Занятие нод средняя группа с блоками дьенеша. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием логических блоков Дьенеша «Волшебное путешествие в страну Логики. Занятия в среднем дошкольном возрасте
План и конспект занятия по математике в средней группе
Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну
Программное содержание
1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине).
2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести.
3. Упражнять в количественном счете в пределах шести.
4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.
1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.
2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.
1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.
2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.
3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление.
4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.
Методические приемы
Внесение посылки от Микки-Мауса
Чтение письма с приглашением в волшебную страну.
Полет на ковре-самолете.
Задачи № 1,4
На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его.
Дети попадают в город Геометрических фигур.
Задача №1
На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка.
Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока.
Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин.
Физминутка:
Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны.
Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве.
Задача 3,4
В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски.
Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы.
Итог занятия.
Анализ работы детей от имени Микки-Мауса.
Полет на ковре-самолете в д/сад.
Конспект занятия
Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре.
Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо.
Давайте прочитаем его:
«Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного»
Примем приглашение Микки-Мауса?
Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:
О ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Музыка-полетели.
Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.
Подходят к музыкальному залу.
Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим.
Ой! На двери замок. Волшебный.
Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал.
Давайте подумаем, как его открыть?
*предложения детей.
Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?
Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?
Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие?
*Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.
Какая это фигура?
*Маленький красный круг!
Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?
* Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие.
Нажимай, Катя, скорее!
Вот дверь и открылась!
Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает!
М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете.
М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.
Как вы думаете, почему этот город так называется?
Что вы здесь видите:
Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?
Маленьких или больших?(показывает условный знак:маленький, потом большой)
Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:
Эта какая улица? Цветом?
*Синяя, желтая и красные.
Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице.
На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру?
*большие!
На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета?
*красные.
А на желтой? Синей?(показываю указкой)
А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу.
Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик?
Подними эту фигурку. Кто там живет?
Закрой домик, пусть он там отдыхает.
А теперь, найдет домик Анечка.
Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов.
Кто там живет?
Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик.
Кто здесь живет?
Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный.
М:А хотите узнать где я живу?
Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике.
*Никого нет.
Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами.
Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину.
(Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки).
Надо взять ножовку и фанеру,
гвозди взять и молоток.
Не беда, что мы не инженеры,
час прошел и дом уже готов!
П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос.
У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.
Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор.
Что у тебя, получилось?
*телевизор.
Получился бантик?
(Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.)
П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок.
П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке.
Вот какая большая получилась лодка.
Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным!
Звучит фонограмма течения реки.
Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево!
Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке.
Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек)
Достаю письмо:
Я мишка косолапый, веселый и лохматый
В лесу спокойно жил
С лисичкою дружил.
А злой колдун однажды
всех нас погубил.
Вы, ребята, помогите,
из фигур нас соберите!
Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)
Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!
Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию.
Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки.
Какого цвета фигурки?
* коричневые
А как называются эти фигуры?
*квадраты и прямоугольники.
А сколько фигур мы нашли?
*6. Все 6 фигур нашли.
Давайте по фотографии сделаем мишку.
А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?
Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник.
Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы!
Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом!
*До свидания!
М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки!
Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.
Скажем заклинание:
О ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Музыка - полетели в группу.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1655 ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША. ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛОГИКИ»
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ ЛАШИНА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА МОСКВА 2014
Цель: учить классифицировать и обобщать фигуры по цвету, форме, размеру, толщине. Выделять один объект из множества. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. Развивать логическое мышление, память, сообразительность. Закреплять звуковой анализ.
Скачать конспект
Материалы и оборудывание: наборы логических блоков Дьенеша, логические фигуры, логические кубики, обручи, картинки к сказке «Колобок», картинки: «медвежата», «лес», «разрушенный город»; аудиозапись «Шум мотора», фланелеграф.
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сегодня я получила письмо от жителей страны Логики. Нас приглашают помочь навести порядок в этой стране. Вы согласны?
Итак мы отправляемся в волшебную страну, для того, чтобы совершать добрые дела и хорошие поступки. А еще в конверте есть карточки, которые помогут нам в нашем путешествии.
2. Воспитатель:
–Какой же вид транспорта нам выбрать? Нам подскажет карточка №1
(прочитать загадку про автобус:
«Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.») Что же это? (Ответы детей)
— Наш автобус ждет пассажиров. (назначается ребенок-водитель)
Остальные дети берут у водителя билет:
(карточки с четырьмя символами свойств блоков).
(на каждом стульчике сбоку прикреплен блок; дети находят свое место). Молодцы, ребята, мы можем отправляться. (Пока звучит запись «Шум мотора» «автобус» едет, перестает звучать – дети выходят из «автобуса»)
3. Игра «Посадка клумбы»(карточка№2, загадка о цветке)
-«Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.»
Воспитатель:
— Ребята, мы с вами попали в парк. Что же нам нужно сделать? Подскажет загадка (прочитать загадку про цветок). (Ответы детей). Правильно, посадить цветы (блоки) в 3 клумбы(обручи). Для этого мы разделимся на 3 команды и 3 раза бросим логические кубики, чтобы понять, какие цветы посадить в данную клумбу.
(Дети сажают цветы по заданным свойствам). Молодцы! А нам пора снова отправляться в дорогу.
4. Игра «Угощение для медвежат» (карточка №3- изображение леса)
Воспитатель (показывает карточку):
-Ребята, мы очутились в лесу. Давайте расскажем, кто живет в лесу с помощью пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Мальчик с пальчик,
Где ты был?
Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
— Ребята, на карточке №3 для вас загадка.
«Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.»
(показать картинки с медвежатами)
(Картинки крепятся к фланелеграфу)
— Догадались, чем помочь медвежатам? (Ответы детей). Да, их надо угостить печеньем. Сейчас мы разделимся на две команды и посмотрим, какая из команд быстрее угостит мишек. Они любят печенье разной формы и разного цвета.
И мы превращаем наши блоки в «печенье». (дети по одному вынимают из стопки карточки с символами свойств, они лежат «рубашками» вверх). Даем печенье мишкам в в обе лапы. (карточки так же прикрепляются к фланелеграфу)
Вопросы: Какое печенье в левой (правой) лапе? (Ответы детей)
(Путешествие продолжается, дети садятся в автобус)
5. Игра «Колобок» (карточка№4 — пословица «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»)
— Ребята, нам нужно найти название сказки, оно спрятано под блоками (под блоками спрятаны слоги, дать «ключ»- карточки с символами свойств). Дети находят слоги складывают слово «Колобок».
Давайте, ребята, вспомним сказку «Колобок». (Показ картинок)
-Итак, от кого первого укатился колобок? (от деда и бабы)
Покатился колобок по дорожке, а навстречу кто ему первым попался? (заяц)
Давайте поможем зайцу разобраться, кто из зверей где живет. (Лиса в норе, заяц в кустиках, белка в дупле, медведь в берлоге, волк в логове).
— Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. И говорит, отпущу я тебя, если скажешь, из каких звуков состоит слово «волк» (Дети делают звуковой анализ слова «волк»)
-Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь. Медведь говорит, я отпущу тебя, если угостишь вареньем. Скажите, каким будет из: клубники – вишни – смордины – апельсина – сливы. (Клубничным, вишневым, смородиновым, апельсиновым, сливовым вареньем).
— Покатился дальше колобок, а навстречу ему лиса. Лиса говорит: «Я тебя, колобок, не съем, если ты расскажешь мне, как обо мне люди говорят» (Дети подбирают определения)
— Лисе понравились слова о себе, и отпустила она колобка. Так и покатился он дальше по лесу. (Дети садятся в автобус)
6. Игра «Построим дома» (карточка№5- изображение разрушенного города)
Воспитатель:
— Ребята, мы попали в разрушенный город. Поможем построить дома для жителей? (У детей: карточки-домики, набор логических фигур у ведущего (воспитатель или ребенок). Ведущий вынимает фигуры из мешочка, называет цвет, форму и размер. Дети определяют какую фигуру, на какое место в «доме» положить.
7.«Сюрприз» (карточка№6)
-Ребята, давайте вспомним какие добрые дела мы совершили? (дети рассказывают). Но в конверте осталась еще одна карточка и на ней коробочка, перевязанная лентой, на что это похоже? (Ответы детей). И этот подарок получают все дети. Жители волшебной страны Логики очень вам благодарны. Молодцы!(Дети получают угощение).
Используемые материалы:
«Логика и метематика для дошкольников». Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000.
«Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
ЛелявинвН. О., Финкельштейн Б. Б.
Игра «Колобок», автор Тихонова Е. С.
Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 9th Январь, 2016
Вы находитесь:
Макушина Галина Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №37»
Тема «Путешествие в Сказочную страну»
Цель: Развивать познавательные и творческие способности
Задачи:
1.Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов.
2.Закреплять представление о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина.
3.Учить соотносить эталон с эталоном формы (использовать предмет заменитель (блок)).
4. Развивать логическое мышление.
5.Развивать зрительное восприятие и зрительно- моторную координацию.
6.Поддерживать интерес к математической деятельности.
7. Формировать навыки сотрудничества, помогать друг другу.
Форма: подгрупповая
Методы: словесные (вопросы, беседа), игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра), исследовательский метод
Средства: Блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера.
Обручи (синий, красный, жёлтый), подносы (синий, красный, жёлтый), карточки –символы (коды), картинки с трафаретом кружек, (половина листа А4), картинки с изображением предметов, животных для составления картин,украшающих кафе.
Время: 20 минут
Ход занятия:
Название этапа. Форма. |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
|
Создание положительного эмоционального настроя на занятие. Формирование чувства уверенности в своих силах, группового единства |
Выгоняем «не хочу», «не могу» и «не умею»! Приглашаем «все смогу», «научусь» и «все сумею». Мы волшебниками станем, если только захотим, Пофантазируем и сами чудеса изобразим. |
Дети заходят в группу, здороваются с воспитателем, встают в круг и хором произносят слова рефлексивного тренинга «Невозможное – возможно», сопровождая речь движениями |
1мин |
2.Сообщение темы занятия. Игровая ситуация «Поезд». |
Заинтересовать детей, привлечь внимание |
Раздается стук в дверь: Кто же к нам пришёл? Буратино. Ребята Буратино приглашает нас в сказочную страну. Поедем с Буратино? На чем можно отправиться в сказочную страну? В сказочную страну я предлагаю отправиться на волшебном поезде. |
Стоят в круге, здороваются, слушают, отвечают на вопросы. |
|
Давайте построим волшебный поезд, сядем в вагончики и поедем в сказочную страну. Приехали. Всё. Мы попали в сказочную страну. |
Дети строятся друг за другом, изображая поезд с вагонами. Едут под музыку. |
|||
Кто живет в сказочной стране? Я предлагаю превратиться в волшебников. Хотите. |
Ответы детей |
|||
Давайте тогда попробуем!1.2.3 повернись и в волшебника превратись. |
||||
Всё, теперь вы волшебники. Посмотрите, в сказочной стране –есть волшебный материал- блоки. Но они лежат как-то не понятно, все перемешались. Предлагаю навести порядок. Как? |
Ответы детей |
|||
3.Постановка задачи разложить блоки по трем признакам. Д\и «Рассели блоки в три обруча» |
Развивать логическое мышление |
