Элективный курс по русскому языку на тему: Выразительные средства синтаксиса. Выразительные возможности русского синтаксиса подготовила халиуллина а группа. Презентация на тему "основные выразительные средства синтаксиса"

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).

Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.

Анафора (лексический повтор) Повтор частей в начале строк (единоначатие) Этоутро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы…
Эпифора (лексический повтор) Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Композиционный стык (лексический повтор) Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Антитеза Противопоставление Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли.
Градация Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть...
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Инверсия Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Параллелизм бывает прямой : Травой зарастаютмогилы - давностью зарастаетболь и отрицательный , в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Эллипсис Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
Парцелляция Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! Икак чудна она сама, эта дорога.
Бессоюзие Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов Швед, русский колет, рубит, режет…
Риторическое восклицание Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств Кто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!
Умолчание Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Проверь себя!

Упражнение 1.

Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в текстах.

1) Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
(А. А. Блок)

2) Часовая стрелка близится к полночи.
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
С Новым годом, сердце!
(А. А. Блок)

3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский)

4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, - это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын)

5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков)

Тема 7. Текст. Стили речи

Основные виды сложных предложений

Союзные предложения Бессоюзные предложения Предложения с разными видами связи
сложносочи- ненные Сложноподчи- ненные
Части предложения равноправны и соединены сочинительным союзом Одна часть подчиняется другой и присоединяется подчинительным союзом Все части равноправны, но соединяются без союзов, по смыслу и интонационно (на письме - при помощи знаков препинания) Части одного сложного могут иметь как сочинительные, так и подчинительные отношения, с союзами и без
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца (А.Пушкин) Мы плывем наудачу, так как темнота кажется после зарниц еще гуще (В.Короленко) Утро пасмурное, небо сплошь серое (М.Пришвин); Пойдем домой – ты все увидишь сам (С.Есенин) Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины (М.Пришвин)

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).



Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ГБОУ СПО «Губернаторский аграрный колледж» Домашнее задание по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему: «Выразительные возможности русского синтаксиса» Подготовил: студент гр.41 М Потапов Евгений Преподаватель: Кузьменко Т.И. Детчино, 2014

2 слайд

Описание слайда:

Выразительные возможности русского синтаксиса огромны. Образованный человек использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, отбирает из возможных вариантов тот, который наиболее уместен в данной ситуации для передачи необходимой информации. В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами). Реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные). Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. К средствам речевой выразительности синтаксиса относят: риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, инверсия, градация, антитеза, оксюморон, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, синтаксический параллелизм.

3 слайд

Описание слайда:

Синтаксические средства выразительности АНАФОРА/ЭПИФОРА ИНВЕРСИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ГРАДАЦИЯ АНТИТЕЗА ОКСЮМОРОН РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

4 слайд

Описание слайда:

Куда ты мчишься, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин) Какое лето, что за лето! Да это лето просто колдовство. (Ф.И. Тютчев) Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен. (А.С. Пушкин) Широко используются в произведениях художественной литературы, в публицистических текстах риторические фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Наиболее распространенными риторическими фигурами являются риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение.

5 слайд

Описание слайда:

Анафора (разновидность повтора). Греч. anaphora – «вынесение вверх» - повторение слов или выражений в начале синтаксических периодов. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. (А.А. Ахматова) У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех.

6 слайд

Описание слайда:

Эпифора (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце синтаксических периодов. …делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов). Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б. Пастернак)

7 слайд

Описание слайда:

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – это нарушение прямого порядка слов. И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А.С.Пушкин) Я памятник воздвиг себе нерукотворный. (А.С.Пушкин) Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – это такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А. Куприн)

8 слайд

Описание слайда:

Антитеза (греч. antithesis – «противопоставление») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении слов, образов, персонажей, элементов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н.А.Некрасов) Оксюморон (греч. oxymoron – «остроумно-глупое») – фигура, вкоторой соединяются обычно несовместимые понятия. Пышное природы увяданье. Тишина шумит. Живой труп. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет… (С.Есенин)

9 слайд

Описание слайда:

Многосоюзие – это намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин) Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь) Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер…да я! (А.С.Пушкин)

10 слайд

Описание слайда:

Бессоюзие – это пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов) Мторин был тогда молод, крепок, сизо-красен, с чисто выбритым подбородком, с рыжими бачками, срезанными до половины. (И.Бунин)

Тема 6.4. Выразительные возможности русского синтаксиса

Одна и та же мысль должна быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. При этом исходя из того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Вместе с тем, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, крайне важно узнать, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделœению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателœей, к примеру, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но всœе молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).

Одно из ярких синтаксических средств – парное соединœение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруᴦ.

Тема 7. Нормы русского правописания

Тема 7.1. Принципы орфографии и пунктуации

Тема 6.4. Выразительные возможности русского синтаксиса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 6.4. Выразительные возможности русского синтаксиса" 2017, 2018.

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Стилистические фигуры многосоюзие антитеза анафора градация повторение эллипсис риторический вопрос риторическое обращение риторическое восклицание умолчание параллелизм эпифора бессоюзие

Антитеза (греч. antithesis – «противоположение»)- стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! (Державин) Но противопоставление может быть выражено и описательно: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Лермонтов)

Анафора (разновидность повтора). (греч. anaphora – «вынесение вверх»)- повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детский задумчивый взор. (Фет)

Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости. Восходящая- расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. Нисходящая- расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах.

Повторение- стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание. Мы в поле были, По межам ходит Венки развили, Да житушко родит, – Венки развили «Уроди, Боже, И жито глядели. Жито густое, А святой Илья Жито густое, По межам ходит, Ядренистое!»

Эллипсис (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Я за свечкой – свечка в печку, Я за книжку – та бежать И вприпрыжку под кровать. (Чуковский)

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа). Что ты значишь скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь?

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения. Земля – владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)

Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора. Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! (Мятлев)

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Я не люблю, о Русь, твоей несменной Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!

Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. . . Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. . . Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Эпифора (разновидность повтора) (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста. …делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н. Добролюбов).

Бессоюзие(асиндетон). Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Живая душа человека (и) страдала, (и) дышала, (и) жила.