Фамилия папы иоанна 2. Папа Римский, не носивший тиару. Покаяние католической церкви

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие — впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве — кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена — жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице . Его отец был военным, а мать учительницей — от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым — он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд , который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух». Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38». Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу».

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь — отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. » К двадцати годам я потерял всех кого любил», — скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни — служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю , считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию . Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия .

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович , вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже — вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост — была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, никогда не употреблял «я», а не царственное «мы». Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих».

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность», которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная — именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан». Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду , Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым , представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков — Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли «, а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа , а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки». Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу . Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга». Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно — после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась — он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона , но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой . В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине — никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось — добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой , Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине — он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

Вечером 14 октября 1978 года над Сикстинской капеллой поднялся белый столб дыма. Совет кардиналов избрал нового папу. Во дворе сжигали бюллетени для голосования. По традиции, если кандидат не набирал необходимого количества голосов - две трети плюс один, в бюллетени добавляют специальный черный порошок. Над Ватиканом поднимается дым черного цвета. Той осенью жители Рима видели черный дым восемь раз. Спустя пару часов после голосования глава конклава кардиналов вышел на балкон собора святого Петра со словами "Habemus papam!" ("Новый папа избран!"). Архиепископ Краковский Кароль Войтыла, ставший папой Иоанном Павлом II, сделал несколько робких шагов навстречу рукоплесканиям.


Кот в мешке

Впервые за все время существования Римской католической церкви папой стал славянин. За исключением шести немецких пап, главой Святого престола были кардиналы романоязычных стран. Говорили, что 58-летний поляк был избран благодаря коалиции кардиналов немецкоязычных стран. Его кандидатуру предложили конклаву венский кардинал Франц Кениг. Утверждают, будто он и сыграл решающую роль в необычном выборе.

Войтыла слыл провинциалом и не имел определенной программы. Было известно также, что круг его личных интересов очень широк. Кароль Войтыла писал стихи и пьесы, увлекался горными лыжами и плаванием. Ничего определенного, а уж тем более никаких кардинальных перемен кардиналы от него не ожидали. Возможно, именно поэтому Иоанну Павлу II и удалось набрать необходимое количество голосов. Очень скоро стало очевидно, насколько ошибочны были представления кардиналов о провинциальном архиепископе.

Иоанн Павел II" >

Частная жизнь папы

В половине шестого утра, когда гвардейцы Ватикана зевают на своих постах, а жители Рима досматривают последние сны, в маленькой келье на третьем этаже Апостольского дворца зажигается настольная лампа. И так каждое утро. На протяжении 22 лет. Редким гостям, бывавшим в этой келье, трудно поверить, что здесь проводит ночи наместник Бога на земле - настолько контрастна обстановка его кельи и роскошь других залов ватиканских дворцов. Жесткая кровать, маленький коврик, два кресла, стол и несколько старинных икон на побеленных стенах.

Дом в маленьком польском городке Вадовичи, в одной из квартир которого когда-то жила семья Войтылы, теперь превращен в музей. Шесть семей с радостью согласились переехать отсюда в другое место для того, чтобы на первом этаже расположился книжный магазин с сочинениями папы, а на втором - его личные вещи: весло каноэ молодого Кароля, его горные лыжи и три рясы понтифика. В желтом каменном доме ежегодно бывает около 180 тыс. посетителей.

Сам понтифик признается, что с домом в Вадовичи у него связаны самые грустные воспоминания. Кароль пытался скрыться от одиночества, играя в школьном театре. Он собирался стать актером или по крайней мере драматургом, пока не состоялась встреча, которую теперь принято называть божественным благословением. В 1938 году труппа должна была выступать перед архиепископом Адамом Сапегой. Войтыле поручили приветственную речь. После представления архиепископ подошел к юноше и поинтересовался, чем он собирается заниматься в будущем. "Филологией или актерским ремеслом",- ответил Кароль. "Жаль. Очень жаль, что вы не хотите отдать ваши таланты церкви",- сказал Адам Сапега.

Иоанн Павел II" >

Иоанн Павел II утверждает, что именно этот разговор стал переломным моментом в его жизни. Спустя месяцы он почувствовал непреодолимое желание стать монахом и пришел к архиепископу. Тот трижды отказывал юноше. Только спустя годы - в 1946 году архиепископ Адам рукоположил Кароля.

Иоанн Павел II" >

Так начался его путь в Ватикан.

