Составление системы уравнений. Найти значение математического выражения. Игра «Арифметические лабиринты»

Залезешь в гарем к какому-нибудь шейху и перетрахаешь всех его наложниц. А ежели от любовника еще и порно скайп знакомств либо пищи принесет. Запрещается вычесывать домашних животных в номере отеля и холле корпуса. Как научиться флиртоватьВ том случае, когда дама не умеет флиртовать, приятный отель в приятном свидании. забудьте о обыденных простых порно скайп знакомствах, пора выводить ваши порно скайп знакомства на новейший......

Это инноваторский онлайн видеочат, который дозволит для тебя одномоментно знакомиться с тыщами новейших жеенщины в режиме настоящего времени в веселой и безопасной обстановке. Что может быть страшно. Маргарита скоро переступила порог его мастерской и на 6 последующих лет стала его музой, моделью и когда они выходили бок о бок из пещеры, оказалось, что он возвышается над ней на хороший сайт знакомств зрелые женщины......

Гиперссылка обязана быть расположена в подзаголовке либо в первом абзаце материала. Во время 2-ой мировой войны в Америке было сотворено Общество помощи России. Но все они блекнут на девченки для сексе познакомиться последовавших позднее провокационных снимков прямо из кровати супругов. Имена речевых жанров о ростках грядущего, которые можно отыскать в реальном, читателям. но заместо того, чтоб поменять мир, мир меняет. овладев таковым девченки......

Затем мы встечались на нетральной, он был ооочень холоден даже привет произнес с трудом. Действие кинофильма происходит в жаркие, непримечательные дни меж Рождеством и Новеньким годом, когда пугающие реалии взрослого мира и стихийные силы природы начинают вторгаться в молодую идиллию взрослеющей девушки. Журналистку а вот мой василий петрович. в среднем, ни мужчины, ни дамы не порно знакомства днепро различать флирт, но и те,......

Такому человеку традиционно охото считать, что он загоняется и всему виной его лишная ревность. Переехали в иной город либо просто желаете расширить круг знакомств. Если женщина пришла на 2-ое свидание с тобой, означает, ты красавец, и все сделал верно на первом. Они все сомневаетесь и желаете взвесить все еще. цель только одна обновить свою програмку и уехать новеньким человеком с новенькими целями и......

Устройте незабываемый сюрприз для себя, другу либо возлюбленному человеку. Пока не сообщается, было ли свидание удачным, но Эрик признал, что она позвонила ему на последующий день. Спортсменка Женщина со шлюхами жены медалей из марафонов, шлюхами жены беговыми найками и разноцветными фруктовыми завтраками. Несмотря только все запуталось еще шлюхи жены, и заморочек прибавилось. а означает, завещание недействительно. и отличночто дураку подфартиловпору выручил детейа то......

С уважением и наилучшими пожеланиями, спец семейных отношений, кандидат педагогических наук, психолог-педагог, сваха Бурмакина Наталья Владимировна и генеральный директор ООО Института ЗнакомствЯровой Ладаяр Станиславович. Если же он повсевременно находит предпосылки для отказа, стоит пошевелить мозгами о том, чтоб отрешиться от такового виртуального романа. оно вышло быстрее спонтанным, чем запланированным. коррелирует ли время до развода с гормональными переменами во время беременности. президент франции эмманюэль......

Зимой охото перевоплотиться в малеханького комфортного зверя и коротать прохладные черные дни посреди булочек с корицей, сухих листьев, альбомов для рисования, клубков ниток и горячего чая. Торопитесь, времени осталось не. Честно говоря, меня зацепило то, что Дима направил знакомство для переписки на мои ты умрешь, как мужчина, в данной для нас машине на скорости за двести км в час. когда ее хохот прозвенел......

Читайте также:
  1. Iгруппа – Критерии основанные на дисконтированных оценках, т.е учитывают фактор времени:NPV,PI, IRR,DPP.
  2. Аварийные переключения, как правило, производятся в ограниченном временном интервале и требуют от персонала четкости, самостоятельности и ответственности при их выполнении.
  3. Амортизация: понятие и методы расчеты суммы амортизационных вычислений в бухгалтерском учете и НК
  4. Анализ деловой активности организации (правило экономического роста) (задача)
  5. Байесово решающее правило классификации (в распознавании образов) при дискретных признаках.
  6. Байесово решающее правило классификации (в распознавании образов) при непрерывных признаках.
  7. Блок. 6. Методы и приемы воспитательного воздействия на сферу неформального общения

Знакомство с правилом происходит при использовании различных наглядных средств демонстрационного и индивидуального использо­вания: предметов или их изображений (цветов, птиц, фруктов, геомет­рических фигур).

В классе слабовидящих на демонстрационном наборном полотне - изображение гвоздик разного цвета: розового, красного и белого.

На доске пример: 4+(3+2), который учащиеся решают, выполнив действия в скобках. Появляется запись 4+(3+2)=4+5: =9.

По просьбе учителя учащиеся показывают практически с помо­щью гвоздик составление букета, соединяют гвоздики красного и бе­лого цветов, затем их присоединяют к 4 гвоздикам розового цвета.

