Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты закон

Цели и задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Родине: обычаям, традициям народов РК;
  • формирование дружеских взаимоотношений между людьми разных национальностей.
  • расширение знаний учащихся о своей родине;
  • развитие познавательного интереса учащихся к истории страны;
  • активизация творческого воображения детей.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, листы бумаги, ручки, карандаши, листы бумаги.

Ведущий 1: (Слайд 1–10)

Армысыздар, қадірменді қонақтар, ұстаздар, тәуелсіз еліміздің ұлағатты ұрпақтары.

Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые участники и гости нашего мероприятия! Летопись современного Казахстана начинается 16 декабря 1991 года. В этот день Казахстан объявил себя Независимым суверенным государством. 20 лет тому назад, обретя свою независимость, Казахстан открыл новую веху в своей истории: окреп, достиг больших результатов в своем развитии.

Ведущий 1:
Республика! Ерікті ел Қазақстан!
Келді, ақыры көп күткен жаз алыстан.
Келді алыстан, аңсатып, армандатып,
Торды бұзған мен-де бір мәз арыстан!

Ведущий 2:
Смотрю на небо голубое
Там высоко парит орел
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол
До боли мне знакомо это
Виденье сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить с боку
Национальный наш узор
Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

Ведущий 1:
Гимн народы поют,
Славят дружбу и труд
На прекрасной земле Казахстана.
Пусть звучит светлый Гимн,
Как наказ молодым,
Как привет всем народам и странам!

Исполнение гимна РК (Слайд 3)

Ведущий 1: Ребята, в одной из книг есть удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: «В дни сотворения мира Бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны и материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала нет. Он от разных мест отхватил по кусочку - краешек Америки, кромку Италии, отрезок пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».

Ведущий 2: Не поверить в эту легенду невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти всё, и вечно голые пространства безводного солончака и живописнейший контраст гор, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные леса.

Ребята мы приглашаем вас принять участие в интеллектуальной игре «Знаешь ли ты Казахстан?» и проверить, на сколько хорошо вы знаете историю, культуру и знаменательные даты РК.

Представление членов жюри.

Ведущий 1: Мы начинаем! Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Казахстан?» состоит из 5-ти конкурсов:

1. Приветствие команд
2. Самый умный
3. Мудрость и красноречие
4. Узнай историческое лицо
5. Байга

1 тур «Приветствие»

(Слайд 1–10)

Команды должны себя представить. Максимальный бал за приветствие 10 баллов. Для начала проведем жеребьевку и выясним, какая команда будет выступать первой.

Ведущий 2: (Слайд 10) «Степная земля бесконечна, как время…» Это слова древнего просветителя Казтуган жырау. Действительно, широка и просторна казахстанская земля. От гор Алтая до песков Атырау и Мангыстау, от многоводного Иртыша до широкого Каспия раскинулась Великая степь! Десять часов понадобиться быстрому «Боингу-707» или «Ту-154» чтобы пролететь ее с востока на запад. Пять Франции, почти вся территория Европы легко поместиться на этой земле. Сегодня на этой земле живут народы, представители разных национальностей, но они именуют себя казахстанцами.

Ведущий 1:

2 тур «Самый умный»

Правила конкурса:

1. В игре участвуют 3 команды
2. Игру начинает первая команда, выбирает количество балов и тему вопроса, если у команды нет правильного ответа, право на ответ передается следующей команде.

Тема

Любимые места горожан

Ботанический сад

Фонтан дружбы в парке культуры и отдыха

Бассейн «Дельфин»

Кинотеатр «Казахстан»

Областной театр кукол

Что символизирует ключ на гербе Петропавловска

Что символизирует сноп пшеницы на гербе Петропавловска

Что обозначает шестерня на гербе Петропавловска?

Что символизирует раскрытая книга на гербе Петропавловска

В каком году был принят нынешний герб Петропавловска

В честь каких святых получил название наш город

В каком году был основан наш город

С какого года Петропавловск является областным центром Северо-Казахстанской области

Назовите дату рождения Петропавловска

Назовите одного из государственных деятелей, музей которого был открыт в нашем городе в 2007 году

Мой город

Где находится этот памятник

Возле какого музея находится этот памятник

Как называется это здание

В этом здании уместилась вся история нашего города

Как называется парк, расположенный на берегу Ишима

Известные люди

Казахский писатель, педагог, один из основателей новой казахской литературы

Назовите советского космонавта, который родился в нашем городе

Казахстанский профессиональный велогонщик?

