Крушение поезда царской семьи. Место крушения императорского поезда. Как Александр III с семейством оказался у смертельной черты Елена Хорватова

Царь Александр III Романов (26.02.1845 - 20.10.1894) Российский предпоследний император. Отец Николая II. В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил официальное прозвание "Миротворец".
В октябре 1888 года царь с семьей, на поезде возвращался в Петербург из Крыма, где он находился на отдыхе.

В 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск - Харьков - Азов южнее Харькова произошла железнодорожная катастрофа, с участием императорского поезда. При этом с рельсов сошли десять вагонов.
Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в рамках установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. Поезд вели два паровоза, и скорость составила около 68 км/ч.

Путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 10 метров). По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошел второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего толчка поезд остановился. Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Федоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен. Очевидцы трагедии утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из под завалов. Обсыпанные землей и обломками, из-под вагона выбрались император, императрица, цесаревич Николай - будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, лица свиты, бывшие приглашенными к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметьева, которому раздробило палец руки. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб.

По инициативе Александра III расследование причин катастрофы поезда было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда. Были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько и ряд других чиновников. Через несколько месяцев незавершенное расследование было прекращено по высочайшему повелению. Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова и М. А. Таубе (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошел с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу.

Существует версия, что когда царь лично вызволял тех, кто оказался под обломками, кругом раздавались крики: "Какой ужас! Покушение! Взрыв!". И тут Александр III произнес фразу: "Красть надо меньше".

17 октября 1888 года Россию облетела тревожная новость: у железнодорожной станции Борки (в нескольких километрах южнее Харькова) произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III возвращался с женой и детьми после отдыха в Крыму.

Катастрофа произошла днем, в 14 часов 14 минут, шел дождь, повсюду была слякоть. Состав спускался с уклона на значительной для того времени скорости 68 километров в час, и вдруг неожиданно сильный толчок сбросил людей с их мест, последовал страшный треск, и поезд сошел с рельс.
Это был специальный императорский состав из 10 вагонов, на котором Александр III с семьей и свитой ежегодно выезжали в крымское имение императрицы Марии Александровны — Ливадию. Состав: паровоз заграничной постройки, вагон-салон, вагон-кухня, вагон-опочивальня, вагон-столовая, служебный вагон и свитские вагоны (кстати, давшие престижную аббревиатуру СВ).

Царский вагон

Голубой вагон императора был длиною 25 м. 25 см. Золоченые двуглавые орлы украшали окна, расположенные на две стороны. Потолок был обтянут белым атласом, стены обиты стеганым штофом малинового цвета. Этот же материал применялся для обтяжки мебели, для чего пригласили французских декораторов из Лиона. На столах стояли бронзовые часы, интерьер украшали также вазы севрского фарфора и бронзовые канделябры. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам, украшенным наверху флюгерами в виде орлов. Трубы отопления замаскировали бронзовыми решетками, служившими также эффектными деталями декора. Вагон императрицы представлял собой «три изящно убранные комнаты, с камином, с кухней, погребом и ледником».

Страшная катастрофа

Состав был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид: без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами, вагоны полулежали на насыпи; крыша одного из них лежала частью на нижней раме. По свидетельству очевидцев, первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился, и осталась одна рама, то все оказались на насыпи, придавленные крышей.

Чудесное спасение

Часть вагонов разнесло буквально в щепки, погибло 20 человек, в основном из прислуги. В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при крушении оторвались, покатились назад и нагромоздились друг на друга. Тем же ударом были выбиты поперечные стенки вагона, а боковые стены треснули, и крыша стала падать. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных бывших в вагоне спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, позволившее практически уже обреченным августейшим путешественникам выбраться из вагона — пораненными, перепачканными, но живыми.

Царь не подвёл

Александр III был не из робкого и слабого десятка. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, пока из-под нее вылезали его близкие. Едва выбравшись из-под обломков, он занялся оказанием помощи пострадавшим.

Как установило следствие, причиной катастрофы стало значительное превышение скорости тяжелого царского состава и допущенные дефекты при строительстве железной дороги. Поездам такого объема тогда не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час, а царский поезд по расписанию должен был делать 37 верст в час. На деле перед крушением он шел со скоростью под семьдесят.

Молебен о спасении

В Харькове, куда была доставлена императорская семья, отслужили торжественный молебен о ее спасении. Действительно, был какой-то высший промысел в происшедшем. На месте катастрофы был воздвигнут православный семиглавый храм: Царь, царица, пять детей. Впоследствии на протяжении многих лет император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.


17.10.1888 (30.10). – Чудесное спасение Государя Александра III с семьей в катастрофе поезда около Харькова

Катастрофа царского поезда

17 октября 1888 года в полдень вблизи станции Борки сошел с рельсов поезд, в котором из Ливадии в Петербург ехал ехал российский со всей Семьей. Погибло 23 человека и 19 было ранено; из Царской Семьи никто серьезно не пострадал.

Участок пути Тарановка – Борки был введен в эксплуатацию всего за два года до крушения. Дорога была построена с превышением допустимого угла наклона пути, рельсы уложили на песочный балласт. Его насыпали меньше существующей нормы. Поэтому насыпь постоянно размывалась дождями и оседала. Летом 1888 г. этот перегон признали аварийным, а машинистам рекомендовали тихую езду. Обычные поезда дорога выдерживала, хотя небольшие аварии случались довольно часто. Но тяжелый царский поезд на скорости в 60 верст в час и с сильно раскачивавшимся паровозом создавал сильное боковое давление на рельсы. Перед проходом правительственного поезда балласт подсыпали, а шпалы заменили, но не новыми, а снятыми с другого участка пути.

