Как быть хорошим слушателем? Практикуйте эмпатическое или активное слушание. Самый простой способ научиться слушать


Меньше говорите, больше слушайте
Ральф Николс однажды сказал: «Самая важная из всех человеческих потребностей - потребность понять и быть понятыми. лучший способ понять человека - выслушать его». Общение - это не игра в «твоя очередь, моя очередь», а процесс, в котором все стороны должны действовать непрерывно.
Храните открытость
Чаще всего мы идем на поводу у нашего предвзятого мнения. Старайтесь внимательно, не перебивая, слушать человека, даже если вы в корне не согласны с ним или он критикует вас. Подобная практика хорошо повлияет на ваше умение слушать.
Не отвлекайтесь
Шум телевизора, посторонние движения, другие люди могут помешать вам услышать и понять вашего собеседника. Однако отвлечь вас могут не только внешние факторы, упомянутые выше. Существуют также внутренние отвлекающие факторы, например, голод, жажда, другие проблемы...Если вам предстоит важный разговор, а единственное, о чем вы можете думать, это - бутерброды и оплата кредита, этот разговор не принесет ничего хорошего.
Следите за основной идеей
Все мы, разговаривая с кем-то, считаем необходимым подробно разобраться во всех деталях. Будьте внимательны, не запутайтесь и не будьте поверхностны. Определите для себя главные идеи разговора.
Слушайте, чтобы понять, а не чтобы быть понятыми
Сколько раз с вами случалась подобная ситуация: у вас есть история или идея, которую вы очень хотите обсудить, но как только вам предоставляется такой шанс, ваш собеседник перебивает вас рассказами в духе «А вот я!..?, «А у меня!..»? Вы же продолжаете пытаться перехватить инициативу разговора. В итоге получается, что никто никого не слышит. Вместо того, чтобы обдумать услышанное, собеседники просто дожидаются своей очереди высказаться. Подобный вид разговора не выгоден никому. Такие разговоры можно отнести к вредным привычкам.
Уважайте оратора
Важно быть искренним слушателем. Поддерживайте беседу вопросами, уточняйте, комментируйте, просите прояснить непонятное. Например, если кто-то говорит вам: «Сегодня был трудный рабочий день!» Спросите: «Почему? Чем ты занимался?» Дайте понять вашему собеседнику, что у него есть возможность высказаться. Поддакивайте, таким образом вы даете собеседнику понять, что вы слышите и поддерживаете его. Обратная связь при общении очень важна. Уважайте рассказчика. Начните слушать людей и они начнут слушать вас.
Язык тела
Язык вашего тела может дать понять собеседнику, насколько вы внимательно слушаете его. Если вы сутулитесь, ваши руки скрещены, а взгляд устремлен вдаль, несложно догадаться, что вам скучно. Старайтесь поддерживать зрительный контакт. Не ерзайте, не теребите ничего в руках, не поправляйте слишком часто волосы. Это признаки того, что вам скучно и неудобно. Будьте внимательны, склонитесь к собеседнику, если это необходимо, примите открытую позу, в некоторых моментах вы можете кивать головой.
Никакого телефона!
Отвлечения на мобильный телефон - явный признак неуважения к рассказчику и незаинтересованности в теме разговора. Во время важных бесед старайтесь держать ваш телефон в кармане.
Сопереживайте
Взгляните на ситуацию, рассказанную вам, не со своей точки зрения, а с точки зрения рассказчика. Вы не обязаны во всем его поддерживать и соглашаться с ним, просто представьте, как он себя сейчас чувствует. Конечно вы никогда не сможете понять его настоящие чувства, но сделать попытку очень важно.

Если вы хороший слушатель, то вы можете смотреть на мир глазами других людей. Умение слушать обогащает процесс познания и увеличивает склонность к сопереживанию. Это также увеличивает ваш контакт с внешним миром, помогая вам улучшить ваши навыки общения. Хороший слушатель глубже вникает в ситуацию и знает, какие слова можно использовать, а какие нельзя. Процесс слушания и понимания может казаться простым, но эти навыки требуют подлинного интереса и практики, особенно в конфликтной ситуации.

