Семинар как форма методической работы. Консультация для воспитателей «Формы методической работы с педагогическим коллективом. Активные формы организации методической работы

Елена Семенькова
Консультация для воспитателей «Формы методической работы с педагогическим коллективом»

Успешность педагогического процесса , воспитателей

методической работы единой линии действий педагогического коллектива .

Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы , (педагогические советы , семинары, практикумы, консультации , открытые просмотры, деловые игры и. т. д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации , собеседования, стажировка, наставничество и т. д.). Рассмотрим основные формы методической работы .

Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям . В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы , параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов ) .

Групповые консультации планируются в годовом плане работы учреждения , отдельные проводятся по мере необходимости. Любая консультация требует подготовку , и профессиональной компетентности.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы . Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации , высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение помогают им осмыслить свой опыт под углом зрения научных выводов.

Консультирование должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики , психологии и педагогической практики .

Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы , которые будут рассматриваться в ходе консультации .

Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов , возрастной группы детей, вида группы.

Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности : раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации .

Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации .

Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться .

Семинары и семинары – практикумы

Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду .

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале года руководитель составляет подробный план работы . Руководителями семинара может быть заведующая, воспитатели , приглашенные специалисты, медицинский работник .

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация . Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию .

Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами , обсуждение двух противоположенных точек зрения, работа с нормативными документами и т. д. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов .

Открытый показ.

У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт , педагогическое мастерство .

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время занятия , получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя , стать свидетелем процесса педагогического творчества .

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей :

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми .

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя , предложить вопросы, на которые следует обратить внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному воспитателю - просчитать активность детей, другому – сочетание разных методов и приемов , применяемых воспитателем , рациональное использование пособий. Оценить, комфортно ли детям.

По итогам открытого просмотра принимается решения; например, внедрить в свою работу этот опыт . Конспекты предоставить в методический кабинет , или предложить обобщение опыта работы воспитателя , с целью предоставление его на окружные педагогические чтение .

Деловые игры.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты, как учения, так и труда.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует в умение разрешения реальных педагогических проблем .

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может претворять семинары и спецкурсы, практическое занятие. Она должна проводиться в конце обучения.

Разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы :

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игр;

Составление задание для участников;

Подготовка оборудование.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога . Руководитель дошкольного учреждения так организует работу , чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой , пополнять и расширять знания? Педагогика , как и все науки, не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета может следующей : выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами консультация , семинарское занятие т. д. Это может быть работы с детьми , в котором воспитатель использует знания в ходе самообразования.

Формы самообразования .

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов , практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др .

Наставничество.

Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной

работы с молодыми педагогами , не имеющими трудового стажа

педагогической деятельности в образовательном учреждении или

имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями ,

нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения

непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Дошкольное наставничество предусматривает систематическую

индивидуальную работу опытного педагога по развитию молодого

специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической

деятельности. Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении -

оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, ядра.

Задачи дошкольного наставничества :

Привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и

закрепить их в образовательном учреждении;

Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога ,

развить его способности самостоятельно и качественно выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Способствовать успешной адаптации молодых педагогов корпоративной

культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

Успешность педагогического процесса , работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей , но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива .

В образовательной практике на различных уровнях (государственном, региональном, школьном) набрали распространение традиционные обязательные формы обучения, методической работы с учителями. Несмотря на присущие им недостаток ки (фронтальность, негибкость, погоня за количеством методических мероприятий, отсутствие оперативности в помощи, закостенелость форм), система непрерывного повышения квалификации учителей была бы неполной й без них.

В современной школе используются такие традиционные формы методической работы (заметим, что совет, педсовет школы, инструктивные совещания не всегда формами собственно методической деятельности, но они выполняют м методические функции)

Совет школы функционирует согласно. Положению о ней, состоит из педагогов, родителей, учеников-старшеклассников, собирается один раз в четверть для решения важных для школы проблем, анализа учебно-ва иховного процесса в школе и деятельности отдельных педагогов, а именно: состояние учебно-воспитательного процесса в школе в свете требований. Закона"Об образовании", состояние учебной и воспитательной работы в 9-м, например, клас си, организация летнего отдыха детей и др..