«Императорский поезд, вышедший со станции Тарановка, в полдень потерпел крушение на расстоянии 49 верст от Харькова. Поезд несся со скоростью 58 верст в час по насыпи, пролегающей через глубокую балку. Их величества с августейшим семейством и лица свиты в момент крушения находились в вагоне-столовой. Вагон этот превратился в лишенную всякого вида массу: его приплюснуло, отбросило далеко в сторону тележку, а сорвавшаяся крыша прикрыла остатки бывшего вагона. Люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых все смешалось в одну ужасную кучу. Стоны раненых и умиравших, придавленных обломками, оглашали воздух, делали картину еще ужаснее. А Государь, Государыня и особы Августейшего семейства остались невредимы. Их Императорские Величества отказались войти в один из уцелевших вагонов, и отдались заботе о раненых» - так описывали происшедшее газеты того времени.

Очевидцы из императорской свиты сообщали, что свою семью вызволил из-под обломков вагона сам Император. Железная крыша вагона провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: крушением снесло колеса и пол вагона. Император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона.

Писала своему брату, что не может выразить в словах чувства, овладевшие ею, когда среди руин и стонов она убедилась, что ее родные живы и невредимы, что их защитила незримая сила. Через месяц после катастрофы Император писал брату, : "Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика!.. Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость".

За недосмотр были отправлены в отставку министр путей сообщения К. Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. А управляющему Юго-Западными железными дорогами С.Ю. Витте, который безуспешно предупреждал министра о возможности катастрофы, предложили место директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов – это стала началом его государственной карьеры.

Счастливое избавление любимой народом Императорской семьи от гибели было воспринято народом как чудо. Это произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. (Тогда еще никто не знал, что от ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет.)

На месте крушения поезда в память об этом событии по проекту академика архитектуры Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. Часовню воздвигли на том месте, где находился вагон-столовая, из-под обломков которого вышли невредимыми члены царской семьи. Состояла она из двух ярусов - наверху четырехгранная башня с золотой главой и крестом, внизу уходящее в глубь железнодорожной насыпи помещение для совершения богослужения.

Позже храм и часовня были переданы в ведение министерства путей сообщения. Было создано особое попечительство, призванное заботиться о состоянии храма. На средства железнодорожных обществ, за счет пожертвования служащих и частных лиц были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная безплатная библиотека имени Императора Александра III. Впоследствии на протяжении многих лет Император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.

В советское время храм был взорван, а часовня повреждена и более 50 лет простояла без купола. И вот пришло время ее восстановления. «Ко мне на прием пришли две жительницы Первомайского, - рассказывает начальник Южной железной дороги В. Остапчук, – попросили помочь как-то укрепить часовню, чтобы она совсем не разрушилась. Начали поднимать архивы, дабы выяснить, кому же она принадлежит, и убедились, что она находится на балансе железной дороги. Магистраль тянется много сотен километров, вдоль нее много церквей, мы помогали строить или восстанавливать некоторые из них. Но ни одна из них не находится непосредственно в такой близости. Можно сказать, сам Бог велел, чтобы мы ее реставрировали... Это наше прошлое, наша история... Мы также восстановили платформу, тоже являющуюся частью этого исторического места. Надеемся, что эта часовня будет не только напоминать пассажирам о событии, происшедшем 115 лет назад, но и оберегать всех людей, приходящих сюда, проезжающих мимо этого святого места». Платформе Первомайская вернули изначальное название Спасов скит.

Полностью реставрация часовни Нерукотворного Спаса еще не завершена, остались работы по росписи часовни. Сейчас снаружи часовня выглядит примерно так же, как и сто с лишним лет назад, когда была построена. Но уже сейчас люди верующие и неверующие часто приходят к этому месту. 17/30 октября 2007 г. харьковчане совершили Крестный ход от г. Мерефы в Спасов Скит.

Источники:
http://gortransport.kharkov.ua
и сообщение Геннадия Майдука, руководителя Харьковской группы СРН

В наше достаточно циничное время авиа и железнодорожные катастрофы уже мало кого удивляют и считаются делом почти таким же обыденным и будничным как регулярные автомобильные ДТП. Однако раньше, особенно в дореволюционный период, дело обстояло кардинально иначе. 125 лет назад, 17 октября 1888 г., в России произошла катастрофа, которая поразила буквально все общество : у железнодорожной станции Борки, находившейся в нескольких километрах южнее Харькова, произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с женой и детьми возвращались после отдыха в Крыму.

Авария Императорского поезда случилась в 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск - Харьков - Азов южнее Харькова. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в рамках установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. Поезд вели два паровоза, и скорость составила около 68 км/ч. При таких условиях произошел сход 10 вагонов. Причём путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 5 сажень). По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошел второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился.

Вагон с императорской столовой , в которой находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами, он полулежал на левой стороне насыпи; крыша его лежала частью на нижней раме. Первым толчком повалило всех на пол, а когда после разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Очевидцы трагедии утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из под завалов. Обсыпанные землей и обломками, из-под вагона выбрались император, императрица, цесаревич Николай Александрович - будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, лица свиты, бывшие приглашёнными к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделалось лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева,

Которому раздробило палец руки. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб.


Счастливое избавление императорской семьи от гибели было воспринято народом как некое чудо. Крушение поезда произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. В Вятке существовали точно такие же настроения, как и во всей остальной империи. Вятские земцы 22 октября выпустили следующее заявление, в котором выражали царской семье полное сочувствие и сострадание: «…мы, собравшиеся на очередную сессию члены Вятского уездного земского собрания, вознеся на ряду с представителями других учреждений горячую благодарственную молитву осмеливаемся верноподданнически повергнуть к стопам Вашего Императорского величества выражение беспредельной нашей радости по случаю чудесного избавления Вашего Величества и Семьи Царской от великой опасности…».