Шаги

Часть 1

Правильное слушание

    Поставьте себя на место другого человека. Активное слушание блокируется вашими внутренними размышлениями. Поэтому постарайтесь посмотреть на проблему с точки зрения другого человека и подумайте о том, что в этом случае вы найдете выход из положения гораздо быстрее. Будучи хорошим слушателем, вы также можете стать лучшими друзьями с вашим собеседником.

    • Помните, что у вас есть два уха и один рот. Поэтому слушайте больше, а говорите меньше. Более выгодно слушать, чем говорить. Слушая собеседника, смотрите ему в глаза, чтобы показать вашу заинтересованность (даже если вам не интересно, делайте это из вежливости). Люди, которые умеют слушать, более наблюдательны и, следовательно, имеют склонность к размышлению и лучшему пониманию вещей. Убедитесь, что вы действительно слушаете, а не делаете что-то еще. Сосредоточьтесь на вашем собеседнике и не отвлекайтесь.
    • Вместо того чтобы сразу судить вашего собеседника или моментально предлагать решение проблемы, внимательно выслушайте собеседника и посмотрите на ситуацию с его точки зрения. Это поможет вам по-настоящему услышать человека, а не формулировать собственное мнение преждевременно.
  1. Не сравнивайте переживания вашего собеседника со своими. Не думайте, что сравнение переживаний – это прекрасная методика слушать другого человека. Если собеседник рассказывает вам, как он справлялся со смертью близкого человека, не говорите ему: «Это именно то, что было со мной». Так вы можете показаться грубым или бесчувственным, особенно если вы сравниваете что-то действительно серьезное со своими менее сильными впечатлениями, например, развод вашего собеседника и ваши трехмесячные отношения с девушкой.

    • Не думайте, что это лучший способ быть полезным вашему собеседнику и правильно оценивать ситуацию. На самом деле это весьма упрощенный способ мышления, демонстрирующий вашему собеседнику, что вы вообще его не слушаете.
    • Не говорите много «я» или «мне». Так вы даете понять собеседнику, что фокусируетесь не на его ситуации, а на самом себе.
    • Конечно, если человек знает, что вы испытывали аналогичные переживания, то он может спросить о вашем мнении. В этом случае выскажите его, но аккуратно, помня о том, что ваши переживания не совсем похожи на переживания вашего собеседника (в противном случае он решит, что вы просто пытаетесь казаться полезным).
  2. Не пытайтесь оказать моментальную помощь. Некоторые люди полагают, что во время слушания собеседника они должны моментально придумать способы решения его проблем. Вместо этого внимательно выслушайте собеседника, а затем подумайте над решением проблемы и озвучьте его, но только если ваш собеседник действительно нуждается в вашем совете. Если вы начинаете лихорадочно думать о возможных решениях проблем вашего собеседника, то на самом деле вы не слушаете его.

    • Сконцентрируйтесь на словах вашего собеседника. Только после этого вы можете попытаться помочь ему.
  3. Сопереживайте собеседнику и кивайте головой, чтобы показать, что внимательно слушаете его. Если человек ждет вашего одобрения (это можно понять по его голосу), скажите: «Да», а если вам рассказывают о трагических событиях, вы можете сказать: «Боже мой!». Произнося эти слова, вы демонстрируете собеседнику, что внимательно слушаете его. Говорите эти слова в нужное время и тихо, чтобы не перебивать собеседника. Попробуйте утешить человека, если у него случилась беда. С другой стороны, большинство людей не хотят, чтобы их жалели, поэтому попытайтесь просто успокоить вашего собеседника (но без всякого рода назиданий).

  4. Запоминайте то, что говорит собеседник. Например, если собеседник рассказывает вам о проблемах во взаимоотношениях с его лучшим другом Владимиром, а вы не знаете этого человека, постарайтесь запомнить его имя. Упомянув это имя позже, вы продемонстрируете собеседнику, что внимательно слушали его и пытаетесь вникнуть в ситуацию. Если вы не помните имен, деталей или важных событий, то вы не слушали вашего собеседника.

