Джит кун-до. Джит кун до Хочу научиться приемы джит кун до

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг Брюса Ли", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести Джит Кун До к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "против", осознав, что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга. Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

(с) Дэн Иносанто

Основные идеи

Брюс Ли в рамках своего искусства боя выдвинул два главных принципа:

1) единственно верный путь действия – это использование никакого конкретного пути!

2) единственное ограничение состоит в отсутствии всяких ограничений!

Боевой арсенал «Джит Кун До» представляет собой физическую сторону искусства, состоящую из наработанных Брюсом Ли технических приемов и движений. Все они берут свое начало из таких видов единоборств как кунг-фу, английский бокс, фехтование и других. Говоря о философии данного Боевого искусства, следует сказать то, что «Джит Кун До» ведет своего последователя к целостному пониманию жизни; при том, что даже поединок является микромоделью жизни. Человеку необходимо быть все время в движении, а действия его должны быть максимально простыми, соответствующими той или иной ситуации. А для этого важно уметь в полной мере использовать то, чем человек располагает на данный момент времени!

Философия

Однажды Брюс Ли и Дэн Иносенто ехали на машине, обсуждая искусство фехтования на шпагах. Брюс Ли сказал, что самым эффективным способом контратаки в фехтовании является так называемый «стоп-удар», то есть отражение выпада и контрудар, соединенные в одном движении. Идея заключается в том, что самый экономный способ нанести ответный удар - это прервать действия противника в их кульминационной точке.

«Мы должны назвать этот способ "стилем кулачного стоп-удара" или "стилем опережающего кулака", - предложил Брюс Ли.

«А как это будет звучать по-китайски?» - спросил Иносенто.

«Это будет называться джит кун до», - ответил Брюс Ли.

Не раз впоследствии Брюсу Ли приходилось сожалеть о том, что он изобрел термин джит кун до. «Это только термин, - говорил он. - Не стоит обращать на него слишком много внимания. Нет такой вещи, как стиль, если ты понимаешь саму суть боя». Брюс Ли совершенно не собирался создавать новый стиль единоборства.

Однажды кто-то сказал о религиях следующее: «Соберите Великих Учителей в одной комнате - и они во всем придут к согласию. Соберите их учеников в этой же комнате - и они будут спорить из-за всего!» Это же можно сказать и о боевых искусствах. Брюс Ли предвидел, что та же судьба может ожидать и его учение. Он часто говорил о сходстве между религией и боевыми искусствами. Он считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жизни, как и догмы ортодоксальных религий.

Точно так же Брюс не считал, что один человек должен навязывать свою веру остальным или, напротив, пассивно ждать, когда ему покажут истинный путь. Нет, человек должен нести ответственность за свою жизнь. Когда его однажды спросили, верит ли он в Бога, Брюс ответил: «Если Бог есть, то Он - в каждом из нас. Вы не можете просить Бога дать вам какую-то вещь, Бог - для вашего внутреннего мира».

Брюс строил свое отношение к жизни на вечных принципах даосизма и буддизма и больше всего его занимала мысль о воплощении живого духа, которым пронизаны подлинное искусство, религия и философия. Но этот дух жив только в тот момент, когда ты соприкасаешься с ним. Духовное просветление или философское озарение могут быть поняты человеком только в момент непосредственного переживания, а не при чтении о чьем-то чужом опыте. Брюс Ли знал, что искусство боя может быть постигнуто только через непосредственный опыт. Не следует никакое описание (в том числе и это) принимать за жизненный опыт.

(с) http://bruceinfo.nm.ru

Тактика ведения боя

Нападение в Джит Кун До: стратегия, скорость, тайминг, обманные движения, точный расчет

В стиле Джит Кун До (ДКД) почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки.

Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Вы должны начинать нападение, вооружившись волей, в ответ на действия противника или его пассивность. Например, можно предпринять успешное наступление, когда противник убирает руку с того направления, в котором вы собираетесь наступать. Другими словами, начинаете, когда это направление "открыто", а не "закрыто". Ваш противник движется в противоположном направлении и поэтому должен или совсем изменить направление движения или значительно скорректировать его, а это дает вам время для успешного нападения.

