Конспект урока либеральные реформы александра 2. Включение нового знания в систему знаний. Александр II и его реформы

Цель урока: сформировать у учащихся представление о новом императоре, Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права

Задачи урока.

1. Какие причины, субъективные или объективные, стали приоритетными у императора, в понимании необходимости отмены крепостного права.

2. Как велась подготовка к проведению реформы?

3. Продолжить формирование у учащихся основных навыков и умений работы с историческими источниками.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал с историческими источниками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. О настроении правящих кругов в связи со смертью Николая I наиболее ярко свидетельствовало мнение императрицы Александры Федоровны: "Господь его взял, чтобы его избавить от ужасных вещей!". Слайд 1. Презентация

Формулируется тема урока звучит цитата Герцена. В феврале 1858 г. А.И. Герцен писал в "Колоколе": "Имя Александра II принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось - все равно начало освобождения сделано им, грядущие поколения этого не забудут".

Итак, тема нашего урока “Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права”. Слайд 2

Учитель формулирует проблему: слайд 3.

1. Какой же человек вступил на российский престол?

2. Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

3. Как велась подготовка к проведению реформы?

Возможно, ребята поставят и другие вопросы.

Итак, Александр Николаевич Романов появился на свет в Кремле 17 апреля 1818 года, в среду на Святой неделе. Родители – великий князь Николай Павлович и его супруга Александра Федоровна.

Будущий воспитатель Александра II великий русский поэт Василий Жуковский так откликнулся на рождение малыша:

Лета пойдут; подвижник молодой
Откинувши младенчества забавы,
Он полетит в путь опыта и славы...
Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник славный будет,
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий – человек!... Слайд 4

Александр получил хорошее образование. Наставником его был В.А. Жуковский, воспитателем - К.К. Мердер, боевой офицер, израненный в кампаниях 1805 и 1807 годов, гуманного и кроткого, с честными и разумными взглядами, среди учителей - М.М. Сперанский(законодательство), К.И. Арсеньев (статистика и история), Е.Ф. Канкрин (финансы), Ф.И. Брунов (внешняя политика). Слайд 5

Несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

Согласно журналу Государственного совета за 19 февраля 1855 года, в своей первой речи перед членами Совета новый император сказал, в частности: “<…> Мой незабвенный Родитель любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только её пользе. <…> В постоянных и ежедневных трудах Его со Мною, Он говорил Мне: “хочу взять Себе всё неприятное и всё тяжкое, только бы передать Тебе Россию устроенною, счастливою и спокойною”. Провидение судило иначе, и покойный Государь, в последние часы своей жизни, сказал мне: “Сдаю Тебе Мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя Тебе много трудов и забот”. Слайд 6

Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Идет устная работа с классом. Учащиеся отвечают с места.

Следует отдать должное новому императору - он воспринял эти тревоги, осознал нависшую над страной опасность. Вопреки своим консервативным убеждениям Александр Николаевич стал на путь осуществления кардинальных реформ, отказавшись от принципов политики своего отца.

В ряду необходимых реформ первое место принадлежало ликвидации крепостного права.

Вспомним, когда и кто из предшественников пытался решить этот вопрос? Слайд 7

Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву?

Ученики обсуждают цитаты из документов. Приложение I.

Инсценировка беседы великих русских писателей о крепостничестве в России. Роли распределяются непосредственно в классе. Приложение 2.

Каковы же были причины отмены крепостного права. Слайд 7

Возможные ответы:

  1. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.
  2. Массовые выступления крестьян.
  3. Изменение атмосферы в обществе.
  4. Социально-экономическая отсталость России.

Совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Учитель: Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко. Слайд 8

Сторонники реформаторской деятельности императора?

  1. Брат императора великий князь Константин Николаевич.
  2. Великая княгиня Елена Павловна.
  3. Я.И. Ростовцев.
  4. Д.А. Милютин.
  5. Ю.Ф. Самарин.