Аким города Петропавловска

Аким Северо-Казахстанской области

Ведущий 2: (Слайд) Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом Родина?

(Ответы участников)

Родина - это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово.
У каждого человека есть своё представление о Родине. Для кого-то это улочка города, где ему знакомы каждый камушек, каждое дерево, с которым связано теплое воспоминание. Такое место обычно называют Малой Родиной.

Ведущий 1: Прекрасна и многолика моя Родина - мое отечество. Что такое Казахстан?

Для меня Казахстан это, прежде всего, мой дом, в котором я живу, в котором я учусь, друзья, с которыми меня многое связывает… это мой любимый город Петропавловск.

Ведущий 2: А для меня самое главное в Казахстане - его люди, создавшие его историю, строящие его будущее. В нашем Казахстане проживают люди разных национальностей, более того, живут в мире и сгласии.

Мне вспомнились слово Толе би: «Если народ силен единством, то он станет образцом для будущих поколений».

Ведущий 1:
Туған жерді Анам демей не дейін,
Туған жерді панам демей не дейін.
Туған жер мен асқақ менің ә н-жырым,
Туған жермен асқақ менің мерейім. (Ж.Молдағалиев)

Ведущий 2:
Родина - это отец твой и мать,
Родина - друг и ровесник под стать,
Родина - это твой край и столица,
Родина - это аул и станица.

Ведущий 1: Начинаем

3 тур «Мудрость и красноречие»

Команды состязаются в знании пословиц, поговорок, изречений великих деятелей на тему «моя Родина». Каждая команда по очереди называет одну пословицу. Повторяться нельзя. Это будет продолжаться до тех пор, пока одна из команд не остановиться. Дается 10 секунд для обдумывания. Побеждает команда, которая называет больше всего пословиц и поговорок. Этот конкурс оценивается в 50 баллов, т. е. победитель получает 50 баллов, а проигравшие 25 и 15 баллов.

По окончании конкурса слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов.

Ведущий 2: Суверенный Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. По площади территории в 2 млн. 724,3 тыс.км. занимает 6,1% территории Азии и входит в десятку крупнейших стран мира. Казахстан - страна, расположенная в самом центре Евразийского материка, с богатыми природными ресурсами и огромным экономическим потенциалом. 2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН и сегодня признан более чем 120 государствами мира, более чем с 70 государствами поддерживает дипломатические отношения.

Ведущий 1: Казахстан - земля древней цивилизации, с удивительной и неповторимой историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли могущественные империи и государства. В современный период Казахстан сумел сохранить гражданский мир в стране. Независимый Казахстан - многонациональное государство, на территории которого проживает около 100 национальностей. Казахстан вошел в новое тысячелетие не просто самостоятельным, а сильным государством. (Слайды)

Ведущий 2:

4 тур «Узнай историческое лицо»

Участвуют все команды. Сначала отвечает команда, которая выбрала вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов. А если команда не отвечает на вопрос, у команды соперников есть возможность ответить и получить баллы. На обдумывание вопроса командам дается 10 секунд.

Ведущий 1: Начнем:

1) На ниве востоковедения. Учёный и путешественник, обогативший мировую науку открытием и изучением неведомых ранее земель, родился в 1835 году. Правнук хана Абылая, выходец из казахской знати «аксуйек» - «белой кости», его мусульманское имя было Мухаммед-Ханафия, получил начальное мусульманское образование и по окончании Омского кадетского корпуса начал службу офицером по особым поручениям при омском генерал-губернаторе. Кто это?
(Чокан Валиханов)

Ведущий 2: Знай, потомок, дорогу я для тебя творил… Основоположник казахской письменной литературы, выдающийся поэт, писатель, общественный деятель, родился 29 июля (10 августа) 1845 года в горах Шынгыстау Семипалатинской области в знатной семье. Он ввёл в казахскую литературу целый поток новых образов, форм, идей и сюжетов, приобщив свой народ к общемировой культуре. Особое место в его творчестве занимает произведение, известное под названием «Слова назидания». Оно состоит из 45 кратких притч, в которых поднимаются проблемы истории, педагогики, морали. Кто это?
(Абай Кунанбаев)

Ведущий 1: Лидер нации. Он родился 6 июля 1940 года в Алматинской области, с детства знал свою родословную до двенадцатого колена. Одному из его предков установлен памятник в нашем городе.
(Н. Назарбаев, памятник Карасай-батыру )

Ведущий 2:

Следующий тур «Байга»

В этом туре мы будем задавать вопросы. Участник, поднявший первый сигнальную карту и правильно ответивший на вопрос, получает 1 бал. Если ответ неправильный, отвечает игрок поднявший карточку вторым и т. д. Принимается только один ответ.

