Немцы времен Второй Мировой: люди, как они были, как люди, как они есть. Германия: особенности национальной памяти о Второй мировой войне

В нижеприведенном списке фильмы о войне показывающие исключительно сторону нацисткой Германии в годы Второй Мировой войны. Фильмы в основном Германского производства.

В послевоенном немецком кинематографе прослеживалась общая тенденция с попытками оторвать нацизм от немцев и очеловечить исполнителей. Все ошибки и вся вина за холокост, развязывание войны, карательные операции, бесчисленные жертвы в немецких военных фильмах переносится на нацистскую партию и лично Гитлера. В недавних фильмах немецкий киномограф пошел дальше - его привлек "Заговор генералов", следствием которого стало покушение на Гитлера, этот заговор стал самой главной отправной точкой для "отбеливания". Еще можно заметить, что фильмов на тему Второй мировой войны в Германии было снято не так много как в СССР, военные картины снимались очень качественно, с вниманием к мелочам и сюжетной линии, настрой фильмов был чаще всего пацифичным (как итог).

Список фильмов будет регулярно редактироваться и дополняться, к тому же вы всегда можете посмотреть актуальный список фильмов на нашем сайт используя тег " ".

5.70

"Штуки" - так немцы назвали пикирующие бомбардировщики Юнкерс-87 ("Stuka" - сокращение от Sturzkampfflugzeug). Эти надежные и очень точные в бомбометании машины вместе с танками стали символом блицкрига, в ходе польской и французской кампании. Стоит напомнить, что фильм снят в 1941 году: настоящие пилоты, аутентичная обстановка, десятки "Штук" в воздухе на земле. Уникальный фильм. Ну где еще можно увидеть Me-109 в роли французских истребителей? Воздушные съемки заслуживают отдельной похвалы.
Фильм показывает события Второй Мировой войны в 1940 году. Немецкие войска стремительно продвигается в глубь Франции. Поддержку наступающим дивизиям Вермахта осуществляет немецкая авиация уничтожающая узлы обороны и военные колоны противника. Взрываются французские танки...


6.30

Если воевать, то воевать до конца. Именно так решили нацисты, и под занавес своего поражения все свои наработки по атомной бомбе решили передать союзникам японцам.
1945 год, последние недели войны в Европе. На немецкую подводную лодку грузят радиоактивный плутоний и документацию по созданию атомной бомбы. Конечная точка маршрута - Япония. О грузе субмарины узнают союзники. На подлодку ведут активную охоту английские и американские корабли. Экипаж переживает немало опасных атак и получает известие о самоубийстве Гитлера и капитуляции Германии. Никто не хочет погибать. На подлодке зреет бунт...

7.80

Фильм совместного производства Дании и Германии. По сути - будни небольшого саперного отряда из немецких военнопленных. Оригинальное название "Под песком" (правильный перевода) больше подходит к фильму.
Май 1945 года, на работы по разминированию западного побережья Дании отправляют 2000 немецких военнопленных, большая их часть подростки 14-16 лет. Первые же кадры фильма показывают реальность послевоенной Дании, когда воевавший сержант Расмуссен относится к безвольным немцам с нескрываемой злобой: "Это моя земля! Вы здесь чужие, марш отсюда!", попутно избивая одного немца за нацистский флаг в его руках.
Вчерашних немецких школьников обучают разминировать мины, которые будут залегают в песчаном пляже на глубине 15-20 сантиметров. В этом деле нет особых сложностей, но когда ...

6.20

Фильм ФРГ про самого успешного немецкого командира подлодки капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Фильм художественный, но сюжет почти документальный.
Война только началась, а экипаж Гюнтера Прина возвращается из первого похода уже с добычей. Всё бы хорошо, но враги Рейха утверждают, что немецкие субмарины атакуют только пассажирские суда и танкеры, чтобы быстро и решительно опровергнуть эти инсинуации надо нанести врагу сокрушительный удар в его логове. Командующий подводным флотом Германии Карл Дёниц поручает Гюнтеру Прину проникнуть на британскую военно-морскую базу в Скапа-Флоу ...

7.50

Этот фильм, сделанный в ФРГ в 1955 году - взгляд страны на своё недавнее прошлое. Взгляд трезвый и ясный, без покаянной истерики и самооправданий, и оттого заслуживающий особого уважения. Наверно единственный фильм 1950-х где немцы изображены максимально правдоподобно без карикатурных искажений.
Берлин, 5 декабря 1941, вечеринка устроенная генералитетом вермахта: полковники, летчики-асы и конечно девушки. Главный герой фильма генерал Гарри Харрас - летчик, герой Первой мировой войны, занявший при Гитлере высокий пост в немецкой авиации. Самому Гитлеру он не симпатизирует называя его выскочкой, но служит ему верой и правдой. На самом деле Харрас ходит по лезвию бритвы - разведка СД прослушивает вечеринку через микрофон. Они услышат много интересного, в частности про саботаж на самолетостроительных заводах или например иронический тост ...


6.50

Фильм про альтернативное будущее нацисткой Германии. Самый логичная картина из себе подобных (см. занимательные факты). В главной роли Рутгер Хауэр - он служит в войсках СС, которые по-сути превратились в полицию нравов.
1964 год. Вся Европа под пятой нацистов. США победили Японию, но проиграли в Европе, только на востоке СССР продолжается партизанская война под руководством 85-летнего Сталина. Победить в этой затянувшейся войне и придать Рейху более цивилизованный вид Гитлер может только заключив устойчивый мир с США. Для этого, на свое 75-летие он открывает границы для всех американцев и приглашает президента США подписать союзный договор. Однако планы нацистов могут провалится ...