30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В своей речи Александр II произнес следующее: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,- и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу” Слайд 9.

Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?

Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы.

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Задание. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Слайд 10

Учащиеся сравнивают эти письма и отвечают на поставленные вопросы.

Два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие с поры: земля и выкуп.

Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император? Это тема уже следующего урока.

Подведем итоги изученного на уроке материала. Слайд 11

На основе изученного, на уроке материала подбери 1-2 слова характеризующие, что представляла Россия накануне отмены крепостного права по следующей структуре, сделайте вывод: слайд 12.

Домашнее задание: учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина параграф 19, сравнить помещичьи проекты крестьянской реформы Позена и Унковского, какой проект был более либеральным, какой более революционным. Какой бы проект отмены крепостного права составили бы вы свой ответ обосновать.

Приложение 1

Документ 1.

По некоторым подсчетам в 1850 г. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном на 22% и в Юго-Западном на 30%. К 1859 г. 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром. (Чунтулова В. Т. Экономическая история России. М. , 1987. с. 77).

Документ 2.

…. Ожидание предстоящей свободы сильно выразилось в 1856 г., причем крестьяне целыми иногда селениями…отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. …Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 1 – убийство управляющего и 1 – нанесения ран (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980. С. 6–7)

Документ 3.

“Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены– и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”.

“…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству”. (“При дворе двух императоров. Воспоминания”)

Приложение 2

Отношение писателей к крепостному праву

Л.Н.Толстой: Вы знаете, Михаил Евграфович, в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения.

М.Е.Салтыков-Щедрин: Это лишний раз доказывает, Лев Николаевич, что помещики сидят на вулкане.

Л.Н.Толстой: Думаю, в ближайшее время Россия может перейти в разряд второстепенных держав.

Н.А.Некрасов: Крепостное право слишком похоже на рабство. Это же безнравственно.

Л.Н.Толстой: “Нужно спасать все здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его… Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены – пожар”.

М.Е.Салтыков-Щедрин: В 1858 году назначили меня вице-губернатором в Рязани, а с 1860-1862 года являлся вице-губернатором Твери. Считаю, что дело всех честных граждан помочь правительству последовательно пресекать действия цепляющихся за свои права крепостников. Вятский опыт мне подсказывал, что и правительство, и чиновники всех регионов горой стоят за помещика. “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа. Очень, слишком даже будет!”.

Н.А.Некрасов: Полностью согласен с вами, Михаил Евграфович. Мы, писатели, это особенно чувствуем. “Каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких унижений, то мотивы для своих стихов беру из их среды. ”В одном убежден, вечно так продолжаться не может. Настанет время, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу.

В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.

  • Предпосылки реформ Александра II.
  • Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
  • Реформы 1860 – 1870 гг.
  • Контрреформы Александра III.

Слайд 2

Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

  • Слайд 3

    Предпосылки реформ

    • Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
    • Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
    • Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
    • Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
  • Слайд 4

    Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.

  • Слайд 5

    Эпоха «Великих реформ» Александра II

    • 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
    • 1864г. – земская реформа

    Реформа образования

    Судебная реформа

    Реформа печати

    • 1870г. – городская реформа
    • 1860 – 1870-е гг. – военная реформа
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность
  • Слайд 6

    Подготовка реформы

    • Секретный комитет (1857-1858)
    • Главный комитет (1858-1861)
    • Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
    • Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
    • 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Правовое положение крестьян

    1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
    2. Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия

    Ограничения:

    • Сословная неравноправность крестьян
    • Крестьян не принимали на гос. службу
    • Сохранения телесных наказаний
    • Неразрывная связь крестьян с общиной
  • Слайд 9

    Земельные крестьянские наделы

    • Вся земля – собственность помещиков
    • Обязательное получение надела для крестьян
    • Земельный надел подлежал денежному выкупу
    • Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
    • Выделение крестьянам худших земель
    • Чересполосица
    • Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
  • Слайд 10

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар

    Слайд 11

    Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос

    Черноземная:

    - «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин

    - «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.