Внимание вопрос:

1. Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября? (День языков)
2. Назовите знаменательную дату, которую отмечает Казахстан 1 декабря? (День первого президента)
3. Какой язык в Казахстане является государственным? (Казахский)
4. Основной закон государства? (Конституция)
5. Как называют знатока многих языков (Полиглот)
6. Наш президент Н. А. Назарбаев поставил перед нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский, английский.)
7. Птица, которая изображена на флаге? (Орел)
8. Священная книга у мусульман? (Коран)
9. Как называется верхняя сводная часть юрты? (Шанырак)
10. Государственные символы республики Казахстан? (Флаг, герб, гимн)
11. Город - центр по изучению космоса? (Байконур)
12. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан? (Т. Аубакиров)
13. Национальное жилище казахов? (Юрта)
14. Что символизирует шанырак? (Шанырак - сердце герба, очаг, семья)
15. Казахский воин-герой? (Батыр)
16. Национальные спортивные игры? (Байга, кокпар)
17. Состязание акынов? (Айтыс)
18. Казахские народные инструменты? (Домбра, сыбызгы, кобыз)
19. Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? (Ковыль, степная полынь)
20. Мифологические скакуны, изображенные на гербе Казахстана? (Тулпар).
21. Праздник единства народов Казахстана? (1 мая)
22. Животное - символ Казахстана? (Барс).
23. Новый год по восточному календарю? (Наурыз).
24. Национальный казахский целебный напиток? (Кумыс)
25. Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок? (Алдар Косе)
26. Вереница верблюдов? (Караван)
27. Столица Казахстана? (Астана)
28.На какой реке стоит столица РК? (Есиль)
29. В каком году наша страна стала независимой? (1991 г.)
30. Поэт - импровизатор у казахов? (Акын).

Ведущий 1:
Көз алдымда көгілдір тау мұнартып,
Аспанымда, аққудың әні қалқып,
Құшақтап бір өзіңді туған далам
Жатамын көк шалғында жаным балқып.

Ведущий 2:
Над нами, как орёл, витает
Свободы горделивый дух.
Народов дружбу означает
Надёжное сплетенье рук.
В сплетенье рук - наше единство.
За Казахстан стоим горой.
На казахстанскую свободу
Не посягнёт никто чужой.
Мы независимыми стали
И строим новый Казахстан
Открылись новые пред нами дали,
И от других не отстаём мы стран.

Ведущий 1:
Моя любовь, моя Отчизна,
Мой край, мой светлый дух земной!
Мой Казахстан - свободный, чистый,
Цвети под солнцем и луной!

Ведущий 2: «Берите в дорогу добро…» - эти слова произнесены нашим Президентом Н. А. Назарбаевым. Мы должны быть уверены, что путь нашего государства - это путь независимости, добра и процветания.

Будущее нашей республики зависит от того какими будете вы. Старшее поколение надеется только на вас. Ведь всё зависит от того в какие руки попадёт наше государство, наш дом. Хочется, чтобы эти руки были добрыми, чуткими, трудолюбивыми. Чтобы вы шли по жизни только дорогою добра.

Ведущий 1: Самое дорогое слово - «МИР». И наша страна смогла утвердить свой авторитет среди других государств благодаря правильной, глубоко обдуманной политике.

Пусть над нашей Республикой всегда будет мирное чистое небо, и звучат залпы только праздничных салютов.

Ведущий 2: На этом все конкурсы завершены. Уважаемое жюри просим Вас подвести итог игры и определить команду победителя.

(Видеоролик «Мой Казахстан»)

Выступление жюри

Награждение победителей.

Лото «Знаешь ли ты деревья?»

Задача-совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти учащихся.

Материал-набор карточек с изображением деревьев и семян: берёзы, ели, сосны, дуба, рябины, осины, лиственницы, …

Игра пройдёт более эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк (лес), где дети понаблюдают деревья в природе.

Пробный ход. Я-учитель показывает-демонстрирует карточку лото и загадывает загадку. Дети сообщают отгадку и показывают на карточке изображение этого дерева, которое должно должно быть закрыто фишкой. Учитель загадывает ещё загадку, но изображение этого дерева нет на карточке. Учащиеся говорят о каком дереве была загадка.

Правило. Учащиеся молча отгадывают загадки и закрывают изображения отгадки фишками. После того, как все изображения деревьев будут закрыты фишками, участник, закончивший игру, поднимает руку. Выигрывает тот, кто правильно узнал все деревья.

Примечание. Учитель читает загадку, и на счёт «раз, два, три» учащиеся должны поднять карточку с изображением отгадки. Участник, поднявший карточку с неправильной отгадкой, кладёт карточку в набор, а тот, кто отгадал загадку верно, откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки.

З а г а д к и.

    В белом сарафане

Встала на поляне,

Летели синицы,

Сели на косицы. Берёза.

    Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод моей мелок. Дуб.

    Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. Ель.

    Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

    С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают

Шкурку тонкую сдирают. Липа.

    Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит.

    Её всегда в лесу найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. Ель.

    Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. Лиственница.

    Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью одела

Красные кораллы. Рябина.

    У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. Сосна.

    Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. Черемуха.

    В сенокос горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягода?

    Банан на пальме-для мартышки,

А на сосне для белки. Шишки.

    В золотой клубочек

Спрятался дубочек. Желудь дуба.

    Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней,

Май сережки дарит ей. Берёза.

    Весной цвету,

Летом плод приношу.

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

Похожа я на елку,

Но длинней иголки. Сосна.

    Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. Вишня.

    Сижу на дереве:

Красная, как кровь,

Круглая, как шар,

Вкусная, как мед. Вишня.

    Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю. Ель.

    Этой бабке сто лет,

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой. Сосна.

    Почки-серебренные, цветки-золоченые,

А кожа на ветке-красной расцветки. Верба.

    Зелена, стройна, красива

Над рекой склонилась … Ива.

    Весной цвету, летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю. Кедр.

    Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья-звезды яркие, золотые, жаркие. Клён.

    С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают

Шкурку тонкую сдирают. Липа.

    Мягка, как осина,

Да не та древесина:

Будто соком морковным

Плеснули по брёвнам. Ольха

    Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег кругом, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. Рябина.

    Чей пух по городу летает?

Среди июля-снегопад.

Прохожие его ругают,

А это ветер виноват. Тополь.

    Цветки-белые с кистями,

Плоды черные, с костями. Черёмуха.

    Есть крылатки у меня

Созревают семена.

Только осень на порог-

С высоты крылатки-скок. Ясень.

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты русский язык»

2014 год

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру « Знаешь ли ты русский язык»

Хотелось бы начать словами И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Настало время начать нашу игру. Начнем с разминки, участники за каждый ответ получают один балл.

1.Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

3. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

4. Сколько букв в русском алфавите? (33)

5. Какой звук обозначает ь? (не обозначает звука)

6. Как звали братьев – монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

7. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

8. Имена девочек с удвоенной согласной. (Анна, Алла, Инна)

10.В каком глаголе нет корня? (Вынуть)

11. Какие слова называются диалектными? (слова, употребляемые жителями той или иной местности)

12. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

13. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов? (орфография)

14. Раздел науке о языке, изучающий части речи? (морфология)

15. Каким образом образовано слово подосиновик?(приставочно - суффиксальным)

16. Какой частью речи является слово «отлично»? (наречие)

17. Назовите подлежащее в предложении: «Входят семь богатырей» (семь богатырей)

18. Сколько склонений в русском языке? (три)

19. Какая гласная пишется после приставки в слове «безынтересный»? (буква ы)

20.Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (буква и)

Первое задание : вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания в тексте.

(на выполнение 5 минут, потом сдают работы)

Второе задание : расставьте ударение в словах.

(на выполнение 3 минуты, потом сдать.

Проверить ударение).

Третье задание : объясните значение слов иноязычного происхождения.

(на выполнение 5 минут).

Четвертое задание : объясните значение фразеологизмов.

