Орлой (Пражские куранты). Астрономические часы в соборе Святого Иоанна в Безансоне, Франция. Сведения из истории

Кафедральный собор Лунда долгое время был главным собором Дании и всей Скандинавии - до передачи города Швеции, он был построен в 1085 году.

Средневековые астрономические часы в Кафедральном соборе Лунда были установлены в 1424 году. Циферблат часов, находящихся сверху, показывает кроме времени суток, время восхода и захода Солнца, местоположение Солнца, фазы Луны.



Нижняя панель часов - календарь. С его помощью можно вычислить, когда будет переходящий церковный праздник и на какой будний день падёт определённая дата. В середине календаря находится Святой Лаврентий, покровитель собора, которого окружают символы четырёх евангелистов.

Вместо боя в часах можно услышать мелодию In dulci jubilo самого маленького органа церкви. В это время шесть деревянных фигур, представляющих трёх волхвов и их слуг, проходят перед Марией с младенцем Иисусом. Часы играют два раза в день - в 12:00 и 15:00 каждый день, за исключением воскресений, когда самая ранняя игра имеет место в 13:00 чтобы не прерывать утреннюю мессу.

Часы несколько раз реставрировались. Их циферблат меняется раз в сто лет. В следующий раз его нужно будет заменить в 2123 году.


Главной достопримечательностью Берна (Швейцария) является средневековая башня с часами - Цитглогге (в переводе с немецкого «колокол времени»).
Башня была построена в начале XIII века. Она была частью городской стены и выполняла оборонительную функцию, служила западными воротами города.


Часовое устройство на восточной ее стороне установили в первой половине XVI века. Куранты, установленные в 1530 г., относятся к самым старинным в Швейцарии башенным часам.
Под циферблатом часов, показывающих время, находятся астрономические часы, по которым определяются дни недели, месяц, фаза Луны и зодиакальный знак.

Механизм работы Каспара Бруннера связан с золотым молотком, который каждый час ударяет в маленький колокол, а перед тем, как пробьют куранты, кукарекает золотой петух, из окошечка на башне выходят фигурки медведей (символ города Берна) и демонстрируют свои наряды с символикой города.


Если верить легенде, то эти часы вдохновили Альберта Эйнштейна на теорию относительности, которая произвела настоящую революцию в науке. Живя недалеко от «Zytglogge» и каждый раз наблюдая за движением автобусов, проезжающих мимо башни, он однажды предположил, что было бы, если бы автобусы ехали со скоростью света


Астрономические Часы Зиммерторен на Башне Зиммера в Лире, Бельгия
Во фламандском городе Лире есть одна из наиболее интересных достопримечательностей - это башня Зиммера (Zimmertoren), XIV-го века, когда-то бывшая частью городской стены и превращенная в астрономические часы Луи Зиммером в 1930 году. Эти часы имеют центральный циферблат, показывающий время и окруженный 12-ю малыми циферблатами, показывающими знаки зодиака, лунный и солнечный календарь, день недели, месяц, время года, приливы и тому подобное.

Статуи бургомистров и королей Бельгии звонят в колокол каждый час на правой стороне башни. Внутри башни находится планетарий с 57 астрономическими циферблатами, приводимыми в действие сложной системой зубчатых колес. Эти часы были показаны в 1939 году на Всемирной Выставке в Нью-Йорке.

Астрономические часы в Лунде

Мы сейчас не представляем себе нашу жизнь без часов: наручных, в телефоне, настенных дома, на зданиях; механических, электронных. Трудно себе представить, что было бы если их вдруг не стало?! Кажется они были всегда и что сейчас они самые, самые...
А если заглянуть в историю?
Первые часы были созданы самой природой: ежедневное чередование дня и ночи, движение Солнца по небосводу, фазы Луны. Для наших далёких предков этих природных "часов" в течение долгого времени вполне хватало. Но всё течёт, всё изменяется.
Когда небесные тела стали постепенно утрачивать главенствующую роль в измерении времени, ситуация повернулась в обратную сторону: теперь уже часовые мастера многих веков стали стараться отобразить их движение по небосводу на циферблатах сложных и не очень сложных механизмов. Знание астрономических явлений, в основном это смена фаз Луны, в древности имело большое практическое значение в земледелии и мореходстве, а также и для календаря религиозных событий, в значительной степени ориентированных на чередование лунных месяцев,. Не нужно забывать и астрологию. Наверное, благодаря всему этому астрономические функции не исчезли с циферблатов часов.
И, пожалуй, жители Древней Греции были более технически продвинутыми и как-то по-другому посмотрели на весь этот мир, пытаясь его изучить и приручить. Тому подтверждение " Антикитерский механизм".


Антикитерский механизм датируется от 150 до 100 г. до н.э. Это древняя механическая вычислительная машина для расчета астрономических позиций. Устройство обнаружено в 1902 году среди останков затонувшего античного корабля рядом с островом Антикитера (между Критом и Китерой). В настоящее время хранится в греческом Национальном археологическом музее в Афинах, в виде большого количества обломков бронзовых шестерен, которые, как предполагается, располагались в деревянном корпусе.