    Нечерноземная:

    - «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.

    - «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.

    - «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.

    1 десятина = 1,096 га

    Слайд 12

    Крестьянские повинности

    • 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
    • До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
    • За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
  • Слайд 13

    Выкуп наделов

    • Выкуп обязателен
    • Гарант выкупных платежей – крестьянская община
    • Выкуп – принудительный
    • 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
    • 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
  • Слайд 14

    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    • 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
    • 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).

    33 руб.33коп.

    Слайд 15

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)

    Если оброк

    • 10 руб. в год
    • 10 р. – 6%
    • Х р. – 100%
    • Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
  • Слайд 16

    Выкупная цена земли

    Черноземная:

    Рыночная цена наделов – 284 руб

    Нечерноземная:

    Рыночная цена наделов – 180 руб

    По выкупным расчетам – 342 руб

    • Выкупная цена по всей земле – 867 руб
    • Рыночная цена всей земли – 544 руб
    • Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
  • Слайд 17

    Освобождение удельных и государственных крестьян

  • Слайд 18

    Условия реформы для удельных и государственных крестьян

    • Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
    • 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
    • 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
  • Слайд 19

    Последствия отмены крепостного права

    • Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
    • Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
    • 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
    • Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
    • 1861г. – волна крестьянского протеста
    • Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
  • Слайд 20

    Земская реформа

    • 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
    • Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
    • 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
  • Слайд 21

    Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.

    Слайд 22

    Городская реформа

    • 1870г. – «Городовое положение»
    • Цель – введение городского управления по типу земского

    509 городов

    • Городское выборное самоуправление
    • Городская управа возглавляла городскую думу
    • Городская дума избиралась на 4 года

    Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.

  • Слайд 23

    Судебная реформа 1864г.

    • Цель: разделение ветвей власти
    • Бессословный гласный суд
    • Равенство всех перед законом
  • Слайд 24

    Военная реформа

    1860 – 1870-е гг.

    Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии

    • Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
    • 15 военных округов подчинены только министру
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
    • Предоставление льгот по образованию
    • Создание всесословных военных и юнкерских училищ
    • Перевооружение
    • Паровой флот
    • Совершенствование системы управления
  • Слайд 26

    Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

    • Начальное образование
    • Среднее образование
    • Высшее образование
    • «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
    • Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
    • «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
    • Прогимназии (4 года обучения)
    • Гимназии
    • Реальные
    • Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
    • Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
    • Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
    • Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
  • Слайд 27

    Внешняя политика Александра II

    • А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
    • Основные задачи
    • Отмена ограничений
    • Парижского договора 1856 г.
    • Укрепление международного авторитета 1870 г.
    • Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
    • Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
    • Лондонская конференция.
    • Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
    • «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
  • Слайд 28

    Политика на Дальнем Востоке

    • Китай
    • Айгунский договор 1858 г.
    • Пекинский договор 1860 г.
    • Граница
    • Япония
    • Симодский договор 1855 г.
    • Петербургский договор 1875 г.
    • Курилы – российские
    • Курилы – японские
    • Сахалин - российский
    • США 1867 г.
    • Продажа Аляски
  • Слайд 29

    Александр III (1881-1894)

    • 1 марта 1881 года Манифест
    • «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
    • Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
  • Слайд 30

    Политика в отношении сословий

    • Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
    • Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
    • Протекционизм в интересах отечественных промышленников
    • В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
  • Слайд 31

    Контрреформы

    • Печать и образование
    • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
    • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
    • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
    • Местное самоуправление
    • Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
    • Ограничены права и полномочия земств
    • Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
    • Судебная контрреформа
    • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
    • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
    • Ликвидированы мировые суды (1889)
  • Посмотреть все слайды

