Методы сбора социально психологической информации. Наблюдение - метод сбора научной информации. Методы социально-психологического исследования

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой « ». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования;
2) методы моделирования;
3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: , изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ - исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название « » (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос - представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования - письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование - метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы , нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже - групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним-двумя факторами - называемыми независимыми переменными - экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают . В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных : лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

У каждой науки есть свои методы исследования и сбора информации. Не исключение и социальная психология. Хотя, как самостоятельную науку, ее стали выделять лишь к концу XIX века. Методы социальной психологии используют для изучения основных психологических явлений в социуме и их закономерностей. Изучение совокупности всех показателей помогает раскрыть суть и глубину происходящих процессов и явлений в обществе.

Все методы, используемые в социальной психологии, можно разделить на две большие группы:

1. Метод сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение документальных источников).

2. Метод обработки информации (корреляционный и факторный анализ, построение типологий и др.).

Наблюдение

Этот метод по праву можно назвать самым «древним» и одним из популярных. Он не требует особых приготовлений и инструментария. Правда, есть и существенный недостаток – нет четкого плана фиксации данных и их интерпретации. Каждый последующий исследователь будет описывать данные через призму своего восприятия.

Что является предметом наблюдения в социальной психологии? В первую очередь, вербальные и невербальные акты в поведении одного человека, малой или большой группы, которые находятся в определённых условиях социальной среды или ситуации. Например, ответить на вопрос ?

Наблюдение бывает нескольких видов:

Внешнее наблюдение – это способ сбора информации, который часто использует каждый из нас. Исследователь при помощи прямого наблюдения со стороны получает информацию о психологии и поведении людей.

Внутренне наблюдение или самонаблюдение – это когда психолог-исследователь хочет изучить интересующее его явление именно в том виде, в котором оно представлено в сознании. Ставит перед собой задачу и ведёт внутреннее наблюдение за самим собой.

Наблюдение рассматривает предмет или явление в целом. Этот метод социальной психологии не ограничен четкой программой изучения. Наблюдатель в любой момент может сменить объект своего наблюдения, если его заинтересовало то, что не было заранее запланировано. С помощью этого метода не удастся выявить причину происходящего, а времени придется потратить много.

Эксперимент

Данный метод психологического исследования достаточно специфичен. Исследователь, в случае необходимости, может поработать и создать искусственную ситуацию для изучения определенного свойства, которое «здесь и сейчас» будет проявлено лучше всего.

Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Отличает их то, что психология и поведение людей могут изучаться в отдаленных или приближенных к действительности условиях.

Естественный эксперимент проходит в условиях обычной жизненной ситуации. Исследователь только фиксирует данные, не вмешиваясь в ход событий.

Лабораторный эксперимент напротив. Он проходит в заранее искусственно созданной ситуации. Это делается для того, чтобы как можно лучше изучить определенное свойство.


Опрос

Одним из часто используемых методов социальной психологии можно смело назвать – опрос. Это, как правило, ряд вопросов, на которые должны ответить испытуемые. Его большим преимуществом считается то, что можно охватить большое количество респондентов за короткий промежуток времени.

Устным опросом специалисты пользуются тогда, когда нужно вести наблюдение за тем, как ведет себя человек и как реагирует на вопросы. Он, в отличие от письменного, позволит глубже изучить психологию человека. Однако, требует больше специальной подготовки и времени.

Для того, чтобы охватить большое количество испытуемых, используют письменный опрос – анкету.

Если письменный или устный опрос не ограничен определенными ответами на вопросы, то его называют свободным. Его плюс в том, что можно получить интересные и нестандартные ответы.

Всем нам известные тесты – это также один из методов социальной психологии. С их помощью исследователь получает точную информацию, как в качественном, так и в количественном соотношении.

С помощью тестов легко сравнивать между собой психологию разных людей, давать оценки, изучать себя. Наверное, каждый хотя бы раз отвечал на вопросы тестов ?

Тесты делятся на два вида – задание и опросник. Мы с вами чаще сталкиваемся с опросниками. Они основаны на системе ответов, которые тщательно отобраны и проверены на надежность и валидность. Тест-опросник позволяет изучать психологические качества людей.

Тест-задание поможет дать оценку психологическим и поведенческим качествам человека исходя из того, что и как он делает. Этот метод основан на серии специальных заданий, предъявляемых испытуемому. По итогам проведения теста можно говорить о том, есть ли определенное качество у человека и насколько оно развито.

В изучении психологии и поведения малых групп широко применяется социометрия.

Статистический метод

В социальной психологии широко используются методы и модели математической статистики. Они помогают в сборе информации, а также её обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов.

В статье мы перечислили основные методы исследований в социальной психологии. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Какой метод выбрать зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь и какой процесс или явление планирует изучить.

Социально-психологическое исследование - вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика с.п.и. по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

  • использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов;
  • социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
  • неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
  • культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
  • работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений. Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень - процедурный (Г. М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

  • характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
  • характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т.п.);
  • характеристики продуктов человеческой деятельности - материальной и духовной;
  • отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходит неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия или методы активного обучения (А. Л. Свенцицкий, 1977).

Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования:

  • повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации;
  • «компьютеризация» методов - разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования, создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;
  • комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.)
  • усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);
  • разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т.е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).

Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования. Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных. Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.

Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения ) и их кодификаторы составляют так называемую "схему наблюдения". Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения.

Метод анализа документов.

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы.

Контент-анализ - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Его основные процедуры были разработаны X. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч, Стоуном, Ч. Осгудом и др. В отечественной психологии в 20 - 30-е годы выполнены исследования на основе аналогичных контент-анализу процедур (В. А. Кузмичев, Н. А. Рыбников, И. Н. Шпильрейн и др.).

Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок аудитории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др. Область применения к.-а. в социальной психологии: изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; исследование социально-психологических явлений, отраженных в содержании документа; изучение специфики средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания; исследование социально-психологических аспектов коммуникационного воздействия. Главная задача контент-анализа – не только выявить реальные факты, события, о которых идет речь в тексте, но и настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены.

Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировочной инструкции - описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных. Она содержит краткое обоснование категорий анализа, соответствующий словарь индикаторов категорий и подкатегорий контент-анализа в терминах исследуемого текста, а также определяются их коды (цифровые или буквенные обозначения) и выбранные единицы количественного анализа. Как правило, в ней описываются формы (специально подготовленные таблицы) рабочей регистрации частоты и объема упоминания категорий контент-анализа.

Качественные (смысловые) единицы:

  • категории - наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования;
  • подкатегории - частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий;
  • индикаторы - формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.

К количественным единицам анализа относят:

  • единицы контекста - части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий;
  • единицы счета и объема - пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.

Количественная обработка информации предполагает использование типичных способов статистического анализа данных: распределения и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции и др. Разработаны специальные приемы количественной обработки данных контент-анализа. Наиболее известными являются коэффициенты «совместной встречаемости» категорий, «ассоциаций», «благоприятности оценки», «удельного веса» категории и др.

Метод опроса . Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Область применения опроса в социальной психологии:

  • на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
  • опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
  • как основной метод сбора эмпирической информации.

Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:

  • в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
  • опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;
  • применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;
  • чаще всего проводится в очной форме;
  • в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др. (А. Л. Журавлев, 1995).

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса (В. А. Ядов, 1995; Г. М. Андреева, 1972; А. Л. Свенцицкий, 1977).

В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросов. Наиболее часто упоминают такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как: неудачное формулирование вопросов, использование специальных терминов, затрудняющих понимание; неопределенность вопросов; неполный перечень возможных альтернатив ответа; неудовлетворительная инструкция анкеты и др.

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:

  • определение варианта (числа) выборов (отклонений);
  • выбор критериев (вопросов) опроса;
  • организация и проведение опроса;
  • обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N - 1 (социометрическая константа), где N - число членов группы. Параметрическая процедура - ограничение числа выборов.

Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы.

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом.

Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус - величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности - степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними.

Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряженные «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений), определить лидера группы. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов, в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо - «отвергаемых», во внутреннее кольцо - "средне популярных".

Рис. 2. Пример социограммы-мишени (первых двух выборов).

Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы; их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности. Наиболее существенными недостатками метода принято считать:

  • невозможность выявления мотивов межличностных выборов;
  • возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты;
  • социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т.е, совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки (Э. С. Чугунова, 1977, 1986).

Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии. С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования (В. Е. Семенов, 1977: М. В. Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности.

Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Г. Т. Хоментаускас, 1987; В. А. Ядов, 1995).

Среди наиболее известных тестов социально-психологической диагностики следует указать тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Л. Н. Собчик, 1981), шкалу совместимости В. Шутца (А. А. Рукавишников, 1992), методику оценочной биполяризации Ф. Фидлера (И. П, Волков, 1977) и др. Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимаютметодики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (В. Н. Панферов, В. П. Трусов, 1977).

