День черноморского флота вмф россии. Когда день черноморского флота вмф

Сегодня, 13 мая, в России отмечается День Черноморского флота. В новом формате, как праздник составной части Военно-морского флота Российской Федерации, День ЧФ РФ был учреждён в 1996 году.


Дата празднования выбрана в связи с таким военно-историческим событием как вхождение одиннадцати кораблей Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту 13 мая 1783 года. Командовал флотилией вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв, флотоводец, участник Чесменского сражения.

Он и стал первым командующим создаваемого Черноморского флота России.

Центрами торжеств сегодня являются два города-героя: Севастополь и Новороссийск, которые ещё совсем недавно были разделены не только морской гладью, но и государственной границей. Сегодня никакой границы между этими славными городами нет, а гладь Чёрного моря их теперь соединяет как две базы одного из флотов ВМФ РФ – прославленного Черноморского.

Этот год для Черноморского флота РФ особый. Почему? – Ведь дата вовсе не юбилейная. А дело всё в том, что именно в 2017 году истекал срок действия Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Соглашение было подписано в 1997 году. Тогда свои подписи под документом с возможностью его пролонгации поставили Виктор Черномырдин от России и Павел Лазаренко от Украины.

Фактически это соглашение стало документом по разделению Черноморского флота. И после его подписания резко активизировались западные спецслужбы, которые посредством всевозможных неправительственных фондов и «исследовательских центров», включая небезызвестный «Номос», стали предпринимать попытки по вытеснению российского Черноморского флота с военной базы в Севастополе. Основной упор делался на то, что Украина – страна нейтральная, а город Севастополь якобы должен стать «экологической площадкой» - городом без какой-либо военной инфраструктуры (российской, конечно). При этом за кулисами уже рисовались планы по превращению «экологической площадки» в очередную натовскую военно-морскую базу. Ведь натовские надводные корабли и подводные лодки экологически чище российских... Шутки шутками, а ведь в издаваемых упомянутых «Номосом» газетёнках примерно под таким инфосоусом всё и преподносилось украинской общественности с непременными заявлениями о необходимости стремиться в Европу и НАТО.

Для «проводов» российского Черноморского флота из Севастополя и других крымских баз даже был создан особый сайт. Это «Флот2017», название которого говорит само за себя. Те, кто стал инициатором создания этой интернет-площадки, прилагали все усилия по срыву выполнения достигнутых в 2010 году Харьковских соглашений. На основании этих соглашений, подписанных тогдашними президентами России и Украины Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем, срок действия договора о пребывании Черноморского флота ВМФ РФ в Крыму продлевался ещё на 25 лет – после наступления 2017 года. То есть продлевался до 2042 года.

Что обращает на себя особое внимание – упомянутый сайт продолжает и сегодня публиковать своеобразный «обратный счётчик», который показывает, «сколько российскому Черноморскому флоту осталось находиться в Севастополе». 13 мая 2017 года этот счётчик показывает «16 дней» и явно вызывает раздражение у майданных элит и в первую очередь у их ставленников, которые одной из целей государственного переворота на Украине видели превращение Крымского полуострова в военную базу Североатлантического блока.

Кстати, в главных редакторах «Флот2017» ходил Дмитрий Тымчук, получивший поистине мировую известность в 2014-м – как каска, говорящая «потерь нет». Публикуя ежедневно антироссийские посты до октября 2014 года, сайт приказал долго жить, испустив ещё один то ли вздох, то ли дух уже в августе 2015 года. С тех пор «не дышит», а только считает. На автомате. Машущие во след российским кораблям платочками в цвете украинского флага на анимации, видимо, вызывали у антироссийских элит особенный восторг.

Проект сегодня выглядит посмешищем для тех, кто на него делал большую ставку с 2008 года. Как посмешищем выглядит и всё то, что сегодня называется украинским флотом, а могло быть частью единого флота единого большого государства, к которому, возможно, ещё приведёт, как привела к воссоединению Крыма с Россией. Ведь тогда тоже многие не верили.

Сегодня Черноморский флот, как фактически и все годы несения своей службы, является одной из важнейших составляющих системы безопасности России на море и в прибрежных районах. Корабли и вспомогательные суда ЧФ РФ участвуют в патрулировании восточного Средиземноморья, внося свой вклад в дело борьбы с международным терроризмом в Сирии. Из официального определения Минобороны РФ:

Черноморский флот - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота на Чёрном море. Черноморский флот как составная часть Военно-морского флота является средством обеспечения военной безопасности России на юге. Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Основными задачами Черноморского флота в настоящее время являются:

защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
обеспечение безопасности судоходства;
выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).