7.00

Хороший немецкий фильм про первое серьезное покушение на Гитлера 8 ноября 1939 года. К сожалению, мало кто знает об этом событии и его главном герое, однако на эту тему фильм исчерпывающий.
8 ноября 1939 в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер» Гителер в очередной раз выступает перед ветеранами NSDAP (годовщина «Пивного путча»). На этот раз с короткой речью, потому, что его вызывают в Берлин. Через 13 минут после выступления взрывает колона стоящая за трибуной - 8 человек убито и 60 ранено. Несомненно, что взрыв был спланирован для Гитлера. В этот же день на Швейцарской границе немецкий патруль перехватывает ...

7.90

В этом фильме есть всё, что вы хотели знать о жизни в послевоенном Берлине 1945. Хороший немецкий фильм полностью передающий атмосферу того времени. Режиссер: Роберто Росселлини.
Берлин, лето 1945. Вдоль развалин бегает белокурый мальчишка 12 лет, его зовут Эдмунд Келер. Его отец серьезно болен, брат Карл - бывший солдат вермахта прячется в квартире опасаясь лагерей, сестра подрабатывает неизвестно где. Все они живут в доме строго господина Раденмахера, вечно злого на перерасход электричества и недостаток еды. Пока домочадцы полностью деморализованы крушением незыблемого мифа о величии нации Эдмунд по дороге на "обменный рынок" встречает ...

7.40

Не совсем стандартный партизанский фильм совместного производства Югославии и Австрии. Сюжет непредсказуемый и авантюрный.
Вторая половина 1943 года, Югославия. Главная героиня фильма Хельга Райнбек служит врачем при немецком резервном лазарете. Там она завязывает отношения с солдатом Мартином, они расстаются, но продолжают переписываться до своей следующей встречи, которая продлится очень недолго: в горах у склада боеприпасов происходит перестрелка между партизанами и немецким патрулем. Среди потока раненых в лазарет пробирается партизанка Милица - она просит помощи для больной девочки в труднодоступном горном селении. Хельга соглашается помочь ...

6.20

Оригинальный западногерманский фильм про лагерь немецких военнопленных под Сталинградом. Клюква и лубок в каждой сцене. Советские офицеры с замашками гестаповцев - они пьют водку под звуки балалайки и ежеминутно выгоняют немцев на работу.
Зима 1943, для немецких солдат под Сталинградом война закончилась под печальные аккорды - много обмороженных, голодных и больных. До плена за этих бедолаг отвечал нейрохирург Франц Бёхлер, а теперь лагерный врач Александра Касалинская, у которой на войне погиб муж. Своим жестоким обращением с военнопленными она ...

5.70

Испанский фильм про солдат «Голубой дивизии» (Азуль) с крайне необычной детективно-мистической фабулой.
Зима 1943 года, волховская мясорубка в болотах под Ленинградом. Солдаты из "Голубой дивизии" находят на берегу реки труп своего сослуживца Лейтенанта Луиса Дель Авила с перерезанным горлом. Вырезанная на груди надпись на испанском гласит, что "Бог всё видит". Это слова - первая строка в песне, которую не замедлят продолжить новые трупы. Расследование этого убийства поручают бывшему полицейскому Артуро Андраде и сержанту Эстрада. Первая нить приводит "следователей" к месту проведения ...

7.30

Первая половина Второй Мировой войны, Германия. По всей Европе проходят секретные акции по уничтожению умственно отсталых людей. Их душат выхлопными газами, однако в документах пишут, что больные скончались от инфекций. Во время такой же дьявольской операции гибнет племянница немецкого доктор Герштайна - специалиста по дезинфекции бараков и фильтрации воды для войск. Родные догадываются о причастности СС к её смерти, но сделать ничего не могут.
Тем временем Герштайна как подающего большие надежды специалиста по химикатам включат в нацистскую партию и отправляют работать на гигантский промышленный комплекс, где будет завод. Герштайн должен будет контролировать поставщика важного для работы предприятия газа "Циклон-Б" ...


фильм о сложной судьбе немецкого антифашиста Макса перебравшегося в СССР в 1939 году и сражавшегося на стороне советских партизан.
Макс хочет бороться с нацистами - он не против немцев, а против Гитлера и нацистов, которые ведут Германию к краху. Ему дают новое имя Николай Петров и забрасывают к партизанам в глубокий тыл противника. Но немец есть немец, чтобы исключить любые нападки по этому поводу и проследить за адаптацией - к нему приставляют соратницу по партизанской работе Людмилу. Как отличного знатока немецкого языка Макса готовят ...

6.20

Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель был в числе лучших генералов Гитлера. Военные успехи в северной Африке сделали его легендой в глазах немецкого народа и простых солдат, его образ непобедимого генерала эксплуатировался пропагандой вплоть до 1944 года. В 1944 году на Гитлера было совершенно покушение, а Роммель знал о заговоре. Фильм сильно перекликается с фильмом Операция «Валькирия» (2008).
Январь 1944 года, компания в Африке проиграна, немецкие войска брошены на растерзание союзникам, Роммель эвакуирован как ценный военный кадр. Его переводят в Северную Францию командовать группой армий "B". На новом месте он пытается сделать "Атлантический вал" неприступным барьером на пути противника. Однако у него есть стратегические разногласия с командующим...

8.40

«Подводная лодка» - это лучший фильм про подводников. Потрясающе передано все: атмосфера клаустрофобии и первобытного ужаса человека в сражении не только с противником, но и со стихией. Все подводные звуки в фильме - это совершенно недостижимая глубина для большинства фильмов на эту тематику, великолепны и надводные съемки в ужасающий шторм.
Начало битвы за Атлантику, осень-зима 1941 года. Главным действующим героем фильма является капитан подлодки - бесстрашный и харизматичный капитан Калеун. Он бывалый моряк, абсолютный авторитет у офицеров и матросов. Калеун еще не стар, хотя его можно назвать ветераном, его отличает храбрость, стойкость, высокий боевой дух, уверенность в себе и твердость характера, впрочем он совсем не злой, не агрессивный и без фанатизма. Его ближайшее окружение: 1-й и 2-й помощники, главный механик, а также корреспондент, который и пишет о судьбе экипажа...

7.00

Этот фильм - экранизация одноимённого романа Дитера Нолля. Во многом он написан на основе личных воспоминаний самого Дитера Нолля, в 1944 году он был призван в армию, служил в войсках противовоздушной обороны до конца войны, пока не попал в плен к американцам.
Фильм о судьбе немецкого солдата Вернера Хольта, который был призван в Вермахт в 1943 году вместе со своим хорошим другом Гильбертом. Он как и его ровесники поначалу рвется в бой под влиянием пропаганды и общего энтузиазма. Однако постепенно под влиянием тягот военного времени и каждодневной муштры, Вернер начинает понимать, что не всё так просто и однозначно, как он представлял себе раньше. В Словакии он становится свидетелем...

7.70

Это произошло 27 апреля 1945 года, когда до конца войны оставалось каких-то пять дней... этот бой даже не попал в сводку боевых действий. Молодых 16-ти летних новобранцев оставляют защищать мост, который уже не имеет стратегического назначения, и оборонять который по сути не надо.
Наступают американские войска, они практически не встречают сопротивления - немецкая армия отступает, будучи полностью деморализованной, но в наспех набранных новобранцах еще остался патриотический настрой на войну, наверно потому, что они не знают что такое война....

8.30

Оригинальное название фильма "Падение", оно более точно передает его суть. Это суровая, горькая, страшная правда всего того, что случилось много десятков лет назад в бункере, в котором похоронили себя остатки тех, кому так и не удалось построить великую нацию.
Вторая половина апреля 1945 года, советские войска стремительно наступают и бои начинаются на окраинах Берлина. Гитлер еще живет надеждой остановить наступление противника, он отдает приказы, военная машина Германии продолжает работать по инерции, когда почти всем понятно, что час конца уже очень близок....

7.10

Фильм основан на реальных событиях 1944 года. Советская армия наступает по всем фронтам, союзники полтора месяца как высадились во Франции, немецкая армия везде терпит поражение. Некоторая политическая и военная элита Германии и до этого не сильно поддерживала Гитлера, теперь же они и вовсе хотят его уничтожить.
Великолепная актерская игра, напряженный сюжет, во всех отношениях это качественный голливудский фильм.

История героя сопротивления полковника Клауса фон Штауффенберга, возглавившего заговор против Гитлера. В 1944 году он попытался взорвать диктатора, пронеся в портфеле бомбу....

7.70

Июнь 41-го года. Пятеро друзей встречаются в маленьком берлинском кафе, чтобы проводить троих из них на Восточный фронт. Они молоды, они считают, что весь мир лежит перед ними, надо только его завоевать. А дальше начинается ад. Ад русской зимы 41-го года и ад Курской битвы, ад концлагеря Заксенхаузен и ад берлинской тюрьмы Шарлоттенбург, ад фронтового госпиталя и ад штрафного батальона вермахта. Они вновь встречаются в этом же самом кафе летом 45-го, пройдя через все перепетии своей непростой военной судьбы.

Русские в фильме - это некая серая масса, которая либо обороняется, либо наступает, либо уничтожается немцами. Значимых русских персонажей в фильме нет. Есть Лиля, но она еврейка....


8.00

Сериал "Фронт без пощады" был снят на волне успеха " " и первоначально задумывался как приквел. Но по мере переработки сюжета режиссерам стало тесно в рамках приквела и сериал стал самостоятельным с теми же актерами.
Сериал рассказывает о борьбе немецких антифашистов на территории Германии с момента их прихода к власти и до конца войны. В роли главного героя Германа Андерса немецкий актер Юрген Цартман, хорошо известный по роли командира группы диверсантов из "Архива смерти". Герман - антифашист, на на словах а на деле. Во время Гражданской войны в Испании он сражается на стороне республиканцев, где похищает капитана легиона «Кондор»...

7.30

Фильм "Академия смерти - Napola" рассказывает о национал - политической школе нацистской Германии. Энергетически мощный фильм, смотря который пребываешь в состоянии аффекта от антуража, от искренней обоснованной мужественности, которую на сегодняшний день невероятно трудно развить.
Во время Второй Мировой Войны на территории Германии действовали национал - политические школы, где обучались "будущие" гауляйторы европейский столиц. Отбор туда был очень тщательным. Там изучали военное дело и тактику, штудировали "Небелунгов".
В 1942г в Берлин юный Фридрих - боксёр, умный парень получает предложение стать учеником Наполы. Его родители не одобряют его выбор, но он сбегает из дома и попадает в школу....


3.40

Идет Вторая Мировая Война. Близится День Победы. Немцы уже не могут сдерживать превосходящие силы противника. Это история об Арденской операции в конце 1944 года. В ловушку была поймана немецкая часть, которая оказывала серьезное сопротивление. Все понимают, что ситуация не изменится больше в сторону немецких войск, но они сражаются до последнего. Фильм снят со стороны немцев, но отражает действительность многих моментов суровых времен годов войны...
Свист пуль и рев «катюш», голод и холод доводят их до грани безумия. Уже почти ничего не удерживает солдат на тонкой линии между жизнью и смертью....