Педагогический совет состоит из педагогов, она также существует в соответствии с. Положением о ней, собирается 4-5 раз в год, а в некоторых учебных заведениях ежемесячно. На своих заседаниях педагогический совет рас ядае такие вопросы, как: состояние трудового обучения в школе и задачи по его улучшению; состояние преподавания и уровень знаний, умений и навыков учащихся по математике, о работе методических объединений в школе и пути ее совершенствования; эстетическое воспитание учащихся средствами учебных дисциплин: возможности, проблемы и перспективы и много друх.

Инструктивно-методические совещания в школе проводятся по необходимости, для этого выделяется один день в неделю (например, четверг), который называется методическим днем??Администрация школы старается именно в ц этот день проводить методическую работу с учителями. На производственно-методических совещаниях обсуждаются такие вопросы: состояние ученических тетрадей, соблюдения языкового режима в школе, правовая воспитательная работа, работа ш когда с родителями, подготовка к предметных олимпиад и конкурсов, работа учителей по подготовке учеников к экзаменам, организация летнего отдыха учащихся тощщо.

Методические объединения учителей (школьные и межшкольные), в профтехучилищах они называются методические комиссии и областные методические секции, которые работают согласно годовому плану работы и соответствующих инст рукций. На заседаниях предметных комиссий заслушиваются и обсуждаются доклады по актуальным вопросам обучения и воспитания делается обзор новейшей специальной литературы; обсуждаются книги, статьи из журналов и газет на актуальные темы; организуется взаимопосещения уроков; проводятся и обсуждаются открытые уроки, использование наглядности в учебном процессе, применения. ТСО и компьютер ов; организуются консультации для молодых учителей; заслушиваются отчеты учителей о выполнении индивидуальных планов самообразованияи.

Кроме названных традиционных форм методической работы, в школах еще проводятся предметные недели, семинары-практикумы, конференции, межпредметные конференции, психолого-педагогические семинары, конкурсы педагогу ичной мастерства, индивидуальные методические консультации, методические выставки, оформление методических кабинетов или уголков, школы передового опыта, выпуск методического бюллетеня, дни информации, спивб эсид руководителей с учителями об итогах работы в течение учебного года, наставничество, стажировки, курсовая переподготовка, самообразование.

. Самообразование - это традиционная форма методической работы учителя. В 60-70 годы учителя писали распространены планы самообразования на год, потом на полугодие (ибо понятно, что на год предусмотреть хотя бы новую литературу невозможно), позже написания планов самообразования был отменен, так как массовая методическая работа с учителями способствовала самообразованиеі.

. Индивидуальная самообразование - это систематическое изучение новинок психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе школьных, районных, межшкольных, областных (в. ПТО) метод объединений, семинаров, конференций, педагогических х чтений (проводятся один раз в два-три года на уровне государства, один раз в год - на уровне района, области, один раз в год во время зимних каникул на уровне школы,. ПТУ). Учителя методично разрабатывают проблемы совершенствования обучения и воспитания, проводят экспериментальные исследования, готовят доклады, выступают на радио, телевидении; в школах устраивают обзоры педагогической литературы и методические их журналов, сборников тощо.

. Схема мотивационного управления в системе самообразования

. Мотивация трудовой деятельности педагога на всех ступенях образования состоит из четырех блоков, которые сегодня реализуются недостаточно: материальная заинтересованность, суть труда, отношения в коллективе, самореализация в творчестве

Эта мотивационная модель имеет характер классической и подходит для нормальных условий функционирования общества или для периода выхода общества из кризиса. Она действует и в период кризиса, но эффективность ее будет неполной

. Мотив как внутренний возбудитель активности индивидов и социальных общностей следует отличать от внешних возбудителей - стимулов. Стимулирование осуществляется через приказы, распоряжения, поощрения, угрозы, санкции

. Материальная заинтересованность будет тогда, когда оплата труда будет соответствовать трудовому вкладу. Уравнительный принцип начисления заработной платы по количеству отработанных часов без учета качества работы, ее конечных результатов - главная причина того, что материальная заинтересованность никогда в нашей стране не была задействована как рычаг влияния на активность воспитателей, учителей, преподавателив.

Суть педагогического труда приобретает сейчас конкретные очертания. Сотрудничество с учениками, достижение реальных и видимых результатов делает труд учителя гораздо привлекательнее, чем это было до сих пор

Отношения в коллективе: усиливаются отношения коллективизма в связи с общими интересами по повышению конечных результатов, оценка результатов труда каждого педагога способствует удовлетворению потребности в п уважении со стороны других; возникают отношения состязательности между членами педагогического коллектива в связи с развитием социального сравнения достижений кожног.

Самореализация в творчестве и свободное время. Реализация мотивационных возможностей трех предыдущих блоков не может не пробудить у педагога стремление искать и находить новые способы работы с учащимися с целью дин динамики достижения целей. Следствием такой заинтересованности может стать сокращение сроков усвоения учащимися программных дисциплин сравнению с нормативными сроками, индивидуализация обучения, общее скор очення периода нахождения обучающегося на данной ступени образования и другие. Наряду с эффектом самореализации в творчестве срабатывает стимулирующая сила высвобожденного у педагога времени, он использует по своему рассев уд. На базе измерения результатов труда учителей через оценку уровня знаний (умений, навыков), уровня творческого, нравственного и физического развития учащихся возникает новая сфера мотивационного воздействия, использованием ния которой постоянно активизирует деятельность учителей, воспитателей, преподавателиачів.

Требования к организации самообразования: связь самообразования с практической деятельностью педагога, систематичность и последовательность самообразования, постоянное совершенствование ее содержания и форм, многоплановый подход к выв учения проблемы, гласность и наглядность результатов самообразования, создание в школе необходимых условий для самообразования (свободное от уроков день, наличие педагогического или методического кабинета, своевременная и нформация из библиотеки о новинках педлитературы т.д.), доступ к материалам о передовой педагогический опыт, завершенность самообразовательной работы на каждом ее этапе (доклады, выступления, участие в. Педра ди, конференции и т.д..

Открытые уроки имеют целью повысить мастерство всех учителей. Основные задачи: воплощение в практику работы всех учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки , направленной их для решения поставленных перед национальной школой задач. Нужно добиться, чтобы открытые уроки были полезными. Для этого руководители школіл,

ПТУ, методисты, опытные учителя должны готовить открытые уроки, предоставлять учителям консультации и методическую помощь качестве примера можно привести. Ростовскую. Всесоюзную конференцию (Россия, м. Ростов-на--Дону) с развивающего обучения. Она проводилась в 1980 г, а готовилась 1,5 года. Началась конференция с того, что около 1000 педагогов-участников конференции посетили уроки проблемно-развивающего хара ктер, которых всего было проведено 75, и проходили они в школах и. ПТУ м. Ростов-на-Дону (Россия) и в райцентрах. Только после того, как участники конференции увидели своими глазами эффективность проблемно-р озвиваючого вида обучения и изучили материалы многочисленных стендов, после обсуждения посещенных уроков, на которых присутствовали министры образования, их заместители, академики, ученые-педагоги (они 1,5 года готовили эти уроки), состоялось пленарное заседание конференции, затем секционная работа (по предметам), а затем были приняты рекомендации по внедрению проблемно-развивающего обученияавчання.

Требования к анализу и обсуждение открытых уроков: целеустремленность обсуждения, научность анализа, принципиальность, соединенная с доброжелательностью во время высказывания критических замечаний, сочетание анализ зу урока с выводами и рекомендациями, подведение итогов открытого урока квалифицированными специалистам.

Проведение открытых уроков, а еще лучше - их системы - эффективная форма методического усовершенствования учителей (даже тогда, когда урок готовит и проводит и не очень опытный учитель)

Нетрадиционные формы методической работы в 90-х годах так распространились и приобрели массовости, что их можно классифицировать:

1. По методике коллективного творчества - это ярмарки педагогического творчества, фестивале педагогических идей и находок, панорамы методических идей, педагогические россыпи, клубы творческих педагогов, методические турнир ниры и вернисажи, творческие портреты и лаборатории, школы педмастерстваі.

