Как работают и живут люди в лесах. Что делать зимой? Выживание в лесу летом

Вас это может удивить, но в современном мире, в наше время, многие люди, преимущественно жители больших городов, предпочитают от нескольких недель до нескольких месяцев в году жить … в лесу! И это не религиозные фанатики и не аскеты-отшельники, а, в большинстве своём, вполне социализированные и адекватные члены общества. Как же это возможно и зачем это нужно? Попробуем разобраться.

Очевидным мотивом перебраться хотя бы временно в лоно природы является шум и суета больших городов, удушливый воздух и отравленная вода. Побег из города явно решает эти проблемы, однако возникает множество вопросов: куда ехать и где останавливаться? Могут ли возникнуть проблемы с властями или местными аборигенами? Комфортно ли жить вдали от мира в полном уединении?

Куда идти?

На самом деле «уйти в лес» сейчас это вовсе не значит остаться в одиночестве. Растёт и ширится число людей, по достоинству оценивших такой способ отдыха или образ жизни, а вместе с тем осваиваются и места, удобные и комфортные для «дикого» проживания.

Мне неизвестно, насколько такая практика распространена в центральной части России и в более холодных её областях, но на юге, в Краснодарском крае, и на Украине, существует уже много мест, где можно расположиться, не привлекая к себе повышенного внимания. Ежегодно проводятся фестивали различной тематики, которые длятся по нескольку дней или недель. На место их проведения люди съезжаются, как правило, заранее, а уезжают многие значительно позже. Одним из самых известных подобных фестивалей является «Восхождение», проводимый осенью в долине реки Жане.

В теплое время года проводится также довольно много различных бардовских фестивалей. Существуют также фестивали «реконструкторов», «ролевиков», «толкиенистов», затяжные религиозные семинары, а также слёты различных духовных практиков. Всё это позволяет плавно входить в «дикое» существование на природе в кругу своих единомышленников. На таких мероприятиях многие впервые пробуют жить в палатке, готовить на костре, мыться и стирать в реке. С другой стороны, организаторы стремятся обеспечить участникам хотя бы минимальный набор комфортных условий для существования. Правда и какая-то плата за это зачастую взымается.

Когда эта стадия пройдена, а заодно появились друзья-единомышленники, возникает закономерный вопрос - а можно ли продлить это удовольствие. Конечно можно! Есть места, где люди постоянно живут в палатках или в домиках, самостоятельно построенных из подручных материалов, ничего никому за это не платя. В России наиболее известными являются такие «колонии» на Утрише и в долине вышеупомянутой реки Жане, на Украине есть «Лисья бухта», «Меганом» и «Шипот». И это только самые популярные места. Традиционно такие пристанища свободолюбивых и независимых людей располагаются в местах, с удивительно красивой природой, в горах или на берегу моря.

Что касается беспокойства за личную безопасность и сохранность вещей, то она практически на том же уровне, что и в городе, с небольшими нюансами. Если вы имеете голову на плечах, уважительно относитесь к окружающим и не злоупотребляете изменяющими сознание веществами, то бояться вам нечего. То же относится и к вопросу о полиции, лесниках или администрации. Представители этих органов довольно редко появляются в «заповедниках» дикарей, т. к. взять с них нечего, а добраться до них сложно.

Само по себе проживание в лесу или на пляже закон не нарушает. Где-то запрещено разводить костры или располагаться в близи туристических достопримечательностей, скорее всего запрещено пилить на дрова живые деревья, а также наверняка возникнут проблемы, если при вас или на вашей стоянке обнаружат наркотики. Если же правила, местные традиции и закон вы не нарушаете, то и опасаться вам совершенно нечего.

Что делать?

Есть и занятия, которыми так или иначе занимаются все: обустройство стоянки, заготовка дров, доставка провизии, стирка, организация банных процедур в том или ином виде. Со временем формируются необходимые навыки, нарабатывается практика, и вот уже даже выросшему в городе ребёнку каменных джунглей не составляет особого труда обеспечить себя всем необходимым.