На следующий день от имени Александра III вышло следующее заявление, в котором он выражал благодарность всем, кто его поддержал в трудные жизненные мгновения:


По инициативе Александра III расследование причин катастрофы в Борках было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда. Были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько и ряд других чиновников. Через несколько месяцев незавершённое расследование было прекращено по высочайшему повелению. Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова и М. А. Таубе (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошёл с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу.


Железнодорожная катастрофа повлекла за собой два очень важных события . От ушибов, полученных 17 октября, у Александра III развилась болезнь почек, от которой он умер через шесть лет в достаточно молодом возрасте 49 лет. Назначение титулярного советника в отставке С.Ю. Витте директором департамента стало началом одной из самых блистательных карьер за время царствования Романовых. Очевидно, что Витте сыграл одну из ключевых ролей в истории России рубежа XIX - XX вв. Любопытно, что на следствии, Витте заявил: «Система движения императорских поездов должна стремиться не нарушать всех тех порядков и правил, которые обыкновенно действуют на дорогах». То есть не следует считать особой державной привилегией нарушение элементарных правил безопасности и полагать, что самодержцу и законы Ньютона не писаны. Сам Александр III, будучи вполне разумным человеком, не пытался оспаривать законы природы. Но он слишком полагался на свое окружение. И Витте был прав: неразборчивость в выборе ближайшего круга сановников сыграла роковую роль не только в судьбе Александра III, но и его наследника Николая II.


Любопытно, что жертвами железнодорожной катастрофы стали не только люди. У Александра III был любимый пес по кличке «Камчатка». Собаку в 1883 г. подарили императору матросы крейсера «Африка» и с тех пор Александр с Камчаткой не расставался. Однако пес погиб именно в той самой железнодорожной катастрофе под Борками. «Бедный Саша так подавлен без Камчатки... Он скучает без его преданной собаки...» - писала в дневнике супруга государя Мария Федоровна. Император действительно тяжело переживал утрату любимца: «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой», - с грустью сообщал после смерти собаки император. Через три дня после крушения, прибыв в Гатчину, Александр III приказал похоронить своего верного друга в собственном садике, напротив своих комнат.


Александр III с семьей и любимым псом "Камчаткой".

P.S . Крушение императорского поезда позже обросло легендами и преданиями. Так, существовала история о том, что когда царь лично вызволял тех, кто оказался под обломками, кругом раздавались крики: «Какой ужас! Покушение! Взрыв!» И тут Александр III произнес фразу: «Красть надо меньше».

Фото отсюда
ГАКО. Ф.582. Оп.139. Д.166.,

17 октября 1888 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского, в 14 часов 14 минут недалеко от станции Борки под Харьковом потерпел крушение императорский поезд, в котором находилось все августейшее семейство и сопровождавшая его свита и прислуга. Произошло событие, которое можно назвать в равной степени и трагическим, и чудесным: Александр III и вся его семья остались живы, хотя состав и вагон, в котором они находились, были страшно изуродованы.

Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять - два первых вагона, следующих сразу за паровозом, и три задних, которые были остановлены автоматическими тормозами Вестингауза. Невредимыми остались и два паровоза. Вагон министра путей сообщения первым сошел с рельсов, от него остались одни щепки. Сам министр Константин Николаевич Посьет в это время был в вагоне-столовой, приглашенный императором Александром III. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью разрушен, и все в нем убиты наповал: 13 изуродованных трупов нашли с левой стороны насыпи среди щепы и мелких остатков этого вагона.

В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Большой, тяжелый и длинный, этот вагон был укреплен на колесных тележках. При ударе тележки отвалились. Тем же ударом были сломаны поперечные стенки вагона, а боковые треснули, и крыша стала падать на пассажиров. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных пассажиров спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, в котором и оказалась царская семья. Следующие за ним вагоны, которые могли окончательно сплюснуть салон-вагон, развернуло поперек пути, что спасло столовый вагон от полного разрушения.

Вот как позже описывала великая княгиня Ольга Александровна саму катастрофу, видимо, по рассказам близких: «Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг. Неожиданно поезд резко покачнулся, затем еще раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался как консервная банка. Тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: взрывом отрезало колеса и пол вагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона». Обсыпанные землей и обломками, из-под крыши выбрались императрица, наследник цесаревич Николай Александрович - будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашенные к завтраку. Большинство лиц, находившихся в этом вагоне, отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки.

Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стонами изувеченных, представилась глазам уцелевших от крушения. Вагон с царскими детьми развернуло перпендикулярно пути, и он накренился над откосом, а его передняя часть была сорвана. Великая княжна Ольга Александровна, находившаяся в этом вагоне в момент крушения, была выброшена вместе со своей няней на насыпь через образовавшееся отверстие, а малолетнего великого князя Михаила Александровича вытащил из-под обломков солдат при помощи самого государя. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек скончался сразу, а один чуть позже в больнице.

Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица обходила с медицинским персоналом пострадавших, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у нее самой повреждена была рука выше локтя. Мария Федоровна употребила на бинты все подходящее из своего личного багажа, и даже нижнее белье, оставшись в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и помогала раненым. Вскоре из Харькова прибыл вспомогательный состав. Но ни император, ни императрица, хотя и были очень усталыми, не захотели в него сесть.

Уже в сумерках, когда все убитые были опознаны и пристойно убраны, а все раненые получили первую медицинскую помощь и отправлены на санитарном поезде в Харьков, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд (свитский) и отбыла назад, на станцию Лозовую. Сразу же ночью на самой станции, в зале третьего класса, было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности. Позже император Александр III по этому поводу писал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и наконец радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».

19 октября в 10 часов 20 минут император прибыл в Харьков. Улицы были украшены флагами и буквально запружены ликующими харьковчанами, приветствовавшими императора и его августейшую семью. «Население положительно ликовало, видя монарха невредимым», - писали газеты о встрече императорской семьи в Харькове. С вокзала Александр III последовал в больницы, где были размещены раненые. Возгласы «Ура!» и «Спаси, Господи, люди твоя» не смолкали на всем пути государя. В 11 часов 34 минуты императорский поезд отбыл из Харькова.

Маршрут императора был изменен, и он поехал далее уже не в Витебск, как предполагалось ранее, а в Москву - поклониться Иверской иконе Божией Матери и помолиться в кремлевских соборах.

20 октября в 1 час дня августейшее семейство прибыло в первопрестольную. Никогда на встречу монарха не стекалась такая масса народа: все желали собственными глазами убедиться в целости и невредимости императорской семьи. Газеты только-только оповестили о масштабе крушения поезда, о смертельной опасности, которой было подвергнуто августейшее семейство и о чуде - по-другому это никто и не воспринимал - ее спасения. Платформа Николаевского вокзала была украшена флагами и устлана коврами. Отсюда государь и государыня в открытой коляске отправились к часовне Иверской иконы Божией Матери, далее в Чудов монастырь и в Успенский собор, где их встречал митрополит Московский Иоанникий (Руднев; † 1900) с сонмом священнослужителей. Несмолкаемое «ура» сопровождало императора от вокзала до Кремля, оркестры исполняли гимн «Боже, царя храни», священники из прилегающих к дороге церквей благословляли крестами, диаконы кадили, уставщики стояли с хоругвями. Первопрестольная ликовала. С самого приезда императорского поезда в Москву с колокольни Ивана Великого раздался благовест, которому, не смолкая, вторили колокола всех московских церквей. Через три с небольшим часа император с семьей отбыл в Гатчину, а 23 октября августейшее семейство встречала уже подготовившаяся столица - Санкт-Петербург.

Трудно описать эту встречу: улицы были украшены флагами и коврами, вдоль пути выстроены войска и воспитанники учебных заведений, юнкера и студенты. Восторженные люди и духовенство встречали спасшихся с хоругвями, крестами и иконами. Везде императору возносились речи, преподносились адреса, иконы; оркестры играли народный гимн. У всех на глазах были слезы неподдельной радости. Коляска монарха медленно продвигалась через толпу восторженных горожан от Варшавского вокзала, по Измайловскому и Вознесенскому проспектам, по Большой Морской улице, по Невскому. У Казанского храма императора встречал митрополит Исидор (Никольский; † 1892) с архиепископами Леонтием (Лебединским; † 1893) и Никанором (Бровковичем; † 1890), бывшим в это время в столице. Все русские сердца сливались в одном общем молении: «Боже, царя храни».

Весть об ужасном крушении и чудесном спасении разнеслась во все уголки нашей страны и по всему миру. Митрополитом Московским уже 18 октября был отслужен в Московском Успенском соборе благодарственный молебен. Молебны служились по всей территории империи - от Польши до Камчатки. Позже Святейший Синод признал за благо установить 17 октября в память о чудесном спасении жизни императора и его августейшего семейства церковное празднование с торжественным служением Божественной литургии, а после нее коленопреклонное молебствие.

Газеты пестрили заголовками «С нами Бог», «Тебя, Бога, хвалим!», но особо откликнулись на удивительное событие церковные издания. «Опасность, грозившая августейшему семейству, поразила ужасом всю Россию, и чудесное избавление от опасности исполнило ее беспредельной благодарности к Отцу Небесному. Вся печать с замечательным единодушием признала в факте избавления от опасности при крушении императорского поезда чудо милости Божией, все светские газеты вполне сошлись в этом отношении с духовными… Какие знамения для веры в наш век неверия! Только десница Господня могла сие сотворить!» - говорилось в опубликованной речи ректора Петербургской духовной академии преосвященного Антония (Вадковского; † 1912). Газеты писали: «Одушевлением и ликованием прониклась от края и до края вся русская земля, когда пронеслась по ней весть, что царь ее жив, что он восстал цел и невредим, как бы из гроба, из-под страшной груды развалин». Французская газета «Echo» об этом событии писала: «Господь его спас! Этот крик вырвался из груди ста миллионов славян при известии о чудесном избавлении царя Александра от гибели… Господь спас его, потому что он Его избранник… Вся Франция разделяет восторг великого русского народа. В последней нашей лачуге императора России любят и уважают… нет ни одного француза-патриота, который бы не произносил имя Александра II и Александра III с благодарностью и уважением». Почти во всех газетах был опубликован высочайший манифест от 23 октября 1888 года, в котором император вознес благодарность Богу о Его милости к нему и всему народу Российского государства.

Сегодня нам трудно представить те чувства, которые питал народ к своему царю. И тот благоговейный восторг, охвативший миллионы людей после события, которое люди не могли расценить иначе, как чудо Господне. Повсюду народ стремился увековечить чудесное событие постройкой памятных храмов, часовен, написанием икон, отливкой колоколов.

