Сообщение на тему война и наука. Образование и наука в годы Великой Отечественной войны. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны»


Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно – исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно–Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша, С. А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры – фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А. П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев – блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К. М. Симонова и «Направление главного удара» В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Тема: « Советская наука в годы Великой Отечественной войны»

Цель: Ознакомление с вкладом ученых в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, раскрытие патриотизма и героизма людей науки в тяжёлое для страны время.

Задачи:

    Осуществлять работу по патриотическому воспитанию обучающихся, создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;

    Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине, воспитывать будущих защитников Отечества;

    Обогащать и развивать словарный запас обучающихся.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

I . Организационный момент.

Воспитатель. Тема нашего занятия сегодня «Советская наука в годы ВОВ» и начать его я хочу стихотворением.(слайд 1)

II . Вводная часть.

Воспитатель.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память наша совесть.

Она как сила нам нужна.(слайд 2)

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей - почти 4 героических и трагических года. В это тяжелое время трудился весь советский народ. Усиленные работы проводились как на фронте, так и в тылу. В эти дни вместе с советским народом и его героической армией сражались и люди науки, бесконечно преданные своему делу и великой Родине. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Ученые играли очень важную роль в научно- изобретательской деятельности. Патриотический лозунг « Все для фронта, все для победы!» определил главный смысл работы каждого советского человека, каждого советского ученого, конструктора, инженера. (слайд 3)

III . Основная часть.

Выступление обучающихся.

Учащийся 1. 28 июня 1941 г. (через шесть дней после начала войны) Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен». (слайд 4)

Учащийся 2. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал. Быстрыми темпами развернулось строительство заводов. При активном участии ученых научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено продукции для военных нужд больше, чем в довоенное время.

Учащийся 3 . Великая Отечественная война имела тяжелые последствия для промышленности СССР. Стремительно наступавшие немецкие армии захватывали заводы, расположенные в западной части СССР и производящие военную технику. Спешная эвакуация позволила вывезти часть заводов из Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Смоленска, Курска, Ленинграда на Урал, в Сибирь, Архангельск. Была поставлена важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство вооружения – танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. (слайд 5) Учащийся 4. Ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, густая вязкая жидкость,полученная Михаилом Федоровичем Шостаковским, - оказалась хорошим средством для заживления ран. Она использовалась в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского». (слайд 6)

Учащийся 5. В первые годы войны ученый Исаак Яковлевич Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. В это же время Постовским было предложено средство, используемое и сегодня в медицине, так называемая «паста Постовского».

Учащийся 6. Кроме сульфаниламидных препаратов для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны.Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции. (слайд 7)

Учащийся 1. За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн.

тонн стали, которая шла на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей. Зимой 1941 г. под руководством академика Евгения Осиповича Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34 и ИС-3. Эти танки по сравнению с немецкими имели лучшую подвижность, проходимость. Имели большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении. В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км, так как состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. (слайд 8,9)

Учащийся 2. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. Возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок т.к. чистый алюминийне обладал необходимыми прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро Семена Алексеевича Лавочкина, Сергея Владимировича Ильюшина, Андрея Николаевича Туполева. (слайд 10)

Учащийся 3. Советские самолеты созданные нашими конструкторами превосходили однотипные машины противника. Они могли развивать большую скорость, чем вражеские: Превосходство наших самолетов в скорости и маневренности, позволяло советским летчикам успешно бороться с фашистской авиацией. Вот слова прославленного героя Великой Отечественной войны, выдающегося летчика И.Н.Кожедуба, сбившего 62 самолета врага, о наших самолетах-истребителях: «…когда мы вели бои с гитлеровцами, наши «Лавочкины», как и «Яковлевы», были самыми современными истребителями и, кстати, превосходили хваленую немецкую авиацию. Мой старый «Лавочкин» по тем временам развивал огромные скорости, поднимался на большие высоты...» (слайд 11)

Учащийся 4. Грозным оружием второй Мировой войны были, созданные советскими учеными и конструкторами гвардейские минометы, широко известные под названием «Катюша». В канун войны Советское правительство приняло решение о серийном производстве нового оружия – многозарядной установки реактивных снарядов, получивших обозначение БМ-13 (названных потом «Катюшами»).Залп (16 выстрелов) производился за 7-8 секунд.Дальность полета снаряда достигала 8 км. Во время Великой Отечественной войны такое маневренное и мощное ракетное оружие как «Катюши», имела только наша армия . (слайд 12,13)

