Карта латинской америки география. Формирование политической карты латинской америки

Видеоурок посвящен теме «Состав Латинской Америки. Политическая карта». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады».

Тема: Латинская Америка

Урок: Состав Латинской Америки. Политическая карта

Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.

Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.

Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки ()

Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона - Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.

Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.

Экономико-географическое положение Латинской Америки:

1. Близость к США.

2. Удаленность от других регионов мира.

3. Наличие Панамского канала.

4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По форме правления все страны региона - республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса ()

Этапы формирования политической карты Латинской Америки:

1. Этап доевропейской колонизации.

2. Колониальный этап.

3. Послеколониальный этап.

4. Этап после Второй мировой войны.

На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.

Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.

Куба. Официальное название - Республика Куба, неофициальное с 1959 года - Остров Свободы - островное государство в северной части Карибского моря. Столица - Гавана. Куба - самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ - символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.

Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?

2. Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

История открытия и освоения. В части света «Америка» , состоящей из двух континентов - Северной и Южной Америки, соединенных Панамским перешейком, расположено более 40 стран и территорий. К ней относится и остров Гренландия (часть территории европейского государства Дании, обладающая внутренней автономией). В Америке выделяются два геоисторических региона - Латинская Америка и Англо-Саксонская Америка. К Англо-Саксонской Америке относят США и Канаду; к Латинской - собственно Южную Америку, Центральную Америку и страны Вест. Индии (Карибского бассейна). Граница между регионами проходит по реке Рио-Гранде, являющейся границей Мексики и США.

Первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб, в 1492 г. , с благословения короля и королевы Испании - Фердинанда и Изабеллы, отплывший на поиски кратчайшего западного пути в Индию. Путь на восток через Индийский океан был известен, но неприемлем для испанцев, потому что в этом полушарии полностью господствовала Британия.

Выходцы из Англии поселились на восточном побережье Северной Атлантики, 13 английских колоний впоследствии начали борьбу за независимость, положившую начало созданию США. Франции принадлежали западная часть острова Гаити, Гваделупа, Мартиника, Сен -Пьер и Микелон*и другие острова в Карибском бассейне, а также Французская Гвиана на севере Южной Америки. Некоторыми территориями европейские державы владели попеременно. Например, Суринам сначала был испанской колонией, затем английской, потом Нидерланды обменяли на него у Великобритании свою колонию Новый Амстердам (ныне - Нью-Йорк, крупнейший город в США). Формирование новой политической карты региона сопровождалось истреблением коренных жителей континента, которые подвергались физическому уничтожению, умирали от непомерно тяжелой работы на рудниках и плантациях. Освободительное движение в Америке началось с XVIII в. , когда независимость завоевали США (1776 г.). В 1780 г. на территории Перу было поднято крупнейшее восстание, которое испанцы жестоко подавили к 1783 г. В 1791 г. произошла революция негров-рабов во французской колонии Сан-Доминго (западная часть острова Гаити), которые добились признания автономии острова и отмены рабства. В 1804 г. была провозглашена независимость Сан-Доминго (ныне - Республика Гаити).

12 октября 1492 г. спутники Колумба высадились на острове Сан. Сальвадор в группе Багамских островов. Эта дата считается официальной датой открытия Америки. Колонизация началась с островов Карибского бассейна, которые стали плацдармами политического и экономического освоения других районов Америки. В первой четверти XVI в. была колонизована Центральная Америка, несколько позднее испанские конкистадоры прошли по межгорным андским долинам в Южную Америку. В Америке европейцы встретились с местными цивилизациями. На Мексиканском нагорье к началу конкисты существовало мощное государство ацтеков со столицей в Теночтитлане, на полуострове Юкатан - города-государства майя, в Андах и на Тихоокеанском побережье Южной Америки - империя инков со столицей в Куско. Эти цивилизации добились значительных успехов в развитии математики, астрономии, медицины, изобразительного искусства и архитектуры. Ацтеки и инки оказали яростное сопротивление европейцам, но их государства были разрушены в борьбе с конкистадорами.

В начале ХХ в. в результате войн за независимость в испанских колониях на большей части территории Латинской Америки образовались суверенные государства. В первой половине XIX в. получили независимость: бывшая французская колония Гаити (1804) - первое независимое государство в Латинской Америке, колонии Испании - Эквадор (1809), Колумбия, Мексика, Чили (1810), Парагвай, Венесуэла (1811), Аргентина (1816), Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Гондурас, Гватемала (1821), португальская колония Бразилия (1822), испанские колонии Уругвай и Боливия (1825). Интерактив. Во всех государствах был установлен республиканский строй, только в Бразилии до 1889 г. сохранялась монархия. Из разных колоний формировалась территория современных США. Французская (с 1731 г.) колония Луизиана в 1762 г. в результате войны перешла к Испании, а в 1800 г. вновь вернулась к Франции. В 1803 г. США купили Луизиану за 15 млн долл. , увеличив свою территорию в два раза. В 1836 г. США аннексировали Техас, в 1846- 1848 гг. - принадлежавшую Мексике территорию до Большого Соленого озера. Калифорния и Нью-Мексико (современные штаты Калифорния, Невада, Юта, Аризона, Нью-Мехико) были куплены у Испании в 1848 г. за 18, 25 млн долл. В 1867 г. Канаде (колония Великобритании) был предоставлен статус доминиона. В 1864- 1870 гг. Бразилия, Аргентина и Уругвай вели войну против Парагвая, который лишился половины своей территории и потерял значительную часть населения. В 1879- 1884 гг. в результате Тихоокеанской войны к Чили отошли богатые селитрой и медью перуанские провинции Тарапака, Такна (впоследствии возвращена Перу), Арика, прибрежные районы боливийской провинции Атакама. В 1898 г. США в ходе испано-американской войны отторгли Пуэрто-Рико, оккупировали Кубу.

К началу XX в. 27% территории Америки занимали колониальные владения. Самыми большими были владения Великобритании, которой принадлежали: Багамские острова, Барбадос, Бермудские острова, Британская Гвиана, Британский Гондурас (ныне - Белиз), Канада, Наветренные острова, Ньюфаундленд, Подветренные острова, Тринидад и Тобаго, Фолклендские острова, Ямайка. Владениями Дании в Новом Свете были Датская Вест-Индия, Гренландия; владениями Нидерландов - Нидерландская Вест-Индия, Кюрасао, Нидерландская Гвиана (Суринам); владениями США - Аляска, Пуэрто-Рико; Франции - Французская Гвиана, острова Гваделупа, Мартиника, острова Сен-Пьер и Микелон.

Формы государственного устройства и правления. Большинство государств региона - унитарные республики. Федеративные республики - Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Федерация Сент-Китс и Невис. Несамоуправляющиеся территории: владения Нидерландов - Антильские острова, Аруба; Великобритании - Ангилья, Бермудские острова, Виргинские (Британские) острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Терке и Кайкос, Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины), Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова; США - Виргинские острова, Пуэрто. Рико (свободно ассоциированное с США); Франции - Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника*, Сен-Пьер и Микелон*. Независимые государства-члены Содружества: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Канада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент -Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка.

Видеоурок посвящен теме «Состав Латинской Америки. Политическая карта». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады».

Тема: Латинская Америка

Урок: Состав Латинской Америки. Политическая карта

Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.

Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.

Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки ()

Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона - Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.

Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.

Экономико-географическое положение Латинской Америки:

1. Близость к США.

2. Удаленность от других регионов мира.

3. Наличие Панамского канала.

4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По форме правления все страны региона - республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса ()

Этапы формирования политической карты Латинской Америки:

1. Этап доевропейской колонизации.

2. Колониальный этап.

3. Послеколониальный этап.

4. Этап после Второй мировой войны.

На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.

Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.

Куба. Официальное название - Республика Куба, неофициальное с 1959 года - Остров Свободы - островное государство в северной части Карибского моря. Столица - Гавана. Куба - самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ - символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.

Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?

2. Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-воспитательные задачи:

– Сформировать понятие и представление о Латинской Америке, как историко-культурном и историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.

Развивающие:

– Развивать умение оформлять ответ в виде схемы.
– Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.
– Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать.

Оборудование:

  • Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
  • Раздаточный материал для учащихся: ТПО(примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
  • Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.
  1. Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.
  2. План изучения территории.
  3. Сам. работа с ТПО (тетрадь с печатной основой).
  4. Изученик нового материала Состав региона.
  5. Работа по карте у доски “Особенности географического положения материка Южная Америка”.
  6. История открытия региона. Формирование политической карты.
  7. Разнообразие стран Латинской Америки (с.р., схема).
  8. Задания-загадки.
  9. Тест.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?

2. Показ Презентации. (1-14 слайд )

3.

После просмотра детям задаётся вопрос.

– Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? (Латинская Америка)-(слайд 15).

– Покажите его на карте. (слайд 16)

– Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.

учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.

– Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)

– Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.

Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.

Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).

4.

Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.). Приложение 1

5. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

– Что входит в состав Латинской Америки?

Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки. Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран. Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).

Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.

В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? (два материка).

– В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).

– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?(Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир. С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.

– Как вы понимаете слово колонизация? (захват, освоение новых земель).

6. История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её.

До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18 )со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.

Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.

Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.

Найдите тому подтверждение в атласе с….(правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).

Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).

Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.

6.

Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.

– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)

– Особенности проведения границ между странами.

– Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.

(Слайд 23 )

7

. Работа по карте: Задания-загадки.

А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С

севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.

Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).

Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32 ).

В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).

Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.

(Венесуэла слайд 34).

Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).

Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40 ).

8.

Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 3

9.

Подведение итога урока.

Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? (На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.

Д/З

.

– Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.

Этапы формирования политической карты Южной Америки:

1. Этап колонизации и колониального правления - с XV по XVIII века
Колонизация Южной Америки в основном испанцами и португальцами

2. Этап деколонизации - XVIII-середина XIX века
Обретение независимости большинством южноамериканских стран

3. Современный этап - конец XIX века - настоящее время
Изменение территорий некоторых государств (Боливия теряет выход к морю, Перу - провинции Арика и Икике, завоевание Араукании, Панама получает независимость от Колумбии)
Почти все южноамериканские страны в этот период становятся независимыми (кроме Французской Гвианы)

Южная Америка вначале была заселена племенами индейцев. Сейчас же, страны Южной Америки - это 12 независимых государств: Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Боливия, Чили, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Гайана и Суринам, а также зависимость Франции – Французская Гвиана. Эти государства Южной Америки являются самостоятельными, хотя до 16 века вся Южная Америка являлась колонией Испании, кроме Бразилии. Она являлась португальской колонией.

Особенность формирования политической карты Америки заключается в том - что здесь государства (которые имеются на современной ПК) образовывались не спонтанно как многие страны в Старом Свете, а под прямым ‘патронажем’ уже сформировавшихся государственных образований Европы.

Первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб, в 1492 г., с благословения короля и королевы Испании - Фердинанда и Изабеллы, отплывший на поиски кратчайшего западного пути в Индию. Путь на восток через Индийский океан был известен, но неприемлем для испанцев, потому что в этом полушарии полностью господствовала Британия.

12 октября 1492 г. спутники Колумба высадились на острове Сан-Сальвадор в группе Багамских островов. Эта дата считается официальной датой открытия Америки. Колонизация началась с островов Карибского бассейна, которые стали плацдармами политического и экономического освоения других районов Америки. В первой четверти XVI в. была колонизована Центральная Америка, несколько позднее испанские конкистадоры прошли по межгорным андским долинам в Южную Америку.



В Америке европейцы встретились с местными цивилизациями. На Мексиканском нагорье к началу конкисты существовало мощное государство ацтеков со столицей в Теночтитлане, на полуострове Юкатан - города-государства майя, в Андах и на Тихоокеанском побережье Южной Америки - империя инков со столицей в Куско. Эти цивилизации добились значительных успехов в развитии математики, астрономии, медицины, изобразительного искусства и архитектуры. Ацтеки и инки оказали яростное сопротивление европейцам, но их государства были разрушены в борьбе с конкистадорами.

Выходцы из Англии поселились на восточном побережье Северной Атлантики, 13 английских колоний впоследствии начали борьбу за независимость, положившую начало созданию США. Франции принадлежали западная часть острова Гаити, Гваделупа, Мартиника, Сен-Пьер и Микелон* и другие острова в Карибском бассейне, а также Французская Гвиана на севере Южной Америки.

Некоторыми территориями европейские державы владели попеременно. Например, Суринам сначала был испанской колонией, затем английской, потом Нидерланды обменяли на него у Великобритании свою колонию Новый Амстердам (ныне - Нью-Йорк, крупнейший город в США).

Формирование новой политической карты региона сопровождалось истреблением коренных жителей континента, которые подвергались физическому уничтожению, умирали от непомерно тяжелой работы на рудниках и плантациях.

Освободительное движение в Америке началось с XVIII в., когда независимость завоевали США (1776 г.). В 1780 г. на территории Перу было поднято крупнейшее восстание, которое испанцы жестоко подавили к 1783 г. В 1791 г. произошла революция негров-рабов во французской колонии Сан-Доминго (западная часть острова Гаити), которые добились признания автономии острова и отмены рабства. В 1804 г. была провозглашена независимость Сан-Доминго (ныне - Республика Гаити).

В начале ХХ в. в результате войн за независимость в испанских колониях на большей части территории Латинской Америки образовались суверенные государства.

В первой половине XIX в. получили независимость: бывшая французская колония Гаити (1804) - первое независимое государство в Латинской Америке, колонии Испании - Эквадор (1809), Колумбия, Мексика, Чили (1810), Парагвай, Венесуэла (1811), Аргентина (1816), Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Гондурас, Гватемала (1821), португальская колония Бразилия (1822), испанские колонии Уругвай и Боливия (1825).

Во всех государствах был установлен республиканский строй, только в Бразилии до 1889 г. сохранялась монархия.

В 1864-1870 гг. Бразилия, Аргентина и Уругвай вели войну против Парагвая, который лишился половины своей территории и потерял значительную часть населения.

В 1879-1884 гг. в результате Тихоокеанской войны к Чили отошли богатые селитрой и медью перуанские провинции Тарапака, Такна (впоследствии возвращена Перу), Арика, прибрежные районы боливийской провинции Атакама. В 1898 г. США в ходе испано-американской войны отторгли Пуэрто-Рико, оккупировали Кубу.

К началу XX в. 27% территории Америки занимали колониальные владения. Самыми большими были владения Великобритании, которой принадлежали: Багамские острова, Барбадос, Бермудские острова, Британская Гвиана, Британский Гондурас (ныне - Белиз), Канада, Наветренные острова, Ньюфаундленд, Подветренные острова, Тринидад и Тобаго, Фолклендские острова, Ямайка. Владениями Дании в Новом Свете были Датская Вест-Индия, Гренландия; владениями Нидерландов - Нидерландская Вест-Индия, Кюрасао, Нидерландская Гвиана (Суринам); владениями США - Аляска, Пуэрто-Рико; Франции - Французская Гвиана, острова Гваделупа, Мартиника, острова Сен-Пьер и Микелон.

Основные события XX в.

1902 г. - провозглашена независимость Кубы.

1903 г. - провозглашена независимость Панамы (ранее - департамент Колумбии).

1916 г. - Датско-американская конвенция об уступке США Датской Вест-Индии: Дания продала за 25 млн долл. острова Св. Фомы (Сент-Томас), Св. Иоанна (Сент-Джон) и Св. Креста (Санта-Крус), а также Виргинские острова (переданы в 1917 г.).

1922 г. - Суринам получил статус присоединенной территории Королевства Нидерландов.

1931 г. - Великобритания признала за Канадой полную самостоятельность во внутренней и внешней политике.

1938 г. - подписание договора между Боливией и Парагваем, завершившего войну 1932-1935 гг. из-за района Гран-Чако (3/4 его территории перешли Парагваю).

1946 г. - правительство Франции приняло закон о предоставлении статуса заморских департаментов колониям Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника.

1948 г. - образование Организации американских государств.

1952 г. - остров Пуэрто-Рико (владение США) получил статус свободной ассоциации с США.

1954 г. - Нидерландская Гвиана получила статус автономной части Королевства Нидерландов с правами внутреннего самоуправления.

1956 г. - колония Великобритании Тринидад и Тобаго получила ограниченное внутреннее самоуправление.

1958 г. - образование Вест-Индской Федерации в составе британских владений в Карибском бассейне: Каймановы острова, Барбадос, Подветренные острова, Наветренные острова (кроме британских Виргинских островов), Тринидад и Тобаго, Ямайка, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины (до 1956 г. - в составе колонии Наветренные острова).

Аляска принята в качестве 49-го штата в состав США.

1959 г. - Гавайские острова приняты в качестве 50-го штата в состав США. Революция на Кубе.

Колония Великобритании Теркс и Кайкос (в 1874- 1962 гг. находилась в составе Ямайки) получила внутреннее самоуправление.

1961 г. - предоставление внутреннего самоуправления Барбадосу.

1962 г. - распад Вест-Индской Федерации. Провозглашена независимость Тринидада и Тобаго. Провозглашена независимость Ямайки.

1964 г. - предоставлено внутреннее самоуправление Багамам, Британскому Гондурасу.

1966 г. - провозглашена независимость Барбадоса и Гайаны.

1967 г. - статус ассоциированного с Великобританией государства с правами внутреннего самоуправления предоставлен колониям Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Ангилья, Сент-Люсия.

1969 г. - Сент-Винсент и Гренадины получили статус ассоциированного с Великобританией государства.

1973 г. - Британский Гондурас переименован в Белиз.

Провозглашена независимость Багамских островов.

1975 г. - провозглашена независимость Суринама.

1978 г. - провозглашена независимость Доминики.

1979 г. - получили независимость Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия.

1980 г. - Ангилья вышла из Федерации Сент-Китс и Невис, стала называться Ангилья.

1981 г. - предоставлена независимость государству Антигуа и Барбуда. Провозглашена независимость Белиза.

1982 г. - захват войсками Аргентины Фолклендских островов, находящихся во владении Великобритании с 1833 г., ответные военные действия со стороны Великобритании (временное соглашение о прекращении военных действий подписано в 1983 г.).

1983 г. - интервенция США против Гренады.

Получили независимость Сент-Китс и Невис.

1986 г. - Аруба вышла из Федерации Нидерландских Антил, став третьей составной частью Королевства Нидерландов.