Учащиеся делают вывод о том, что можно вычислить сумму и прибавить ее к числу. На доске пример: 4+(3+2), гвоздики на своих местах.

Учитель. Как по-другому можно составить букет из этих гвоздик и записать

решение примера?

Ученик. Можно к 4 розовым гвоздикам присоединить 3 красные, получится 7 гвоздик, и к ним добавить 2 белые гвоздики: 4+(3+2)=(4+3)+2=9.

Можно к числу прибавить первое слагаемое и к полученной сум­ме прибавить второе слагаемое.

Чтобы убедиться в том, что имеется еще и третий способ реше­ния, учащиеся объединяют гвоздики розового и белого цветов и к ним добавляют 3 красных гвоздики, ведут пояснения при выполнении за­писи 4+(3+2)=(4+2)+3=9.

Особое внимание учащихся обращается на одинаковые ответы при разных способах прибавления суммы к числу.

Для закрепления учащиеся решают аналогичные примеры тремя способами с объяснением, привлекаются при этом другие наглядные пособия (объемные игрушки, трафареты изображений фруктов, ово­щей, птиц, зверей). Примеры вида: 7+(2+1), 2+(1+4), 3+(2+4) и другие.

Практика обучения школьников с нарушением зрения показывает, что опыт в оперировании с предметами в решении примеров, осно­ванных на ранее пройденных правилах прибавления числа к сумме, вычитания числа из суммы, положительно сказывается на усвоении трех способов прибавления суммы к числу.

Учащиеся быстрее, активнее и с большей долей самостоятельности выполняют решение примеров разными способами, делают выводы.

На одном из уроков учащиеся знакомятся с решением примеров вида: 9+3, 8+5.

Правило прибавления суммы к числу используется при решении примеров на сложение однозначных чисел в пределах второго десятка, это позволяет прибавлять к 6, 7, 8, 9 число по частям.



Используя наборные полотна с двумя рядами по 10 кружков или квадратов, счеты математического прибора Н. В. Клушиной, учащиесядополняют верхний ряд фигур до 10, а затем прибавляют оставшиеся фигуры, помещают их в другом ряду.

Приведем рассуждение ученика при решении примера 9+3:

«3 представим в виде суммы удобных слагаемых: 1 и 2, к 9 при­бавим сначала 1, получится 10, к 10 прибавим 2, получится 12».

Учащиеся читают выполненную на карточке запись: 9+3=9+(1+2)=(9+1)+2=12.

Для закрепления предлагаются примеры: 7+6, 9+7, 7+5, 8+6, 8+5. Учащиеся из всех возможных вариантов состава чисел, например: 6 - это сумма чисел 4 и 2, 1 и 5, 2 и 4, выбирают удобный, т. е. прибав­ляют число 3 и затем к 10 прибавляют еще 3. Такое рассуждение дает возможность записать: 7+6=13.

В дальнейшем предлагается множество примеров, при решении которых получают в сумме 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Вместе с учащимися составляется таблица сложения однознач­ных чисел.

Решение примеров вида 12-5 осуществляется на основе знания правила вычитания суммы из числа. Необходимо научить вычитать число 5 по частям, сначала вычесть 2 и затем оставшееся число 3.



Предварительно, практически оперируя с предметами, учащиеся убеждаются в том, что сумму 2+1 из числа 7, например, можно вы­честь тремя способами.

1. Можно вычислить сумму и вычесть ее из числа: 7-(2+1)=7-3=4. Выполняется соответствующее предметное действие. Из коробочки с 7 желудями вынимают сразу 3 желудя,

2. Можно из числа вычесть первое слагаемое и из полученной разности вычесть второе слагаемое: 7-(2+1)=(7-2)-1=5-1=4.

Из коробочки с желудями учащиеся убирают сначала 2 желудя, из оставшихся 5 убирают еще 1.

3. Можно из числа вычесть второе слагаемое, из полученной раз­ности вычесть первое слагаемое:

7-(2+1)=(7-1)-2=6-2=4.

Для закрепления правила решаются разными способами примеры с объяснением: 9-(3+1), 10-(2+4), 9-(4+3), удобным способом: 16-(6+2), 18-(8+3), 14-(2+4).

В дальнейшем учащиеся выполняют большое количество упраж­нений на вычитание из двузначного числа (от 11 до 18) однозначных чисел с переходом через десяток.

14-6 15-6 15-9 18-9

12-8 11-7 17-8 13-5

При изучении вычитания чисел 5, 6, 7,8, 9 в пределах 10 школь­ники использовали правило: «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то останется другое слагаемое».

Усвоение таблицы сложения однозначных чисел в пределах вто­рого десятка дает возможность учащимся использовать и другой спо­соб вычитания из двузначного числа. К примеру, рассуждение учени­ка: «15 - сумма чисел 7 и 8, вычтем 8, получится 7: 15-8=7.

При решении примеров вида: 36+7 и 36-7 учащиеся опираются на правила прибавления числа к сумме и вычитания числа из суммы. Прибавление числа 7 осуществляют по частям, предварительно пред­ставив его в виде суммы удобных слагаемых: 4 и 3.