Учащийся 5. В годы второй мировой войны фашисты в больших количествах применяли магнитные мины. Академиком Александровым была разработана и сконструирована аппаратура для размагничивания кораблей. Вот что писал Головин о работе по размагничиванию кораблей: « Начали обучать матросов и офицеров, как размещать обмотки на кораблях для размагничивания. В Северной бухте сделали полигон для испытания кораблей, прошедших размагничивание. В воде поставили немецкую мину с взрывателем, но с извлеченной взрывчаткой и от нее протянули на берег провода для получения сигнала от взрывателя. Над миной проходили корабли, и только после тщательной проверки они получали добро на выход в море. Моряки вначале посмеивались над профессорскими «штучками». Первым размагнитили лидер « Ташкент», за ним поставили на очередь еще три тральщика. Когда пришел приказ о выходе в море, размагничено было только два из них. Тральщики выходили в кильватер один за другим. Второй, неразмагниченный, при выходе из бухты подорвался. Остальные выполнили задания и невредимыми вернулись на базу. Недоверие моряков к физикам сразу исчезло. Размагничивание стали проводить на всех кораблях.» (слайд 14,15)

Учащийся 1 . Для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала

Великой Отечественной войны широко применяли различные зажигательные смеси. В начальный период войны при острейшей нехватке других противотанковых средств советскими войсками широко применялись «зажигательные бутылки». Маршал Баграмян вспоминал о первых неделях войны на Юго-Западном фронте: «Не хватало артиллерии, встречали германские танки связками гранат. К сожалению, и гранат не всегда было достаточно. Тогда вспомнили об опыте республиканцев Испании, стали собирать бутылки, наполнять их бензином... оружие простое, но в смелых и умелых руках довольно эффективное». (слайд 16)

Учащийся 2 . Уже 7 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял специальное постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)».Бутылки были привычным средством партизан. «Боевой счет» бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, 1189 долговременных огневых точек, 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов. «Коктейль Молотова» остался уникальным русским рецептом.

Учащийся 3 . В разработке нового метода, имевшего первостепенное значение для обороны страны, и создании отечественных радиолокационных установок принял участие ряд советских физиков: Чернышев, Папалекси, Линник, Харитон, Рожанский, Кобзарев, Девятков и другие. По простоте устройства и обслуживания, по надежности, стоимости производства, условиям транспортировки и времени приведения в рабочее состояние наши радиолокационные станции, действовавшие уже в самом начале войны, превосходили аналогичные станции противника. Радиолокационные установки охраняли воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины, Ленинграда и других городов. Фашисты 122 раза пытались совершить массированные воздушные полеты на Москву и всегда встречали мощный отпор: сигнал к началу обороны подавали радиолокаторы. Враг потерял под Москвой 1300 самолетов. (слайд 17, 18)

Учащийся 4. В годы Великой Отечественной войны специально для

партизанских отрядов под руководством академика Абрама Фёдоровича Иоффе был разработан термогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков. (слайд 19)

Учащийся 5. Труды академика Леонида Федоровича Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали. (слайд 20, 21)

Учащийся 1. Известно, какое значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Но сколько подготовительных работ было проведено, прежде чем она начала действовать! Исследованием свойств льда занималась группа ученых под руководством члена-корреспондента АН СССР Павла Павловича Кобеко. Для «ремонта» дороги при нарушении ледяного покрова они поставили условия смерзания льда и металла, рассчитали движение машин с любыми грузами. (слайд 22)

Учащийся 2. Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным ученым-химиком и большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз.Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в

1946 г. была присуждена Государственная премия. (слайд 23)

Учащийся 3. Академик Александр Евгеньевич Ферсман, несмотря на свой преклонный возраст, помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных нужд страны. По заданию Генерального штаба Советской Армии к декабрю 1942 г. он составил сводку «Стратегическое сырье зарубежных стран». В 1943 г. за выдающиеся заслуги в области развития геологических наук и в связи с 60-летием со дня рождения и 40-летием научной деятельности Ферсман был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 г. Ферсман в составе группы ученых участвовал в разработке мероприятий по обеспечению развития добычи угля и нового шахтного строительства в Печорском угольном бассейне. В том же году Академия наук СССР получила поручение советского правительства заняться проблемой Череповецкого металлургического комбината. (слайд 24)

IV Итог.

Воспитатель . Таким образом, Победа советского народа была немыслима без разработок ученых. Благодаря их активной работе, СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике и обороне. Вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, ученые физики и химики. На счету ученых тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны. Ученые, работавшие в различных областях науки и технике, ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество . Труд советских ученых никогда не будет забыт. (слайд 25, 26)

Советской науки и культуры в годы войны .

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Тематика научных исследований была соредоточена на трех ведущих направлениях:
разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.
Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3?3,5 лет. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.

В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло непрерывное качественное совершенствование артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны . СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей.

С началом Великой Отечественной войны основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и других писателей и поэтов.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни: "Священная война" В.И. Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом" М.В. Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись произведения сатиры (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу.

Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов.
Художественные фильмы , созданные в годы войны , рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. Одним из ведущих жанров оставалась комедия.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история и др.