    Либеральные реформы Александра II вывели Российскую империю на новый качественный уровень. Правительство императора разработало и провело целый комплекс реформ российского государства, одними из которых были судебная реформа, военная реформа и реформа народного просвещения. Судебная реформа ставила себе целью создание всесословной судебной системы и ее совершенствование. Военная реформа была призвана увеличить качество и боеспособность российской армии. Реформа народного образования стремилась создать в стране всесословное образование и повысить грамотность среди населения. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

    Судебная реформа была проведена в России в 1864 г. Общий смысл реформы заключался в расширении возможности судов, введении равного для всех судопроизводства, а также создании судов новых типов. В ходе нее были созданы суды двух видов: коронные (государственные) и мировые (общинные).

    Мировой суд являлся общинным. Членов этих судов, мировых судей (рис. 2), избирали посредством выборов, проводившихся земскими или городскими собраниями. Таким образом, в России возникла ситуация, когда граждане могли сами влиять на людей, которые осуществляли судопроизводство. Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость, то есть отстранить судью от должности можно было только в том случае, если он совершил преступление.

    Рис. 2. Мировой судья ()

    Вышеперечисленные меры были сделаны для того, чтобы власть не могла повлиять на суды. Однако вскоре власти стали перемещать судей с места на место, а в 1885 г. министр юстиции получил право убирать судей, неугодных властям.

    Что касается функций мировых судов, то они разбирали мелкие дела об уголовных и гражданских правонарушениях.

    Формально в ходе судебной реформы 1864 г. провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды для военных, духовенства, высших чиновников. Суд над высшими членами общества осуществлял Сенат.

    Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников - судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 г. судебное следствие и суд в России не были разделены - это влияло на объективность судей. Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы. Судья же мог теперь просто рассмотреть эти документы и доказательства и решить, виновен человек или нет.

    Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов, или присяжных поверенных (рис. 3). Адвокаты - это профессиональные правозащитники, оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Института адвокатуры в России до 1860-х гг. просто не существовало. Появление его позволило судам вести дело на более профессиональной основе. То есть теперь не только карающая, административная, власть знала законодательство, но и обвиняемая сторона могла профессионально защищаться.

    Рис. 3. Три адвоката за разговором ()

    В ходе судебной реформы Александра II , кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных заседателей (рис. 4). Они состояли из простых людей - обывателей, которые давали присягу в том, что они будут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных давали возможность жителям Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства.

    Рис. 4. Заседание нового суда с присяжными заседателями ()

    Однако судебная реформа не касалась самой важной категории политических дел, рассматриваемых в судах. Начиная с 1871 г. следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия (рис. 5) - политическая полиция, а с 1878 г. решение таких дел было передано военным судам. Это было шагом назад, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II. Тем не менее данная реформа имела положительное значение для судебной системы Российской империи.

    Рис. 5. Форма жандармов в Российской империи ()

    Важнейшее значение имела серия военных реформ, проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.

    Рис. 6. Д.А. Милютин - военный министр России ()

    Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время - Главный военно-полевой суд.

    Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.

    Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. ()

    Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II . С рекрутчиной было покончено - вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

    Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы - с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.

    Рис. 8. Военнообязанные ()

    Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы - они меньше служили.

    В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно . Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.

    Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.

    Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II , - это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.

    Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.

    К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре - Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II - до 16 500 человек в год.

    Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. ()

    Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. ()

    В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.

    В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные - математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.

    Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. ()

    Рис. 12. Реальное училище в XIX в. ()

    Однако оставалась одна проблема - образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.

    Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования - система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.

    Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.

    Список литературы

    1. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
    2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. - Саратов, 1969.
    3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
    4. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
    5. Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
    6. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. - М.: Наука, 1992. - № 6.
    7. Чугунов П.Б. История России в реформах. - С.-П., 1994.
    1. Российское военно-историческое общество ().
    2. Grandars.ru ().
    3. Studopedia.ru ().
    4. Biofile.ru ().

