Страны священного союза 1815. Священный союз

Священный союз. Фрагмент гравюры начала XIX века. Автор Бок Йоган Карл


В 1815 году Россия, Австрия и Пруссия заключили Священный союз, декларирующий взаимопомощь всех христианских правителей. Союз стал прототипом многих международных объединений XX века.

Грозные события Отечественной войны 1812 года, когда само существование России оказалось под угрозой, привели к консолидации внутренних резервов народного духа, вызвали подъем патриотизма, а для части общества стали религиозным ренессансом.

Александр I, император Всероссийский, ранее равнодушный к вопросам веры, теперь с живым интересом обратился к религии. В тот день, когда завоеватели заняли древнюю столицу России Москву, он впервые в жизни открыл Библию. В дальнейшем на свою миссию и миссию Российской империи он смотрел сквозь призму христианства.

В блистательных победах русских войск над превосходящими силами противника Александр увидел исполнение высшего Промысла. Встретив в 1814 году Пасху в покоренном Париже, самодержец Российский отмечал: «По неисповедимой воле Провидения, из холодной Отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтоб в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице… принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».

Поскольку России, как победительнице Наполеона, принадлежала главная роль в послевоенном переустройстве Европы, ее Александр I проводил в соответствии с представлениями о своей высокой миссии.

Именно русский царь должен был напомнить правителям Европы, что в государственном управлении они должны руководствоваться евангельскими заповедями «любви, правды и мира», и к подданным относиться как «отцы семейства».

Документ, подписанный 25 сентября 1815 года императором Всероссийским Александром I, императором Австрийским Францем I и королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, напоминал о том, что все люди являются братьями, и предполагал внешнеполитические отношения выстраивать, основываясь на христианской этике.

Этот документ, очень похожий на проект единого христианского государства, и объединявший Европу под началом христианских идей, вызвал недовольство деятелей, выступавших за смену самодержавия как политической модели.

В советской историографии Священный союз был назван организацией «с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданной на основе идеи подавления революции и политического и религиозного свободомыслия, где бы они не проявлялись».

Политики, современные созданию Союза, критически и подозрительно относились к самой идее объединения государств. Так, например, австрийский дипломат Меттерних, называл его «простой моральной манифестацией».

В то же время создание Священного союза стало прототипом современных международных организаций. Принципы международного права, четко сформулированные императором Александром I, позже легли в основу мировой политики XX века - Лиги наций, ООН и Евросоюза. Однако уникальность проекта Александра I в том, что ни одна международная организация в истории не брала за основу для своих отношений евангельские принципы, рекомендующие «людям жить как братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви».

Вопрос 30. Наполеоновские войны 1805 – 1814 гг.

В 1805 г. Наполеон разгромил третью антифранцузскую коалицию, которую создала Великобритания с участием России, Австрии, Неаполитанского королевства и Швеции. Австрийцы без боя сдали Вену, а после поражения объединенных русско-австрийских войск в битве при Аустерлицем 2 декабря 1805 г . подписали с Наполеоном мир. Радость Наполеона ом­рачала лишь катастрофа, постигшая французов на море. 21 октября 1805 г. объединенный франко-испанский флот был почти полностью уничтожен британской эскадрой под командованием адмирала Нельсона в морском сражении у мыса Тра­фальгар близ берегов Испании. В 1806 г . возникла четвертая антифранцузская коалиция, в которой место выбывшей из войны Австрии заняла Пруссия. Однако прусскую армию французы наголову разгро­мили в сражениях при Йене и Ауэрштедте.

В конце октября 1806 г. Наполеон во главе «великой армии» вступил в Берлин. Здесь он принял важное решение, призванное уравнять шансы на победу с Великобританией после поражения в Трафальгарском сражении. 21 ноября 1806 г . Наполеон подписал дек­рет о континентальной блокаде. Согласно этому декрету, на территории Франции и зависимых от нее стран запрещал ась торговля с Великобританией. Наполеон надеялся, что контине­нтальная блокада подорвет экономическое могущество Ве­ликобритании. Присоединение новых стран Европы к конти­нентальной блокаде стало целью его внешней политики на ближайшие годы.

В Восточной Пруссии после ряда ожесточенных сражений (решающее значение имела победа французов при Фридланде 14 июня 1807 г.). Франция и Россия заключили перемирие в 1807 г. А 7 июля 1807 г . французский и российский императоры подписали в Тильзите союзный договор. В обмен на присоединение к континенталь­ной блокаде Александр 1 заручился поддержкой Наполеона в войнах против Швеции и Османской империи, Здесь же, в Тильзите был подписан франко-прусский договор, согласно которому Пруссия также присоединилась к континентальной блокаде. Кроме того, она теряла свои польские земли, захваченные в результате разделов Польши в 1793 и 1795 гг. На этих землях было образовано дружественное Франции Великое Герцогство Варшавское.

В 1807 г. Наполеон в ультимативной форме потребовал от Португалии присоединения к континентальной блокаде. В эту страну вторглась французская армия. Началась многолетняя война, В ходе которой на помощь португальцам прибыли бри­танские войска. В 1808 г. война охватила весь Пиренейский полуостров. Пытаясь окончательно подчинить себе Испанию, Наполеон посадил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта. Но испанцы восстали и развернули против захватчиков партизанскую борьбу - гверрилью. Неудачами французов на Пиренейском полуострове решила воспользоваться Австрия. В 1809 г . она образовала вместе с Великобританией пятую коалицию . Однако в сражении при Ваграме Наполеон разбил австрийцев и вынудил их подписать в октябре 1809 г. мир. Австрия потеряла ряд территорий, в том числе и выход к Адриатическому морю, сокращала свою армию, выплачивала большую контрибуцию и присоединялась к континентальной блокаде.

Наполеон по своему усмотрению перекраивал политическую карту Европы, менял правительства, сажал на троны монархов. «Дочерние» республики были частично упразднены присоединены к Франции. В результате этих аннексий возникла « Великая империя», численность населения которой к 1811 г. достигла 44 млн человек. По периметру ее границ. Наполеон образовал сплошную полосу подвластных себе государств. В них большей частью был установлен монархический образ правления, а правили назначенные Наполеоном лица как правило, его родственники - братья, сестры, племянники и пр., либо местные династии или должностные лица (при этом Н.Б. присваивал себе полномочия протектора). От зависимых стран Наполеон добивался в первую очередь поддержки его внешней политики, включая участие в завоевательных походах. Кроме того, как человек просветительской культуры он стремился реформировать подвластные страны «по французскому образцу». Например, Кодекс Наполеона действовал на всех аннексированных Францией территориях.

В 1812 г., так до конца и не одолев народы Пиренейского полуострова, Наполеон начал новую войну с Россией. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который пренебрегал своими союзническими обязательствами - не поддержал Францию в войне против Австрии(в 1809 г.), поощрял контрабандную торговлю с Великобританией.

"Великая армия" Наполеона вторглась в Россию 12 (24) июня 1812 г. Она насчитывала свыше полумиллиона человек, значительно превосходя русскую армию численностью. Армия на две трети состояла из солдат союзных или зависимых от Франции стран - немцев, поляков, итальянцев, испанцев, - большинство из которых шли на войну без особого энтузиазма

Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (11 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы приблизились к Москве на расстояние всего нескольких десятков километров. К тому времени из-за больших потерь, которые понесла наполе­оновская армия, силы противников почти сравнялись. Однако бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.

В городе вскоре после при­хода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех кормов. Армии угрожал голод. Прождав в нерешительности месяц, Наполеон 7 (19) октября вывел армию из Москвы и попытался про­биться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, был принужден к отступлению.

Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созда­нию новой антифранцузской коалиции. В ее состав наряду с Рос­сией и Великобританией вошли Пруссия, Швеция и Австрия. Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудачным. В мае французы добились победы в сражениях при Лютцене и Бауцене в Саксонии. Но уже в августе по отдельности были разбиты видные Наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре ­Ней. А в «Битве народов» под Лейпцигом 16-19 октября были раз­громлены и основные силы наполеоновской армии.

Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политического и военного могущества наполеоновской Франции. Ее покинули последние союзники. Народы Европы один за другим стряхивали себя иноземное господство. Двадцать лет почти непрерывных войн начиная с 1792 г., обескровили Францию. Ее прямые безвозвратные потери составили около одного миллиона человек. Страна устала от войны. Молодежь уклонялась от военной службы. 350-тысячная армия союзников, которая в декабре 1813 г. вступила на французскую территорию. Наполеон смог противопоставить ей лишь около 70 тыс. солдат.

Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блеснул своим полководческим талантом. Особенно удачной для него была середина февраля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти победы имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. 1 марта в городе Шомоне, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали союзный договор, предусматривающий войну с Францией до полной победы.

30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся участи Москвы, сложили оружие. На следующий день император Александр I и прусский король Фридрих-Вильгельм III во главе своих армий вступили во француз­скую столицу.

Наполеон, которого эти события застали в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс преданных солдат. Но маршалы Ней, Бертье, Лефевр потеряли веру в победу и посоветовали императору отречься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался, 6 апреля он все же подписал отречение. Но еще I апреля по предло­жению Талейрана Сенат сформировал временное правительство, а 3 апреля объявил о низложении Наполеона, виновного «в наруше­нии присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику ХVII. 11 апреля 1814 г. союзники заключили в Фонтенбло договор, отдавав­ший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средизем­ном море.

«Сто дней Наполеона». Ватерлоо. Исторические итоги наполеоновских войн.

10 месяцев правления Бурбонов оказалось достаточно, чтобы вновь оживить пронаполеоновские настроения во Франции. Людовик XVIII в мае 1814 г. опубликовал конституционную хартию. По ней власть короля ограничивалась 2-х палатным парламентом. Однако старая французская аристократия и духовенство требовали от правительства полного восстановления феодальных прав и привилегий, возвращения земельных владений.

Недовольством Бурбонами воспользовался Наполеон, кото­рый тайно покинул остров Эльбу и 1 марта 1815 г. высадился на южном побережье Франции с целью вернуть себе власть. По мере его продвижения к Парижу на его сторону переходили местные власти и высланные против него войска. 20 марта На­полеон с триумфом вступил в столицу, из которой в панике бе­жали Людовик XVIII, его министры и сановники.

Крушение Реставрации всколыхнуло патриотические и де­мократические чувства французов. Они снова были готовы защищать «родину И свободу», но при этом ожидали от Напо­леона, что он будет вести себя не как деспот, а как револю­ционный генерал. Однако обнародованный им 22 апреля до­полнительный акт к конституциям империи вызвал в демо­кратических кругах глубокое разочарование: он немногим отличался от Хартии Бурбонов.

Впрочем, Наполеону некогда было заниматься внутренней политикой. Правительства европейских держав, созвавшие конгресс в Вене, объявили его «врагом и возмутителем спокой­ствия всего мира» и образовали новую (седьмую по счету) ан­тифранцузскую коалицию. Спешно собрав армию, Наполеон двинулся в Нидерланды, где близ местечка Ватерлоо 18 июня 1815 г . состоялось решающее сражение с силами коалиции. Потерпев поражение, он вторично вынужден был отречься от престола и сдался в плен англичанам, которые по согласова­нию с союзниками отправили его к месту новой ссылки (фак­тически заключения) на остров Св. Елены в Атлантическом океане (где он и умер в 1821 г.)

Прямым следствием Наполеоновских войн стал крах феодализма во всей Европе. Эти войны проложили дорогу прогрессу, главным постулатом которого является признание того факта, что каждый способный человек может достичь многого в жизни независимо от своего происхождения. Прочными оказались последствия реформ, осуществленных во время войны в странах, подвергшихся французскому нашествию. Освободившись от наполеоновской Франции, правительства и народы Европы не захотели отказаться от большинства из них, поскольку уже успели оценить их достоинства. Новые принципы рационального права, укоренившиеся в большинстве европейских стран, стали в XIX в. одной из важнейших предпосылок их процветания.

Вместе с тем наполеоновские войны привели к подъему патри­отического движения во всей Европе. Однако патриотизм на почве абсолютистских государств, какими и были большинство участни­ков антифранцузской коалиции, еще в начале XIX в. разделился как бы на два течения. Одно из них унаследовало мятежный, оппозиционный дух американских повстанцев и французских револю­ционеров. Его сторонники не разделяли, а объединяли любовь к родине со стремлением к преобразованиям в соответствии с передовыми теориями своего времени. Другое течение под влиянием абсолютистских правительств прониклось официальным духом и приобрело ярко выраженный консервативный, охранительный оттенок. Обе разновидности патриотического движения проявили себя в течение XIX и ХХ вв.

Венский конгресс 1814 – 1815 гг. Теория и практика Священного союза 1815 г.