Что нужно иметь?

Наличие и качество снаряжения определяет, насколько комфортно вам будет жить на природе и, в значительной мере, на сколько долго вы сможете в ней оставаться. Особенно это важно на начальном этапе, затем, с опытом, от чего-то можно будет отказаться, а что-то другое - приобрести. Самым базовым комплектом для обеспечения своей независимости и комфорта являются палатка, туристический коврик (иногда его также называют «пенка» или «каримат») и спальник.

Палатка должна иметь тент, иначе вам не избежать бесконечной возни с целлофаном, а скорее всего и намокания. Хорошая двухместная палатка с тентом в 2012 году в Декатлоне стоит 1000 руб., и она определённо стоит этих денег, даже при самом скудном бюджете. Коврик желательно иметь как минимум двухслойный, он прослужит дольше и даст гораздо больше комфорта. Тонкие коврики с фольгой для палаточной жизни не применимы. Спальник нужно выбирать исходя из того, где и сколько времени вы собираетесь жить. Средний по цене спальник, обеспечивающий комфорт при +5 - это вполне себе универсальный выбор. Всё это нужно в чём-то носить, значит нужен и рюкзак. Выбор рюкзака - это отдельная тема для большой статьи, поэтому не буду здесь её касаться. Скажу только, что удобство и объём рюкзака определят вашу мобильность и лёгкость на подъём.

Помимо этого туристического минимума, вам также скорее всего понадобится посуда, минимальный объём которой это кружка, миска, ложка и нож. Миску лучше брать металлическую - оптимальный выбор с точки зрения веса и прочности, остальное - на ваше усмотрение.

Очень поможет тент, так что нужно брать при любой возможности. К нему желательно заранее обзавестись стропами или мотком бечевки. Чтобы готовить потребуется канн (котелок, кастрюлька). Из мелочей не следует забывать про пару источников огня (спички в пакете и зажигалка), пару источников света (фонарик на голову и брелок-фанарик), аптечка с нужными вам медикаментами, а также обеззараживающими, перевязочными материалами, активированным углём, презервативами. Небольшой топорик и пила могут помочь заготавливать дрова, но, вообще говоря, можно прекрасно обходиться и без них, собирая хворост. Желательно захватить средства личной гигиены, по возможности выбрать мыло и стиральный порошок безвредный для окружающей среды. Очень помогает и практически ничего не весит комплект ниток и иголок, причём в обязательном порядке содержащий толстую нейлоновую нить, а также иголку, в которую её возможно продеть, и наперсток. Такой запас позволит в пути ремонтировать одежду, обувь, а также снаряжение (палатку, рюкзак).

Всё остальное - факультативно. Чем меньше вы с собой наберете, тем легче будет перемещаться и больше мотивации общаться с «местным населением», налаживая хорошие отношения. С другой стороны, если в планах простоять весь сезон в одном месте, то можно запастись и всем необходимым.

Откуда деньги?

Уже проснулось желание перебираться в лес или на берег моря на всё лето, если не на всю оставшуюся жизнь, но появляется вопрос - а жить-то там на что? Зависит от конкретной ситуации. В городе вы живёте в квартире или комнате (если в частном доме - вообще замечательно). Пока вы в лесу - она остаётся пустой. Соответственно, если она принадлежит вам, её можно (и нужно) сдавать. Вырученные деньги скорее всего покроют ваши расходы на питание, перемещение и прочее, а может быть и позволят вам подкопить на комфортную зимовку. В диких условиях люди склонны пересматривать потребности в сторону их уменьшения. Начинаешь понимать, что по-настоящему важно, а что - наносное. В лесу нет телевизора и рекламных щитов, самое главное для жизни либо вообще бесплатно, либо стоит совсем немного. Если сдавать нечего, то следует обратить внимание на свои таланты, которые могут быть явными или скрытыми. Музыканты могут обеспечивать себя, устраивая уличные концерты в ближайших городах. Можно создавать из природных материалов (дерева, глины) поделки и сдавать их на местных ярмарках туристам. Можно научиться собирать травы, кору и коренья, съедобные или употребляемые в медицинских целях, и продавать их самому или сдавать на реализацию. В близлежащих посёлках наверняка нужна мужская помощь в строительно-отделочных работах, а если вы, в отличие от других селян, не уходите в запой после первой «получки», а способны довести до конца начатое дело, то 5-7 дней работы могут обеспечить вас средствами к существованию на месяц-полтора. Так или иначе, можно уже приехав на место и пообщавшись с людьми понять, как они решают свои материальные проблемы, и подобрать тот или иной способ для себя. Желательно раскрывающий творческое начало и приносящий радость.