6.80

Интересный комедийный фильм снятый в Германии (ГДР). Хорошее сочетание военного юмора и взвешенного взгляда на войну глазами и немцев и наших.
1944 год. Никудышный ефрейтор Курт Хартунг вечно попадает в самые нелепые ситуации: то бомбу взорвет не там, то по-глупости в плен к русским попадет (хотя опытный обер-лейтенантом Кун уверял, что русские не придут с болота). И вот опять - после пленения, в лодке, он вспоминает о двух гранатах за пазухой: "Если я скажу русским, они меня убьют". В процессе тайного выкидывания гранат ... Чтобы достичь своей цели, Странскому нужно завоевать уважение командира взвода капрала Штайнера, закаленного в боях ветерана, пользующегося огромным авторитетом среди товарищей по оружию. А «универсальный солдат» Штайнер презирает офицеров, жаждущих славы, но предпочитающих не соваться на передовую… Главный герой - немецкий офицер, направленный под Сталинград перед началом наступления советских войск и ставший участником всей сталинградской битвы, вплоть до капитуляции остатков 6-й немецкой армии зимой 1943 года.
Фильм повествует о разгроме 6-й армии генерала Паулюса под Сталинградом. Молодой лейтенант Виссе, выписавшись из госпиталя в Харькове, направляется в качестве офицера связи в румынскую армию генерала Кодряну. Вскоре в результате наступления советских войск вся группировка немцев оказывается в котле....

6.60

Германский художественный фильм про немецких военных моряков и подводников Второй мировой войны. Сюжет динамичный и непредсказуемый, съемки на высоте.
В 1940 году четверо курсантов окончивших мореходку отправляются служить на эсминец "Альбатрос". Прежде чем выйти в море один из них (Тейхман) попадает в неприятную историю выругавшись на рулевого моторного катера. На следующий день оказывается, что этим рулевым была Эдит - молодая жена адмирала флота. В наказание Тейхмана назначают её помощником на два дня и они разумеется ...

Вторая мировая война стала одним из самых кровопролитных сражений за всю историю цивилизованного мира. Количество жизней, отданных во имя свободы, поражает и одновременно заставляет каждого гордиться своей родиной, осознавая, что заслуга предков неоценима. Стремление к изучению истории этого сражения среди молодежи очень похвально, ведь не зря сэр утверждал, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего». Чтобы оценить, насколько важен подвиг наших защитников, надо обязательно познакомиться с историей немецких танков. Именно немецкие танки ВОВ служили главным элементом вооружения вермахта, но это все равно не помогло германским войскам одержать победу. Так в чем же причина?

Легкие танки

Подготовка Германии к вооруженному противостоянию началась задолго до самого наступления. Но хотя некоторые разработки немецкой бронетехники были уже опробованы, эффективность легких танков оставалась весьма сомнительной.

Panzerkampfwagen I

Подписание которое имело место по окончании Первой мировой войны, поставило Германию в определенные рамки. Это соглашение строго регламентировало все вооружение Германии, включая военные силы и бронетехнику. Строгие условия договора привели лишь к тому, что в скором времени Германия занялась разработкой, а затем и производством новой военной техники секретно.

Первым танком, созданным в Германии в межвоенное время, стал Panzerkampfwagen I, известный также под сокращенным названием PzKpfw I. Разработки этого танка начались в 1931 году, а официально по документам он проходил как сельскохозяйственный трактор. Заказ на создание был отдан 4 ведущим машиностроительным фирмам, но в результате вермахт отдал предпочтение модели, созданной фирмой Friedrich Krupp AG.

После разработки и проведения всех необходимых испытаний тестовой модели этот легкий немецкий танк был запущен в производство. По официальным данным, с 1934 по 1936 год было создано порядка 1100 экземпляров. После того как первые образцы были переданы в войска, оказалось, что танк не способен развивать достаточно высокую скорость. После этого на его базе были созданы две модификации: Pzkpfw I Ausf.A и PzKpfw I Ausf.B. После незначительных изменений корпуса, ходовой и двигателя танк уже представлял серьезную опасность для вражеской бронетехники.

Боевое крещение PzKpfw I состоялось в Испании во время Гражданской войны 1936 - 1939 годов. Во время первых же боев стало понятно, что немецкий танк едва ли сможет сражаться против советского Т-26. Несмотря на то что орудие PzKpfw I достаточно мощное, оно не может пробить Т-26 с больших дистанций, в то время как для советской машины это не было проблемой.

Поскольку технические характеристики этой комплектации оставляли желать лучшего, большая часть экземпляров была потеряна на полях сражений. На протяжении почти всей Второй мировой танки находились на вооружении вермахта, хотя на них и лежали второстепенные задачи.

Panzerkampfwagen II

После проверки не особо удачного танка PzKpfw I у немецких вооруженных сил появилась необходимость создания легкого танка с противотанковым орудием. Именно такие требования были предъявлены фирмам-разработчикам, но проекты не удовлетворяли заказчика, поэтому и была сделана комплектация с деталями различных фирм. Так же как и PzKpfw I, PzKpfw II официально проходил как сельскохозяйственный трактор.

В 1936-1937 годах было выпущено 75 танков в трех различных комплектациях. Эти подмодификации почти не отличались техническими характеристиками, но они служили испытательными образцами для определения эффективности отдельных технических решений.

В 1937 году приступили к выпуску модификации Pz Kpfw II Ausf b, которая совмещала в себе усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть, впоследствии использовавшуюся, чтобы производить лучшие немецкие танки. Производство PzKpfw II во всех трех модификациях осуществлялось в 1937-1940 годах, за этот период было выпущено порядка 1088 экземпляров.

После первых сражений стало понятно, что PzKpfw II значительно уступает аналогичным танкам вражеской техники, поскольку его броня оказалась слишком слабой, а наносимый урон маленьким. Тем не менее производство этой машины только увеличивалось вплоть до 1942 года, а когда уже появились новые, более совершенные модели, танк стал использоваться на второстепенных участках.