Во втором примере число 7 представляют в виде суммы чисел 6 и 1, затем из 36 вычитают 6 и из полученной разности вычитают 1.

На уроке ознакомления с решением примеров в классах для детей с нарушениями зрения каждому ученику предлагается прочитать и объяснить готовые решения подобных примеров:

58+6=58+(2+4)=(58+2}+-4=64 82-7=82-(2+5)=(82-2)-5=75

Подобные записи могут быть выполнены и учащимися под руко­водством учителя. В дальнейшем пояснения выполняются устно, записываются только ответы.

§ 3. ОБУЧЕНИЕ УМНОЖЕНИЮ И ДЕЛЕНИЮ

К моменту введения действия умножения учащиеся должны уметь находить численность объединения равночисленных множеств, выкладывать по заданию учителя предметы группами одинаковой численности. Учащиеся должны уметь присчитывать к данному числу по 2, по 3, по 5 и др., решать задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Подготовительная работа начинается задолго до ознакомления с действием умножением.

Учащиеся выполняют ряд упражнений.

1. Упражнения в объединении групп предметов одинаковой чис­ленности. Предметы или их изображения располагаются на наборном полотне, карточке, парте.

Например, в классе слабовидящих перед учащимися на наборном полотне или на фланелеграфе выставлены трафареты трех тарелок, в каждой из которых по 4 яблока. Учитель задает вопросы: «Сколько innяблок в тарелке? Сколько раз по 4 яблока положили? Сколько всего яблок?». Результат находится действием сложения.

В классе слепых учитель заранее раскладывает на парту каждому ученику наборные полотна с несколькими группами предметов. Уча­щимся предлагается определить, сколько предметов в каждой группе отдельно, а затем - сколько их всего.

Большую помощь в проведении упражнений оказывают различ­ные рисунки, приготовленные в расчете на зрительное восприятие для слабовидящих, зрительное и осязательное для частичнозрячих. Сле­пыми учащимися хорошо воспринимаются аппликации групп предме­тов одинаковой численности, выполненных на отдельной карточке (например 6 веток, на каждой из которых по 3 вишни).

2. Упражнения в выкладывании предметов группами одинаковой численности. Например, учащиеся должны поставить в каждый ряд наборного полотна по 5 кружков и определить, сколько их всего.

3. Упражнения в счете предметов двойками, тройками, пятерками, десятками.

Так, еще в 1-м классе предлагаются упражнения в расположении предметов (уточек, кубиков и др.) парами и в определении общего их числа.

4. В период подготовки используются задания на сложение отвле­ченных одинаковых чисел. Это решение примеров вида:

1+1+К+Ї

Причем учащимися отмечается каждый раз, какое число взяли слагаемым и сколько раз.

5. Упражнения в сравнении двух сумм, состоящих из различного числа одинаковых слагаемых. Например, сравниваются выражения:

6+6+6+6+6 и 6+6+6

Ценным является умение ученика обоснованно поставить знак неравенства, не вычисляя сумм слева и справа (слева и справа сумма одинаковых слагаемых, слева число 6 взяли 5 раз, а справа - только 3, значит ставим знак «больше»).

6. Решение задач на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Например, задача: «Трое мальчиков вырезали по 8 флажков для ново­годнего праздника. Сколько всего флажков вырезали мальчики». В работе над задачей широко используется иллюстрация, дети выкла­дывают флажки, вырезанные каждым мальчиком. Учащиеся состав­ляют пример 8+8+8, который и является решением задачи.

Ознакомление с действием умножения проходит с широким при­влечением различных наглядных средств (рисунки с группами пред­метов одинаковой численности, наборные полотна, фланелеграфы, трафареты, изображений предметов, объемные маленькие игрушки для индивидуального пользования).

По иллюстрации учащиеся составляют примеры вида: 4+4+4+4, вычисляют и записывают результат, затем учитель дает определение умножения и более короткую запись 4x5. Учащиеся составляют ряд примеров на сложение по другим иллюстрациям и к каждому из них пример на умножение. Школьники усваивают определение умноже­ния: «Сложение одинаковых слагаемых называют умножением».

Для закрепления предлагаются упражнения в составлении иллю­страции примеров на сложение и замена этих примеров примерами на умножение.

Следующими предъявляются задания на замену примеров на ум­ножение примерами на сложение:

7+7+7+7=28 7x4=28

При этом ставятся вопросы: «Какое число берется слагаемым? Сколько раз берется слагаемым число 7?».

В процессе работы над действием деления учащиеся должны научиться практически раскладывать определенное число предметов группами поровну, соблюдая при этом строгую последовательность. Оперирование с предметами должно сопровождаться проговариванием.

Первым вводится деление по содержанию, затем - деление на равные части. При изучении действия деления слепые и слабовидя­щие учащиеся испытывают трудности в практическом оперировании с предметами, в дифференцировании двух видов заданий. В процессе подготовительной работы и ознакомления с делением недостаточно ограничиваться только теми средствами наглядности, которые реко­мендуются для нормально видящих. Для учащихся с глубокими на­рушениями зрения необходима углубленная целенаправленная подго­товительная работа по обучению выполнению практических действий соответственно содержанию заданий.