    • Конечно, у вас нет феноменальной памяти. Но если вы постоянно перебиваете собеседника, требуя разъяснений, потому что забыли важные детали или имена, то вы плохой слушатель. Не нужно запоминать каждую мелочь, но и не заставляйте вашего собеседника повторять уже сказанное по многу раз.
  5. Проявляйте последующий интерес. Хороший слушатель – это не тот, кто выслушал историю собеседника и моментально ее забыл. Если вы действительно хотите продемонстрировать вашу заботу, спросите у собеседника о его ситуации, когда очередной раз вы останетесь вдвоем, или просто позвоните ему или отправьте сообщение. Если человек попал в трудное положение (например, он разводится, ищет работу или даже заболел), то ему будет приятно узнать, что вы думаете о нем. Однако, не стоит этого делать, если собеседнику это не нужно; в этом случае просто скажите ему, что вы всегда рядом и готовы помочь.

    • Ваш собеседник будет тронут тем, что вы помните и думаете о нем даже после вашего разговора. Это разовьет ваши навыки слушания.
    • Помните, что существует тонкая грань между последующим интересом и давлением. Например, если собеседник рассказывал вам о его желании уволиться, не нужно постоянно отправлять ему сообщения с вопросом уволился он или нет. Так вы оказываете давление на человека и создаете стрессовую ситуацию (а не помогаете).
  6. Знайте, чего делать нельзя. Это так же полезно, как знать, что нужно делать. Если вы хотите, чтобы собеседник принимал вас всерьез и думал, что вы уважаете его, не делайте следующего:

    • Не перебивайте собеседника.
    • Не допрашивайте собеседника. Вместо этого мягко задавайте вопросы в нужное время (когда собеседник делает паузы).
    • Не пытайтесь поменять тему разговора.
    • Не говорите: «Это не конец света» или «Вы будете чувствовать себя лучше утром». Так вы минимизируете проблему человека, что только ухудшит его состояние. Смотрите на собеседника, что показать ему, что вы слушаете и вам интересно.

    Часть 2

    Правильные слова
    1. Молчите. Это основная черта хорошего слушателя, так как большинству людей просто не терпится высказаться. Кроме того, многие люди выражают ложное сочувствие, делясь своими переживаниями.

      • Хороший слушатель на время забывает о собственных желаниях и терпеливо ждет, когда собеседник изложит свои мысли в свойственной ему манере.
    2. Заверьте собеседника в вашей надежности. Если человек рассказывает вам что-то очень личное или важное, дайте ему понять, что вы надежный человек, умеющий держать рот на замке. Скажите собеседнику, что он может доверять вам и все сказанное останется между вами. Если человек не уверен, стоит ли на самом деле доверять вам, то он не откроется вам. Не заставляйте собеседника быть откровенным с вами – так вы поставите его в неловкое положение или разозлите его.

      • Конечно, если вы заявляете, что услышанное вами останется тайной, так и сделайте (только если что-то не воспрепятствует этому, например, слова собеседника о намерении совершить самоубийство). Если вы не являетесь надежным человеком, которому можно доверять, то вы никогда не будете хорошим слушателем.
    3. Отвечайте на реплики собеседника с пониманием. Во время пауз в разговоре нужно использовать два приема: «повторить и поощрить» или «обобщить и перефразировать». Так вы придадите разговору плавный ход и снимите напряжение с собеседника.

      • Повторение и поощрение. Повторите некоторые моменты из сказанного и одновременно используйте положительную оценку в качестве поощрения. Например, вы можете сказать: «Я понимаю, что вам не нравится брать всю вину на себя. Мне бы тоже это не понравилось». С этим приемом нужно обращаться осторожно. Время от времени используйте технику сопереживания как толчок к действию. Если вы будете слишком часто сочувствовать вашему собеседнику, вас будут воспринимать как снисходительного человека.
      • Обобщение и перефразирование. Очень полезно обобщить услышанное вами и перефразировать слова вашего собеседника на свой манер. Так вы сможете убедить собеседника в том, что вы действительно слушали его и поняли смысл сказанного. Также вы даете собеседнику возможность исправить ложные предположения и недопонимание между вами.
      • Убедитесь в том, что дали шанс собеседнику исправиться. Используйте следующие высказывания: «Я могу ошибаться, но...» или «Возразите, если я не прав». Это очень ценный прием в том случае, если вы разочаровались в разговоре или ощущаете, что больше не в состоянии сконцентрироваться на слушании.
    4. Задавайте осмысленные и дельные вопросы. Воздержитесь от расспросов, иначе ваш собеседник займет оборонительную позицию. Используйте вопросы для того, чтобы подтолкнуть собеседника к самостоятельному нахождению решения его проблемы. Так вы поможете собеседнику сделать свои собственные выводы, не будучи субъективным и не давя на него.

