Наградные листы моряков днепровской военной флотилии. Днепровская флотилия советской россии

Намеченная еще ранее реорганизация советской Днепровской флоти-лии и её переход в Морское ведомство РСФСР началась 27 августа 1919 г., по приказу главнокомандующего вооруженными силами Республики. Ко-мандованию Западного (бывшего Украинского) фронта было приказано передать Днепровскую флотилию в ведение командующего морскими силами республики, после чего началась коренная реорганизация флоти-лии. Реввоенсовет Республики подчинил ее во всех отношениях Моркому, а в оперативном — сухопутному командованию советских войск, опе-рировавших на Украине. Кроме того, все флотилии, действовавшие на вер-хнем Днепре и на его притоках, стали подчиняться комфлоту Днепровс-кой флотилии.

13 сентября 1919 г. полностью сменилось командование флотилией, и из Москвы начали прибывать квалифицированные специалисты. Из пре-жнего личного состава 75% не прибыло в Гомель, а осталось в Киеве у бе-лых. Береговой полуэкипаж в полном составе в Гомель, похоже, эвакуиро-ваться и не собирался.

Прежнее командование с пьянством и грабежами не только не боро-лось, но даже их поощряло. Политотдел никакой работы не вел. Отсут-ствовала простая школа грамотности, которая существовала только на бумаге. Бандитизм в среде красных моряков стал вполне естественным явлением, так как при отсутствии снабжения команды судов забирали в прибрежных деревнях скот и продовольствие. Советские матросы при всем их революционном энтузиазме и воодушевлении, отличались крайней распущенностью. Партизанщина и хищения, разгул и пьянство не могли, конечно, служить залогом успеха в предстоящих серьезных операциях. Личный состав требовал генеральной чистки. Приходилось избавляться от моряков-самозванцев и «клешников».

Согласно приказу командующего флотилией от 15 сентября 1919 г., переформирование Днепровской военной флотилии и перевооружение кораблей предполагалось закончить к началу навигации 1920 г. Новый состав флотилии включал в себя два дивизиона канонерских лодок для действий на южном (более глубоководном) и северном плесе реки. Из них I дивизион предназначался, главным образом, для боя с флотилией противника и состоял из двух групп. Четыре тяжелые канонерские лод-ки первой группы должны были иметь на вооружении по 2 130-мм кора-бельных пушки. Каждая из четырех канонерок второй (легкой) группы вооружалась 4 76-мм полевыми пушками на «судовой установке». Такое разделение на группы вызвалось сравнительной узостью реки, которая не допускала другого строя, кроме кильватерной колонны. Поэтому груп па, замыкающая колонну и обладающая дальнобойной артиллерией, могла стрелять через голову авангарда Каждый дивизион имел вспомо-гательный буксир с мощными водоотливными и пожарными средства-ми, а также штабной пароход.

Приказом по флотилии от 6 октября 1919 г. бронепароходы перевели в класс канонерских лодок. Они получили новые наименования.

Новая флотилия создавалась из двух дивизионов:

Первый дивизион (литера «М») состоял из 8 канонерских лодок для действий на южном плесе ниже Киева летом и осенью (из-за их глубокой осадки). По вооружению корабли дивизиона значительно отличались. Корабли первой группы тяжелых канонерских лодок («Молниеносный», Мстительный», «Мощный», «Могучий») имели по 2 130-мм пушки и 4 пулемета каждый; вторая группа легких канонерских лодок («Малый», «Меткий», «Молодецкий», «Мудрый») была вооружена 4 76-мм полевыми пушками, установленными на тумбах Мотовилихинского завода (в свое время заказанных Волжской флотилией белых) и четырьмя пулеметами. Этот дивизион, состоящий из восьми канонерок, по 4 канонерки в груп-пе, предназначался, главным образом, для боя с флотилией противника. В основе такой тактики лежали условия местности, боевой опыт Волжских флотилий как советской, так и колчаковской, и опыт совместных действий с армией.

Извилистость Днепра и короткие плесы вынуждали вести бой с фло-тилией противника на близких дистанциях. Поэтому преимущества ко-рабля заключалось в количестве артиллерии, скорострельности, в живу-чести пушек, позволявшей выпускать большое количество снарядов.

С точки зрения гибкости и удобства управления огнем во время боя с неприятельской флотилией предполагалось использовать строй кильва-терной колонны из «спаренных» кораблей.

Крепления под орудия делались деревянные с одной стороны для ус-корения (и из-за отсутствия соответствующей стали и заводов, могущих выполнить эти работы), а с другой — из-за ветхости корпусов, которые не могли выдерживать отдачу пушек.

Применялось вертикальное бронирование орудий и рубки для укры-тия прислуги и лоцманов. Таким же образом защищались и пулеметы, имевшие угол возвышения около 90° и стоявшие на треножниках. В каче-стве «брони», из-за отсутствия хромоникелевой, приходилось применять мягкую 10-мм сталь, которая не пробивалась винтовочной пулей с дистан-ции 213 м. и в упор при угле падения от нормального 15°. Дополнительно в помощь «броне» вдоль бортов укладывались штабеля дров. От употребле-ния песка пришлось отказаться, так как из-за его большого веса осадка кораблей увеличилась настолько, что в летнее время канонерскую лодку было бы нельзя использовать. Зенитная артиллерия устанавливалась по мере её поступления, что тяжело сказалось в летних операциях 1920 г. Аэро-пушки все же удалось установить, но с опозданием.

Второй дивизион, состоявший из 8 канонерских лодок литеры «Г», из-за отсутствия соответствующих калибров морской артиллерии при-шлось вооружить армейскими пушками, руководствуясь разделением дивизиона на тяжелую и легкую группы (как и в I дивизионе) и приспо-сабливая их благодаря малой осадке кораблей к действию на верхнем пле-се. Как здесь, так и там проводилась идея необходимости действия кораб-лей парами — одна легкая, другая тяжелая. Канонерки предлагалось ис-пользовать в операциях против берега и небольших речных сил противни-ка, а целый дивизион (легкая впереди тяжелая сзади) — в бою против круп-ных сил противника.

Канонерские лодки легкой группы («Геройский», Грозный», «Горя-чий», «Громкий») вооружались каждая 2 76-мм орудиями и 4 пулеметами. Впоследствии сюда же вошла пятая канонерка «Доброволец», захвачен-ная у белых в бою и переименованная в «Губительный». Общий вид их был примерно такой же, как и тяжелой группы.

Тяжелая группа: «Грозящий» (2 107-мм), «Гордый» и «Громовой» (по 2 122-мм), «Гневный» (2 120-мм), и на всех по 4 пулемета.

Подкрепления устанавливались также деревянными. Броня ставилась однотипно с 1-ым дивизионом. Для увеличения угла возвышения армейс-ких пушек применялся довольно остроумный способ установки банкетов (заимствованный у деникинской флотилии), при котором пушки крепи-лись за скобы, пропущенные под палубу.

Применение армейских пушек оправдывалось большой живучестью их каналов стволов. Кроме того, сухопутные прицелы оказались чрезвы-чайно полезными для действий против береговых целей. Каждому диви-зиону придавался штабной пароход, а так же буксир с мощными противо-пожарными и водоотливными средствами.

Кроме этих кораблей в программу вооружения входили 6 стороже-вых судов («Коршун», «Кречет», «Ястреб», «Беркут», «Сокол», «Орел»), вооруженные 47-мм орудиями и пулеметами. Эти малые корабли, почти без бронирования, предназначались для разведки, охраны тыла и действий на притоках Днепра.

Минный дивизион состоял из базы и 4 тральщиков-заградителей («Патрон», «Мина», «Запал» и «Трал»). Вооружение — по 1 37-мм пушке, пулемету и по 15 мин типа «Р». Мины типа «С», присланные на Днепр, оказались непригодными, так как наименьшее углубление, на котором они начинали действовать, было значительно больше наибольшего углуб-ления судов — 0,98 м.

Осадка тральщиков-заградителей составляла около 0,44 м, также как и сторожевых судов, и они часто выполняли роль сторсудов и разведчиков. Тралы употреблялись самодельные из стального троса на стеклянных ша-рах, которые зачастую заводили со шлюпок или с берега.

Вооружение двух барж (по 1 152-мм пушке) не было осуществлено из- за отправки орудий на Черное море.

Бронекатера старой флотилии из-за отсутствия запасных частей и хорошего топлива не использовались.

План перевооружения к концу навигации 1919 г., предполагалось вы-полнить только наполовину (в связи с возможным появлением сильной флотилии у Деникина). Остальное планировалось выполнить на зимней стоянке. Вооруженные пароходы и подлежащие перевооружению (под новыми названиями) продолжали действовать на фронте до конца нави-гации. Ввести в строй корабли I -го дивизиона с новым вооружением уда-лось только к началу навигации 1920 г., так как никакие нажимы и угрозы не могли восполнить отсутствие технических средств, рабочих рук и ма-териалов.

Снабжением и вооружением флотилии ведал вновь организованный Гомельский порт. Командир порта в оперативном отношении подчинял-ся командующему флотилией, во всех остальных — Главному Морскому хозяйственному управлению. В течение 1919 г. реорганизацию и приведе-ние флотилии в полный порядок провести не удалось.

В первых числах ноября 1919 г. начался зимний ремонт, а также рабо-ты по перевооружению и переоборудованию кораблей. Проекты и пред-варительные сметы представил технический отдел Военного порта Днеп-ровской флотилии. Кроме вооружения, бронирования и оборудования погребов боезапаса предполагалось настелить полы и обшить борта в трю-мах, установить заново каютные переборки и двери, сделать необходи-мое количество скамей, столов и табуретов, изготовить и установить на место мачты для подъема флажных сигналов и радиоантенн. Общая сто-имость работ для корабля «тяжелой группы» I дивизиона составляла око-ло 3 860 тыс. руб.

Тяжелая группа I дивизиона состояла из следующих канонерских ло-док: «Молниеносный» (бывший «III Интернационал»), «Мстительный» (бывший «Стенька Разин»), «Мощный» (бывший «Троцкий»), «Могучий» (бывший «Тиссен»). В прошлом — это близкие по типу товаропассажирс-кие пароходы, имевшие довольно прочные корпуса и паровые машины.

Первые три корабля были переоборудованы в Гомеле на механичес-ком заводе Фрумина, который ранее корпусными работами не занимался и, буквально перед этим, наспех был к ним приспособлен. Поэтому из-за отсутствия доков, эллингов и подъемных кранов вооружение и ремонт кораблей проводились на плаву самым примитивным способом. В связи с острым недостатком котельщиков и плотников работы выполнялись край-не медленно и некачественно. Жизненно важные части кораблей защи-щались листовой сталью. Попутно ремонтировались корабельные меха-низмы и электротехника.

Работы на тяжелых канонерских лодках I дивизиона, являвшихся ударной силой флотилии, производились в самом спешном порядке. Ле-бедками и вручную 130-мм орудия затягивались с берега на основания по специально устроенным помостам, проложенным с корабля на корабль, ^то привело к тому, что у «Молниеносного», который имел наибольшую готовность и стоял третьим от берега, произошла задержка с установкой второй пушки из-за неполностью сделанных подкреплений орудийных площадок на «Мстительном» и «Мощном».

Канонерская лодка «Могучий» была переоборудована в судоремонт-ных мастерских г. Чернобыля, который не имел железнодорожного сооб-щения. Поэтому установку орудий предполагалось провести в Киеве пос-ле открытия навигации.

Программу вооружения флотилии, принятую осенью 1919 г., из-за острой нехватки орудий и материалов, а также недостатка топлива, рабо чей силы и технических средств удалось выполнить лишь к началу навига-ции 1920 г. В начале марта пошел лед в южной части Днепра, а в марте весь Днепр и его притоки очистились ото льда. 25 марта все корабли из Гомеля и Чернобыля перешли в Киев, где продолжилось их вооружение. В конце марта первая тяжелая канонерская лодка «Молниеносный» вошла в строй. В апреле же с большими недоделками сдали «Мстительный». Затраты, связанные с перевооружением и ремонтом, составили 2 116 тыс. руб на ко-рабль.

5 мая 1920 г., Красная армия начала эвакуацию из Киева из-за наступ-ления поляков. В этих условиях командование разделило флотилию на три группы. Одна из них должна была действовать на севере от Киева, вплоть до Припяти, вторая — на реке Березина, третья, состоящая из су-дов, требующих ремонта и довооружения, еще накануне эвакуации от-правилась на юг в район Екатеринослава.

В среднем течении Днепра среди прочих кораблей остались канонер-ские лодки «Мстительный» и «Молниеносный», а также вся «легкая груп-па» I дивизиона.

В Каменском на Государственном днепровском металлургическом заводе в мае 1920 г. закончился ремонт, бронирование и вооружение ка-нонерских лодок «Могучий» и «Мощный».

Крепления под 2 130-мм орудия в 55 калибров длиной из-за отсут-ствия стали и заводов, способных выполнять подобные работы, делались деревянными. Это ускорило вооружение. Извилистый фарватер и доли-на реки, покрытая кустарником, давали большие преимущества сухопут-ным пушкам, установленным на возвышенном берегу. Для 130-мм пушек на верхней палубе возводились площадки из деревянных брусьев, уложен-ных в штабеля крест-накрест. Брусья нижнего ряда крепились к палубе болтами и хомутами, а между собой и между рядами — хомутами и плот-ничьими скобами. Палуба в районе площадки подкреплялась деревянны-ми пиллерсами (бревнами), упертыми в стрингеры.

Погреба боезапаса оборудованы не были и снаряды хранились в куб-риках. Боезапас подавался вручную через люки в палубе.

Из-за отсутствия зенитных орудий от их установки вначале отказа-лись, что сказалось во время летних операций 1920 г. На крайних кожухо- вых каютах стояли четыре пулемета.

Кожуховые каюты, сухопарники котлов, палуба и надводный борт в районе машины и паровых котлов, а также боевая рубка и орудия до высо-ты цапф защищались листами из 10-мм мягкой стали, которая не пробива-лась винтовочной пулей с дистанции 213 м. Дополнительно, в помощь «бро-не», вдоль бортов укладывались штабеля дров, служившие также топли-вом для паровых котлов.

По проекту предполагалась защита погребов боезапаса 10-мм сталь-ными щитами со стороны бортов и переборок, а также бронирование па-лубы в районе погреба, установка боевых крышек на иллюминаторы, но ничего этого весной и летом 1920 г. сделано не было. И все же в целом, защиту канонерских лодок удалось значительно улучшить. Помещения в корпусе были перестроены с учетом размещения личного состава: уста-новлены койки, скамьи, столы и табуреты. Но работы были выполнены не полностью: остались незашитыми борта трюмов, не установлены не-которые каютные переборки и двери. По проекту предполагалась уста-новка дополнительной камбузной плиты, что также не успели сделать.

На «Могучем» 24 мая 1920 г. была оборудована радиостанция. Крепле-ния деревянных букв названий по бортам и окраска кораблей в защит-ный цвет завершали процесс переоборудования.

Весной и летом 1920 г. главную опасность для Советской республики представляли войска Польши. По плану контрнаступления, разработан-ному Реввоенсоветом Республики, Северный отряд Днепровской военной флотилии должен был переправить на западный берег Днепра ударную группу XII Красной армии, которая охватывала затем Киевскую группи-ровку противника с севера. На реке отряду оказывали противодействие три польские канонерки и другие суда различного назначения. Кроме того, активно действовала авиация и артиллерия противника. Для выполнения операции корабли отряда вышли из реки Сож и 2 июня 1920 г. форсирова-ли укрепленный район у города Доев, где поляки имели 14 орудий, из них два — 203-мм калибра. Шесть канонерских лодок Южного отряда в это время поддерживали наступление Юго-Западного фронта. 12 июня 1920 г. они подавили прибрежные батареи противника и первыми вошли в Киев. За проявленный героизм во время июньских боев у Триполья и Лоева 10 сентября канонерские лодки «Могучий» и «Мстительный» были награж-дены почетным революционным Красным Знаменем ВЦИК.

Опыт летних боев 1920 г. показал хорошую защиту и высокую огне-вую мощь тяжелых канонерских лодок Днепровской военной флотилии. Вместе с тем выявилась слабость подкреплений под 130-мм пушками. Это обстоятельство, уже после двух недель операций, поставило под угрозу выхода из строя самых сильных кораблей флотилии. 7 июня от интен-сивной стрельбы у «Могучего» появилась течь и «расшатанность» палу-бы. На других кораблях положение было не лучше: после 11 — 12 борто-вых залпов двумя орудиями из корпуса начинали вылезать заклепки, рас-ходились швы небронированной части палубы. Эти повреждения моря-ки устраняли на ходу, но они приносили большие неудобства и требова-ли длительного ремонта.

Во время июльских боев на «Могучем» разорвало 130-мм пушку. После освобождения Киева на Варшавской верфи вместо нее поставили 76-мм полевую и, кроме того, установила 76-мм зенитную пушку Лендера. В пер-вой половине июля на «Мощном» установили 47-мм зенитную пушку, а на «Молниеносносном» и «Мстительном» — по одной автоматической пушке Виккерса.

2 июля 1-я конная армия С.М. Буденного прорвала фронт поляков и двинулась на Варшаву. Днепровская военная флотилия быстро оказалась в глубоком тылу и потеряла боевое значение. 30 июля командующий Мор- скими силами республики приказал разоружить и передать водному транспорту 8 канонерских лодок (в том числе тяжелые «Молниеносный» и «Мстительный»), 130-мм пушки первого были сняты и отправлены на Черное море. Два 130-мм орудия «Мстительного» были направлены для ремонта на Обуховский завод.

21 октября «Могучий» повредил днище о подводный камень и затонул у села Каменское 3 января 1921 г. Днепровский металлургический завод получил приказ снять артиллерию и начать подъем этой канонерской лодки. Артиллерия с «Мощного» была снята после окончания навигации 1920 г. и также отправлена на Черное море.

Зимой 1920— 1921 гг. Днепровский военный порт проводил текущий ре-монт корпусов и механизмов тяжелых канонерских лодок. При этом из-за неопределенной политической обстановки предполагалось вооружить каж-дую из них 2 107-мм армейскими пушками и зенитной пушкой Лендера.

2 февраля 1921 г. последовало окончательное решение о разоружении и передаче канонерских лодок водному транспорту. Поэтому завод Фрумина в Гомеле, где ремонтировались «Мстительный» и «Молниеносный», Чернобыльские судоремонтные мастерские («Мощный») и Днепровский металлургический завод («Могучий») получили указание снять «броню», орудийные площадки и выполнить необходимый ремонт корпуса и меха-низмов. 2 июля «Мощный» был вновь мобилизован и зачислен в отряд судов охраны Днепра, где находился до 30 ноября.

Катера Днепровской флотилии

Гвардейский бронекатер выходит на боевое задание. 1944 г.

2-й дивизион полуглиссеров Краснознаменной Бобруйской бригады речных кораблей. При взятии Берлина.

Командир 2-го отдельного Бобруйского дивизиона бронекатеров гвардии капитан 3-го ранга А. И. Песков, 1944 г.

Награда днепровцев - Орден Боевого Красного Знамени

Награда днепровцев - Орден Ушакова 1-й степени

При активном содействии вице-канцлера графа Остермана 4 января 1737 года вышел Указ Сената о постройке в Брянском адмиралтействе на реке Десна малых судов флотилии, предназначенной для действия на Днепре. В основном это были дубель-шлюпки, мелкосидящие прамы и транспортные плашкоуты, способные пройти Днепровские пороги. Флотилия должна была содействовать Днепровской армии генерал-фельдмаршала Миниха во взятии крепости Очаков – главного оплота Турции в Северном Причерноморье. 3 октября суда Днепровской флотилии приняли активное участие в отражении турецких войск. В анналах истории об этом событии записано так: «По храбрости здешнего гарнизона оный неприятель отступил с уроном, и город Очаков от такой злопыхательной бури освободился».

Без малого два столетия спустя, в марте 1919 года, по приказу РВСР Днепровская флотилия была воссоздана в Киеве для содействия войскам 12-й армии Западного фронта в борьбе с белогвардейскими частями и польскими войсками. Флотилия активно участвовала в разгроме банд, поддерживала части Красной Армии огнем, высаживала десанты, обеспечивала переправы и коммуникации, ставила минные заграждения. В декабре 1920 года флотилия расформирована.

Вторично создана в июне 1931 года, в июне 1940 года вновь расформирована, её корабли и суда вошли в состав Дунайской и Пинской военных флотилий.

8 июля 1941 г. Монитор «Бобруйск» Днепровской флотилии открыл огонь по первой наземной цели – деревянному мосту у Давид-Городка.

К началу Великой Отечественной войны Днепровская военная флотилия претерпела несколько расформирований и реорганизаций. Во время Великой Отечественной войны, с выходом Советской Армии к реке Днепр, в сентябре 1943 года создана новая Днепровская военная флотилия из кораблей Волжской военной флотилии.

Шел июль 1943-го. Передовые части Центрального фронта готовились к битве за Днепр. При обсуждении стратегических задач остро обозначилась необходимость в военных кораблях, и 14 сентября 1943 года народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов отдал приказ вновь сформировать Днепровскую военную флотилию. Костяк экипажей бронекатеров и полуглиссеров составили моряки Волжской военной флотилии. Всех их отличали боевой опыт, сталинградская стойкость, мужество и непреодолимое стремление к победе. Боевое крещение на белорусской земле (хотя, наверное, правильнее будет сказать – на воде) они получили на реке Припять в ходе подготовки операции по освобождению Мозыря. Впереди у флотилии были речные дороги на Паричи, Бобруйск .

На рассвете 27 июня 1944 года 2-й гвардейский дивизион бронекатеров в составе восьми единиц под командованием капитана 3 ранга Пескова начал движение вверх по реке с целью оказать содействие армейским приречным частям. На подходе к Селибе (село , расположенное на правом берегу реки на подступах к Бобруйску) возникли скоротечные перестрелки с противником, который, отступая, оставил по левому берегу засады. Для их ликвидации был временно создан отряд берегового сопровождения, укомплектованный личным составом с кораблей, который очищал прибрежную полосу от фашистов.

В ночь на 28 июня корабли 1-го и 3-го отрядов заняли огневые позиции. Утром бронекатера открыли огонь по району железнодорожного моста через Березину в Бобруйске , по парку и селению Зеленка-1 . Противнику был нанесен большой ущерб в живой силе и технике. Ближе к полудню бронекатера 1-го отряда поднялись вверх по реке и заняли огневые позиции у села Ломы . Вскоре армейская разведка сообщила, что в полутора километрах от Ломов, на окраине Бобруйска , вкопано в землю пять немецких танков и там же проходят их траншеи. Комдив Песков принял решение: приблизившись к городу , корабли открыли огонь из всех видов оружия, уничтожая огневые точки и боевые расчеты врага.

К 10 часам утра 29 июня войска 1-го Белорусского фронта полностью овладели городом . Корабли вошли в порт. Горели склады, кое-где слышалась автоматная стрельба. Из леса в город потянулись горожане . В 22 часа 40 минут по радио раздался знакомый всем голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва!» ... Все прильнули к репродукторам и затихли в ожидании передачи:

– Приказ Верховного Главнокомандующего… В боях при освобождении города Бобруйска отличились... моряки капитана 1-го ранга Григорьева, капитана 2-го ранга Лялько, капитана 3-го ранга Пескова...

Громкое морское «ура» прокатилось по кораблям. Родина по достоинству оценила ратные дела моряков – около трехсот краснофлотцев, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями.

За доблестные боевые действия в операции «Багратион» Днепровская военная флотилия первой из речных флотилий была награждена орденом Красного Знамени. Этой высокой награды были также удостоены

Песня моряков Днепровской Флотилии Я видел днепровцев на Шпрее Певучий слыхал говорок и песня осанистых хлопцев отсюда неслась на восток Сквозь вражьи заслоны и мины, в огне проведя катера. Они донесли до Берлина Бессмертную славу Днепра! У черных развалин рейхстага они в бескозырках прошли. В их песнях звенели ответы сынов нашей славной земли. И сложат потомки былины, и в песнях споют кобзари. О том как дошли до Берлина Днепровские моряки. После разгрома немецких частей под Курском, фронт начал отходить на запад. В связи с этим возникла необходимость создания речных флотилий, для действий на реках Днепр, Висла, Одер. Приказом Верховного главнокомандующего И. В. Сталиным 14.09.1943 года, был подписан приказ о создании Днепровской Военной флотилии. Командующим Днепровской военной Флотилии назначен кап 1 ранга Григорьев Виссарион Виссарионович (Вице -адмирал в 1945)

15.09.1943 г. В ГШ ВМФ было принято решение - отправить на реку Десна оперативную группу из трех офицеров и пяти краснофлотцев для выбора пунктов базирования главной и маневренной базы Днепровской флотилии (которая просуществовала в с. Пироговка до 5 мая 1944 года), определения места спуска кораблей на воду, а также для гидрографической разведки рек Днепровского бассейна. 30.10.1943 г. начальник штаба флотилии прибыл в село Пироговка, изучив ситуацию на месте, доложил в Главный морской штаб и командующему флотилией, что река Десна на участке Пироговка - Чернигов для перехода кораблей флотилии подготовлена: район обследован, препятствия прибраны, навигационное оборудование выставлено, а строительство склиза для спуска плавсредств будет закончено к 1 ноября. С 5 по 12 ноября 1943 по железной дороге к ст. Пироговка прибывали эшелоны с катерами. Было решено построить 800-метровую железнодорожную ветку от станции к берегу Десны, а там, прямо у воды, соорудить деревянный склиз и при помощи различных приспособлений спускать корабли с платформ на воду.Так, небольшая деревушка на севере Украины вошла в историю как место дислокации маневренной базы Краснознаменной ордена Ушакова 1 степени Днепровской военной флотилии, которая громя врага, закончила свой боевой путь у стен Рейхстага. 6 апреля 1944 г. флотилия перешла в оперативное подчинение командующего войсками 1-го Белорусского фронта. Она действовала на реках Днепр, Березина, Припять, Западный Буг, Висла, Одер, Шпрее. Содействовала наступавшим войскам на Украине, в Белоруссии, Польше в форсировании водных преград, перевозке грузов. Высадила 9 тактических десантов. На Бобруйск 26 июня 1944 года бронекатера 2-го отдельного гвардейского дивизиона Днепровской военной флотилии (командир гвардии капитан 3-го ранга А. И. Песков) совершили прорыв на глубину 20 километров за линию фронта вверх по Березине. Они имели задачу уничтожить в районе Паричи вражескую крупную оперативную переправу через реку. Бронекатера огнем пушек, пулеметов и реактивных установок прокладывали себе путь, уничтожая артиллерийские заслоны и живую силу врага. У селения Бельчо они разгромили вражеские артиллерийские батареи. К мосту у Паричи первыми незаметно подошли бронекатера 4-го гвардейского отряда (командир гвардии старший лейтенант И. М. Плехов. Отряд бронекатеров старшего лейтенанта И. М. Плехова на Днепровской военной флотилии называли «отрядом военных годов» - они носили номера 41, 42, 43 и 44. Противник начал оказывать огневое сопротивление самоходными орудиями и танками. Однако переправа, соединявшая отступавшие вдоль реки войска врага, была прервана. Враг понес большой урон, путь отхода его войск был нарушен К вечеру войска 65-й армии, при активном участии кораблей флотилии, овладели крупным узлом сопротивления противника - Паричи. К исходу следующего дня бронекатера 2-го дивизиона прорвались к Бобруйску и совместно с частями 65-й армии участвовали в уничтожении окруженной многотысячной группировки врага. 1-й бригаде речных кораблей и 2-му отдельному гвардейскому дивизиону бронекатеров было присвоено почетное наименование Бобруйских. 286 моряков флотилии были награждены орденами и медалями Советского Союза. Требовалось переправить всю 48 армию, насчитывавшую 66 тысяч человек, имевшую полторы тысячи орудий и минометов, семь тысяч лошадей, сотни автомашин, тысячи повозок. Начать переправу надлежало 28 июня 1944 года. От окраин Бобруйска, где гремел бой, в котором участвовали корабли флотилии, до участка, намеченного для переправы армии - в районе селений Доманово и Стасевка - было всего несколько километров. Для переправы ДВФ смогла поставить 28 кораблей: 12 сторожевых катеров, 6 бронекатеров и 10 катерных тральщиков. К этому прибавлялись трофейные баржи, пригодные для перевозки орудий, машин, повозок, а буксировать баржи могли тральщики. Они же, как и сторожевые катера, предназначались для перевозки боеприпасов и других грузов, а бронекатера - для быстрой переброски бойцов со стрелковым оружием. На спаренных бронекатерах приспособились перевозить и 122-миллиметровые орудия, что никогда раньше не делалось. Переправу могли задержать семь тысяч армейских лошадей, если бы возить их на баржах. Однако нашелся способ более быстрый: лошади на буксире у катерных тральщиков сами переплывали реку, связанные по десять - двенадцать голов - к хвосту одной крепился повод следующей. Тральщик давал малый ход, и живая цепочка, сформированная на берегу, втягивалась в воду. Лошади, пока могли, шли по дну, а потом послушно плыли друг за дружкой. На реке стоял еще весенний разлив На рассвете 30 июня 1944 года переправа армии в условиях противодействия противника закончилась немного раньше намеченного срока. Командование армии поблагодарила моряков за сделанное. 48 армия своевременно начала наступление по плану командующего фронтом. Переправа днепровцами сухопутных войск в таких масштабах в ходе войны была осуществлена впервые. На этом боевые действия Днепровской флотилии на Березине были успешно закончены. Переправа днепровцами сухопутных войск в таких масштабах в ходе войны была осуществлена впервые. Ход военных действий на Березине показал настоя­тельную необходимость иметь на флотилии хотя бы неболь­шое подразделение морской пехоты - свой десантный отряд. Это позволило бы нам заботиться не просто о разрушении, но и о захвате переправ, удерживаемых под прикрытием огня кораблей до подхода сухопутных войск. Такой отряд в составе 33 краснофлотцев был создан. Командиром этого отряда назначили бывалого моряка младшего лейтенанта Николая Чалого. Он был одним из тех командиров-самородков, для которых боевая обстановка всегда открывает возможности проявить себя. Чалый организовал тренировки своего отряда в высадке с катеров и шлюпок, в стрельбе и метании гранат, в ведении рукопашного боя и размини­ровании, т.е. подготовку для прочесывания берегов реки, несения боевого охране­ния, ведения разведки. Во всех последующих боях вместе с экипажами кораб­лей решительно и инициативно дрался с врагом и десант­ный отряд Чалого. За исключительный героизм и мужество одиннадца­ти бойцам десантного отряда - младшему лейтенанту Н. П. Чалому (посмертно), матросам В. К. Кириллову, Л. Д. Куколевскому, Г. Г. Мурзаханову, Г. А. Тупицыну, Н. А. Сикорскому, А. В. Фирсову, старшинам и сержантам Пономареву, В. Г. Канарееву, Г. Л. Попову и А. Н. Столярову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К 11 июля флотилия, имея в своем составе уже более 100 боевых кораблей, сосредоточилась на ближних подсту­пах к «столице» Полесья - Пинску. Город еще находился в глубине обороны противника, в 20 километрах от линии фронта. План операции предусматривал внезапный про­рыв кораблей по реке к Пинску, с двух направлений по рекам Пине и Ясельде, высадку с кораблей в центре горо­да десанта в составе двух стрелковых полков 415-й стрел­ковой дивизии. В районе Пинска занимала оборону 2-я немецкая армия (командующий генерал-полковник Вальтер Вайс) - 23-й армейский корпус (командир - генерал инженерных войск Отто Тиман) и 1-я кавалерийская венгерская дивизия (командир - генерал-майор Анталь Ваттаи). С наступлением темноты 11 июля 1944 года отряд кораблей высадки с одним стрелковым батальоном на борту двинулся в путь. В 2 часа 45 минут 12 июля отряд был скрытно высажен на причалы речного порта Пинска. Десант быстро продвинулся в город, заняв ближайшие кварталы. С интервалом через 40-60 минут были высажены ещё два батальона с противотанковой артиллерией. Высадка оказалась полной неожиданностью для противника, в городе возникла паника. В ночном бою десантниками практически без потерь было уничтожено свыше 200 немецких солдат, выбегавших на улицу из домов на звуки стрельбы. Однако с рассветом обстановка изменилась. Подтянув с фронта до двух полков, усиленных танками, противник контратаковал. В течение дня десант под натиском врага оставил ряд занятых ночью зданий, укрепившись в примыкавшем к порту густом парке. Всего за двое суток боя высадившийся полк отразил 25 атак, было уничтожено 12 танков, до 1000 солдат. В составе десанта вели бой освобождённые узники лагеря военнопленных (до 200 человек). На рассвете 14 июля 1944 года с севера в Пинск ворвалась 397-я стрелковая дивизия 61-й армии и соединилась с десантом. К 6 часам утра противник спешно оставил город. Пинский десант стал крупнейшей десантной операцией Днепровской флотилии в годы войны. План операции был построен на дерзости и внезапности, но в условиях стремительного наступления советских войск этот риск вполне себя оправдал. Взаимодействие флотилии и сухопутных войск было организовано на высоком уровне, руководивший операцией командующий 61-й армией имел постоянную связь с десантом и оперативно реагировал на каждое изменение обстановки. Потери флотилии составили 3 бронекатера (БК-2, БК-92, БК-303) и 1 катер-тральщик РТЩ-205 (все потоплены вражеской артиллерией) За освобождение г. Бобруйска и г. Пинска Днепровская Флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

БК-92 памятник Морякам..в г. Пинск Днепровская военная флотилия действовала на реках Днепр, Березина, Припять, Западный Буг, Висла, Одер, Шпрее. Корабли флотилии содействовали на флангах наступающим советских войскам на Украине, в Белоруссии, Польше, обеспечивали форсирование водных преград, перевозку грузов, высаживали десанты (наиболее крупный - Пинский десант, также десант в Здудичах, Петриковский десант, Боркинский десант, Дорошевичинский десант), принимали участие в Берлинской операции 1945 года, в боях на Одере и Шпрее и непосредственно в штурме Берлина. При форсировании Шпрее смело действовала 1-я Бобруйская Краснознаменная бригада речных кораблей Днепровской военной флотилии, особенно 2 отряд полуглиссеров этой бригады во главе с командиром лейтенантом М. М. Калининым. Несмотря на сильный огонь противника, старшина 1-й статьи Георгий Дудник на своем катере перебросил на вражеский берег несколько стрелковых рот 301-й стрелковой дивизии. Во время переправы от прямого попадания вражеской мины на катере возник пожар. Старшина Георгий Дудник был тяжело ранен. Невзирая на ранение и ожоги, он довёл катер до берега, высадил десант, потушил на катере пожар и отправился обратно на свой берег. Но он не достиг его и погиб от миномётного огня….. Моторист другого катера А. Е. Самохвалов вовремя переправы наших частей проявил исключительную смелость и находчивость. Под огнём противника он устранял повреждения на катере, а когда от неприятельского огня погиб его командир, взял на себя командование и продолжил переправу наших войск. За боевую доблесть и героизм, проявленные моряками 1-й Бобруйской бригады Днепровской флотилии, Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 31 мая 1945 года были удостоены звания Героя Советского Союза лейтенант М. М. Калинин, старшины Г. Г. Дудник, Г. П. Казаков и А. П. Пашков, матросы Н. А. Баранов, А. Е. Самохвалов, М. Т. Сотников, Н. А. Филиппов и В. В. Черинов. Днепровская краснознамённая флотилия была награждена орденом Ушакова I степени. За боевые заслуги Днепровская военная флотилия награждена: орденом Красного Знамени (1944) орденом Ушакова 1-й степени (1945) Две бригады и один дивизион Днепровской военной флотилии награждены орденом Красного Знамени. Два дивизиона бронекатеров стали гвардейскими. Многим соединениям и частям присвоены почётные наименования Бобруйских, Пинских, Лунинецких, Берлинских. Три тысячи её воинов награждены орденами и медалями, двадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза