Вся преобразовательная деятельность человека. Результаты преобразовательной деятельности человека,все,им созданное,называется

ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Еще более ста лет тому назад Ф. Энгельс писал: "Теперь уже не нужно проповедовать как нечто новое, что количество движения (так называемая энергия) не изменяется, когда она из кинетической энергии (так называемой механической силы) превращается в электричество, теплоту, потенциальную энер­гию и т.д., и обратно; мысль эта служит добытой раз и навсегда основой гораздо более содержательного отныне исследования самого процесса превращения, того великого основного про­цесса, в понимании которого находит свое обобщение все по­знание природы" .

В этом рассуждении сделано гениальное философское обобщение эволюционного процесса преобразования природы и живущего в нем общества людей.

Физический, химический, биологический, судебный, пси­хологический, педагогический, политический, управленческий и т.д. - все это разновидности великого всеобъемлющего эво­люционного процесса преобразования вещества, материалов, энергии и информации.

Вещество, энергия и информация претерпевают измене­ния вследствие взаимодействия внутри процесса и преобразу­ются в новую форму, чтобы вступить в последующий процесс преобразования. Нет ничего в мире вне этого процесса. Даже время и пространство не существуют без процессов взаимодей­ствия.

Схематично это положение можно представить в сле­дующем виде:

Энергия в процессах преобразуется из одного вида в дру­гой, и общая сумма энергии до и после преобразования сохра­няется.

Информация порождается процессами преобразования вещества и энергии, свидетельствует о формах и количестве преобразований и накапливается в соответствующих формах на носителях.

В отличие от вещества и энергии информация не только сохраняется количественно, но и имеет тенденцию к накопле­нию. Тенденция накопления информации есть всеобщий прин­цип эволюционного развития.

Процесс преобразования может быть эволюционным или революционным, определяться естественным путем или по­средством целенаправленной деятельности человека.

Рассмотрим структуру процесса преобразовательной дея­тельности.

Процесс (лат. processus - происхождение, продвижение) - последовательная смена состояния, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий изменения или развития, представляющих непрерывное единое движение.

Процесс преобразовательной деятельности включает в се­бя следующие структурные компоненты: потребность, мотива­ция, цель, организация, технологические операции и переходы, результат и его оценка.

Рассмотрим каждый из этих компонентов.

Потребность в преобразовательной деятельности - это психологическое состояние индивида, создаваемой испыты­ваемой им нуждой в предметах, необходимых для его сущест­вования и развития, и выступающее источником его активно­сти . Потребность людей как функция их преобразовательной деятельности является следствием развития производства. С помощью орудий труда человек изменяет объекты, приспособ­ляя их к собственным потребностям. Тем самым потребности людей получают возможность к развитию. Потребности чело­века могут быть материальными и духовными. Они во многом обусловлены уровнем его воспитанности, поэтому воспитание потребностей является одной из центральных задач формиро­вания личности.

У человека должны быть сформированы разумные по­требности в преобразовательной деятельности, которая бы не наносила вреда естественной природе, обществу и самому че­ловеку. В этом смысле поучителен пример с намерением неко­торых бывших руководителей нашей страны изменить естест­венное течение некоторых рек, повернуть их вспять, что приве­ло бы к непредсказуемым отрицательным последствиям.

Потребности человека обнаруживаются и проявляются в мотивах и целях деятельности.

Мотив (от лат. moveze - приводить в движение, толкать) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением по­требностей человека . Мотивом может быть материальный или идеальный предмет деятельности, ради которого они осущест­вляются. Мотивы определяют выбор направленности преобра­зовательной деятельности и активизируют ее.

Развитие мотивов происходит через изменение и расши­рение круга деятельности, преобразующей предметную дейст­вительность. Изучение мотивационно-смысловой сферы со­ставляет центральную проблему психологии личности.

Есть разные полходы к классификации мотивов деятель­ности. Можно выделить социальные, личностно значимые и корыстные мотивы преобразовательной деятельности человека.

Как правило, преобразовательная деятельность человека определяется и стимулируется не одним, а системой мотивов, выстроенных в определенной последовательности. Эта система мотивов называется мотивацией деятельности.