Простое нападение не всегда может закончиться удачно при разных противниках. Следует учиться варьировать нападение и защиту. Это будет мешать противнику, а вам поможет приспособиться к любому стилю борьбы.

Вы должны изучать противника. Используйте его слабости и учитывайте его сильные стороны. Например, если ваш противник обладает хорошей блокировкой, то вам нужно следить перед нападением какое-то обманное движение с тем, чтобы озадачить его и осложнить проведение блокировки.

Вид нападения зависит от вида защиты. Если ваш противник обладает такой же силой, что и вы, то вам будет трудно при нападении, если вы не помешаете организации его защиты. Например, чтобы осложнить противнику защиту руками, вам нужно построить свое нападение из полукруговых и круговых движений. Но эта техника не будет эффективной, если противник будет парировать ваши удары простыми блокировками со стороны. Поэтому ваше нападение должно быть основано на ожидаемой реакции противника.

– величайший мастер боевых искусств, актер, философ, сценарист – многогранная выдающаяся личность, для которого не было предела совершенству. Spike TV – американский кабельный канал показал увлекательный документальный фильм «Я Брюс Ли» об этом исключительном человеке.

Статья, представляющая советы от великого Мастера по достижению успехов в тренировках, будет полезна всем, кто решил что-то изменить в своей жизни, кто не рассматривает действительность как данность, кто настроен стать более дисциплинированным и открытым. Семь уроков Брюса Ли расскажут, как стать чище и свободнее, как полюбить жизнь.

В век интернета и новейших технологий на нас обрушивается огромное количество информации о различных технологиях по совершенствованию и развитию человека, его физической формы. В статьях о тренировочных программах, системах питания, различных тренингах и тестах много противоречивой и неоднозначной информации, в которой трудно найти что-то полезное для себя. Однако для тех, кто разбирается в вопросах, которые касаются совершенствования тела человека, все чаще встает вопрос, как увеличить эффект от упражнений и тренировок. Несмотря на огромный выбор предлагаемых программ и методик, часто противоречащих друг другу, каждый старается подобрать для себя оптимальный вариант, опираясь на собственные ощущения, знания и доступную информацию.

Наличие огромного количества методик и программ по этой теме, приводит к тому, что человек теряет уверенность в своих силах, становится уязвимым и нерешительным, снижается его самооценка. Трудно реально оценить события и поступки, если ты не уверен в себе и в своих возможностях. Познакомившись с некоторыми технологиями тренировок, оценив их действенность и полезность на своем опыте, хочется доказать всем вокруг, что твой путь – самый верный. Мнения, не совпадающие с нашей точкой зрения на выбранную программу тренировок, желание людей идти другим путем – все это вызывает непонимание и неуверенность.

Не отсутствие технических знаний о тренировочных курсах по совершенствованию тела приводит к сомнениям, а неумение философски подойти к пониманию обыденного, изменить отношение к событиям и к самому себе.

Семь уроков от Брюса Ли пригодятся каждому, кто хочет приблизиться к совершенству. Они применимы в любой сфере нашей жизни, так как речь идет не просто о физических тренировках и фитнесе, а о связи философских соображений Брюса Ли с современными тренировками и боевыми искусствами.

Проблемы, которыми занимался Брюс Ли, существовавшие 30-40 лет назад, актуальны и сейчас. Современная индустрия фитнеса и бодибилдинга сталкивается с теми же трудностями, что и тогда. Брюс Ли был великим мастером боевых искусств, и ему удалось создать свою собственную философскую систему, результаты которой трудно переоценить.

Это программа на все времена, и чтобы лучше понять ее смысл в применении к современным программам по совершенствованию тела человека, необходимо термины, которые использовал Брюс Ли, заменять выражениями, применимыми в современном фитнесе.

Например, битва – это тренировка, инструктор – тренер, стиль борьбы – это стиль тренировки, противник – это клиент, боевые искусства – это фитнес тренировки, Джит Кун До – смешанная тренировка и т.д. Если пользоваться современными терминами при ознакомлении с рекомендациями от Брюса Ли, можно постичь всю правоту и глубину его суждений, заключенных в семи уроках по совершенствованию физической формы человека.

Урок №1. Нет совершенных стилей и систем. Стиль «отсутствие стиля» — путь к достижению высоких результатов.

«Чтобы привлечь больше последователей, обычно принимаются определенные стандарты проведения тренировок, которые должны неукоснительно выполняться. Однако совсем не обязательно создавать большое разветвленное сообщество последователей, с усердием следующих правилам установленной системы. При такой организации занятий, можно стать заложником систематизированных тренировок и неукоснительных правил. Очень часто стандартные классические методы замедляют, сдерживают развитие в спорте. Те, кто занимается по таким четко определенным программам, практикуя однообразные упражнения, лишают себя движения вперед, часто оказываясь в тупике».

«Каждый стиль имеет свою собственную идею, поэтому применение определенного стиля часто разделяет людей. Однажды принятое направление в тренировках потом сложно изменить и принять что-то новое. Поэтому, если у вас нет стиля, значит, вы свободны в своем выборе, и можете сами решать, как выразить себя более полно. Стиль – это остановка, кристаллизация, а человек должен меняться и расти постоянно».

«Нельзя отрицать, что существуют стили тренировок, которые могут претендовать на признание, в некоторых из них есть полнота, здравый смысл и идея».

«Рассуждать кто лучше, а кто хуже, кто ошибается, а кто нет – не стоит».

«Самый высокий стиль техники – отсутствие техники. В тренировках не может существовать единственный метод. Однако должно быть глубокое понимание того, что и для чего делается».

Урок №2. Джит Кун До или смешанная тренировка – не специальный стиль, а самостоятельная теория тренировки.

«Джит Кун До – это не «новый стиль», подчиняющийся определенным стандартам, имеющий кардинальные отличия от другого метода тренировок. Нет. Для тех кто пользуется философией Джит Кун До есть надежда освободиться от подражания какому либо образцу и шаблону. Необходимо не забывать, что Джит Кун До – это не организация с вступающими в нее членами, а особый мир со свободным сознанием, мир, который можно сравнить с зеркалом, в котором отражаемся мы сами».

«Если занимающийся Джит Кун До спортсмен утверждает, что то, чем он увлечен и есть истинное Джит Кун До, он не до конца понимает концепцию этой философии. Его сознание до сих пор не освободилось от шаблонов и рамок. Он ограничен в выборе, и скорее всего еще не понял простого факта, что для истины не существует никаких стандартов и границ. Шаблоны, накопленные знания, признанные образцы не являются исключительной истиной в последней инстанции».

«Джит Кун До — это просто название. Назначение этой теории можно сравнить с лодкой, переправляющей человека на другой берег реки. Очутившись на другой стороне, оставьте лодку, она уже выполнила свое назначение, не тащите ее с собой, идите дальше налегке, стремясь только вперед».

Урок № 3. Только чуткий, наблюдательный человек может стать лучшим тренером, который считается с индивидуальностью спортсмена.

«Одно из основных правил хорошего тренера – постоянно меняться и приспосабливаться к индивидуальным качествам спортсмена. Знающий тренер не будет останавливаться на стандартной программе тренировок».

«Не стоит навязывать ученику программу, которая нравится тренеру. Настоящий учитель всегда направит ученика на путь познания самого себя, укажет на недостатки и слабые места».

«Можно очень скоро потерять свободу самовыражения, если заниматься по раз и навсегда принятым правилам тренировки. Этот путь ведет к остановке в развитии, к снижению результатов. Необходимо осознавать, что бой (тренировка) должен меняться в зависимости от ситуации, не привязываясь к личным вкусам и предпочтениям. Если этого нет, то очень скоро для спортсмена наступит разочарование в выбранной программе тренировки, вследствие чего результаты занятий будут неэффективными».

«Происходящее вокруг станет понятным, смысл вещей раскроется сам собой, если человек обладает внутренней гибкостью».

«Во время боя необходимо следовать правилу: ваши действия в бою должны стать тенью движений соперника. В то же время, ответ на выпады противника не должен быть шаблонным, заготовленным. Техника вашего боя создается как следствие техники соперника, каждое движение – это результат его движения. Поэтому нужна светлая голова, быстрая реакция и хорошая физическая форма».

Урок № 4. Правильный путь — всегда самый прямой и простой.

«В Джит Кун До высшей степенью совершенства является стремление к самому простому. Через понимание этой мысли приходит ясность о том, что необходимо больше тратить, а не хранить».

«Скульптор, создавая свой шедевр, отсекает от глыбы все лишнее. И только тогда, когда мастер убрал весь лишний материал, взору открывается произведение искусства. Так и в Джит Кун До идея состоит в том, чтобы отсечь все ненужное, несущественное».

«Самый правильный путь – простой путь. Нет никакой гарантии, что традиционные классические методы тренировки приведут к победному результату. Верный путь к успеху – эффективность».

Урок № 5. Напряженные тренировки не могут гарантировать спортивные успехи.

« Научиться , стоя на берегу – невозможно».

«Стоит помнить, что даже самые изнурительные тренировки и упражнения не смогут принести успеха. Конечная цель каждого, кто занимается борьбой – это реальная схватка, а тренировочный процесс – это лишь подготовка к спаррингу».

Урок № 6. Несложно научиться правильно двигаться, но не стоит ограничивать себя жесткими рамками.

«К каждому необходимо найти индивидуальный подход, только так можно научить человека действовать правильно. Это означает, что самой продуктивной будет та техника тренировок, к которому имеется склонность. Нужно выявить конкретные способности каждого и продолжать развивать их в заданном направлении».

«Большинство тренировочных программ есть не что иное как однообразное повторение определенных движений. В конце концов, при таком подходе быстро теряется индивидуальность человека».

Урок №7. Оставайтесь собой. Не стоит превращать обучение в подражание.

«Вам дана жизнь не для того чтобы оправдать чьи-то надежды и мечты, так же как и я здесь не затем, чтобы гарантировать исполнение ваших ожиданий».

«Запас знаний, накопленный в боевых искусствах (тренировках) в действительности означает самопознание».

Заключение.

Философия Брюса Ли, оставленная нам в наследство, помогает по-новому посмотреть на этот мир. Она учит ценить самое главное, не замечая мелкого вокруг. Открывший ее для себя, со временем начинает понимать важность многих вещей. Такой человек не станет вступать в напрасные споры о пользе конкретных тренировочных программ, он научится чувствовать сам, какой путь сможет принести пользу именно ему. Философия Брюса Ли – спокойное восприятие мира, понимание того, зачем мы здесь, кто мы и что делаем на этой земле.

Поединок Брюса ли с Чаком Норрисом

Джит Кун-До


Джит Кун-До - представляет собой метод эффективной самообороны, разработанный мастером восточных единоборств и всемирноизвестным киноактером Брюсом Ли.

В Джит Кун-До Брюс Ли включил наиболее эффективные приемы различных направлений единоборств, таких как Вин Чун, Тайцзицюань, Джиу-джитсу, Тхэквондо, Муай Тай, английский бокс, а также филиппинское боевое искусство - Биколано, представляющее собой усовершенствованный стиль китайского Кунг-фу.

Техника Джит Кун-До максимально унифицирована таким образом, чтобы максимально упростить переход от одного приема к другому.

Например, используемые в Джит Кун-До приемы Вин Чун лишились классических «твёрдых» защитных стоек, при этом сохранены базовые последовательности атакующих и контратакующих ударов, которые в стиле Брюса Ли выполняются в динамике, при минимальной затрате усилий и с упрощением ударной техники, блоков и перехватов.

Кроме того Джит Кун-До включал в себя собственную философию, суть которой можно выразить в принципе "выживает наиболее приспособленный ".

Сила Джит Кун-До , по мнению создателя стиля заключается в уверенности, отточенных навыках и точном расчёте, позволяющих без пустых движений и затрат лишней энергии достигнуть цели.

Брюс Ли считал, что Джит Кун До - Путь опережающего кулака, это «стиль без стиля», в основе которого лежат идеи и принципы Дао, Дзен-буддизм и учения Кришнамурти.

Брюс Ли говорил, что Джит Кун До - это Путь, ведущий к сердцу предмета .

Джит Кун До - Путь самопознания и самореализации через понимание себя, окружающего мира, через осознание древних даосских принципов и применения их на практике.

Брюс Ли считал, что:

"по настоящему вы начнете понимать себя только тогда, когда попытаетесь идти своим собственным путем! "

Кунг-фу Брюса Ли

Понять суть созданного Брюсом Ли стиля можно лишь поняв суть основы этого стиля, которым бесспорно является Кунг-фу.

По мнению Брюса Ли - Кунг-фу нельзя рассматривать, как набор физических упражнений, Кунг-фу - специфическое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенных техник.

Понять сущность Кунг-фу невозможно изучая боевую технику, как научную дисциплину посредством получения фактов фактов и их анализа.

Понять принцип Кунг-фу можно лишь спонтанно, в момент озарения, которое возникает в освобожденном от эмоций и желаний разуме.

Даосские философы и мастера Кунг-фу называют это явление "Дао-спонтанность ", через которое проявляется суть всех вещей и явлений, происходящих во Вселенной.

Базовый принцип Кунг-фу "Принцип мягкости ", позволяющий нейтрализовать усилия противника при минимальных затратах собственной энергии, открылся Брюсу только после нескольких лет упорных тренировок, о чем Брюс пишет в своей книге "Путь опережающего кулака":

Вспоминая слова великого учителя - Гранд-мастера Ип Мана о расслаблении, успокоении, необходимости забыть о себе и следовать за движениями противника, так, чтобы позволить разуму без колебаний и сомнений производить все контратакующие движения, Брюс осознал, что основой эффективного поединка является искусство расслабления в любой фазе боя.

Ип Ман говорил, что:

только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, можно сохранить себя.

Нельзя противопоставлять себя естественному течению событий, нельзя встречать проблемы "лоб в лоб", а следует взять их под контроль, двигаясь в соприкосновении с ними.

Основой принципа Джит Кун-До, стало понимание Брюса и выражение на практике того, что для получения контроля над своими действиями необходимо прежде всего научиться следовать своей природе, а не противиться ей.

Техники Кунг-фу настолько совершенны, что человеческой жизни недостаточно, чтобы до конца понять их, тем более освоить и применять на практике.

Но есть другой путь, и он заключается в том, чтобы проникнуться внутренним духом боевого искусства, принять его в свое сердце, так, чтобы оно стало частью тебя, а ты - его частью и тогда техника станет очевидной и естественной.

Но этот путь доступен только в том случае, если разум будет находиться в полной гармонии с окружающим миром.

Быть, как вода...

В своей книге "Путь опережающего кулака" Брюс Ли описывает то, как ему открылась суть Кунг-фу , ставшая впоследствии основой Джит Кун До:

После длительных и изнурительных тренировок и медитаций, Брюс отправился к морю, там он снова вспомнил свои тренировки и его захлестнуло чувство неудовлетворенности, которое вывело его из себя и из всех сил ударил рукой по воде.

Никакого урона воде нанесено не было. Затем ударил снова, сжал воду пальцами, путаясь схватить ее, удержать в сжатом кулаке, но это было невыполнимой задачей. В тот момент, по словам самого Брюса, он понял суть Кунг-фу.

Вода - составляет основу всего сущего на земле. Вода является самой мягкой субстанцией, которая может заполнить собой любую форму, при этом вода может пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире.

"Нужно быть таким, как вода!"

В момент этого откровения над головой Брюса пролетела птица, отбросив тень на воду.

И в этот момент Брюса посетило еще одно озарение -

"эмоции и помыслы моего противника должны проноситься в моем сознании, как отражение птицы на воде "

Именно тогда, по словам самого Брюса он понял, что имел ввиду его великий учитель Ип Ман, говоря: "не пытайся контролировать свои действия, научись следовать своей природе, а не противиться ей ".

В этот момент, как говорил сам Брюс, он почувствовал единение с Дао , а заодно со своей природой.

В этот момент от ощутил состояние душевной гармонии - того состояния, в котором все то, что раньше вызывало противостояние, воссоединилось с ним, и в его сознании больше не стало места для конфликта, весь мир стал для него родным.

Основа Джит Кун-До

Суть движений Джит Кун-До Брюс Ли называл "текучей непрерывностью ".

Каждое движение, как только оно заканчивается - плавно переходит в другое, что является основой того, что движения воспринимаются, как более быстрые по сравнению с движениями других видов единоборств.

Особенно это важно при взаимодействии с противником, когда не следует прерывать или сопротивляться течению движений противника, не нужно останавливать его силу.

Вместо этого необходимо следовать за противником, направляя и дополняя его движения, тем самым просто помогаешь ему самому разрушать себя.

Еще одним важным аспектом практики Джит Кун-До, особенно на высших стадиях тренировок, является соединение воображения, или, как говорили мастера Кунг-фу древности - "движения духа " с каждым физическим движением, что позволяет довести практически до совершенства каждый выполняемых прием.

Тренировка Джит Кун-До

Основой тренировочного процесса, по мнению Брюса Ли, является приведение личности в состояние готовности к интенсивным нервным и мышечным нагрузкам таким образом, чтобы заставить весь организм работать гармонично.

Минимальная ежедневная тренировочная программа Брюса состояла из следующих упражнений:

1. Упражнения на растяжку (попеременные шпагаты).

2. Отжимания в упоре.

3. Бег на месте.

4. Вращение плеч.

5. Высокие удары ногами.

б. Глубокие сгибания коленей.

7. Боковые удары ногами.

8. Повороты в приседаниях - выпрямлениях.

9. Изгибы и вращения поясницы.

10. Удержание ног на весу и махи.

11. Наклоны вперед.

Основой техники Джит Кун-До Брюс Ли называл координацию, точность, мощь, выносливость и равновесие.


Координация

Обучение координации в Джит Кун-До представляет собой не просто тренировку мышц. Развитие координации - это практика предполагающая процесс формирования связей в нервной системе. При этом каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более легким и более подготовленным.

Точность

Развитие точности основывается на совершенствовании контроля над движениями своего тела. В конечном счете эти движения должны должны выполняться с минимальным приложением силы и напряжения, при неизменном достижении желаемого результата.

Для развития точности требуется выполнение значительного количества упражнений, выполняемых с максимальной аккуратностью, и лишь после полного освоения и шлифовки приема - следует добавлять в него силу и скорость.

Мощь

Увеличению мощи способствует четкость ударов, которые должны идти от туловища, в котором должно быть достаточно устойчивости, чтобы сохранять равновесие во время действия. При этом мощный боец, по мнению Брюса - это не сильный боец, а тот, кто может проявить свою силу быстро.

Мощь представляет собой силу, умноженную на скорость. Для увеличения мощи неизменно требуется научится делать быстрые движения, соединив в единое целое все отдельные движения, направив нервные импульсы к рабочим мышцам, при одновременном уменьшении импульсов, направленных на мышцы-антагонисты.

Выносливость

Развитие выносливости достигается путем тяжелых и продолжительных упражнений, превышающих нормальное физиологическое состояние, при этом значительные нагрузки должны накладываться и на дыхательную и на мышечную системы.

По мнению Брюса наилучшей формой воспитания выносливости является участие в боях, при этом нельзя уменьшать значимость иных форм тренировок выносливости, таких как бег и бой с тенью.

Равновесие

Секрет равновесия, по мнению Брюса, является в поддержании правильного положения тела, основой которого является правильная стойка.

Следует держать ноги прямо под туловищем, на среднем расстоянии друг от друга, вес должен быть либо распределен равномерно на обе ноги, либо (как в английском боксе) слегка подан вперед на ведущую.

Такая позиция позволяет достичь расслабления, скорости и легкости в движении, а также, при необходимости, колоссальной мощи.

При выборе позиции в стойке следует придерживаться следующих правил:

1. Понижать центр тяжести.

2. Держать базу на ширине плеч.

3. Держать вес на подушечках пальцев ног.

4. Колени держать чуть согнутыми, даже во время бега. Центр тяжести следует перемещать легкими и быстрыми движениями.

Гармоничное взаимодействие тела и духа

Важнейшим элементом Джит Кун-До Брюс Ли считал гармоничное взаимодействие тела и духа, для достижения которых мастер рекомендовал придерживаться следующих правил:

Уникальная и эффективная система Джит Кун До (китайское — «путь опережающего кулака») была предложен в 1967 году мастером и популяризатором единоборств в кино Брюсом Ли. Данному стилю боевых искусств не характерны ни строгий свод правил, ни определенный набор технических приемов.

Сам основатель называл Джит Кун До (англ. Jeet Kune Do) не «стилем» боевых искусств, а именно «методом», так как, согласно философии Брюса Ли, этот метод можно применять в любом виде единоборств.

Видео: «Золотой дракон» — Джит Кун До, урок первый

По мнению Брюса Ли, Джит Кун До являлся вовсе не новым стилем каратэ или Кунг-фу и не видоизмененным старым, которому дали новое название. Свою задачу Брюс Ли видел лишь в том, чтобы освободить от слепой зависимости своих последователей от любого стиля, любых систем или образцов. Он решил создать этот метод после профессионального овладения Вин Чун, Джиу-джитсу, Кунг-фу и боксом, совместив в нём все элементы данных стилей. В Джит Кун До почти отсутствуют прямолинейные удары. При атаке удары наносятся только после совершения обманного движения или после контратаки.

Скорость ударов Брюса Ли не позволяла их снимать на камеру, поэтому во время съемок он намеренно бил медленнее

Брюс Ли (настоящее имя Ли Джан Фен) родился 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско штата Калифорния в семье актрисы и оперного певца. Впервые снялся в фильме в возрасте трех месяцев. В 6 лет сыграл главную роль в фильме «Зарождение человечества». Большую часть жизни прожил в Гонконге. Окончил университет в Вашингтоне по специальности философия. Там же познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери. В 1965 году у него родился сын. Создал собственную школу боевых искусств, где тренировал своих учеников, и которую впоследствии назвал «Джит Кун До». На протяжении всей своей жизни активно снимался в фильмах и к концу 1972 года стал звездой кинематографа. Основал собственную кинокомпанию и успел выпустить свою первую картину «Путь Дракона». Но всего за один месяц до выхода премьеры фильма Брюс Ли скоропостижно скончался в возрасте 32 лет от отека головного мозга.

Спарринг в Джит Кун До

В процессе преподавания в собственной школе Брюс Ли считал целесообразным одновременно обучать только нескольких студентов. Такой метод давал возможность постоянно наблюдать за каждым студентом, чтобы не утратить связи учителя с учеником и помочь развитию их внутренних способностей. Он также считал, что настоящий боец Джит Кун До это тот, кто понимает всю сущность данного метода, и только такие люди смогут постичь силу освобождения, становясь при этом зеркалом самопознания. Лучший практикующий боец всегда должен руководствоваться в бою только собственной интуицией. Согласно учениям Ли, боевой стиль никогда не должен быть схож с наукой, в которой существуют строгие законы и принципы, и они никогда не могут быть нарушены. Среди бойцов всегда имеются различия между их личностями, уровнями их тренированности, физической и духовной подготовки, способности ориентироваться в любой обстановке, а также их симпатиях и неприязнях.

Брюс Ли с маленьким сыном Брэндон Ли за 25 лет до его гибели

Джит Кун До вначале был предназначен для успешной самозащиты в уличных драках. В технике боя данного метода встречаются английский и филиппинский боксы, а также такие стили восточных единоборств, как Джиу-джитсу, Кунг-фу, Тай чи с обобщенным использованием всех техник, но со своей отдельной спецификой. К примеру, из поединка Кунг-фу Брюс Ли убрал все стандартные варианты ответов и контратак, а также «твёрдые» защитные стойки, но сохранил все блоки и перехваты, ударные техники, только с их упрощенным использованием.

Юные бойцы Джит Кун До на открытом чемпионате г. Тулы

У Брюса Ли не было общей методики преподавания, он использовал только руководящие принципы, которые помогали бы ему вести ученика к высшему уровню мастерства. Постоянно используя в ходе тренировок спортивное снаряжение и индивидуальный подход, ученик был способен разработать силу удара, скорость, координацию, а также работу ногами и сильную выносливость. Джит Кун До не был для Брюса конечной целью. Данный метод являлся побочным результатом его личных занятий боевыми искусствами и служил основой для роста уровня мастерства. В 80-х гг. Джит Кун До преподавали только в трех заведениях: в Филиппинской Академии в Кали штата Торранс, в Шарлоте штата Северная Каролина и в Сиэтле штата Вашингтон.

Сдача на пояс Джит Кун До в России, 2013 год

Наиболее полное обучение велось в Филиппинской Академии, где кроме изучения Джит Кун До, студенты также получали опыт и других боевых искусств: западный бокс, кикбоксинг, дзюдо и др. Сейчас этот метод популярен во всем мире благодаря ученику Брюса Ли Дэну Иносанто. Он является продолжателем идеи Брюса Ли в Академии единоборств Филиппин - Кали, где во время поединка применяются одна или две деревянные палки, нож или какой-нибудь другой предмет, который оказался под рукой. В других школах Джит Кун До филиппинские техники не используются, а применяют технику карате, Вин Чун, Кунг-фу и многих других стилей. В программу изучения метода Джит Кун До входит 10 учебных и столько же боевых комплексов, а также всевозможные тесты для определения и улучшения силы и частоты ударов, скорости, разбивание различных предметов, поединки с одним и несколькими соперниками.

Джит Кун До
(дословно - «путь опережающего кулака») был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В
отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До (Джит Кун До) не
существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому
стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит
Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств,
этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит
Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их
самопознания.

Многие пытались
описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его
называли и «кун-фу Брюса Ли», и «каратэ Брюса Ли», и «кикбоксинг Брюса Ли», и
«система уличного боя Брюса Ли»… Попытки свести Джит Кун До к «боевому
искусству Брюса Ли» показывают полное непонимание сущности этого стиля и того,
чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может
реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые
искусства должен суметь подняться над однозначностью «за» и «против», осознав,
что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга.
Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил,
что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает
самопознание.
Джит Кун До - это
не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое
имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в
том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого
стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До -
всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному
подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, «создавать метод борьбы -
все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из
этого». В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного
искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка
мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или
каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а
на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или
сават.


Джит Кун До - это
стиль и «не стиль». Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих
боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не
синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают,
что он нейтрален, «аморфен». Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и
неверно.

Хороший
практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой
собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен
науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда
существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной
подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей
обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - «дорога без
направления», так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно
вступить. «Либо вы понимаете, либо нет - и это все», - говорил он.

Когда Брюс
преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США),
он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество
учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя
он не видит в этом необходимости. В таких школах с все возрастающим количеством
студентов были бы установлены жестко закрепленные своды обязательных правил,
заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство
учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их
мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли
считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод
требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя,
дабы не утратить связь «учитель - ученик». Как Ли часто говорил, «хороший
учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента,
учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы, в конце
концов, ученик мог достигнуть внутреннего совершенства».

Боевые искусства
(впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно
изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец
Джит Кун До, говорящий, что Джит Кун До - всего лишь боевое искусство, на самом
деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с
ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной
ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что
истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может
закончиться. «Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно
переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на
собственной спине», - говорил Брюс.

В 1981 году Джит
Кун До преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в
Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал
нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры.
Наиболее полно Джит Кун До изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и
Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того, что изучающий Джит Кун До
должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в
Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кикбоксинг Брюса Ли
- юнь-фан.

Я глубоко
убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить
разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал,
должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит
только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой
истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти
сам.

Вот главная идея,
которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик
должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить:
«Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша».


У Брюса не было
«общей методики», только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к
мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик
мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость,
работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не
был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий
боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. Джит Кун До был
основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней
свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно
не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем
бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли
всегда настраивал своих последователей на изучение дзюдо, дзю-дзюцу, айкидо,
западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития,
подобные вин чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис,
характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы
ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство
не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До:
быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать
«отсутствие стиля» как стиль, «отсутствие пути» как путь, чтобы единственным
ограничением стало отсутствие любых ограничений. Не стиль, и не «не стиль» - это
и есть Джит Кун До.

Говоря с точки
зрения Дзэн, «в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни
цветущие ветви вырастают длиннее, другие - короче».