Panzerkampfwagen II Ausf L Luchs

Плохая проходимость на польских землях вынудила заняться разработкой новой единицы бронетехники, которая обладала бы гусеничным движителем. Разработка новой техники была поручена двум машиностроительными гигантам - Deimler-Benz и MAN, которые производили почти все немецкие танки Второй мировой войны. Несмотря на название, эта модификация имела очень мало общего с PzKpfw II, хотя у них одни производители большинства модулей.

В 1939-1941 годах обе фирмы занимались проектированием разведывательного танка. По результатам этих работ было создано несколько моделей, которые впоследствии даже были произведены и отправлены на фронт. Но все эти комплектации не удовлетворяли заказчиков, поэтому работы продолжались. В 1942 году инженерам, наконец, удалось создать машину, которая удовлетворяла всем требованиям, и после небольших доработок она была выпущена в количестве 800 штук.

Luchs был оснащен двумя радиостанциями и большим количеством наблюдательных устройств, вследствие чего в экипаже появился новый член - радист. Но после того как первые 100 машин были отправлены на фронт, стало очевидно, что 20-миллиметровая пушка однозначно не в состоянии справляться с вражеской бронетехникой. Поэтому остальная часть партии была переоборудована, и на ее вооружении работала уже 50-миллиметровая пушка. Но и такая комплектация не удовлетворяла всем требованиям, поэтому производство Luchs было остановлено.

Средние танки

Немецкие средние танки периода Второй мировой были оснащены множеством модулей, которых не было у противника. Хотя бронетехнике СССР все равно удавалось успешно бороться с вражеской техникой.

Panzerkampfwagen III

Немецкий средний танк Pzkfw III пришел на смену своему слабому предшественнику Pzkfw I. Вермахт потребовал от производителя машину, которая могла бы бороться на равных с любой вражеской техникой, а вес новой модели должен был быть равен 10 тоннам при 37-миллиметровой пушке. рассчитывали, что Pzkfw III будет основной единицей немецкой бронетехники. В бою ему должны были помогать один легкий танк Pzkfw II и один тяжелый, который должен служить огневой мощью взвода.

В 1936 году были представлены первые модификации машины, а в 1939 одна из них уже поступила в серийное производство. Поскольку между Германией и Советским Союзом был заключен договор военно-технического сотрудничества, СССР приобрел один экземпляр машины для тестирования. После исследований было решено, что танк хоть и достаточно бронированный и быстрый, но пушка слабая.

После первых боев с Францией вермахту стало понятно, что немецкий танк Pzkfw III уже не справляется с возложенными на него задачами, поэтому он был модернизирован, на него установили более мощное орудие и сделали лоб бронированным, чтобы машина не была слишком легкой добычей САУ. Но поскольку качество вражеской техники продолжало расти, а нагромождение новых модулей на Pzkfw III привело к значительному увеличению массы и, следовательно, ухудшению проходимости, производство танка было прекращено.

Panzerkampfwagen IV

Производством этой машины занималась компания Krupp, которой была поручена разработка и создание мощного танка массой 24 тонны с 75-миллиметровой пушкой. Как и многие другие немецкие танки Второй мировой войны, PzKpfw IV был оснащен ходовой частью, в состав которой входило 8 опорных катков, что улучшало маневренность и проходимость машины.

У танка было множество модификаций. После испытаний первой модели А было решено установить более мощный двигатель, что и было осуществлено в последующих двух комплектациях В и С, которые принимали участие в польской кампании. Хотя они проявили себя на поле неплохо, было решено создать новую модель с улучшенной броней. Все последующие модели значительно модифицировались, учитывая опыт, полученный после испытаний первых версий.

С 1937 до 1945 года было произведено 8525 экземпляров различных модификаций, которые принимали участие практически во всех сражениях и хорошо зарекомендовали себя на протяжении всей войны. Именно поэтому на базе PzKpfw IV было создано еще несколько других машин.

Panzerkampfwagen V Panther

Обзор немецких танков доказывает, что PzKpfw V Panther являлся одной из самых эффективных машин вермахта. Шахматная подвеска, 75-миллиметровая пушка и отличная броня сделали его лучшим немецким танком, по мнению многих экспертов.

Поскольку в течение первых лет войны бронетехника Германии удовлетворяла требования, разработка мощного танка осталась на начальных стадиях. Но когда Советский Союз продемонстрировал свое превосходство в танкостроительстве, выпустив в свет КВ и Т-34, которые значительно превосходили существующие немецкие танки Второй мировой войны, Третий рейх задумался о производстве новой более мощной модели.

PzKpfw V Panther, созданный на основе Т-34, участвовал в основных сражениях на фронте всей Европы и показал себя наилучшим образом. Хоть производство этой модели было достаточно длительным и затратным, она оправдала все надежды создателей. На сегодняшний день сохранилось всего 16 экземпляров, один из которых находится в танковом музее Кубинки.

Тяжелые танки

Во время Второй мировой основной огневой мощью Германии служили именно тяжелые танки. Это вовсе не удивительно, если принять во внимание их технические характеристики. Самый мощный тяжелый немецкий танк - это, конечно же, "Тигр", но не пасет задних не менее известный "Маус".

Panzerkampfwagen VI Tiger

Проект "Тигра" был разработан в 1941 году, а уже в августе 1942 первые экземпляры приняли участие в сражении под Ленинградом, а затем в битве на После того как войска Германии атаковали Советский Союз и встретили серьезное сопротивление в виде маневренного бронированного Т-35, орудие которого способно было повредить любой немецкий танк, было решено создать машину, способную дать ему отпор. Поэтому перед инженерами стояла задача создания модернизированного аналога КВ-1 по технологии PzKpfw IV.

Отличная броня и 88-миллиметровая пушка делали танк лучшим среди тяжелых танков во всем мире, что было признано войсками США, Великобритании и Франции. Мощное бронирование танка со всех сторон делало его практически непобедимым, но такое новое вооружение вызвало у потребность в новых средствах борьбы. Поэтому ближе к концу войны у противников Германии были в наличии САУ, которые способны уничтожить В том числе к ним относились советские СУ-100 и ИСУ-152.

Panzerkampfwagen VIII Maus

Вермахт планировал сооружение сверхтяжелого танка, который стал бы недостижимой мишенью для вражеской техники. После того как Гитлер уже подписал заказ на разработку, ведущие машиностроители убедили его, что нет надобности в создании подобной модели. Но Фердинанд Порше думал иначе и поэтому лично приступил к проектированию комплектации новой супертяжелой единицы военной техники. В результате был создан "Маус", броня которого равна 200-240 мм, что является рекордом для военной техники.

Всего 2 экземпляра увидели свет, но они были взорваны войсками Красной армии в 1945 году, как и многие другие немецкие танки. Фото, которые сохранились, и модель, собранная из двух вышеупомянутых взорванных танков, дают отличное представление о том, насколько мощной была эта модель.

Заключение

Подводя итог, надо сказать, что хоть в Германии в период Второй мировой войны танковая промышленность была довольно хорошо развита, ее новинки появлялись как ответ на такие модели советских танков, как КВ, КВ-1, Т-35, и многие другие. Именно этот факт дает понять, насколько важную роль для исхода войны сыграло стремление советского народа к победе.

На Западе считают, что юбилей главного события Второй мировой войны уже отпраздновали, устроив театрализованное представление, посвящённое высадке союзников в Нормандии. Такова история Второй мировой в американской трактовке, вторым элементом которой является холокост. Что касается Восточного фронта, то американец может вас спросить: «Разве там что-то происходило?» Помнится, в начале 1980-х гг. совместный 10-серийный советско-американский телефильм, посвященный Великой Отечественной войне, в США вышел в прокат под названием «Неизвестная война».

В Германии 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны не могут не отметить: слишком глубокий след оставили в памяти народа «тотальная» война и тотальное поражение. Однако с годами живых свидетелей военных событий всё меньше, а многие предпочитают о той войне молчать, как молчал лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс, признавшийся, что был солдатом Ваффен-СС, только в 2006 году. Существует термин «коммуникативное замалчивание», описывающий обычное для первых послевоенных десятилетий уклонение немцев, переживших войну, от рассказов о прошлом даже в кругу семьи. Эта особенность создавала в западногерманском обществе своеобразную атмосферу сплоченности, которую усиливало и общее недовольство поведением победителей, и стремление преуменьшить вину немецкой нации. И тем успешнее насаждалась идеологизированная память о войне, вытеснявшая со временем личную память.

Сегодня коллективная память немцев о Второй мировой войне имеет уже свою историю. В разделенной Германии коллективная память на западе и востоке формировалась по-разному, но всё время с оглядкой друг на друга. Первый же немецкий послевоенный фильм, сделанный в ГДР, был отклонен британскими оккупационными властями, но после премьеры в Восточном Берлине появился в западногерманских кинотеатрах. Он назывался «Убийцы среди нас». Тогда же обозначилось и основное расхождение между востоком и западом: в ФРГ 8 мая считали днем капитуляции и краха, в ГДР - днем освобождения от нацизма и возрождения Германии.

В Западной Германии говорить об освобождении считалось лицемерием. Первый федеральный президент Теодор Хойс признавал, что Германия была одновременно уничтожена и освобождена - очевидно, такая двойственность была уступкой державам-победительницам. Потом порыв западных держав к проведению денацификации в Западной Германии погасила холодная война, и в 1965 г. канцлер Людвиг Эрхард снова изъял упоминание об освобождении из официальной речи по поводу окончания войны.

Социал-демократ Вилли Брандт (канцлер в 1969-1974 гг.) называл себя канцлером освобожденного немецкого народа к великому негодованию его оппонентов-консерваторов. Считается, что только через 40 лет после окончания войны весь политический класс Германии пришел к согласию по поводу того, что в 1945 г. немецкий народ был освобожден. Это прозвучало в речи федерального президента Рихарда фон Вайцзеккера. Когда 31 января 2015 г. он скончался, на траурных мероприятиях его речь 1985 года вспоминали, но без акцента на идее освобождения. Впрочем, сейчас акценты уже расставлены: освобождение от нацизма пришло немцам из-за океана. (Подчеркнем: никогда, даже при Сталине, СССР не претендовал на роль «освободителя» немцев, хотя руководителей ГДР Москва поздравляла с годовщинами «освобождения немецкого народа от тирании фашизма». Стоит напомнить, что Сталин пытался воспрепятствовать и послевоенному разделу Германии).

В 1980-е гг. о войне на Восточном фронте ещё помнили в ФРГ очень хорошо - и во многом благодаря тому, как эта дата отмечалась в ГДР. Лидеры Восточной Германии называли свою республику не только первым государством рабочих и крестьян на немецкой земле, но и антифашистским государством. Да они и сами были антифашистами. Вальтер Ульбрихт, один из основателей Компартии Германии, после прихода Гитлера к власти работал в подполье, а потом эмигрировал в Москву. Эрих Хонеккер был арестован гестапо в 1935 г. и до конца войны находился в заключении. В ГДР чтили немецких антифашистов, в то время как на Западе о них старались забыть. Скажем, бургомистр Кёнигсбронна говорил, что ставить памятник Георгу Эльсеру, который покушался на Гитлера в 1939 г., - то же самое, что увековечивать память о террористах «Красной армии» (левоэкстремистская организация, действовавшая в Западной Германии в начале 1970-х гг.). Памятник Эльсеру в родном Кёнигсбронне поставили лишь в 2010 г.

А первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр считал, что немцам нужно подавить в себе воспоминания о недавнем прошлом и заниматься восстановлением. Масштабы послевоенного восстановления были колоссальны, ведь во многих городах сохранилось менее 30% зданий. Ирония судьбы: в Мюнхене, который Гитлер считал родиной фашизма, не осталось камня на камне от королевской резиденции Виттельсбахов, зато уцелели оба здания национал-социалистической партии. В Нюрнберге 90% зданий построены после войны. Самый известный из заново воссозданных городов - Дрезден - был практически полностью разрушен англо-американской бомбардировкой в феврале 1945 г. Уничтожение западными союзниками Дрездена, а также Вюрцбурга и Ротенбурга объединяет то, что эти города не имели военного значения. Зачем был отдан приказ об уничтожении этих культурных центров - вопрос, который в Германии не подлежит обсуждению. Сравнительно недавно немецкие историки даже провели ревизию количества жертв бомбардировки Дрездена, существенно уменьшив количество погибших по сравнению с тем, что считали раньше. В Германии не принято подчеркивать, что множество «старинных» памятников - это послевоенные новостройки. Считается неудобным напоминать союзникам по НАТО о том, как американцы и англичане ковровыми бомбардировками стирали с лица земли немецкие города.

Скромно выглядят сегодня и памятники женщинам, работавшим на расчистке завалов, хотя в первые годы существования ФРГ этих женщин чествовали как героев. В наши дни чаще вспоминают не об этих женщинах-труженицах, а о женщинах - жертвах насилия. В конце марта этой теме было посвящено еженедельное ток-шоу Сандры Майшбергер на телеканале ARD. 84-летняя пенсионерка Эльфрида Зельтенхайм поведала телезрителям, что приход «русских насильников» оказался страшнее, чем его рисовала нацистская пропаганда.

В преддверии 70-летнего юбилея некоторые немецкие газеты ввели специальную рубрику, посвященную истории, публикуя материалы, связанные со Второй мировой войной. Как правило, эти публикации служат закреплению в коллективной памяти немцев старых стереотипов, иногда с приданием им новых оттенков.

По-прежнему в центре внимания - признание вины немцев за холокост, но желательно с хэппи-эндом (недавно «Зюддойче цайтунг» опубликовала статью, в которой рассказано, как бомбардировка Дрездена «спасла» еврейского ребенка (1)). В Германии основы сугубого покаяния немцев перед евреями заложил канцлер Брандт: его имя ассоциируют сегодня с посещением Варшавского гетто (1970 г.), во время которого политик встал на колени перед памятником жертвам холокоста. В настоящее время памятник жертвам холокоста в Берлине считают материализацией коллективной памяти немцев об исторической вине за развязывание Второй мировой войны. Такой деформации коллективной памяти активно способствовали и американцы, в том числе показом в 1979 г. американского мини-сериала «Холокост» (режиссер - М. Хомски). В свою очередь тот факт, что нацистские преступники занимались уничтожением не только евреев и комиссаров, вытеснен из коллективной памяти немцев.

Напрочь забыто в Германии то, что война на Востоке коренным образом отличалась от войны, которую Третий рейх вел на Западе. На Востоке немцы с самого начала вели против СССР войну на уничтожение (Vernichtungskrieg). Потери только среди гражданского населения Советского Союза превысили 7 миллионов человек. Обращение с советскими военнопленными в немецких концлагерях мало назвать жестоким и бесчеловечным. Были случаи, когда немцев из местного населения приводили смотреть, как «недочеловеки» погибают от голода. Известно ли это жителям современной объединенной Германии? В 1936 г. Гитлер говорил: «Если бы Урал с его неизмеримыми природными богатствами, Сибирь с ее богатыми лесами и Украина с ее неизмеримыми пашнями - если бы все это было частью территории Германии, то под руководством национал-социалистов было бы достигнуто изобилие». Видимо, кто-то на Украине думает, что это - конец цитаты, что изобилие фюрер обещал украинцам. На самом деле Гитлер закончил фразу так: «... и каждый немец имел бы больше, чем ему достаточно для жизни». Как всё-таки буйно разыгралась фантазия современных поклонников национал-социализма на Украине! Достаточно вспомнить организованный прошлой осенью в социальной сети «ВКонтакте» скандальный конкурс «Мисс Остланд» (журналисты переименовали его в «Мисс Гитлер»). И хотя конкурс был организован из Киева, а претендентками на сомнительный титул были преимущественно украинские дивчины, самая массовая немецкая газета «Бильд» написала, что так развлекаются российские интернет-пользователи.

Появляющиеся сегодня в Германии публикации о Второй мировой войне старательно обходят упоминания о сражениях на Восточном фронте, но не чураются описания продвижения американских войск в Европе: например, рассказывают о танковом «сражении» в Кельне, во время которого из единственного немецкого танка были убиты трое британцев; или пишут, что последняя стадия Второй мировой войны началась, оказывается, взятием Аахена. Охотно сообщают о деталях высадки американцев на Окинаве.

Некоторые немецкие политики публично осуждают Россию за проведение военных парадов в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Именно с таким заявлением выступил председатель комитета бундестага по внешней политике Норберт Рёттген (ХДС), обвинивший Россию в том, что она использует историю для оправдания своей внешней политики. А тут бы сказать о другом: о том, что в Германии эксплуатируют «военную славу» солдат гитлеровского вермахта для повышения боевого духа бундесвера! Некоторые казармы названы в честь таких «героев». Фонд, аффилированный с Германским союзом бундесвера, носит имя Теодора Моллинари - человека, чье имя включено в «Коричневую книгу» о военных и нацистских преступниках в ФРГ и Западном Берлине (издана в 1968 г.). В этом же ряду фигурирует помилованный в 1953 г. генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн. Мемуары Манштейна озаглавлены «Потерянные победы» (изданы в 1955 г.), что весьма самоуверенно для человека, приговоренного в 1950 г. британским военным судом к 18 годам заключения. На протяжении десятилетий такого рода литература закладывала основы мифа о незапятнанной чести доблестно сражавшегося вермахта. Миф настолько глубоко укоренился в сознании немцев, что первая попытка развенчать его была пресечена. Это произошло в конце 1990-х гг., когда выставку о преступлениях вермахта после её показа в 33 немецких городах пришлось свернуть и закрыть. В преддверии 70-летия капитуляции Германии там демонстрируется совсем другая выставка, с помпой открытая в бундестаге осенью прошлого года, - о немецких солдатах, участниках миротворческих операций бундесвера по всему миру.

«Коммуникативное замалчивание» и обработка коллективного сознания немцев продолжаются.

P.S. Настоящая статья была получена редакцией до того, как стало известно, что 13 апреля 2015 года скончался Гюнтер Грасс, чьё имя упоминается в статье. Это печальное известие побуждает напомнить, что для Германии Грасс - не только писатель. Герхард Шрёдер очень точно говорит сегодня, что Грасс дал немецкому обществу зеркало, в котором современники видели себя без прикрас. Как человек из поколения немцев, которое выросло в годы Второй мировой войны и сознавало ответственность за преступления германского нацизма он долго не находил в себе сил признаться в том, что был в составе 10 танкового батальона СС Frundsberg. В то же время, трагический опыт ранней юности определил отношение Грасса к войне как к катастрофе, которую нельзя допускать. Гюнтер Грасс был одним из немногих авторитетных общественно-политических деятелей, кто в 1989-1990 гг. не приветствовал объединение Германии. Он считал, что объединение может привести к возрождению милитаризма. Шрёдер напоминает и том, какое значение имела для него лично и для всего немецкого общества твердая позиция Грасса против участия в войне в Ираке. Позже, в 2012 году, Грасс отважился совершить поступок, на который в Германии по соображениям политкорректности не решился бы никто: он публично осудил Израиль за конфронтационный курс в отношении Ирана и критиковал поставку Израилю немецких подводных лодок. Тогда же Грасс осудил политику Евросоюза в отношении Греции, «прикованной к позорному столбу».

Время неумолимо отнимает людей, которые помнили, какой была Вторая мировая война, и имели мужество напоминать об этом своим согражданам.

Военный историк из Фрайбурга Р. Оверманс выпустил книгу «Немецкие военные потери во Второй мировой войне», отнявшую у него 12 лет, - случай достаточно редкий в наше скоротечное время.

Кадровый состав немецкой военной машины во Второй мировой войне - это 13,6 млн. пехотинцев, 2,5 млн. военных летчиков, 1,2 млн. военных моряков и 0,9 млн. служащих войск СС.

А вот сколько немецких военнослужащих на той войне пало? Чтобы ответить на этот вопрос, Р. Оверманс обратился к сохранившимся первичным источникам. В их числе - сводный перечень опознавательных знаков (жетонов) немецких военнослужащих (всего около 16,8 млн. имен) и документация «кригсмарине» (около 1,2 млн. имен), с одной стороны, и сводная картотека потерь Справочной службы вермахта о военных потерях и военнопленных (всего около 18,3 млн. карточек), с другой.

Оверманс утверждает, что безвозвратные потери немецкой армии составили 5,3 млн. человек. Это приблизительно на один миллион больше цифры, укоренившейся в массовом сознании. По расчетам ученого, с войны не вернулся практически каждый третий германский военнослужащий. Больше всего - 2743 тыс., или 51,6% - пало на Восточном фронте, причем самыми сокрушительными потерями за всю войну обернулась не гибель 6-й армии под Сталинградом, а прорывы группы армий «Центр» в июле 1944 г. и группы армий «Южная Украина» в районе Ясс в августе 1944 г. В ходе обеих операций погибли от 300 до 400 тыс. человек. На Западном же фронте безвозвратные потери составили всего 340 тыс. человек, или 6,4% общих потерь.

Самой опасной была служба в СС: в войну или в плену погибло около 34% личного состава этих специфических войск (то есть каждый третий; а если на Восточном фронте - то и каждый второй). Досталось и пехоте, смертность в которой составила 31%; с большим «отставанием» далее следуют военно-воздушные (17%) и военно-морские (12%) силы. В то же время доля пехоты среди погибших - 79%, на втором месте люфтваффе - 8,1%, на третьем - войска СС - 5,9%.

За последние 10 месяцев войны (с июля 1944 г. по май 1945 г.) погибло практически столько же военных, что и за предыдущие 4 года (поэтому можно предположить, что в случае удачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. и последующей капитуляции безвозвратные боевые потери немцев могли бы быть вполовину меньше, не говоря о неподдающихся такому же учету потерях гражданского населения). Только за последние три весенних месяца войны погибло порядка 1 млн. человек, и если призванным в 1939 г. среднестатистически было отпущено 4 года жизни, то призванным в 1943 г. - всего год, а призванным в 1945 г. - месяц!

Наиболее пострадавший возраст - 1925 год рождения: из тех, кому в 1945 г. стукнуло бы 20, с войны не вернулись каждые двое из пятерых. В результате соотношение мужчин и женщин в ключевой возрастной группе от 20 до 35 лет в структуре послевоенного немецкого населения достигло драматической пропорции 1:2, что имело самые серьезные и разнообразные экономические и социальные последствия для полуразрушенной страны.

Павел Полян , «Общая газета», 2001 г.