Антикитерский механизм состоит из 32-х бронзовых шестеренок и нескольких циферблатов со стрелками. Размеры устройства: высота - 33 см, ширина - 17 см, глубина - 9 см. Антикитерский механизм по внешнему виду напоминает часы. В механизме используется дифференциальная передача, которая, как считалось ранее, была изобретена не ранее XVI века. Сложность механизма сопоставима с механическими часами XVIII века. На внешней стороне прибора расположены два диска, отвечающие за календарь и знаки Зодиака. Оперируя дисками, можно узнать точную дату и изучить положение зодиакальных созвездий относительно Солнца, Луны и пяти известных в древности планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. На обратной стороне антикитерского механизма также расположено два диска, которые позволяют вычислить лунные фазы и предсказать солнечные затмения. Механизм способен учитывать эллиптичность лунной орбиты. Исследования доказали, что обнаруженное на дне моря механическое устройство не просто часы, а сложная счетная машина которая может производить операции сложения, вычитания и деления.В настоящий момент неизвестно был ли антикитерский механизм единичных изделием или же подобные устройства были доступны многим. Похожей технологии не встречается на протяжении последующих тысячи лет развития цивилизации.
Подобный механизм описывается в произведении Ивана Ефремова "Таис Афинская" вместе с календарным назначением. Также описан в рассказе "Исправление" Алистера Рейнольдса.

Так что прообраз будущих астрономических часов оказался не примитивным механизмом.

В наше время для обычного человека все эти тонкости не нужны, но интересно посмотреть на дошедшие до нас астрономические часы, которые стали архитектурной и культурной достопримечательностью. Их великое множество на разных материках и в разных странах, но я расскажу о тех, что видела. Все они находятся в Европе и каждый, вероятно, их видел и может расширить их список.
Начну я с астрономических часов которые я видела в Чехии, в Оломоуце.


Астрономические часы располагаются в нише северной стены ратуши в виде стрельчатой арки высотой 14 м. По одной из версий, заказ на изготовление их от Оломоуцевского совета получил часовых дел мастер Антонин Похл из Силезии. Он изготовил их в 1422 году, основываясь на своем сне. Как гласит легенда, во сне к мастеру пришел ангел и показал в нише стены ратуши часы – будущую работу Похла.
Другая версия говорит о создании часов в 1474 году. Споры эти идут давно, т.к. нет конкретных письменных подтверждений о дате их установки. Первые письменные упоминания – работы поэта Стефана из Таурина – датируются 1519 годом.
Астрономические часы Оломоуца были созданы в стиле старейших астрономических часов Страсбурга (Франция). Подобные часы в Чехии есть только в Праге, они имеют механизм, приводящий в движение ряд статуэток.
Даже легенда о судьбе их создателя одинакова. Согласно ей, по завершении работы мастера по приказу городского совета ослепили, чтобы он не смог сделать подобное в других городах.
Часы неоднократно ремонтировались, их изменяли внешне, в т.ч. добавляя новые фигурки. Наиболее старые детали часов, сохранившиеся до наших дней, относятся к 1898 году, когда часы были оснащены планетарным циферблатом. Наиболее ценным считается его барочный стиль, созданный в 1747 году Яном Кристофом Хандке.
После провозглашения независимости Чехословацкой Республики в 1918 году часы ратуши немного изменили. В то время всё, что было связано с немецким прошлым искореняли. До этого в Оломоуце проживало большинство немцев, и часы посчитали немецким наследием, поэтому на них заменили все немецкие названия, а фигурку, олицетворяющую Бога, заменили на аллегорию Моравии.

В мае 1945 года при освобождении города от фашистов часы были повреждены. Повреждения в основном коснулись фасада: механизм часов, циферблаты, фигурки в целом уцелели.
После войны наступила в Чехии эпоха социализма и новые власти решили что прежний имперский стиль не актуален и при реставрации он был заменён на соответствующий стиль социалистического реализма. Оформление было поручено Карлу Славинскому, использовавшему технику декорирования мозаикой.

Вся ниша стрельчатой арки была покрыта мозаикой, верхняя часть которой украшена сценами народных гуляний. Под ними расположены по бокам по 3 арки для движущихся фигурок и шесть циферблатов (два больших в центре - один под одним) и по два по бокам от них). Помимо времени, на циферблатах можно определить знак зодиака, фазы, луны, рассмотреть расположение планет, день недели, месяц. Также там указаны даты религиозных и пролетарских праздников, биографические даты известных деятелей социалистической эпохи. Фигурки, изображающие различные профессии, были изготовлены из дерева женой Карла Славинского Марией. Между арками для фигурок расположена позолоченная фигурка петуха. Ранее на этом месте была фигурка ангела.

Внизу, по бокам больших циферблатов, на мозаичном полотне изображены две фигуры - рабочего и ученого (химика), с колбой в руке, в которой предположительно по цвету медный купорос, не иначе, символизирует высокие технологии и народную интеллигенцию.

Боковая и верхняя часть ниши украшена мозаичными медальонами – аллегориями на тему 12 месяцев, на которых изображены люди той профессии, которая наиболее подходит тому или иному месяцу года.


В полдень начинается небольшое представление – под музыкальное сопровождение фигурки часов начинают двигаться, что всегда привлекает туристов.

Другие астрономические часы ("Орлой") находятся в Праге.
История этих часов началась в 1410 году. Этот прекрасный символ Праги был создан профессором математики и астрономии Университета Яном Шинделем и часовщиком Микулашем из Кадани. Часы разместили на южной стороне городской ратуши.
Спустя сто лет часы впервые остановились. Чинил их уже другой часовщик - Гануш з Руже. Кроме ремонта, Гануш модернизировал механизм курантов. И он так их усовершенствовал, что городские власти испугались, что талантливый мастер может сделать новые часы в другом городе часы и приказали его ослепить. В отместку часовщик решил остановить куранты. Легенду об ослеплении пражского часовщика придумал чешский писатель - историк Алоис Йирасек. Никто не знает, было ли это на самом деле, но большинство жителей Праги этому верят.
Двенадцать апостолов появились в 1659 году. Часы периодически останавливались или шли неправильно, поэтому в 1865 году механизм демонтировали, а Ромуальд Божек сделал хронометр, который до сих пор управляет часами. Этот хронометр, которому уже почти 200 лет, отстает лишь на полминуты за неделю. В 1866 году астрономические часы снова заработали и продолжали идти до 5 мая 1945 года, когда ратушная башня была разрушена немцами. Башню и часы восстановили за два года. Фигурки апостолов сгорели и в 1948 году резчик по дереву Войтех Сухард сделал копии.

Создатели часов сумели вложить в их устройство множество известных к тому времени сведений о небесной механике. На внешнем циферблате отмечается время суток, на меньшем внутреннем диске - положение созвездий Зодиака. В центре циферблата располагается Земля, вокруг которой вращается Солнце.
Каждый час скелет – символ смерти – начинает шествие фигур. Одной рукой он дергает за веревку колокольчика, а второй поднимает песочные часы. Бой часов сопровождается шествием апостолов в небольших окнах в верхней части курантов, которые открываются в начале шествия и закрываются после его окончания. Шествие завершается громким криком петуха, взмахивающего крыльями в нише над окнами. Вслед за этим раздается бой часов, отбивающих каждый час суток. Фигурки апостолов и петуха дополняет изображение турка сбоку курантов. Турок покачивает головой в знак нежелания отказаться от своей захватнической политики (напоминание о турецком нашествии на Центральную Европу в XVI-XVII веках). Две фигуры с левой стороны курантов – аллегории человеческой скупости и тщеславия. Каждый час все повторяется с начала. Святые, которые появляются в окошке:

Левое окно: святой Павел с книгой; святой Андрей с крестом в форме буквы Х; святой Фаддей с доской, которой он был убит; святой Фома с копьем; святой Иоанн с чашей; святой Варнава с пергаментом и камнем в руке (был забит камнями).
Правое окно: святой Петр с ключами; святой Матфей с топором, которым был уби; святой Филипп с крестом в форме буквы Т; святой Варфоломей с ножом, которым с него была снята кожа; святой Симон с пилой, которой его разрезали; святой Иаков с посохом. Это своеобразное представление показывается с небольшими перерывами уже больше 600 лет.
Ещё одни астрономические часы находятся во Франции в Лионе в соборе Сен-Жан (Св. Иоанна Крестителя).

Собор строился 300 лет с 1180 по 1480 год. С тех пор его вид практически не изменился. В 1600 году король Генрих IV после развода с королевой Марго решил жениться на Марии Медичи, их встреча была назначена в Лионе, на середине пути между Флоренцией и Парижем. Жених и невеста другу другу понравились и король распорядился немедленно их обвенчать в этом самом соборе. Это правда не имеет никакого отношения к часам.

Астрономические часы, находящиеся в соборе, действующие и самые старые во Франции.

Они ведут свою историю с XIV века. После разрушения гугенотами, реставрировались с 1572 по 1600 год. Свой барочный вид они приобрели в 1655 году. В XVIII веке на них появился минутный циферблат со стрелкой. Несмотря на многократные ремонты и переделки, часы содержат некоторые железные детали, выплавленные в конце XVI века. Показывают часы, минуты, дату, положение Луны и Солнца относительно Земли, а также восход наиболее ярких звёзд над Лионом. На часах показаны также религиозные праздники вплоть до 2019 года.

Фигурки наверху, ангелы и святые, играют небольшую пантомиму четыре раза в день. В начале пантомимы из часов выскакивает петух и кукарекает три раза. Кукареканье тоже не простое, а святое, потому что оно символизирует Благую Весть. Один из ангелов играет гимн на колокольцах. Затем появляется сама дева Мария, и к ней прилетает ласточка в то время как архангел Гавриил приближается к ней через раскрытую дверцу в часах. Бог - виновник всего этого переполоха - сидит при этом наверху и отпускает три благословения. На этом пантомима заканчивается - до следующего раза. К сожалению, сама я не видела этого "представления", так как были мы там рано утром, но посмотрела в записи.
В центре Венеции, на площади Сан-Марко, находится часовая башня или, как её ещё называют, Башня мавров которая является одним из самых известных памятников города.

Астрономические часы башни – шедевр механиков Джампаоло и Джанкарло Раньери (1499). Часы показывают времена года, часы, лунные фазы и переход Солнца из одного созвездия в другое. Над аркой находится циферблат часов, выполненный из синей эмали и золота. Циферблат разделен на 24 часа, а указатели на полдень (XII) и полночь (XXIIII; было принято именно такое написание) расположены на горизонтальной оси. В нише над часами установлена статуя Богородицы. Ещё выше размещён венецианский крылатый лев. Первый раз часы были отреставрированы в 1757 году, последняя реставрация была осуществлена в 2006 году. Часы снабжены дополнительным механизмом, который, по традиции, запускается на Богоявление (приход волхвов): крутится карусель часов, и выезжают традиционные рождественские фигурки и фигурки волхвов.

Особое внимание привлекают бронзовые статуэтки в костюмах пастухов на самом верху часовой башни - венецианские мавры, нареченные так за свой коричневый цвет. Ежечасно они бьют палками в огромный колокол, но не в тот момент, когда минутная стрелка проходит цифру 12. Все намного символичние. Один из пастухов - тот, что с бородой, - стар, другой молод. Старик символизирует прошлое - он бьет в колокол за пять минут до наступления следующего часа. Молодой мужчина олицетворяет будущее и звонит на шестой минуте нового часа.

Такие вот существуют интересные астрономические часы. Одни из них более сложные, другие менее, но все они являются произведением искусства и торжеством технической мысли человечества.

Астрономические часы это не обычные заурядные циферблаты, которые любой из нас привык видеть каждый день. Это сложнейшие механизмы, оснащенные специальными циферблатами и приспособлениями, способные отображать помимо обычного времени астрономическую информацию: положение солнца, луны, больших планет и зодиакальных созвездий, приливы и отливы, солнечные и лунные затмения, высокосные года и т.д. Построение таких часов требует значительных знаний и большого опыта в механическом искусстве. На сегодняшний день во всем мире осталось очень мало мастеров, создающих астрономические часы, их буквально можно пересчитать на пальцах. К сожалению, многие из часов, созданных, например, в 14-м и 15-м веках не «дожили» до наших дней, но, те из них, которые сохранились, я думаю, достойны нашего внимания.

Приятного просмотра и замечательного настроения на весь день!

Итак, поехали.

Horologium Mirabile Lundense), Швеция

Эти замечательные астрономические часы построены в 15 веке и находятся в Кафедральном соборе города Лунд на юге Швеции. Часы собора в 1837 году были остановлены и были запущены снова лишь в 1923 году. Сверху часов находятся два рыцаря, которые показывают время. Верхняя панель часов показывает точное (астрономическое) время, фазы луны и положение солнца. Нижняя панель часов представляет собой календарь, по которому определяют переходящие церковные праздники (и пользуются как обычным календарем). В середине календаря можно лицезреть Святого Лаврентия — покровителя Собора, которого окружают символы четырех евангелистов. Вместо боя в часах играет органная музыка.

Часы Кафедрального собора Уэльса, Великобритания

Эти часы, как и понятно из названия, находятся в Кафедральном соборе княжества Уэльс в Великобритании и являются одними из самых выдающихся Астрономических часов. Считается что их создали приблизительно в 1386-1392 году, а уцелевший механизм был заменен в 19 веке. Циферблат часов выполнен согласно геоцентрическому мировоззрению, т.к. на тот момент считалось что Земля — центр вселенной, вокруг которой движется все остальные звезды и планеты. Эти астрономические часы показывают время (24-х часовой аналоговый циферблат с римскими цифрами), в также лунный календарь и фазы луны. Во время боя часов фигура по имени Джек Бландифер (Jack Blandifer) колошматит молотком два колокола. А каждые четверть часа из часов на конях выезжают 4 рыцаря и устраивают мини-сражение. Другие часы с аналогичным механизмом установлены на внешней стене.

Астрономические часы Грос Орлож (Gros Horloge) в Руане (Нормандия), Франция

Очень красивые огромные часы (диаметр 2,5 метра) в форме золотого солнца с 24-мя лучами на фоне синего звездного неба находятся на одноименной древней башне Gros Horloge, что в переводе означает Часовая башня. Часы являются одним из старейших механизмов во Франции, их создание относят к 14 веку. Украшением часов служат старинные цветные гравюры. Часы Грос Орлож показывают обычное время, дни недели, фазы луны, а также лунный календарь.

Пражские куранты или Пражский Орлой, Чехия

Пражские часы были созданы в 15 веке и являются третьими по возрасту работающими астрономическими часами. Согласно учениям того времени, в центре циферблата находится земля, вокруг которой вращается солнце. Сверху над циферблатом находятся окошки, в которых каждый час появляются деревянные фигурки апостолов. Кроме того, каждый час происходит представление маленьких фигурок, а после этого кукарекает петух и раздается бой часов. Орлой показывает время, дни, месяцы и годы, время восхода и захода солнца и луны, а также положение знаков зодиака.

Zytglogge) в Берне, Швейцария

Швейцарские часы были созданы в 1530 году и установлены на башне, которая с того времени стала называться Цитглогге, что в переводе означает «Колокол времени». Цитглогге, также как и многие другие астрономические часы того времени, построены в духе геоцентризма. Часы показывают обычное время, текущую дату, день недели и месяц, восход и заход солнца, фазы луны, знаки зодиака и т.д. В часах находится два боя, один из которых приходит в действие каждый час, другой — каждые 15 минут. Приблизительно за четыре минуты до боя первого механизма происходит выступление механических фигурок, в которых участвуют кукарекающий петух, Бог Хронос и медведи (символ города Берна), играющие на музыкальных инструментах.

Астрономические часы Церкви Святой Марии города Росток, Германия

Датой создания часов Ростока является 1472 год. Часы состоят из двух циферблатов: первый — собственно часы, второй — календарь. Часы показывают точное время, фазы луны и солнца, знаки зодиака, месяц и год. Очень странно, что календарь заканчивается в 2017 году, возможно ранее предполагалось что в этот период наступит конец Света. Каждый день в полдень можно наблюдать представление фигурок из процессии Апостолов вокруг Христа.

Астрономические часы Собора Нотр-Дам в Страсбурге, Франция

Создание Страсбуржских часов датируется 1843 годом. На южном фасаде собора расположен красивый циферблат, который является наружной частью часов, находящихся внутри собора. Под циферблатом находится скульптура Девы Марии с младенцем. Механизм часов позволяет определять даты переходящих церковных праздников на будущий год и считается, что этот календарь может рассчитывать даты бесконечно, то есть такой себе вечный календарь. Эти часы кроме времени показывают месяц, год, фазы луны, затмения и положение планет. Представление фигурок проходит в такой очередности: каждые 15 минут появляется по одной из четырех фигурок, символизирующих возраст; каждый час — Иисус Христос прогоняет смерть; и один раз в день в 12.30 проходит главное представление с участием Иисуса Христа, апостолов, ангела и античных богов.