Сухой остаток.

Опыт жизни отдельно от цивилизации способен изменить любого человека, укрепить уверенность в себе, расширить границы восприятия, помочь по-другому взглянуть на свою жизнь и привычные вещи. Сознание очищается от мусора, чужих внушений и установок, появляется вкус к жизни, тело набирается энергии, укрепляется в движении. Жизненные приоритеты выстраиваются гармоничным образом, пустые страхи уходят. Люди сильно меняются, это отражается даже во внешности, становясь более успешными и более счастливыми. Получение этого опыта всего в одном шаге от каждого от нас, нужно только сделать этот шаг.

Судьба сыграла с ним злую шутку. Он потерял всё, но сохранил желание Жить. Его зовут Виктор Борисов и он живёт в лесу. Вдобавок ко всему он ещё и делает свой сайт с мобильного телефона. О том, как живёт этот удивительный человек нам поведал блоггер Torpedonov.

Данный материал помимо возможности проверить у себя наличие простых человеческих чувств и сострадания к ближнему так же является крайне полезным для всех тех, кто заинтересован вопросов автономного выживания в условиях дикой природы. (прим. редактора)

Большинство материалов для дома подарил Виктору добрый человек, пенсионер Юрий из ближайшей деревни. Он помогает Виктору не смотря на жесткое сопротивление семьи самого Юрия.

Печь на улице используемая для приготовления пищи. Главная опасности при такой жизни это неадекватные охотники с оружием, представители власти, а также огромный лось, который часто подходит к двери дома и томно дышит.

Виктор Борисов на фоне своего жилища

Ещё одно фото дома, рядом с входа.

Внутри у Виктора тесно, но наблюдается порядок и даже некоторый уют. В его доме имеется небольшая кровать, стол, самодельная печь, а также самодельная ручная электростанция.

Таким вот образом Виктор добывает электричество для зарядки мобильного телефона. Используется часть велосипеда, аккумулятор и еще какие-то вспомогательные устройства.

Техника на грани фантастики крупным планом.

Кружки и другая посуда идеально чистые. Сравните со своей офисной чашкой или представьте в каком состоянии находится посуда у среднестатистического гастарбайтера.

При помощи этого телефона был сделан сайт Виктора.

Главная вещь поддерживающая жизнь в доме, самодельная печь.

Оригинальный светильник. Если повернуть его на 180 градусов, то видно, что раньше он использовался на крыше автомобиля такси.

Виктор зарабатывает на жизнь при помощи случайных заработков, а также при помощи этого документа.

Вообще, Виктор производить впечатление очень цельного человека, чувствуется излучаемая им основательность и созидательная энергия. За все время общения он не сказал ни одного не то что матерного, а просто ни одного грубого слова. Скоро зима, и жизнь в таких условиях будет тяжела до крайности. Мечта Виктора купить какую-нибудь бензопилу, так как зимой постоянно нужны дрова.

Первыми уходить в поля да в леса, чтобы жить своим особым экоукладом, стали европейцы - еще в середине 90-х. В России же экопоселения начали появляться лет восемь-десять назад. Почему вполне успешные люди покидают города и осваивают необжитые земли, чтобы самим выращивать себе овощ насущный, выпекать хлеб и даже варить мыло, - специальный экорепортаж из Калужской области.