Понтифик до сих пор поддерживает отношения с друзьями молодости. Несколько раз в году он обедает с одноклассником Ежи Клутером, который, как и тогда, называет его школьной кличкой - Лолик. Теперь двум старикам, конечно, невозможно сыграть в футбол или покататься на горных лыжах.

"Он все еще остается тайной для меня,- признается Ежи Клугер.- Особенно его преданность церкви. Странно и удивительно наблюдать, когда понтифик начинает молится: через пять минут он как будто не видит ничего вокруг".

Друзья папы говорят, что он очень болезненно переживает то, что здоровье не позволяет ему, как прежде, заниматься плаванием и совершать пешие прогулки в Альпах. Раньше телохранители едва поспевали за своим подопечным.

Выбор книг для чтения у него эклектичен: книги по философии, истории или социологии, сочинения Достоевского и Рильке. Понтифик свободно владеет восемью языками, поэтому читает книги в оригинале.

Вечером в 23.00 папа опускается перед алтарем в личной часовне. Полчаса, которые он проводит перед распятием,- единственное время в течение дня, когда Иоанн Павел II может остаться один. После этого он уходит спать, чтобы утром подчиниться расписанию, составленному личными секретарями.

Непогрешимый папа

Годы папства Иоанна Павла II стали самыми яркими в почти двухтысячелетней истории Ватикана. Римскую католическую церковь методично сотрясают скандалы, но даже они не в силах поколебать влиятельность папы. Вряд ли кто-то усомнится, что возвращение Ватикану ведущей роли в мировой политике произошло благодаря кому-то другому, кроме папы. Иоанн Павел II стал катализатором развала соцлагеря. На родине - в Польше - папу считают духовным лидером "Солидарности". В годы противостояния официальным властям католические священники по просьбе членов "Солидарности" перевозили под своими рясами крамольные бумаги, и понтифик это только приветствовал. Папа благословил распад Югославии, совершил немыслимое для главы церкви число зарубежных визитов и добился представительства Ватикана в ООН. Благодаря папе католическая церковь пересмотрела отношение к инквизиции, учению Дарвина, реабилитировала Джордано Бруно , Яна Гуса и Галилео Галилея. Утверждают, что теперь на очереди Мартин Лютер .

Во внутрицерковных делах Иоанн Павел II остается консерватором. Папа против абортов и отмены обета безбрачия для священников, женщин-священнослужителей, однополых браков и, конечно, отмены догмата непогрешимости главы Святого престола. Это, пожалуй, единственное, что его противники могут поставить папе в вину. Существует мнение, что в понятии кардиналов "либеральный папа", которого они так ждут,- это человек, лояльный прежде всего к их собственным делам. Другими словами, способный закрыть глаза на аферы кардиналов, епископов и священников. "Свободный" - в первую очередь в вопросах оценки их финансовой деятельности.

Понтифику все сложнее управлять своими подчиненными. Даже близкие папе люди говорят, что его основная беда, как "менеджера", заключается в том, что Иоанн Павел II готов заниматься административной работой только в случае крайней необходимости. "Понтифик принимает человека для того, чтобы решить проблему,- говорит один из его секретарей.- Но забывает о нем, да и о проблеме, как только посетитель закрывает за собой дверь".

В то же время помощники папы не устают удивляться, насколько быстро он вникает в суть дел во время ежегодного обсуждения финансовых отчетов. "Я же был священником и сам вел бухгалтерию",- объясняет в таких случаях понтифик.

Не так давно глава германской конгрегации епископов Карл Леман в интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk впервые публично призвал папу уйти в отставку. Ссылаясь на здоровье и преклонный возраст понтифика, он посоветовал папе признаться в том, что он не может руководить церковью.

Идею добровольной отставки папы вслед за Карлом Леманом поддержали и другие члены конклава. Заголовки итальянских газет запестрели словами "заговор кардиналов". На следующий день на площади Святого Петра в Ватикане собралась многотысячная толпа. Собравшиеся пришли попросить Иоанна Павла II остаться. Утихомирить толпу смог только сам папа - лишь после того как он вышел на балкон и пообещал, что "останется главой церкви ровно столько, сколько угодно Господу Богу". Часом позже Леман был отправлен в отставку.

Но и после этого пересуды о преемнике папского трона при живом папе не прекратились. Прецедент в истории уже был: папа Селестин V отошел от дел в связи "с состоянием здоровья". Правда, Иоанн Павел II всегда напоминает, что именно за это Данте Алигьери поместил папу Селестина V в первый круг ада.

18 мая Иоанну Павлу II исполнится 80 лет. В 1992 году ему удалили злокачественную опухоль. Хотя Ватикан по-прежнему упорно опровергает слухи о прогрессирующей у папы болезни Паркинсона и нескольких инфарктах, сам понтифик не скрывает, что его здоровье оставляет желать лучшего. Однако ни о какой досрочной пенсии не может быть и речи, неизменно подчеркивает секретарь Иоанна Павла II. "Вы знаете, как в последнее время понтифик отвечает на вопросы о здоровье? - переспрашивает секретарь журналистов.-"Не дождетесь"

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» - обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962-1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема - разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема - контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» - сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер - некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» - консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» - бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ - Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию - можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию - именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.

Первое чудо Иоанна Павла II было признано . Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Целиком твой» — этим девизом руководствовался человек, посвятивший жизнь служению католической церкви. При рождении его звали Кароль Войтыла, но весь мир знает его под именем
Иоанна Павла II.

Детство

В маленьком городке Владовице, расположенном в южной части Польши, 18 мая 1920 года родился мальчик, которого назвали Кароль Юзеф. Он был младшим сыном в семействе Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской, их старшему сыну Эдмунду исполнилось в то время 14 лет. Отец Кароля, бывший офицер австро-венгерской армии, был простым служащим на железной дороге, а мать была учительницей. Никто в семье не мог предполагать, какая судьба ждет их младшего сына, хотя мать всегда считала, что её Лолусь (так в семье ласково называли Кароля) станет великим человеком. Семья Кароля была очень набожной: ежедневно читалась Библия, звучали молитвы, отмечались все церковные праздники и соблюдались обряды.
С самого раннего детства Каролю пришлось пережить тяжелые утраты: в 8 лет он остался без матери, через 3 года потерял брата, когда Каролю исполнилось 20 лет, то не стало и отца. Эти утраты и последующее одиночество оказали огромное влияние на формирование его характера: утешение и силы он всегда черпал в вере, смирении и молитве.

Юношеские годы

С 6 лет началась учеба Кароля в начальной школе. Учился одаренный ребенок на «отлично», особенно ему нравились гуманитарные дисциплины: польский и иностранные языки, рисование, религия, пение. После 4 лет учебы в младшей школе, Кароль продолжил обучение в мужской гимназии, где показал себя одним из самых лучших учеников. Здесь он активно принимал участие в драматической группе, мечтая о карьере актера, возглавлял Марианское общество, деятельность которого основывалась на преклонении и почитании Девы Марии. В 1938 году Кароль Войтыла блестяще окончил учебу в гимназии и стал первокурсником Ягеллонского университета, выбрав для учебы философский факультет. Успешную учебу он совмещал с участием в театральной студии, где выступал не только как актер, но и как драматург. Осенью 1939 года территорию Польши оккупировали немецкие войска, поэтому культурная, образовательная и религиозная деятельность в стране замерла. Чтобы его принудительно не вывезли на работу в Германию, Кароль устраивается трудиться в каменоломни в окрестностях Кракова, а затем переходит на химический завод «Солвей», где в тяжелейших условиях проработал 4 года. Во время немецкой оккупации Кракова, в городе подпольно начала работать духовная семинария, организованная архиепископом Адамом Сапегой, занятия в которой стал посещать будущий глава Римско-Католической церкви. Именно в эти непростые времена молодой Кароль Войтыла убедился, что свою жизнь он хочет посвятить служению церкви. В 1944 году, чтобы обезопасить семинаристов-нелегалов, в том числе и Кароля, кардинал Сапега перевел их на работу в свою резиденцию. После того, как Краков был освобожден, Войтыла продолжил учебу в Высшей Духовной семинарии, которую совмещал с обучением в Ягеллонском университете на теологическом факультете.

Служение церкви

В 1946 году 26-летний Кароль Войтыла принял сан священника, таинство рукоположения в священники совершил кардинал Сапега. После этого молодой пресвитер был направлен в Рим для обучения богословию в Международном папском университете «Ангеликум», где в 1948 году он защитил докторскую диссертацию. После завершения обучения священник возвращается на родину, где начинает служить на благо церкви: сначала в деревне Негович помощником приходского настоятеля, а затем помощником священника в краковском приходе Св. Флориана.

В 1953 году состоялась защита диссертации, и Кароль Войтыла получил звание доктора богословия в Ягеллонском университете. Он преподает на богословском факультете, но коммунистическая власть Польши закрывает такие факультеты, поэтому молодой преподаватель переходит на работу в краковскую духовную семинарию. В 1956 году его приглашают преподавать богослужение и этику в Люблинском Католическом университете, где через два года профессор Войтыла стает руководителем кафедры. Совмещая работу в этих учебных заведениях, он все свое свободное время посвящает тем, кому необходим его совет, помощь или исповедь.

Ступени церковной карьеры

В 1958 году в жизни польского священника происходят важные изменения: в июле его назначают викарным (вспомогательным) епископом в краковском архиепископстве, а в сентябре 38-летний Кароль Войтыла становится самым молодым среди польских епископов. Все 12 лет священнической деятельности он посвятил научной работе, написав около 300 статей на христианские темы, но для духовного воспитания молодежи священник Войтыла всегда находил время: общался с ними, читал лекции, проводил дискуссии, разъяснял Библию.
Осенью 1962 года молодого польского епископа приглашают для работы во Втором Ватиканском Соборе. Он трудится над декларацией о свободе вероисповедания, над Конституцией о церкви в современном мире. Папа Павел VI в канун нового 1964 года назначил епископа Войтылу Митрополитом Краковским. 3 марта 1964 года новый 43-летний архиепископ торжественно занял свою новую резиденцию – Вавельский кафедральный собор. В карьере польского священника произошло еще одно важное событие — в мае 1967 года он был возведен в кардинальский сан. В начале лета в Сикстинской капелле состоялась торжественная церемония – 26 кардиналам, в том числе и Каролю Войтыле, была возложена на голову красная кардинальская шапка.

Папа Римский Иоанн Павел II

В 1978 году на католический мир обрушилось сразу два потрясения: в августе умер Папа Павел VI, а в сентябре (всего через 33 дня пребывания на посту) скоропостижно скончался Папа Иоанн Павел I. Чтобы избрать нового настоятеля католической церкви состоялся конклав кардиналов. На Святейший престол претендовало два священника-итальянца: Джованни Бенелли и Джузеппе Сири. 16 октября 1978 года над Сикстинской капеллой показался белый дым, свидетельствующий об избрании 264 Папы Римского. Им стал 58-летний кардинал Кароль Войтыла – первый иностранец на этом посту за последние 455 лет, да еще и выходец из социалистической Польши. Новый Папа Римский выбрал себе имя Иоанн Павел II.
Избранный понтифик разительно отличался от своих предшественников: он избавил свою должность от многих атрибутов королевской власти, был близок и доступен для верующих, много занимался спортом, его правление сочетало незыблемость канонов католицизма и способность развиваться и мыслить в духе современности. Иоанн Павел II – первый Папа Римский, который посетил лютеранскую церковь, еврейскую синагогу и мусульманскую мечеть, посетил с официальным визитом православную страну, послушал концерт рок-звезд и посетил на стадионе футбольный матч.

За 26 лет своего понтификата Иоанн Павел II побывал в 130 странах, совершив около 250 поездок и посетив 1022 города в различных частях земного шара. Это были пастырские поездки в Мексику, на родину в Польшу, на коммунистическую Кубу, в охваченный гражданской войной Сараево, в православную Румынию, в Израиль, а также постсоветские республики – Украину, Грузию, Армению, Казахстан и Азербайджан. Этим он способствовал упрочению позиций католицизма во всем мире, укреплял связь католической веры с другими религиями. Он выступал против войн, тоталитаризма и очень часто подвергал критике коммунистическую систему.
Никогда в мире ни одна из религий не просила прощения за свои ошибки. Понтифик от лица католической церкви принес публичные покаяния за ошибки, совершенные ею в ходе истории: преследование еврейского народа, крестовые походы, насильственную евангелизацию и преступления инквизиции. Им были реабилитированы Галилео Галилей и Николай Коперник.

В 90-е годы здоровье 70-летнего понтифика стало ухудшаться. Опухоль на кишечнике, перелом шейки бедра, артрит, болезнь Паркинсона – всё это сильно отразилось на его состоянии, но Папа, как обычно, совершал поездки, встречи, проводил богослужения.

В 2005 году понтифик настолько обессилел, что не смог после Пасхальной мессы обратиться к верующим, и 2 апреля 2005 года Иоанна Павла II не стало. Этот великий человек умер на 85 году жизни.