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап - определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т. к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Д. Кэмпбелл, 1980: В. Н. Панферов, В, П. Трусов, 1977). Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:

  • по специфике задачи - научные и практические;
  • по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);
  • по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты.

Вопросы для повторения

1. Какие представления о предмете сложились в современной социальной психологии?

2. Приведите примеры разных социально-психологических явлений: процессов, состояний, свойств личности или группы.

3. Перечислите основные объекты исследования в социальной психологии.

6. Какие периоды выделяются и истории отечественной социальной психологии?

14. Назовите основные теоретико-методологические ориентации в зарубежной социальной психологии.

15. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях.

16. В чем особенности социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками, например, социологией?

17. Каковы основные источники получения информации в социально-психологическом исследовании?

18 Охарактеризуйте основные этапы социально-психологического исследования.

19 Назовите основные методы социально-психологического исследования.

20 Каковы достоинства и недостатки включенного и невключенного наблюдения?

21 Б чем особенности использования метода контент-анализа текстовой информации?

22 Каковы достоинства и недостатки очного и заочного опроса?

23 Для решения каких задач используется социометрический метод?

24 Перечислите основные процедуры проведения социометрического опроса и анализа данных.

25 Для решения каких задач используется метод групповой оценки личности?

26 В чем основные трудности применения эксперимента в социальной психологии?

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект-Пресс, 2000.

2. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., Наука, 1994.

3. Будкова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., Наука, 1983.

4. Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М., Наука, 1994.

5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., Социально-психологический центр, 1996.

6. Лекции по методике конкретных социальных исследований. / Под ред. Г.М. Андреевой. М.. Изд-во МГУ, 1972.

7. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., ИП РАН, 1995.

8. Методики социально-психологической диагностики личности и группы.//Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М., ИПАН СССР, 1990.

9. Методология и методы социальной психологии. // Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., Наука, 1977.

10. Методы социальной психологии. // Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.,. Изд-во ЛГУ, 1977.

11. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., Изд-во «Питер», 2000.

12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., ИГУП, 1999.

13. Современная психология. Справочное руководство. // Отв. ред. В.Н. Дружинин. М., ИНФРА-М, 1999,. С. 466-484.

14. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., Изд-во «Питер», 2000.

15. Спецпрактикум по социальной психологии опрос, семейное и индивидуальное консультирование. //Под ред. Ю.Е. Алешиной, К.Е. Данилина, Е.М. Дубовской. М., МГУ, 1989.

16. Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организованности коллектива. // Психол журн. Т. 1, 1980, №4, С. 84-94

17. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л., Изд-во ЛГУ, 1986.

18. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.

19. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М., АСТ, 1997.

Анализ документов

Эксперимент

Тестирование

Наблюдение

Вопрос 2. Методы социологии и психологии управления.

Используемые в социологии и психологии управленияметоды можно подразделить по цели применения на:

1. диагностические методы;

2. регулирующие методы.

Диагностические методы. Цель – изучение объекта управления (работника, группы, коллектива, организации) путем сбора информации о его состоянии и происходящих изменениях.

2. Опрос (устный : беседа, интервью; письменный : анкетирование)

Метод Содержание информации
Повседневное наблюдение работника в различных производственных ситуациях Проявления темперамента, характера, взаимоотношения с другими людьми, совместимость, конфликтность, другие свойства личности
Беседа Интересы, потребности, жизненные планы, жизненные проблемы
Анкетирование, интервью Мнение работника по отдельным вопросам жизни коллектива, отношение к труду, коллегам, администрации
Тестирование Профессионально-важные качества, пригодность к выполнению определенных обязанностей, способность к руководящей деятельности
Эксперимент, анализ результатов деятельности Инициативность, работоспособность, способность к сотрудничеству, профессиональная компетентность, творческие способности
Анализ документов Основные этапы жизненного пути, свойственные работнику способы решения жизненных проблем, направленность личности

Регулирующие методы. Цель – изменение состояния объекта управления в нужную сторону путем воздействия на сам объект или его окружение, условия его деятельности.

По способу воздействия По цели воздействия
1. Непосредственные методы (предполагают прямое воздействие на объект управления, что достигается прямым требованием, просьбой или предложением): а)убеждение; б)внушение; в)психическое заражение; г)принуждение. 2. Опосредованные (групповые) методы (предполагают косвенное воздействие на объект управления (либо через работника, коллектив, либо изменяя условия, которые меняют поведение объекта в нужную сторону), что достигается созданием условий, делающих необходимым нужное поведение и способствующих нужным действиям): а)социально-психологический тренинг; б)групповая дискуссия; в)деловая игра. 1. Стимулирующие методы имеют целью воздействие на мотивацию личности, они могут носить либо побудительный, либо заразительный характер. 2. Тонизирующие методы направлены на эмоциональную сферу личности, предполагают ее изменение, действуя либо возбуждая, либо успокаивающе. 3. Когнитивные методы имеют целью формирование определенного представления, понятия или, напротив разрушение какого-либо представления, стереотипа мышления или поведения. 4. Коммуникативные методы обеспечивают воздействие на отношения людей, способствуя либо их формированию, упрощению, стабилизации, либо, напротив, распадению, обострению, дестабилизации.

Наблюдение – представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Организация наблюдения включает определение характеристик объекта, целей и задач наблюдения; выбор вида наблюдения; разработку программы и процедуры наблюдения; установление параметров наблюдения и разработку техники регистрации результатов; анализ результатов и выводы.



По отношению наблюдателя к объекту наблюдения различают два вида наблюдения – внешнее и включенное .

При внешнем наблюдении – взаимодействие между наблюдателем и объектом сведено к минимуму: наблюдатель старается исключить влияние своего присутствия на поведение объекта, чтобы добиться максимальной объективности результатов.

При включенном наблюдении наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как его участник, т. е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений.

На практике наблюдение чаще всего используется в сочетании с другими методами иди тогда, когда применение других методов оказывается невозможным.

Опрос основан на способности исследуемого непосредственно отвечать на вопросы исследователя .

Вместо того чтобы наблюдать за человеком, пытаясь выяснить его намерения или его отношение к происходящему, можно просто спросить его об этом. Однако эта про­стота кажущаяся – на многие вопросы человек либо не может ответить, либо не хочет. Дело часто осложняется тем, что он может скрывать свое незнание или свое нежелание. Различные виды опроса по-разному стремятся преодолеть эти трудности.

Основные виды опроса беседа , интервью , анкетирование .

Беседа –речевое общение с изучаемым человеком. Беседу можно назвать наблюдением, дополненным общением, но и ограниченным этим общением, т.е. это наблюдение в процессе общения.

В процессе беседы исследователь (руководитель, работник кадровой службы) анализирует не только речевые ответы, но самые различные проявления чувств и мыслей человека – мимику, пантомимику (движения тела, позы), интонацию речи, наблюдает за поведением собеседника, стремясь определить степень его искренности и понимания предмета беседы, его отношение к собеседнику и обсуждаемым вопросам, его желание участвовать в беседе.

Интервью , в отличие от беседы, предполагает предъявление исследуемому перечня заранее сформулированных вопросов.

Как и в беседе, ответы регистрируются самим исследователем. Формализация вопросов, которые в одном и том же продуманном виде могут задаваться самым разным людям, делает возможным значительное расширение круга опрашиваемых. Опрос-интервью может проводиться исполнителями, а не самим исследователем – разработчиком интервью, что невозможно в методе беседы, требующим непосредственного участия компетентного исследователя.

Т.е. в интервью возможно разделение труда между разработчиком – исследователем и исполнителем, собирающим информацию. Интервью представляет собой вид формализованной беседы.

Анкетирование –письменный вид опроса. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде и на которые он должен ответить письменно, заполнив анкету.

Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета» ) или в заданной форме («закрытая анкета» ), когда респондент выбирает один из предложенных ему вариантов ответа.

Преимущества метода анкетирования перед другими методами опроса:

o сократилось время на регистрацию ответов респондентов за счет «самообслуживания»;

o стало возможным охватить исследованием любое число респондентов, отпечатав нужное количество анкет;

o формализация ответов создает возможность использовать автоматизированную обработку анкет и тем самым решает проблему обработки огромного массива информации.

o благодаря анонимности анкеты решается важнейшая проблема достижения искренности в ответах .

Недостатки метода:

Чем формализованнее ответы , тем меньше в них собственно социально-психологического содержания, тем меньше в них отражается личность конкретного человека.

Чем более общим является вопрос , тем меньше социально-психологической информации несет ответ на него.

Тестирование . Тест представляет собой определенное испытание, включающее задание, единое для всех исследуемых, предполагающее использование строго определенной техники оценки выполнения и получение числового значения результата.

Любой тест должен отвечать как минимум двум основным требованиям – быть надежным и валидным.

Надежность теста определяется повторяемостью его результатов при повторных испытаниях и степенью их разброса. Валидность , или пригодность теста , определяется степенью соответствия теста как мо­дельного испытания той реальной деятельности, моделью которой он является (валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает).

Тесты интеллекта, личностных свойств, общих, специальных (музыкальных) и профессиональных (офисных) способностей – все они представляют собой некие задания, по результатам выполнения которых судят о степени развития того или иного свойства личности.

Анализ документов –данный методпредставляет собой установление правильности свидетельства, доказательства, каким является документ, иначе говоря, предполагает критическое отношение к информации, носителем которой он является.

Различают внутреннюю и внешнююкритикудокумента . Внутренняя критика озна­чает установление осмысленности информации, непротиворечиво­сти сведений, сообщаемых в документе, их полноты, направлен­ности, характера изложения и т. п. Внешняя критика означает уста­новление подлинности документа, его автора, времени, места иобстоятельности написания.

Примером таких документов, с которыми приходится иметь дело руководителю и которые необходимо уметь анализировать, являются личные документы работников – листок по учету кадров, автобиография, характеристики и т.п. По этим документам руководитель должен установить, на­сколько пригоден данный работник, сумеет ли он вписаться в коллектив, насколько он конфликтогенен или, напротив, покладист. Однако, можно лишь косвенно судить об этих качествах работника, анализируя документы. Данный метод, как и предыдущие, наиболее продуктивен не сам по себе, а в сочетании с другими методами изучения работников.


Социально-психологический тренинг – обобщенное название группы методов, имеющих целью развитие навыков общения, обострения чувствительности в восприятии людей (интонации, выражения лица, позы), умения понимать других людей и самого себя, т. е. развитие личности, которое достигается в условиях свободного общения и посредством специально организованного общения .

Одна из основных особенностей социально-психологического тренинга – темы общения в группе заранее не планируются, предметом обсуждения являются события, возникающие непосредственно в процессе общения. Содержание общения составляют взаимные выражения отношений и чувств участников тренинга. Группы могут состоять из участников, знакомых или незнакомых друг с другом. Оптимальный размер группы – 7-15 человек.

Успешная работа группы, главное условие которой – достижение атмосферы доверия, в значительной степени определяется действиями тренера – руководителя группы, выступающего носителем модели поведения в группе, задающего форму общения, способ выражения чувств и восприятия других людей.

Деловые игры являются составными частями соци­ально-психологического тренинга. Деловая играпредставляет собой имитацию реальной ситуации, задачи или деятельности, предполагающей разделение функ­ций и взаимодействие участников. При этом каждый из участников играет определенную роль и в соответствии с этой ролью строит свои взаимоотношения с другими участниками игры.

Цель метода состоит в том, чтобы сформировать в ходе обучения навыки опе­ративного сотрудничества и взаимодействия в условиях имитируемой деятельности. Эти навыки определяются ролью, которая предписывает поведение каждого из участников. Участники долж­ны освоить роль, понять ее содержание и целесообразность, осмыслить ее место в системе отношений других участников.

Существенным приемом данного метода, способствующим осмысле­нию роли и взаимопониманию участников, является смена ролей , когда каждый из участников игры последовательно становится каждым персонажем игры. Это позволяет всякий раз с новой позиции рассмотреть и проиграть взаимоотношения, возникающие в процессе игры.

Может являться вторичной или первичной. Во втором случае сведения получены в ходе опроса (наблюдения) из первых рук. В первом случае источник - уже опубликованный материал.

Методы сбора социологической информации включают в себя: опрос, наблюдение, анализ документов.

Последний прием обозначает применение любых сведений, зафиксированных в тексте (рукописном или печатном), звукозаписях, фото-, кино-, видеоматериалах. Этот способ включает и используется при исследовании сведений, созданных в разных сферах общественной коммуникации. Все документы подразделяют на четыре типа. К первому относят письменные материалы - архивные сведения, материалы прессы, личную документацию. Вторым типом являются иконографические документы. К ним относят картины, видеоматериалы, фотографии. Следующим типом являются статистические документы. Они представлены сведениями в цифровом виде. К последнему, четвертому, типу документов относят фонетические данные. Они представляют собой звукозаписи.

Наблюдение и опрос - достаточно распространенные методы сбора данных.

Следует отметить, что при достаточно широком применении эти приемы (по отдельности) не являются главными при исследовании. Часто методы используются в совокупности.

Одним из достоинств наблюдения, как исследовательского приема, является наличие непосредственного личного контакта исследователя с объектом или явлением. Социологическое наблюдение осуществляется в естественных для изучаемого предмета условиях. Таким образом исследователь имеет возможность получить первичные сведения. В процессе изучения осуществляется регистрация происходящих явлений.

В зависимости от степени, в которой исследователь принимает участие в процессе, выделяют включенное и простое наблюдение. Во втором случае исследователь фиксирует все "со стороны", не участвуя в происходящем явлении или деятельности изучаемой группы.