В День Черноморского флота "Военное обозрение" поздравляет всех моряков-черноморцев и ветеранов флота с праздником!

Манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля 1873 года Крым был присоединен к России. А уже через два месяца подписала указ о создании Черноморского флота России. И 13 мая 1783 года в Ахтиарской бухте Черного моря появились 11 русских кораблей из Азовской флотилии , которыми командовал адмирал Федот Клокачев. Эта дата и стала днем рождения Черноморского флота.

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев ранее отлично проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 года, командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа». Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим организатором, так что выбор Екатерины II был не случаен.

Среди знаменитых адмиралов Черноморского флота такие имена как Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов, Михаил Петрович Лазарев, Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин.

Герой Севастопольской обороны 1854-55 гг. великий русский флотоводец адмирал говорил: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь - славный" .

Другой выдающийся русский адмирал, командующий Черноморским флотом в 1790-1792 гг., причисленный Русской православной церковью к лику святых как праведный воин отмечал: "Смерть предпочитаю я бесчестному служению" .

Моряки-черноморцы всегда были верны заветам своих славных адмиралов и с честью оберегали южные рубежи России.

Практически с самого своего рождения Черноморскому флоту пришлось вступить в бой за интересы России.

К 1787 году флот насчитывал в своём составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.

В 1787 году Турция, не смирившаяся с потерей Крыма, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Так началась Русско-турецкая война, в которой Черноморский флот принял боевое крещение и нанёс турецкому флоту крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.

С 1798 по 1800 годы флоту предстояло воевать с Францией. Под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова Черноморский флот за 2,5 года плавания не потерял ни одного корабля, одержав ряд блестящих побед, в частности, взяв штурмом французские укрепления на острове Корфу. Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море, усилив своё господство в этом регионе.

Благодаря развитию судостроения Черноморский флот становится одним из лучших парусных флотов Европы. На его вооружении уже стоят мощные линейные корабли, число которых к середине XIX века достигло 14-ти. Помимо них, в составе флота числилось 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Лучшим из линейных кораблей, бесспорно, являлся 74-пушечный корабль «Азов», отличившийся в 1827 году в Наваринском сражении. В русско-турецкой войне 1828-1829 годах прославился 18-пушечный бриг «Меркурий», одним из первых награждённый кормовым Георгиевским флагом.

Во время Крымской войны эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте (18 ноября 1853 года), разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней доблестно сражались на бастионах города.

Поражение в Крымской войне и невыгодные условия Парижского мира 1856 года лишили Россию возможности содержать военный флот и военно-морские укрепления на Черном море. Однако после франко-прусской войны 1870-1871 годов, вызвавшей падение французской монархии, русское правительство приступило к постепенному восстановлению своего военного присутствия в регионе.

В частности, под руководством генерала Э. И. Тотлебена началось строительство подземных артиллерийских укреплений на Крымском полуострове в районе Керчи, а для защиты Севастополя были построены броненосцы береговой обороны «Вице-адмирал Попов» и «Новгород», прозванные «поповками».

Тем не менее, к началу русско-турецкой войны 1877-1878 годах Россия не имела на Черном море полноценного флота, оказавшись в заведомо невыигрышном положении в сравнении с противником. В результате в мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.

Во второй половине 1880-х годов, в рамках принятой царским правительством в 1881 году 20-летней судостроительной программы, началось строительство серии барбетных паровых броненосцев для Черноморского флота. С 1889 по 1894 год в строй были введены однотипные барбетные броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец», а в 1892 году - отличавшийся от них по конструкции барбетный броненосец «Двенадцать апостолов».

К началу XX века их дополнили более совершенные башенные броненосцы «Три Святителя», «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», а также многочисленные миноносцы и минные крейсера.

К началу Первой мировой войны, помимо вышеперечисленных броненосцев, в составе Черноморского флота имелись паровые броненосцы «Пантелеймон» (быв. «Князь Потёмкин Таврический»), «Иоанн Златоуст» и «Евстафий», бронепалубные крейсера «Очаков», «Память Меркурия-II» (быв. «Кагул»), «Алмаз». Достраивались новейшие дредноуты «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина Великая», строились линейные крейсера типа «Измаил», а также подводные лодки и эскадренные миноносцы типа «Новик».

Во время Первой мировой войны Черноморский флот представлял собой грозную силу и контролировал всю акваторию Черного моря , а также оказывал поддержку Румынскому и Кавказскому фронтам. Во время походов к Босфору и берегам Турции флот совместно с ВВС проводил успешные военные операции по затоплению и захвату вражеских кораблей. К 1917 году Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, имел транспортную, подводную, миноносную флотилии. Серьезный удар по боеспособности флота нанесла Февральская революция, а после Октябрьской - Черноморский флот окончательно потерял боеспособность.

Моряки Черноморского флота в начале 1918 года совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление Советской власти, а затем участвовали в борьбе с наступающими германскими войсками. Большая часть кораблей была переведена в Новороссийск, а затем затоплена по приказу большевиков, чтобы не допустить их захвата немцами. Черноморский флот был фактически уничтожен. Во время гражданской войны был создан Белый Черноморский флот, активно принимавший участие в поддержке ВСЮР, а затем Русской армии. Черноморский флот провел эвакуацию войск и беженцев из Крыма. Во время эвакуации Севастополь покинули более 130 кораблей. В 1921 году начинается создание советского Черноморского флота.

С 1929 по 1937 год Черноморский флот активно вооружается - были построены более 500 боевых кораблей и катеров различных классов, сотни боевых самолетов, созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. Поэтому нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил во всеоружии, и именно его высокая боевая готовность сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», крейсер-минзаг «Коминтерн», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.

Нападение нацистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено .

Высокий героизм и подготовка экипажей занимают ключевое место в победах Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза , 54766 человек были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Черноморский флот был награждён орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы на вооружение Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море.

Таран боевых кораблей США сторожевыми кораблями Черноморского флота СССР (англ. Black Sea bumping incident of 1988).

12 февраля 1988-го корабли Черноморского флота провели операцию по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод.

Провокационные действия американцев получили активный отпор со стороны моряков ЧФ. Два советских боевых корабля - сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», совершили навал на два американских боевых корабля - ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон».

Непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и командира «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.

Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9.45 получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.

В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.

«Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Через несколько часов оба корабля направились в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.

Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» - флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу.


Серьёзным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР и последовавший за ним период общей политической и экономической неопределенности.

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.

12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота России на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота СССР были созданы Черноморский флот России и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

70% всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии, Новороссийске и временно - в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.

В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе ежегодная арендная плата в размере 97,75 млн долл, выплачиваемая путём погашаемой Россией части государственного долга Украины, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины - до 28 мая 2017 года.

По Соглашению между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 31 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.

Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров (ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины). Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы (в том числе маяков) в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года, передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.

В августе 2008 года Черноморский флот принимал участие в событиях, связанных с войной на Кавказе.

10 августа 2008 года группировка Черноморского флота РФ, состоящая из 2 больших десантных кораблей (флагман «Цезарь Куников» и «Саратов») и 2 кораблей охранения (МРК «Мираж» и МПК «Суздалец») находилась у берегов Абхазии, в районе, входящем в морские границы Грузии, но объявленном Россией зоной безопасности. Флагман Черноморского флота ГРКР «Москва» находился в этот день в районе Новороссийска и не принимал участия в столкновении.

В районе патрулирования российскими кораблями были обнаружены 5 идущих на большой скорости не идентифицированных катеров (1 гидрографический и 4 патрульных, как выяснилось позднее), которые нарушили границу объявленной Россией зоны безопасности и не реагировали на предупреждения, - грузинские катера шли на сближение с кораблями Черноморского флота. В 18.39 один из российских кораблей произвёл предупредительный выстрел зенитной ракетой, упавшей между катерами. При этом, по гипотезе И. Матвеева, был подожжен шрапнелью сторожевой катер Р-204 (проект 1400М, «Гриф»), но остался в строю. Грузинские катера продолжали двигаться прежним курсом на сближение и увеличили скорость.

Тогда в 18.41 МРК «Мираж» с дистанции 25 км выпустил по гражданскому гидрографическому сейнеру «Гантиади» 2 крылатые ракеты «Малахит». В результате попадания обеих ракет цель - сейнер «Гантиади» - быстро затонул (исчез с экрана радара после большой кратковременной засветки, оставляемой взрывом цели). О потоплении катера известно только из рапорта российских моряков, место предполагаемого поражения цели не обследовалось.

Оставшиеся 4 грузинских катера развернулись назад, но в 18.50 один из них снова пошёл на сближение с кораблями ЧФ. МРК «Мираж» с дистанции 15 км выпустил по нему ракету из ЗРК «Оса-М». После попадания ракеты в борт катера DHK-82 типа «Ярославец», тот потерял скорость и вышел с линии огня и после снятия экипажа другим катером выгорел и затонул.

Морской бой: Черноморский флот против ВМФ Грузии. 2008 год

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет - до 2042-2047 годов.

27 апреля 2010 года Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева.

19 октября 2011 года Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые. Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации.

С 18 марта 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе де-факто перешла под юрисдикцию России , а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией.

Как заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, действия Минобороны РФ в Крыму в ходе крымского кризиса были вызваны угрозой жизни мирного населения полуострова и опасностью захвата экстремистами российской военной инфраструктуры. Численность личного состава Черноморского флота к весне 2014 года составляла 25 000 человек.

Со времени присоединения Крыма к России Черноморский флот значительно увеличил свою боевую мощь.

Так, по словам бывшего главы службы внешней разведки Украины Николая Маломужа, за последний год Черноморский флот России нарастил свои боевые возможности в 3 три раза .

"Черноморский флот увеличен по количеству, боевые возможности возросли в три раза по сравнению с тем, когда еще не было аннексии Крыма. Контингент на территории Крыма и количество комплексов также увеличены. Поэтому Россия уже готова к тому, чтобы продемонстрировать свою силу на полуострове и в Черном море использую всю свою мощь", – заявил Н. Маломуж в марте 2015-го в программе "События" на телеканале "Украина".

Сегодня Черноморский флот - это оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России на Чёрном море. Как составная часть ВМФ России и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Чёрного моря и Средиземного моря.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своём составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе.

Флагман - гвардейский ракетный крейсер «Москва».

(ЧФ) Военно-морского флота (ВМФ) России. День Черноморского флота был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 г.

В Севастополе в День Черноморского флота проходит торжественное возложение венков и цветов к памятнику Екатерине II и молебен во Владимирском соборе — усыпальнице русских адмиралов.

Флоту России — Слава!

История флота

Флот был основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения Крыма к России. Его ядро составили корабли Азовской и Днепровской речных флотилий. 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 г. 11 кораблей Азовской флотилии вошли в бухту у села Ахтиар (впоследствии Севастополь, военный порт и главная база флота), вскоре к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии.

Документом, формально закрепившим образование ЧФ, стал указ императрицы от 24 (13) августа 1785 г. «О распоряжениях по заведению и управлению Черноморского флота и Адмиралтейства». Указом был утвержден штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 тыс. 504 человека.

Первым главнокомандующим флотом стал генерал-губернатор Таврической области и Екатеринославского наместничества — генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.

В XVIII-XIX вв. флот принимал участие в русско-турецких войнах. В 1799 г. Севастопольская эскадра ЧФ под командованием адмирала Федора Ушакова совершила поход в Средиземное море, во время которого были взяты 16 городов и крепостей, в том числе греческая крепость Корфу.

В октябре 1827 г. в Наваринском сражении линейный корабль «Азов» уничтожил 6 турецких кораблей. Командовал «Азовом» будущий главный командир флота и портов Черного моря Михаил Лазарев. Участники сражения — лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов, гардемарин Владимир Истомин — в будущем стали героями обороны Севастополя 1854-1855 гг.

После поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 г. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 г. После этого Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в Первой мировой войне. К осени 1917 г. ЧФ насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.


Флот в советское время

После Октябрьской революции 1917 г. при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд Российской коммунистической партии (большевиков), РКП(б), в 1921 г. принял решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) флота.


Корабли Черноморского флота уже в первые дни Великой Отечественной войны совершили рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 моряков-черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54 766 — награждены орденами и медалями. 7 мая 1965 г. Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — головной корабль проекта 1164 «Атлант», в советское время носивший имя «Слава». Является флагманом Черноморского флота

После распада СССР в 1991 г. Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Встал вопрос о его разделе. 3 августа 1992 г. в Ялте президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы.

9 июня 1995 г. в Сочи президенты РФ и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма заключили соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. За Севастополем был закреплен статус главной базы российского флота. Корабли и суда предполагалось разделить в пропорции 81,7% — России, 18,3% — Украине.

На начало 1997 г. в составе ЧФ было 525 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях его пребывания на территории Украины и о взаиморасчетах. Документы вступили в силу 12 июля 1999 г.

Большой десантный корабль «Цезарь Куников»

России отошли 388 кораблей и вспомогательных судов. Украина получила 30 боевых кораблей и катеров, одну субмарину, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения и 100 вспомогательных судов. На кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Согласно документам, срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.

21 апреля 2010 г. президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали в Харькове Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042 г.).

После вхождения Крыма и Севастополя в состав России президент РФ Владимир Путин 2 апреля 2014 г. подписал закон о прекращении действия четырех российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту от 1997 г. и 2010 г.

Текущее состояние

Современный Черноморский флот является оперативно-стратегическим объединением ВМФ РФ на Черном море. По состоянию на май 2017 г. в состав флота входят 283 корабля и судна (из них боевых кораблей — 51), личный состав — не менее 25 тыс. военнослужащих. До 2020 г. на флот должны поступить порядка 50 новых кораблей и судов обеспечения.