      • После того, как вы внимательно выслушали человека, пришло время активных действий: перефразируйте свои вопросы. Например: «Вам не нравится брать вину на себя. Но я не могу понять, почему вас гложет чувство вины. Вы можете просто попросить человека больше так не делать».
      • Такое построение вопроса подтолкнет собеседника прямо ответить на ваше недопонимание ситуации. Отвечая на вашу реплику, собеседник постепенно перейдет от эмоционального ответа к логичному и конструктивному выводу.
    5. Подождите, пока собеседник откроется вам. В процессе поощрения конструктивного ответа активный слушатель должен проявить максимум терпения и позволить собеседнику выплеснуть свои мысли, чувства и представления. Как правило, подобная беседа начинается вяло, и собеседнику требуется много времени, чтобы выговориться. Если вы начнете задавать наводящие вопросы личного характера слишком рано, то человек закроется и не будет делиться с вами информацией.

      • Сохраняйте спокойствие и представьте себя на месте говорящего. Иногда это помогает понять, как собеседник попал в такую ситуацию.
    6. Не перебивайте собеседника вашими комментариями по поводу сказанного. Дождитесь момента, когда собеседник сам поинтересуется вашим мнением. Активное слушание требует от слушателя на некоторое время забыть о своем мнении и терпеливо ждать подходящего момента в разговоре. Когда беседа прерывается, подведите итог или осторожно выразите свое несогласие.

      • Если вы прервете собеседника, то он будет разочарован и не поймет то, что вы скажете ему. Собеседник всегда хочет закончить свою мысль, а перебивая его, вы ставите собеседника в неудобное положение и отвлекаете его.
      • Воздержитесь от раздачи советов. Вместо этого дайте человеку шанс изменить свое мнение и найти выход из сложившейся ситуации самостоятельно. Такое поведение делает честь вам и вашему собеседнику. Подобное общение, как правило, заканчивается результативным решением, которое дает возможность обоим участникам разговора понять свои намерения.
    7. Убедите собеседника в том, что вы были рады поговорить с ним (независимо от исхода вашей беседы). Дайте ему понять, что вы готовы к дальнейшему обсуждению этой темы без давления с вашей стороны. Кроме того, заверьте собеседника, что все сказанное останется между вами. Даже если собеседник находится в ужасном положении, не говорите ему: «Все будет в порядке» – просто успокойте его, предложив вашу помощь.

      • Вы можете погладить собеседника по руке или колену, приобнять его или сделать что-то другое, чтобы обнадежить его. Делайте все, что уместно в данной ситуации (но не переходите границ).
      • Предложите собеседнику вашу помощь, если у вас есть возможности и время. Но не давайте человеку ложную надежду. Если единственной помощью, которую вы готовы оказать, является ваша готовность выслушать человека, прямо заявите об этом. На самом деле, это очень ценная помощь.
    8. Давая советы, будьте объективным и не опирайтесь на ваш собственный опыт и чувства. Подумайте о том, что лучше для человека в этой ситуации, а не о том, что делали вы в подобной ситуации.

      Часть 3

      Правильный язык тела
      1. Смотрите на собеседника, слушая его. Если собеседник заподозрит, что вам не интересно и что вы не слушаете его, он больше никогда не откроется вам. Смотрите в глаза собеседника, чтобы продемонстрировать, что вы впитываете каждое слово. Даже если тема разговора вас мало интересует, постарайтесь относиться с уважением к тому, что говорит ваш собеседник, и вслушиваться в смысл сказанного.

        • Сконцентрируйте взгляд и помыслы на собеседнике и станьте хорошим слушателем. Не думайте о том, что вы скажите, но сфокусируйтесь на словах вашего собеседника (помните, что речь идет о другом человеке, а не о вас).
      2. Создайте благоприятное физическое и духовное пространство. Устраните все отвлекающие предметы и посвятите разговору все ваше внимание. Выключите все мобильные устройства (в том числе телефон) и назначьте встречу там, где вас никто не будет отвлекать. Когда вы находитесь с человеком наедине, нужно успокоиться и настроиться на слушание вашего собеседника.

        • Выберите место, в котором мало отвлекающих вас факторов. Например, если вы разговариваете в кафе, сосредоточьтесь на вашем собеседнике и не отвлекайтесь на людей, заходящих и выходящих из кафе.
        • Если вы разговариваете в публичном месте, например, в ресторане или кафе, не садитесь возле включенного телевизора. Даже если вы решили полностью сфокусироваться на собеседнике, у вас может возникнуть соблазн быстро взглянуть на экран телевизора.
      3. Подбадривайте собеседника языком жестов. Кивок головой сигнализирует о том, что вы слышите то, что вам говорят, и хотите, чтобы разговор продолжался. Перенимание позы и движений собеседника (отражение) поможет ему расслабиться и еще больше раскрыться в процессе разговора. Попробуйте смотреть в глаза собеседника, чтобы продемонстрировать ваш интерес к разговору.

        • Наклонитесь в сторону собеседника; в противном случае он решит, что вам не терпится уйти. Или, например, если вы скрестили ноги, вытяните их в сторону собеседника (так вы покажите, что вам интересно).
        • Но не скрещивайте руки на груди. Это говорит о вашей закрытости и скептицизме, даже если на самом деле вы заинтересованы.
      4. Слушайте активно, чтобы демонстрировать ваш интерес. Активное слушание подразумевает использование мимики и языка тела; это касается и вас, и вашего собеседника.

        • Ваши слова. Не стоит каждые пять секунд говорить «хм…», «понятно», «конечно», чтобы не раздражать собеседника. Просто комментируйте сказанное в подходящие моменты, чтобы убедить собеседника, что вы внимательно слушаете его. Если ваш собеседник действительно что-то значит для вас, то вы, несомненно, сконцентрируете ваше внимание и поможете собеседнику разобраться в его проблемах.
        • Выражение вашего лица. Старайтесь проявлять интерес и время от времени встречайтесь взглядом с собеседником. Не нужно смущать его своим пристальным взглядом, но старайтесь выражать дружелюбие и расположенность к разговору.
        • Чтение между строк. Будьте начеку, ведь некоторые вещи не говорят вслух. Старайтесь заметить те реплики, которые помогут оценить настоящие чувства собеседника. Наблюдайте за его языком тела и мимикой, чтобы собрать необходимую информацию. Нельзя обращать внимание только на слова. Постарайтесь представить, какие эмоции привели к такому выражению лица, жестам и тону голоса.
        • Если кто-то рассказывает вам о своих проблемах, он не обязательно хочет, чтобы вы их решили. Иногда человеку просто нужно выговориться.
        • Не нужно повторять сказанное как попугай. Это очень раздражает.
        • Если вы думаете над тем, что бы сказать, когда говорит ваш собеседник, вы не слушаете его. Вы уменьшаете свои шансы дать дельный совет.
        • Отложите важный разговор на потом, если вы не в настроении слушать. Если вы не готовы к разговору, лучше вообще его не начинать. Если вас переполняют эмоции, переживания или внутренние порывы, которые мешают течению разговора, ваше состояние может привести к отрицательному исходу беседы.
        • Не нужно банальностей. Избегайте подобных комментариев: «Такая проблема есть у многих людей, так что не волнуйтесь по этому поводу».
        • Воздержитесь от раздачи советов.
        • Внимательно слушайте, что говорит ваш собеседник.
        • Не грубите – всегда будьте вежливы.
        • Даже если вам не интересно, о чем говорит ваш собеседник, слушайте его!

        Предупреждения

        • Если вы обнаружили, что сформулировали ответ еще до того, как ваш собеседник окончил говорить, вы его не слушали. Постарайтесь подождать, пока собеседник не сделает паузу, и только потом делайте комментарии
        • Очистите свои помыслы: выбросите все из головы и начните сначала.
        • Смотрите собеседнику в глаза – в противном случае он решит, что вы не слушаете его.
        • Даже если история, которую рассказывает собеседник, такая длинная, что вам уже не интересно ее слушать, попытайтесь дослушать ее до конца. В этом случае собеседник будет очень благодарен вам.
        • Не говорите просто «да» и не кивайте головой – собеседник подумает, что вы невнимательно его слушаете.
        • Старайтесь не говорить очень много, особенно когда человек рассказывает вам то, что крайне важно для него. Ваш собеседник проникся к вам доверием, но если вы показываете свое неуважение или слушаете его невнимательно, собеседник решит, что рассказывать вам что-либо больше не стоит; это может привести к разрыву отношений или помешать установлению дружеских связей. Если тема крайне важна для собеседника, обязательно комментируйте сказанное им.

Многие ошибочно полагают, что для того, чтобы быть хорошим слушателем достаточно не перебивать собеседника и не отвлекаться на посторонние предметы и людей. Если вы из их числа, то вы глубоко заблуждаетесь. Потому что для слушателя мало иметь только острый слух и фокус внимания. Нужно кое-что еще.

Навык слушания недооценен общественностью. Хотя он намного важнее ораторского мастерства. Потому что говорить и убеждать умеют все, а слушать – избранные. Причина в том, что с самого рождения родители только и думают о том, когда их отпрыск произнесет первое слово и начнет разговаривать. Они как можно скорее хотят научить ребенка говорить, так как период молчания их настораживает. Как следствие, дети вырастают не способными слушать. Ведь их этому не обучали. Более того курсов по публичным выступлениям намного больше, чем курсов по слушанию.

Я до трех лет не говорила. Мама считает, что я специально молчала, так как любила вредничать и была очень упрямым ребенком. А может быть, слушание мне доставляло большее удовольствие, чем говорение?!

Сколько себя помню, я всегда предпочитала слушать, нежели разговаривать. И в начальной школе некоторые мои одноклассники ставили мне это в упрек. Им хотелось, чтобы я принимала активное участие в беседе, а не пассивное. Но в старших классах им понадобился человек, который бы выслушивал их проблемы и секреты, при этом хранил рот на замке. Этим человеком оказалась я. Через мои уши прошло столько душераздирающих историй, но ни одна из них не вышла наружу.

Чем старше я становилась, тем комфортнее себя чувствовала в роли слушателя. Возможно, профессия психолога мне бы отлично подошла. Потому что мне нравится узнавать чужие истории, разбираться в чужих проблемах и помогать решать их. Более того, люди доверяют мне свои тайны и готовы делиться самым сокровенным.

За свой пятнадцатилетний опыт работы слушателем (школа + университет), я выявила четыре главных черты, которые притягивают ко мне говорящих и позволяют им мне доверять.

Вот, что должен уметь делать хороший слушатель:

1.Задавать вопросы. Принято считать, что хороший слушатель должен молчать. Это лишь отчасти верно. Разговор подразумевает обмен репликами. Но это не значит, что вам нужно высказывать свое мнение, чтобы поддерживать диалог. Хороший слушатель должен задавать наводящие вопросы, которые направляют ход беседы. Тем самым, давая говорящему понять, что его слушают и на его слова реагируют.

2. Быть сосредоточенным на говорящем, а не на теме. Большинство уверены, что слушатель должен фокусироваться на теме разговора. Это далеко не так. Если вы хотите стать хорошим слушателем, то вы должны все свое внимание обратить на говорящего. Потому что темы разговора очень быстро меняются, а собеседник остается все тот же. В конце концов, вы слушаете не сами слова, а человека, их произносящего.

3. Быть расслабленным. Хороший слушатель не должен испытывать никакого напряжения и стресса, иначе это состояние передастся говорящему. Вам необходимо быть спокойным и уравновешенным, чтобы ваш собеседник чувствовал себя также. Разговор, протекающий в атмосфере “релакс”, получится очень продуктивным и результативным.

4. Наблюдать. Хороший слушатель в отличие от плохого не только слушает, но и наблюдает за говорящим. Потому что он понимает, что язык тела не лжет. А вот словом обмануть можно. Вы должны следить не только за интонацией собеседника, но и за его мимикой и жестами. Это поможет вам избежать острых тем, которые ваш собеседник не желает касаться.

Слушатель – это такая же профессия, как и оратор, требующая практики. Применяя выше изложенные рекомендации в процесс разговора, вы приобретете репутацию хорошего слушателя.

Неумение слушать собеседника – это минус, причём существенный, поскольку именно от этого зависит налаживание контактов и установление взаимосвязей с окружающими людьми. Кстати, многим предпринимателям просто необходимо постоянно оттачивать свои навыки слушания, хотя бы потому, что их отсутствие будет работать против них. Если вы будете терпеливы и сможете выслушивать то, что говорят вам другие люди, например, ваши сотрудники и клиенты (а их обратная связь весьма важна), то вы приобретёте верных и лояльных приверженцев своего бренда. Кстати, будьте осторожны, не осуждайте и не критикуйте, просто слушайте.

Итак, 5 способов овладения мастерства хорошего слушателя:

1. Откройте для себя язык тела, вашего тела

Язык тела демонстрирует ваш интерес или незаинтересованность в разговоре. Когда вы активно слушаете кого-либо, наклонитесь немного вперёд и смотрите в глаза. Легкая улыбка и периодическое кивание головой покажут, что вы увлечены беседой. В ситуациях, когда вы чувствуете себя несколько неловко, вы инстинктивно скрещиваете руки или держите их в карманах, а также проявляете другие признаки лёгкой нервозности. Такие небольшие физические барьеры могут быть препятствием для ваших собеседников, которые хотят «достучаться» до вас.

2. Фокусируйте внимание только на собеседнике

Если вы находитесь в окружении большого количества людей, сосредоточьтесь на человеке, который вам нужен, и меньше обращайте внимание на то, что происходит вокруг вас. Точно таким же образом, когда вы разговариваете по телефону, повернитесь спиной к компьютеру и полностью сосредоточьтесь на своём собеседнике. Когда вы отвлекаетесь на всяческие гаджеты, человек, с которым вы разговариваете, чувствует себя второстепенным и неинтересным для вас.

3. Боритесь с желанием перебить собеседника

Иногда так и хочется перебить собеседника и самому закончить его фразу, показав, что вам вполне понятна его мысль, но вот звучать это будет достаточно грубо с вашей стороны. Терпеливое выслушивание укрепляет доверие. Если вы перебиваете кого-либо (даже с самыми благими намерениями), то это лишает вашего собеседника возможности в полной мере выразить свою точку зрения или чувства. Всякий раз, когда вам хочется прервать другого человека, выдержите паузу и только потом реагируйте.

4. Задавайте вопросы

Два самых действенных слова в разговоре – это слова «расскажите мне…». Люди сразу воодушевляются, когда вы задаете им вопросы по существу и внимательно выслушиваете их ответы. Если вы демонстрируете интерес к мнению других, то это только пойдёт вам на пользу. Открытые вопросы, требующие развёрнутого ответа, дают людям отличную возможность высказаться по теме и превратить разговор в занимательную и познавательную беседу. Если вы не улавливаете ход мыслей собеседника, попросите его дать более детальное разъяснение или конкретные примеры.

5. Практикуйте эмпатическое или активное слушание

Слушайте не только ушами, но и глазами, и своим сердцем. Вы можете не соглашаться с говорящим, но попытайтесь понять его чувства, желания и стремления. Попробуйте представить себя на месте этого человека, чтобы полностью понять его точку зрения.

К сожалению, большинство людей слушают собеседников совсем не для того, чтобы понять их; они слушают их для того, чтобы ответить. Не зацикливайтесь на том, что вы собираетесь сказать. Это отвлекает от разговора и препятствует его развитию. Сосредоточьтесь на мыслях собеседника. Спросите себя: «Как бы я себя чувствовал, если бы это произошло со мной?» А когда вы полностью поймёте то, что человек хотел донести до вас, то тогда вы можете аккуратно и вежливо реагировать на всё им сказанное.