Астрономические часы Оломоуц, Чехия

Разные источники называют разные даты создания часов, среди них 1422 год и 1474 год, хотя первые письменные упоминания о них встречаются только в 1519 году. Изначально часы были построены в духе времени с геоцентрической системой, однако после реконструкций часы приобрели тот вид, который мы можем лицезреть сейчас. В частности, после второй мировой войны, религиозные фигурки были заменены по коммунистическому учению на рабочих и крестьян. Так что ежедневно в полдень можно наблюдать представление рабочего класса.

Астрономические часы Башня Кремона в Ломбардии, Италия

Эти часы являются самыми крупными из всех астрономических часов и установлены в соборе Кремона на башне, которая является колокольней (третьей по высоте в мире). Часы Ломбардии были построены между 1583-1588 гг. Их ц иферблат оформлен в виде небесной сферы с зодиакальными созвездиями, по которым перемещаются Солнце и Луна, а центре, естественно, находится земля.

Астрономические часы в соборе Святого Иоанна в Безансоне, Франция

Часы Безансона построены в 1860 году и являются сложнейшим механизмом, состоящим из более чем 30 тысяч деталей и 11 движущихся частей и имеющим 57 циферблатов. Находятся часы в закрытом помещении собора, которое открывается хранителем часов для проведения экскурсий. Часы показывают время в разных городах, календари, движение планет, времена года, лунные и солнечные затмения, время приливов, отливов и прочие явления.

Перечисленными астрономическими часами их перечень, конечно же, не ограничивается. К примеру, есть такие часики еще в Бельгии, Венеции, Турции и даже Индии. К слову, индийские астрономические часы, которые к тому же являются солнечными, объявлены памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО как имеющие наибольшие астрономические инструменты на закате могольского периода.

Термин "астрономические часы" в различных справочниках имеет неоднозначный смысл. Современные энциклопедии и научные источники категорично утверждают, что это точный прибор, применяемый при астрономических наблюдениях и для хранения времени (и далее - допустимая абсолютная погрешность в миллисекундах). "Словарь Брокгауза и Эфрона" приводит и второе толкование.

Какие часы считать астрономическими?

По определению этого издания, астрономическими часами может считаться устройство, выполняющее функции не только прецизионного хронометра, но и "механического" планетария, демонстрирующего движение крупных небесных тел Солнечной системы, фазы Луны в проекции на звездное небо. Самые сложные часы такого класса способны отражать более сотни разнообразных переменных, имеющих непосредственное отношение к астрономии, а лучшие образцы являются не только произведениями высокого инженерного искусства, но и величайшими шедеврами мировой культуры.

Антикитерский артефакт

Поднятые с морского дна вблизи острова Антикитера (Греция) в 1902 году фрагменты древнего механизма повергли в шок археологов и исследователей. Возраст значительно поврежденных временем деталей (бронзовых шестерен, циферблатов и стрелок) оценили в 2 200 лет. До этой находки самые смелые предположения об изобретении и создании шестереночных передач относили к 800 году.

Более ста лет фрагменты тщательно изучались, расшифровывались чудом уцелевшие надписи. Лишь применение современных методов исследований (компьютерной томографии, полиномиального картирования текстур) позволили создать модель антикитерского механизма и определить его функциональные возможности. Устройство идентифицировали не только как астрономические часы, демонстрирующие текущее положение Солнца, Луны и пяти известных на тот момент планет на фоне зодиакальных созвездий, но и как первую в истории человечества аналоговую вычислительную машину, способную определить их место на небесной сфере в любой момент прошлого и будущего, производить арифметические действия. Изучение артефакта продолжаются, и, возможно, нас ждут новые открытия.

Творение Джованни Донди

В исторических источниках существуют довольно ранние упоминания о часовых мастерах и их изделиях, но прошедшие столетия не оставили ни имен, ни каких-либо подробностей. Часы Дж. Донди - это первое устройство подобного рода, существование которого подтверждено документально.

Сам механизм итальянского часовщика, к сожалению, не сохранился. Он был сожжен вместе с монастырем Св. Юста, где хранился до 1809 года. Историки располагают лишь его подробным описанием, сделанным самим итальянцем.

Дж. Донни (1318-1387 гг.) создавал свое творение более 15 лет. Астрономические часы ("Астрариум") были установлены на площади в Падуе в 1364 г. Применяемые технические решения минимум на столетие опережали время. Так, для компенсации либрации Луны (незначительных маятникообразных колебаний), мастер применил шестерни с неравномерным угловым расстоянием между зубцами. По циферблатам можно было определить ежегодные даты переходящих католических праздников.

Многие механические планетарии стали украшением и неотъемлемой частью городов Западной Европы. Среди них часы на Кафедральных соборах Страсбурга (Франция) и Лунда (Швеция), городской площади Оломоуца (Чехия), а также знаменитые куранты Файхтингера (Австрия, Линц). Астрономические часы собора Святого Петра (Бове, Франция) считаются крупнейшими в мире (1868 г). При высоте 12 м, ширине - 6 м и глубине около 3 метров изделие содержит более 90 тысяч деталей.

А одними из старейших в мире признаются Лионские башенные часы, первое упоминание о которых относится к 1379 году. По их трем циферблатам можно узнать время и календарные данные, расположение небесных тел над французским городом и церковные праздники до 2019 года.

В 1562 г. часы были разрушены, но к концу XVII века восстановлены Гийомом Нурриссоном. При реставрации был добавлен еще один ярус. С полудня и до 15.00 о каждом прошедшем часе возвещает крик петуха, и под мелодичный колокольный перезвон автоматические фигурки разыгрывают сцены Благовещения.

Староместский Орлой - куранты, получившее собственное имя и ставшие настоящим символом столицы Чехии. Они украшают башню городской ратуши с 1410 года. Автор проекта часов - астроном и математик Ян Шиндель. По его эскизам мастер из Кадани Микулаш изготовил самую старую часть Орлоя - часовой и астрономический механизмы.

Скульптурное оформление было выполнено в мастерских архитектора П. Парлержа. И если не брать в расчет обязательные реставрационные работы, гости чешской столицы видят куранты практически в первозданном виде. Исключение составляют указатель лунных фаз, оборудованный в 1597 г., фигурки Смерти и двенадцати апостолов (1659 г.).

Первоначальный календарный циферблат, изготовленный в конце XV века мастером Яном Руже, не сохранился. Автор нынешнего варианта - пражский архивариус К. Я. Эрбен. Механизм был смонтирован в 1866 году. Художественное оформление циферблата сегодня - очередная копия оригинальной работы художника Й. Манеса.

Орлой - не просто астрономические часы. В Праге с ним связано множество легенд, одна из которых утверждает, что народу Чехии ничего не грозит, пока движутся стрелки Орлоя.

От башенных к карманным

С течением времени астрономические функции стали популярными и в хронометрах личного пользования - в напольных, настольных и даже карманных устройствах.

Уникальные астрономические часы, созданные крепостным уральским изобретателем Е. Г. Кузнецовым (Жепинским) более 250 лет назад, сегодня можно увидеть в историко-техническом музее "Дом Черепановых" (Н. Тагил). Лицевая панель, кроме циферблата, показывающего часы и минуты, содержит прорези для демонстрации фаз Луны и положения Солнца. Календарный механизм, в дополнение к привычным данным (число, месяц, год), показывает Святцы - в отдельном окошке выводится имя святого, соответствующее определенному дню. Часы воспроизводят шесть музыкальных композиций. Театральная часть изображает кузнечную мастерскую.

Вызывают восхищение и устройства других гениальных русских механиков и изобретателей - И. П. Кулибина, Л. С. Нечаева.

Дело всей жизни

Датчанин Йенс Ольсен посвятил своим часам всю жизнь. С детских лет он мечтал быть часовым мастером, а увидев в 1897 г. астрономические часы в г. Страсбурге, задумал создать не менее совершенный механизм. На расчеты и составление чертежей у мастера ушло около 30 лет. Только в 1943 г. ему были выделены необходимые деньги. Реализация проекта заняла еще 12 лет, и, к сожалению, Ольсен не увидел свои часы в металле и стекле. Он умер в 1945 г., а работу продолжил его ученик О. Мортенсен.

Часы Йенса Ольсена на момент пуска в декабре 1955 года в Копенгагенском муниципалитете были признаны самым сложным механическим устройством на планете (15448 деталей).

Кроме привычных функций, часы Ольсена показывают движение всех известных планет (кроме Плутона), прецессию земной оси (оборот за 25753 г.) и звездное небо над Данией, демонстрируя при этом поразительную точность (погрешность хода 0,4 секунды за 300 лет).

Хранители времени

Не стоит забывать еще об одной функции звездных хронометров - хранении точного времени. До двадцатого века эта задача возлагалась на точные астрономические часы с секундным маятником. Для обеспечения равномерности колебаний старались создать идеальные условия:

  • постоянную температуру;
  • пониженное давление воздуха;
  • устранение или компенсацию даже незначительных сторонних механических воздействий.

Высокую точность демонстрируют приборы Шорта с двумя маятниками и пределом суточной вариации хода до 0,003 сек. Уменьшить на порядок это значение удалось в пятидесятых годах прошлого века советскому ученому и инженеру Ф. М. Федченко, путем улучшения термокомпенсации маятника и разработки новой конструкции подвеса.

Суть изобретения состоит в том, что свободный маятник связан с часовым механизмом циферблата только электрической цепью, что позволяет поместить герметичный цилиндр с маятником в идеальных условиях (глубокий подвал или термостатированное помещение), а хронометр - непосредственно на месте наблюдений. Электронно-механические астрономические часы Федченко завершили эволюцию маятниковых устройств.

Атомные стандарты

Кварцевые часы не получили распространения в качестве эталонного образца времени. Хотя точность их хода составляет несколько тысячных долей секунды в сутки, кристалл кварца подвержен старению, и ошибка прогрессирует.

В основе атомных часов лежит использование квантовых энергетических уровней атомов (молекул) в качестве источника резонансной частоты. Переходы системы "ядро атома - электроны" с уровня на уровень создает подобие колебательного контура. С 1967 года за одну секунду принимают продолжительность 9192631770 переходов между уровнями основного состояния стабильного изотопа цезия-133.

Сегодняшние атомные часы - это полностью автономное устройство. Активно ведутся работы по его миниатюризации. В США уже выпущена первая партия наручных атомных часов.

Башня ратуши

Пражские куранты показывают три часовых измерения (среднеевропейское, старочешское и звёздное время), а также указывают зодиакальное расположение Солнца и Луны. Куранты включают астрономический (верхний) и календарный (нижний) циферблаты . Каждый час, с 8 утра до 8 вечера, Орлой разыгрывают небольшое представление в средневековом духе (см. видео в конце статьи), а по праздникам (в вечернее время) здесь устраивают световое шоу. В это время перед достопримечательностью особенно многолюдно. Комфортное место для наблюдения за часами - несколько террасных кафе напротив (удобно, но дорого: стоимость бокала пива от 150 крон).

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой астролябию с часовым механизмом. Его создал Ян Шиндел (профессор математики и астрономии, ректор Карлова университета), а изготовил в 1410 году часовщик Микулаш из Кадани. В 1490 году мастер Гануш (настоящее имя - Ян из Руже) добавил календарный (нижний) циферблат и украсил фасад готическими скульптурами. Движущиеся фигурки апостолов появились в XVII веке.


За поддержание Староместских часов в рабочем состоянии отвечал специальный смотритель. Случались длительные периоды, когда на эту должность не могли найти знающего специалиста, и тогда астрономические часы оставались без присмотра или останавливались на неопределённое время. Как правило, сложности в ремонте были связаны с непониманием конструкции, ведь письменного описания или инструкции по эксплуатации не существовало. Например, на протяжении 1791–1866 гг. работал только часовой механизм, а астролябия оставалась сломанной.

8 мая 1945 года от попадания зажигательного снаряда Пражские куранты (Орлой) вместе со всей Староместской ратушей сгорели. Восстановление длилось три года. Сейчас они на 3/4 состоят из старых, первоначальных деталей. Механизм Староместских часов также остался прежним (за исключением небольших усовершенствований). Серьёзные изменения вносились лишь в художественное оформление и декор.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.


Согласно средневековому мышлению, любая постройка поддаётся неблагоприятному влиянию сверхъестественных сил, поэтому у астрономических часов в Праге множество охранных декоративных элементов. На конусообразной крыше расположены два мифических василиска (у них птичий клюв, корона, два крыла и змеиное тело). Василиск - опасное существо, от его взгляда могут окаменеть люди, животные и растения.

Следующий «охранник» Староместских часов - петух , старинный символ смелости и бдительности; он встречает новый день и Солнце. В легендах и сказках при его первом пении убегают духи и дьяволы. Присутствие петуха можно найти почти на всех средневековых масштабных постройках. Его всегда устанавливают наверху.

Под петухом находится ангел - лучшая из возможных защит. Считается, что это самая первая скульптура на Пражских курантах. Слева и справа от ангела расположены окна, из которых появляются 12 апостолов. Чехи их ещё называют «вероучителями», так как не все из них были те самые первые 12 апостолов Христа. Вероучители участвуют в театральное представление, о котором читайте здесь .

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой часовой механизм и астролябию одновременно (если точнее: циферблат является производной от распространённой в то время планисферической астролябии, которую приводит в движение часовой механизм). Циферблат изображает область движения Солнца - он основан на проекции небосвода с Северного полюса на плоскость экватора. Минутные стрелки отсутствуют.


С внешней стороны циферблат опоясан арабскими числами, которые выполнены популярным в XV веке швабахерским шрифтом и показывают старочешское время . Далее можно увидеть римские числа - они показывают среднеевропейское время . Стрелкой для арабских и римских чисел служит указатель с золотой рукой. До наступления эры технического прогресса и начала глобализации Прага жила по старочешскому местному времени. Отсчёт суток начинался с заходом Солнца, а значит, варьировался на протяжении года. О наступлении полудня столичных жителей извещал выстрел из пушки.

Цифры для среднеевропейского времени появились совсем недавно. Получается, что начало старочешских суток - это наступление темноты по современному времени. Так как в течение года темнеет раньше или позже, то круг со старочешским временем двигается вперёд или назад относительно основной части циферблата.

Следующим элементом Пражских курантов выступают опять арабские цифры, хотя в этот раз их только 12. Они находятся на голубом фоне в верхней части циферблата и обозначают светлое время звёздных суток . В секторе с цифрами «1» и «12» есть надписи на латыни ORTUS (восход) и OCCASUS (закат), а на тёмно-оранжевом фоне - AURORA (заря) и CREPUSCULUM (сумерки). Указателем для звёздных суток служит стрелка с маленькой звёздочкой. Ночное время звёздных суток обозначено тёмно-синим кругом в нижней половине циферблата.

В центре циферблата находится планета Земля (синий круг), вокруг которой движется кольцо Зодиака , показывающее, в каком созвездии находится Солнце. Внешний круг кольца Зодиака разделён на 72 ячейки, которые служат для разделения месяцев на дни. Одна ячейка обозначает 5 дней. Указателем для кольца Зодиака служит стрелка с Солнцем. Также имеется стрелка с Луной, показывающая её фазы в зависимости от положения Солнца: ночью она светится отражённым светом, а в новолуние показывает всю светлую половину.


- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

Декор и внешняя отделка Астрономического циферблата

Вокруг циферблата видно круговую галерею скульптур разнообразных животных (некоторые вымышленные). У каждого есть свой смысл, кроме того, многие из них продолжают защитную линию василиск–петух–ангел–12 апостолов):

  • на вершине круговой галереи отдыхает лев. В царстве зверей, мифологии и символике он всегда имеет значение короля и защитника. Лев вызывает уважение и является символом доблести в равном и честном бою;
  • рядом со львом расположена собака. Она была первым одомашненным животным и символизирует верность и бдительность. В легендах собака сторожит клады. На рыцарских надгробиях собака у ног символизирует естественную смерть;
  • удивительная фигура со змеиным телом и острой конусообразной шапочкой. Это фригийский колпак - символ свободы античного Рима. Передавая его рабу, хозяин даровал ему свободу. Возможно, строители замышляли это как символ очищения и совершенства, превращение ползающей нечистой змеи (символа низких, грешных и дьявольских существ) в человека;
  • охранную линию продолжает кошка. Она тоже иногда охраняет клады, но не так надёжна. Кошка - спутник магов и чародеев, а также символ независимости, дешёвой и фальшивой ласковости, ехидства;
  • маскароны отпугивают и отгоняют опасные внешние стихии. Такая стихия, когда пролетает мимо и видит, что здесь уже занято, ищет себе другое место. Не менее фантастическими компаньонами маскарон являются и скульптурные водостоки-гаргульи, оберегающие кладку от влажности;
  • спящий нетопырь - символ трансформированного дьявола, который пьёт кровь и умеет превращаться в других животных;
  • жаба - христианский символ греха и еретиков. Они якобы пребывают в грязи (во лжи) и квакают свою неправду;
  • ёжик - ночное животное, считается защитником домашнего счастья, но в характере преобладает жадность, агрессивность и гнев;
  • бесформенное лицо на востоке и леший на западе подчёркивают выразительность предостережения перед тёмными силами. Леший - символ природных, лесных и преисподних сил;
  • внизу под астролябией находится сам дьявол (звериное лицо, настороженные уши, глаза навыкат).

Статуи по сторонам Астрономического циферблата

  • Скряга - скупой человек трясёт мешочком с деньгами (есть версия, что на его месте раньше был ростовщик-еврей, но его вид изменили, стараясь быть политкорректными).
  • Маг - с помощью зеркала смотрит за границы мира ощущений. Это считается благородным духовным занятием в противоположность Скряге, который занят накоплением имущества. Некоторые считают, что статуя символизирует Тщеславие, рассматривающее своё лицо в зеркале.
  • Скелет - предупреждение, что всё вокруг тленно. Его звонок и песочные часы подчёркивают Memento mori.
  • Турок - значение не ясно. Возможно, символ греха и наслаждений. А возможно, напоминание о длительной турецкой угрозе для всей Австрийской империи.

Нижний циферблат Орлоя представляет собой календарь. Его первоначальный вариант не сохранился, и сегодня туристы наблюдают циферблат, который спроектировал поэт и пражский архивариус Карел Яромир Эрбен в середине XIX века на основе копии 1659 года. Художественные работы выполнил Йозеф Манес. Понимая историческую ценность проекта, он согласился на очень скромный гонорар, а также проигнорировал суеверие, что человек, внёсший в Орлой существенные изменения, не проживёт долгую жизнь. В 1866 году Манес закончил роспись. Следующие несколько лет жизни художник испытывал физические боли, депрессию и душевные страдания. В 1871 году он умер.


Календарный циферблат Пражских курантов включает внутренний позолоченный диск с созвездиями и внешний медный диск с ячейками для каждого дня в году. Чтобы уберечь шедевр-циферблат Манеса от разрушительного действия погоды, его перенесли в Столичную галерею Праги , а для Орлоя заказали копию. По иронии судьбы автор копии (Е. К. Лишка) добился большей оплаты, чем Йозеф Манес получил за оригинал.

- знакомство с историей и традициями чешского пивоварения, посещение традиционной пивницы с собственной пивоварней - 3 часа, 40 евро

- чарующая природа, богатая история и секреты пивоварения знаменитого курорта в живописной долине - 11 часов, 30 евро

Внутренний позолоченный диск

Диск изображает герб Праги, зодиакальные знаки и календарный цикл фресок на тему чешской сельской жизни в эпоху Средневековья. Фрески, символизирующие 12 месяцев, изображают:

  • в январе празднование рождения ребёнка, как наступление нового года;
  • в феврале крестьянин греет ноги у огня, а жена подносит дрова;
  • в марте крестьянин пашет;
  • в апреле - подвязывает деревья;
  • в мае парень украшает шапку, а девушка собирает цветы;
  • в июне косят траву;
  • в июле жнут пшеницу;
  • в августе вымолачивают зерно;
  • в сентябре время посева озимых;
  • в октябре собирают виноград;
  • в ноябре рубят деревья и заготавливают дрова;
  • в декабре забивают поросёнка.


Внешний медный диск

Диск разделён на 365 ячеек, в которых записан цисиоян - стихотворный слоговый календарь, где упомянуты дни праздников важнейших святых. На соответствующем дне календаря написан первый слог имени святого. Не праздничные дни заполняются любыми слогами (не связанными со святыми) так, чтобы стихи имели какой-то смысл.


Цисиоян на внешнем медном диске

Декор и внешняя отделка Календарного циферблата Манеса

Окружение календаря выполнено на темы растительных мотивов и символов жизни. Циферблат со всех сторон облегает виноградная лоза. Вино считалось божественным напитком, который освобождает от земных забот, приносит радость, молодость и вечную жизнь.


Справа от циферблата расположены обезьяна и птица-феникс. Огненную птицу почитали все цивилизации, как символ вечности, круговорота обновления и воскресения. В каменных ветвях она будто бы ведёт разговор с обезьяной, которая в Античности была домашним животным, ловкой и понятливой, но в Средние века стала символом греховности, жадности и воплощением дьявола.