Физическое умственное и духовное развитие. Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования. Физическое и психическое развитие

Выражение »в здоровом теле – здоровый дух» далеко не новое. Однако все ли мы его правильно понимаем и знаем ли вовсе, что оно означает? Взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о своем материальном, так и опыте тонкого плана.

Душа, эмоции, разум и тело – это части одного неразрывного целого. Если ум не функционирует должным образом, то страданию подвергается тело и наоборот. Большинство болезней или недугов напрямую влияют на физическое здоровье человека. Именно по этой причине так важно многостороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Страдание или рост каждой клетки организма отражается в прямом или косвенном смысле на самочувствии. Появление какой-либо мысли в нашем сознании практически сразу транслируется в материи. Основной сигнал передается через нервную систему. Здесь же происходит целый ряд химических и электрических изменений. От того, в каком состоянии находится ум, зависит множество реакций на уровне физики.

Тело – отражение души

Практически все эмоции отражаются в первую очередь на теле индивида. Легко отличить, чувствует ли человек боль, радость, наслаждение, беспокойство, печаль. В случае, когда ум не спокоен, не спокойно и тело. Мышление теряет ясность, появляется туманность, координировать свои действия и принимать решения становится сложнее. Причина – дисбаланс, так как нарушена взаимосвязь духовного и физического развития личности.

Большое богатство и наличие несметного количества материальных ресурсов – такая конечна цель, по мнению обывателей, сделает их здоровее и счастливее. Это далеко не так. Деньги при отсутствии здорового тела приносят малую долю радости. Наличие собственного дома без семьи или гостей становится бессмысленным.

Карманы и счета, полные монет, не гарантируют духовное и физическое развитие личности. Последнее находится не под властью денег.

Здоровье тела не является приятным бонусом, а, напротив – для его достижения необходимо прилагать усилия, не меньшие, чем для скопления материальных капиталов. Истинная ценность прекрасного физического состояния познается только в случае его потери, к примеру, во время болезни или депрессии. Состояние нашей души и эмоции также определяют самочувствие. Выражение »в здоровом теле – здоровый дух» появилось не случайно. Роль физической культуры ровно такая же, как и духовное развитие индивида.

Тонкий план связан с материальным миром

Отрицательные эмоции имеют отражение на иммунной функции человека. Способность адаптироваться к различным ситуациям и истощение ресурсов тела происходит по причине постоянного стресса. Функции выживания человека ослабевают, как итог, его настигает болезнь. Сохранение психического состояния и уменьшение напряжения гормонов возможно исключительно благодаря здоровому разуму. Позитивное мышление помогает в короткие сроки достигать успеха и желаемых результатов, вне зависимости от кого, как ситуация складывается.

Тонкая материя имеет прямую взаимосвязь с телом вплоть до самой смерти. По этой причине нужно проявлять свою заботу не только по отношению к своему физическому здоровью, но и »ухаживать» за душой. От того, насколько хорошо настроен человек на физическом уровне, подобно программному обеспечению, зависит функционирование его духовной составляющей. Отношение к телу определяет уровень энергии и жизненный тонус его носителя.

Духовное и физическое развитие личности базируется сразу на нескольких факторах. Во-первых, чистота и частота употребляемой пищи, поэтому следует добавлять пищу преимущественно с положительной энергетикой, к примеру, различные овощи, фрукты, крупы. Во-вторых, важно пить воду, прошедшую паровую обработку (конденсат) и соки, где кристаллы жидкости образовывались естественным путем. В-третьих, телу необходимо давать постоянную физическую нагрузку, выполнять различного рода упражнения.

Все эти пункты оказывают влияние на уровень счастья, позволяют высвобождать большое количество положительной энергии. Здоровое тело – первый этап для обретения счастливой жизни.

При выборе пищи ориентируйтесь на продукты, которые насыщены витаминами и минералами. Добавляйте в свой рацион бобовые и цельные зерна. Искусственно созданные напитки, в том числе кофеин, рекомендуется исключить из питания.

