Значение негласного комитета. Созданный Александром I Негласный комитет дал российской истории прекрасный пример «реформ без реформ. Войны против Османской империи и Персии

Исторические имена.

Основные понятия и термины.

Основные события.

План.

Внутренняя политика Александра I.

Россия в 1801-1825 гг.

I. Вступление на престол Александра I. Реформы «Негласного комитета».

1. Личность императора. Особенности его правления.

2. «Негласный комитет».

3. Министерская реформа.

4. Аграрный вопрос.

5. Реформы в области просвещения.

П. М.М.Сперанский и его план преобразования России.

III. Н.М.Карамзин и его сочинение «о древней и новой России в ее политичес­
ком и гражданском отношениях».

IV. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1. Конституция царства польского.

2. Аграрная политика Александра I.

3. Аракчеевщина. Организация военных поселений.

4. Реакционная политика Александра I последних лет царствования.

1801 - вступление на престол Александра I.

1802-1811 - проведение министерской реформы.

1803 - указ о вольных хлебопашцах.

1803 - новое положение об учебных заведениях.

1804 - цензурный уставЛ
1804 - университетский устав.

1809 - указы о придворных званиях и об экзаменах на чин.

1810 - образование Государственного Совета.

1811 - написание Н.М.Карамзиным «Записки о древней и новой России»*

1815 - дарование конституции Царству Польскому.

1816 - начало массовой организации военных поселений.
1816-1819 - освобождение крестьян в Прибалтике.

1819 - восстание в чугуевском военном поселении.

1822 - подтверждение права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь.

1825 - смерть Александра I в Таганроге.

Негласный комитет, министерства, государственный совет, сенат, государствен­ные крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, указ о вольных хлебо­пашцах, Записка о древней и новой России, конституция Царства Польского, го­сударственная уставная грамота, «аракчеевщина», военные поселения.

ФЛагарп, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский, М.М.Сперанский, Н.М.Карамзин, А.А.Аракчеев

1. Начало царствования Александра I. Реформы «Негласного комитета».

12 марта 1801 г., в результате дворцового переворо-
та, на российский престол вступил старший сын
Павла I - Александр. Этот человек был, пожалуй, одной из самых загадочных фигур среди российских государей. Ни о ком другом не высказывали столько противоречивых суждений как соотечест­венники, так и иностранцы, его современники и нынешние исследовате­ли. Его правление неразрывно связано с важнейшими политическими со­бытиями в жизни Европы первой четверти XIX в., важными экономичес­кими и политическими реформами российской действительности, многие из которых, однако, так и остались незавершенными. В деятельности Алек­сандра 1 наиболее ярко проявилось стремление приспособить существующий в России самодержавный строй к новым социально-экономическим и политиче­ским явлениям в жизни Европы в связи с Великой французской революцией.


Александр родился в 1777 г. Екатерина II сама занялась воспитанием внука, а из приглашенных ею воспитателей наиболее близок к Александ­ру был француз Фредерик Сезар де Лагарп - демократ по убеждениям, внушавший своему воспитаннику любовь к идеалам свободы, равенства и братства. Но образование Александра закончилось рано: бабушка женила его на баденской принцессе Луизе, когда ему не исполнилось еще и 16 лет, рассчитывая сделать его наследником престола, устранив Павла. В 1796 г. она, вместе с вице-канцлером Безбородко, составила документ, согласно которому Павел лишался престола в пользу Александра. Положение Алек­сандра между бабушкой и отцом было трудным и двусмысленным, и по­этому после смерти Екатерины он не решился открыто выступить против отца, признав Павла законным наследником трона. Трагические обстоя­тельства вступления Александра I на престол также не могли не отразить­ся на его правлении. Став императором могущественной империи, Александр I проявил себя как гибкий, осторожный и дальновидный политиче­ский деятель, умеющий скрывать свои истинные политические пристрас­тия, проводящий осторожную реформаторскую деятельность.

Начало правления Александра I. Внезапная смерть Павла и вступление на престол Александра вызвали ликование в столице. Н.М.Ка­рамзин, в то время восходящая звезда на небосклоне российской литера­туры и исторической мысли, приветствовал Александра I такими словами: «Весны явление с собой приносит нам забвенье всех мрачных ужасов зи­мы». В изданном на следующий день после смерти Павла манифесте, но­вый император объявил, что будет править по законам своей бабушки Екатерины Великой, начав свое правление с восстановления отмененных Павлом I Жалованных грамот дворянству и городам, отмены Тайной экс­педиции, а также других тиранических распоряжений своего отца.

«Негласный комитет». Занявшись государственными делами, Александр скоро осознал, что ему не обойтись без советников и

помощников, людей, разделявших его убеждения. Конечно, среди его ок­ружения было немало опытных политиков, на которых можно было опе­реться, но все они принадлежали к ушедшей эпохе, - «Веку Екатерины», а он собирался реформировать страну в духе нового времени. Кроме того, Александр не хотел искать себе советчиков среди убийц своего отца, кото­рые к тому же многое знали и на многое претендовали. Поэтому после со­бытий 12 марта 1801 г. они, один за другим, и в частности граф Пален, бы­ли удалены от двора. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интим­ном) комитете, который существовал с мая 1801 по ноябрь 1803 г. и состоял из молодых друзей императора: графа П.А.Строганова, графа В.П.Кочу­бея, польского князя Адама Чарторыйского и Н.Н.Новосильцева. «Не­гласный комитет» не имел официального статуса. Его собрания были ок­ружены таинственностью. Два или три раза в неделю члены этого малень­кого кружка обедали у Александра, а после шли в его кабинет, где бурно, без определенной повестки дня, обсуждали необходимые для России ре­формы. В пылу спора члены комитета могли смело опровергать точку зре­ния императора. Поэтому нетрудно догадаться, какие настроения царили на заседаниях этого комитета. Друзья Александра I были воодушевлены смелыми либеральными и революционными идеями. В их деятельности отразилось понимание необходимости приблизить государственный строй России к европейским стандартам.

Деятели «Негласного комитета».

Фактическим основателем «Негласного комитета» явил­ся Павел Александрович Строганов (1772-1817) - выхо­дец из богатейшей семьи России. Его отец не помнил в точности, сколько у него земель и крепостных, зато владел крупнейшим в России собранием картин и считался образованным человеком. Повину­ясь собственной прихоти, он поручил воспитание сына французскому учителю Жильберту Ромму и разрешил ему увезти Павла в Париж, куда они прибыли в разгар революционных событий. Заразившись революционными идеями и событиями, Строганов отказался от своего титула, при­нял имя «гражданин Поль Очер», стал посещать Якобинский клуб, всту­пил в общество «Друзья закона», основанное его учителем, щедро снабжал новых друзей русским золотом, разгуливая при этом по Парижу в красном санкюлотском колпаке. Русский посол во Франции Симолин уведомил о выходках Строганова Екатерину II, которая послала в Париж Николая Но­восильцева с приказом любыми средствами вернуть Павла в Россию. Вер­нувшись на родину, он был сослан в свое подмосковное имение Братцево, где провел несколько лет и, образумившись, снова вошел в милость, сбли­зился с наследником престола России Александром Павловичем, блистал в петербургских салонах и женился на княжне Софье Голицыной, ведя при этом праздную жизнь просвещенного вельможи. Впоследствии, вспоми­ная о днях, проведенных в Париже, Строганов писал: «Я видел народ, под­нявший знамя свободы и сбросивший оковы рабства; нет, никогда мне не забыть тех мгновений. Да, я не закрываю глаза на то, что деспотизм суще­ствует в моей стране, и я с ужасом вглядываюсь в его уродливое лицо...»

И именно Строганов после воцарения Александра, в мае 1801 г. подал на его имя записку, в которой предлагал учредить комитет для обсуждения необходимых России преобразований. Являясь впоследствии самым ак­тивным из его членов, последовательно отстаивал перед императором не­обходимость реформ внутренней жизни Российской империи, особенно отмены крепостного права.

В 1802-1807 гг. он был товарищем министра внутренних дел, часто вы­полнял ответственные дипломатические поручения. Однако после 1807 г. он отошел от политической деятельности и поступил на военную службу простым волонтером, имея чин тайного советника. Случай в истории Рос­сии исключительный! Строганов принимал участие в русско-шведской (1808-1809) и русско-турецкой (1806-1812) войнах, а в период Отечест­венной войны 1812 г. он командовал сводной казачьей дивизией, участво­вал в заграничном походе русской армии. Но в феврале 1814 г. погиб его единственный сын. Этот удар Строганов не смог перенести: он сразу же вышел в отставку и вскоре скончался.

Другой член этого комитета - Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) яв­лялся племянником одного из видных государственных деятелей екатерининской эпохи А.А.Безбородко, в доме которого и воспитывался. Свою карьеру он начал, служа при российском посольстве в Лондоне, а в 1792 г. был назначен на ответственную должность российского посланни­ка в Османской империи. В 1802 г. Кочубей был назначен министром вну­тренних дел. Эту должность он занимал с 1802-1807 и с 1819-1823 гг. Сто­ронник умеренных реформ, он был единственным среди участников этого кружка, чья карьера отличалась относительной стабильностью. В 1827 г. он стал председателем Государственного совета и комитета министров.

Не менее примечательной личностью был третий член кружка Николай Николаевич Новосильцев (1768-1838). Он являлся племянником графа А.С.Строганова, в семье которого и воспитывался. В 1783 г. Новосильцев поступил на военную службу, хорошо проявив себя во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. С воцарением Павла I он, в 1796 г., вынужден был уехать в Лондон, где в течение четырех лет слушал лекции в универ­ситете. Вернувшись на родину, стал одним из участников заговора против императора. Именно Новосильцев был автором идеи реформирования коллегий в министерства. В 1803-1810 гг. он - президент Петербургской академии наук. В 1813 г. он назначен вице-президентом временного сове­та Герцогства Варшавского, а в 1815 г. - императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Затем состоял при князе Константине - главнокомандующем польской армией. Новосильцев отличался ярко выраженными антипольскими настроениями, выступая за отмену Кон­ституции Царства Польского. В 1832 г. он был назначен председателем Го­сударственного совета и кабинета министров.

Но, пожалуй, самая примечательная судьба была у четвертого члена «Не­гласного комитета» - польского князя Адама Чарторыйского (1770-1861). Он приехал в Россию в 1795 г., после подавления восстания Т. Костюшко. Побывавший до этого в Англии и ставший поклонником ее конституци­онных порядков, он сблизился с будущим императором Александром, ко­торый уверил Чарторыйского в своем сочувствии к делу восстановления независимости Польши. В 1799 г. он стал посланником России в Сардин­ском королевстве.

Активно участвуя в заседаниях «негласного комитета», Чарторыйский пытался использовать проводившуюся либеральную политику, для того чтобы добиться национального объединения всей Польши в форме лич­ной унии конституционного Польского королевства с Россией. С 1804 по 1807 гг. он был министром иностранных дел, а в 1815 г. принял активное участие в работе Венского конгресса, являясь главным советчиком Алек­сандра по польским делам. В 1815 г. после образования Царства Польско­го он вошел в состав его временного правительства, однако уже в 1816 г. вынужден был подать в отставку.

Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил борьбе за восстановление не­зависимости Польши «от моря до моря», являясь активным участником восстания 1830-1831 гг. После его поражения Чарторыйский эмигрировал во Францию, где пытался привлечь внимание европейских государств к польскому вопросу. Но эта его деятельность не имела большого успеха.

Министерская реформа 8 сентября 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо устаревших петровских коллегий были учреждено восемь министерств: 1) военных сухопут­ных дел; 2) морских дел; 3) иностранных дел; 4) юстиции; 5) внутренних дел; 6) финансов; 7) коммерции; 8) народного просвещения, а также Госу­дарственное казначейство на правах министерства. Дела по каждому ве­домству теперь решались лично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты - на отделения, а отделения - на столы. Ми­нистерская реформа была завершена в 1811 г., когда было учреждено но­вое министерство полиции, упразднено министерство коммерции, в функции министерства внутренних дел стал входить контроль за положе­нием дел в сельском хозяйстве и промышленности. Кроме министерств, в то время были учреждены «главные управления» - путей сообщения, ре­визии государственных счетов и главное управление духовных дел иных (кроме православного) вероисповеданий. Министры образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был окончательно определен в 1812 г. Все министры входили в состав Се­ната. В 1802 г. была также проведена реформа этого органа, который стал «хранителем законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией; министры должны были представлять Сенату годо­вые отчеты.

Аграрный вопрос. Крестьяне составляли основную массу непривилеги­рованных сословий. Среди них можно выделить три категории: государственные, помещичьи и удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии). Самой многочисленной категорией были помещичьи крестьяне, фактически находившиеся в полной зависимости от своего вла­дельца. Они были лишены всех гражданских прав, в том числе им запрещалось уходить без разрешения на заработки, заключать финансо­вые сделки, жаловаться на своего владельца и т.п. Однако в течение XIX в. доля крепостных крестьян постепенно уменьшалась. Если в конце XVIII в. они составляли 45% населения, то к 1861 г. их доля уменьшилась до 30%.

Положение государственных крестьян было несколько лучше. Они при­надлежали казне и назывались «свободными сельскими обывателями». В их составе находились и однодворцы - потомки служилых людей южной засечной черты, жившие, главным образом, в Курской, Орловской, Воро­нежской губерниях. Своими участками они владели на правах полной собственности. Помимо подушной подати, государственные крестьяне платили еще и денежный оброк в казну.

Удельные крестьяне находились в собственности императорской фами­лии. Помимо уплаты подушной подати и отбывания рекрутской повинно­сти, удельные крестьяне платили оброк в пользу императорской семьи за пользование земельным наделом.

«Негласный комитет» обсуждал вопрос о крестьянской реформе, но его члены не решились произвести какие-либо серьезные перемены в сущест­вующем положении вещей. Лишь в феврале 1803 г. был издан указ о «сво­бодных хлебопашцах», предоставляющий помещикам право освобождать крестьян с землей за выкуп. Понятно, что лишь немногие крестьяне ока­зались в состоянии выкупить себе свободу: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепо­стных. Однако именно Александр I прекратил практику раздачи государст­венных крестьян в частные руки, положив таким образом предел расширению крепостного права.

В 1804-1805 гг. началось проведение крестьянской реформы в прибал­тийском крае. Александр I запретил продажу крестьян без земли, им пре­доставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправле­ние и крестьянские суды. Крестьяне становились наследственными владельцами своих наделов, а размеры их платежей в пользу господ должны были определять специальные комиссии.

Реформы просвещения. Более успешными оказались реформы в области народного просвещения. Новое министерство не только разработало, но и осуществило план довольно широкого развития средне­го и высшего образования. Этот план, обоснованный в новом положении об устройстве учебных заведений от 24 января 1803 г., устанавливал четы­ре типа учебных заведений: 1) сельские; 2) уездные; 3) губернские учили­ща или гимназии; 4) университеты. Россия была разделена на шесть учеб­ных округов, во главе с попечителями, каждый со своим университетом, гимназиями и училищами. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казан­ский университеты, педагогический институт в Петербурге, позже также преобразованный в университет. В Вильне был основан университет с польским языком преподавания, а Юрьеве (Дерпте) университет с немец­ким языком преподавания. Фактическое руководство делом народного просвещения в каждом из округов осуществлялось местным университе­том. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший широ­кую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, дека­нов и профессоров на вакантные кафедры. 9 июля 1804 г. был издан цен­зурный устав, согласно которому за цензуру отвечали цензурные комите­ты при университетах, состоящие из профессоров. Общее руководство цензурой осуществляло министерство народного просвещения. Цензур­ные послабления способствовали расширению в России издательской де­ятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов («Вестник Европы», «Журнал российской словесности», «Северный Вест­ник», увеличилось количество переводной литературы).

Реформы первого периода царствования Александра I носили весьма огра­ниченный характер, но значительно укрепили его положение как самодер­жавного монарха, явились результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством. Распад «негласного комитета» был вполне ес­тественным: молодой император к тому времени занял достаточно прочное положение на троне, стал в состоянии самостоятельно проводить программу намеченных реформ с новыми советчиками.

Еще в период царствования Павла I вокруг Александра сложился круг молодых людей, которые активно обсуждали европейские события, говорили о необходимости устранения деспотизма и бесправия в России. Они разительно отличались от консервативных вельмож и не были связаны с заговорщиками, убившими Павла I. Преодолев растерянность после событий 12 марта и оценив сложность расстановки сил при дворе, в мае 1801 г. Александр I составил из своих молодых друзей так называемый «Негласный комитет». В него вошли молодые образованные аристократы: П.А. Строгонов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Все они придерживались радикальных настроений, искренне верили в необходимость преобразований и необратимость перемен, происходивших в Европе.

Заседания Негласного комитета начались с утверждения плана предстоящей деятельности: сначала рассмотреть состояние империи, затем провести реформы в администрации и, наконец, приступить к созданию конституции. По отзывам участников событий, Александр настаивал начать преобразования именно с конституции, но все остальные сдерживали его, ссылаясь на необходимость «дождаться успокоения умов». Стремления Александра I к конституционному устройству государства проявились задолго до этих событий. Под влиянием Лагарпа он усвоил систему «истинной монархии», которая не затрагивала абсолютизма, но в то же время опиралась на фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью. В России идея «истинной монархии» имела довольно широкое распространение в начале XIX в. и воспринималась, как верховенство закона над властью. Она опиралась на принципы разделения властей – законодательную, исполнительную и судебную, а также признавала основные гражданские и политические свободы. Конституционные намерения Александра I были собраны в проекте, написанном А.Р. Воронцовым, тесно сотрудничавшим с членами Негласного комитета, под названием «Грамота российскому народу». Проект получился очень умеренный, но «молодые друзья» отвергли и его как несвоевременный.

Практически одновременно с «Грамотой российскому народу» в Негласном комитете рассматривался проект о правах крестьянства, который предусматривал постепенный выкуп крепостных по твердой цене. Александр I очень отстаивал этот документ, но «молодые друзья» категорически его отвергали. В результате все ограничилось торжественным заявлением Александра I о прекращении раздачи казенных крестьян в частные руки. Это было важным политическим решением, которое начиная с 1801 г. неукоснительно соблюдалось, препятствуя дальнейшему расширению крепостничества. В том же году был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами и государственными крестьянами, имевший не столько практическое значение, сколько принципиально разрушавший монополию дворянства на земельную собственность.

Негласный комитет неоднократно обращался к проблеме крепостного права. Александр I и его «молодые друзья» ясно понимали экономическую необходимость ликвидации крепостничества и видели в нем постоянный источник социальной напряженности, но пойти на радикальные преобразования они не решались. Члены Негласного комитета придерживались принципа постепенности освобождения крестьян, что в условиях российской действительности отодвигало его решение на долгие десятилетия.

Самым заметным творением Негласного комитета были учреждение министерств. После долгих дискуссий 8 сентября 1802 г. было создано 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Первоначальный замысел о единоличной власти министров в этой реформе не прошел. Коллегии были сохранены, но подчинялись министрам. Коллежская процедура принятия решений сохранялась: подчиненные министру присылали свои представления, которые после согласования записывались как решения и исполнялись. Единоличная власть министра могла проявляться только в случае необходимости срочного решения. В этом же указе был назван новый орган – Комитет министров, но его точные функции были неопределенными. Таким образом, первоначально министерская реформа серьезно не затрагивала высшие органы управления империи.

Консервативные екатерининские вельможи называли Негласный Комитет «якобинской шайкой». В действительности «молодые друзья» императора оказались гораздо консервативнее, чем это можно было предположить в начале его деятельности. Александр I испытывал сдерживающее влияние с их стороны и постепенно стал сторониться своих друзей. В мае 1802 г. заседания Негласного комитета фактически прекратились, и лишь в конце 1803 г. он собрался несколько раз по поводу некоторых вопросов.

Со-сто-яв-ший из дру-зей его юно-сти.

Дей-ст-во-вал тай-но («не-глас-но»), су-ще-ст-во-вал на-ря-ду с имев-шим официальный ста-тус Не-пре-мен-ным со-ве-том. Воз-ник по ини-циа-ти-ве Алек-сан-д-ра I, вы-ска-занной в бе-се-де с графом П. А. Стро-га-но-вым 23.04(05.05).1801 года. Идея соз-да-ния Негласного комите оформ-ле-на в двух за-пис-ках, по-дан-ных Стро-га-но-вым им-пе-ра-то-ру 09(21).05.1801 года. В них в ду-хе идей Про-све-ще-ния го-во-ри-лось о не-об-хо-ди-мо-сти уст-ра-нить воз-мож-ность для про-из-во-ла вла-сти, раз-ра-бо-тать ре-фор-му всех от-рас-лей государственного управ-ле-ния и со-ста-вить про-ект кон-сти-ту-ции, а так-же для этих це-лей уч-ре-дить Негласный комитет.

В не-го во-шли сам Алек-сандр I, Стро-га-нов, Н. Н. Но-во-силь-цов , князь А. А. Чар-то-рый-ский, граф В. П. Ко-чу-бей. Из-вест-но 39 за-се-да-ний Негласного комитета в пе-ри-од с 24.06(06.07).1801 года до 09(21).11.1803 года (про-хо-ди-ли главным образом в ка-би-не-те Алек-сан-д-ра I); по-ви-ди-мо-му, до мая 1802 года но-си-ли ре-гу-ляр-ный ха-рак-тер. В отечественной ис-то-рио-гра-фии су-ще-ст-ву-ет так-же пред-по-ло-же-ние о про-ве-де-нии не-за-про-то-ко-ли-ро-ван-ных со-б-ра-ний до 1805 года. Чле-ны Негласного комитета об-су-ж-да-ли кре-сть-ян-ский во-прос (в ча-ст-но-сти, улуч-ше-ние положения государственных и кре-по-ст-ных кре-сть-ян, идею от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва при со-хра-не-нии по-ме-щичь-е-го зем-ле-вла-де-ния), пре-об-ра-зо-ва-ния в сфе-ре про-све-ще-ния, про-бле-мы внеш-ней по-ли-ти-ки, со-стоя-ние российской ар-мии и фло-та и др. К раз-ра-бот-ке про-ек-тов чле-ны Негласного комитета при-вле-ка-ли графа А. Р. Во-рон-цо-ва, Н. С. Морд-ви-но-ва, Ф. С. де Ла-гар-па .

К ко-ро-на-ции Алек-сан-д-ра I 15(27).09.1801 года Негласный комитет при уча-стии Во-рон-цо-ва под-го-то-вил Жа-ло-ван-ную гра-мо-ту российскому на-ро-ду («Все-ми-ло-сти-вей-шую гра-мо-ту, Рос-сий-ско-му на-ро-ду жа-луе-мую»; не бы-ла об-на-ро-до-ва-на; опубликована в книге «Кон-сти-ту-ци-он-ные про-ек-ты в Рос-сии XVIII - на-ча-ло XX веков», 2000 год). Не-ко-то-рые ис-то-ри-ки оце-ни-ва-ют её как пер-вый про-ект российской кон-сти-ту-ции. В гра-мо-те дек-ла-ри-ро-ва-лись для дво-рян-ст-ва и го-ро-жан сво-бо-да сло-ва, со-вес-ти, пред-при-ни-ма-тель-ской дея-тель-но-сти, не-при-кос-но-вен-ность ча-ст-ной соб-ст-вен-но-сти, а так-же прин-ци-пы рав-но-го су-до-про-из-вод-ст-ва и пре-зумп-ции не-ви-нов-но-сти, пра-во об-ви-няе-мо-го на за-щи-ту; за-яв-ля-лось о не-об-хо-ди-мо-сти под-го-тов-ки но-во-го Уло-же-ния и при-вле-че-ния Се-на-та и кол-ле-гий к пе-ре-смот-ру дей-ст-во-вав-ше-го за-ко-но-да-тель-ст-ва.

Негласный комитет под-го-то-вил указ Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года о пра-ве куп-цов, ме-щан и ка-зён-ных кре-сть-ян по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли, раз-ра-бо-тал ми-ни-стер-скую ре-фор-му 1802 года (в 1802-1803 годах чле-ны Негласного комитета на-зна-че-ны на вы-со-кие по-сты в об-ра-зо-ван-ных ми-ни-стер-ст-вах), ре-фор-му Се-на-та (1802 год), ини-ции-ро-вал соз-да-ние Ко-ми-те-та ми-ни-ст-ров (1802 год).

«Про-то-ко-лы» за-се-да-ний Негласного комитета (за-пи-си П. А. Стро-га-но-ва, сде-лан-ные им на французском языке по па-мя-ти) в пе-ре-во-де на русский язык час-тич-но опубликованы М. И. Бо-гда-нови-чем («Ис-то-рия цар-ст-во-ва-ния им-пера-то-ра Алек-сан-д-ра I и Рос-сии в его вре-мя», т. 1, 1869 год), в ори-ги-на-ле пол-ностью - великим князем Ни-ко-ла-ем Ми-хай-ло-ви-чем [«Граф П. А. Стро-га-нов (1774-1817 годы)», т. 2, 1903 год].

Стремясь на первых порах к осуществлению некоторых преобразований, Александр I создал 30 марта 1801 г. Непременный совет, который просуществовал до 1810 г. Непременный совет состоял из двенадцати лиц, назначаемых Александром. Он должен был быть совещательным органом при царе. Его задачей было отобрать законы, нужные для проведения необходимых преобразований, но фактически Непременный совет этими вопросами не занимался.
Вопрос о «преобразованиях» обсуждался в созданном Александром I Негласном комитете (1801-1803).
В состав Негласного комитета входили: Строганов, Кочубей, Новосильцев и Чарторийский. «Негласным» этот комитет назывался потому, что он заседал неофициально у самого царя, «за чашкой чая», под его председательством. Делалось это из-за боязни царя и его приближенных открыто говорить о преобразованиях.
Негласный комитет начал свою деятельность с изучения положения в стране. Одновременно он должен был разработать план преобразований и проект конституции. Но это дело не двигалось вперед. Одним из предложений, рассчитанных на некоторое ограничение самодержавной власти, было обсуждавшееся в Негласном комитете предложение о превращении сената в «независимый» законодательный орган, ограничивающий власть царя. В этом направлении высказывались Платон Зубов (последний фаворит Екатерины II), граф Завадовский, Воронцов, Мордвинов и Державин, т. е. представители старой екатерининской знати. Но это предложение встретило сопротивление членов Негласного комитета и самого Александра I, который только разыгрывал роль либерала.
По вопросу о правах сената был принят проект, разработанный самим сенатом, по которому его задачи ограничивались административными и судебными функциями. Сенат был признан высшим административным и судебным органом. Но и это было тоже только признано формально, а не фактически. В числе административных функций сената было признано за ним право рассматривать годовые отчеты министров и в случае обнаружения злоупотреблений докладывать о них царю. Александр I усмотрел в этом умаление своих прерогатив, и сенат позднее лишился этого права.
Кроме этого, по принятому в Негласном комитете положению, сенату было дозволено представлять царю свое мнение об указах и законах, «проведение которых было сопряжено с большими неудобствами или противоречило ранее принятым законам». В начале 1803 г. сенат решил воспользоваться этим правом и по предложению сенатора С. Потоцкого стал просить царя «повелеть» министрам пересмотреть указ о 12-летнем сроке службы для дворян унтер-офицерского звания как расходящийся с правами, предоставленными дворянству «жалованной грамотой». Александр I возмутился этим поведением сената и «повелел», но не министрам, пересмотреть закон, а сенату - впредь не касаться законов, издающихся при нем, а излагать свое мнение только о законах, принятых в прежние царствования.
Это было не случайно, ибо по свидетельству Чарторийского - человека, близко знавшего Александра I, «император любит внешние формы свободы, как можно любить представление. Он любовался собой при внешнем виде либерального правления, потому что это льстило его тщеславию; но, кроме форм и внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность».
Все разговоры в Негласном комитете о «плане преобразований» закончились некоторым усовершенствованием административного аппарата путем создания министерств.
Петровские коллегии к этому времени уже устарели. Требовалась более четкая и более централизованная система управления. В связи с этим по докладу Чарторийского 8 сентября 1802 г. было создано восемь министерств: 1) иностранных дел, 2) военно-сухопутных дел, 3) военно-морских дел, 4) юстиции, 5) внутренних дел, 6) финансов, 7) коммерции, 8) народного просвещения. В министерствах, в отличие от петровских коллегий, было введено единоначалие. Министрами или заместителями министров были назначены как представители екатерининской знати, так и члены Негласного комитета: министром внутренних дел Кочубей, а Строганов - товарищем министра внутренних дел; министром иностранных дел Воронцов, а Чарторийский - товарищем министра иностранных дел; министром юстиции - Державин, а Новосильцев - товарищем министра юстиции; министром просвещения - Завадовский и т. д.
Никакого отношения к конституционным преобразованиям создание министерств не имело.
Своеобразной попыткой разработки реформ была подготовка так называемой «жалованной грамоты русскому народу», проект которой было поручено составить Воронцову.
Негласный комитет обсудил воронцовский проект, но не принял, его, так как «жалованная грамота» должна была определить права всех сословий населения России, в том числе и крестьянства, а дать какие-либо права помещичьим крестьянам члены комитета не считали возможным, ибо боялись затрагивать интересы помещиков.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

1.3 Создание "Негласного комитета"

Попытки реформ первых лет царствования Александра I были связаны с кружком его единомышленников, получивших название "Негласный комитет". Знаменитый историк В.О.Ключевский, описывал "Негласный комитет" как деятельность "молодых друзей" императора. Кстати, царь с непередаваемым юмором называл "Негласный комитет" "comite du salut public", намекая на робеспьеровский "Комитет общественного спасения", а екатериненские вельможи с негодованием прозвали членов комитета "якобинской шайкой". Действительно, блестящие молодые аристократы являлись поклонниками передовых европейских политических идей. Граф Павел Александрович Строганов в юности по капризу своего отца, известного мецената и масона, попал в руки своеобразного воспитателя - Жильбера Ромма, который, сопровождая его в заграничном путешествии, ввел молодого человека в 1789 году в Парижский якобинский клуб. Князь Адам Чарторыйский, будучи еще шестнадцатилетним мальчиком, успел познакомиться с выдающимися людьми эпохи. Он знал многих немецких филологов и писателей, и самого Гете. В 1794 году он сражался против России под знаменами Т. Костюшки. Николай Николаевич Новосильцов, родственник графа Строганова, был значительно старше Александра и производил на него большое впечатление своим умом, образованностью, способностями и умением изящно и точно излагать свои мысли.

Собрания "Негласного комитета" происходили два или три раза в неделю. После кофе и общей беседы император удалялся, и в то время как все приглашенные разъезжались, четыре человека пробирались, как заговорщики, по коридору в одну из внутренних комнат, где их ждал Александр. Царь поручил своим молодым друзьям разработать и осуществить реформы, в частности, "обуздать деспотизм нашего правительства" (подлинные слова самодержца). "Триумвират", как за глаза называли Строганова, Новосильцева и Чарторыйского, предпринял также попытку решить наболевший вопрос о крепостном праве, хотя дальше смелых замыслов дело не сдвинулось.

Разумеется, Сперанский сразу же оказался в гуще событий и перемен. Уже 19 марта (через неделю после воцарения нового монарха; именно эта дата приводится во всех формулярных списках) он был назначен "статс-секретарем". Он стал правой рукой Дмитрия Прокофьевича Трощинского, доверенного "докладчика" Екатерины II, унаследовавшего эту важнейшую функцию ("докладчик и главный редактор") и при новом императоре. Его работа заключалась в подготовке и редактировании важнейших государственных документов. Естественно, ему нужен был надежный и одаренный помощник. Выбор опытного бюрократа пал на Сперанского. Трощинский, украинец, сын простого писаря, сделавший за долгие годы большую карьеру, возможно, при выборе кандидатуры своего главного помощника учел его "простое" происхождение. Так или иначе на свет появляется "Указ Нашему Сенату": "Всемилостивейше повелеваем быть при Нашем тайном советнике Трощинском у исправления дел на него по доверенности Нашей возложенных статскому советнику Сперанскому со званием Нашего статс-секретаря и с жалованием по две тысячи рублей на год из Нашего Кабинета; получаемое им до сего по должности Правителя канцелярии Комиссии о снабжении резиденции припасами жалованье по две тысячи рублей на год обратить ему в пенсион по смерть его. Александр. Марта 29-го дня 1801 года".

Сперанский сразу привлек к себе пристальное внимание членов "Негласного комитета", в недрах которого зрел замысел преобразования в министерства (на европейский лад) учрежденных еще Петром Великим косных, погрязших во взяточничестве, медлительных, неповоротливых, плохо управляемых коллегий. Сперанский делается пусть неофициальным, но деятельнейшим участником Негласного комитета. Он становится главным помощником Кочубея, принимает большое участие в выработке концептуальных основ будущего министерства внутренних дел.

Между Трощинским и Кочубеем возникла нешуточная борьба за Сперанского: каждый из сановников стремился оставить его в своем распоряжении.

Участие Сперанского видно в подготовке ряда законов. Так, в 1801 г. вышел указ, позволяющий купцам, мещанам и крестьянам покупать незаселенные земли. 8 сентября 1802 г. Высочайшим манифестом было объявлено (текст был подготовлен Сперанским) об учреждении - вместо 20 коллегий - 8 министерств: военного (до 1808 г. - министерство военно-сухопутных сил), морского (до 1815 г. - министерство военно-морских сил), иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Сперанский готовил ежегодные отчеты министерства внутренних дел, которые публиковались (это было в диковинку) в министерском периодическом издании "Санкт-Петербургский журнал". Поэт И.И. Дмитриев, сам состоявший на государственной службе и одно время занимавший пост министра юстиции, вспоминал об этом периоде жизни Сперанского: "Все проекты новых постановлений и ежегодные отчеты по министерству были им писаны. Последние имели не только достоинства новизны, но и, со стороны методического расположения, весьма редкого и поныне в наших приказных бумагах, исторического изложения по каждой части управления, по искусству в слоге могут послужить руководством и образцами".

В февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского (концепция, текст) был опубликован знаменитый Указ "о вольных хлебопашцах", воспринятый косным дворянством чуть ли не как начало революции. Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на "волю", наделяя их землей. За землю надо было платить долгие годы, в случае просрочки платежей крестьянин с семьей возвращался в крепостное состояние. За годы царствования Александра I было освобождено всего 47 тысяч человек.

Немало было сделано и в области просвещения. В числе преобразовательных реформ следует отметить Школьные уставы 1804., согласно которому в школы всех ступеней - от низших до высших - принимались дети всех сословий. Произошли и серьезные позитивные изменения и в области высшего образования. Учреждались новые университеты: Казанский, Харьковский, Вильнюсский, Дерптский; а также лицеи: Нежинский, Ярославский и Царскосельский. В Петербурге был основан Главный педагогический институт, ставший впоследствии Петербургским университетом.

Были значительно расширены права печати. Цензурный устав 1804 г. освобождал литературу от предварительной цензуры, права которой четко определялись.

Сперанский постепенно превращается из простого исполнителя в одного из вершителей судеб России. Вследствие частых отлучек Кочубея по болезни Сперанский становится основным докладчиком царя. Кабинетные доклады перерастали в длительные беседы, в которых Александр I и Сперанский обсуждали насущные государственные проблемы, вместе читали западную политическую и юридическую литературу. С этих бесед началась дружба между самодержцем всероссийским и бывшим поповичем

При Александре I такая же роль была уготована Сперанскому. В его карьере начались звездные годы. Сперанский стал играть важную роль в дипломатических делах. В те годы Европа находилась под тяжким бременем гения Наполеона. Проиграв его войскам Аустерлицкое сражение, русский царь вынужден был стремиться к миру с французским императором. 13-14 июня в Тильзите (на Немане был заключен мирный договор, по которому Россия присоединялась к невыгодной для нее континентальной блокаде. Тильзитский мир вызвал негодование русских патриотов.

Отправляясь на новую встречу с Наполеоном в Эрфурт (2 сентября - 16 октября 1808 г.), Александр взял с собой Сперанского. 30 сентября императоры скрепили подписями "Эрфуртскую союзную конвенцию", подтвердившую Тильзитские соглашения, наполеоновский передел континента и, главное, права России на Финляндию (войска Александра вели бои со шведами), Валахию и Молдавию.

Сперанский возвращается в столицу в новом статусе: друг (как тогда говорили, наперсник), ближайший сподвижник монарха, абсолютный фаворит, по мнению В. Пригодича, - в ранге вице-императора (А.А.Аракчеев займет это место лишь после "падения" Сперанского).

Таким образом, Сперанский стал определять внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществлять надзор за административными, судебными и финансовыми органами, безоговорочно влиять на важнейшие назначения.

Службой очистить себя в полной мере". Здесь он не покидает еще мысли о государственных преобразованиях и предлагает, очистив административную часть, перейти к свободе политической. Для выработки необходимых реформ Сперанский советует учредить комитет из министра финансов Гурьева, нескольких губернаторов (в том числе и его самого) и 2 - 3 губернских предводителей дворянства. В марте 1819 г. ...

Привели к трагическим последствиям для власти и общества. Либеральная интеллигенция все больше сближалась с революционерами, тогда как влияние консерваторов в правительственном лагере возрастало. Представителям российского либерализма в XIX в. гораздо чаще приходилось критиковать действия властей, чем активно участвовать в их политике. Даже наиболее либерально настроенные самодержцы (такие, как...