В сентябре 1814 г. в столице австрийской империи Вене открылся международный конгресс. Перед ним встала задача определить новые правила взаимоотношений, в том числе договорится о признании границ, во избежание новых споров и войн, от которых вся Европа порядком устала. Для участия в конгрессе в Вену прибыли 216 представителей всех стран Европы (кроме Османской империи). Формально все участники конгресса были равноправны. Но главную роль играли 4 союзные державы, основные участники борьбы с Наполеоновской Францией, - Россия, Великобритания, Пруссия и австрийская империя. От имени четырех держав переговоры вели российский император Александр I, британский министр иностранных дел лорд Каслри, прусский первый министр князь фон Гарденберг и австрийский первый министр князь фон Меттерних. На Венский конгресс прибыл и Талейран, теперь министр иностранных дел Людовика XVIII.

Работа конгресса сводилась главным образом к совещаниям представителей 4-х держав, на которых по мере надобности приглашались делегаты от других стран. Большую роль играли неофициальные встречи, обмены мнениями, беседы. Поначалу участники конгресса с недоверием относились к делегации Франции. Однако Талейран умело воспользовался разногласиями между державами-победительницами, чтобы поднять престиж Франции.

Споры вызывали почти все вопросы, обсуждаемые на конгрессе. Некоторые участники конгресса выступали за то, чтобы вернуться к границам 1792 г. Но против этого возражали крупнейшие государства – Россия, Пруссия и Австрия, рассчитывающие на территориальное вознаграждение за свой вклад в победу над наполеоновской Францией. Много споров вызвал вопрос о существовании Священной Римской империи германского народа, упраздненной Наполеоном.

В обоснование своих намерений монархи ссылались на теорию легитимизма, или законности. Но сам легитимный порядок они толковали по-разному, в зависимости от собственных интересов и целей. Многие понимали законность, придерживаясь принципа исторического истолкования легитимизма (основа ист. Легитимизма – возвращение к проверенным временем ценностям – религии и церкви, монархическому устройству государства, сословному строю). Подобные взгляды получили название реакционных.

Россия добивалась от других стран признания законности при­соединения к ней в 1809 г. Финляндии и в 1812 г. - Бессарабии. трудность вопроса заключалась в том, что эти приобретения были сделаны с одобрения наполеоновской Франции, с которой Россия в то время находилась в союзнических отношениях. Но главное, Рос­сия добивалась присоединения территории Великого герцогства Варшавского. Против этого возражали все крупные государства. Пруссия и Австрия - потому, что речь в данном случае шла о поль­ских землях, которые отошли к этим странам по договорам XVIП в. о разделах Польши. Великобритания и Франция - потому, что счи­тали, что это привело бы к нарушению баланса сил в Европе в пользу России.

Резкие разногласия возникли между Австрией и Пруссией в связи с намерением последней захватить Саксонию. В конце концов Россия и Пруссия сумели между собой догово­риться. Пруссия согласилась с передачей территории Великого герцогства Bapшавского России в обмен на согласие последней по держать ее притязания на Саксонию. Однако другие государства упорно не желали идти ни на какие уступки. Противоречия достигли такого накала, что казалось: раскол между вчерашним союзниками неизбежен. В начале 1815 г. Великобритания, Франция и Австрийская империя заключили тайный военный союз против России и Пруссии. В Европе запахло новой войной.

Охвативший европейские дворы страх перед «узурпатором» (в это время Наполеон бежит с острова Эльба)способствовал сглаживанию противоречий между державами, подтолкнул их к поиску компромисса.

В результате Россия получила Великое герцогство Варшавское, за исключением некоторых земель, переданных Пруссии и Австрии. Кроме того, Венский конгресс подтвердил права России на Финляндию и Бессарабию. В обоих случаях это было сделано в нарушение исторического права. Территория Герцогства Варшавского никогда России не принадле­жала, да и в этническом отношении (язык, религия) она имела мало общего с ней. То же самое можно сказать и о Финляндии, которая издавна была владением шведских королей. В компенсацию за потерю Финляндии Швеция как активный участник войн против наполеоновской Франции получила Норвегию.

Полюбовно был урегулирован спор между Пруссией и Австрией из-за Саксонии. Пруссия в конце концов добилась части Саксонии, хотя и рассчитывала на всю ее территорию. Однако Пруссия вполне удовлетворилась таким решением спорного вопроса, поскольку дополнительно ей были отданы обширные земли на западе Герма­нии, в том числе и на левом берегу Рейна. Австрия тоже не осталась в обиде. Ей вернули часть Великого Герцогства Варшавского, а также владения на Балканском полуост­рове, отобранные ранее Наполеоном. Но главное вознаграждение за свой вклад в войну против наполеоновской Франции Австрия получила в Северной Италии. Там она еще с начала ХVIП в. владела Ломбардией. Теперь в дополнение к этому к ней переходила территория Венецианской республики, включая Далмацию. Под конт­роль Австрии были возвращены мелкие государства центральной Италии - Тоскана, Парма, Модена и др.

Сардинское королевство, захваченное французами еще в 90-е годы XVIII в., было восстановлено как независимое государство. В знак признания его заслуг ему была передана территория Генуэз­ской республики, упраздненной в свое время французами и так и не восстановленной по окончании наполеоновских войн.

Судьбу крупнейших республик Средневековья - Генуэзской и Венецианской - разделила и Республика Соединенных провинций (Голландия). Ее территория вместе с Южными Нидерландами, которыми до конца XVIII в. владели австрийские Габсбурги, вошла в состав довольно крупного Нидерландского королевства. Оно должно было служить буфером между Францией и германскими госу­дарствами, желавшими таким образом обезопасить себя от повто­рения французской агрессии.

Общей судьбы этих республик Средневековья и начала Нового времени избежала лишь Швейцарская конфедерация. Она была сохранена Венским конгрессом и получила статус нейтрального государства.

Европейские монархи решили не восстанавливать Священную Римскую империю. Фактически они примирились со многими территориальными изменениями, которые осуществил в Германии Наполеон. В частности, они не стали восстанавливать сотни упраздненных им мелких государств. Большинство из них отошло к Австрии, Пруссии или другим более крупным германским государства

На Венском конгрессе было решено образовать в границах Священной Римской империи новую конфедерацию под название Германский союз.

В итоге после Венского конгресса конституции были введены во Франции в Нидерландском королевстве, в ряде западногерманских государств. Александр I даровал конституции Королевству Поль­скому и Великому герцогству Финляндскому, пользовавшимся автономией в составе Российской империи. Борьба за введение конституций развернулась в Испании, Пруссии и итальянских государствах, правда, потребовались еще революции начала 20-х го­дов В Испании, Португалии, Италии, Греции, а также революции 1830-х годов во Франции и Бельгии, чтобы принцип конституцион­ного правления был принят в ряде других государств. Тем не менее, после Венского конгресса Европа стала не в пример свободнее в политическом отношении, чем была до него.

Едва завершился Венский конгресс, как 26 сентября 1815 г . монархи России, Пруссии и Австрии подписали в Париже договор о создании так называемого Священного союза. В нем провозгла­шалась «неколебимая решимость» трех государей руководство­ваться в своих действиях «заповедями святой веры, любви, правды и мира», а также «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь в любое время и при любых обстоятельствах. Со временем к Священному союзу присоединилось большинство других госу­дарств Европы.

В первые годы после Венского конгресса Священный союз представлял собой одну из основных форм международного сотрудничества европейских государств. Состоялись четыре его конгресса. Первый из них прошел в 1818 г. в городе Ахен в Западной Германии. На этом съезде Франция была окончательно признан четырьмя другими державами равной себе: Великобритания, Пруссия, Австрия и Россия подписали с ней союзный договор. Возни так называемый «пятерной союз» (пентархия), который формально сохранялся до середины XIX в. и обеспечивал мир и стабильность Европы в течение этого времени.

В конце 1820 - начале 1821 г. состоялся сдвоенный конгресс Священного союза в Австрии. Он начался в Троппау, а закончился в Лайбахе (Любляна) в Австрии. Наконец, конгресс 1822 г. проходил в Вероне (Северная Италия). С тех пор конгрессы Священного союза не проводились. Основной формой взаимодействия круп­нейших государств на международной арене стали конференции, созываемые по какому-нибудь конкретному поводу, либо консуль­тации послов в Лондоне, Санкт- Петербурге или столицах других держав.

Реставрация монархии. Причины падения империи Наполеона Бонапарта.

Причины падения Н.Б. Внешние:

1) Н.Б. имел авторитет у населения до тех пор, пока вел успешные завоевательные войны и поддерживал высокий международный статус страны. Когда 1813 г. неприятель впервые после 1793 г. вторгся на территорию Франции происходит катастрофа, его авторитет подорван.

Внутренние:

1) общая усталость населения от войн;

2) истощение людских и материальных ресурсов;

3) негативные результаты континентальной блокады для Франции. Французской торговле был нанесен ущерб. Фр. предприниматели не имели доступа к товарам других стран (?).

