Общественный строй золотой орды схема. Общественный и государственный строй золотой орды. Право Золотой Орды

Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Ее экономической основой являлись феодальные отношения, характерная черта которых состояла в феодальной собственности на землю, пастбища и скот. Это была т.н. сословная собственность , при которой рядовые кочевники давали своему господину определенную часть получаемого продукта. Более мелкие феодалы зависели от более крупных, что обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения. Вся земля являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земель распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению. Феодальные отношения сочетались с многочисленными пережитками родового строя.

Первая группа феодалов «белая кость» - верхушка золотоордынского общества – включала в себя кочевую аристократию. На вершине социальной лестницы находились хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и т.д.) из дома Джучи – первого хана Золотой Орды. С течением времени род Джучи сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличилось и усилилась борьба за власть между ними.

Вторую группу составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул), которые являлись наиболее крупными феодалами. Каждый крупный феодал получал от своих владений огромные доходы – 100-200 тыс. динаров в год.

Третья группа феодалов была представлена тарханами – людьми среднего достатка, занимавших невысокие должности в государственном аппарате.

Четвертую группу господствующего класса составляли нукеры . Они входили в ближайшее окружение господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. Государственной религией был ислом. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном аппарате, а церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев, и жителей городов. Кочевники-скотоводы звались карачу , жили аилами , вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежавших землевладельцу, которому регулярно платили дань.

Также они были обязаны нести военную службу, содержать чиновников и воинские части, предоставлять им коней и кибитки для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.


Крестьянское население в оседлых земледельческих районах Средней Азии называлось собанчи и уртакчи . Собанчи – это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности в виде работы на виноградниках, платили пошлины с арыков. Уртакчи – обедневшие члены крестьянкой общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов.

В XIII - XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникли как административно-политические поселения, обусловленные потребностями государства. Однако большинство их было разрушено в результате походов хана Тимура. После этого градостроительская культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не возродилась.

Городские поселения Золотой Орды состояли в основном из ремесленников, мелких торговцев, купцов и были довольно многочисленными. Ряд ученых считает, что в городах существовали объединения ремесленников. Там же проживали чиновники. В самом низу социальной лестницы находились рабы. Число их было очень велико. Источником рабства служил плен. Процветала работорговля. Рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Так, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.

Чингисхан разделил все государство Золотой Орды на четыре улуса или удела , каждый из которых возглавлял один из его сыновей. Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, обладавший сильной деспотичной властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное деление страны, пронизывала ее сверху донизу и способствовала укреплению власти хана. Хан имел полную власть над всей Золотой Ордой. Ханов окружала верхушка кочевой аристократии , которая направляла и контролировала деятельность приближенных хана. Курултай – съезд монголо-татарской знати – созывался для решения наиболее важных вопросов (выбор хана, планирования походов, проведение охоты и т.д.). Созыв курултая приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану. Однако в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) из правящей верхушки.

Центральный аппарат Золотой Орды состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. Отраслевым управлением заведовали диваны (канцелярии ). Важным должностным лицом являлся визир – второй после хана глава правительства.

В числе высших должностных лиц были также четыре улусных эмира (правителя). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками).

В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула , который ведал снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры 10 тыс. отрядов), а им – сотники и десятники. Другими должностными лицами были таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и пр.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки , в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.

Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Так, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей. Принудительно были сформированы особые военные отряды из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших над ними контроль. Баскаки подчинялись великому или главному баскаку , находившемуся во Владимире.

Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тысяч). Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войск – многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и т.д.

Железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конницы, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали конным татаро-монгольским войскам преимущество над малоподвижными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы.

Большое и противоречивое значение в исторической судьбе русского народа, а также народов Поволжья, Средней Азии, Казахстана, Закавказья и Крыма имели завоевательные походы монголов в начале XIII века и формирование военно-феодальных государств потомками Чингисхана.

Золотая Орда возникла в результате раздела Монгольской империи Чингисханом между его сыновьями в 1224 году. Тогда это было государственное образование в составе Империи, называвшееся Улус Джучи (Джучи – старший сын Чингисхана). После Западного похода Бату-хана (сын Джучи, в русских летописях - Батый), к 1242 году, с расширением улуса на запад, его центром стало Нижнее Поволжье. В 60-е годы XIII века Орда обрела независимость от имперского центра.

Это государство не имело четко определенных границ. Его власть распространялась не столько на территорию, сколько на подвластные племена и народы, которые находились на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовали различные религии. Такая национальная и классовая пестрота повлияла на общественное устройство.

Статус подданного Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии господствующее положение занимали потомки Чингисхана и Джучи – джучиды. Этот род владел всей землей государства, ему принадлежали военная добыча, государственная казна, слуги и рабы. Хану принадлежал самый большой улус. Джучиды занимали высшие государственные посты. Следовавшие за ними по знатности нойоны вели свои родословные от сподвижников Чингисхана. Нойоны располагали большим количеством зависимых людей и слуг, лошадей и скота. Ханы назначали их на ответственные военные и государственные должности: темников, баскаков. Нойоны часто награждались «тарханными грамотами» , освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Нукеры были дружинниками крупных феодалов. Они составляли свиту своих господ, занимали средние и низшие военно-административныe должности – сотников, десятников, что позволяло им извлекать значительные доходы с населения территорий, где были размещены их воинские подразделения.

К привилегированным слоям населения в Орде относилось мусульманское духовенство (с 1312 года государственной религией Орды стал ислам), купцы, состоятельные ремесленники, крупные землевладельцы, родовые и племенные старейшины. Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги находились в различной степени зависимости от государства и феодалов.

Рабами в Орде становились военнопленные, жители завоеванных земель. Рабов использовали в строительстве городов, в ремесленном производстве. Большое количество рабов продавалось в страны Востока и Западной Европы (через невольничьи рынки в Крыму, главным из которых была генуэзская колония Кафа).

Государственный строй Золотой Орды можно определить как восточную деспотию. Верховная власть принадлежала хану . Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник- чингизид. Хан распоряжался всеми землями государства, возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал высших должностных лиц. От имени хана (или им самим) велась внешняя политика, объявлялись войны, заключался мир. Хан был также верховным судьей.

Существовал общий съезд монгольских вождей – курултай , в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники, вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники. Курултай, созывавшийся эпизодически и проходивший в торжественной обстановке, решал вопросы войны и мира, споры между представителями знати, возводил нового хана на престол. Решения хана и его воля были на курултае неоспоримы.

Система центральных органов управления Золотой Орды многое заимствовала от восточных деспотий Китая, Персии, среднеазиатских ханств.

В конце ХIII века появились диваны (канцелярии) – отраслевые органы управления, находившиеся в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, исполнявшие их поручения, предоставлявшие им сведения о положении дел в отраслях управления.

Высшие должностные лица Орды. В ведении визиря находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Бекляри-бек , иногда называемый в источниках «старшим эмиром», осуществлял военное управление и руководство внешними делами. Букаул ведал вооружением, снабжением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Основой государственности Золотой орды была её военная организация. Носители государственной власти являлись одновременно военачальниками. Основой монгольской армии была многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и представителей других кочевых народов.

Темники (тысячники) – военачальники крупных подразделений, состоял из представителей рода Джучидов - царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально -вассальными отношениями.

Суд в Орде не был отделён от администрации. Хан, государственные органы, должностные лица сами осуществляли правосудие по всем уголовным и гражданским делам. Но в связи с исламизацией Орды в конце ХIII - начале XIV вв. были учреждены суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали в основном религиозные и брачно-семейные дела, связанные с нарушением требований Корана. Для разбора гражданских дел в городах назначались специальные судьи-яргучи . У кочевых народов, входивших в Орду, существовали суды родовых старейшин. Характерной чертой судебной системы военно-феодального общества Орды являлся произвол судей и администрации.

Главным источником права в Орде была Великая Яса Чингисхана, составленная им в 1206 г. в назидание преемникам. Она состояла в основном из правил военной организации монгольского войска и норм уголовного права, включала 33 фрагмента и 13 ханских изречений. Яса устанавливала очень жестокие наказания, как за преступления, так и за проступки, не делая между ними принципиального различия.

Источниками права у монголо-татар были также нормы обычного права. В процессе исламизации Золотой Орды (XIV век) в ней начало действовать мусульманское право. Оно применялось главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Высшим законом в Орде, подлежащим немедленному и не обсуждаемому исполнению, являлись устные и письменные распоряжения ханов – для всех подданных, и феодальная знать не была здесь исключением. Предписания и распоряжения хана применялись в практике государственного управления органов власти Золотой Орды и высших должностных лиц.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались нормами обычного права и были поэтому довольно запутаны. Особенно это характерно для земельных отношений – главной основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Но наследование земли было затруднительным в условиях кочевого хозяйства. Поэтому оно применялось только в земледельческих районах.

Особым объектом наследования в ханском роде выступала политическая власть , причем она совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником считался младший сын.

Брачно-семейные отношения регулировалось обычным правом и нормами мусульманского права (в меньшей степени). Семья была патриархальной и полигамной. Главой её был отец – собственник всего имущества семьи, имеющий право распоряжался судьбой членов своей семьи вплоть до практики передачи своих детей в услужение за долги или продажи в рабство.

Количество жён у свободных жителей Орды – мусульман не могло превышать четырёх, у прочих не было ограничено. Дети жён и наложниц были в равном правовом положении, некоторым преимуществом пользовались только сыновья от старшей жены. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось похищение невесты – действительное или обрядовое. В случае смерти мужа делами семьи управляла старшая жена – до того времени, пока сыновья не становились взрослыми.

Жестокое уголовное право Орды было обязательным условием сохранения господства над покорёнными народами. Яса Чингисхана устанавливала смертную казнь за неповиновение хану, нойонам, должностным лицам, измену, неоказание помощи в бою, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, оказание помощи пленному или преследуемому приказом хана, лжесвидетельство в суде, присвоение чужого раба. В некоторых случаях смертная казнь полагалась также за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других (в особенности знати и начальства), колдовство. Смертная казнь производилась публично, чаще всего посредством удавливания или волочения лошадьми. За бытовое убийство назначался выкуп в пользу семьи потерпевшего, размер которого определялся социальным положением убитого.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите основные причины феодальной раздробленности Руси.

2. Назовите центры государственности в эпоху феодальной раздробленности.

3. Проанализируйте, в чём заключалось своеобразие общественного строя и форм государственного правления в период политической раздробленности.

4. Назовите основные источники права в этот период.

5. Охарактеризуйте особенности общественно-экономического и политического развития Новгорода и Пскова в XII – XV вв.

6. Охарактеризуйте правовой статус основных групп населения и назовите основные институты гражданского и уголовного права по Псковской судной грамоте.

7. Назовите особенности государственного строя и права Золотой Орды.

1. Отечественное законодательство XI – XX веков: пособие для семинаров / Под ред. О.И. Чистякова . В 2-х частях. Часть 1. XI - XIX века – М. : Юристъ, 2009 .- 464с. - (institutiones) .- ISBN 978-5-7975-0146-6.

2. Алекссев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. М: Наука, 1980.

3. Гумилев Л.Н . Древняя Русь и Великая степь / М.: Эксмо, 2006 – ISBN 5-699-16502-5

4. История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров – Изд-во АСТ, 2000 – 576с.

5. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2010. – 431 c.

6. Костомаров Н. Русская республика. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. (История Новгорода, Пскова и Вятки). М., 1994.

ЗОЛОТА́Я ОРДА́, монголо-татарское государство, основано в начале 1240-х годов ханомБатыем, сыном хана Джучи. Власть золотоордынских ханов простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до новгородских земель на севере. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак, степи Северного Причерноморья и Поволжья. Коренные русские земли не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от нее, русские князья платили дань и подчинялись приказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей был город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в первой половине 14 века столица была перенесена в Сарай-Берке, основанный ханом Берке (1255-1266) (близ современного Волгограда).

Золотая Орда во многом была искусственным и непрочным государственным образованием, с пестрым по составу населением. В оседлых областях жили волжские булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы. Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков), канглы, татар, туркмен, киргизов. Различался и уровень общественного, культурного развития населения Золотой Орды.

После завершения периода завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и массовыми человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей стало обогащение за счет ограбления порабощенного населения. Основная часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монгольской знати, в пользу которой несло повинности трудовое население. Ремесленное производство кочевников Золотой Орды имело форму домашних промыслов. В городах Золотой Орды действовали разнообразные ремесленные мастерские с производством на рынок, но работали в них, как правило, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки. Многие города на завоеванных землях были разорены монголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия), Азак (Азов) на Азовском море.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях жизни созывались курултаи - съезды знати во главе с членами правящей династии. Своеобразным главой исполнительной власти был бекляре-бек (бек беков), отдельными сферами управления ведали везиры. Власть на местах осуществляли даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами на места посылались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности в войске занимали члены правящей династии - огланы (царевичи), владевшие уделами в Золотой Орде. Из среды беков (нойнов) и тарханов формировалась кадры военачальников - темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие содержание войскам, военную добычу).


Непрочный характер государства, рост освободительной борьбы покоренных и зависимых народов стали главными причинами распада и гибели Золотой Орды. Уже при своем образовании Золотая Орда разделилась на улусы, принадлежавшие многочисленным сыновьям Джучи. Хотя братьев Батыя признавали его верховную власть, они во многом были самостоятельными. Децентрализаторские тенденции ярко проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266-1282), когда началась война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282-1287) и Талабуге (1287-1291) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Лишь хану Тохте (1291-1312) удалось избавиться от Ногая и его сподвижников. Новую смуту удалось прекратить хану Узбеку (1312-1342); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-1357) Золотая Орда достигла пика своего могущества. Войско Узбека насчитывало до 300 тысяч человек. После убийства Джанибека начался новый период неустойчивости власти. В 1357-1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 1360-1370-х годах фактическим правителем государства был темник Мамай. В начале 1360-х годов от Золотой Орды отпал Хорезм, под власть Литвы отошли земли в бассейне реки Днепр, стала самостоятельной Астрахань. На Руси сложился мощный союз княжеств во главе с Москвой. В попытке ослабить московских князей Мамай во главе огромного войска отправился в поход на Русь, но был разгромлен объединенными русскими войсками в Куликовской битве (1380). При хане Тохтамыше (1380-1395) смуты прекратились, ханская власть вновь стала контролировать основную территорию государства. Тохтамыш разгромил войско Мамая на реке Калке (1380), в 1382 осуществил успешный поход на Русь, обманом захватил Москву сжег ее. В этот период опасным противником Золотой Орды выступил Тимур. В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1440-е годы - Ногайская Орда, самостоятельными стали Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), в 1460-е годы - Казахское, Узбекское, Астраханское ханство. В 15 веке значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды. В 1480 году Ахмат, хан Большой Орды, ставшей на некоторое время преемницей Золотой Орды, попытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачей и русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале 16 века.

Владения Золотой Орды не имели чётко очерченных границ. Это по большей части объяснялось тем, что её власть распространялась скорее на племена и народы, чем на территории. Ордой были захвачены народности, исповедующие разные религии и находящиеся на различных стадиях культурного и социально-экономического развития. Самих же ордынцев покорённые ими народы называли двойным названием (монголо-татары).

Социальная структура Золотой Орды отражала её пёстрый национальный и классовый состав. При этом строгой организации общества не было. Социальный статус подданного ордынца напрямую зависел от его происхождения, должности в военном аппарате и его особых заслуг перед ханом.

Следующей степенью в военно-феодальной иерархии являлись нойоны. Хотя они и не являлись потомками Хана и Джучидов, они имели множество зависимых людей, слуг и большие стада. Это обуславливалось тем, что они вели свой род от сподвижников Чингиз-Хана, а также от их сыновей. Нойонов часто назначали ханами на ответственные государственные и военные должности (баскаков, тысячников, темников, даругов и пр.). Их знаками власти являлись пайцзы и ярлыки, а сами они очень часто получали различные тарханные грамоты, которые освобождали их от разных обязанностей и повинностей.

Особое место занимали в иерархии Орды нукеры, являющиеся дружинниками крупных феодалов. Очень часто они находились в свите своих господ или же занимали такие военные административные должности как десятник или же сотник. Данные должности позволяли нукерам извлекать большие доходы с подвластных им территорий.

К господствующему классу в общественном строе Золотой Орды относилось также и мусульманское духовенство. Кроме него это же положение занимали купцы, крупные землевладельцы, племенные вожди и старейшины, а также зажиточные землевладельцы. Таким образом, в разной степени зависимости от феодальных владык и государства оказывались слуги, городские ремесленники, а также крестьянство земледельческих районов.

Рабство: население и пленники завоёванных Ордой территорий. Данный низший класс использовался для черновых работ (слуги, строительство, ремесленнические подсобные работы и пр.). Кроме того, множество рабов ежегодно продавалось в страны Востока. Но, как правило, большинство рабов через пару поколений получали свободу, хоть и оставались феодально зависимыми.

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.

Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания. Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках-- беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы. Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры -- дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности -- сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности. Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу -- кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них -- сабанчи -- жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие -- уртакчи (издольщики) -- кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток. Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции - судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.