2. Формы, которые ненавязчиво направляют педагогов на активную деятельность, - это деловые игры / педагогические консилиумы, посиделки, методические ринги, методические аукционы /, мозговая атака, конкурс"Лучший учит тель года"тощо.

3. Формы, которые усиливают научную направленность работы - это проблемные семинары, творческие группы, творческие научные дискуссии, учебные семинары по методике педдослиджень, консультации с учеными, авторские школы мастерства, педагогические коллективные дела, педагогический турнир по актуальной научной темы, общественный научно-исследовательский институт, творческие лабораторииї.

4. Формы, которые усиливают практическую направленность работы, - это консультации-практикумы, семинары, школы педагога начинающего, педагогическое представительство и т.д.

5. Формы, которые сочетают традиционную работу с досугом, - это малая академия народной педагогики, педагогические посиделки, вечеринки, урок-панорама, презентации педагогической новинки, педагогический портрет т творческого коллектива и т.д.. Наибольшее распространение получили такие нетрадиционные формы методической работы с учителями, как: методические фестивали; панорамные и нестандартные уроки; семинары-спутники методические диал оги, ринги, мосты, мозговые атаки, методические аукционы; педагогические консилиумы и тренинги методические посиделки; педагогические. КВН; проблемные столы; психолого-педагогические дискуссии; педагогические турниры тощ о (см. таблицу 6 6).

Формы работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования

Т.В. Митроченко

старший воспитатель

МБДОУ д/с№1 «Рябинка»

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей , как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность. Консультации (индивидуальные и групповые ) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и т.д.

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий . Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:

  • этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
  • этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);
  • этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
  • этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).

Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды).

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов .

“Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

  • «Лучшая группа»
  • «Огород на окне»
  • «Родительский уголок, каким он должен быть?» и т.д.

"Школа молодого педагога" , целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов:

  • І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
  • ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
  • ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
  • ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

  • общая эрудиция;
  • профессиональные знания, умения, навыки;
  • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
    Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником?»

Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада»

Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион . Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс . Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района и области.

Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Корпорация, объединяющая педагогов общностью интересов – « Союз единомышленников». Э то корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, мистический Новый год , выход в театр, кино, выезд на природу.

Технология Модерация Руководит модератор, работа группами, имеет свою структуру: Знакомство, выяснение ожиданий участников, метаплан, инпут, групповая работа, рефлексия

Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей района, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу - « Квик – настройка»:

  1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
    дороже ценятся.
  4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
    стареть не дает
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Интерактивные формы и методы обучения

новые

новейшие

традиционные

Деловая игра

Круглый ст ол

Тренинг

Кружки качества

Выставки – ярмарки

педагогических идей

Педагогическая мастерская

Педагогическая

гостинная

Педагогический ринг

Банк идей

Коучинг - сессия

КВН? Что? Где? Когда?

Педагогические ситуации

Союз единомышленников

Мастер-класс

Творческий час «Золотые россыпи»

Семинар практикум

Квик настройка

Создать условия для творческой деятельности каждого педагога

Преодолевая стеснительность и нерешительность

Всякая мысль имеет право на существование

Учить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно

Критика должна быть конструктивной

Наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений


Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников.

Так же с педагогическим коллективом используем следующие формы работы:

  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
  • Мастер – класс; передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
  • Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повы шениепедагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
  • Методическое объединение. Цель которого; повышение профессионального уровня педагогов.
  • Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.

В течение учебного года в ДОУ проводим различные смотры – конкурсы: подготовка к новому учебному году, «Лучший уголок здоровья», выставка групповых фотогазет « Ах, лето», «Лучший уголок по ОБЖ» и т.д.

Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы. В нашей работе используется одна из современных тенденций – микрогрупповая работа. Объединение педагогов в проблемные группы на определённый фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлечённых педагогических проблем в пользу реальных затруднений.

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

— одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

— быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Деятельность воспитателей и специалистов нашего детского сада четко скоординирована, созданы условия для профессионального роста. Имеем тесные контакты с СИПКРО и ЦСО, на базе которых за последние 4 года более 80% наших педагогов прошли различные курсы повышения квалификации.

И в заключении одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада «Звездочка» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача методической службы — создать условия для успешного решения этой задачи.