Виды памяти и краткая характеристика. Определение памяти. Виды памяти
Здравствуйте, уважаемые читатели! Бывало ли у вас такое, что вы не можете вспомнить какую-то элементарную вещь? Или вдруг запах мандарин принес образ картинки прошлого Нового года? Все подобные события связаны непосредственно с человеческой памятью. Именно об этом удивительном феномене мы и будем говорить. Сегодня я расскажу вам какие есть виды памяти у человека.
Изучение памяти
Психология давно занимается изучением памяти, пытаясь ответить на вопросы: какие у памяти есть формы и виды; как человек лучше воспринимает, перерабатывает и усваивает информацию. Если вы хотите познать этот психический процесс более детально, то вам обязательно пригодится книга Любви Черемошкиной «Психология памяти ».
В изучении памяти психологи прибегали к экспериментальным методам. Эксперименты проводились как на людях, так и на животных. Например, известнейшие лабиринты для лабораторных мышей или практика всемирно известного Ивана Петровича Павлова. А вот Лев Семенович Выготский вместе со своими учениками занимался вопросом высшей формы памяти у детей.
Согласитесь, что процесс запоминания крайне важен не только в повседневной жизни, но и профессиональной деятельности. Про одних людей говорят, что они обладают , а другие не способны держать информацию дольше нескольких секунд.
Существуют серьезные расстройства памяти, когда человек не помнит ничего из своего прошлого или не способен запоминать текущие события. Чтобы лучше разобраться в вопросе, понять какая память у вас развита лучше всего необходимо углубиться в понимание нескольких видов этого психического процесса.
Виды памяти
Сколько существует видов памяти? Ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Но с уверенностью можно сказать, что основанием для категоризации видов памяти служит зависимость определенных характеристик памяти от процесса непосредственного запоминания и дальнейшего воспроизведения полученной информации.
На сегодняшний день можно выделить 3 основных категории: характер психической активности; характер цели деятельности и продолжительность. Давайте рассмотрим каждую категорию более подробно.
Психическая активность
Здесь мы имеем дело с образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической памятью, в зависимости от того, какие виды анализаторов или сенсорных систем включены в процесс запоминания.
Образная память работает с образами, которые мы запоминаем благодаря различным сенсорным системам. Поэтому здесь выделяют несколько категорий.
Зрительная. Человек с хорошей зрительной памятью лучше запоминает информацию в виде картинок, визуальных образов. Мой сокурсник обладал превосходной зрительной памятью и на экзаменах запросто представлял нужные таблицы в своей голове и давал верные ответы.
Он запечатлевал всю страницу целиком: где находится нужный абзац, формула или определение. Такая память необходима для художников, инженеров и других профессий, связанных с визуальными образами;
Слуховая. Как вы уже догадались, эта память отвечает за воспроизведение звуков. Так, говоря про хороший музыкальный слух, на самом деле имеется в виду отличная слуховая память, когда человек запросто воспроизводит ноты, мелодии, ритмику песни и так далее.
Вкусовая. Здесь мы говорим про вкусы. Кислота лимона, сладость чая, горечь перца, вкус любимого блюда и так далее. Вкусовая память хорошо развита, например, у дегустаторов.
Обонятельная. Как понятно из названия, речь идет о запахах. Что тоже крайне важно для дегустатора. Запах свежескошенной травы, старой книги, любимого парфюма, парного молока.
Тактильная. Этот вид памяти помогает оставить ощущение теплоты от костра, мягкость шерстяного шарфа, шелковистость рук матери и так далее.
Образная память крайне важна при обучении. Но здесь стоит сделать акцент на том, что необходимо задействовать разные сенсорные системы при запоминании. Проведенные эксперименты показали, что студенты способны воспроизвести только 10% от всего объема лекции при одноразовом прослушивании.
Если лекция изучается зрительно, то процент возрастает до 30. Если же объединить зрительное и слуховое восприятие, то показатель увеличивается до 50%. А цифры в 90% можно достичь только с применением полученной информации на практике, то есть повторением изученного материала.
Если вы сможете определить какая форма запоминания у вас развита лучше, тогда вы сможете эффективнее использовать свои возможности и не заучивать информацию, а создавать необходимые условия для лучшего усвоения необходимого материала.
Эмоциональная память работает с чувствами. Надо сказать, что этот вид памяти крайне важен для человека.
Особенность эмоциональной памяти заключается в том, что если она плохо развита или вовсе отсутствует, то человек не сможет . Именно сниженная эмоциональная память часто встречается у больных людей или убийц.
Здесь как раз идет речь про эмпатию. Когда человек способен сопереживать другим, соболезновать, поддерживать в трудную минуту, радоваться за чужой успех. Кроме того, этот вид памяти можно назвать самым надежным. Человек очень хорошо запоминает чувства, которые ему пришлось пережить в той или иной ситуации.
Эта память может воспроизводить ранее пережитые чувства или вторичные чувства. Вторичные чувства порой могут сильно отличаться от первоначальных или даже сменить свой знак. Так, например, то что ранее пугало человека, может стать его желанием и предметом вожделения. Или то что приносило радость, теперь огорчает и наводит .
Двигательная или моторная память отвечает за движения, как следует из названия.
Так, мы запоминаем как ходить, бегать, кататься на велосипеде и так далее. Все трудовые навыки связаны именно с этим видом памяти. Люди, у которых она хорошо развита, нередко называют человеком с «золотыми руками».
Если бы у нас не было такой памяти, то нам каждый раз приходилось бы заново учиться ходить, дышать, моргать или писать от руки, например.
Словесно-логическая память отвечает за мысли, логический вывод, восприятие смысла сказанного или увиденного. Человек может воспроизводить как общий смысл понятого, так и конкретное определение в точных словах и выражениях.
Насколько сильно задействован будет такой процесс как мышление в момент запоминания, можно выделить механическую и логическую. Если запоминание происходит с помощью повторения нужного материала, зазубривания без осмысления общей сути, тогда речь идет о механической.
Логическая, в свою очередь, опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Так, преподаватели постоянно приводят примеры из прошлых лекций, которые относятся к новой теме.
Цель деятельности
Здесь все достаточно просто. Если в данный момент у вас существует определенная цель, то вы используете произвольную память. Так, вы силой воли заставляете себя запомнить что-то конкретное. Например, перед встречей с важным , менеджер старается запомнить имя, род занятий этого человека, его особенности и другую полезную информацию, которая может понадобиться на встрече.
Непроизвольная память не требует постановки задачи, . Процесс происходит сам собой, автоматически. Например, когда ребенок запоминает картинку гигантской очереди в магазине.
Продолжительность
Как долго полученная информация задерживается в нашей голове?
Краткосрочная память позволяет удержать на доли секунд полученную информацию, в тому случае, если не происходит дальнейшая переработка. Обычно человек запоминает последние 5-9 объектов из представленной информации.
Если человек делает сознательное усилие, старается запомнить, то появляется возможность удержать информацию в краткосрочной памяти на более долгий срок.
Долгосрочная память - это гигантское хранилище. Там хранится информация, которая часто используется в жизни. Можно сказать, что здесь заключается основа для всех прочных знаний. Извлечь информацию из этого хранилища можно двумя способами:
- первый - по своему желанию;
- второй - при появлении определенного раздражителя.
Краткосрочная память является неким перевалочным пунктом для информации. Если материал не повторить, то он исчезает.
Оперативная память схожа с краткосрочной, но ее особенность заключается в том, что она позволяет сохранить информацию, которая относится непосредственно к выполняемому процессу.
Так, когда вы в школе решали пример, то запоминали необходимые цифры, множители, переменные и так далее. Но после решения вся эта информация стиралась из вашей памяти через какое-то время.
Знаете ли вы какой вид памяти у вас развит лучше остальных? Как вам проще всего запоминать информацию? Часто ли у вас происходят дежавю?
Желаю вам хорошей памяти на всю жизнь!
Краткое содержание: Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения - замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение . Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
Почему, например, мы так часто испытываем серьезные трудности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что познакомили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая информация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его именем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации.
Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически представлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысловой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти
Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.
Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы работы долговременной памяти. Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.
Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспроизвести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковременная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудности при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же особенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.
Литература
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - Т. II. - М., 1979. (Память и мышление: 118- 341. Память. Припоминание: 341-366.)
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. (Виды памяти: 99-113. Возрастные изменения памяти: 114-121.)
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9-137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141- 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222-241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245-425. Развитие памяти: 425-514.)
Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28-45.)
Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978. (Кратковременная память: 83-159. Долговременная память:
160-215. Запоминание: 216-236. Припоминание (воспроизведение):
237-271. Память и зрение: 272-291.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:
В 2 т. - М., 1983. - Т. I. (Развитие высших форм запоминания:
Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976. (Развитие памяти: 8-37, 94-137. Произвольное запоминание: 38-93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138-219. Развитие памяти в процессе обучения: 220-246.)
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. - Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7-20. Эмоции и регуляция памяти: 325-351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351-356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374-388.)
Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. - М., 1988. (Механизмы памяти: 67-83.)
Общая психология. - М., 1986. (Память: 291-321.)
Познавательная активность в системе процессов памяти. - М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7-10. Связь познавательной активности и памяти: 10-24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25-43.)
Развитие памяти. - Рига, 1991. (Что такое память: 5-10. Парадоксы памяти: 11-117. Память глазами физиолога: 18-30. Память глазами психолога: 31-42. Можно ли тренировать память: 43-47. Какая у меня память: 48-53.)
Развитие творческой активности школьников. - М., 1991. (Развитие памяти: 126-149.)
Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. II. - М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5-294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316-327.)
Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 219-228.
Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой . Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.
Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.
Оперативная память
Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.
Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.
Сенсорная память
Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.
Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:
- зрительная,
- слуховая.
Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.
Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.
Кратковременная память
Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.
- Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
- На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.
Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.
Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.
Долговременная память
Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.
На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:
- включенная в деятельность;
- осмысленная;
- обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.
Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.
Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:
- Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
- Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.
Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.
Виды памяти: что мы запоминаем
В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.
Образная память
Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:
- зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
- слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
- осязательные – тактильные ощущения;
- обонятельные – запахи;
- вкусовые – разнообразные вкусы.
Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:
- аутизм;
- шизофрению;
- склонность к суициду.
Моторная или двигательная память
Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:
- обучение детей письму;
- овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
- даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.
Эмоциональная память
Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.
Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.
Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.
Словесно-логическая память
Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.
То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.
Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.
Виды памяти: как мы запоминаем
Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память
Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:
- яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
- жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
- данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
- эмоционально окрашенная информация;
- то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.
Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.
Произвольная память
Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.
Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память - это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.
Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.
Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.
Виды памяти классифицируют по следующим признакам: степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер психической активности, продолжительность сохранения образов, цели исследования, характер связи с целями деятельности Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - С. 156.. Характер психической активности зависит от того, какие виды анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга включены в процессы памяти. Исходя из этого выделяют память: образную, двигательную, эмоциональную, словесно-логическую.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти:
Зрительную (визуальную;
Слуховую (звуковую, аудиальную;
Вкусовую;
Обонятельную;
Тактильную.
Имеется статистика, показывающая относительные возможности данных видов памяти в учебном процессе. Так, после одноразового прослушивания лекции (когда используется только слуховая память) студент на другой день может повторить только 10% ее содержания. Самостоятельное зрительное изучение лекции (применяется только зрительная память) повышает эту цифру до 30%. Пересказ и наглядность доводят цифру до 50%. А практическая отработка материала лекции с использованием всех перечисленных выше видов памяти позволяет достичь 90% успеха.
Двигательная (она же моторная) память - это способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные характеристики движения, их амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность (езда на велосипеде, плавание, игра в волейбол и пр.).
На этом виде памяти базируются трудовые навыки и любые целесообразные двигательные акты.
Эмоциональная память - это память на. Пережитые и сохраненные в памяти эмоциональные состояния выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Эмоциональная память относится к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный!» - говорим мы о человеке, который долго не в состоянии забыть нанесенную обиду и не может простить обидчика.
Данный вид памяти воспроизводит чувства, ранее испытанные человеком, (вторичные чувства). Нередко эти чувства не только не соответствуют своим оригиналам (то есть первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но даже меняют свой знак на противоположный. Например, ранее мы чего-то опасались, а теперь это стало желанным.
Или, на работе новый начальник воспринимался в начале как более требовательный, чем предыдущий, что вызывало определенное недовольство у работников. После же оказалось, что это не совсем так: такая требовательность начальника способствовала профессиональному росту сотрудников и закономерному увеличение их заработной платы.
Недостаток эмоциональной памяти приводит к т.н. «эмоциональной тупости», когда человек становится в глазах окружающих неинтересным, непривлекательным существом, подобным роботу или зомби.
Умение выражать свои эмоции, радоваться и страдать является необходимым условием психического здоровья человека Климов, Е.А. Общая психология [Текст]. - М.: Юнити, 2006. - С. 179..
Словесно-логическая (семантическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Мыслей без слов не бывает, что и подчеркивает название. Данный вид памяти по степени участия мышления делят на механическую и логическую.
Память называют механической в том случае, когда запоминание и сохранение информации происходит преимущественно путем многократного повторения без осмысления ее содержания.
С возрастом такая память имеет свойство ухудшаться. Примером механической памяти может быть «насильственное» запоминание слов, которые не связанны по смыслу между собой Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - С. 158..
В отличии от механической, логическая память основывается на применении смысловых связей между запоминаемыми объектами, явлениями или предметами. Ее постоянно применяют, например, преподаватели, когда излагают новый лекционный материал, то они периодически напоминают студентам ранее введенные понятия, упоминаемые в лекции.
По степени осознанности запоминаемой информации также выделяют имплицитную и эксплицитную виды памяти.
Имплицитной является память на материал, который человеком не осознается. Процесс запоминания идет в данном случае независимо от сознания, неявно, и потому недоступно для непосредственного наблюдения. Такая память требует своеобразного «запуска» и таким стартером может стать необходимость решения какой-то важной для данного момента задачи. При этом человек не осознает те знания, которыми он обладает.
Например, в процессе социализации человек воспринимает ценности и нормы общества, не осознавая основные теоретические принципы, которые лежат в основе его поведения. Это происходит у него как бы само по себе.
Эксплицитная память, напротив, основана на сознательном применении человеком ранее полученных знаний. И при решении какой-либо задачи эти знания извлекаются из сознания на основе узнавания, припоминания и т.п.
Существует также деление памяти на виды, которое напрямую связано с особенностями выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. В детстве данный вид памяти более развит, а с возрастом слабеет. Примером непроизвольной памяти может служить запоминание картины длинной очереди в кассу кинозала.
Произвольная память требует волевых усилий человека и цели запоминания и осуществляется с помощью специальных приемов.
Например, заучивание стихов. Или запоминание работником полиции внешних признаков в облике разыскиваемого преступника с целью его опознания при встрече и ареста. Нужно отметить, что сравнение характеристик произвольной и непроизвольной видов памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.
По длительности сохранения образов память человека делят на мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (или сенсорная) память удерживает информацию, воспринятую органами чувств без ее дальнейшей переработки. Управлять этим видом памяти практически невозможно. Она делится на следующие подтипы:
Иконическая послеобразная память - после краткого предъявления объекта образы сохраняются в памяти короткий промежуток времени (если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1 - 0,2 с образ увиденного и будет содержанием этого вида памяти);
Эхоическая послеобразная память - в данном случае образы сохраняются в течение 2 - 3 с после короткого слухового раздражителя.
Кратковременной (или рабочей) является память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и последующего немедленного (в первые же секунды после восприятия) воспроизведения.
Данный вид памяти зависит от количества воспринимаемых знаков (символов), их физической природы, но не от их информационного содержания. Эксперименты выявили следующую формулу кратковременной памяти человека: «7±2».
То есть при однократном предъявлении объектов (цифр, букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти человека остаются 5-9 объектов данного типа. Информация удерживается в кратковременной памяти в среднем 20-30 с. Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст].- Псков: ПГПУ, 2005 - С. 187.
При оперативной памяти, родственная кратковременной, след образа сохраняется только лишь на время выполнения текущей операции (действия). Например, последовательное считывание символов какого-то сообщения с экрана монитора и удержание их в памяти до завершения всего сообщения.
Долговременная память - это память на образы, предполагающая длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное применение в будущем. Долговременная память составляет основу прочных знаний. Извлечение информации из долговременной памяти может быть двух видов: или по собственному желанию, или с помощью внешнего раздражения определенных участков коры головного мозга (например, гипноз или раздражение определенных участков головного мозга слабым электрическим током). Наиболее ценная информация хранится в долговременной памяти человека в течении всей жизни.
Замечено, что кратковременная память по отношению к долговременной выполняет роль своеобразного «контрольно-пропускного пункта», через который воспринимаемые образы попадают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.
Некоторые исследователи вводят понятие «промежуточной памяти» и приписывают ей функцию первичной обработки входной информации: более интересная часть информации задерживается в ней на несколько минут и если за это время она не будет востребована, то вероятна полная ее потеря.
Наконец, в зависимости от целей исследования подразделяют память генетическую (биологическую), эпизодическую, реконструктивную, репродуктивную, ассоциативную, автобиографическую Климов, Е.А. Общая психология [Текст]. - М.: Юнити, 2006. -С. 216..
Генетическая (биологическая) память - это память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.
Она обусловливается механизмом наследственности и сохраняет склонность человека к образцам действия и определенным видам поведения в конкретных ситуациях. Именно через генетическую память передаются инстинкты, элементарные врожденные рефлексы и даже элементы физического облика человека. Эпизодическая память хранит отдельные фрагменты информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (место, время, способ). Например, человек в поисках покупок наметил определенный маршрут обхода торговых мест, фиксируя подходящие предметы по местам расположения, отделам магазинов, этажам и лицам продавцов, которые там работают.
Репродуктивная память - это повторное воспроизводство путем припоминания сохраненного ранее оригинального объекта. Например, живописец по памяти рисует (на основе припоминания) картину лесного пейзажа, которую он наблюдал, будучи в творческой командировке. Известно, например, что И.К. Айвазовский (1817-1900) все свои картины создавал по памяти. Реконструктивная память заключается не столько в воспроизводстве объекта, сколько в восстановлении нарушенной последовательности стимулов в ее изначальной форме. Например, инженер-технолог восстанавливает по памяти утерянную технологию изготовления сложной детали. Ассоциативная память базируется на любых установленных функциональных связях (ассоциациях) между запоминаемыми объектами. Например, человек, проходящий мимо кондитерского магазина, вспоминает, что дома ему поручили купить продукты на ужин. Автобиографическая память - память о событиях собственной жизни (в какой-то мере ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти) Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся [Текст]. - Т. 3. Память / В. В. Нуркова.- М.: Академия, 2006. - С. 219.. Все виды памяти, хотя и относятся к разным классификационным основаниям, тесно связаны между собой. Например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень эффективности долговременной памяти.
В то же время объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную. .
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.
Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. .
Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.
Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.
Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц. .
Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой деятельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).
Индивидуальные различия в памяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Литература
- Возрастнаяи педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
- Возрастнаяпсихология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. - 300 с.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.
- Зинченко П. И.. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 173.
- Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 408 с.
- Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с. (Серия «Учебник нового века»).
- Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
- Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
- Общая психология . (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов) / Под ред. В. В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.
- Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 325.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.
- Психология для студентов вузов / Под общей редакцией проф. Е. И. Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 560 с.
- Психологияи педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2003. – 256 с.
- Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 206- 207.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
- Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1997. - 128 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект-пресс, 2001. - С. 269-273.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д- Феникс, 2001. - 672 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 336 с.
- Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - С.140- 166.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.