Преобразовательная деятельность направлена на дости­жение определенной цели , под которой понимается образ пред­восхищаемого результата Основой формирования цели у чело­века является его предметно-материальная, трудовая деятель­ность, направленная на преобразование окружающего мира. Любая преобразовательная деятельность человека имеет кон­кретную цель. Приведем некоторые примеры.

Вид преобразовательной деятельности

Цель

Обучение и воспитание подрастающего поколения
Формирование всесторонне развитой личности
Научная деятельность
Открытие законов развития природы, общества и человека
Выращивание сельскохозяйственных культур
Получение высокой урожайности
Художественная деятель­ность
Создание высокохудожественных произведений искусства
Производство товаров потребления
Создание качественных товаров, пользующихся спросом у населения
Предпринимательская деятельность
Получение прибыли

Следующим структурным компонентом процесса преоб­разовательной деятельности является организация этой дея­тельности, которая включает в себя планирование, подготовку необходимой документации, кадров, производственно- технической базы, заготовку сырья, поиск рынков сбыта про­дукции и т.п.

Приведем некоторые примеры организации преобразова­тельной деятельности. Так, учителя составляют планы подго­товки и проведения уроков и внеурочных мероприятий, ученые разрабатывают планы проведения исследовательской работы. Для нормальной организации производства составляется опре­деленная технологическая документация, перечень которой ус­танавливается государственными стандартами, единой систе­мой технологической документации (ЕСТД).

Основными видами технологической документации яв­ляются маршрутные и операционные карты.

В маршрутных картах отражается технологический про­цесс по всем операциям, приводятся данные об оборудовании, оснастке, применяемым материалам, а также некоторые сведе­ния нормативного характера.

В операционных картах более подробно описывается вы­полнение каждой отдельной операции по переходам. В них указываются также рациональные режимы работы оборудова­ния, применяемые контрольно-измерительные инструменты и приборы.

Сама преобразовательная деятельность осуществляется в виде технологических операций, под которыми понимаются за­конченные части технологического процесса. Технологическая операция осуществляется с помощью различных средств, мето­дов, приемов, действий. Например, урок может включать в себя следующие операции: опрос, объяснение нового материала, за­крепление, домашнее задание. В процессе производства авто­мобиля совершаются такие технологические операции, как разметка, изготовление деталей, сборка, покраска и многие другие.

Операции делятся на переходы, под которыми понимают­ся законченные части операции, выполняемые с помощью од­ного метода, приема, инструмента, средства. Например, при объяснении нового материала учитель может использовать рас­сказ, показ таблиц, демонстрацию кинофильма и т.д. Это и есть технологические переходы.

Схематично технологический процесс можно представить следующим образом:



Каждому изделию присущи особые свойства, характери­зующие его качество. Например, для автомобиля - это ско­рость, расход топлива, грузоподъемность и т.д.; для ткани - плотность, несминаемость, расцветка и т.д. Общими для всех изделий признаками качества являются надежность, долговеч­ность, удобство, красота.

Поэтому обязательной частью технологического процесса является контроль качества продукции. На производстве вво­дится комплексная система контроля качества, которая преду­сматривает входной контроль (проверка соответствия материа­лов и полуфабрикатов установленным технологическим требо­ваниям), проверку технологической надежности оборудования, приспособлений, инструментов и итоговый контроль на выходе готовой продукции на предмет соответствия ее Государствен­ным стандартам.

Таким образом, процесс преобразовательной деятельно­сти схематично можно представить следующим образом:


В процессе преобразовательной деятельности человеку необходимо соблюдать правила техники безопасности. Техника безопасности - это комплекс мероприятий по предохранению работников от различного рода травм и вредных воздействий, связанных с условиями труда. В этих целях принимается систе­ма законодательных мер, разрабатываются подробные правила по охране труда по каждой специальности, обязательные для соблюдения всеми работниками. За соблюдением правил охра­ны труда и техники безопасности устанавливается специальный технический контроль.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Среда, 09 Января 2013 г. 16:25 + в цитатник

Думаю, это единственная теория, с которой следует ознакомиться менеджеру по кадрам, хотя бы для расширения кругозора:)

Первый ярус классификации (типы профессий)

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:

· в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

· в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

· в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

· в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

· в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

· в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

· в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

· в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

· в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

· в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

· в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

· в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

· в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

· в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;

· в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:

· в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

· в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

Метки: