Великая Армения: история государства. Греческие историки об Армении времен персов. Армения во время Тиграна Великого

Застарелые мифы очень сложно разрушать. Особенно, если это касается исторической науки. К сожалению, история всегда писалась в угоду политикам, а нередко и в угоду политиканам… Из-за этого сегодня в истории многих регионов мира полно пробелов и нестыковок. Это относится и к истории Малой Азии и Кавказа. Здесь издревле сталкивались интересы различных могущественных государств, все они писали для этого региона ту историю, что поддерживала их захватнические стремления…

К таким застарелым мифам, несомненно, относится и миф о «Великой Армении».

Мы постараемся рассмотреть и разрушить этот миф, не прибегая к своим измышлениям, а используя лишь то, что известно официальной исторической науке. Это делается нами, чтобы никто не мог поставить под сомнение нашу объективность. Итак, начнем…

«Великий» или «большой» – история или география?

Не зря мы берем в кавычки название «Великая Армения». Хоть мы очень сомневаемся в существовании «великого» армянского государства в античности, мы используем кавычки не по этой причине.

Кавычки мы ставим потому, что фраза «Великая Армения» на деле является лишь предумышленным неправильным переводом древнего названия.

Известно, что больше всего упоминаний о древней Армении дошло до нас из римских источников. Именно с латыни современные ученые перевели труды древних об истории и географии этого региона.

И все бы хорошо, да только вот одна неувязка: все древнеримские и более поздние источники на латыни называют «Великую Армению» не иначе как Armenia Major .

Что здесь такого? — спросите вы. Поясняем. Слово major с латыни переводится как«большой» . Следовательно, понятие Armenia Major невозможно перевести иначе как«Большая Армения» . А почему тогда ее переводят, как ? Что это? Случайная ошибка, закравшаяся во многие современные исторические труды и даже школьные учебники, или большая ложь, большая претензия на то, что никогда не существовало?

Почему-то в случайность в данном случае не верится.

Поэтому мы пишем название «Великая Армения» в кавычках, чтобы читатели видели то, как из географического названия «Большая Армения» нынешняя официальная история сделала название «великого», «могущественного», но никогда не существовавшего, армянского государства.

Ведь, как известно, понятие «великий» действительно относится к государствам и странам. На различных исторических картах и в книгах можно прочесть, к примеру, такие «великие» названия:

«Великая Британия» — Великобритания (GreatBritannia);

«Великая Тартария» — империя Чингисхана (Great Tartaria, Grande Tartarie, или на латыни: Tartarie).

Но ни в одном древнем или средневековом источнике на латыни вы, уважаемый читатель, не найдете надписи Great Armenia или Magnus Armenia (то есть «Великая Армения»). Там везде будет лишь одно название: Armenia Major, то есть «Большая Армения». А, как известно, понятие «большой» относится, например, к горам Большого Кавказа или к рекамБольшая Тира (Иркутская область РФ) и Большая Алматинка (Алматинская область Казахстана)… То есть к названиям географическим.

Но сегодня мифотворцы от науки рассказывают прекрасные сказки о древнем и могущественном государстве армян. Чуть ли не об «армянской империи»…

Однако вопреки всем этим сказкам из различных источников древности нам становится известно следующее:

Территория древней Армении (тогда еще такого названия не существовало) при Ахеменидах – являлась обычной сатрапией (провинцией) Ирана. Затем, спустя два века иранского владычества, Армения была подчинена державе Александра Македонского.

Лишь после смерти Александра западная часть (пределы которой на востоке доходили до Евфрата) бывшей персидской сатрапии обрела независимость, но спустя столетие была покорена царями Понта. В последствии она вошла в состав провинции Рима – Каппадокии и лишь в конце III века н.э. стала отдельной провинцией Рима . Именно тогда эту территорию стали называть «Арменией» – но с приставкой – «малая» (minor). На деле именно эта небольшая область в нынешней Турции должна считаться исторической «Западной Арменией», а не пол-Турции, как сейчас настаивают на этом армянские горе-ученые.

Восточная часть бывшей персидской сатрапии, известная всему миру под названием Armenia Major (Большая Армения), наименование которой, как мы уже знаем, предумышленно преподносится некоторыми учеными, как «Великая Армения», имеет историю еще менее величественную, нежели западная.

Так, после падения державы Александра Македонского (конец IV века до н.э.), в подчинении которой и находилась эта территория, у власти здесь были посажены иранские сатрапы – Оронт (которого современные армянские источники называют Ервандом, безосновательно пытаясь арменизировать имя, указанное в древних источниках) и его преемники. Их менее чем столетнее правление пресекается, когда в конце III века до н.э. (около 220 гг. до н.э.) эти территории завоевываются Селевкидами (Антиохом III) и включаются в состав области Софена…

«Сначала Арменией завладели персы и македоняне; после этого - те, кому были подвластны Сирия и Мидия; последним властителем Армении был Оронт, потомок Гидарна, один из семи персов

…Однако в 190 году до н.э. римляне разгромили Селевкидов в битве при Магнезии. Наместник Антиоха в этой области – Артаксий (в современных армянских источниках – Арташес), предав побежденных римлянами Селевкидов, объявил себя царем этих земель.

В последствии Артаксий и сам был разгромлен римлянами, а затем (около 165 года до н.э.) был схвачен и заключен в оковы уже селевкидами, отомстившими ему за предательство…

«Затем Артаксий и Зариадрий, полководцы царя Антиоха Великого , воевавшего с римлянами, разделили страну на две части. Они правили страной по поручению царя . После того как царь потерпел поражение, они перешли на сторону римлян… «.

…После смерти такого вот «независимого царя» Артаксия, земли, находившиеся в его подчинении – то есть Большая Армения (расположенная в междуречье Евфрата и Мурата (Восточного Евфрата)) была подчинена Парфянской державе, которая и в дальнейшем сажала на «царский трон» Большой Армении своих ставленников, к примеру, того же Тиграна II, который купил царский трон Армении у парфян за крупные территориальные уступки…

«Тиграну выпало на долю испытать различные превратности судьбы. Вначале он жил заложником у парфян; затем ему удалось получить от них дозволение вернуться на родину, причем парфяне взяли выкуп - 70 долин в Армении » (Страбон. География. КнигаXI).