Во чисто поле добывать себе овощ насущный

Дачник и экопоселенец друг от друга отличаются, как молния в небе и та, что нарисована на электрощитке. Т.е - в корне. У экопоселенца есть идея, а не просто домик в деревне и примыкающие к нему пресловутые шесть соток. Идея - заложить в лесу или поле фундамент под будущее родовое поместье, чтобы и детям, и внукам, и правнукам было где жить.

Это если потомки, конечно, захотят вместо электричества использовать солнечные батареи, вместо кофе и чая пить травяные сборы, а вместо бифштекса есть пареную репу.

Экопоселения на российских географических широтах стали образовываться около десяти лет назад. Но о них по-прежнему мало что известно.

В экопоселении под Милёнками живет даже семья из Греции

Есть в Калужской области деревня Милёнки, это от Москвы 220 километров. Рядом с Милёнками национальный парк "Угра", а рядом с "Угрой" экопоселение.

В 2006 году администрация Дзержинского района области выделила экопоселенцам земли сельхозназначения. 150 гектаров. Земли, на которых до поселенцев давно никто ничего не сеял и не жал. Они плотно прилегают к лесу, так что живут экосемьи, считай, в лесу.

У каждой семьи по полтора-два гектара. Земля здесь в общей долевой собственности, никто не вправе ее продавать. Можно передавать в наследство.

Те, кто приезжают на поселение платят взнос, пять лет назад это было около 40 тысяч, теперь под 200. Но все равно для такой территории, которой ты теперь владеешь, и которую тебе предстоит обживать, это копейки. Тем более тех, кто сюда перебрался, нельзя назвать неудачниками.

Средний возраст поселенцев 30-35 лет. Люди все семейные. Здесь есть бизнесмены, которые в городе имели охрану, тут и продвинутые дизайнеры, врачи, учителя. Кто из Калуги, кто из Москвы, кто из Екатеринбурга, приехала даже семья из Греции, в которой, как известно, вроде бы "все есть".

Некоторые из поселенцев сдают свои городские квартиры в аренду - лишних денег не бывает. Некоторые продают собранные в экопоселении травы, грибы, ягоды, что тоже является финансовой поддержкой. Некоторые нашли работу внутри поселения: столярничают, плотничают...

Приехав сюда, еще вчерашние городские жители учатся рыть колодцы, строить дома и даже выпекать хлеб.

По приезде в поселение, это происходит, как правило, в начале лета люди поначалу живут в палатках, потом задумываются о постоянном жилище. Дома здесь могут быть из сруба, кстати, стройматериалы покупные, поскольку лес тут даже на дрова не рубят, и щепки не летят. Некоторые возводят глинобитные постройки. Даже юрта казахская в поселении имеется. В ней и собирается зимовать впервые семья Алексея и Екатерины Шолош. Сейчас они утепляют юрту - обкладывают ее мешками с соломой. В процессе утепления задействованы все: папа, мама, дочка Даниэля, которой девять лет и сын Кирсан, ему четыре года.

Алексей и Екатерина - москвичи. По образованию театральные художники, а потому по натуре своей люди творческие, что и подтверждает внутренняя обстановка их жилища. В нем и картины маслом, и поделки из дерева и камня.

А еще у Алексея есть небольшая кузница. Местные мальчишки из нее практически не вылезают. Алексей обучает их кузнечному делу, он вообще в поселении такой массовик-затейник на добровольной основе. То древней игре викингов поселенцев обучит, то еще что-нибудь придумает.

"Люди сами виноваты во всех своих болезнях. Микробы тут ни при чем"

Есть в поселении свои учителя и врачи. Павел и Наталия Черепановы до жизни в лесу работали врачами на скорой помощи. Здесь они, в случае необходимости, и оказывают местному эконародонаселению первую медицинскую помощь.

Черепановы приехали два года назад с Урала. Сейчас глава семьи строит деревянный юртообразый дом.

"Мы переехали сюда в первую очередь ради детей, - говорит экопоселенец Павел. - Чем они дышали в городе? Автомобильными выхлопами, заводскими выбросами? А потом, мы с женой постоянно боялись, что за сына, что за дочь. В городе столько криминала. Столько сомнительных соблазнов. Подростки пьют, курят, колются. Здесь же живут такие же семьи, как и наша. Нам опасаться нечего".

Получается, что в лесу безопаснее, чем в городе. Впрочем, лес лесу - рознь. В этом лесу даже браниться запрещено, не то, что к никотину с младых ногтей привыкать или пивом баловаться. Здоровый образ жизни - здесь один из главных приоритетов.

"Мы с женой, конечно, убеждены, что люди сами виноваты во всех своих болезнях. Микробы тут почти ни при чем. Надо правильно питаться, дышать свежим воздухом, закаляться и отказаться от суеты. Тут нас всех лечит совсем другой ритм жизни", - говорит Павел Черепанов.

Наверное, городским жителям может показаться, что жизнь в экопоселении экстрим, а экопоселенцы, напротив, считают - жизнь в городе подходит лишь для тренированных спецназовцев - тяжелейший стресс. И организмы людские, особенно детские, не должны ему подвергаться.

Мультфильмы про Шрека и его команду в поселении не приветствуются

Роды в экопоселении мужья, как правило, у жен принимают сами. Но опять же, каждая семья делает для себя выбор сама. Можно рожать и в больнице, а можно и в поселении в присутствии врача.

Детям здесь простор и свобода - это с одной стороны. Кругом лес, а в нем не страшно.

С другой - взрослые, пока их чада растут, ограничивают их в выборе еды. Ведь в экопоселении принято есть правильные продукты: без консервантов, красителей, загустителей, заменителей и прочей химии.

"Когда ребенок тянется к печке, вы же предупреждаете его о том, что он может обжечься и говорите ему "нельзя". Так и мы с детства их учим, что все эти сделанные почти из синтетики конфеты - вредны для здоровья. Хочется сладкого, давай мед поедим или пчелиную пыльцу - обножку", - рассказывает экопоселенка, мать троих детей Мария Дьяченко.

Тут считают, когда дети вырастут, они, если захотят, смогут попробовать все, что пожелают. А пока их лучше ограничивать от ненатуральных продуктов.

Все местные экодети, как правило, дружат между собой. Вместе смотрят советские и российские мультики. Если говорить о детских художественных фильмах, то предпочтение отдается фильмам отечественного производства. Впрочем, киноисторию про Гарри Поттера экодети тоже знают хорошо.

Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.

Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.

Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.

Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги.

В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.

В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.

ВИКТОР АНТИПИН

Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.

В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.

В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).

Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.

Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - они научили их писать, читать, рисовать и т. д.

Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.

ФИЛИППЫЧ

Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.

Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.

Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.

Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.

ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.

Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.

Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.

САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.

Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.

Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.

Предположения строили разные... Из таблички на погребении становится ясно, что похоронен человек молодой – всего 29 лет. Фамилия, вроде бы, выдает его грузинское происхождение. Наши провожатые, которым раньше повстречался «лесной человек», уверяли, что последний – «лицо кавказской национальности». Кем мог доводиться ему умерший? Сыном? Братом? Просто единомышленником, тоже выбравшим жизнь отшельника? А может, оба пришли сюда, чтобы укрыться от закона? Беженцы? Потоки мыслей никак не утихали в головах, пока мы не повстречали самого аскета. Правда оказалась еще более запутанной.

Сообщение от «нелегалов»

Отшельника обнаружили так называемые «черные копатели». Они отправляются на раскопки, «вооружившись» металлоискателями – достают из земли железный лом и предметы старины. Несмотря на полулегальный бизнес, они согласились отвезти нас на место. «Работали, ничего не замечая вокруг, – рассказывает Иван. – Вдруг почувствовали, что рядом кто-то есть... Посмотрели на тропинку – действительно, стоит человек. Заросший, в черной рубашке, суровый взгляд. «Вы здесь живете?» – промямлили мы. А он в ответ – «Да!» Сами поспешили успокоить, что всего лишь работаем. И потом долго чувствовали, что он неотступно бредет за нами и следит из-за деревьев».