(2 балла за каждый ответ, на выполнение 5 минут).

Пятое задание : соберите пословицу.

(на выполнение 5 минут).

Шестое задание : подберите синонимы к словам.

(на выполнение 3 минуты).

Седьмое задание : подберите антонимы к словам.

(на выполнение 3 минуты).

Восьмое задание : вставьте омонимы, руководствуясь значениями слов справа и слева.

(на выполнение 3 минуты).

Девятое задание : объясните значение слов, составьте с ними словосочетания.

(на выполнение 5 минут).

Десятое задание : составьте сочетания слов, используя синонимы.

(на выполнение 3 минуты).

Каждое задание после выполнения проверяется.

Задания для зрителей:

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • В русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд - зоообъединение.

  • Слова бык и пчела - однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных - производящий определённый звук.

  • Самая длинная фамилия в мире - у жителя Стамбула; в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает: «Сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Вот как выглядит эта фамилия, если ее написать по-русски: «Аййильцикликирмицибайрактазийонкаграманоглу». А вы говорите - скороговорки!

  • А в конце девятнадцатого столетия в американском штате умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было чересчур длинным - в 122 буквы.

  • В США, в штате Массачусетс, находится озеро, известное под названием Уэбстер. Однако на самом деле индейцы назвали его по-другому: «Чаргоггагоггманчауггагоггчаубунагунгамаугг». В переводе это, не побоюсь сказать, слово означает: «Нейтральная территория для лова рыбы и проведения общих собраний индейских племен».

  • В русском языке творцами длинных слов по праву считаются ученые-химики. Так, например лекарство от малярии акрихин имеет другое, более точное химическое наименование, состоящее из 44 букв: «метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин».

  • Французы же лидируют в прямо противоположном направлении:

  • Именно у них впервые появилась самая короткая фамилия, состоящая всего из одной буквы: «О».

  • Помимо всего прочего, на территории Франции находится село с самым коротким географическим названием в мире: «И».

  • Зато самое длинное географическое название найдено не другом конце света - в Новой Зеландии. Оно состоит из 85 букв и в точном переводе означает следующее: «Город, где Мататеа, человек, с большими ногами, который выравнивал равнины и которого называли поедателем земли, играл на своей любимой флейте»

ШАРАДЫ:

1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй- с бараньей головы.

Откройте печь- и там найдете

То, что нередко ели вы.,(пи-рог)

2.Первое-нота,второе-игра.

Целое встретишь у сталера.(До-лото)

3. В начале октября ищи свой слог первый мой.

В начале ноября ищи второй,

А в дом жилой войдешь-

Там целое найдешь.(ок-но,)

1. Ребусы.

Что здесь написано? (см. рис.)

Ответы: очки ножка столица тень изба

3. Загадки.

1) Первый слог - рабочий скот,

Второй - мера площади,

А в целом - самая большая река в Европе (Вол - га).

2) Первая - нота, второе - тоже,

А целое - на горох похожа (фа - соль).

3) Вначале октября

Ищи слог первый мой,

Вначале ноября - второй,

А в дом жилой войдешь

Там целое найдешь (ок - но).

4) Какая гласная буква и нота составляют название города? (У - фа).

5) Первая - нота, вторая - игра,

Целое встретишь у столяра (до - лото).

6) Начало слова - лес,

Конец - стихотворенье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье (бор - ода).

Задание 2.

Расставьте ударение в словах:

Туфля, мельком, кухонный, августовский, костюмированный, дремота, звонят, каталог, глашатай, торты, избалованный, обеспечение, партер, яслей, ходатайствовать, газопровод.

Задание 3.

Объясните значение слов иноязычного происхождения:

Режиссёр –

Дирижёр –

Апатия –

Адекватный –

Феномен –

Иллюзия –

Аргумент –

Задание 4.

Объясните значение фразеологизмов:

Лезть в бутылку –

Филькина грамота –

Сапоги всмятку –

Сказка про белого бычка –

Деловая игра «Знаешь ли ты свои права»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; сформировать представление о системе прав ребенка.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Добрый вечер, дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре «Правознайки». Итак, приветствуем участников игры!

II. Приветствие команд и представление жюри

Каждая команда готовит свой девиз и эмблему. Ведущий представляет членов жюри:

1.Торосова Анастасия Владимировна – старший помощник прокурора

2. Иванькина Ольга Сергеевна – учитель истории

3. Герасимова Алена – ученица 11 «А» класса

III. «Как появилась Конвенция о правах ребенка»

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновре­менно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и что нельзя?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав челове­ка - заявление о правах и свободах человека во всем мире.

Когда вы читали книгу «Ваши права», все ли вам было понятно или встретились в тексте трудные слова, которые надо объяснить?

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых, досуг, соци­альное обеспечение, наслаждение искус­ством. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свобод­но передвигаться, на защиту, свободу мыс­ли и высказывания, получение информа­ции. В 18 лет возникают права на свобод­ный брак, участие в управлении страной, объединение в различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкос­новенность личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный уровень.

IV. Объявляется первый конкурс для команд

Для проверки и закрепления знаний сейчас командам предстоит ответить на следующие вопросы

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность

жилища? («Лиса и За­яц», лиса)

2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное

передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

(«Лягушка - путешественница", лягушка)

3. В какой сказке и кто нарушал право на свобо­ду и свободный труд за вознаграждение, дер­жал кукол в рабстве?

(«Приключения Бурати­но», Карабас-Барабас)

4. В какойсказке «хлебобулочный» герой несколько разподвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).

6. Ктоиз сказочных женщин пользовался пра­вом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

V. Музыкальный конкурс

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.

    “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

    “Песенка мамонтенка ” (жить в семье).

    “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

    “Песенка Чебурашки ” (право на имя).

    “ Чунга-чанга” (право на отдых).

    “Если б не было школ ” (право на образование).

VI. Конкурс капитанов

А сейчас я попрошу выйти капитанов команд. Вам предстоит поработать следователем. С помощью подсказок вы должны определить о ком идет речь. За ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй - 2 балла, с третьей - 1 балл.

1.Он очень отважный полицейский.

Его партнёр - человек.

Он - породистый пёс.

2.Он - герой, защитник будущего.

Он - необычный персонаж.

Он - мутант.

(Черепашка-ниндзя.)

3.Он круглобокий.

Его очень любят дети.

Он ушёл от бабушки.

(Колобок.)

VII. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам проиграть несколько сценок и дать оценку по­ведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.)

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

VIII. Подведение итогов.

Ребята, пока жюри подводит итоги давайте с вами обсудим, что вам понравилось? И как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ

Дискриминация - ограничение, лишение прав.

ООН - Организация объединенных наций, создана для упрочения мира между странами и обеспечения безопасности.

Гражданство - определенные отношения между человеком и государством, на земле ко­торого человек живет. Гражданство основывает­ся на признании и уважении человеческого до­стоинства, прав и свобод. Например, государ­ство дает возможность и право человеку учиться, работать, а человек обязан приносить пользу людям и государству.

Рабство - полная зависимость, когда чело­век не имеет никаких прав.

Посягательство - попытка лишить какого-либо права, свободы.

На нашем игровом сайте мы предлагаем широкий выбор бесплатных игр для всей семьи. От классических игр на ловкость типа Клондайк до сверхпопулярных гонок в стиле Uphill Rush. У нас есть всё. Бесплатные флеш игры являются самым быстро развивающимся сегментом веб-развлечений, и каждый день мы добавляем новые захватывающие игры .

Вы можете выбрать из десятков категорий бесплатных игр . Логические игры включают в себя классику в стиле Маджонг ; Бродилки проверят вашу реакцию и навыки навигации; Экшн игры помогут вам снять напряжение; Игры на ловкость типа Bubble Shooter помогут расслабиться; А мультиплеер игры проверят ваши навыки в соревнованиях со всем миром.

Мы сами разрабатываем новые бесплатные игры на нашем сайте, поэтому вы всегда можете быть уверены в их качестве. Игры для девочек, для мальчиков, для мам, пап, бабушек и дедушек – всё это вы найдете только на сайт. Это ваш центр бесплатных флеш онлайн игр !

В наши игры всегда можно играть бесплатно онлайн. Мы строго контролируем содержимое сайта, поэтому наши flash игры предназначены для всех. Приятной игры!

Сайт всегда предлагает широчайший выбор бесплатных игр онлайн. Совершенно новые игры появляются на сайте ежедневно!

сайт всегда предлагает широчайший выбор бесплатных игр онлайн. Совершенно новые игры появляются на сайте ежедневно!