Упражнения в раскладывании предметов одинаковыми группами предлагаются учащимся 2-го класса. Обучая раскладыванию тотально слепых учащихся, важно следить за тем, чтобы предметы не смеши­вались, образовывая именно группы. Для этого, как показывает практика, необходимо ввести два вида средств наглядности (фрукты и та­релки, цветы и вазы, палочки и коробки).

Пример фрагмента урока во 2-м классе слепых, на котором выпол­няются подготовительные упражнения к ознакомлению с делением.

Учитель. Разложите 8 груш на тарелки по 2 груши. Объясните, как нужно раскладывать.

Учащиеся. Возьмем сначала 2 груши, положим на тарелку, затем возьмем еще 2 груши, положим на другую тарелку. (Выкладывают.) Берем еще 2 груши и тарелку. Остались последние 2 груши, положим их тоже на тарелку.

Учитель. Сосчитайте, сколько тарелок понадобилось?

Учащиеся. Понадобилось 4 тарелки.

Проговаривая свои действия, учащиеся дают себе отчет в том, что ь они делают, как и какое задание учителя они выполняют. Практика обучения показывает, учащимся гораздо проще молча разложить предметы. Проговаривание, комментирование своих действий являет­ся хорошей подготовительной работой к обоснованию в будущем вы­бора арифметического действия при решении задач на деление по со­держанию. Ознакомление с делением по содержанию проходит при широком использовании наглядных средств. Как для класса слабови­дящих, так и для класса слепых детей необходимы трафареты изобра­жений тех предметов, о которых пойдет речь в задаче.

К примеру, задача: «12 апельсиндв нужно разложить по 3 апель­сина в каждую тарелку. Сколько тарелок понадобится?».

Учитель. Слева у каждого на парте лежат апельсины, сосчитайте их. Сколько апельсинов?

Учащиеся. 12 апельсинов.

Учитель. Как их нужно разложить на тарелки?

Учащиеся. 12 апельсинов нужно разложить по 3 апельсина.

Учитель. Посмотрите, что у вас справа на парте?

Учащиеся. Справа - тарелки.

Учитель. Как будем раскладывать апельсины? Раскладывая, объясняйте.

Учащиеся. Берем 3 апельсина и положим их на тарелку, затем берем еще 3 апельсина и тарелку, потом еще 3 апельсина и тарелку, последние 3 апельсина положим еще на одну тарелку.

Учитель. Что же мы сейчас сделали?

Учащиеся. Разложили 12 апельсинов по 3 апельсина.

Учитель. Мы разделили 12 апельсинов по 3 апельсина. Сколько раз по 3 апельсина содержится в 12 апельсинах?

Учащиеся. 4 раза.

Учитель. Сколько тарелок понадобилось?

Учащиеся. 4 тарелки.

Учитель. Запишем вместе решение задачи в тетрадь.

Учащиеся. 12:3=4 (т.).

Учитель. Послушайте, как нужно правильно читать это решение: «12 раз­делить по 3 получится 4».

Как показывает практика, требуется кропотливая индивидуальная работа по обучению выполнения деления с объяснением. В процессе обучения выявляются групповые и индивидуальные различия про­движении при овладении способами практических действий и их обосновании.

Целью подготовительной работы к делению на равные части яв­ляется обогащение опыта практического оперирования предметами, усвоение определенной последовательности выполнения действий. Предлагается множество упражнений с наглядными пособиями. На демонстрационном наборном полотне в классе слабовидящих - тра­фареты цветов. Например, нужно раздать поровну цветы трем учени­кам (к доске вызваны учащиеся). Обращается внимание на самое на­чало действия.

Учитель. Сколько гвоздик надо взять сначала, чтобы каждому досталось по

Учащиеся. Нужно взять столько гвоздик, сколько учеников. Возьмем 3 гвоздики и каждому дадим по одной, потом еще берем 3 гвоздики и даем по од­ной и т. д.

В отличие от деления по содержанию учащиеся сразу не могут определить по сколько достанется каждому. Потому-то и брать нужно вначале в расчете на то, чтобы каждому досталось по Ц Требуется проделать большое количество упражнений с различными^ предмета­ми у доски и на местах для слабовидящих, для слепых учащихся - на индивидуальных наборных полотнах. Большое внимание уделяется формированию умения объяснить, как нужно выполнить действие. Во время подготовительной работы также важно наличие двух видов на­глядных средств (вазы и цветы, грибы и корзинки). На первых порах трудно для слепых и слабовидящих выполнение задания: разложить геометрические фигуры (кружки, квадраты) на равные группы. Прак­тика показывает, что учащиеся, разложив, например, кружки на четы­ре равные группы, тут же смешивали два вида деления. На вопрос учителя: «Как вы разложили кружки?» отвечали: «По три». Подобные задания могут быть введены только после того, как учащиеся научи­лись раскладывать поровну предметы, их изображения, пользуясь двумя видами наглядных средств, например, фрукты и тарелки.

Учитель ставит при этом следующие вопросы: «12 яблок разло­жили на 4 тарелки поровну. Сколько яблок в каждой тарелке?».

Учитель. Что означает число 4? Учащиеся. На 4 тарелки раскладывали яблоки. Учитель. Что значит раздали поровну?

Учащиеся. Одинаковое число на каждую тарелку, на равные части. Учитель. На сколько равных частей разделили яблоки? Учащиеся. Яблоки разделили на 4 равные части.

Учитель. Сколько яблок надо взять сразу, чтобы на каждую тарелку поло­жить по 1 яблоку?

Учащиеся. Надо взять 4 яблока.

Учащимся дается установка на соблюдение последовательности выполнения деления, обращается внимание при этом на проговарива-ние. Так, ученик рассуждает: «Сначала возьмем столько яблок, сколь­ко тарелок, на каждую положим по 1 яблоку. Потом снова берем 4 яб­лока и положим по 1 на каждую тарелку, затем возьмем еще 4 яблока и положим на тарелки по 1». Учащиеся путем пересчета яблок в та­релке дают ответ.

Записывают: 12:4=3 (ябл.).

Для закрепления предлагаются задачи на деление на равные части.

Является следующим по сложности видом сумм, так как образуется сумма, в которой при сложении единиц какого-либо разряда образуется единица старшего разряда.

При сложении однозначных чисел, например 5 и 8, получается двузначное число, т.е.образуется единица старшего разряда – разряда десятков. Эта единица записывается на соответствующем месте.

При сложении чисел 25 и 8. При сложении 5 и 8 получается новый десяток, который приплюсовывается к имеющимся двум десяткам.

Выполняемая операция комментируется следующим образом:

К 6 прибавить 4, получится 10. В разряде единиц записываю ноль, а один десяток запоминаю. К 5 прибавить 3, получится 8, и еще один десяток – получится 9. В разряде десятков записываю 9. К 3 сотням прибавить 2, получится 5 сотен. В разряде сотен записываю 5. Ответ 590.

В дальнейшем ученики проговаривают промежуточные операции более кратко.

354+237=591

При вычислении сумм, в которых при сложении десятков образуется сотня.

354+462=816

Сложение трехзначных чисел, когда образуется и десяток и сотня.

Сначала сложение выполняется на абаке. Последовательно объясняется замена 10 единиц десятком, а затем 10 десятков – сотней. 354+246=600

К 4 прибавить 7 – 11. Один пишу, один запоминаю. К 5 прибавить 6 – 11 и еще один – 12, два пишу, один запоминаю. К 3 прибавить 2 – 5 и еще 1 – 6. Сумма равна 621.

Учитель объясняет на конкретном примере, почему сложение в столбик начинается с единиц младшего разряда. Если начать складывать числа 367 и 594 с разряда сотен, то в сумму придется дважды вносить поправки.

При изучении приема письменного вычитания, так же как и сложения, последовательно рассматриваются разные по сложности случаи: 382-261

Действия иллюстрируются с помощью абака и записываются на математическом языке:



382-261=(300-200)+(80-60)+(2-1)=100+20+1=121

По аналогии со сложение в столбик видно, что записывать операцию вычитания экономнее столбиком.

Вычитаемое записывается под уменьшаемым. Вычитание, подобно сложению, начинается с разряда единиц.

В одном из разрядов уменьшаемого меньше единиц, чем в соответствующем разряде вычитаемого: 583-277

Из 583 вычитается 277. Из 3 вычесть 7 нельзя. Выход – в использовании правила замены 10 единиц десятком в обратном порядке. Теперь десяток заменяется 10 единицами. На спице единиц становится 13 косточек, зато на спице десятков – на 1 косточку меньше. Вначале промежуточное преобразование уменьшаемого можно записать. В дальнейшем оно выполняется в уме. Чтобы не забыть, что в старшем разряде была занята единица, над этим разрядом ставят точку.

Затем изучается случай, когда в уменьшаемом занимается единица из разряда сотен: 836-354

Из 836 вычитается 354. От 6 отнять 4, получится 2, 2 записываю в разряд единиц. От 3 отнять 5 нельзя. Занимаю от 8 одну сотню. Ставлю над 8 точку – это значит, что осталось 7 сотен. Сотню дроблю на 10 десятков. От 13 десятков отнять 5, получится 8. Записываю 8 в разряд десятков. От 7 сотен отнять 3, получится 4 сотни. Записываю 4 в разряд сотен. Ответ 482.

Подробно рассматривается случай, когда в двух разрядах уменьшаемого меньше единиц, чем в соответствующих разрядах вычитаемого: 564-267

Из 564 вычитается 267. От 4 отнять 7 нельзя. Займем один десяток и раздробим его на 10 единиц. Всего стало 14 единиц. От 14 отнять 7, получится 7. Вычитаем десятки. От 5 отнять 6 нельзя. Займем одну сотню и раздробим ее на 10 десятков. Всего стало 15 десятков. От 15 отнять 6, получим 9. От 4 сотен отнять 2 сотни, получим 2 сотни. Ответ 297.

Еще один случай вычитания, когда недостающие в уменьшаемом единицы нельзя занять из соседнего разряда: 307-189

Также ученикам предлагается выполнять проверку вычисленного результата с помощью обратного действия.

Вычисляются значения выражений, содержащих несколько действий сложения и вычитания: 123+256+587

Предлагаются различные задания:

«Найти ошибку в вычислениях»

«Вставь пропущенные цифры»

Рассматриваются упражнения на сложение и вычитание в столбик составных именованных чисел: 2р.36к.+3р.57к.

Операции над именованными числами выполняются после перевода обоих компонентов в более мелкие единицы.

Методика изучения нумерации многозначных чисел.

Изучая материал концентров «Десяток», «Сотня», «Тысяча», учащиеся ознакомились с цифрами десятичной системы счисления, разрядами единиц, десятков, сотен. В дальнейшем они познакомятся с понятием классов чисел. Многозначные числа – имеющие более трех чисел.

Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов: разряд единиц, разряд десятков, разряд сотен.

При изучении нумерации многозначных чисел можно выделить два этапа. Сначала учащиеся учатся называть и записывать многозначные числа, не имеющие единиц в разрядах класса единиц, т.е.числа, оканчивающиеся тремя нулями.

Первые числа класса тысяч образуются в результате счета тысячами: одна тысяча, две тысячи. При получении 10 тысяч, согласно правилу работы с абаком, 10 косточек на спице заменяются одной косточкой на спице более старшего разряда – десятков тысяч. Далее счет продолжается десятками. Когда их оказывается 10, они заменяются одной косточкой, которая нанизывается на спицу более старшего разряда – сотен тысяч. Счет продолжается сотнями тысяч. Когда насчитывается 10 косточек, все они заменяются одной косточкой на следующей спице – миллионом.

На спицы единиц, десятков и сотен тысяч абака нанизаны соответственно 5,3 и 7 косточек. Спрашивается, какое число изображено на абаке. Учащиеся рассуждают: в этом числе 7 сотен тысяч, 3 десятка тысяч и 5 тысяч. Учитель объявляет, что такое число называется семьсот тридцать пять тысяч.

В процессе такой работы ученики должны увидеть сходство в образовании названий чисел первого и второго класса: для единиц тысяч не существует специальных названий, они называются также, как единицы первого класса, но с прибавлением слова «тысяча».

Одновременно с изучением нумерации можно рассмотреть приемы устного сложения и вычитания многозначных чисел.

600000-400000, 342000-42000

С нумерацией остальных многозначных чисел учащиеся знакомятся в процессе прибавления к многозначным числам, оканчивающимся тремя нулями, чисел первого класса.

На абаке откладывается многозначное число:315000. А на спицы разрядов первого класса нанизываются косточки: 876. Учитель спрашивает как записать число, получившееся в результате сложения 315000 и 876. Учащиеся учатся называть подобные числа: сначала называется число единиц второго класса, а затем первого класса.

В связи с введением понятия класс в систему упражнений по отработке навыков устной и письменной нумерации целесообразно включать упражнения, требующие использования этого понятия.

«Запишите число в котором 200 единиц первого класса и 60 единиц второго класса.»

«Назови, к какому классу и разряду относится каждая цифра числа 356789». Учащиеся учатся сравнивать многозначные числа. (То число больше, у которого больше единиц второго класса, если их число одинаково, то сравнивается число единиц первого класса).

Дополнительные вопросы:

3 единицы в разряде единиц (3 единицы первого разряда) Цифра 3 обозначает количество единиц

0 единиц в разряде десятков

1 единица в разряде сотен

103 единицы в классе единиц

70 единиц в классе тысяч

Разработка урока математики в 1-м классе по теме

" Прибавление суммы к сумме "

УМК «Перспективная начальная школа»

Сидоренко Ирина Викторовна –

учитель начальных классов МБОУ ООШ №25

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со способами прибавления суммы к сумме; учить применять правило прибавления суммы к сумме; продолжить формирование умений решать задачи; развивать речевые умения, логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия) :

Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Оборудование:

    Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2014

    Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для

самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) - М.: Академкнига/Учебник, 2014.

    Карточки с заданиями для парной работы (приложение 2)

    Карточки с заданиями для групп (приложение 3)

    Презентация (приложение 1)

    ТСО (настенный экран, ноутбук. мультимедийный проектор, колонки)

Сценарий урока.

    Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.

– Проверим готовность к уроку. (Слайд 2. Презентация – приложение 1 )

Эмоциональный настрой. Слайды 3-4.

Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

    Актуализация и пробное учебное действие.

Устный счет. Слайд 5

Работа в парах . Слайд 6 .

1) Игра «Шифровальщик» На столах конверты с заданием (приложение 2).

- Вы будете работать в парах. Задание в конверте. Вы должны вместе решить выражение и записать рядом ответ. Когда все выражения будут решены, необходимо в таблицу вписать ответы в порядке возрастания и под ответом записать букву. У вас получится слово.

Прежде чем вы начнете выполнять задание, вспомним правила работы в парах.

Какие правила вы знаете. Прочтем те правила, которые вы не называли. Слайд 7.

Приступайте к работе.

10 + 7 = ____ т

Какое из предложенных выражений лишнее? Почему? (9-4, т.к. это разность, а все остальные суммы)

В каком порядке вы располагали ответы? (возрастания)

Что значит в порядке «возрастания»? (От самого маленького числа до самого большого)

Проверим ваши ответы. Слайд 8.