Флагман ЧФ — гвардейский ракетный крейсер «Москва» (до 15 мая 1995 г. носил имя «Слава») проекта 1164 «Атлант». 11 марта 2016 г. в состав флота вошел «Адмирал Григорович» — первый из шести фрегатов проекта 11356, которые строятся для ЧФ в Калининграде.

По информации командования флота, в 2016 г. корабли и суда обеспечения ЧФ прошли в общей сложности почти 340 тыс. морских миль (около 630 тыс. км), увеличив наплаванность на 45% по сравнению с 2015 г., а продолжительность выполнения задач в море — почти в 2 раза. Моряки флота суммарно провели в море около 3,8 тыс. суток, участвовали в 80 походах (основные задачи выполнялись в составе межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море).

Всего за 2016 г. в акваториях Черного и Средиземного морей было проведено порядка 100 артиллерийских и более 20 ракетных стрельб, свыше 100 глубинных бомбометаний, 30 противоминных упражнений и др. В ноябре 2016 г. боевую стрельбу по инфраструктуре террористических группировок в Сирии комплексом крылатых ракет морского базирования «Калибр» выполнил экипаж фрегата «Адмирал Григорович». Суммарный налет экипажей морской авиации ЧФ превысил 5,5 тыс. часов, было выполнено более 3,6 тыс. боевых упражнений.

Весной 2017 г. фрегат «Адмирал Григорович», морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 и патрульный катер типа «Раптор» участвовали в двухстороннем военно-морском учении PASSEX совместно с ВМС Турции. В текущем году к месту службы на Черном море должны прибыть фрегат «Адмирал Эссен» проекта 11356Р и новые подводные лодки проекта 06363.

В 2014 г. распоряжением президента России Владимира Путина в Севастополе вновь образовано Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (действовало в 1937-1992 гг.), которое обеспечивает военно-специальную подготовку флотских офицеров и старшин.

  • Главная база флота — Севастополь, пункты базирования — Феодосия и Донузлав (Республика Крым), Новороссийск (Краснодарский край).
  • Командующий ЧФ — адмирал Александр Витко (с 15 апреля 2013 г.).

13 мая в нашей стране отмечается День Черноморского флота ВМФ России. Несмотря на то, что российский флот имеет давнюю историю, официально Черноморский флот получил свой праздник только в 1996 году.

История черноморского флота

В 1783 году Екатериной второй был подписан указ, согласно которому на Черном море создается надежная защита от нападения извне. Предпосылок для создания грозной морской армады было предостаточно, южные окраины империи окружали отнюдь не доброжелатели, в подтверждении чему, только-только завершившаяся Крымская война. Это произошло 13 мая, отсюда и пошел праздник Черноморский флот России. Отныне в состав флота входило 11 военных кораблей под руководством вице-адмирала Клокачева. Позже в состав флота вошло еще 17 кораблей. В результате общее число грозного флота насчитывало 28 боевых кораблей, готовых в любую секунду принять бой.

Штат

Самый первый состав флота утвердили в 1785 году. Всего насчитывалось более 13 тысяч человек на службе, 12 кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун и еще более 20-ти различных суден. Управлялось все это хозяйство из Херсона, но затем главнокомандование переехало в Ахтиар.

Севастополь

Свое нынешнее название город Ахтиар получил благодаря императрице Екатерине Второй и ее любви к греческой культуре. Величественные или по-гречески Севастополь, отныне так будет называть город военно-морской славы России. Из года в год Севастополь наращивал свою боевую мощь и стал флагманом черноморского флота страны.

Громкие имена

Огромный вклад в становление праздника – День Черноморского флота России – внесли русские прославленные командиры: Ушаков и Лазарев, Нахимов и Истомин, а также десятки других менее известных, но от этого не менее значимых командующих флотом. Каждое сражение, происходившее в границах Черного моря, неизменно входило в историю отечественного флота. Черноморцы вписали славные страницы в историю военно-морских сражений во время Крымской, Первой и Великой Отечественной войн.

Наше время

Современный черноморский флот является главной силой, защищающей южные, морские рубежи нашей страны. И как символ праздника День Черноморского Флота Севастополь занимает отдельное место. Сейчас помимо боевых надводных суден, в составе флота числятся подлодки, ракетоносцы и даже боевая авиация и пехота, защищающая прибрежные зоны. Всего же в составе черноморского флота насчитывается более 2 тысяч единиц техники, относящейся к различным типам судов, от небольших парусников до подводных лодок и крейсеров.

Когда День Черноморского флота ВМФ России