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

Военное лихолетье не миновало систему образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки. Были созданы новые институты и научные центры: Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Во время войны открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, привели к созданию новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе изобрел первые советские радиолокаторы. В 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Партизанское движение

Прифронтовая зона оккупированной противником советской территории находилась во власти немецкого военного командования. Остальная часть была во власти гражданской администрации. Она делилась на 2 рейхскомиссариата - "Остланд" и "Украина" В первый из них была включена почти вся территория Прибалтики и большая часть Белоруссии. Во второй находилась большая часть Украины и некоторые южные районы Белоруссии. Управление всеми захваченными врагом советскими территориями осуществлялось райхсминистерством восточных областей во главе с Розенбергом. Из числа местных пособников фашисты создавали местные "самоуправления", "волостные управы" во главе со старшинами, назначали сельских старост, полицаев. Местные органы власти были придатками оккупационных властей. На захваченных землях оккупанты ввели военно-каторжный режим террора, насилия, грабежа и эксплуатации. Оккупанты убили и замучили 6,8 млн. мирных граждан, 3,9 млн. военнопленных, угнали в Германию 4,3 млн. человек. Поэтому борьба с оккупантами на первом этапе организовывалась во многом стихийно, поспешно, уже в ходе войны. Она отличалась серьезными недостатками: не было единого центра по руководству партизанским движением, отряды были слабо вооружены и плохо организованы, большинство партизанских отрядов и подпольных групп не имело связи с советским тылом.

Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 г. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд "Красный Октябрь". Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В районе озера Ильмень был создан первый "партизанский край", который контролировал более 300 населенных пунктов. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовывали тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. К лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано. 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦККП (б) Белоруссии П.Пономаренко, и республиканские штабы. Штабы партизанского движения были созданы и при военных советах фронтов. Они координировали действия партизан и подпольщиков с действиями Красной Армии, обобщали и распространяли накопленный опыт борьбы, разрабатывали планы крупных операций, готовили кадры специалистов для отрядов, организовывали снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п. С осени 1942 г. стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории, укрупнение партизанских соединений (в полки и бригады) и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага. В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. В ходе стратегического наступления летом-осенью 1943 г. была организована операция "Рельсовая война". Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории в тесной связи с действиями Вооруженных Сил страны. На длительное время партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды. К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине - 43,5 тыс., в Ленинградской области - 35 тыс., в Орловской области - более 25 тыс., в Крыму - более 11 тыс., в Литве - около 10 тыс., в Эстонии - 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. За время немецко-фашистской оккупации советские партизаны и подпольщики уничтожили, ранили, захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, произвели во вражеском тылу более 18 тыс. крушений поездов, взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов, 85 тыс. вагонов и платформ, разгромили множество вражеских гарнизонов. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено звания Героя Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров. Самоотверженная борьба советских людей в тылу врага явилась одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Перевод экономики страны на военные рельсы 5-11-2009, 00:48 |