На самом месте крушения впоследствии был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. В некотором отдалении от железнодорожной насыпи соорудили великолепный храм в честь Христа Спасителя Преславного Преображения по проекту, составленному архитектором Р.Р. Марфельдом. У подножия насыпи, куда ступила императорская семья, выйдя невредимой из-под обломков вагона-столовой, была воздвигнута пещерная часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя. А на том месте, где императрица со своими детьми ухаживала за пострадавшими, администрацией Курско-Харьково-Азовской железной дороги был разбит сквер; он располагался как раз между храмом и часовней. Освящение храма состоялось 17 августа 1894 года в присутствии императора.

В Харькове в память о чудесном спасении царской семьи было создано Харьковское коммерческое училище императора Александра III. Духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее колокола из чистого серебра весом в 10 пудов для Благовещенской церкви (ныне - кафедральный собор города). Серебряный колокол отлили 5 июня 1890 года на харьковском заводе П.П. Рыжова, а 14 октября 1890 года торжественно подняли и укрепили на первом этаже соборной колокольни в специально изготовленной для него часовне. Звон в царский колокол производили ежедневно в 13 часов пополудни. Серебряный памятный колокол стал достопримечательностью Харькова.

Санкт-Петербургское общество распространения религиозно-нравственного просвещения к десятилетию своего существование построило свой собственный храм, также посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тысяч рублей на строительство. Храм во имя Пресвятой Троицы сооружался в московском стиле XVII века по проекту Н.Н. Никонова и имел три предела: главный придел, придел в честь иконы «Утоли моя печали» и придел Всех святых. Последний придел был освящен 12 июня 1894 года.

В память о спасении царской семьи под станцией Борки была построена и церковь Старо-Афонского подворья в Санкт-Петербурге. Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы строился также по проекту архитектора Н.Н. Никонова. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор (Никольский; † 1892) совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий (Раев; † 1898) освятил трехпрестольный храм.

Работники Санкт-Петербургской фабрики для «делания бумажных денежных знаков» в память события 1888 года построили храм во имя преподобномученика Андрея Критского, чья память приходилась на день спасения царской семьи. Академик К.Я. Маевский спроектировал храм на третьем этаже административного здания, увенчав его главкой и звонницей над входом. Церковь была освящена 18 октября 1892 епископом Выборгским Антонием (Вадковским) при участии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, а первым ее настоятелем до 1913 года был будущий новомученик отец Философ Орнатский († 1918). Снаружи, над входом, поместили копию картины академика И.К. Макарова, изображавшую крушение в Борках.

В честь счастливого спасения царской семьи в Екатеринодаре было принято решение о сооружении величественного семипрестольного собора. В зале городской думы была выставлена на всеобщее обозрение большая гипсовая модель храма (проект городского архитектора И.К. Мальгерба), призванная дать представление о красоте и величии будущего собора. Главный престол был посвящен святой великомученице Екатерине, а остальные названы во имя святых членов августейшей семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги. В воскресенье, 23 апреля 1900 года, по окончании литургии в Александро-Невском соборе был совершен крестный ход к месту закладки нового храма, на сооружение которого было получено архипастырское благословение архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского; † 1919). Строительство самого большого в губернии собора, способного вместить 4000 человек, закончилось только в 1914 году. В росписи собора участвовал художник И.Е. Ижакевич, принадлежавший к Киевскому товариществу художников религиозной живописи. Екатерининский кафедральный собор сегодня - одно из самых значительных архитектурных и исторических сооружений Кубани.

В память чудесного спасения в Крыму, в Форосе, было построена красивейшая церковь в честь Воскресения Господня. Проект церкви на Красной скале, заказанный купцом А.Г. Кузнецовым, был выполнен известным академиком архитектуры Н.М. Чагиным. К отделке форосской церкви привлекли лучших специалистов: мозаичные работы выполняла итальянская мастерская знаменитого Антонио Сальвиати, интерьер расписали известные художники К.Е. Маковский и А.М. Корзухин. 4 октября 1892 года в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева храм был освящен. Храм на Красной скале в Форосе сразу стал известен, но не только потому, что его многие посетили. Великолепный чай купца Кузнецова расходился по России и по всему миру в жестяных чайных банках, на которых было помещено изображение храма, ставшее торговым знаком чая Кузнецова.

В 1895 году в Крыму напротив подземного храма во имя святого Мартина Исповедника в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре был построен небольшой наземный храм во имя великомученика Пантелеимона, также посвященный спасению семьи Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года у станции Борки, о чем говорила надпись на фронтоне храма. Храм был построен в стиле поздневизантийского церковного зодчества, а прекрасный иконостас был выполнен известным иконописцем В.Д. Фартусовым. Алтарная часть храм вырублена в скале.

В память этого чудесного спасения крестьяне села Корсики Ровельского уезда Смоленской губернии возвели каменный трехпрестольный храм, третий придел которого посвятили небесному покровителю Александра III святому князю Александру Невскому. О своем желании построить этот храм был подан адрес на имя императора. На нем царь написал: «Благодарю». Такое внимание государя побудило прихожан как можно скорее начать работу. Деньги были пожертвованы помещиком В. В. Римским-Корсаковым (дядей композитора), цесаревичем Николаем Александровичем и Смоленским губернатором Сосновским. В 1894 году храм был изнутри оштукатурен, выложены мозаичные полы, а в 1895-1896 годах установлен иконостас, сделаны крыльца и в подвале устроена печь для отопления, что в то время являлось редкостью не только для села, но даже для города.

В память о железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Новочеркасске был построен на Колодезной площади (ныне пересечение улиц Маяковского и Октябрьской) храм в честь святого Георгия Победоносца - небесного покровителя третьего сына императора Александра III. Инициаторами строительства стали жители этой части города, которые учредили специальный комитет и, с благословения Донского архиепископа, несколько лет собирали пожертвования. Архитектор В.Н. Куликов составил проект, взяв за образец церковь в станице Нижне-Чирской. Церковь была построена в русском стиле, вместо колокольни на ней устроили оригинальную звонницу. Освящение храма совершилось 18 октября 1898 года. Этот храм сохранился до наших дней, он небольшой и очень уютный, вмещает 400 человек.

Храмы, часовни, киоты были построены в Москве и в Подмосковье, в Ярославле и Анапе, в Риге и Киеве, в Екатеринбурге и Перми, в Курске, в Финляндии. В честь чудесного спасения писались картины и иконы, организовывались приюты, богадельни и монастыри. Трудно, да наверно и невозможно восстановить всех тех благодеяний во славу Милостивого Господа Бога, которыми русские люди желали выразить чувство благодарности к Спасителю за сохранения царского престола в лице августейшего императора, наследника, великих князей. Народ остро ощутил, от какой смуты оградил Господь Бог Россию и ее народ.

Что же было причиной крушения поезда? На место катастрофы сразу же были вызваны эксперты, главными из которых были начальник эксплуатации Юго-Западной железной дороги Сергей Юльевич Витте и директор Харьковского технологического института профессор механики и железнодорожного строительства Виктор Львович Кирпичев. Их заключения расходились: Витте настаивал на уже высказанной им точке зрения: причина крушения - в недопустимом превышении скорости паровоза; Кирпичев же считал, что основная причина - неудовлетворительное состояние железнодорожного пути. Почему Сергей Юльевич, который должен, казалось бы, нести ответственность за крушение императорского поезда, так как этот участок входил в его ведение, был привлечен к экспертизе?

Начальник эксплуатации Юго-Западной железной дороги С.Ю. Витте именно в 1888 году сначала в письменном виде, с приведением расчетов, предупреждал о недопустимости столь высокой скорости движения тяжелого паровоза. Позже в устном виде в присутствии императора он повторил свое требование снижения скорости императорского состава, снимая с себя ответственность, если это требование не будет выполнено.

Остается загадкой, почему аргументы Сергея Юльевича Витте оказались сильнее доводов профессора, автора учебника «Сопротивление материалов» Виктора Львовича Кирпичева, утверждавшего, что причиной крушения поезда явилось неудовлетворительное состояние пути. В своих воспоминаниях Сергий Юльевич останавливается на этом вопросе и говорит о своих аргументах против версии профессора Кирпичева: шпалы гнилые только в поверхностном слое, а места крепления рельс к шпалам, как наиболее уязвимое место, оказались не разрушенными. Расчетные формулы, которые тогда использовались, вообще не включали физико-химические параметры материала шпал, оценка их пригодности была визуальной. Не были выработаны строгие нормативы допустимых пороков (дефектов) деревянных шпал и пр. Несомненно, что императорский поезд, вполне успешно прошедший не одну тысячу верст в технически неправильном режиме, потерпел крушение именно на этом участке из-за наложения двух факторов: превышения скорости и дефектности самой железной дороги на этом участке. Расследование с самого начала пошло по пути, на который предусмотрительно указал будущий министр и граф Сергей Юльевич Витте.

В результате экспертная комиссия, работавшая на месте трагедии, сделала заключение, что причина крушения поезда в расшивке пути, произведенной боковыми качаниями первого паровоза. Последнее стало следствием значительной скорости, не соответствующей типу паровоза, увеличившейся при спуске под уклон. К тому же, паровозная бригада не приняла особых мер, необходимых для плавного и спокойного спуска поезда значительной тяжести, составленного из вагонов различного веса и размещенных в техническом отношении неправильно (тяжелые вагоны были поставлены посередине поезда между легкими).

Участок этого пути строился и принадлежал железнодорожному магнату Самуилу Соломоновичу Полякову, который за полгода до этих событий скончался, а его сын, Даниил Самуилович, вступивший в наследство, остался как бы в стороне. Жалобы на Полякова писались постоянно: еще по постановлению Губернского земского собрания города Харькова, состоявшегося 20 февраля 1874 года, была направлена комиссия во главе с князем Щербатовым для ходатайства перед правительством о расследовании беспорядков на Курско-Харьково-Азовском участке железной дороги. Неоднократно организовывались комиссии, подтверждающие все описываемые злоупотребления. К сожалению, меры, которые были предприняты к уже в это время дворянину, тайному советнику и известному меценату С.С. Полякову, были не строгими, и сгнившие шпалы по-прежнему заменялись на менее гнилые, железнодорожные рабочие получали скудную зарплату, а сотрудники, пытавшиеся говорить об аварийном состоянии пути, увольнялись.

Расследование крушения поезда вел известный юрист обер-прокурор Анатолий Федорович Кони. Через несколько дней вышел в отставку министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет, были отстранены от своих должностей другие сотрудники Министерства путей сообщения, а Сергий Юльевич Витте, поторговавшийся немного о своей зарплате с императором, прочно вошел в его ближайшее окружение.

Спасение императора и его августейшей семьи в страшной железнодорожной катастрофе всколыхнуло всю Россию в едином патриотическом и религиозном порыве, но эти же события привели и к восхождению к вершинам государственной власти Витте, а с ним и многих других, расшатывающих уже не железнодорожные пути, а российскую государственность.

Витте вообще не нравились государственные деятели, пытавшиеся укрепить традиционную российскую систему управления, для него они были консерваторы и реакционеры. Позже по поводу убийства графа Алексея Павловича Игнатьева он скажет: «Из списка тех лиц, которые подверглись с 1905 года убийству анархическо-революционной партии, ясно видна полная осмысленность этих убийств в том отношении, что они устраняли тех лиц, которые, действительно, являлись вреднейшими реакционерами». Описывая свою знаменитую кузину, известную теософку и спиритку Елену Петровну Блаватскую, Сергий Юльевич с юмором замечает: «Если встать на точку зрения представления о загробной жизни, что она делится на ад, чистилище и рай, то весь вопрос только в том, из какой именно части вышел тот дух, который поселился в Блаватской на время ее земной жизни». Сам Витте себя считал приверженцем Православной Церкви, но какой дух руководил им самим, столь далеким от православной духовности русского народа и российской государственности?

В 1913 году Россия отмечала славную дату - 300-летие Дома Романовых. Это, наверно, было одно из последних проявлений всенародной любви к императору и династии Романовых. Почти за год начали благоустраивать колыбель Дома Романовых - Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, откуда в 1613 году был приглашен на русский престол молодой царь Михаил Романов. Газеты и журналы в течение года оповещали о состоянии строений Ипатьевского монастыря, о смете и расходах по реставрации его храмов и палат. Никакие подробности о ходе работ в монастыре не остались незамеченными прессой. Да и сами торжества начинались в Костроме в Ипатьевском монастыре.

В последующие годы Россия и русский народ во многом утратили и благоговение к помазаннику Божиему, и свою спасительную веру и упование на Бога. А в душу без Бога, как в пустой, хоть и пометенный и украшенный дом, известно кто вселяется.

Через пять лет после торжеств 300-летия Дома Романовых, 17 июля 1918 года, в день памяти святителя Андрея Критского, произошла другая катастрофа: в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома был расстрелян последний российский император Николай Александрович, а вместе с ним - императрица Александра Федоровна, наследник цесаревич Алексей Николаевич и другие царские дети. А ведь всего лишь 30 лет назад Россия с ужасом восприняла весть только о возможности гибели императора и его августейшего семейства в железнодорожной катастрофе!

Святитель Иоанн Шанхайский в проповеди, посвященной царю-мученику императору Николаю II, сказал: «В день преподобномученика Андрея Критского, замученного врагами Христа и Его Церкви, был спасен наследник, а впоследствии государь Николай Александрович, и так же в день святителя Андрея Критского, мирно окончившего свои дни на земле, государь был убит безбожниками и изменниками. В день преподобномученика Андрея Россия прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию, предсказавшего Воскресение Христово; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил Бога за спасение государя. А через 30 лет, в день святителя Андрея, учившего о покаянии, государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ».

17 октября 1888 года российский телеграф сообщил трагическое известие: на участке Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, возле станции Борки, находящейся в семи верстах южнее Харькова, произошло крушение поезда, на котором император Александр III с женой и детьми возвращались в Санкт-Петербург после отдыха в Крыму. Это была самая крупная железнодорожная авария того времени - но государь и члены августейшей семьи серьезно не пострадали, и их спасение расценивалось не иначе как чудо.

Языком цифр

В 14 часов 14 минут состав, насчитывающий два паровоза и 15 вагонов, спускался с уклона со скоростью около 64 верст в час (68 километров в час). Неожиданно последовал сильный толчок, сбросивший людей с мест. Состав сошел с рельсов, 10 из 15 вагонов завалились на левую сторону насыпи. Некоторые вагоны разрушились, пять из них - почти полностью. На месте аварии погиб 21 человек, еще двое от ее последствий скончались позже. Раненых насчитывалось 68, из них тяжелые ранения получили 24 человека. Царская семья в момент катастрофы находилась в вагоне-столовой, который сильно пострадал, в нем были разбиты вся мебель, оконные стекла и зеркала.

Наибольшие повреждения получил вагон, где располагались придворные и буфетная прислуга, - все 13 человек, находившихся в нем, погибли.

Через пролом в стене малолетнюю великую княжну Ольгу Александровну и ее няню выбросило на насыпь. У старшей дочери императора Ксении в результате внезапного падения в дальнейшем образовался горб. По мнению врачей, от полученных в тот день ушибов у Александра II! позже развилась болезнь почек, от которой он скончался через шесть лет.

Когда не хватает бинтов

Что же осталось за рамками сухой статистики? Прежде всего - героическое поведение российского государя, его супруги Марии Федоровны и наследника престола Николая Александровича (будущего императора Николая II). После того как вагон сошел с рельсов, стены его просели и крыша стала заваливаться. Александр III, обладавший недюжинной силой, поддерживал крышу, пока остальные не выбрались наружу. Цесаревич помогал всем покинуть вагон и вместе с отцом вышел оттуда последним.

Царь с супругой приняли активное участие в поиске и спасении людей. Именно Александр III с помощью безымянного солдата достал из-под обломков своего малолетнего сына Михаила, который оказался живым и здоровым. Императрица в одном платье, несмотря на холод и повреждение левой руки, помогала раненым.

Поскольку бинтов не хватало, Мария Федоровна распорядилась принести чемоданы с ее одеждой и сама разрезала наряды так, чтобы можно было перевязывать раненых.

У выброшенной из вагона шестилетней великой княгини Ольги началась истерика, император успокаивал ее, нося на руках. Няня девочки, миссис Франклин, получила перелом ребер и серьезные повреждения внутренних органов - во время падения она закрывала ребенка своим телом.

Чтобы увезти царскую семью, из Харькова прибыл вспомогательный поезд. Но император распорядился погрузить в него раненых, а сам остался вместе с другими разбирать завалы.

Работы продолжались до сумерек, пока спасатели не убедились, что нуждающихся в помощи больше нет. Только тогда царская семья села в другой поезд и отбыла назад на станцию Лозовая. Там в зале третьего класса (как наиболее просторном) ночью был отслужен благодарственный молебен за спасение государя и его близких. Утром Александр III и его семья уехали в Харьков, а когда завалы были разобраны - в Санкт-Петербург.

Версия о теракте

Следствие по делу о крушении императорского поезда возглавил знаменитый юрист Анатолий Кони.

Первой версией было предположение о террористическом акте. В воспоминаниях военного министра России генерал-адъютанта Владимира Сухомлинова упоминается, что авария могла быть вызвана действиями помощника повара, имевшего связи с революционными организациями. Этот человек сошел с поезда на остановке перед крушением и срочно уехал за границу. У него была возможность заложить в вагоне-столовой бомбу с часовым механизмом.

Великая княгиня Ольга Александровна также неоднократно утверждала, что вагон не разрушился, а именно взорвался и ее вместе с няней выбросило на насыпь взрывной волной.

Еще не забылась железнодорожная катастрофа 1879 года, когда несколько групп революционеров из тайного общества «Народная воля» осуществили террористический акт для убийства отца Александра III, императора Александра II. Сразу в трех местах по пути следования его поезда под рельсы был заложен динамит. Императора и его семью спас ряд чудесных обстоятельств. Сначала поезд изменил маршрут и поехал не через Одессу, а через Александровск - и взрывчатка, которую подложила группа Веры Фигнер на перегоне под Одессой, не понадобилась. Взрывное устройство, установленное группой Андрея Желябова возле Александровска, отсырело и не сработало. А под Москвой, где террористы под руководством Софьи Перовской, чтобы заложить динамит, вырыли туннель под железнодорожное полотно из погреба стоявшего рядом дома, царский поезд и состав со свитой в результате поломки локомотива неожиданно поменяли местами - и народовольцы взорвали вагоны, где императора не было (к счастью, теракт не привел к человеческим жертвам).

Анатолий Кони и подчиненные ему следователи объявили, что следов взрывного устройства обнаружить не удалось. Но среди ближайшего окружения императора ходили слухи, что это было сделано по распоряжению государя: Александр III просто не захотел привлекать внимание к возможному теракту, поскольку полагал, что известие об успешном подрыве укрепит революционное движение. Катастрофу объявили несчастным случаем. Косвенно эти слухи подтверждает тот факт, что расследование согласно указаниям императора было быстро прекращено и никого, по сути, так и не наказали.

Слишком много виноватых

Следственной группе предстояло установить, чьи действия способствовали аварии: работников поезда или сотрудников железной дороги. Выяснилось, что свой вклад в катастрофу внесли и те, и другие.

Поезд не соблюдал расписания, он часто отставал и потом, чтобы войти в график, ехал с превышением скорости. Два локомотива были разнотипными, это сильно ухудшало управляемость. У одного из вагонов (по нелепому случаю, это был вагон министра путей сообщения Константина Посьета, сопровождавшего императора) лопнула рессора, он был перекошен. Поезд формировали с целью добиться наибольшего комфорта для его пассажиров, и сделали это технически неправильно: самые тяжелые вагоны, не имевшие тормозов, оказались в центре. Кроме того, незадолго до аварии сразу у нескольких вагонов отказала система автоматического торможения, а кондукторов забыли предупредить, что им следует воспользоваться ручным тормозом по свистку паровоза. Получалось, что тяжелый, плохо управляемый состав двигался с повышенной скоростью практически без тормозов.

Руководство железной дороги также не отличалось правильными действиями. На путях были уложены гнилые шпалы, принятые инспекторами за взятку. Надзора за насыпью не велось - в результате от дождей она стала гораздо круче, чем полагалось по нормативам.

Через год Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу должно было выкупить государство. Ее стоимость определялась по средней чистой прибыли, поэтому частные владельцы всячески урезали расходы на эксплуатацию - сокращали любые ремонтные работы, уменьшали штаты и снижали зарплаты техническому персоналу.

Выводы следственной группы были следующими: поезд ехал слишком быстро; пути находились в ненадлежащем состоянии; из-за скорости и гнилых шпал у одного из паровозов началось вихляние, из-за чего развалился и сошел с рельсов сначала вагон министра путей сообщения, а затем и другие вагоны.

Помощь святой иконы

До наказания виновных дело так и не дошло - министр путей сообщения Константин Посьет был отправлен на пенсию и тут же назначен членом Государственного совета. Ушли в отставку главный инспектор железных дорог барон Канут Шернваль и управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер Владимир Кованько - но суда над лицами, допустившими катастрофу, не было.

В 1891 году на месте крушения по проекту архитектора Роберта Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса (часовню поставили там, где опрокинулся вагон-столовая; по преданию, государь имел при себе икону Спас Нерукотворный, которая помогла ему и его семье спастись). Оба сооружения передали в ведение министерства путей сообщения. Рядом с ними на средства министерства и частные пожертвования выстроили больницу, дом престарелых для железнодорожников и бесплатную библиотеку имени императора Александра III. До своей смерти государь ежегодно приезжал сюда во время пасхальных торжеств. Оборудованная здесь железнодорожная платформа, а потом и выросшее рядом село получили название Спасов Скит.

После прихода к власти большевиков храм закрыли, в нем устроили склад, позже - детский приют. Село сменило название на Первомайское. Во время войны храм сгорел, его остатки были превращены в огневую позицию и разрушены. Жителям села удалось спрятать некоторые уцелевшие мозаичные картины, сейчас их можно увидеть в местном музее.

Реставрационные работы в часовне проходили в 2002-2003 годах. Была воссоздана железнодорожная платформа в стиле конца XIX века, и станции вернули прежнее название Спасов Скит. Сегодня это крупный туристический центр Харьковской области, напоминающий об одной из страниц нашего прошлого.