Однако, после того как князек Тигран II, посаженный на трон парфянами, почувствовал слабость Парфянской державы, он начал вести с ней войны. В течение двух десятилетий Тигран совершил ряд успешных походов в соседние страны, что записывается на его имя, как завоевания – хотя если бы это были завоевания, а не просто походы – они закрепились бы за Арменией или хотя бы за Тиграном. Но этого не произошло.

Так, несмотря на то, что после подчинения римлянам в 66 году до н.э. Тигран был оставлен в качестве правителя-марионетки в Большой Армении, римляне не подчинили Тиграну никаких территорий, которые он якобы «завоевал». Хотя, если бы эти земли воистину принадлежали этому царьку Армении, Рим обязательно попытался бы прибрать их к своим рукам, признав их за своей марионеткой — Тиграном…

«…Лукулл изгнал Тиграна также из Сирии и Финикии. Наследник его (Тиграна – ред.) Артавасд преуспевал, пока состоял в союзе с римлянами , но когда Артавасд изменил Антонию во время войны с парфянами , он понес за это наказание. Антоний привез его в Александрию, в триумфальной процессии его провели связанным по городу и некоторое время содержали под стражей, но потом убили…» (Страбон. География. Книга XI).

…В дальнейшем Большая Армения как игрушка, переходила из рук одного хозяина в руки другого. До середины первого века н.э. в Большой Армении правили римские, а затем парфянские наместники. С 66 года нашей эры парфянами в Армении был посажен наместник из правящего рода парфян — Тири-сат (имя которого было арменизировано и представлено в виде «Трдат»).

Сегодня армянские ученые называют Тири-сата основателем армянского дома Аршакидов (отметим, что такие же правящие дома Аршакидов существовали в Албании Кавказской и Иране), хотя достоверно известно, что правление его было не наследственным .

Плюс ко всему, учитывая, что Аршакиды вели свое происхождение от саков (сак, в индийских источниках — шак; в ассирийских источниках – иш-гуз), ни о каком армянском государстве говорить не приходится, тем более что в начале II века н.э. Большая Армения вновь была оккупирована Римом и объявлена провинцией империи

«После Артавасда страной (Арменией – ред.) управляли несколько царей под властью Цезаря и римлян ; и теперь еще страна существует, управляемая на таких же началах » (Страбон. География. Книга XI).

…Лишь в середине II века парфянам удалось частично отвоевать у римлян Большую Армению и вновь назначить наместника из правящего парфянского рода Аршакидов. Анаследственный титул царя Большой Армении парфянские наместники получили лишь в конце II века.

В связи с тем, что в начале III века власть в Иране захватили Сасаниды, уничтожив местную династию Аршакидов Ирана (парфян), аршакидские наследственные правители Большой Армении стали сближаться с Римом.

Однако Сасаниды вскоре завоевывают Большую Армению и удерживают ее в своих руках вплоть до конца III века . В 296 году персидский шахиншах (царь царей) изгоняет из Армении римского ставленника из рода Аршакидов Тири-сата (у армян — Трдат III), а затем вторгается через территорию Большой Армении в восточные провинции Рима.

Однако в 298 году римская армия разбивает войска Сасанидов и между Ираном и Римом заключается мирный договор, согласно которому Рим получал право назначать правителей уже не только в Армении , — марионеточном царстве , подконтрольном Римской империи, но и в Иберии, где раньше царей назначали Сасаниды. По договору Большая Армения была отнесена к сфере влияния Рима.

Немного отходя от темы поиска великого армянского государства древности, стоит уделить внимание и вопросу распространения христианства в Армении.

Как отмечают армянские источники, «в 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии». Обратите внимание – государственной ! Прочитав вышеизложенное, возникает вопрос: о каком государстве идет речь? По чьему решению христианство было принято государственной религией Армении?

Мог ли аршакидский (то есть не армянский по происхождению) правитель Трдат III (Тири-сат), назначенный Римом в качестве своей марионетки , самостоятельно принимать «государственные решения» для армянского населения, находящегося под влиянием Римской империи ?

Понятное дело, что дата «301 год» из пальца высосана. Римские марионетки – «армянские» аршакиды, могли принять христианство лишь после того, как император Константин и Лициний подписали Миланский эдикт, разрешающий свободу вероисповедания в Риме и на подвластных ему территориях – в том числе и в Большой Армении. То есть после 313 года.

В 330-х годах на территорию Большой Армении (расположенной в междуречье Евфрата и Мурата) вторгаются сначала потомки саков (масакут), во главе с правителем албанской области Байсакаран Санатюрком, который объединил в своем союзе также и гуннов из Хунана («Гуннской области» в Кавказской Албании). Санатюрк завоевал столицу Армении Валарш-абат (по-персидски — «город Валарша») и удерживал ее целый год.

Однако в 338 году римские войска, защищая свою марионетку — Армению , напали на Санатюрка и разбили его армию.

Затем (339 год) на Армению пошел походом Сасанид Шапур II, но Рим разбивает и его армию и в 350 году назначает правителем Армении Аршака.

Стоит отметить, что в Армении постоянно находились римские полководцы , поэтому современные высказывания армянских ученых о великом армянском государстве (так называемой «Великой Армении») – просто миф , и не более того.

В 370 году римляне назначают нового правителя Большой Армении из рода аршакидов – по имени Баб (в современных армянских источниках – Пап). Тот пытается заручиться поддержкой Сасанидов, о чем узнают в Риме. По приказу римского императора аршакид Баб был убит римским полководцем (в современных армянских источниках этого полководца называют Траяносом), который вольготно располагался и, как видно,распоряжался , на территории мифического «великого армянского государства».

После смерти аршакида Баба (374 год), марионеточное государство Армения лишается даже номинальной царской власти , становясь, по сути, провинцией Рима. Но Иран, которому веками принадлежала территория, названная при римлянах Арменией, не собирался уступать ее Риму.

