Конспект по русскому языку тему. Универсальные учебные действия. Подготовительная игра «Исключи лишнее слово»

Пояснительная записка

Урок русского языка

Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 113.

Тип урока : ОНЗ

Класс: 5.3

Методический комментарий к уроку . Данный урок является восьмым в системе уроков по теме «Глагол».

Методологическая база: автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2014 год

Цели урока:

    Для учителя:

Организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

Формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

Выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

Научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия : орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Методическое обеспечение урока:

Презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

Раздаточный материал;

Сигнальные карточки

Учебники, тетради.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент.

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка .

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- сравнение, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

3.Постановка учебной задачи

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию: Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.

Прочитайте записанные на доске слова:

Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).

(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.

Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.

Ставят цели, формулируют тему урока, При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения .

Разбирать

разберу

Отпирать

отпереть

Задирать

задеру

Вытирать

вытереть

Замирать

замереть

Блистать

блестеть

Расстилать

расстелить

Выжигать

выжег

Личностные:
- самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов; познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели); логические – формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации

Составляют план достижения цели и определяют средства

Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и, а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.

На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление .

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

5.Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Координирует работу в группах

Работа в группах.

Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.

Назовите опознавательный признак орфограммы.

Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

6.Первичное закрепление

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации учащиеся:
решают в группах несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Работа в группах

Составление алгоритма.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Работа в группах

2 группы составляют алгоритм.

    Найти орфограмму по опознавательному признакубезударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.

    Вспомнить корни с чередованием и их значения.

    Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

    Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет– е.

2 группы составляют схему

1 группа составляет таблицу.

Первичное закрепление.

1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.

Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.

У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.

Решают типовые здания с проговариванием алгоритма вслух.

а) упр.383, распределительная работа, 2 человека у доски, остальные самостоятельно. Отчет учеников, работающих у доски. Коллективная проверка и самопроверка

б) упр.388. проверка работы в парах, отчет о работе.

Цель: развивать умения применять новые знания.

Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения(составление алгоритма, работа по алгоритму, умение выражать свою точку зрения).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

7.Физкультминутка

Организует деятельность по проведению физкультминутки

Ученик проводит физкультминутку

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Организует деятельность по применению новых знаний

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.

Самостоятельная работа.

    Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!

    Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)

    Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)

    Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)

    Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)

    Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)

    Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)

самопроверка по эталону

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

9.Подведение итогов

Организует деятельность по формулировке выводов

Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и , а при каком – е ?

Формулируют выводы

10.Инструктаж домашнего задания

    Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»

    Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв вкорнях с чередованием.

Запись в дневники

11.Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы: работа на уроке была плодотворной, потому что…

Самым интересным для меня было …, потому что…

Я бы еще хотел узнать о …, потому что…

Или составляют синквейн по теме «Урок ».

1. Урок

2.Плодотворный и интересный

3.Познакомились, отработали, пополнили

4. Исследователи испытали радость открытия.

5.Новая орфограмма.

Личностные : умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке, формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самоанализ урока

Данный урок – один из уроков, проводимых при изучении темы «Глагол» в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.

Методы обучения, используемые на уроке:

    словесные, наглядные, практические;

    методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

    методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

    информационные методы– работа с алгоритмом.

Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Применение наглядного материала на уроке.

На данном уроке применение опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.

Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к изучаемой теме.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с опорными схемами.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.

Литература:

    Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.

Цели урока:

  • Повторение изученного ранее материала по теме "Глагол»;
  • формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки,
  • развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных навыков;
  • формирование желания переосмысливать собственные знания по изучаемой теме и применять их практически

Задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: вводный (повторение ранее изученного материала).

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Компьютер с колонками.

Карточки для индивидуальной работы

Информационные тексты

Задания для обучающихся (в парах и индивидуально).

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, вы посылаете друг другу СМС? Я вам тоже сегодня отправила своё сообщение:

Слайд№1

посмотрите на экран. Как вы думаете, с каким настроением я отправляла его? А какое настроение у вас? Поднимите смайлики: красный - отличное, зелёный – хорошее, синий – плохое. Больше красных смайликов. Мне хочется, чтобы у всех вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

1. Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.

Аудиозапись

Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)

Какие части речи вы назвали? (глаголы)

Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (О глаголе)

Правильно, мы сегодня будем говорить о глаголе. А в каком разделе русского языка находится эта тема, как вы думаете? (Морфология.) Что же изучается в этом разделе? (Слово как часть речи) Давайте назовём тему урока. Слайд №2, «Глагол как часть речи»

Подумайте и сформулируйте задачи, которые мы должны решить на уроке.

Слайд №3

Повторить изученное о глаголе:

На какие вопросы отвечает;

Каким членом предложения является;

Какие морфологические признаки имеет.

Уметь отличать глагол от других частей речи.

Сообщение обучающихся о глаголе

Слайд№4, 5, 6

Учитель:, “глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены” утверждал известный русский лингвист А.М. Пешковский. И это действительно так. С помощью имен существительных мы называем все, что нас окружает. Имена прилагательные уточняют, описывают то, что названо именем существительным, но только глаголы «оживляют» окружающий нас мир.

2. Мы сейчас тоже «оживим» существительные, вспомнив глаголы “Кто что делает?” Я называю существительное, а вы должны подобрать любой глагол:

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Вот такая весёлая игра у нас получилась. Какой вывод можно сделать? (все предметы и одушевлённые, и неодушевлённые, производят какое- либо действие)

3. Вспомните все, что вы знаете о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знаю…”, ответив на вопросы. (карточка №1 - ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Слайд №7.

(Самостоятельная индивидуальная работа) На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

4. А теперь объединитесь в пары и обсудите записанную информацию. Те пункты, с которыми оба согласны, оставьте, с которыми кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса. (Работа в парах)

(пары по цепочке зачитывают информацию - ответ на один вопрос)

5. А теперь, ребята, прочитайте самостоятельно текст с правильной информацией и сделайте выводы, вы ответили на вопросы без ошибок или допустили какие-то неточности, во второй столбик – что узнали новое, в третий – в чем сомневаетесь

(Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация – ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

Обучающиеся кратко записывают во второй столбик таблицы новую информацию, а если возникают вопросы, фиксируют их в третьем столбике

Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы на слайде). Вопросы:

1.Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

6. А теперь немножко отдохнём. Физкультминутка.

Поскачите, попляшите

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь,

Я надеюсь, не устали?

А глаголы вы узнали?

7. Закрепление материала Игра в смайлики.

Ребята, каждому я сейчас выдам смайлик (на смайлике с другой стороны написан глагол).

Прочитайте про себя, выделите окончание и определите время, спряжение, лицо, число, род (если можно). Выполните задание самостоятельно, если есть затруднения, обсудите проблему в парах

Думаю, рисовал, бежишь, читаю, катался, светило, решал, пишу, выучим, исправят

8Работа с пословицами.

Слайд №8

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это написано? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Давайте проверим

Слайд №9

(Каждая пара работает со своей пословицей, находя в ней глагол и определяя его время и синтаксическую роль в предложении)

9(Определите часть речи слов-близнецов. (Каждой паре выдается карточка с 2-мя предложениями.)(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Как отличить глагол от другой части речи? (по морфологическим признакам)

10.Урок наш подошёл к концу, дайте вспомним, какие задачи мы поставили и выясним, смогли мы их решить или нет. (возвратиться к задачам СЛАЙД №3)

Возьмите листы самооценки работы на уроке (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) и поставьте оценку себе и соседу по парте

И в конце урока от меня вам снова пришло СМС, давайте посмотрим

Слайд №10

Видите, ребята, у меня хорошее настроение, я очень довольна вашей работой на уроке.

А какое настроение у вас? Поднимите смайлики.

Такой весёлый смайлик я выдам каждому из вас, на нём домашнее задание на выбор (одно из 3)

Домашнее задание:

1.П 107 упражнение 606

2.Подготовить устное выступление о роли глаголов в речи

3.Написать сочинение – миниатюру (5-7-предл)

на тему:»Весна идёт»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Подумай и запиши в таблицу свои ответы КАРТОЧКА№1

Я ЗНАЮ

НОВОЕ ДЛЯ МЕНЯ

ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

4. Как он изменяется?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ВОПРОСЫ

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.

2. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

а) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть.

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

(Все остальные глаголы относятся к первому спряжению).

б) время: настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении обычно бывает сказуемым, входит в грамматическую основу предложения.

7) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

8) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

  1. Терпение и труд поговорим ладком
  2. Труд человека кормит а руки делают
  3. Добрая слава лежит, всё перетрут.
  4. Глаза боятся, а плохая бежит
  5. Сядем рядком, а лень портит.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)

Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)

Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Лист оценки работы на уроке.

Ф.И.

на уроке работал с

Оценка своей работы

Оценка работы соседа по парте


Словосочетание. Простое предложение.

Знаки препинания в конце

и внутри простого предложения

Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений.

Ход урока

I . Организационный момент

I I . Проверка домашнего задания

Учитель осуществляет проверку упражнения 20.

Один из учеников перечисляет все имена существительные в первом абзаце, указывая на их склонение и падеж, другой - выделенные имена прилагательные, указывая на их род и падеж, третий - глаголы во втором абзаце, указывая на их вид и спряжение.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое - зависимым)

-

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

- На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

- Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое.)

- На какие группы делятся простые предложения? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

- На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак - вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное.)

2. Выполнение упражнения 31.

- Знаете ли вы, что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одном) и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)

Член предложения

Часть речи

подлежащее

имя существительное, местоимение, имя прилагательное в значении имени существительного

сказуемое

глагол, краткое прилагательное

дополнение

имя существительное

определение

имя прилагательное

обстоятельство

наречие, имя существительное с предлогом

I V . Проверочный диктант

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.

У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Ещё там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!

Задания:

1. Выписать из этого текста словосочетания. Найти в них главное слово и зависимое.

2. Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.

Это задание оценивается. В конце урока учитель собирает тетради на проверку.

V . Итог урока

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому.)

- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль.)

Домашнее задание: упражнения 28 и 30.

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.