    Домашнее задание

    1. Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
    2. Что представляла из себя военная реформа России 1861-1876 гг. Каков был ее итог?
    3. Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?

    Александр II : человек и политик

    Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 г. и был первенцем в семье Николая I и его супруги Александры Федоровны. Поэтому с младых ногтей его стали всесторонне готовить к занятию престола и окружили блестящими наставниками и учителями. Его воспитателем был назначен генерал-адъютант К.К. Медер , главным наставником стал В.А. Жуковский , а учителями стали видные русские ученые и государственные деятели М. Сперанский , К. Кавелин , Е. Канкрин, Ф. Брунов и другие.

    По свидетельству современников, как личность Александр был гораздо привлекательнее своего отца - умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером. Однако, в отличие от сильной и волевой натуры отца, Александр II был чрезвычайно изменчив и с годами сохранил эту неустойчивость натуры и в личной, и в государственной жизни.

    Рис. 1. Сцена купли-продажи крестьян ()

    Свое образование Александр завершил в 1837-1839 гг. длительной поездкой по 29 губерниям Европейской России и Западной Сибири и практически всем странам Западной Европы. После возвращения в Россию Николай I стал активно привлекать своего старшего сына к участию в государственных делах. В начале 1840-х гг. цесаревич стал членом Государственного Совета, Сената и Синода , а затем, в 1846-1848 гг., в качестве председателя возглавил работу Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу. Одновременно с этим наследник престола был назначен на высшие военные посты - сначала командующим всей гвардейской пехоты, а затем командиром Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время своего отъезда из столицы Николай I оставлял Александра на хозяйстве и возлагал на сына все государственные дела. В 1850 г. наследник престола принимал активное участие в боевых действиях русских войск на Кавказе, где приобрел богатый и разнообразный опыт в военных делах.

    По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко) , по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором , и, в отличие от младшего брата Константина, никогда не увлекался либеральными идеями. Более того, будучи главой Секретных Комитетов , он всегда возглавлял консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков-крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего отца, Александр II (1855-1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в стране.

    Подготовка крестьянской реформы (1856-1861)

    В середине XIX в. Россия оставалась единственной европейской страной, где сохранялось крепостное право, существенно тормозившее ее социально-экономическое и политическое развитие. Начиная со второй половины XVIII в., вопрос о ликвидации крепостного права постоянно находился в центре общественного внимания. Об этом говорили и депутаты екатерининской Уложенной Комиссии (А. Аленников, А. Маслов) , и просветители (Н. Новиков, А. Радищев) , и декабристы, и славянофилы, и западники, и революционные демократы. Даже правительство и многие идеологи дворянства не остались в стороне от этого острейшего вопроса. Достаточно вспомнить проекты М. Сперанского, Д. Гурьева, Н. Мордвинова, А. Аракчеева и П. Киселева, а также деятельность многочисленных Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу и их законодательные акты, чтобы убедиться в этом. Однако все попытки правительства смягчить наиболее отвратительные черты крепостного права и убедить благородное сословие в выгодности его отмены, постоянно упирались в махровый консерватизм многих помещиков-крепостников.

    Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II (рис. 2) официально заявил 30 марта 1856 г. , во время коронационных торжеств в Москве, где, выступая перед представителями московского дворянства, он прямо заявил, что лучше отменить крепостное право «сверху» , нежели ждать, когда оно будет отменено самими крестьянами «снизу».