Гармония в развитии тела

Взаимосвязь духовного и физического развития личности включает в себя также регулярное выполнение полюбившихся упражнений или видов активности. К примеру, можно записаться на плавание, устраивать прогулки в ближайшем лесу для насыщения клеток организма максимальным количеством кислорода, ходить на танцы, заниматься фитнесом или спортивной ходьбой. При выборе занятия желательно следовать велению души, выбирать только то, что с вами гармонирует. Дополнительной мотивацией могут стать занятия спортом с близким человеком.

К тому же, регулярная физическая нагрузка прибавляет уверенности, повышается самооценка. Натренированное тело лучше справляется со стрессовыми ситуациями.

При постановке четких целей в выполнении упражнений происходит тренировка ума и такого качества как решительность. Концентрация усилий и дисциплина дает приятный результат – подтянутое и здоровое тело. Такие качества помогают в решении сложных жизненных задач, появляется уверенность в том, что любые вопросы можно уладить, достаточно приложить больше усилий.

Нахождение в отличной физической форме дает возможность выполнения целого ряда вещей, без затраты на мотивацию ума. Интенсивная деятельность напрямую влияет на духовное и физическое развитие, что помогает личности лучше выстраивать работу, в том числе, в умственном плане. Регулярная нагрузка на тело также стимулирует развитие и активность нейронов, что было доказано в целом ряде исследований.

Спорт как культурное явление

Физическая культура остается неразрывной частью общечеловеческой культуры. Это способ для совершенствования физической сферы индивида. Спорт и различная активность напрямую влияет на развитие человеческих задатков (одни обусловлены генетикой, другие – воспитанием, третьи – окружающей средой) и их реализацию в материальном мире. Значение физической культуры выражено в целом ряде социальных потребностей, среди которых находятся как игры со сверстниками в детстве, так и развлечения в уже зрелом возрасте, или даже проявление определенной социальной активности, через принесение пользы обществу. В развитии личности спорт и движение дает возможность при помощи физических активностей формировать нужные навыки и умения, применимые в дальнейшем в жизнедеятельности. Все это влияет на общее состояние здоровья и способность к выполнению работы.

Наличие материальных и духовных составляющих влияют на роль физической культуры в жизни человека. К первым можно отнести приспособления и сооружения для занятия спортом, и соответствующую необходимую медицинскую помощь. Ко вторым – разработанные специалистами комплексы упражнений и систему занятия для оздоровления тела, виды спорта, правила игры, информацию и искусство, связанное с физической активностью. Как результат – достижение с применением этих двух составляющих определенных целей, приобретение навыков и качеств (выносливость, целеустремленность, а как следствие – даже интеллектуальное и эстетическое развитие).

Физкультура и современники

В современном определении физкультура имеет сразу несколько значений. Среди них – воспитательное, оздоровительное, экономическое, общекультурное и социальное достижение. Спорт становится не столько методом получения здоровья в теле, сколько элементом взаимодействия людей для движения к поставленным целям.

Именно взаимосвязь духовного и физического развития личности умножает в несколько раз ценность спорта, так как в нем присутствует процесс межличностного взаимодействия людей. Человек расширяет границы своих возможностей, проявляет и ретранслирует свои эмоции. Кроме того, спортивные занятия выступают в некоторых случаях средством воспитания других и самодисциплины. Дух соревнования побуждает к развитию, возможного только при мобилизации нравственных, физических и психических качеств. Спорт – это неотъемлемая часть жизни общества, неразрывно связанная с ним.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности: меняем настройки организма

Физическое развитие влияет на здоровье человека. Оно определяет в будущем его материальное благополучие, реализацию в выбранной сфере деятельности. Дополнительно спорт выполняет функцию реабилитации, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями и тяжелыми травмами на уровне физики. Упражнения и активность оздоравливает тело, восстанавливает основные функции тела. Спорт показан также при нарушении деятельности центральной нервной системы, серьезной хронической усталости и депрессии. По ряду причин может быть показана лечебная физкультура, включающая в себя просто огромный комплекс методов и средств.

Последним видом развития материального плана является фоновая физкультура. Взаимосвязь духовного и физического развития личности достигается в повседневной жизни благодаря ежедневным активностям в быту. Например, при выполнении зарядки по утрам для активации организма и придания ему бодрости, прогулке в парке или во дворе с собакой. К рекреативной физической культуре относится туризм и физкультурно-оздоровительные развлечения. Таким образом, в фоновом режиме налаживаются внутренние настройки программного обеспечения тела.

Значение культуры тела в контексте духовного развития и эволюции

Значение физической культуры в развитии личности обуславливается необходимостью противостояния постоянному стрессу, который человек испытывает в обществе. Появляется потребность в социальной гибкости и личностной устойчивости. Так гуманистическая психология подразумевает пять положений, что являются основой для раскрытия потенциала человека:

1. Индивид может быть рассмотрен исключительно как нечто целое. Не имеет смысла изучать его отдельные составляющие.
2. Раскрытие человека на все сто процентов возможно только при условии его взаимодействия с другими людьми, поскольку он постоянно приобретает межличностный опыт.
3. Разум осознает только сам себя, и ничто его не постигает.
4. Главное условие жизни – это наличие выбора. Человек, прежде всего, является творцом, каждый раз принимая решение и совершая какие-либо действия.
5. Любая людская жизнь определена конечной целью, и на протяжении своего пути он следует за ней.

Таким образом, духовное развитие и самоактуализация личности является результатом деятельности индивида, следования намеченным целям при взаимодействии с социумом. Другими словами, для движения вперед человеку необходимо участвовать в различных жизненных ситуациях, постоянно переживать опыт, делиться им с другими, быть максимально вовлеченным в процессы.

Самоактуализация: что это такое

Под следует понимать как реализацию и использование возможностей, которые человеку дает жизнь, воплощение его творческого и созидательного потенциала, так и понятие своего предназначения, истинной природы вещей, достижения синергии на тонком и телесном уровне.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности не всегда реализуется в действительности по нескольким причинам. Одна из главных – блокировка самоактуализации , так как, к примеру, нереализованным остается целый ряд базовых потребностей. К ним относятся, к примеру, физиологические нужды человеческого тела, желание находиться в безопасности, испытывать чувство любви, принадлежность к группе социума, разные эстетические проявления. Сложность в том, что духовное и физическое развитие, происходит параллельно с течением времени и изменениями в жизни личности. На каждом из этапов биографии возникают все новые и новые потребности, зачастую привязанные к материальному миру.

Индивиды, что самоактуализируют себя, получают раскрытие полностью своего жизненного потенциала. У них нет зависти и злости, но есть чувство созидания и эмпатии. Такие люди максимально получают радость от жизни, почти всегда достигают успеха благодаря позитивному мышлению, получают чувство взаимной любви, судьба к ним также благосклонна и снисходительна. Печалит только тот факт, что таких индивидов в обществе всегда не больше нескольких процентов (классическим является определение трех процентов от общей массы). Талантливые люди с широкой душой часто ставят высокие цели, и со скоростью мысли их достигают, всегда являются примерами для других.

Здоровье – баланс духовного и материального

Духовное развитие и самоактуализация личности помогает человеку расти во всех аспектах его деятельности, постигать свою уникальность и осознавать неограниченные возможности. Такие люди понимают всю ценность веры, гуманности, сострадания, простоты, совершенства и справедливости. Все эти значения постигаются исключительно путем собственного опыта, в том числе, применения техники визуализации, проигрывания определенных жизненных ситуаций в своем сознании.

С одной стороны, основой жизни является материальный мир, с другой стороны – он не может полноценно существовать без духовной составляющей. Болезнь человека является нарушением баланса между этими двумя сосудами. Чем тяжелее недуг, тем больше расхождения в физическом и духовном здоровье.

Прекрасное ощущение себя и своего тела этой жизни основывается на двух аспектах: и осознание себя в качестве личности. Важен поиск гармонии в чувственном восприятии, умственной деятельности, разуме и интеллекте, и эго.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности возможна только при понимании того, как работает ум и разум. Первое – это уровень сознательной деятельности, при котором мы можем вести рассуждения, размышления, заниматься различного рода вещами, требующими интеллектуальных вложений. Ум своеобразным образом управляет эмоциями и чувствами, анализирует информацию и принимает решения.

Разум представлен более высокой и сложной субстанцией, что задает программу деятельности индивида, и включает в себя способность к размышлению, различению и памяти. Подобно компьютеру, ум является вычислительной машиной, а разум – программным обеспечением.

Вывод: препятствия на пути к здоровью

Самая непостижимая и тонкая субстанция – . Это установка или программа определенной личности. Оно же помогает удерживать взаимосвязь духовного и физического развития личности. Душа выступает неким носителем сознания, которая обличена в телесную оболочку.

Основными препятствиями для движения вперед по линии жизни души человека и приобретения мирского опыта является отсутствие такой составляющей как здоровье. Эти причины принято разделять на внешние и внутренние факторы. К первым относится состояние внешней среды, в которой проживает индивид, электромагнитное излучение, плохие словесные выражения, радиация, негативные эмоции, довлеющие экономические и социальные проблемы. Ко вторым можно причислять вредные привычки, например, алкоголь и курение, неправильное употребление пищи, недостаточная физическая активность, применение лекарственных препаратов в значении, превышающем норму, отсутствие духовности и любви по отношению к природе и другим людям и так далее.

Поэтому, чтобы почувствовать в полной мере взаимосвязь духовного и физического развития личности, нужно правильно развивать два вида тела – материального и тонкого плана. Важно следить за состоянием здоровья, совершенствовать свои личностные качества и допускать исключительно позитивные мысли для программирования реальности.

Здоровье человека характеризуется суммой его нескольких составляющих: физической, ментальной и духовной. Понятие здоровья, вкратце, сводится к способности человека вести определенный образ жизни, который его устраивает (или не устраивает) по всем своим показателям и приносит ему сумму удовлетворяющих его впечатлений.
Если понятие физического здоровья всегда было более-менее понятным, и у каждого есть свое представление о здоровье (или нездоровье) своего организма, то формулировка здоровья духовного вызывает у многих затруднения. Так что же такое духовное здоровье, и как оно связано с физическим?

Духовное здоровье человека в первую очередь связано с теми знаниями, которыми он владеет и с помощью которых занимает в жизни определенное место. Конкретные философские взгляды и убеждения, медитация, служение в церкви, йога для начинающих – это и есть признаки духовной жизни. Наличие или отсутствие этого аспекта жизни человека не так заметно внешне, как явное физическое уродство или умственная отсталость. Может быть поэтому далеко немногие задаются вопросом своей духовности, ее связью с физическим здоровьем.

Система философских взглядов, обеспечивающая человека положительными впечатлениями, и является, по сути, основой духовной жизни человека. Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней. Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?

Во-первых, это базовый принцип, который гласит, что человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.

Во-вторых, это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.

Третье правило гласит, что человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь. Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры.
Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.

Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию.
Немаловажный принцип разумности человеческих желаний. Нереальные планы, невозможность осуществить свои мечты порождают печаль, что непосредственно сказывается на физическом здоровье человека.

No related links found

 - 170.00 Кб

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................. .............................. .............................. ...................3

1. Проблема здоровья в современном обществе...................... ......................4

2. Понятие о здоровье и его критерии.............................. ............................. 6

3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8

4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10

5. Анализ результатов исследования.................. .............................. ..............12.

5.1. Описание методики и организации исследования.................. ...........12

5.2. Анализ результатов и их обсуждение.................... .............................. .15.

Заключение.................... .............................. .............................. .........................19

Литература.................... .............................. .............................. ..........................20

Приложения.................... .............................. .............................. ........................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

2. Понятие о здоровье и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (10). Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (3).

Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании (5).

Итак, здоровье рассматривается как некая характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов (2). Ю.П.Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы (4). Так, например, выявлено, что длительный стресс подавляет иммунитет, делая человека более уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий (9).

Краткое описание

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4
2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6
3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8
4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10
5. Анализ результатов исследования..............................................................12.
5.1. Описание методики и организации исследования.............................12
5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15.
Заключение.........................................................................................................19
Литература..........................................................................................................20
Приложения........................................................................................................21

Светлана Румянцева

Проблема духовного развития злободневна и волнительна. При любых культурных и цивилизационных изменениях есть те, кто или интуитивно, или сознательно ищет свой путь и понимает, что духовное развитие для него – это жизненно необходимый процесс и цель. При этом немногие понимают, что такое духовное развитие. Не знают, как его достигнуть.

И действительно: о духовном развитии написаны миллионы трудов и сказаны миллиарды слов, открыты тысячи школ, проповедующих свой путь, но однозначной и универсальной инструкции ещё никто не дал. Искатели секрета духовного развития говорят, что развиваться следует с помощью духовной работы. Логично, но такие высказывания не способны в полной мере раскрыть суть проблемы.

Чтобы понять, как достичь цели, в первую очередь нужно определить цель. Определить понятие «духовное развитие». Толкований понятия духовное развитие (духовность) множество, но, несмотря на такое разнообразие, в каждой трактовке есть его фундаментальные основы. Прежде всего, духовность – это бескорыстная любовь, вера, осмысленность и .

Бескорыстная любовь

Бескорыстная любовь – это всеобъемлющая любовь по отношению ко всему, что окружает человека. Такая любовь исключает желание получить что-то взамен, она не ставит ограничений и условий, лишена . Но, бескорыстная любовь – это оксюморон. Любят всегда за что-то. Даже мать любит дитя за то, что это её ребенок.

Достигнуть бескорыстной любви практически невозможно, но тут важно не достижение цели, а путь к ней. Чтобы прогрессировать в духовном развитии через бескорыстную любовь, нужно принимать окружающий мир и людей такими, какие они есть. Без претензий, .

Важно наблюдать и исследовать людей, пытаться понять мотивы их поступков и причины тревог. Поняв, что стоит в основе намерений и поступков людей, можно избавиться от предвзятости к ним, проникнуться уважением, . Бескорыстная любовь – это любовь не благодаря чему-то, а вопреки всему.

Вера

Вера в данном случае — это не то, что проповедуют мировые религии. Вера для духовного развития – это не вера в кого-то, это понимание того, что всё возможно, и в то, что ограничения существуют только у нас в голове. Чтобы расти через веру, необходимо провести ревизию собственных ограничивающих убеждений и устранить их. Вместе с тем нужно обзаводиться новыми полезными убеждениями, выявить уже существующие и неустанно их развивать.

Осмысленность

Осмысленность – это состояние нахождения в действительности, проживание каждого мгновения жизни, умение фокусироваться на внешнем мире, а не только на собственной персоне.

Крайне важно уметь жить мгновением, это позволяет контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, дает возможность наслаждаться процессом, а не только результатом. Умение жить «здесь и сейчас» позволит прошлого и разочарований от несбывшихся грёз и мечтаний.

Чтобы научиться жить осмысленно, во всем нужно соблюдать принцип мастеров Дзен, который гласит: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Чтобы понять, как это работает, попробуйте . Для этого возьмите банан или любой другой фрукт и вместо того, чтобы привычно стремительно его поглотить, разжуйте каждый кусочек в течение минуты. Сконцентрируйтесь на текстуре мякоти, на каждой нотке вкуса и аромата, попытайтесь сделать поглощение как можно длительнее. Важно, чтобы вы выжали из вкуса и аромата банана как можно больше удовольствия и ощущений. Таким способом вы научитесь осознавать значимость каждой частички целых вещей и явлений. Научитесь не обобщать, а чувствовать и видеть многообразие.

Душевный покой

Душевный покой – это ясность мыслей, безмятежное состояние души, раздражения и тревоги. Внутренний баланс и гармония.

Душевный покой достигается путем и чувств. Освобождайтесь от , ненависти, и. Достигнуть полного очищения сложно, но даже попытки избавиться от всего лишнего приносят облегчение.

В обретении душевного покоя есть секрет. Природа не терпит пустоты. Поэтому очищая сознание от мусора, нужно заполнить его конструктивными мыслями, полезными идеями, приятными чувствами и хорошим настроением. В противном случае пустота может снова заполниться нечистотами.

Что такое духовное развитие?

В целом духовный рост можно описать как трансформацию общего понимания мира и себя в нём. Такая трансформация влечет за собой очищение сознания от негативных убеждений и деструктивных мыслей, формирует и созидающий образ жизни.

Высокодуховная личность – это душевный покой, принятие себя и окружающей среды без искажения.

Зачем развиваться духовно?

Развитие нужно для улучшения жизни.

Его жизнь подобна потоку чистой горной реки. Такой человек чувствует себя в разы лучше, чем запуганная, агрессивная, полная ненависти и тревог личность, пытающаяся скрыться от реальности в выдуманном собой мирке.

Духовность дает возможность освободить и плодотворно использовать энергетические резервы, какие растрачивались на отрицательные чувства, мысли и действия. Развиваясь духовно, человек движется к гармонии и созиданию.

Как развиться духовно?

Прогресс в духовном развитии зависит от формирования его фундаментальных основ: бескорыстной любви, веры, осмысленности и душевного покоя. Сейчас вы ждете инструкций о том, как достигнуть духовности и просветления. Их не будет. Такое желание – это как раз пример ограничивающего убеждения. Шаблоны человеческого мышления сложились так, что люди обязательно ожидают выводов и дальнейших инструкции. Но это не аксиома. Жизнь не всегда дает человеку ответы на поставленные перед ним вопросы, и человеку вместо того, чтобы ждать манны небесной и поводыря, нужно и сделать самостоятельный шаг вперед.

Начните путь к духовным высотам с работы над этим убеждением.

В целом развитие – это естественный процесс. Это природный физиологический механизм, который функционирует, если человек создает необходимые условия для его проявления и работы.

Жизнь не даёт никакого другого правила, кроме безусловного принятия жизни. Все, от чего мы отворачиваемся, игнорируем и убегаем, всё, что мы отрицаем и ненавидим, в конечном итоге оборачивается против нас и становится причиной нашего уничтожения. И то, что воспринимается нами обидным и нездоровым или кажется отвратительным и безрассудным, станет ключом к красоте, радости и силе, встретив открытый разум. Каждое явление и момент станет золотом тем, кто видит их такими.

Физическое тело

Вместе с тем важно помнить, что кроме тонкого тела (души) человек еще имеет тело физическое. Развиваясь духовно нужно не забывать и о развитии физическом. Недаром говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Через телесные ощущения человек воспринимает процессы, происходящие как в нём самом, так и за пределами самого тела.


Тело – это большой, сложный, но утончённый проводник между окружающим миром и человеческим сознанием и духом.

Чтобы проводник работал хорошо и способствовал духовному развитию к нему нужно относиться с любовью и заботой. В противном случае этот большой медиатор, как испорченный телефон, будет передавать сознанию искаженные и неправдивые сигналы окружающего мира.

Гармония формы и содержания

Гармония формы и содержания – это еще один закон развития человека. Кроме физических упражнений и здорового питания, есть несколько ментальных принципов, воздействующих на физическое здоровье.

Первый принцип. Человеку нужен . Личность без глобальной цели-миссии, без осознания причин своего пребывания на земле, не достигнет успеха в жизни и высокого уровня развития. Ни физического, ни духовного. Но, учитывая этот принцип, помните, что для каждого человека смысл жизни (опять же) свой и воплощается он для каждого по-разному.
Принцип второй. Этот принцип о самосовершенствовании. Если человек не идет вперед, то он непременно движется назад. Следуя этому принципу, человек получает ежедневный физический и духовный рост.
Третий принцип. Принцип равновесия и оптимизма. Человек, придерживаясь этого принципа, сохраняет эмоциональное равновесие и оптимистичные взгляды на жизнь.

Путь к духовному развитию долог и тернист, но тот, кто достигнет вершин, понимает, что иным путь не мог и не должен быть. За это человек и благодарен.

Притча о пути к духовному развитию

Мудрец отправился путешествовать и узнать чем люди живут. На своём пути он увидел шумную ораву людей, которые тащили в гору тяжелые камни. По людям было видно, что они утомлены. Ладони людей покрылись мозолями, по лицу градом лился пот. Мудрецу стало любопытно.
— Чем ты занят? – спросил он у одного мужчины.

— Я тащу камни на гору.

— А ты чем? – спросил он второго.

— Я зарабатываю детям на еду.

— Ну а чем занят ты? – спросил он третьего.

— Я строю храм Божий!

Тогда мудрец понял: не важно, что ты делаешь, важно отношение к этому. Одно дело несет человеку боль и мучение, а иному даёт радость.

1 апреля 2014

Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассматриваемом как базовое по отношению к понятию «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности».

Культура требует единства, цельности человека. Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

Таким образом, физическая и духовная культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Качество изменений, происходящих во всех сферах современного российского общества, во многом зависит от образовательного потенциала общества, и поэтому роль образования в его развитии как никогда возрастает.

Самобразование – это один из механизмов цивилизации, процесс освоения, распространения и передачи в поколениях культуры общества, которая и выступает в качестве его предметно-содержательной основы. Образование последовательно осваивает общечеловеческий опыт и вводит его в поток цивилизации, образуя базу дальнейшего развития культуры.

Продукт самосовершенствования – это образованный человек, который неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении.

Физическое и духовное самосовершенствование является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать в тесной взаимосвязи.

Древние учения самосовершенствования. Йога.

Одним из наиболее важных факторов по саморазвитию и самосовершенствованию есть познание. Эта мудрость дошла до нас из далекого Тибета еще семьей Рерихов. В них говорится, что каждая клетка человеческого организма излучает мощный поток энергии физической и духовной, а объединяясь воедино эти потоки способны защитить физическое тело от негативного воздействия окружающей среды. На основе этих учений была разработана целая система упражнений по самосовершенствованию человека в разных жизненных ситуациях.

Что такое «йога»? Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит «соединять», присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели.

Йога - это система морального и физического самосовершенствования, являющаяся частью многих философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Существовало четыре основные Йоги - Карма Йога (путь активного действия и труда), Жнана Йога (путь знания, мудрости), Бхакти Йога (путь любви) и Раджа Йога (путь развития духа и концентрации). О них подробно рассказано в четырёх книгах, написанных индийским философом Свами Вивеканандой.

В Пуранах, древнеиндийских священных книгах, сказано: на смене эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдёт границы, то огненное очищение будет единственным исходом.

Учение Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

Агни Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения, те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в мире мысли.

Проблема духовного и физического здоровья в современном обществе. Необходимость самосовершенствования.

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Прямое влияние на духовное и физическое здоровье нации оказывает состояние нравственности в обществе.

Ныне в России отсутствует государственная концепция охраны здоровья. Поэтому встает задача принятия на федеральном уровне такой концепции, которая помогла бы выйти из кризисного состояния и заключалась бы в осуществлении права человека на полное физическое и социальное благополучие, психическое здоровье и духовное развитие при максимальной продолжительности жизни. Это соответствует доктрине Всемирной организации здравоохранения, которая провозгласила стратегию достижения здоровья для всех.

Важным представляется и признание проблемы охраны здоровья как высшего приоритета государства. Положение может быть коренным образом улучшено, если государственные руководители будут регулярно выступать перед народом с ежегодным обращением о здоровье нации по материалам очередной «белой книги» с последующей ее публикацией.

Особое внимание следует уделить духовному и физическому здоровью подрастающего поколения. Социальное оздоровление общества нужно начинать с молодежи. Государство должно воспитывать нравственно и физически здорового гражданина, патриота своей Родины. Для этого целесообразно принять на высшем государственном уровне специальную программу воспитания молодежи, финансируемую отдельной строкой бюджета. Необходимо также более эффективно проводить массовую спортивно-оздоровительную работу.

Заключение:

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» справедлива! Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования неоспоримы.

Физическое развитие гражданина составляет такое же национальное достояние, как и духовное развитие человека. Именно это единство не только закладывает фундамент базовых ценностей развития личности, но и определяет вектор гармоничного развития всего общества, составляя богатство и силу нации.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., Академия. – 2004. – 480 с.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М. – 1999. –321 c.

3. Завадич В.Н. Формирование духовной культуры. Дис... канд. пед. наук. – Луганск. – 1997. – 190 с. 4

4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. – М., Физкультура и спорт. – 1963.- 151 с. 5

5. Бех І.Д. Виховання особистості. – Т.2. – Київ, «Либідь» . –2003. – 342 с. 6. Уткин В.Л. Оптимизация двигательной активности человека.- М., Физкультура и спорт. – 1971. – 250 с.

7. Гориневский В.В. Избранные произведения. – М., Физкультура и спорт. – 1951. – Т. 1. – 319 c.

8. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. – М., Физкультура и спорт. – 1951.- Т.1.- С. 295.