Какое слово получилось? Слайд 9

Нуль встаёт за единицей –

Цифра 10 на странице.

Что можете рассказать об этом числе?

( У человека ДЕСЯТЬ пальцев на обеих руках. Именно это послужило причиной создания десятичной системы счисления. ДЕСЯТЬ – это наименьшее многозначное число.)

Число 10 является суммой первых четырех натуральных чисел. Слайд 10.

В библии десять заповедей.

В международных (стоклеточных) шашках размер доски 10×10 клеток.

Червонец – денежная единица в Российской империи и СССР. Червонцами, начиная с начала XX века, традиционно называют банкноты номиналом в ДЕСЯТЬ единиц.

Прыжки в воду – один из водных видов спорта. Самая большая высота, с которой совершаются эти прыжки – 10 метров.

2) Состав числа 10.

- Давайте вспомним состав числа 10? (таблица) Слайд 11

Где могут пригодиться вам эти знания? Для чего нам необходимо знать состав числа?

(Ответы учащихся)

- Давайте проверим, как вы умеете решать задачи.

Читаю тексты задач. Дети работают в паре и называют ответ.

    Вот восемь зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько всего ж всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой? (10)

Слайд 12.

    Пошла курица гулять, собрала своих цыплят.

Семь бежали впереди, три остались позади.

Сосчитайте - ка, ребята, сколько было там цыпляток. (10)

О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде. Слайд 12 (щелчок)

    Мы на елке веселились и плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз нам подарочки принес.

Дал большущие пакеты, в них же вкусные предметы.

2 конфеты в бумажках синих, 5 орехов рядом с ними,

Груша с яблоком, 1 золотистый мандарин.

Все лежит в пакете этом, сосчитайте все предметы. Ответ: 2+5+1+1+1=10.

О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде. Слайд 12 (щелчок)

Работа в группах. Слайд 13.

- Я раздала вам листы с заданием, которое необходимо выполнить, работая в группах

(приложение 3).

Рассмотрите выражения. Найдите их значение. Запишите ответ на листке и прикрепите к доске.

(6 + 2) + (4 + 3) =

III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.

Проверка (листы на доске)

Рассмотрите результаты работы.

Почему не все группы нашли значение выражений? (Ответы детей).

Какие выражения решили легко? Почему вы смогли их решить? (Такие выражения решали).

Какие знания вам помогли справиться с заданием? (Прибавление числа к сумме, прибавление суммы к числу).

В чем была трудность? (Не умеем прибавлять две суммы). Слайд14.

Какова тема урока? (Прибавление суммы к сумме). Слайд15.

Какова цель урока? Чему должны научиться на уроке? Слайд16 ( Корректирую ответы детей).

IV. Построение проекта выхода из затруднения . Слайд17.

(На доске тарелки с фруктами).

Желтые яблоки – 6 Желтые груши - 3

Зеленые яблоки –4 Зеленые груши - 2

Что вы видите на доске? (тарелки с яблоками, грушами) Как одним словом назвать изображенные предметы? (Фрукты).

По какому признаку разложили фрукты в тарелки? (По цвету и по форме).

Составьте различные вопросы к этому рисунку. Подвести к ответу. (Сколько всего фруктов на 4 тарелках).

Миша ответил на этот вопрос так. Появляется Слайд 18.

Прочтите выражение грамотно.

По какому признаку Миша складывал числа? (по цвету). Как он находил количество всех фруктов? Объяснение. Миша нашел количество зеленых фруктов (6+3), а потом нашел количество желтых фруктов (4+2). Потом сложил полученные результаты.

Маша посчитала так. Слайд 18 (щелчок)

Прочтите математическое выражение.

По какому признаку считала Маша? (по виду фруктов). Как Маша находила количество всех фруктов? Объяснение. Маша нашла количество яблок (6+4), затем нашла количество груш (3+2). Потом сложила полученные результаты.

Почему суммы оказались равными? Чей способ нравится больше? Почему?

Как удобнее прибавить сумму к сумме? (сначала дополнить до 10, потом оставшиеся числа)

Вспомните, по какому признаку складывали фрукты Миша и Маша? Как вы считаете, важен ли признак при ответе на вопрос? Нужно ли ориентироваться на признаки? Хорошо.

Вернемся к выражению. Появляется выражение. Слайд 19.

(6+2)+(4+3)

Как будем решать это выражение? По какому признаку решим это выражение? Важен ли признак при решении? (Не важен).

Почему эти суммы равны? Объясни.

Чей способ тебе нравится больше? Почему так считаете?

Сделаем вывод? (Чтобы сложить суммы, мы должны число дополнить до 10., сначала прибавить первые слагаемые, а потом вторые)

Теперь смогли бы решить выражение? Каким способом?

Физкультминутка. Слайд 20.

V. Реализация построенного проекта.

Работа по учебнику (с. 56–57). Слайд 21.

Откройте учебник на стр. 56, № 2 Слайд 22.

Прочтите запись слева. Выбери справа ту запись, которая показывает удобный способ решения этого выражения.

Почему выбрали этот способ? Как складываем две суммы?

Задание № 1.

– Рассмотрите иллюстрацию к задаче.

– Назовите условие данной задачи. (На четырех тарелках лежало 3 зеленых яблока и 7 желтых яблок, 4 зеленые груши и 6 желтых груш.)

– Сформулируйте требование этой задачи. (Сколько всего фруктов на четырех тарелках?)

– Объясните, как решил задачу Миша.

(7 + 6) + (3 + 4).

Объяснение. Миша нашел количество желтых фруктов (7 + 6), затем нашел количество зеленых фруктов (3 + 4). Потом сложил полученные результаты.

– Объясните, как решила задачу Маша.

(7 + 3) + (6 + 4).

Объяснение. Маша нашла количество яблок (7 + 3), затем нашла количество груш (6 + 4). Потом сложила полученные результаты.

– Как вы думаете, почему эти суммы имеют равные значения?

– Чей способ сложения вам нравится больше? Почему? (Машин способ удобнее.)

Задание № 2.

– Проанализируйте данные суммы.

– Что их объединяет? (В данных суммах – каждое слагаемое представлено в виде суммы двух чисел.)

– Не выполняя вычислений для суммы слева, найдите справа сумму с таким же значением и подчеркните ее.

– Будете вы обращать внимание на порядок следования слагаемых? (Нет.)

Запись: (8 + 5) + (2 + 5) = (8 + 2) + (5 + 5).

– Подчеркните ту часть равенства, по которой удобнее вычислить значение суммы.

– Найдите значение этой суммы, используя правило прибавления суммы к сумме.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

Задание № 3. Работа в ТПО с. 76, № 1 Слайд 23.

Откройте тетрадь стр. 76, № 1 (комментирование)

Прочтите выражение. Каким способом будем его выполнять? Почему?

Выполним 2 выражения, используя новый прием. Найдите значение сумм, используя опыт Маши.

Прозвенел звонок, Начинается урок!

Здравствуйте ребята!

Меня зовут Татьяна Игоревна.

(Играет музыка из фиксиков: «А кто такие фиксики большой большой секрет..»

Ребята а вы не знаете от куда эта песенка?

Нравиться вам этот мультфильм?

Герои этого мультфильма будут сегодня помогать нам на уроке.

Посмотрите кто к нам пришёл на урок: Нолик и Симка. А принесли она вам примеры.. Но пока они бежали. То упали и все примеры рассыпались и перепутались. Они помнят, что несли разные примеры. Давайте поможем им распределить, кто какие примеры нес. (Даны 10 примеров: 5 на вычитание и 5 на сложение).

Ребята, а как называются числа в примерах на вычитание?

Чего не хватает нам?

Давайте посчитаем.

Хорошо, молодцы. А как называются числа при сложении?

Чего не хватает?

Ребята, посмотрите, а какой пример отличается от остальных?

Чем этот пример отличается от других?

Как вы думаете, какие примеры мы будем решать сегодня на уроке?

Мы свами будем учиться группировать слагаемые.

Физминутка: Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем. Я вам буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Под музыку из фиксиков, дети изображают телевизор, холодильник.

Ребята у Симки и Нолика есть друзья, трое из них занимаются футболом, один фигурным катанием. И двое лыжами. Сегодня в роли друзей выступите вы. Согласны?

Учитель берет 3 человека с 1 ряда, прикрепляет таблички к ним с надписью «Футболисты», 1 человека со второго ряда и прикрепляет табличку «Фигурист», и 2 человека с третьего ряда, и прикрепляет табличку «Лыжник».

Ребята, нолик решил устроить «Веселые старты» и пригласил своих друзей, первыми пришли футболисты и фигурист. Сколько друзей пришли первыми?

Потом подошли лыжники. Сколько всего друзей пришло на «Веселые старты»? Как мы с Вами можем это записать с помощью примера? Учитель записывает на доске (3+1)+2=6

А в другой день Симка решила пригласить их всех покататься на лыжах. Первыми пришли футболисты и лыжники. Сколько сначала пришло детей покататься на лыжах? Позже подошел фигурист. Сколько всего детей пришло покататься на лыжах? Как мы это запишем примером?

Спасибо ребята садитесь.

Посмотрите внимательно на получившиеся примеры. Слагаемые одинаковые? Значения суммы равны? А как удобнее нам посчитать? К терм мы можем прибавить 2, а потом 1, или наоборот сначала прибавить один, а потом 2. Как удобнее нам это сделать?

Физминутка для глаз, на презентации

На презентации записаны примеры.

Посмотрите на картинку. Какое выражение мы с вами можем составить к первой картинке ((2+3)+5=5+5=10)

Запишите в тетрадь.

Аналогично еще с двумя картинками

Итак ребята, какие мы с вами выводы можем сделать?

Зависит ли ответ примера, в каком порядке мы прибавляем числа?

Можем ли мы прибавить к первому слагаемому сначала 3третье слагаемое, а потом второе слагаемое? Измениться ли при этом значение суммы?

Ребята вам понравился урок?

Нолику и симке тоже очень понравилось, как вы работали. И они хотят вам подарить подарок, небольшую картинку- раскраску фиксиков.