4) постоянные наборы в армию - нехватка рабочих рук на производстве.

5) продовольственный кризис, который был связан с неурожаем 1811-1812 гг.

6) постоянное повышение прямых и косвенных налогов, которые нужны были на военные расходы. Были удвоены подушная подать, соляной налог, ряд косвенных налогов.

Факторы реставрации монархии:

1) у населения к монархии усилилась тяга, поскольку уже в ходе революции многие республиканцы были дискредитированы. Они не имели былой ценности для народа.

2) внешнеполитический фактор. Хозяева положения (монархические страны - Россия, Австрия, Пруссия, Англия), которые в течение 25 лет вели войн в с революционной Францией, полагали, что только реставрация Бурбонов даст положительный эффект.

Ждал новый Священный союз. Он был создан по инициативе победителя Наполеона и русского императора Александра I. Создание священного союза оценивалось современниками по-разному. Но в основном Россию обвиняли в стремлении контролировать ситуацию в Европе. Священный союз, а точнее коалиция стран, которая по замыслам императора должна была преобразить послевоенный мир, появилась на свет 14 сентября 1815 года. Договор подписали король Пруссии император Австрии Франц I, Людовик XVIII и большая часть континентальных монархов. Только Великобритания официально не пожелала вступить в союз, однако принимала активное участие в его работе. Были у союза и противники: его проигнорировали и турецкий султан.

В историю Священный союз 1815 года вошел как сообщество государств, изначальной целью, которого было подавление назревающих войн. На самом же деле борьба шла против любого революционного духа, а также свободомыслия политического и религиозного. Дух данной коалиции соответствовал реакционному настрою существовавших тогда правительств. По сути, Священный союз взял за основу монархическую идеологию, но с утопической мечтой идеалистической взаимопомощи между правящими христианскими государями. «Пустой и звонкий документ» - именно так назвал его политический деятель Меттерних.

Александр I, как инициатор этой коалиции, призвал союзников, и императоров, объединить усилия против военных конфликтов и предложил править между народами в духе правды и братства. Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Российский император призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий, а 800-тысячная армия России выступала надежным гарантом в этих прогрессивных предложениях.

Священный союз 1815 года был документом, состоящим из смеси мистицизма и не реальной политики, как говорили позже о нем историки, однако первые семь лет эта международная организация была очень успешной и плодотворной.

Канцлер Австрии Меттерних в 1820 год созывает конгресс Священного союза в городе Троппау. В результате многочисленных дебатов было вынесено решение, которое перечеркивало все прогрессивное, что намечалось ранее, а именно, странам, входящим в союз, разрешалось вводить дружественные войска на земли других государств для вооруженного уничтожения революционных бунтов. Такое заявление объяснялось просто, ведь у каждого государства были свои захватнические интересы и политические цели в послевоенном разделе.

Создание священного союза, а также достаточно передовые идеи не смогли остановить все возрастающие противоречия между участниками договора.

Одним из первых конфликтов был Неаполитанский. Император Александр настаивал на самостоятельности Неаполитанского королевства, в котором бушевала революция. Он считал, что сам король этого государства добровольно подарит прогрессивную конституцию народу, но у союзника по договору в лице Австрии было другое мнение. Австрийские военные жестоко подавили революционные выступления.

На последнем Веронском конгрессе Священный союз 1815 под влиянием Меттерниха стал орудием монархов против недовольства народных масс и любых революционных проявлений.

Непростой 1822 год показал разногласия между странами Австрией и Россией в связи с освободительным восстанием в Греции. Российское общество поддерживало греков, так как государство было единой с ним веры и, кроме того, дружба с этим государством значительно укрепляло влияние России на Балканах.

Следующие события в Испании подорвали устои союза и поставили точку в отношениях между странами в рамках этого договора. В 1823 году французские войска вошли на территорию Испании с целью насильственного восстановления здесь абсолютной монархии. Союз фактически перестал существовать, но в 1833 году такие страны, как Россия, Пруссия и Австрия пытаются вновь восстановить соглашение, но революционные события 1848-1849 годов заставили забыть данную коалицию навсегда.

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .

1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Аахенский конгресс

Конгрессы в Троппау и Лайбахе

Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

Конгресс в Вероне

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

«Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

Библиография

  • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
  • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
  • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
  • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
  • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
  • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

Ссылки

  • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь