8 системные свойства организации самоорганизация структура. Большая энциклопедия нефти и газа. Организационная система: основные элементы и типы

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов и узнается чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

    Число типовых поставок = 22 - 3 = 19

    Объем поступлений - нетипичные поставки = 2240 - 397 = 1843 т.

    Средняя величина поставки = 1843/ 19 = 97 т.

    Приведенное число поставок = 2240/ 97 = 23.

    Средний интервал поставки = 360/ 23 = 15.5 дней.

    Норма текущего запаса = 15.5 * 50 % = 7.8 дней.

3. Метод средневзвешенной величины интервала поставки

Предполагает учет складывающихся взаимодействий интервала и объема поставки.

где I средний интервал поставки;h – интервал между отдельными поставками;Vi – объемi -й поставки;V – общий объем поставок.

Это методы прямого счета, в основе которого лежат плановые или фактические данные о складывающемся снабжении.

II. Страховой гарантийный запас

Исключения:

1. Если у нас долговременные отношения с поставщиком, в котором мы уверены, гарантийный запас может быть равен 20-30 % текущего запаса, или не создаваться вовсе.

2. Если в производстве используются уникальные виды сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III. Транспортный запас

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , необходимо определить среднюю величину остатков товароматериальных ценностей (ТМЦ) в пути.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ / однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период, в котором исчисляется норма.

IV. Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

V. Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (например, для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средства на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход. Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно-катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

ед. изм-я

однодн. расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

транспортный запас

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится также, как и по основным материалам. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

2. Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное производство – это продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Нормирование его необходимо, чтобы обеспечить равномерную бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации производства;

    объема производства;

    структуры выпускаемой продукции;

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному производству исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общего объема).

Н = О * Т * К ,

где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если предприятие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4-й квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас – время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас – время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас – время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас – на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента продукции рассчитывается средняя длительность производственного цикла – средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат (К).

Его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производственного цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего производственного цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты – осуществляются в начале производственного цикла (обычно это материальные затраты).

Нарастающие затраты: заработная плата, амортизация основных средств, накладные расходы.

Коэффициент нарастания затратотражает отношение себестоимости незавершенного производства к плановой производственной себестоимости изделия.

На практике коэффициент нарастания затрат определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

Для равномерного:

К = (З п + 0,5 о )/С,

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о – все последующие затраты, входящие в производственную себестоимость изделия.

С – производственная себестоимость изделия.

Для неравномерного: К = (З п * Т + З 1 1 + З 2 2 +...+ 0,5З р )/(С*Т ),

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла;

З 1,2,... разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1,2,.. – время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия;

З р – затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции;

Т – длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

3. Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

Норматив оборотных средств в РБП (Н3 ) определяется по формуле:

Н3 = П + Р – С,

где П – переходящая сумма РБП на начало планируемого периода, руб.;

Р –РБП в предстоящем году;

С –РБП, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года в соответствии со сметой производства.

4. Нормирование по статье “Готовая продукция”

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д ,

где О – однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д – норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Норматив

Прирост (+),

сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств. Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста. Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды. Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бухгалтерскому балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то это недостаток, наоборот – излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

    зависящие от деятельности предприятия: необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

    не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается не снижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам, не подлежит нормированию. Нормируется только твердое топливо.

Зависит от объемов транспортировки и реализации нефти, нефтепродуктов и газа, от условий материально-технического снабжения предприятия, продолжительности производственного процесса . Норматив оборотных средств в денежном выражении - это произведение двух величин - однодневного расхода материалов, топлива и т. д. и нормы запаса в днях, процентах или других относительных величинах . Нормативы бывают частные (по элементам оборотных средств) и совокупные (сумма всех частных нормативов или общая потребность в оборотных средствах).  

Норма запаса в днях определяется методом прямого счета по каждому наименованию создаваемых запасов, предварительно сгруппированных. Между нормами и нормативами существует тесная связь. Норматив исчисляется умножением нормы на тот показатель, по которому рассчитана норма.  

Н79 Норма запаса нефтепродукта -201 О 11 Облиго - 209  

Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами обоснованных дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и доведение этих норм до работников складов, регулирование размера запасов и контроль за их состоянием.  

На основании норм запасов по каждому виду материально-технических ресурсов, потребляемых химическим предприятием, устанавливаются нормы запасов по их отдельным номенклатурным группам в натуральных единицах (т, кг, м3 и т. д.) - в виде сумм плановых величин запасов по всем категориям поставок и в днях запаса - как средневзвешенные величины из норм запасов в днях по всем категориям поставок. Чтобы как можно полнее учесть все факторы, оказывающие влияние на формирование производственных запасов , и обеспечить минимальную трудоемкость расчетов в процессе нормирования, все разновидности сырья и материалов в каждой номенклатурной группе следует подразделять на основные категории, в зависимости от объемов потребления. При этом необходимо максимально использовать заранее установленные нормативы предельных величин составных частей норм, которые группируются с учетом различий в условиях поставки и потребления и приводятся в инструкциях по материально-техническому снабжению.  

Для определения норм запасов материалов в Днях могут применяться аналитический метод и метод прямого счета.  

Нормы запаса в днях -сырья, основных и вспомогательных материалов устанавливают в зависимости от длительности заготовительного цикла, полуфабрикатов собственного производства - продолжительности производственного цикла , готовой продукции - от длительности цикла ее реализации.  

Нормирование в физических единицах в и днях расхода необходимо для установления запасов по каждому виду материалов. По материалам, для которых вышестоящие организации утверждают групповые нормы (по топливу, черным металлам и т. д.), устанавливаются дифференцированные нормы запаса. Это важно в отношении материалов, которые расходуются регулярно и в более или менее значительных количествах. Нормирование складских запасов вспомогательных материалов допускается по группам. Правильные размеры складских запасов , кроме того, что уже рассмотрено, дают возможность предотвратить образование излишних запасов материалов выявить и передать излишние запасы, находящиеся без движения, на другие предприятия составить обоснованные заявки на материалы правильно определить размеры оборотных средств и ускорить их оборачиваемость.  

Под нормой запаса на складах понимается минимально необходимый размер запаса , обеспечивающий бесперебойную работу предприятия. Излишние запасы на предприятиях создают напряженность материального баланса народного хозяйства , приводят к замедлению оборачиваемости оборотных средств , увеличению расходов по хранению, а следовательно, к финансовым затруднениям.  

Норматив получается умножением расхода на общее количество дней в норме запасов.  

Текущую часть нормы запаса в натуральном выражении рассчитывают шо формулам (обозначения прежние)  

Графическая интерпретация расчета норм запаса материалов при транзитных поставках  

Для районов с круглогодичной поставкой материально-технических ресурсов норму запаса оборудования рассчитывают на основе нормативов запаса общезаводского оборудования различных классификационных группировок.  

Расчет нормы запаса оборудования для районов с сезонными поставками. Нормы запаса оборудования для строек в северных районах рассчитывают, исходя из следующих вариантов поставки оборудования в плановом году поступает на стройки и сдают в монтаж оборудование , отгруженное поставщиками в предплановом году отгруженное поставщиками в году, предшествующем предплановому.  

Характерной особенностью норм материальных запасов является изменчивость их основной - текущей части. По­этому различают максимальные, минимальные и средние нормы запасов.

Максимальными нормы запасов будут тогда, когда текущая часть запаса достигает наибольшего значения. Эти нормы уста­навливаются суммированием максимального текущего запаса, а также подготовительного и страхового запасов.

Минимальными нормы запасов будут в момент полного исчерпания текущего запаса. Определяются они как сумма под­готовительного и страхового запасов.

Средние нормы запасов используются в планах материаль­но-технического снабжения и носят название переходящих за­пасов. Находят их суммированием половины максимального текущего запаса, а также подготовительного и страхового запа­сов, взятых в полном объеме.

Методика нормирования сбытовых и производственных за­пасов имеет ряд специфических особенностей, которые выте­кают из различных факторов, влияющих на величину запасов. Однако в определении основных элементов - текущего подго­товительного и страхового запасов, а также сезонных факторов образования запасов есть много общего.

Максимальная величина текущего запаса (З тмакс) определя­ется путем умножения среднесуточного расхода (р) на интервал поставки (t):

З m .макс = р ۰t (8.20)

Среднесуточный расход (р) находится делением общей по­требности в материале, включая потребность на ремонтно-эксплуатационные нужды, на количество календарных дней в пла­новом периоде по формуле:

где Р р Р кв, Р м - соответственно, годовая, квартальная и месячная потребность в материале.

Основной задачей при нормировании текущего запаса явля­ется определение планового интервала поставки. В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления материалов он может определяться несколькими методами.

Нормы запасов материально-технических ресурсов должны учитывать специфику сельскохозяйственного производства, а также платежеспособность сельхозтоваропроизводителей и сроки поставок ресурсов.

Специфика сельхозтоваропроизводства характеризуется тем, что орудия труда (машины, оборудование, инвентарь) подвер­гаются воздействию окружающей среды, зачастую агрессивной, им характерны знакопеременные нагрузки. Сохранность тех­ники и запасных частей во многом зависит также от квалифи­кации обслуживающего персонала, от финансового состояния хозяйства и т. д. Эти факторы обязательно должны учитывать­ся при формировании сезонных запасов.


Платежеспособность сельских товаропроизводителей в на­стоящее время крайне низкая, и этот фактор необходимо учи­тывать при определении сроков завоза ресурсов и его перио­дичности. Очевидно, что основные запасы ресурсов для села должны создаваться в летний и осенний периоды, когда крес­тьяне имеют хоть какую-то возможность оплатить свой заказ или осуществить платежи за ранее поставленную продукцию.

Сроки поставок материальных ресурсов для села имеют ре­шающее значение. Это определено агротехническими требо­ваниями производства сельхозпродукции, зооветеринарными требованиями содержания животных и технологией перера­ботки сельхозпродукции. Нарушение этих требований из-за недопоставок техники или несвоевременной ее подготовки к работе, из-за недопоставок шпагата, тары, других эксплуата­ционных материалов ведет к потере продукции или к наруше­нию ее качества.

В тех случаях, когда интервалы поставки зависят от мини­мальной нормы отпуска данного материала (В) (транзитной или заказной), их величину находят делением этой нормы на сред­несуточный расход (р):

(8.22)

Пример. Квартальная потребность в листовой стали 180 т, тран­зитная норма отгрузки - 62 т. Интервал поставки будет равен в этих случаях 31 дню. Минимальные нормы отпуска при транзитном снабжении устанавливаются исходя из условий по­ставки отдельных видов продукции. При складском снабжении величина партии транспортировки ограничивается пределами де­лимости материала (пруток, моток, ящик, банка и т. д.). Однако, практически эта партия устанавливается исходя из необходимос­ти рациональной организации складского снабжения.

Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъ­емностью транспортных средств, которые осуществляют пере­возку грузов в связи с необходимостью полной их загрузки.

В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности (Г) на среднесуточный расход, то есть

Предположим, что предприятие завозит бензин с нефтеба­зы бензовозами грузоподъемностью 5 т. При среднесуточном расходе бензина 0,5 т интервал завоза равен 10 дням (5 т: 0,5 = 10). На размер запасов оказывает также влияние маршрутиза­ция перевозок, которая приводит к значительному увеличению размеров партий поставки.

Таким образом, в практике планирования сезонных запа­сов необходимо учитывать множество факторов определения интервалов и объемов поставки ресурсов. Если же ни один из рассмотренных выше способов нельзя использовать при нормировании сезонных запасов, интервал и объем поставки устанавливается на основе тщательного анализа данных о фак­тических интервалах и объемах за прошлый достаточно дли­тельный период времени. При этом из полученных данных исключают нехарактерные поставки (по величине поставки или длительности интервалов) и находят средневзвешенный интервал поставки ((дзд) в прошлом периоде по следующей формуле:

(8.23)

где t - фактические интервалы поставки, дней;

В - размеры поступающих партий соответственно интервалам поставки t ф (в натуральных единицах измерения).

В табл. 8.2 приводится пример расчета интервала поставки ГСМ, поступающего на базу снабжения по данным о факти­ческих поставках в I квартале предшествующего года.

В этой табл. графа 2 и 3 заполняются на основании данных текущего материального учета. Фактические интервалы поставки (графы 4) находятся как разность между следующей и данной датами поступления, так как поступившая партия поставки бу­дет расходоваться в течение периода до следующего поступле­ния материала. Например, интервал для второй поставки будет 2 дня (от 6 до 8 января).

Средневзвешенный интервал поставки в приведенном примере будет равен.

Расчет средневзвешенного интервала поставки и отклонений от него

(8.24)

При среднесуточном расходе 14,3 т (1290 т: 90 дней) макси­мальная величина текущего запаса будет равна 86 т (14,3 т 6 дней = 86 т).

Второй способ использования статистических данных о фактических поставках для нахождения планового интервала поставки заключается в нахождении средней фактической партии поставки - делением общего размера поступления на количе­ство поставок. Полученная партия поставки и принимается за величину текущего запаса. В нашем примере средняя партия поставки равна 92 т (1290 т: 14 поставок = 92 т).

Еще более простым способом установления среднего фак­тического интервала является деление длительности периода, за которые взяты фактические наблюдения, на количество по­ставок, имевших место в течение этот периода. В приведенном примере на протяжении квартала было 14 поставок, а средний интервал поставки 4 дня (90: 14 = 6,4).

Таким образом, различные методы расчета дают незначи­тельные отклонения в полученных интервалах поставки. В то же время трудоемкость расчета средневзвешенного интервала в несколько раз больше просто среднего. Поэтому вполне допус­тимо установление интервалов поставки по средним размерам партии или по количеству поставок в квартал или год.

Для материалов, получаемых от складских организаций, а также из магазинов оптовой торговли, интервал поставки оп­ределяется с учетом рациональной частоты получения данного материала. При потребности в обтирочных концах, например, 500 кг в месяц, предприятие может завозить и по 50 и по 100 кг. Однако делать это нецелесообразно, так как расходы по орга­низации получения материалов в этом случае значительно пре­высят экономию от сокращения запасов. Поэтому отделу снабжения предприятия целесообразно получить материал сразу в разрезе месячной потребности, допуская создание месячного текущего запаса.

Методика установления величины подготовительных запа­сов определяется в зависимости от характера подготовитель­ных операций, которые выполняются на складах предприятий, снабженческо-сбытовых торговых организаций. Относительная величина этих запасов определяется временем, которое необ­ходимо для осуществления операций по подготовке материа­лов к употреблению или отпуску.

Особенности и факторы образования страховых запасов создают значительные трудности в их нормировании. Эти за­пасы предназначены для обеспечения выдачи материалов в слу­чае отклонения от средней величины интервалов и величины партий поставки. Они предназначены для обеспечения потре­бителей при увеличении спроса на материалы, при форсма-жорных обстоятельствах, в некоторых случаях нарушений ус­ловий договоров, на случай кризиса платежей и по другим при­чинам. Научное обоснование норм страховых запасов требует глубокого изучения причин, вызывающих необходимость со­здания этих запасов.

Страховые запасы наиболее часто устанавливаются исходя из средневзвешенного отклонения интервалов поставки, пре­вышающих средний интервал. Этот метод базируется на учете фактических интервалов поставки за прошедший период вре­мени. Страховые запасы (З стр) в этом случае определяются по следующей формуле (в натуральных единицах измерения):

(8.25)

где Р - среднесуточное потребление;

∑t ф - фактические интервалы, превышающие средний интервал поставки t ;

В - величины поступающих партий материала, соответствую­щие интервалам;

п - количество поставок с интервалом, превышающим средний.

Необходимость принятия в расчет только тех поставок, ин­тервалы которых выше средневзвешенных, аргументируется сто­ронниками этого метода тем, что страховые запасы не нужны, если интервалы поставок равны или меньше средневзвешенных.

Приводятся положительные отклонения фактических интервалов от средневзвешенных. В графе 7 да­ются произведения этих отклонений на соответствующую им величину партий поставки. Делением суммы этих про­изведений на сумму размеров поставок, принятых в расчет, мы находим средневзвешенное отклонение от интервала поставки в днях, которое и применимо в качестве нормы страхового за­паса. Для получения нормы запаса в тоннах необходимо умно­жить норму в днях на среднесуточный расход. Подставляя в формулу пример, приведенный в табл. 8.3, получаем норму стра­хового запаса в тоннах:

где 14,3 - среднесуточный расход;

1958 - сумма произведений отклонений от интервалов постав­ки на величину поставки.

Основным недостатком этого метода является то, что в его основе лежат статистические данные за прошлый период, ко­торые не всегда могут отражать условия поставки в плановом периоде. Кроме того, он не учитывает таких важнейших факто­ров образования страховых запасов, как увеличение фактичес­кого среднесуточного потребления против запланированного и уменьшение размера поставки.

Более обоснованным является метод нахождения страхо­вого запаса по среднеквадратическому отклонению фактичес­ких интервалов (х) от среднего (х)по известной в статистике формуле:


(8.27)

где т - частота (количество поступившего материала).

Если нельзя построить ряд распределения, то для расчета можно использовать более упрощенный метод:

(8.28)

где п - количество принятых в расчет отклонений от интервалов.

В графах 8, 9 табл. 8.2 приводится расчет среднеквадратического отклонения.

Если принять в качестве частот размеры поступающих партий, то среднеквадратическое отклонение будет равно:

(8.29)

Упрощенный способ определения среднеквадратического отклонения дает результаты, незначительно отличающиеся от предыдущих расчетов:

(8.30)

Среднеквадратическое отклонение можно применять для установления нормы страхового запаса в зависимости от необ­ходимой степени гарантийности обеспечения производства материалами. При этом используется известная в статистике зависимость, при которой х ± о обеспечивает производство га­рантирующее 68,3 %, х ± о - 95,5 % и х ± За - 99,7 %.

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы ᴛ.ᴇ. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота͵ равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта͵ доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. В случае если время доставки меньше или равно времени, крайне важно му для оплаты счета͵ то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, в случае если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. К примеру, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделœения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счёт плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на базе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на базе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:

Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объёмах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объёма между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определœенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на данный интервал, ᴛ.ᴇ. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, ᴛ.ᴇ. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, крайне важно е для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осœенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на базе показателœей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота, равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:


Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.