Когда приближаешься к стоянке, охватывает ужас. Такое впечатление, что здесь живет не один человек, а целая община. Или, по крайней мере, сюда часто наведываются группы людей. Неподалеку от самой хижины – «гостевая». Обтесано поваленное дерево, из него вышло нечто вроде лавочки. Напротив на коре мелом выведен крест. Рядом собраны дрова для костра. Будто кто-то вот-вот нагрянет.

В самом лагере – кресты повсюду. Много подобных лавок, лежаки из деревянных брусьев. А также – самодельный душ с баком для воды, набитые чем-то мешки, закопченые кастрюли, зеркало от машины, прикрепленное к дереву... Неподалеку от костровища – огромная насыпь из серого порошка. «Вань, это бетон, что ли? – окликнул один наш провожатый другого. – На глину не похоже. А ровная-то пирамида какая! Чем он только ее выкладывал?!»

Хозяин в лагере долго не показывался. «А вдруг у него ружье?!» – эти слова, брошенные кем-то, заставили нашу экспедицию запаниковать. Возможно, бесшумный и незамеченный, отшельник наблюдает за нами. Кто знает, что у него на уме...

«Мы не причиним вам зла!» – эти обращения долгое время не приносили никакого результата. Шалаш, где, видимо, ночует старик, был закрыт. Каждый из нас то и дело пытался заглянуть внутрь хижины... Но всякий раз останавливали друг друга. Потревожить, разозлить «лесовика» совсем не хотелось. Ведь не понятно, к чему это могло бы привести... Звали, говорили, что пришли с миром. Потом решили дойти до могилы, о которой рассказывали «черные копатели». Выждем время, и снова вернемся.

В прошлом – семья, работа, дом

Через полчаса вход в шалаш уже был открыт. Еще мгновение – и из чащи леса показался заросший мужчина. Завидев нас, он едва замедлил шаг. С осторожностью, очень нерешительно, но все же приблизился. Оказалось – никакой агрессии, напротив – смущение и некоторая робость в поведении.

Славянский тип лица, речь без акцента. Видимо, «черные копатели» составили неверное мнение о случайном встречном. Представился нам «лесник» Степаном Васильевичем. «Где могила? – отвечал он, пожалуй, на самый волнующий нас вопрос. – А... Да.. Точно, есть там такое. Но это всего лишь памятник, захоронения внутри нет. И я к нему никакого отношения не имею. Там, видимо, погиб человек, родственники поставили памятник».

Эти слова несколько успокоили. Но Степан Васильевич очень неохотно шел на контакт. Понадобилось время, чтобы его разговорить. Он то и дело озирался на наших провожатых – ему было явно неприятно то, что чужаки осматривают его «городок».

В приватной беседе отшельника оказалось разговорить проще. Как выяснилось, жить в лес он перебрался в 1996-м году! Благо, что зимы нынче теплые, раньше было тяжелее. А теперь согревает даже керосинка в шалаше. Сейчас Степану Васильевичу 58 лет, в прошлом жил на Украине, потом перебрался в Курск. На родине работал шахтером и механизатором, а здесь переквалифицировался в литейщики. Жил в общежитии, была семья. Что потом произошло – непонятно. Комнату не отбирали, члены семьи живы... О том, как подался в лес, рассказывает сбивчиво. «Неужели вы не понимаете? Я не подхожу этому обществу, а оно – мне», – неопределенно машет рукой отшельник в сторону города.

Сожители – попугай и близнецы

У Степана Васильевича нет даже паспорта. Живет абсолютно один, изредка встречаясь с забредшими сюда грибниками. Впору предположить, что и питается он тем, что добудет в лесу. Но это не совсем так. Идет 5 километров до Курска, там собирает бутылки и получает за них какие-то деньги. Потом – в магазин. Покупает овощи для супа, хлеб... Мясо Степан Васильевич не ест, и далеко не по идейным соображениям. «Редко когда куплю дешевой колбасы граммов 200», – делится он.

Но когда протягиваем ему деньги, начинается что-то невообразимое. «Вы что, ничего не понимаете? – озирается собеседник по сторонам. – Они же повсюду, следят за вами и проникают везде. Вам же только хуже будет, если возьму у вас деньги».

Степан Васильевич часто говорит о какой-то системе, которая в нашем мире подчинила себе всех. У нас не семья, а ячейка, не общество, а сообщество... Сейчас время такое. А скоро наступит конец света – всего через несколько лет.

Помимо газет, которые покупает в городе, отшельник читает Библию: «Там все сказано о том, что происходит». На вопрос, почему не ушел в монастырь, Степан Васильевич отвечает, что время еще не подошло. «Я несу крест на плечах, и он потяжелее будет того, что висит у кого-то на шее», – замечает он.

Пирамида посреди лагеря – насыпь из пепла. Эта мини-модель горы, по словам ее хозяина, несет особую энергетику. Помолчав немного, он добавляет, что через пару лет в лесу его уже не будет. Сейчас его миссия – «строить здесь все, чтобы потом приходили люди», а затем делать на этом месте будет нечего. Куда подастся, не отвечает. Узнав, что уходим, Степан Васильевич стал к нам более благосклонен. Напоследок заговорили о фигурках, которые украшают стоянку. «Это морская сирена, я составил ее из двух частей, это – седло Д`Артаньяна, а это – Чебурашка», – ведет отшельник нас по своей аллее. «А вот, посмотрите, неужели не догадываетесь, что это? – в растерянности пожимаю плечами, увидев что-то наподобие большой рогатки. – Как же?! Сиамские близнецы!» Немного оправившись от услышанного, спрашиваю, что за палка на дереве. «Попугай», – выдает наш герой. И уже более резво пускается в рассказ о «Штирлице» – очередной коряге. «Надо фуражку ему еще... Так, может, и не очень похож, но если поворачивать в неосвещенной комнате, увидим тень его профиля».

Вверх — Отзывы читателей (38) — Написать отзыв — Версия для печати

Завидую этому человеку, жиёт в согласии с собой и природой.

Спасибо за хорошую статью. Скоро многие пойдём в лес)
Меня ищите в Алтае

Люди кто хочит сомной жить влесу добавьтесь vkontakte.ru/id6199800

Не убежать вам от себя ни в лес, ни в горы, ни в поля,
Ни одному и ни вдвоем... о том давно мы вам поем,
Придется всем вам выйти в Свет — всем тем, кто Бога чтет завет,
И кто искал его давно, Мы слово молвим лишь одно:
Ищите Свет внутри, вовне, чтоб перестать вам жить во сне,
Свою чтоб в мире роль познать себя вам нужно пробуждать.
Добра коль примете обет — душой почуете Завет...
Осталось мало уже лет... ищите Свет, найдите Свет!

to Напхай Торбу Ринпоче
Да уж поменьше твоих у него проблем. =) Разве что библия...

Йог-Аскет 7 сентября 2011, 20:36:36
e-mail: [email protected] , город: Узбекистан, Андижан

Статья про Степана Васильевича у разных людей с разным уровнем сознания вызывает различные реакции, мнения. Этот отшельник, уединённый подальше от безумной цивилизации, (о которой можно много плохого говорить, но многие из вас не поймут, и будут критиковать эту информацию) давно понял и нашёл свой путь. Сейчас всё больше людей начинают осознать себя, когда времени осталось очень мало, и я один из них. Но я благодарен что узнал что знаю сейчас, и буду пользоваться этими знаниями как смогу, ведь времени осталось очень мало, и надо воспользовать им на всю катушку. И окружающие нас вещи очень нам мешают для развития и осознания. Для этого нам нужно уединение, подальше от бренного мира, и самое лучшее для этого место- Святые Алтайские земли. Уединение означает полное уединение, только один. Но в моём случае, мне трудно. Хорошо было бы иметь друга, помощника чтобы взаимно друг другу помогать по мере необходимости. Поэтому я Ищу единомышленников, все кто уединиться в Алтайском лесу прошу написать мне на э-мэйл: [email protected]

Тоже планирую выраваться из оков цивилизации — злой машины.
Есть хорошие мета не далеко от Адлера, на юге, в том числе заброшенные села.
Еденимышленники, приветсвтуются.
Если вы защитник природы и животных пишите: [email protected]

Жил в лесу пару дней. Одному скучно и страшно. Привычка нужна. Но потом, когда привыкнешь к природе — тянет как магнитом, чувствуешь, что только там заряжаешься нужной энергией на целую трудовую неделю

этот дядя немного не в себе. хотя сам нередко задумываюсь все бросить и уити в лес.

Тоже думаю где нибудь в тишине жить пишите год рождения 1991

Я живу уже год и не чего всем доволен есть друг большая Собака, есть элекростанцыя ноубук телик выкинул надоели тупые сериалы и дом 2 даже старый УАЗ есть раз месяц езжу за 50 верст за чаем и сигаретами нечего живу и в квартиру не тянет кому интересно отвечу. Капрал,

я тоже очень хочу в лес пожить там отшельником пишите мне

Прочь из города!Подальш от политики, от государства, где на нас ставят опыты, как на белых крысах.А вы не слышали?Скоро чипизация, мать их.Дальше, в лес.Нанавижу государство, а страну люблю...

ураа)я себе на 14 лет сделаю подарок-мы с моим парнем жить уйдем в лесс)школу закончу и все -уходим!

я тоже живу в лесу, но я не хвастаюсь

Статья душевная, хорошо ещё хоть деревья в лесу остались и не нужно налоги платить за
воздух! В городе не живём. а обиваем пороги с разной документацией у чиновников, не знаем законов,попадаем в ловушки мошенников, при этом дышим выхлопными газами и прочим дымом.
Цепляемся за бетонные стены, платим за это бешеные деньги.

Я из Канады, но я ухожу в леса.

Товарищи может кто знает что сейчас с этим дядечкой? Как он ни кто не слышал?

Я давно мечтаю стать отшельницей. Ненавижу большинство людей. Кругом одни бандиты. У меня вот армянская опг квартиру отнимает. Надо подумать как можно уйти от цивилизации куда — нибудь подальше. Единственное, здоровье подводит. Безысходность.

утомил любимый город еду жить в лес

с девушкой да с продуктами да я с удовольствием на природу зарания покупать удочку,ружьё, итд надо уходить к богу пока конец света не пришол

Максим 9 августа 2015, 22:17:55
город: Спб

Давно хочу уйти в лес. Немогу больше жить в цивилизации среди поганых денег, корупции и сплошного быдла.Останавливает только жена и маленький ребенок который потом не простит что я ушел и оставил их. И казалось бы у меня все есть что можно пожелать парню в 26 лет- прекрасная дружная семья, хорошая перспективная работа(я хорошо зарабатываю), машина, свое жилье, отличные верные друзья...но все равно я на 90% созрел чтобы уйти. Но это очень серьезный поступок и для начала я решил попробовать уйти на месяц.. Теоретически можно с кем то вдвоем но не более..кто с питера пишите сюда скину эмэил

Надо постепенно готовится,приносить инструменты,строить жилище а когда поймёте что уже готовы,тогда берёте последнее с собой семена и тд
Я уже два года готовлюсь,уже нет никаких волнений,свой рай почти создан. Я уже пробовал жить отшельником,сначала трудно,потом обживаешься и привыкаешь.Потом как говорится:сколько волка не корми всё равно в лес смотрит. У меня там есть солнечные панели и светодиодное освещение,главное что бы была вода,огород

Хочется иметь свой нетронутый уголок природы. Речку, поле, без человеков в округе
ищу место

Часто хожу в походы в лес и горы — хорошо там себя чувствую. С возрастом, наверное, уйду туда жить, не хочу быть рабом в душном городе до самой старости.