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Руководство Советского Союза при уникальном разнообразии регионов страны, недостаточно развитой системе коммуникаций сумело обеспечить единство фронта и тыла, строжайшую дисциплину исполнения на всех уровнях при безусловном подчинении центру. Централизация политической и экономической власти давала возможность советскому руководству сосредоточить основные усилия на самых важных, решающих участках. Девиз «Все для фронта, все для победы над врагом!» не остался только лозунгом, он воплощался в жизнь. В условиях господства в стране государственной собственности властям удалось добиться максимального сосредоточения всех материальных ресурсов, провести быстрый перевод экономики на военный лад, осуществить небывалую по масштабам переброску людей, промышленного оборудования, сырья из районов, которым угрожала немецкая оккупация, на восток. Фундамент будущей победы СССР удалось заложить еще до войны. Сложная международная обстановка, угроза вооруженного нападения извне заставляли советское руководство укреплять обороноспособность государства. Власти целеустремленно, пренебрегая во многом жизненными интересами народа, готовили Советский Союз к отражению агрессии. Большое внимание уделялось оборонной промышленности. Строились новые заводы, реконструировались действующие предприятия по производству оружия и военной техники. В годы предвоенных пятилеток была создана отечественная авиационная и танковая промышленность, почти полностью обновлена артиллерийская. Причем уже тогда военное производство развивалось более высокими темпами, чем остальные отрасли. Так, если в годы второй пятилетки производство продукции всей промышленности увеличилось в 2,2 раза, то оборонной - в 3,9 раза. В 1940 г. затраты на укрепление обороноспособности страны составили 32,6 % государственного бюджета. Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Начало коренной структурной перестройки экономики положил «Мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г.», принятый в конце июня. Так как перечисленные в нем меры оказались недостаточными, чтобы экономика стала работать для нужд войны, срочно был разработан еще один документ: «Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», утвержденный 16 августа. Предусматривая перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, он сыграл важную роль в увеличении выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной. Когда часть территории страны была оккупирована или охвачена боевыми действиями, нарушились все традиционные хозяйственные связи. Особенно сильно это отразилось на предприятиях по выпуску кооперированной продукции - литья, поковок, электрооборудования и электроаппаратуры. Крайне неблагоприятным ходом дела на фронте была вызвана и такая совершенно не предусмотренная предвоенными планами мера, как переброска на восток из западных и центральных районов страны людей, промышленных предприятий, материальных ценностей. 24 июня 1941 г. создается Совет по эвакуации. Под давлением обстоятельств массовую эвакуацию приходилось проводить почти одновременно из Беларуси, Украины, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Наркоматы ключевых отраслей промышленности были вынуждены эвакуировать почти все заводы. Так, наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов (85 % мощностей), наркомат вооружения - 31 предприятие из 32. Демонтировано 9 основных заводов танковой промышленности, переоборудовано 2/3 производственных мощностей по выпуску пороха. До конца 1941 г. в тыл были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 2,5 тыс. предприятий, а также другие материальные и культурные ценности. Для этого потребовалось более 1,5 млн железнодорожных вагонов. Если бы их можно было выстроить в одну линию, они заняли бы путь от Бискайского залива до Тихого океана. В максимально короткие сроки (в среднем через полтора-два месяца) эвакуированные предприятия приступали к работе и начинали давать необходимую фронту продукцию. Все, что не удалось вывезти, в основном было уничтожено или выведено из строя. Поэтому оставшиеся на оккупированной территории пустые заводские цехи, взорванные электростанции, разрушенные доменные и мартеновские печи, затопленные шахты и рудники противник так и не смог полноценно использовать. Перебазирование и восстановление промышленных предприятий в тяжелых условиях войны - крупнейшее достижение советских людей. По существу на восток была перемещена целая индустриальная страна. Ядром, вокруг которого развивалась экономика во время войны, стала оборонная промышленность, созданная еще в мирное время. Так как ее мощностей явно не хватало для удовлетворения насущных потребностей действующей армии, с первых же дней войны тысячи гражданских заводов перешли на выпуск военной продукции в соответствии с разработанными ранее мобилизационными планами. Так, тракторные и автомобильные заводы сравнительно легко осваивали сборку танков. На Горьковском автозаводе стали выпускать легкие танки. С лета 1941 г. значительно увеличилось производство среднего танка Т-34 на Сталинградском тракторном заводе, продолжавшееся вплоть до выхода немцев к Волге в августе 1942 г. В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом. 14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. Однако большинство авиазаводов было размещено так, что уже в первые недели и месяцы войны их потребовалось срочно эвакуировать на восток. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов. В сжатые сроки заводы сельскохозяйственного машиностроения стали базой для массового производства минометов. Многие гражданские промышленные предприятия переходили на выпуск стрелкового и артиллерийского оружия, а также боеприпасов и других видов военной продукции. В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда. В связи с частичной оккупацией СССР остро встал вопрос обеспечения народного хозяйства электроэнергией. Ведь ее выработка к концу 1941 г. сократилась почти наполовину. В стране, особенно в ее восточных районах, энергетическая база не удовлетворяла быстро растущее военное производство. Из-за этого многие предприятия Урала, Кузбасса не могли полностью использовать свои производственные возможности. В общем перестройка советской экономики на военный лад была осуществлена в необычайно короткий срок - в течение одного года. Другим воюющим государствам понадобилось на это куда больше времени. К середине 1942 г. в СССР в полную силу на оборону работала большая часть эвакуированных предприятий, давали продукцию 850 вновь построенных заводов, цехов, шахт, электростанций. Утраченные мощности оборонной промышленности были не только восстановлены, но и значительно увеличены. В 1943 г. была решена главная задача - превзойти Германию по количеству и качеству военной продукции, выпуск которой в СССР к этому времени превысил довоенный в 4,3 раза, а в Германии - всего в 2,3 раза. Важнейшую роль в развитии военного производства сыграла советская наука. Для нужд фронта была перестроена работа научно-исследовательских учреждений промышленных наркоматов и Академии наук СССР. Ученые и конструкторы создавали новые модели оружия, улучшали и модернизировали имевшуюся военную технику. Быстрыми темпами внедрялись в производство все технические новшества. Успехи в развитии военной экономики позволили в 1943 г. ускорить перевооружение Красной Армии новейшей военной техникой. Войска получили танки, САУ, самолеты, изрядное количество артиллерии, минометов, автоматов; перестали испытывать острую нужду в боеприпасах. При этом доля новых образцов достигла в стрелковом вооружении 42,3 %, артиллерийском - 83, бронетанковом - более 80, авиационном - 67 %. Подчинив народное хозяйство нуждам войны, Советский Союз сумел обеспечить Красную Армию высококачественным оружием и боеприпасами в количестве, необходимом для достижения победы.