Часть 1. Армения на карте Помпония Мела


Подробное фундаментальное изучение исторической географии Армении, отражении её этнических и географических границ в различных исторических источниках, требует особого внимания к древнеримской картографии. Одним из её наиболее известных представителей является Помпоний Мела (15-60 гг.) - географ 40-х годов I века н.э., автор небольшого, но важного труда «De situ Оrbis» («Описание мира»). Авторству Помпония приписывается одна из древнейших карт в мировой истории (т.н. «Карта Помпония Мела»). В данном случае нас интересует географическое расположение Армении I века. Представляем вниманию читателей старинную реконструкцию римского картографического документа, широко известного в мировой исторической науке.

Фрагменты реконструированной карты Помпония с изображением Армении.

На вышеприведённых фрагментах карты мы видим, что Армения (Armenia) охватывает достаточно обширную территорию. На юге она достигает Средиземного моря (Mare Nostrum), а на севере - бассейна Чёрного моря (Pontus Euxinus) и крупной реки, образующей дельту перед впадением в Каспийское море (Caspium mare). На карте она указана гидронимом Araxes (Аракс), однако в этом случае под данным именованием скрыта река Кура, потому как расположена значительно выше русла настоящего Аракса.

Напомним и о других римских и греческих источниках I-II вв., в частности, о «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.), писавшего, что Армения «простирается до Кура» (Книга VI, 4) и о «Географии» Клавдия Птолемея, согласно которому «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир» . (Книга V. XII).

Возвращаясь к карте Помпония, отметим, что на ней выше Армении расположена Савроматия (Savromatae), предтеча Алании. Между сарматами и армянами проживали иберы (русский историк и писатель XIX века Осип Сенковский в «Некоторых сомнениях касательно истории грузинов» даже приводит слова древнеримского историка Тацита: «Иберы, владеющие горными местами, через Кавказский проход вдруг Сармату выливают на Армению» ), которые, однако, на карте, как и албаны, размещены значительно южнее, в районе Каспианы. Вероятно, это обусловлено недостаточными сведениями Помпония относительно народов, проживавших между Сарматией (Савроматией) и Арменией. Между тем, сама значимость карты для мировой науки весьма велика. Не будем умалять значения этого картографического документа и для армянской историографии, ведь это одна из древнейших фиксаций Армении в ранней картографии.

Далее приведём практически аналогичную реконструкцию карты Помпония 1898 года за авторством немецкого картографа и естествоиспытателя XIX-ХХ вв. Конрада Миллера (1844-1933). Соответствующий фрагмент представлен ниже.

Данная версия практически полностью схожа с представленной выше. Мы вновь видим Армению, простирающуюся от Средиземного моря (точнее, от Исского или Александреттского залива) до Чёрного. В качестве крайнего предела Армении снова предстаёт широкая река, при впадении в Каспий образующая дельту и, как мы уже отмечали выше, ошибочно обозначенная как «Араксис». При этом, за ней размещено полумифическое племя «Amazones». Оно было упомянуто в I в. до н.э. древнегреческим географом Страбоном: «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» (Страбон, «География», XI, V, 1). То есть, амазонки, если они существовали в действительности, бок о бок с албанским племенем гаргаров проживали в горах Большого Кавказского хребта, либо в предгорьях. Но, как известно, к данной горной цепи примыкают земли левобережья Куры. Т.е., гаргары, являвшиеся одним из крупнейших агванских народностей, не могли населять какие-либо земли на правом (армянском) берегу Куры и уж тем более ни они, ни амазонки не проживали в бассейне Аракса. Всё это, а также тот факт, что на карте Помпония Армения вклинивается в Кавказский регион, располагаясь напротив обитателей гор и предгорий Большого Кавказа - сарматов и амазонок - доказывает, что её крайним пределом была именно Кура, а не настоящий Аракс.

Приведём еще одну реконструкцию карты Помпония, осуществлённую Джастином Винзором (1831-1897) - знаменитым американским историком, профессором, президентом Американской библиотечной ассоциации.

На данной карте мы вновь видим Армению от моря до моря. Однако здесь наша страна расположена между Чёрным (Pontus) и Каспийским (Caspium) морями. На севере она достигает отрогов Большого Кавказского хребта (именного Большого - от Тамани, до Апшерона), в связи с чем вспомним о месторасположении армянской провинции Камбисена или Камбечан-Шаки, находившейся, в отличие от других прилегающих к ней областей Армении, на левом берегу Куры, в районе нынешнего Шеки, и примыкающей к Большому Кавказскому хребту. Не лишним будет привести слова Страбона: «Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников. Хорзена и Камбисена — самые северные и больше всех покрыты снегом; они находятся на границе с Кавказскими горами, с Иберией и Колхидой» (XI, 14, 4). Таким образом, и карта Помпония, и «География» Страбона подтверждают факт принадлежности Армении всех тех областей, которые ныне «оспариваются» азербайджанскими историками, одновременно разрушая и другой миф азерпропа - об отсутствии Армении в Закавказье до XIX века.

Вместе с тем, вернёмся к теме расположения Армении между морями. Если взять за основу реконструкцию Винзора, на которой Армения простирается между Чёрным и Каспийским морями, то целесообразно напомнить и о средневековом грузинском источнике «Картлис Цховреба» Леонтия Мровели (XI в.), писавшего, что «Хаос (Согласно древнегайканскому преданию - прародитель армян Гайк - Н.М.) же обосновался в месте пребывания отца своего Таргамоса и занял страну, простирающуюся на север, как я и описал. На юге земли его простирались от горы Оретской, а на востоке вплоть до моря Гурганского. На западе его владения были вплоть до моря Понтийского…» . Горы Орет, суть, Тавр. Понтийское море есть Чёрное, а Гурганское - не что иное, как Каспийское.

Напомним и о карте 1660 года голландца Николауса Вишера юго-западное побережье Каспия включавшего в Великую Армению (Armenia Major), а юго-восточное побережье Чёрного моря между Трапезундом и Чорохом (земли исторического Амшена, и по сей день населённые исповедующими ислам армянами - хемшилами) - в Малую Армению (Armenia Minor). Вновь приведём слова русского историка XIX века Платона Зубова, согласно которому «Арсацидская эпоха (до 428 года по Р. X.) есть действительно эпоха славы, величия и самобытности Армянского Государства, стоявшего на ряду с первыми державами Азии, ибо оно, достигая Тигра и Ефрата, опиралось на оба моря, Черное и Каспийское, и Северную границу имело у ворот Тифлиса », его современника Сергея Глинки, отмечавшего, что С.Глинку, писавшего, что «Великая Армения , несправедливо названная Туркоманией новыми географами, находится между Чёрным и Каспийским морями, Грузиею и Месопотамией или Диярбекиром . Она разделена рекою Араксом. Западная ея часть принадлежит Турции, восточная Персии » . Да и целый ряд энциклопедических источников XIX - го, начала ХХ вв. наделяет Армению выходами к Чёрному либо к Каспийскому морю, а нередко и к об оим морям . Т.е., если принять за основу реконструкцию Винзора, то можно констатировать, что под Арменией понимали страну, с запада омывавшуюся Чёрным, а с востока - Каспийским морями, причём и в I в. н.э. (Помпоний Мела), и в XI в. (Леонтий Мровели), и в XVII в. (Николаус Вишер, Николя Сансон), и в XIX-нач.ХХ вв. (Сергей Глинка, Платон Зубов, энциклопедические источники под ред. Зеддлера, Леера, Толля, Новицкого и пр.). Впрочем, не стоит игнорировать и более подробную реконструкцию Миллера, не менее авторитетного учёного. Тем более, две реконструкции двух знаменитых учёных - немецкого и американского - не противоречат друг другу, свидетельство чему - уже неоднократно приводившаяся нами на страницах сайт карта Кристофа Вейгеля «Armenia Vtraque» (Нюрнберг, 1720), на которой Армения достигает всех трех морей - Чёрного, Каспийского и Средиземного.

Возвращаясь к Помпонию Мелу, нам хотелось бы закрепить картографические данные фрагментом из упомянутого в начале статьи труда этого древнеримского автора «De situ Оrbis» (

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Просмотров: 589

§ 1. Арташес I. Объединение Армянских земель

В 190 г. до н.э. произошла знаменитая битва при Магнесии (современная Турция), в которой римские легионы разгромили армию царя Антиоха III, тем самым, сломив могущество Селевкидской державы.

Для дальнейшей судьбы Армении эта битва имела переломное значение. Воспользовавшись ослаблением Селевкидов, правитель Великой Армении Арташес и правитель Софена Зарех провозгласили себя царями, тем самым, восстановив независимость Армении.

Арташес I (189-160 гг. до н.э.) совершил множество походов и подчинил своей власти все населённые армянами территории. В его государстве «все единоязычны» - писал греческий географ I века Страбон. Не удалось Арташесу I присоединить только Софену и Малую Армению.

Армянский историограф V века Мовсес Хоренаци сохранил множество устных преданий о деятельности Арташеса. Победив вторгшиеся в Армению горные племена Аланов (предки современных осетинов), Арташес взял в плен аланского царевича. Сестра его Сатеник вышла на берег реки и обратилась с просьбою к Арташесу, вернуть свободу её брату, так как негоже царям уничтожать потомство других правителей. Арташесу понравилась красавица-царевна. Он похитил её, согласно обычаю, и женился на ней, установив длительную дружбу между двумя народами.

Арташес I провел административно-земельную реформу, разграничив частные и общинные земельные владения, установив пограничные камни с надписями. Долгие века учёные сомневались в правдивости данного сообщения Мовсеса Хоренаци, пока несколько десятилетий назад при раскопках не были обнаружены такие пограничные камни.

Арташес I поощрял развитие ремёсел, сельского хозяйства, покровительствовал торговле, прокладывал дороги и строил города. По словам древнегреческого историка Страбона, при Арташесе в Армении не осталось и пяди невозделанной земли. В 188 г. до н.э. Арташес I основал в Араратской долине новую столицу Армении и назвал её своим именем - Арташат. Согласно сообщению древнегреческого автора Плутарха, город Арташат был основан царём по совету известного карфагенского полководца Ганнибала.

Ганнибал после бегства из Карфагена поступил на службу к Антиоху III, но после его поражения, когда римляне потребовали сдать его им, Ганнибал укрылся в Армении. Пока римские войска находились в Малой Азии, Ганнибал был вынужден с 189-188 гг. до н.э. оставаться в Армении - вне сферы римского влияния. Именно тогда, облюбовав удобно расположенный холм, окружённый водами реки Аракс, он посоветовал царю Арташесу I построить здесь город. По поручению царя Ганнибал сам руководил строительством. Не случайно древнеримские авторы два века спустя называли Арташат «Армянским Карфагеном».

§ 2. Начало правления Тиграна II. Армяно-Понтийский союз

Власть Арташеса наследовали его сыновья: Артавазд I (165-131) и Тигран I (130-95). Слабеющая Селевкидская держава и соседние более мелкие эллинистические государства не представляли серьёзной опасности для Армении. Однако вскоре Армения столкнулась с новым опасным врагом. В конце II века до н. э. в северо-восточных областях Ирана возвысилось Парфянское государство, которое к концу II века до н.э., нанеся поражение Селевкидам, завладело всем Ираном и Месопотамией. В войне с Парфией армянские войска потерпели поражение. С уступкой некоторых территорий между двумя государствами был заключён мир, в обеспечении которого армянский царевич Тигран был отдан в заложники. После смерти отца, сделав новые территориальные уступки Парфии, он вернулся на родину и наследовал армянский трон.

В период правления Тиграна II Великого (95-55) Армения достигла зенита политического могущества. Тигран оказался деятельным правителем, талантливым полководцем и дипломатом. Он стремился упрочить международное положение Армении и экономическое состояние страны, для чего необходимо было взять под свой контроль международные торговые пути и транзитную торговлю между Западом и Востоком. Но первым делом Тигран II стремился завершить объединение армянских земель, начатое еще Арташесом I.

В 94 г. до н.э. Тигран II захватил Армянское царство Софены и присоединил его к Великой Армении. Следующим шагом Тигран II намеревался присоединить и Малую Армению, которая находилась под властью Понтийского царя Митридата VI Евпатора. Однако Митридат предложил ему союз против сопредельных государств. Союз был скреплён браком Тиграна II и дочери Митридата Клеопатры. Малая Армения осталась под властью Митридата.

Укрепив таким образом тылы, Тигран II начал войну с Парфией - давней соперницей Армении. В 87 г. до н.э. Парфия была разгромлена, и её царь отказался от титула «Царь царей» в пользу Тиграна II. К Армении перешли Северная Месопотамия и другие территории. Свою зависимость от Армении признали соседние цари Атропатены, Иберии, Албании, мелкие царства Коммагены, Адиабены и Осроены. В глазах народов Ближнего Востока Тигран II являлся самым могущественным из всех правителей. В 83 г. до н.э. Тигран захватил последние владения Селевкидов - Сирию и Киликию, и границы его державы достигли Палестины и Средиземного моря.

В 77 г. до н.э. Тигран II основал в центре своего государства (на юго-западе Армении) новую столицу Тигранакерт, переселив туда примерно 100 тысяч населения из завоёванных эллинистических городов. Престольными городами считались также прежняя столица Селевкидов Антиохия в Сирии, и прежняя столица Армении Арташат.

При Тигране II бурно развивалась как внутренняя, так и внешняя торговля. Для её расширения и поддержки Тигран II чеканил монеты разного достоинства. Множество этих монет дошло до наших дней и благодаря им мы имеем достоверный портрет Тиграна II, а также знаем как выглядели царские регалии армянских правителей. Армянские монеты чеканились по греческим стандартам и имели надписи на греческом языке.

§ 3. Римско-армянская война. Поход Лукулла

Укрепление и расширение державы Тиграна II противоречило интересам Римской державы, которая стремилась сама утвердиться на Ближнем Востоке. Римский полководец Лукулл разбил войска тестя и союзника Тиграна - Митридата VI Евпатора и захватил Понтийское царство. Митридат VI нашёл приют в Армении. Лукулл прислал к Тиграну II посольство с требованием выдать Митридата, но получил отказ. Это было удобным поводом для римлян, чтобы начать войну с Тиграном II. Весной 69 г. до н.э. римская армия Лукулла неожиданно вторглась в Армению и осадила Тигранакерт.

Тигран II в это время находился на южных рубежах своей империи и не ожидал римского нападения. Он быстро начал собирать войска для решающего сражения. Но перед этим отборный отряд его войск удачным маневром, обманув римлян, вошел в Тигранакерт и вывел из города царскую семью. В решающей битве при Тигранакерте 6-го октября 69 г. до н.э. многонациональная армия Тиграна потерпела поражение. Наёмные греческие отряды, защищающие Тигранакерт, сдали его Лукуллу. Тигранакерт был разграблен римлянами и разрушен. Лукулл двинул римскую армию вглубь Армении, чтобы захватить столицу Арташат. В 68 г. до н.э. в битве у реки Арацани Тигран II нанес римлянам поражение и заставил отступить из Армении. При поддержке Тиграна II Митридат Евпатор сумел отбить у римлян свое царство.

§ 4. Поход Помпея. Арташатский договор

Римский Сенат отозвал Лукулла и отправил на восток нового полководца Гнея Помпея. Помпей разбил Митридата Евпатора и вновь захватил Понтийское царство. После этого он заключил союз с Парфянским царством против Армении, и римские войска вступили в Армению. Положение Тиграна II Великого было тяжёлым. В 68 г. до н.э. против него восстал его сын - Тигран Младший и попытался захватить престол. Потерпев неудачу, Тигран Младший бежал к Парфянскому царю, нашёл там радушный приём и даже женился на дочери царя Парфии. На следующий год Тигран Младший при поддержке Парфии вторгся в Армению, но был разбит отцом и бежал теперь на запад к римскому полководцу Помпею. Тигран Младший указывал римским войскам путь на столицу Арташат, надеясь, что Помпей разгромив Тиграна II, назначит царём Армении его самого. В то же время царь Парфии вторгся в Армению с войском в поддержку своего зятя Тиграна Младшего.

Тигран Великий, оказавшись меж двух врагов, был вынужден выбрать меньшее из зол. После предварительных переговоров Тигран II явился в ставку Помпея, который подошёл уже к Арташату. В 66 г. до н.э. Тигран II и римский полководец Помпей заключили «Арташатский договор». Армения была объявлена «другом и союзником Рима», сохранила свою территориальную целостность, но отказалась от территориальных приобретений в пользу Рима и выплатила огромную контрибуцию. Тигран II сохранил таким образом территориальную целостность Армении и титул «Царя царей». Тиграна Младшего, который остался недоволен итогом событий, Помпей арестовал и увёз в Рим как заложника.

§ 5. Правление Артавазда II

В правление Артавазда II (55-34 гг. до н.э.) - сына и преемника Тиграна Великого, Армения все ещё сохраняла роль сильной державы. Но её положение между двух сильных соседей - Рима и Парфии - оказалось тяжёлым.

В 53 г. до н.э. римский полководец Марк Красс предпринял поход против Парфии. Он потребовал от Артавазда II, как «друга и союзника Рима», принять участие в походе с армянским войском. Артавазд, посетив Красса и, убедившись, что тот не расположен принимать какие-либо советы, выбрал самый прямой, но и самый опасный маршрут для похода, вернулся в Армению. Красс пригрозил расправиться с непослушным царём Армении после похода. В то же время парфянский царь вторгся в Армению, вынудив Артавазда II, вместо помощи римлянам, использовать силы для обороны страны.

В конечном итоге, Артавазд II, предвидя провал похода Красса, предпочёл установить союзнические отношения с Парфией, тем самым отказавшись от союза с Римом. Новый союз был скреплён династическим браком Парфянского наследника с сестрой Артавазда.

В битве при Каррах римская армия потерпела полное поражение от парфян. Отсечённую голову Красса привезли в столицу Армении Арташат, где новые союзники праздновали церемонию бракосочетания.

Благодаря союзу с Парфией Армения долгие годы удачно противостояла римской экспансии. Однако из-за династических изменений в Парфии, Парфяно-армянский союз к 38 г. до н.э. распался.

Рим не отказывался от мысли покорить Армению и Парфию. В 36 г. до н.э. правитель восточных провинций Рима Марк Антоний предпринял новый поход против Парфии через территорию Армении. Артавазд II занял нейтральную позицию, так как парфяно-армянский союз к тому времени уже распался, и противостоять Риму одна Армения была не в состоянии.

Римская армия и на этот раз была разгромлена парфянами. С остатками своих войск Антоний с трудом отступил через Армению, благодаря помощи Артавазда II.

Вину за свое поражение Антоний возложил на нейтралитет Артавазда II. В 34 г. до н.э. Марк Антоний с большой армией неожиданно вторгся в Армению, обманом пленил Артавазда II с семьёй, и увёз в Египет, а Армению объявил римской провинцией.

Пленённому Артавазду II обещали сохранить жизнь, вернуть свободу и власть, если он признает свою зависимость от царицы Египта Клеопатры. Артавазд II отказался и предпочёл смерть унижению. Артавазда II убили по приказу Клеопатры, а его семью впоследствии отправили в Рим.

§ 6. Падение династии Арташесян

Борьба за единоличную власть в Римской империи между Марком Антонием и Октавианом закончилась поражением и смертью Антония. Воспользовавшись ситуацией, старший сын Артавазда II Арташес при поддержке Парфии в 30 г. до н.э. изгнал римские войска и восстановил независимость Армении.

Октавиан-Август, став единоличным правителем Римской империи, некоторое время был занят укреплением и оформлением своей власти. В 20 г. до н.э. с огромной армией он двинулся на Восток, вынудил Парфию заключить договор, вернуть римские знамена и пленных, захваченных у легионов Красса и Антония, а также отказаться от союза с Арменией.

Под военно-дипломатическим нажимом Рима Арташес II (30-20) был убит заговорщиками, и по «просьбе армян» пасынок императора Тиберий в Арташате торжественно короновал царём Армении другого сына Артавазда II - Тиграна III (20-6), который был пленён вместе с отцом, и воспитывался в Риме. В итоге этих событий Армения превратилась в зависимое от Рима царство. Вперёд

Символ Великой Армении

Армянские историки считают первым армянским "гербом" изображение двух птиц с восьмиконечным солнцем (или звездой) меж ними. Такой сюжет изображался на короне царя из династии Арташесидов Тиграна II Великого и некоторых его наследников (в частности, он изображался на монетах-драхмах царя Артавазда II (56–34 г.г. до н.э.). Этот сюжет сохранился в третьем поле щита государственного герба Армянской Республики 1918-1921 гг. и в современном гербе.

Символ Армении при Багратуни

С I в. до н.э. территория Армении стала ареной и объектом борьбы между Римом и Парфянским царством. В 62 г. н.э. Великая Армения попала во власть ветви парфянских Аршакидов. Символом династии Аршакидов, предположительно, также было изображение солнца между двух сидящих птиц. По свидетельствам древних и авторов цари династии Аршакуни также "носили (знак) орла". Золотой орёл был элементом головного убора монарха - патива. Символом династии Багратуни была двухголовая птица, держащая в когтях овцу. По другим источникам, знаком Багратуни было изображение льва (или парных львов) с крестом.

Регалии

Описание регалий

Храм Звартноц

Другие армянские государства и образования

Армянское царство
Арме́ния (арм. Հայաստան )
Раздел находится в разработке

Происхождение названия

Топоним «Армения» восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области Armi-, расположенной на Армянском нагорье. Это название через арамейское ˊarmǝn-āiē перешло в древнеперсидский язык, и в форме «Arminiyaiy» шесть раз встречается в Бехистунской надписи 522 г. до н. э. Древнегреческая форма названия -др.-греч. Ἀρμενία. Древнегреческое название армян, используемое до распространения Ἀρμένιοι, было Μελιττήνιοι.

По мнению Мовсеса Хоренаци, название «Армения» и соответствующие древнегреческие и древнеперсидские топонимы даны по имени урартского царя Арама. По-армянски название страны звучит как «Айк» (арм. Հայք, Hayk). В Средние века место армянского топонимообразующего суффикса «-к» занял заимствованный иранский суффикс «-стан» и страна стала называться «Айастан» (арм. Հայաստան, Hayastan). По одной из версий, название страны происходит от мифологического предводителя армян - Айка, который, по легенде, в 2492 году до н. э. разбил в битве войско ассирийского царя Бэла, а позже образовал первое Армянское государство. Этот год считается первым в традиционном армянском календаре. Другая версия связывает это название с древним государством Хайаса. По третьей версии, самоназвание Армении происходит от урартского названия Мелитены - Ḫāti.

Великая Армения

Вели́кая Арме́ния (арм. Մեծ Հայք , др.-греч. Μεγάλη Ἀρμενία, лат. Armenia Magna, пехл. Buzurg Armenā, груз. დიდი სომხეთი, др.-рус. Армения Великая, реже используется название Большая Армения) - древнее армянское государство на территории Армянского нагорья, существовавшее более 600 лет, начиная с 190 года до н. э. по 428 год н. э.

При Тигране II, превратившись в крупнейшую державу, имела границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского

Термин «Армения» (Армина) впервые встречается в Бехистунской надписи около 521 года до н. э. персидского царя Дария I для обозначения персидской сатрапии на территории бывшего царства Урарту. Из позднейших греческих источников известны две сатрапии с таким названием: Западная Армения и Восточная Армения. На территории последней наследственно правила династия Оронтидов (Ервандидов, арм. Ервандуни).

После падения царства Ахеменидов под ударами македонцев, армянские земли оказались фактически независимыми. Правители Южной Армении признали власть Александра, но это признание оставалось чисто формальным: Александр сам не проходил через Армению, его военачальникам также не удалось проникнуть на её территорию. С конца IV в. до н. э. на территории Армении начинают складываться самостоятельные или полусамостоятельные государства. Сатрап Ерванд (Оронт) во время борьбы диадохов в 316 году до н. э. создал независимое Айраратское царство. В 220 году до н. э. (по другим данным около 200 г. до н. э.) армянское Айраратское царство было присоединено селевкидским царём Антиохом III к подконтрольной ему части Армении, располагавшейся в районе озера Ван и по верхнему течению Тигра, которая отныне начала называться Великой. Таким образом уже концу III в. до н. э. почти все армянские земли оказались под властью Селевкидов.

Примерно тогда же, в III-начале II в. до н. э. армяне заселяют почти всю территорию, которая впоследствии составила историческую Армению.

По мере отхода заевфратской Малой Армении от основной линии развития древнеармянской государственности, обозначение «Великая Армения» приобрело также самостоятельное значение и превратилось в официальное название древнеармянского государства. Именно в таком смысле оно употреблено в греческой надписи из Гарни 77 г н. э. царя Трдата I, (греч. Мега?лэ Армени?я - «Великая Армения»). Это название государства зафиксировано и в других надписях, например в надписи царя Трдатa III в начале IV века, найденной в Апаране. Это же обозначение употребляется также в других иноязычных - латинских, персидских, грузинских, русских и других источниках.

Династия Арташесидов

Основателем династии был Арташес I называвший себя Ервандидом. Его связь с предыдущей правящей династией Армении до конца не ясна.

Арташес I

После поражения Антиоха от римлян местный правитель (стратег) Арташес I (Артаксий) в 189 до н. э. возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил себя независимым царём. Его царство получило название «Великой Армении» в противоположность расположенной к западу от Евфрата «Малой Армении», где правил родственник Антиоха Митридат. Таким образом Арташес стал основателем династии Арташесидов. Он расширил владения Армении Великой объединив почти все Армянское нагорье. Арташес провел также реформу укрепившую частную собственность на землю, в частности отдал приказ о демилитации внутренних земель страны. Он основал новую столицу армянской монархии - Арташат (др. греч. «Арта?ксата»). Уже в эпоху Арташеса, как сообщает Страбон, все население Армении говорило на одном языке - армянском.

Тигран II Великий

Наивысшего могущества Армения Великая достигла при Тигране II (95-55 гг. до н. э.), основавшем новую столицу - Тигранакерт, и сумевшему объединить все армянские земли. При нём границы Великой Армении значительно расширились, в её состав на несколько десятилетий вошли Цопк (Софена), Мидия, Атропатена (Атрпатакан), Сирия, Финикия, Киликия и ряд других государств и областей. Границы армянского государства доходили вплоть до Египта. Уже в 70-х годах до н. э. армянское государство представляло собой обширную державу, границы которого простирались от Куры до реки Иордан и от Средиземного моря до Каспия. Тигран II Великий принял титул «царя царей», который до этого носили правители Парфии. Великая Армения стала самым обширным, но внутренне непрочным государством региона, владевшим богатыми городами, центрами эллинистической культуры и важнейшими торговыми путями из Средиземноморья на восток. В стране развивалась торговля, Тигран II, а в дальнейшем и его преемники, чеканили золотую, серебряную и бронзовую монету. Помимо рабовладельческой знати большую роль имело также жречество. В армянской армии, в отличие от греческой, наемники имели третьестепенную роль, основу армии составляла конница.

В 69 г. до н. э. римляне осадили город Тигранакерт. После нескольких месяцев осады, в результате восстания внутри города столица Армении была разграблена. После этого Великая Армения потеряла почти все свои завоевания. В 68 г. Лукулл двинулся на Арташат с целью полностью покорить Армению. Однако из-за начавшейся народной войны против римских оккупантов попытки римлян завоевать Армению окончилась неудачей.

Артавазд II и Арташес II

После смерти Тиграна II около 55 г. до н. э. в Великой Армении воцарился его сын Артавазд II (55-34 гг. до н. э.), который придерживался главным образом нейтральной политики, периодически сотрудничая с обеими державами. Поражение римлян в битве с парфянами при Каррах в 53 до н. э. и гибель Красса позволили Артавазду расширить пределы Армении на западе, вновь присоединяя захваченные ранее Римом Софену и Малую Армению а также несколько укрепить независимость армянского государства. 36-34 гг. до н. э. против Армении начал войну римский полководец Марк Антоний. После начальных поражений, под предлогом переговоров он сумел заманить армянского царя в свой лагерь, а позже казнил его.

В 30 г. до н. э. с помощью союзной Парфии армянским царём становится Арташес II (30-20 гг. до н. э.), сын Артавазда. Вскоре после вступления на престол, войска Арташеса II перебили римские гарнизоны, оставленные Антонием в Армении. После убийства Арташеса II в 20 г. до н. э. династия Арташесидов постепенно шло к упадку. Трон унаследовал его младший брат Тигран III (20-6 гг. до н. э.).

Тигран IV и Эрато

Последними представителями династии Арташесидов были дети Тиграна III, Тигран IV (8-5 до н. э. и вторично 2 до н. э. - 1 н. э.) и его сестра Эрато (2 до н. э. - 1 н. э. и вторично 6-14 гг. После падения династии Арташесидов в Великой Армении начинается период междуцарствия.

Династия Аршакидов

До середины I века царствовали римские и парфянские ставленники. Трдат I (с 62 г., официально - с 66 по 80 гг.), представитель парфянского царского рода, стал основателем династии армянских Аршакидов, которые носили титул «царей Великой Армении». Впредь эту титулатуру носили все армянские цари Аршакиды. Помимо этого, по Рандейскому мирному договору 62 г. римская и парфянская армия должны были покинуть территорию Армении, полностью восстанавливались границы Армянского государства. Первая половина времени правления Аршакидов была сравнительно благополучным периодом для Армении. От признания независимости Тиридата I до первой четвери III века было только три кратковременных римских выступления против Армении, но ни один из этих походов не привёл к уничтожению Армянского государства. В 114 г. Великая Армения была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но после смерти в 117 году императора Траяна незвисимость и царская власть в Армении была восстановлена. В стране развивались ремесло и сельское хозяйство, процветала транзитная международная торговля - например, через территорию Армении шли караваны в Рим. В результате связей с Парфией усилилось иранское влияние на социально-политической строй, религию, язык и культуру Великой Армении. Правление армянских Аршакидов становится наследственным с конца II века, когда царская власть в Великой Армении переходит от Вагарша II к его сыну Хосрову I Великому. С 20-х годов III века, после сасанидского переворота в Иране, внешнеполитический вектор страны стал направленным на сближение с Римом.

После принятия христианства

В середине III в. Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны вновь возникшего царства Сасанидов: Шапуру I удается подчинить себе Армению, Албанию и Иберию. Однако уже в 287 г. с помощью Рима на армянский престол вступает Тиридат III Великий. В конце того же века, в 298 г., по Нисибисскому миру Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Армения, как государство с древними традициями, стремилось утвердить и идеологическую независимость. Трдат III в 301 г. ввёл в Армении христианство как официальную религию. Удовлетворительная политическая обстановка начала IV века продолжалась и в период правления Хосрова III Котака. Хосров переносит царскую резиденцию из Арташата в Двин. Наследник Хосрова III царь Тиран своей политикой пытался сохранить независимость страны. В 337 г., несмотря на наличие мирного договора, в Армению вторгаются войска Сасанида Шапура II. Хотя война заканчивается победой армян, поддержанных Римом, Тиран был захвачен и трагически погиб. После неудачных попыток персов установить в Армении свое политическое влияние, на армянский престол был возведен сын Тирана Аршак II.

В IV столетии в Армении формируются феодальные отношения. Будучи реформатором, Аршак II начал принимать меры с целью борьбы с феодализацией. Он основал город Аршакаван, где нашли свое убежище беглые крестьяне и рабы, которые получали также царские льготы. Такие меры вызвали недовольство нахараров, поддерживаемых церковью, которые привели государство в состояние гражданской войны. В конечном итоге Аршак почти полностью уничтожил многие мятежные роды, некоторые бежали из Армении, а другие вынужденно примирились с царем. В 367 г. Сасаниды снова вторглись в Армению; после переменных успехов армянский царь под предлогом переговоров был приглашен к Шапуру, где и погиб. Армянские города были разрушены, часть населения была угнана в Иран. В 370 г., не без вооруженной помощи римлян, воцарился Пап - сын Аршака II. В следующем 371 г. попытка Шапура II снова разорить Армению не увенчалась успехом. Сасанидские войска были разбиты совместными силами армян, иберов и присланных римлянами отрядов, а Шапур признал Папа царем Армении. Новый армянский царь продолжал политику отца в подавлении сепаратистских тенденций, стремился к укреплению царской власти. Пап также не позволил рукоположить нового армянского католикоса епископу Кесарии, чем порвал организационные связи с византийским православием. Внешняя политика Папа (как считалось, проаринаская) спровоцировала разногласия с армянской церковью, нахарарами и спарапетом. В конце концов в 374 г. Императору Валенту при содействии армянских нахараров удалось организовать убийство армянского царя. После его смерти армянское государство шло к упадку, армянские цари и военачальники оказались бессильны перед угрозой с двух сторон. В 387 г. Армения была разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. В римской зоне номинальная власть армянского царя была упразднена уже в 391 г., в сасанидской зоне Аршакиды продолжали править до 428 г.

Раздел Армении не привёл к распаду давно сформировавшегося армянского народа. После потери государственности одним из наиболее мощных факторов, объединявших армян, стала религиозная общность.

Мифические цари армян (айев)

Торгом
Айк (Хайк)
Арменак
Арамаис
Амасия
Гегам
Сисак
Харма
Арам
Ара Гехецик (Прекрасный)
Кардос (Ара)
Анушаван
Парет
Арбак
Заван
Парнак
Сур
Хонак
Ваштак
Айкак
Амбак
Арнак
Шаварш
Норайр
Встам
Кар
Горак
Грат
Ындзак
Гзак
Хорой
Зармайр
Перч
Арбун
Базук
Хой
Иусак
Кайпак
Скайорди

Сатрапия (Наместничество) Армения в составе державы Ахеменидов 522-331 годы до нашей эры

Ервандидская Армения, или Айраратское царство 331-200 годы до нашей эры

Софенское, или Цопское царство 260-94 годы до нашей эры

Царство Малая Армения 200 год до нашей эры - 72 год нашей эры

Царство Великая Армения 190 год до нашей эры - 428 год нашей эры

Коммагенское царство 163 год до нашей эры - 72 год нашей эры

Марзпанство (Наместничество) Армения в составе державы Сасанидов 428-646 годы

Ишханы Армении (Имарат Арминийа) в составе Арабского халифата 635-885 годы

Армянское царство Багратидов, или Анийское царство 885-1045 годы

Ервантиды

401-344
344-331

македонская оккупация
(сатрап Армении)

331−323

македонская оккупация
Неоптолем (сатрап Армении)

323-321

321-317
317-?
?-260
260-228
260-212
228-201
212-200

Завоевание царства государством Селевкидов

200 - 189

Арташесиды

189 - 159
159-123
123-95
95-56
56-34
33-20
20-6
6 - 5
5 - 3
3 до н.э. - 1 н.э.
1

Разные династии

Вонон, авантюрист

1 - 2
2-4
4-6
6-12
12-16
16-18
34-35
35-51
51-54

Аршакиды

60-63
98-113
113-114

к Риму

114-117

117-140
161-163
190-196
196-215

к Риму

215-216

216-222
222-252
252-272

к Персии

272-287

287-330
330-339
339-345
345-367
367-374
374-379
379-390
384-401
401-417
417-420
422-428

Обращение Армении в провинцию

428 - 859

Правители, с 885 года цари Анийского царства

Багратуни

859-891
891-914
914-928