Посмотрите вот лежат три обруча. Что вы думаете, как можно рассортировать блоки? После ответов детей делает вывод: по цвету. (в синий обруч – синие, в красный –красные, в жёлтый –жёлтые), а ещё как можно рассортировать? По форме рассортировали. Посмотрите здесь все квадраты (треугольники, круги, прямоугольники. Их как еще можно рассортировать (по размеру) дети выполняют. По толщине. Навели порядок! Вставайте, посмотрим, что у нас получилось. Совсем другое дело. Как мы раскладывали блоки. |
Дети делают умозаключения и раскладывают блоки по цвету (по форме, размеру, толщине). |
|
4.Постановка задачи раскодировать блоки. Д\и «Печем печенье» |
Развивать логическое мышление, умение находить блоки по заданным признакам, нарисованным на карточках- символах. |
Порядок навели. А что в кафе делают? (кушают). Хорошо. Что в кафе можно кушать? А где мы возьмем все эти сладости? Мы же волшебники. Не забыли. Вы назвали много сладостей, которые можно заказать в кафе. Я предлагаю, испечь печенье. Согласны! Но чтобы печенье у всех получилось разное, Буратино приготовил вот такие карточки –символы. Проходите, рассмотрите свои подсказки и выберите свой блок- печенье. (второй вариант: украсить торты ягодами. У каждого разные формы тортов: круг, квадрат, треугольник и карточки- символы, по которым дети находят ягоды для своего торта). |
Ответы на вопросы. (Печенье, конфеты, мороженое, торты) Дети рассматривают свои карточки- символы (цвет, толщина, форма), делают умозаключение. Из обручей дети берут нужные фигуры (блоки- печенье, или блоки- ягоды для украшения торта) и складывают их в подносы. |
|
5.Постановка задачи. Творческое задание. |
Молодцы. Печенье напекли. Что же будем пить? Из чего? А где их взять? Так нам некогда в магазин идти, мы уже пришли в кафе. Из чего можно сделать кружки для чая? |
Ответы детей (чаем). Ответы детей (в кружки) Ответы детей (в магазине купить). Ответы детей (сделать) Ответы детей (из палочек). |
||
6.Самостоятельная продуктивная деятельность детей Д\и «Сделай кружку из цветных палочек Кюизенера» |
Реализация замысла в продуктивной деятельности Развитие умения соотносить палочки с рисунком на схематическом изображении кружки. (умение подбирать палочки по размеру на рисунке) |
Из цветных палочек – верно. Воспитатель помогает по мере необходимости. |
Дети работают под негромкую музыку.(выкладывают из палочек кружки, напечатанные на листе А4-контур). |
|
7.Самостоятельная деятельность детей |
Развивать умение подбирать блоки по заданному образцу. |
Ну что. Порядок навели, печенье напекли, кружки сделали. Но чего- то не хватает в нашем кафе, как-то не уютно. Чем можно украсить наше кафе. Как можно украсить? Буратино приготовил для вас картинки. Сейчас вы выберете себе любую картинку, какая вам понравится, и сделаете такую же красивую картину из наших волшебных блоков. |
Ответы детей. Дети по желанию выбирают образец картины (гусеница, корабль, цветок и т.д.) и блоки, выкладывают из блоков картину (на образце или рядом). |
|
Давайте теперь полюбуемся со стороны. Ребятки, когда любуешься картинами, очень хорошо видно из далека, близко не видно мелких деталей, подойдите все сюда. (держит Буратино). Как вы думаете почему у вас всё получилось? Потому что вы все очень старались! Хорошее кафе у нас получилось. Вам нравится |
Ответы детей Дети выполняют задание |
|||
8.Заключительный: анализ, рефлексия, прощание. |
Развивать умение детей рассказывать, закреплять умение облекать свои фантазии в слова, связный рассказ. Упражнять в словообразовании. Выражать свое настроение словами, испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы |
Вам понравилось быть волшебниками. Какие волшебные дела вы делали. Что же больше всего вам сегодня понравилось? Запомнилось? Что вызвало затруднение? |
Ответы детей. |
1. Воспитывать доброжелательные отношения к ближнему.
2. Продолжать учить детей раскладывать предметы (палочки Кюизенера) в ряд, в порядке возрастания, пользоваться словами: длиннее, короче.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 5.
4. Закрепить умение различать и правильно показывать круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете, размере.
5. Различать геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, сенсорные способности (квадрат).
Раздаточный материал: Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, круги: синий красный.
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим фантастический полет. Мы полетим с Вами на планету Марс, а наша планета как называется? (Ответы детей.)
Там нам предстоит сделать немало открытий, выполнить трудные задания, найти ответы на сложные вопросы. Вы готовы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Прежде всего, нужно построить ракету. Вы будете инженерами-конструкторами. Займите свои рабочие места. Перед вами эскизы ракет. Внимательно рассмотрите эскиз и сконструируйте ракету (работа с блоками Дьенеша). Отлично справились с заданием.
Мы с вами полетим на готовой ракете. Занимайте места.
2. Цветочная поляна (блоки Дьенеша)
Воспитатель : Ребята посмотрите, мы на чужой планете, но и здесь есть цветочные поляны, но цветы необычные, а в форме геометрических фигур.
Ребята посмотрите, все наши цветочки разбросаны с красочной клумбы. Давайте мы цветы поместим на клумбу.
Цветы синего цвета в форме квадрата нужно поместить в синий обруч, а цветы красного цвета в форме круга в красный обруч.
А куда же мы поместим остальные цветы? (в общую часть). А почему? (потому, что они не красные и не синие, не квадраты и не круги).
3. Воспитатель: Чтобы поддержать свое здоровье в космосе в полете сделаем физкультминутку.
Физкультминутка: «Космос».
4. Игры с палочками Кюизенера
Воспитатель : Ребята, мы с вами на планете Марс, посмотрите, перед вами волшебные палочки. Нам нужно выполнить с ними интересные задания.
- Возьмите в правую руку столько палочек, сколько сможете удержать, назовите цвет каждой палочки.
- Покажите не красную палочку, не желтую и т.д.
- Отберите палочки одинакового цвета и постройте дом для матрёшки.
5. «Выложи по образцу»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что вы видите? (Ответы детей.) правильно, это Солнце. Солнце тоже планета. Какого оно цвета? На какую геометрическую фигуру похоже Солнце? Что ещё есть у солнышка? На какую геометрическую фигуру похожи лучи? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте попробуем выложить наше Солнце, а помогут нам в этом наши волшебные палочки. (Палочки Кюизенера.)
6. Воспитатель: Занимайте места в ракете:
1,2,3,4,5,- из полета возвратились, мы на землю приземлились! (Дети выходят из ракеты.)
Воспитатель: Наша ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной работе нашего экипажа, мы справились со всеми заданиями. Ребята, я забыла, где мы были? Для чего мы туда летали? Что мы там делали? Вам было тяжело? Интересно? Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формировать элементарные математические представления:
Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств;
Закрепить представления о числовом ряде;
упражнять в количественном счете в пределах 8;
закрепить умение соотносить количество с соответствующей цифрой;
Развивать умение выделять свойства в предметах(блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач;
Продолжать развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают;
Упражнять в ориентировке на плоскости листа, пользоваться пространственной терминологией (правый верхний угол, правый нижний угол и.т.д.)
Коррекционно-развивающие задачи:
Учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношениявопросом: « как ты думаешь?», стимулировать к изложению своих мыслей.
Активизировать в речи слова и выражения: цвет, форма, размер, толщина, правый верхний угол, левый нижний угол.
Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Обучать приемам символизации и моделирования.
Способствовать психологическому здоровью детей:формировать чувство радости, уверенности, оптимизация детского настроения,используя игру-тренинг «Заряд бодрости» и элемента азбуки выражения эмоций (через выразительные движения удивления, испуга, радости).
Развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение
слышать и слушать друг друга.
Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, наборы цифр 1-8 по количеству детей, карточки с изображением различных свойств (цвет, форма, размер, толщина),изображение школы с учениками-блоками, мяч.
Индивидуальная работа : побуждать Кирилла строить предложения из 4-5 слов, правильно согласуя слова в предложении. Работа с Сашей над умением абстрагировать свойства предметов.
Ход : Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра-тренинг «Заряд бодрости»
«Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)
Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз)
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)
Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.
Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.
Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает » Если так бывает- улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает-хмуримся и топаем ногами.
Бывает круг с углами -Бывает весна после зимы
Бывает петух с 4 ногами -Бывает у собаки 4 лапы
Бывает после понедельника суббота -Бывает ночь после утра
Бывает у человека 3 глаза -Бывает число два больше трех
Бывает трава зеленого цвета -Бывает число пять идет после семи
Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.
В волшебном государстве Математики постоянно происходят какие-то истории. Вот сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая из них хочет доказать, что она самая важная. Давайте их подружим «Числовая разминка»
Назовите все цифры по порядку (хором)
Назовите цифры в обратном порядке (хором)
Оля, посчитай от пяти до семи
Саша, посчитай от трех до шести
Даша, пять, а ты считай обратно
Оля, назови соседей числа три
Вот и подружились наши цифры. Все цифры нам нужны и важны, без них нам не обойтись.
В волшебном государстве Математики правит царь Единица. Сегодня он хочет проверить,
любят ли дети математику, дружны ли вы с ней. Он издал указ и велел выполнить все его задания. Первое задание: Отгадайте, что это за здание? А поможет вам загадка.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.
Верно, это школа. Назовите номер каждого класса и где он находится?
Это класс номер 1. Где он находится, Оля?
Он находится в правом верхнем углу.
Это класс номер 2. Где находится второй класс?
Второй класс находится в левом нижнем углу. и.т.д. Аналогичная работа до четырех.
В волшебном государстве Математики учатся необычные ученики.Это знакомые нам
Расскажи, Даша, кто учится в первом классе?
В первом классе учатся синие, большие, толстые, круги.
Руслан, а кто учится во втором классе?
Во втором классе учатся красные, маленькие, тонкие, квадраты.
Молодцы, все справились с заданием царя. Теперь отдохнем. В школе переменка.
Гимнастика для глаз
Мой веселый звонкий мяч
Еще хочет поиграть.
Вы глазами проследите,
Головою не вертите.
Куда мяч - туда глаза
Будем двигать не спеша.
Мяч поднялся вверх,
Все глаза - наверх.
Мяч скатился вниз
И глаза все - вниз.
Мяч - направо, мяч - налево,
А теперь наискасок:
Сверху вниз по диагонали
И еще один разок.
Все по кругу побежали
И вернулись мы опять.
И фигуру «бесконечность »
Нарисуем мы на пять!
Физминутка Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем - Нужно ноги укреплять, Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И на место снова сели. (Дети садятся)
Следующее задание царя Единицы. «Посчитай блоки и покажи нужную цифру»
Посчитайте все круги и покажите нужную цифру
Посчитайте все красные блоки и покажите нужную цифру
Посчитайте все маленькие блоки и покажите нужную цифру
Посчитайте все толстые блоки и покажите нужную цифру.
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
А сейчас царь Единица предлагает нам поиграть в игру « Шифровальщики»
Царь будет выставлять блоки, а мы будем зашифровывать их с помощью своих карточек-символов.Выставляется синий, большой, толстый, квадрат.
Оля, какие карточки ты взяла для шифровки?
Я взяла синее пятно, большой домик, толстого человечка и квадрат.
Правильно Кирилл подобрал карточки? Проверьте у всех так.
Игра повторяется 2-3 раза.
Молодцы, ребята все задания Царя вы выполнили. Он очень доволен вами и меня вы порадовали. Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими -встаньте в красный обруч. А кому было сегодня трудно- встаньте в зеленый обруч.
Сегодня мы с Царем Математики убедились, что вы любите ее и дружите с ней.
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне.