На 2 курсе легче чем на 1. Вечные студенты: почему люди бросают обучение в университетах? Будьте активны на семинарах

Вот и настал долгожданный счастливый момент для недавнего выпускника средней школы - начались занятия в вузе. Но как вести себя на первом курсе новоиспеченному студенту? На что обратить внимание? Как не допустить досадных ошибок и не быть отчисленным после первой же сессии? Как провести с максимальной пользой предстоящие четыре-шесть лет учебы?

  1. Сразу четко сказать себе: я отвечаю за себя, за свое настоящее и будущее. С полной ответственностью относиться к своим обязанностям и открывающимся в связи с поступлением возможностям. Теперь спрос будет с новоявленного студента, а не с родителей. Не могу, не получится, слишком много нужно изучить в короткий срок и прочее в том же духе - это настрой вчерашнего школьника. А первокурсник - взрослый человек и должен уметь быстро перестроиться и стараться впитывать нужную информацию в огромных объемах, как губка.
  2. Не расслабляться, с первого дня активно включаться в серьезную учебу. Раскачиваться, привыкать, втягиваться в новый процесс обучения некогда. Ежедневно учить, разбираться в непонятном, искать дополнительную информацию. Только в вузе можно свое время полностью посвятить образованию и становлению как успешного профессионала. Библиотеки должны стать вторым домом.
  3. Узнать, какие дополнительные возможности для повышения уровня образования предоставляет вуз (выучить еще один язык, подготовиться к сдаче его на международный сертификат и т.д.). Обычно работают многочисленные курсы, факультативы, научные общества, семинары позволяющие студенту расти интеллектуально и профессионально.
  4. Добросовестно посещать лекции, внимательно слушать, записывать. Кто-то удивится, зачем говорить о том, что и так само собой разумеется. Затем, что некоторые приходят, чтобы поспать после бурного отдыха или заняться своими «важными» делами. Некоторые ухитряются отметиться и уйти во время перерыва. Спрашивается, зачем поступали в вуз? Чтобы отдыхать, хвастаться количеством прогулов?
  5. Тщательно готовиться к семинарам, практическим работам, принимать в них активное участие. На таких занятиях первокурсник имеет возможность проявить свое рвение в стремлении освоить профессию, индивидуальность, зрелость мышления, взглядов, умение получать новые знания, анализировать и излагать их, применять в действии. Свои наработки активно оформлять в статьи, научные рефераты, печатать.
  6. Подробно узнать о правилах поведения, традициях, установленных в вузе, и соблюдать их.
  7. Проявлять инициативу, активно участвовать во неучебной деятельности вуза: шахматных турнирах, спортивных соревнованиях, творческих студенческих объединениях.
  8. Всемерно стараться устанавливать дружеские отношения с однокурсниками, общаться, помогать, если просят. Это люди одной профессии, а значит будущие партнеры и конкуренты. Поэтому важно налаживать с ними конструктивные, дружеские отношения.
  9. Ставить правильные цели. Успешно сдать зачет, сессию - это не цель, а скорее подтверждение серьезности намерений студента стать отличным специалистом. Цели должны быть масштабные, долгосрочные, работающие на успешное будущее, например, как можно больше получить разнообразных знаний по профессии, пройти стажировку на современном объединении, заводе и т.д.
  10. Внимательно проанализировать возможные перспективные предприятия, объединения, организации, куда бы можно было устроиться на работу уже во время учебы в вузе. Пусть на полставки или вообще бесплатно - зато появляется возможность приобрести неоценимые знания, практические умения, навыки, которые потом помогут быстро освоиться в профессии, а также завязать полезные знакомства. Не исключено, что после вуза там интересно будет и остаться работать.

Первый курс очень ответственный, интересный, насыщенный. Его нужно выдержать с достоинством.

Познакомьтесь с соседом по комнате. Нужно быть в меру любезным и тактичным, но не слишком, чтобы не стать ковриком для ног. Если что-то не нравится, не бойтесь поднимать вопрос вслух, но позаботьтесь о том, чтобы выразить его в мягкой форме. Более продуктивно использовать предложения, выражающие ваше личное мнение, например: «Я не могу спать под громкую музыку. Ты не мог бы после полуночи надевать наушники?»

Установите основные правила. Лучше сразу договориться, что вас не устраивает, а с чем вы можете согласиться. Это поможет в разрешении возможных конфликтов в будущем. Обсуждая правила, обратите внимание на такие моменты:

  • Музыка и шум. Если вы любите разные стили, договоритесь, чтобы каждый мог слушать любимую музыку по очереди или согласитесь на наушники. Если это необходимо, установите время тишины и громкое время . Пример. Один сосед по комнате любит распевать диснеевские песни, а другой терпеть этого не может. Договоритесь, в какое время первый сможет врубить свои любимые композиции и подпевать. Второй сосед в это время может использовать ушные заглушки, что первый мог спокойно петь, не чувствуя себя, как на иголках.
  • Посетители. Вы не возражаете против того, чтобы платоническая любовь соседа по комнате время от времени ночевала у вас? А если любовь не платоническая? Установите правила для ночных посетителей до того , как возникнет реальная ситуация. Это позволит избежать неприятного выяснения отношений в самый неподходящий момент, когда чья-то самооценка обязательно пострадает. Можете заранее договориться о специальном стуке в дверь или предварительных сообщениях по СМС, чтобы для вас не было неожиданности.
  • Вечеринки. Договоритесь, что устраивает вас обоих, а что нет. Возможно, вам достаточно нескольких друзей для разговора под пиво, или же вы хотите полноценную пирушку каждые выходные, или вас вообще не устраивает прием каких-то веществ. Нужно стремиться к компромиссу с обеих сторон. Нечестно ограничивать социальные контакты соседа по комнате на его территории, но и терпеть пьяные вечеринки, которые вас раздражают, также не справедливо.
  • Поддерживайте чистоту в комнате! У каждого свои взгляды на чистоту, но не игнорируйте требования друг друга, иначе в комнате появится неприятный запах.

    Присматривайте за своими вещами. В прачечной или общем холодильнике вещи могут исчезать. Многое зависит от статуса колледжа и его расположения. В некоторых учебных заведением за ноутбуком нужен глаз да глаз, а также лучше использовать замок на велосипед. Поспрашивайте у других студентов, насколько серьезно нужно относить к безопасности.

    Не бойтесь просить о помощи. В большинстве общежитий есть директор и сотрудники, чья должность обязывает помогать жильцам в разных вопросах. В идеале они должны стремиться к тому, чтобы вы чувствовали себя здесь, как дома. Если проблемы с соседом по комнате невозможно решить, обратитесь к местному руководству.

    Узнайте, что разрешено. Некоторые общежития практикуют сухой закон, в других не допускаются лица противоположного пола, а некоторые имеют серьезные ограничения пользования огнем. Соблюдайте осторожность.

    В большинстве общежитий общая душевая. Не забывайте свои купальные тапочки! Некоторые болезни передаются через контакт стопы. К тому же, кто знает, что происходило там внутри?

    Первое, что нужно понять первокурснику - в вузе всё будет совсем по-другому. Уже больше нельзя прятаться за родителей, школьные привязанности остались в прошлом, и своё портфолио для карьеры нужно составлять уже сейчас. Первый курс - это начало взрослой жизни, к которому нужно подойти во всеоружии. Как сформировать правильный круг знакомств, как ставить цели и их добиваться и почему никогда не стоит верить страшилкам про преподов, рассказывает кандидат юридических наук, директор Института бизнес-права МГЮА Екатерина Тягай.

    Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

    1. Обнулите счётчик

    «В школе меня никто не понимал», «мне плохо давалась математика», «меня пугали публичные выступления» - забудьте об этом. Все школьные комплексы должны остаться в прошлом, как выпавшие молочные зубы. Если вы не расстанетесь с ними вовремя, то не сможете ни откусить, ни прожевать то, что предлагает взрослая жизнь.

    Не пытайтесь пришить к себе свою детскую тень, это не получилось даже у Питера Пэна. Родители, ностальгически вспоминающие школьное время, вовсе не мечтают вновь превратиться в себя 30-летней давности. Они просто хотят жить интересной, насыщенной жизнью, только без лишних забот и болячек. Дайте детям такую возможность: сами перестаньте быть школьником и займитесь своими новыми делами.

    2. Узнайте, что интересного может предложить вам университет

    Каждый год в разгар лета ко мне приходят десятки взволнованных пап и мам, из-за спин которых выглядывают первокурсники, измученные ЕГЭ и поступлением. Родители задают кучу технических вопросов: «А если мы прошли на бюджет, уже можно ехать отдыхать?», «А если учиться на платном, то меньше шансов вылететь?», «А как у вас с питанием?», «А когда дадут общежитие?», «А от метро зимой тяжело к первой паре успевать?». Будущие первокурсники растерянно озираются.

    Мало кто интересуется тем, что реально важно для новоиспечённых студентов. Выясните сразу:

    - какие дополнительные образовательные программы реализует вуз. Факультативы, курсы, программы обмена с зарубежными университетами.

    - какие студенческие объединения существуют на факультете. В России нет культуры «студенческих братств», но есть отличные альтернативы: кейс-клубы, бизнес-клубы, клубы дебатов, научные общества, кружки, инкубаторы, спортивные и творческие команды. Всё это позволяет легче учиться, больше общаться, знакомиться, находить друзей, работу и даже любовь (кому повезёт).

    Как в университете обстоит ситуация с иностранными языками, сколько из них изучаются в рамках обязательной программы, а какие дополнительно. Возможна ли с помощью вуза подготовка к сдаче экзаменов TOEFL и IELTS.

    - какие возможности предоставляются студентам для прохождения практик и стажировок. Есть ли у университета постоянные компании-партнёры. Какова вероятность трудоустройства по результатам стажировок, и какую роль в этом играет центр занятости студентов (заодно уточните, существует ли он).

    3. Общайтесь

    Социализация и нетворкинг - ваши главные спутники на ближайшие четыре-шесть лет. Школьные компании похожи на дачные - они прекрасны, но чаще всего объединены территориальным признаком и общими воспоминаниями. Как только детские приключения заканчиваются, такие связи ослабевают - люди находят новые интересы и начинают развиваться с разной скоростью.

    Те, с кем вы оказываетесь за соседними партами в университете, априори играют с вами за одну команду

    Если вам повезло не ошибиться с выбором профессии, то именно однокурсники сформируют тот круг общения, с которым вы все активные годы жизни будете идти рука об руку, вместе расти и менять мир.

    Будьте снисходительны к тем, кто во время учёбы выглядит неуклюже и бестолково. Каждый год на встречах выпускников я поражаюсь тому, как быстро и ярко такие люди расцветают, как многого добиваются. Как оставляют далеко позади тех, кто их троллил, а сам так и не прыгнул выше собственной головы.

    Ходите на открытые лекции, воркшопы, мастер-классы, семинары, диалоги и любые интеллектуальные мероприятия. Не бойтесь отправиться туда в одиночку - вы тут же найдёте единомышленников.

    4. Наметьте цели и двигайтесь в их направлении

    Ла Монте Янг, композитор-минималист и тусовщик-максималист, сказал однажды, что девиз «начерти прямую линию и следуй ей» определил не только его музыкальный стиль, но и всю последующую жизнь.

    С первого курса ставьте перед собой большие задачи, не мелочитесь. Сдать сессию без хвостов или просто нормально учиться - не цель, а фоновый режим для тех, у кого есть настоящие мечты.

    Не ждите от родителей поощрительных подарков за учёбу, это упадничество. Масштабируйтесь с каждым своим достижением

    Погуглите все списки мест, где работают лучшие профессионалы в вашей области, составьте личный шорт-лист компаний, бизнесов и занятий - и тут же начните свой крестовый поход.

    Не стесняйтесь хорошо учиться и не думайте, что это помешает вам классно проводить время вне учёбы. Вы все успеете, просто не экономьте силы: четыре года университета - самая короткая и самая быстрая взлётная полоса в жизни.

    «Ой, у неё вообще не сдашь, она просто жесть».

    «Ой, да к нему вообще можно весь семестр не ходить, а потом „автомат“ получить».

    «Ой, этот спецкурс не выбирай, на нём всегда скучно, а вот этот выбирай, тут легче всего списать».

    «Ой, перед вот этой обязательно нужно заискивать, покупать её учебники и цитировать наизусть, она ставит только любимчикам».

    Никогда не верьте в эти истории и тем более не руководствуйтесь ими.

    Сюда же отнесите тематические студенческие паблики и закрытые (а также условные «сачок» и «профессорорейтинг»).

    Вся эта суета и муравьиные бега - только для тех, кому есть чего бояться из-за прогулов и плохой подготовки. К тому же всегда и во всех ситуациях существуют исключения из правил - будьте приятным исключением, оставайтесь в стороне от чужих ошибок и не перенимайте неудачный опыт.

    Половину студенческих хорроров сочиняют те, кому просто не повезло с билетом, вторую половину - те, кто толком не в курсе, но просто очень любят вставить свои пять копеек.

    6. Составляйте своё профессиональное портфолио с первого курса

    Ищите работу по специальности: не подработку консультантом в Uniqlo, не халтуру официантом в «Старбаксе», не распространение Amway среди соседей по подъезду, а настоящую работу. Пусть бесплатную, на четверть ставки, с гибким графиком и неполным рабочим днём. Сделайте себе визитки.

    На первом же курсе составьте и каждые полгода обновляйте своё резюме. Если за год в CV ничего не поменялось, вы что-то делаете не так

    Заведите нормальную электронную почту - не «[email protected]», не «[email protected]», а «[email protected]».

    Устраивайтесь на любые профильные практики и стажировки, приставайте с этими просьбами к лекторам, преподавателям, деканам и выпускникам. Не бойтесь браться за то, чего не знаете и в чём ещё не разобрались, не стесняйтесь быть навязчивыми в поиске работы. Сохраняйте все сертификаты и включайте их в портфолио. Это лучшая инвестиция, которую вы можете сделать в себя и своё будущее уже в студенческие годы.

    7. Научитесь правильно пользоваться интернетом

    Критически относитесь к любой информации. Разберитесь с тем, что вбивать в поисковой строке. Не будьте бабушкой, которая обращается к Яндексу «на Вы» и в деепричастных оборотах спрашивает, как купить кошачий корм.

    Самое важное, чему нужно научиться в университете, - искать и находить то, что нужно

    Анализируйте большие данные, все подвергайте сомнению, перепроверяйте источники и докапывайтесь до первоисточников. Помните: что однажды было выложено в интернет, остаётся там навсегда. Если у вас большие планы на будущее, не выкладывайте в социальных сетях те фото, которые спустя пять-десять лет плохо будут смотреться в журнале Forbes. Уважайте чужую приватность и берегите свою.

    8. Дружите с родителями и их друзьями

    Настоящий аттестат зрелости - лёгкость общения с людьми любого возраста. После школы мир перестаёт делиться на ровесников и взрослых. На первой же работе вы поймёте, что способности и достижения не находятся в прямой зависимости от возраста. А это значит, что на ближайший десяток лет вы с родителями оказываетесь в одной активной фазе жизни, до которой было детство, а после которой наступит старость.

    Ходите вместе в кино, заводите общих друзей, тусуйтесь в одной компании, придумывайте общие бизнесы и проекты. Вы никогда об этом не пожалеете и всегда будете этим гордиться, поверьте.

    9. Путешествуйте. Как можно чаще. Всегда

    Любые территориальные границы очерчивают пределы ваших возможностей. Не становитесь их заложником. Каждый год я собираю в своём кабинете студентов, приехавших из других городов и рассуждающих по принципу «где родился, там и пригодился». Большинство ребят приезжают учиться в другой город, подспудно рассчитывая вернуться домой уже в новом качестве. Я рассказываю им о том, что ждёт их в Москве, особенно если они приложат усилия. По лицам пробегает недоверие, сомнение и даже страх.

    Проходит пара семестров, и передо мной оказываются совсем другие люди: честолюбивые, амбициозные, смелые. Они не теряют ощущения дома, но неожиданно начинают обретать его в новых местах, где могут реализоваться, открывают новые перспективы для себя и своей семьи.

    Ещё через несколько лет ко мне за рекомендательными письмами приходят выпускники, отправляющиеся дальше - в другие города и страны. Мы не прощаемся надолго, потому что люди непременно возвращаются туда, где им было хорошо. Но путешествие может быть очень приятным.

    10. Доверяйте себе

    Если вам не нравится и не хочется учиться, забирайте документы и уходите. Но только до этого постарайтесь разобраться с тем, что вам действительно хочется делать. Идите и делайте, вы точно будете счастливы.

    В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!

    Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.

    (Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )

    Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.

    Приступим-с.

    Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:

    1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?

    2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?

    3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?

    4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?

    Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:

    1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?

    2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?

    3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?

    Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.

    Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:

    Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.

    Ситуация Б:все с точностью наоборот.

    — если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.

    — если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.

    Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?

    Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:

    1. Минимизировать потери времени в универе.

    2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.

    3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.

    4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).

    Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.

    Минимизация потерь времени:

    • в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
    • чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
    • в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
    • на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.

    Выжимание из вуза всего, что можно:

    • повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
    • путевка на юг;
    • знакомства и связи.

    За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!

    Итак, остаются позади переживания, связанные с выбором профессии и порядком поступления в вуз . Абитуриент превращается в полноценного студента первого курса, который начинает совершенно новый этап своей жизни. Но, вместе с этим радостным событием появляются новые тревоги, новые волнения и ожидания, о которых мы сегодня и поговорим.

    Итак, первый раз на первый курс. Чего ждать от первого курса вуза? Каковы сюрпризы и разочарования первого года обучения?

    Вуз и школа

    Первая мысль, которую следует непременно усвоить, говорит о том, что вуз - не школа . Многие посчитают это утверждение само собой разумеющимся и банальным, но еще больше абитуриентов недооценивают различия в самой системе среднего и высшего образования. Но в чем они заключаются?

    В вузе студент целиком и полностью предоставлен сам себе. В подавляющем большинстве случаев его никто не контролирует, никто не вызывает родителей и, в сущности, не принуждает посещать пары. Более того, большинство преподавателей демонстрируют равнодушие к судьбам отдельных учащихся, которое просто невозможно себе представить в школе.

    У некоторых новоиспеченных студентов такие изменения вызывают чувство расслабленности, ведь если никто особенно ничего не требует, то и учиться можно спустя рукава. Тем более сильным будет у таких студентов стресс на первой сессии, когда им откроется истинная сущность обучения в вузе. Ничто так удачно не описывает образование в институте или университете, как пословица "от сессии до сессии живут студенты весело".

    Таким образом, особое значение на первом курсе начинает играть самодисциплина и самоорганизация . Эти качества помогут достичь желаемых успехов в учебе. Но даже в том случае, если молодой человек не стремится к особым достижениям на этом поприще, он может существенно облегчить себе жизнь, если будет заставлять себя выполнять необходимый минимум без давления извне.

    Образование и самообразование

    Из предыдущей мысли происходит еще одна: в вузе значительно большее значение уделяется самообразованию . В сущности, в задачу института, академии или университета не входит дать студенту все навыки и знания по выбранной специальности. Намного важнее научить его находить эти знания и работать над собственным профессиональным развитием в выбранной сфере.

    Так например, в вузах намного меньшее значение имеют домашние задания: некоторые преподаватели вообще не практикуют такую форму обучения. Зато намного более важную роль играют рекомендации лектора, советы по выбору литературы, самостоятельные изыскания в определенной теме.

    В сущности, вуз можно закончить и без какого-либо самообразования, пользуясь только конспектами и шпаргалками. Но именно самообразование - это первый шаг к профессиональному саморазвитию . Ведь потом, на месте работы, новичку уж точно никто не будет надиктовывать лекции и выдавать "правильную" литературу.

    Первый курс - самый сложный (самый легкий)

    Оба убеждения в одинаковой степени ошибочны. Ведь, на самом деле, первый курс для студента - это период адаптации к новой реальности и новой модели обучения. Многие вещи будут сложными и непривычными, но, с другой стороны, знания на первом курсе обычно носят общий характер, и где-то перекликаются с тем, что каждый из нас учил в школе.

    Важность первого курса заключается, скорее, в том, чтобы создать себе определенную репутацию у преподавателей и одногруппников. Здорово то, что эту репутацию можно создать буквально с нуля, забыв об обидах, конфликтах и разочарованиях школы. Кроме того, на первом курсе важно изначально не пустить процесс обучения под откос, ведь восстановить утраченные знания и репутацию будет очень сложно!