истории русского языка в большинстве диалектов [э] под ударением после мягкой и перед твердой согласной изменилось в ["о] «о с предшествующей мягкой согласной»: тек [т"эк] дало тек [т"ок], мед [м"эт] – мед [м"от] и т. п.

В то время, когда подобные изменения возникли, это были фонетические законы функционирования языка, порождавшие описанные выше фонетические чередования; например, изменение [э] в [о] происходило перед твердыми согласными, а перед мягкими не происходило, откуда такие чередования, как: села ["о] – сельский ["э1, отдаленный ["о] – отдаление ["э], пчелы ["о] – пчельник ["э], мешок ["о] – мешечек ["э], береза ["о] – березник, Березин ["э], Алеха ["о] – Алехин ["э\ и т. п. Когда же этот закон перестал действовать и появились сочетания ["э] с последующей твердой согласной: плен, крест, валет и т. п., то фонетическое чередование перешло в традиционное (морфологическое) 1 .

1 См. гл. IV, § 48. Следует отметить, что обязательность таких чередований нарушается часто аналогией:пес – песик (оба раза с ["о]),береза – березе (то же); а из более отдаленных эпох:рука – руке, нога – ноге, блоха – блохе и т. п.

При выяснении причин таких звуковых изменений нельзя сопоставлять конечный результат с первоначальным звуковым видом, а следует установить постепенные изменения по этапам, так *крьпъкьиши не сразу изменилось вкрепчайший (ср.грубейший, милейший, нежнейший, где не происходило изменения, так как основа не оканчивалась заднеязычной согласной), а первоначально по указанному выше закону*кръпьчъиши изменилось в * крьпъкьиши ([к] > [ч] в позиции перед ("Ь) – регрессивная аккомодация согласной), и позднее * крьпъкьиши изменилось вкрепчайший (["Ь] после [ч] изменилосьв [а] – прогрессивная аккомодация гласной; и еще позднее выпал «слабый» [ъ], а ["Ь] > [э]) 1 .

1 То же самое относится и к таким случаям, какстрожайший (ср.строгий), тишайший (ср.тихий), где по тем же законам [г] > [ж], [х] > [ш], a [-ƀ] > [a].

В изменении фонетического строя языка разные явления проходят неравномерно. В диалектах, не прошедших нормализацию словарями, грамматиками и иными сводами правил, фонетические изменения происходят постепенно и зачастую противоречиво, но, поскольку диалекты не связаны с нормами языка, эти новшества быстрее укрепляются и входят в жизнь. В языках нормализованных (литературных) фонетические изменения зачастую долго не признаются благодаря нормализации в словарях и грамматиках, поэтому в литературных языках часто возникают противоречия между реальными случаями произношения и предписанными нормами, по которым обучают артистов, чтецов, певцов, дикторов и вообще всех тех, кто выступает с публичным словом.

Надо указать, что не все явления фонетики равномерно изменяются, независимо от того, что это – сложившийся литературный язык или диалект. Наиболее изменчивы вариации отдельных фонем, меняющие свой «оттенок» и по диалектам, и в историческом развитии любого диалекта и языка.

Менее изменчиво появление или исчезновение вариантов, что связано с общей фонетической системой языка. И, наконец, фонематическая модель языков, т. е. состав фонем в языке и их соотношений, изменяется медленнее всего. При этом надо заметить, что изменения в фонетике касаются не только того, что реально изменилось (например, славянские палатализации, где, действительно, вместо к, г, х в определенных условиях то возникали шипящие ч, ж, ш, то в иную эпоху и при других условиях – свистящие ц, з (из дз ), с или что «сильные» ъ и ь последовательно изменились в о и е и т. п.), но и того, что «физически» никак не изменилось, но функционально (т. е. как члены фонетической системы) претерпело перестройку. Такова, например, судьба и и ы в истории русского языка, где как бы «все» осталось на месте, но отношение этих явлений стало совершенно иным в связи с общим изменением фонетической системы языка и ролью этих единиц в данной системе 1 .

1 См. статью: А в а н е с о в Р. И. Из истории русского вокализма. Звукиi иу // Вестник МГУ, 1947. № 1. (Перепеч. в кн.:РеформатскийА. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М.: Наука, 1971.)

Общая тенденция исторических изменений в фонетике может изменять фонетическую систему в двух направлениях: либо в сторону сокращения количества фонем (основных фонетических единиц языка), либо в сторону их увеличения. Эти две тенденции опираются на два разных явления в наличной фонетической системе; на явления вариантов и вариаций.

И в том и в другом случае важно то, что «причина», вызывавшая варьирование фонем, отпала.

Но в случае отпадения причины возникновения вариантов совпавшие в одном звуке разные фонемы теряют связь со своим основным видом, и результат их совпадения становится одной отдельной фонемой. Этот процесс называется конвергенцией 1 (бывшие разные фонемы в силу совпадения стали одной фонемой).

1 Конвергенция – от латинского convergere – «сходиться».

Иной процесс связан с устранением позиционных причин для вариаций. Вариации выступают как разновидности одной и той же фонемы только при наличии этих позиционных условий, видоизменяющих единую фонему в разные «оттенки». В случае устранения этой причины оставшиеся необусловленными позицией различные звуки становятся разными фонемами. Этот процесс называется дивергенцией 1 , при этом число фонем в данной фонетической системе увеличивается.

1 Дивергенция – от латинского divergere – «расходиться».

Основные изменения в фонетике происходят прежде всего в связи с тем, что меняются позиции для фонем: слабые становятся сильными (что чаще бывает), а сильные – слабыми (что бывает реже) 1 .

1 См.:РеформатскийА. А. Проблема фонемы в американской лингвистике //Ученые записки МГПИ. М., 1941. (Перепеч. в кн.:РеформатскийА. А. Из истории отечественной филологии. М.: Наука, 1971.)

Примером того и другого фонетического процесса может служить судьба соотношения гласных и согласных в истории русского языка. Когда в XI–XII вв. на почве «падения редуцированных (ъ и ь )» перестроилась вся модель вокализма и консонантизма, гласные конвергировали, оформившись в пять единиц, а согласные выделили 12 пар, коррелятивных по твердости и мягкости, причем слабые позиции согласных перед гласными стали сильными, а сильные позиции гласных после согласных стали слабыми 1 .

1 См. об этом в указанной выше статье Р. И. А в а н е с о в а.

Обычное деление исторических звуковых законов на комбинаторные и спонтанные 1 имело в виду разграничить комбинаторно обусловленные явления в фонетике (где причина ясна, например случаи палатализации согласных, редукции и даже исчезновения безударных гласных, случаи ассимилятивного оглушения и озвончения согласных и т. п.) и «самопроизвольные» (где причина не ясна, хотя и должна быть).

1 Спонтанный – от латинского spontdneus – «самопроизвольный».

Под категорию спонтанных законов подводили, например, такие звуковые изменения, как утрата носового качества у восточнославянских [о ]ж и []А и замена их соответственно гласными [у] и ["а], или передвижение германских согласных (Lautver-schiebung), когда по первому передвижению индоевропейские*р, *t, *k -дали обще германские , индоевропейские* b , *d, *g дали ббщегерманские [р, t, k] и индоевропейские придыхательные*bh, *dh, *gh дали общегерманские , рефлексы 1 общеславянских же сочетаний*tj, *dj, давшие в русском [ч, ж] (свеча, межа), а в старославянском [шт, жд] (свьшта, межда), или две палатализациик, г, х в славянских языках (см. выше) относили к комбинаторным.

1 Рефлекс – от латинского reflexus – «отражение»

Следует отметить, что некоторые изменения, считавшиеся ранее «спонтанными», признавались обусловленными с установлением каких-либо новых закономерностей, которые раньше не замечались.

Бывают и такие «звуковые изменения», которые к фонетике отношения не имеют; например, вместо древнерусского склонения роука – роуцгь устанавливается склонение рука – руке; на первый взгляд кажется, что здесь [ц] изменилось в [к], но никакого фонетического процесса в таких случаях нет, а по аналогии с коса – косе, жена – жене, дыра – дыре и т. п. форма роуцгь подменяется формой руке; то же самое наблюдается в наши дни, когда вместо прежнего [шар – шыры] шар – шары по аналогии с [пар – пΛры] пар – пары стали произносить [шар – шΛры]: процесс унификации по аналогии относится к грамматике (см. выше - гл. IV, § 48).

Бывает, что многие частные фонетические законы можно объединить каким-нибудь одним общим законом, который как общая тенденция предопределяет и отдельные закономерности; так, образование восточнославянского полногласия и его соответствий в других славянских языках (русские борода, голова; старославянские брада, глава, польские broda, glowa), рефлексы сочетанийър, ъл, ьр, ьл, упрощение групп согласных, распределение редуцированных гласных ъ и ь и тому подобные древнеславянские фонетические явления объясняются теперь в науке как следствия действия закона открытых слогов.

В течение двух последних веков выдвигалось много различных теорий для объяснения «первопричин» звуковых изменений, фигурировали и влияние климата, и влияние ландшафта, и искажение речи от поколения к поколению, и убыстрение темпа речи, и влияние субстрата, и стремление к удобству и даже к благозвучию, наконец, подражание и мода... Однако все эти объяснения несостоятельны, за исключением реальных, но не всегда обязательных случаев влияния субстрата.

Не следует, например, искать субстратных источников для передвижения германских и немецких согласных (Lautverschiebung), или тем более судьбы сочетаний*tort, *tolt и т. д. в славянских языках, или же так называемого «падения редуцированных» в тех или иных славянских языках; здесь следует опираться на строго описанные закономерности данных языков, исходя из изучения древнеписьменных памятников и показаний живых, описанных в науке диалектов.

В области фонетики даже явно «чужое» может и не быть следствием субстрата (см. указанные выше примеры из явлений субстрата дороманских языков в позднейшей судьбе романских языков и т. п.), а, например, как факт особого произношения «иностранных слов», таково употребление особых, несвойственных русской фонетике гласных ü[Y] и ö в таких случаях, как собственные имена Hutte , Гете или заимствованные термины: жюри, брошюра, амбушюр, пшют и т. п.

Надо признаться, что «первопричину» таких явлений пока наука открыть не сумела, но умение частные закономерности исторических изменений тех или иных сторон языка обобщить в единое целое составляет обязанность науки.

Такова, например, формулировка закона открытых слогов, объединяющая целый ряд частных закономерностей в исторической фонетике славянских языков.

Гораздо важнее обратить внимание на фонологическую сторону вопроса и с этой точки зрения пересмотреть все накопленное наукой по вопросу о фонетических законах. Действительно, фонетические изменения бывают разного порядка. Прежде всего нельзя смешивать живые процессы звукового варьирования фонем в разных позициях, т. е. функционирования данного языка в данный период, и бывших живых процессов, застывших и перешедших в разряд чередований фонем. То, что в один период представляет собой варьирование одной фонемы, в последующий период может стать нефонетическим чередованием разных фонем (если данная позиция, вызывавшая варьирование, из слабой делается сильной). Так, был период в восточнославянских языках, когда не было фонемы [ч], а звук [ч] был вариантом сочетаний и или [к] перед гласными переднего ряда, но с тех пор, как появляется новая возможность сочетаний , и перед гласными переднего ряда, [ч] выделяется в особую фонему.

Такое изменение, как первая («шипящая») палатализация в славянских языках, касалось различительного признака задне-язычности и поэтому охватывало все заднеязычные (т. е. [к, г, х]). Наиболее существенными изменениями для фонетического строя языка являются те, когда в результате изменения меняется количество фонем, ибо тогда может перестроиться вся фонетическая система; однако это зависит от широты охвата данного процесса. Когда в белорусском языке отвердело мягкое р и [р] и [р"] перестали различаться (т. е. рада и ряда стали одинаково произноситься как [рада]), то вся система не перестроилась – только количество корреляций согласных по твердости и мягкости убавилось на одну пару; когда же в результате падения редуцированных гласных [ъ] и [ь] в древнерусском языке появились конечные закрытые слоги с твердыми согласными перед отпавшим ъ и с мягкими перед отпавшим ь (и то и другое в слабой позиции), то бывшие вариации согласных по твердости (перед задними гласными) и мягкости (перед передними гласными) превратились в корреляцию разных фонем по твердости и мягкости и таких пар оказалось 12, т. е. состав согласных фонем увеличился на 12 единиц, но одновременно задние и передние гласные перестали существовать как разные фонемы и объединились в одну фонему с передними и задними вариациями, зависящими от аккомодации предшествующим мягким и твердым согласным.

В результате дивергенции и конвергенции изменяется и перестраивается вся фонетическая система языка, появляются или исчезают противопоставления фонем, и фонемы как члены новой системы наполняются новым качеством, хотя бы материально они и не изменились (например, в русском языке [и] и [ы] в XI в. и вXX в.).

Но бывают и такие фонетические изменения, которые касаются не всей системы, а лишь перераспределения фонем внутри данной системы в тех или иных словах и морфемах; так, прежним сочетаниям верьх, четверьг, зеръкало, перъвый, веръба и т. п. с мягким р теперь соответствуют сочетания с твердымр: верх, четверг, зеркало, первый, верба и т. п.

Некоторые звуковые изменения охватывают все слова языка независимо от позиции для данной фонемы, но сами изменения не касаются различительных признаков, и тогда система фонем не испытывает изменений; таково, например, в истории русского языка отвердение непарных по твердости и мягкости согласныхш, ж и позднее ц .

Бывают и такие звуковые изменения, которые касаются лишь звучания данной фонемы или группы фонем, имеющих общий вариант в какой-нибудь одной слабой позиции, например укрепление более «и -образного» произношения безударных гласных [и, э, а, о] после мягких согласных, «иканье», например произношение [м"ила] для прилагательного мила, существительного мела («сорта мела») и глагола мела (по фонемам <м"ола>, ср. мел <м"ол>) и т. п.