    Рис. 2. Александр II в период Крымской войны ()

    Однако сами помещики не горели особым желанием решать назревший крестьянский вопрос, и власть в очередной раз взяла инициативу в свои руки. В январе 1857 г. был образован новый Секретный Комитет по крестьянскому вопросу , в который вошли граф А.Ф. Орлов , князь В.А. Долгоруков , граф М.Н. Муравьев , князь П.П. Гагарин и другие. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем отъявленных крепостников, Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса. Однако напряженная социальная обстановка в стране заставила Александра II принять более действенные меры. Летом 1857 г. состоялась его встреча с генерал-губернатором Прибалтийского края В.И. Назимовым , в ходе которой он убедил друга своей юности подтолкнуть помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

    В июле 1857 г. член Секретного Комитета, министр внутренних дел, граф С.С. Ланской , на основании «Записки» своего заместителя, генерала А.И. Левшина, представил императору проект крестьянской реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты для обсуждения этого проекта. В ноябре 1857 г. царь узаконил предложение С. Ланского в секретном рескрипте на имя генерала В. Назимова, а затем, в декабре 1857 г. , аналогичный рескрипт был дан петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и чуть позже всем руководителям великорусских губерний.

    С опубликованием первых рескриптов и началом работы ряда губернских комитетов подготовка крестьянской реформа впервые приобрела гласный характер. В связи с этим обстоятельством, в феврале 1858 г. Секретный Комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии» , а его председателем назначен Великий князь Константин Николаевич , который был известен своими либеральными взглядами.

    В апреле 1858 г. Александр II утвердил программу Главного Комитета на принципах, изложенных в рескрипте генерал-губернатору В. Назимову, которая предусматривала не ликвидацию, а лишь смягчение крепостного права.

    Между тем опубликование царского рескрипта и создание Главного Комитета вызвало новый подъем крестьянского движения. По данным начальника III Отделения и шефа Корпуса жандармов, генерала, князя В. Долгорукова, в 1858 г. было зафиксировано около 530 крестьянских выступлений, более 100 из которых были подавлены войсками. Таким образом, крестьянское движение не только ускорило ход подготовки крестьянской реформы, но и вынудило царизм к более радикальному решению крестьянского вопроса.

    В декабре 1858 г. была принята новая программа , которая, в отличие от старой, подрывала сами основы крепостничества. Основные положения этой программы, автором которой стал член Главного Комитета, генерал Яков Иванович Ростовцев , выглядели следующим образом: 1. Крепостные крестьяне получают личную свободу; 2. Все бывшие крепостные крестьяне обеспечиваются земельными наделами в постоянное пользование с правом их последующего выкупа в собственность через специальный кредитный банк; 3. Переходное, или временнообязанное, состояние крестьян по отношению к помещикам регламентируется специальным законодательным актом.

    Новая аграрная программа требовала переработать многочисленные проекты губернских комитетов, которые были составлены по старой программе. С этой целью в марте 1859 г. при Главном Комитете были созданы две Редакционные комиссии , которые возглавил генерал Я. Ростовцев. Именно он собрал все законодательные акты о крестьянах, а также поступившие в комиссии проекты крестьянской реформы и материалы Секретных Комитетов и опубликовал их в 25-томном собрании «Материалов Редакционных комиссий».

    В августе 1859 г. в недрах Редакционных комиссий был подготовлен проект «Положения о крестьянах» , который был обсужден с депутатами от губернских комитетов. Многие консервативно настроенные помещики (П. Гагарин, М. Позен) подвергли этот проект резкой критике, поскольку считали установленные в нем крестьянские наделы слишком завышенными, а повинности за эти наделы - явно заниженными. Руководство Редакционных комиссий вынуждено было пойти на ряд уступок консервативной части дворянства, в результате чего в черноземных губерниях страны были существенно понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, напротив, повышены размеры оброка.

    Тем временем, в начале 1860 г. скоропостижно скончался генерал Я. Ростовцев и новым председателем Редакционных Комиссий стал министр юстиции, окаменелый консерватор граф Виктор Никитич Панин. Однако, при всем своем желании, он не смог оказать серьезного негативного влияния на процесс подготовки реформы, поскольку фактическое руководство всей работой осуществлял председатель Земского отдела Министерства внутренних дел Николай Алексеевич Милютин - выдающийся государственный деятель и наиболее видный представитель правительственной партии либеральных бюрократов.

    В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу , где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г., проект этого документа поступил на рассмотрение Государственного Совета , и после его одобрения, 19 февраля 1861 г. , в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (рис. 4).

    Текс самого Манифеста , который был опубликован 5 марта 1861 г. , первоначально был написан Н. Милютиным и Ю. Самариным. Однако затем, по личной просьбе императора, его отредактировал московский митрополит Филарет , которого в народе звали Филька. Поскольку этот текст был написан слишком витиеватым для большинства безграмотных крестьян слогом, то в народе Манифест получил неблагозвучное название «филькиной грамоты».

    Рис. 4. Отмена крепостного права ()

    Аграрная реформа 1861 г. и ее историческое значение

    В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов , в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

    1. 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей» : теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т. д.

    2. Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали усадьбу «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование» , от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему отбывать за свой земельный надел барщину и оброк.

    3. Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах , которые должны были быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение ближайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, и проверка их законности возлагалась на мировых посредников , которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. При этом уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами, и таким образом сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

    4. При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли , а для черноземных и нечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

    5. В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т. е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. Так, по данным многих историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской и Самарской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40% той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку довольно часто помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские наделы, отчего крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

    6. Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, т. е. по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы : размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8-12 рублей за год , а размер барщины сокращалось со 130-140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак) до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42% бывших крепостных крестьян.

    7. Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность . Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. Надо сказать, что в исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей , а реальная, или выкупная, составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак) , напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

    8. Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год.Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. Однако у подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20% требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80% этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне становились временнообязанными по отношению к государству. Теперь, в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти 80 %. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г. , когда только по однимпроцентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в 700 млн рублей.

    Надо сказать, что значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты с помещиками, не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение» , в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

    В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян , принадлежавших царской фамилии. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

    В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян , которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составлял 5,9 десятин земли, т. е. почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

    Подводя итоги аграрной реформы 1861 г., необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

    1. После отмены крепостного права помещики в полном объеме сохранили прежние права на земельную собственность, т. е. проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

    2. Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

    Параллельно с отменой крепостного права, летом 1861 г., во всех помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление , по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837-1841 гг. графом П. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т. д.

    Несколько сельских обществ образовывали волость , управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты , только в объеме волости, а сельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда , то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки.

    Однако эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников , которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

    Рис. 5. «Отмена крепостного права на Руси», Муха А. ()

    Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю противоречивость и незавершенностьэтой реформы, онаявилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

    Историография Великих реформ

    Надо сказать, что эпоха Великих реформ, начало которым положила аграрная реформа 1861 г. , нашла достойное отражение в отечественной историографии. До революции наибольший вклад в изучение этой темы внесли русские историки-либералы (С. Татищев, Г. Джаншиев, А. Корнилов, А. Кизиветтер) , которые оценивали их по большей части апологетически, как результат доброй воли царя-освободителя, а не как итог объективных закономерностей развития страны.

    В советской историографии, напротив, стал делаться особый акцент на ограниченности этих реформ, при этом их изучение довольно часто подгонялось под резко критические ленинские оценки. Наиболее крупные работы, созданные в тот период, принадлежали перу Н. Дружинина, П. Зайончковского, Б. Литвака, Л. Захаровой, Н. Эйдельмана и Л. Ляшенко. В данных монографиях, насколько это было возможно в тех условиях, непредвзято были изучены и оценены буржуазные (определяющие) и крепостнические (остаточные) черты Великих реформ, а в ряде работ (Б. Литвак, Н. Эдельман) рассмотрены и возможные, но так и не реализованные альтернативы.

    В настоящее время оформились три основных подхода в оценке Великих реформ и личности самого Александра II :

    1. Одни историки (Н. Троицкий) считают, что Александр II и его окружение внутренне оставались противниками любых реформ и вынужденно пошли на их проведение под давлением растущего недовольства народных масс и угрозы окончательной потери статуса великой державы после поражения России в Крымской войне.

    2. Другие историки (Б. Литвак) мене жестко оценивают позицию правящих кругов, однако и в их представлении Александр II выглядит человеком, помимо своей воли увлеченным потоком событий на путь реформ, которые вынужденно проводил для сохранения самодержавного режима.

    3. Третьи историки (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко, Е. Толмачев) считают, что Великие реформы являлись осознанным выбором правящих верхов и, прежде всего, самого Александра II , который ради блага своего Отечества отважился на поступок, свойственный настоящим государственным деятелям.

    Список литературы для изучения темы "Александр II. Реформа 1861 г.":

    1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.
    2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
    3. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. - М., 1972.
    4. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. - М., 1991.
    5. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. - М., 1994.
    6. Ляшенко Л.М. Александр II: победа и трагедия. - М., 2011.
    7. Миронов Б.Н. Социальная история России. - СПб., 1999.
    8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
    9. Толмачев Е.П. Александр II и его время. - М., 1998.
    10. Троицкий Н.А. История Россия XIX века. - М., 2003.
    11. Чернуха В.Г. Великий реформатор и мученик. - СПб., 1995.
    12. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. - М., 1989.
    1. i-Школа ().
    2. РИА Новости ().
    3. Русские мемуары ().
    4. Интернет-портал Adukov.ru ().
    5. Русские мемуары ().

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

    Конспект урока по истории России

    на тему

    « Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».


    подготовила

    учитель истории

    Боброва Светлана Валерьевна

    Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

    Цель урока :

    1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

    2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

    3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

    Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

    Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

    Ход урока:

    1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

    Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)

    Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

    - Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

    - Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

    Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

    Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

    1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

    Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

    В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

    В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

    земства

    земское собрание земская управа

    (распорядительный (исполнительный орган,

    орган, из представи- работал 3 года, избирался

    телей всех сословий земским собранием)

    в лице депутатов,

    работал 3 года).

    В ведении земств находились вопросы местного значения:

    строительство и содержание дорог на местах;

    открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

    оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

    оказание агрономической помощи крестьянам;

    сбор статистических сведений.

    Значение создания земств

    1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

    2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

    В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

    Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

    городское самоуправление

    городская дума городская управа

    (распорядительный орган, (исполнительный орган)

    состоит из выбранных депутатов)

    городские думы и управы веда­ли

    в основном хозяйственными вопросами:

    благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

    организация местного здравоохранения, открытие больниц;

    забота о народном образовании, открытие школ;

    открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

    организация противопожарных мер;

    занятие благотворительностью.

    Значение создания органов городского самоуправления

    1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

    2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

    2. Судебная реформа.

    По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

    В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

    Были учреждены две системы судов:

    мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

    общие - окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

    Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

    Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

    СЕНАТ

    (Высшая судебная инстанция)

    Мировой суд Общий суд

    (рассматривал мелкие уголовные и

    гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

    городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

    вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

    стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

    для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

    образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

    ценз). участием 12 присяжных преступлениях

    в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

    Новое судопроизводство означало:

    одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

    суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

    вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

    присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

    меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

    (военный суд или Сенат);

    судьи назначались правительством, но уволить их можно

    было только по суду - это важнейший принцип судебного

    устройства, принцип несменяемости судей.

    3.Военная реформа .

    Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

    Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

    В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий - полтора года, для окончивших город­скую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

    Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

    Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

    4. Реформы в области просвещения.

    Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

    Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

    19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

    Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

    Система образования после 1864 года:

    начальное образование среднее образование высшее образование

    (начальные школы

    различных типов: гимназии

    государственные,

    земские, церковно-

    приходские, воскрес- классические реальные Университеты

    ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

    3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

    дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

    тупления в уни- промышленности автономию).

    верситеты). и торговли; доступ

    в университеты для

    их выпускников был

    Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

    Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

    Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

    Домашнее задание.