Я помню время золотое когда написано. Анализ стихотворения «Я помню время золотое» (Тютчев Ф. И.). «Я помню время золотое…» Федор Тютчев

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы — Ка-рандышев. Совсем, конечно, раз-ные люди — Паратов и Каранды-шев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться «бле-стящим барином» — таким же, как Паратов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кин-жалов, пистолетов тульских навешал...» — и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выхо-дит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев — тоже новый харак-тер, созданный уже с учетом художественного опы-та Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него — прекрасный спо-соб для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: «...три года я терпел унижения, — говорит Карандышев своей невесте, — три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, по-смеяться над ними!» Лариса просит его поскорее уехать из города. Как бы не так! Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед», о своем торжестве: «Теперь я хочу и вправе по-гордиться и повеличаться».

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в ма-леньком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В кон-це концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека. Наступает страшный для Карандышева момент проз-рения: он, наконец, понял или хотя бы почув-ствовал истину, начинает осознавать и свою настоя-щую роль в том, что происходит вокруг него. Это роль шута. И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эс-тетически возвышается, превращаясь из мелкого чи-новника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое че-ловеческое достоинство. Страдания его очеловечи-вают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского. И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

«Я смешной человек... Я знаю сам, что я смеш-ной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?.. Но разломать грудь у смешного чело-века, вырвать сердце, бросить под ноги и растоп-тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. «Хороши ваши приятели! — говорит он. — Какое ува-жение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам распо-лагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может». Материал с сайта

Но, поднявшись до осознания действительно тра-гического конфликта (человек — вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противо-естественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры. И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он «с жаром» кричит: «Я беру вас, я ваш хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Этого Каран-дышев стерпеть не может: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)» Так оправ-далось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Особенный герой пьесы «Бесприданница», олицетворяющий тип бедного и глупого, но гордого чиновника. Чувство собственного достоинства Карандышева настолько гиппертрафировано, что бросается в глаза каждому встречному и затмевает все остальные чувства. Брак с главной героиней, бесприданницей Ларисой для него не союз с любимым человеком, а шанс утереть нос более удачливому сопернику Паратову. К тому же Карандышев преисполнен уверенностью, что поступает очень благородно, беря в жены бесприданницу.

Однако насладиться чувством победы Карандышеву не позволяют. Слишком часто ему дают понять, что он выбран в качестве возможного супруга исключительно из-за сложности ситуации. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев чувствует себя на «скамье запасных» и рискует в любой момент выпустить птицу счастья из своих рук.

Будучи знакомым Ларисы уже три года, Юлий Капитоныч натерпелся насмешек со стороны её многочисленных поклонников. Он знает, что его и в дом-то к Огудаловым впускают лишь от безвыходности положения семьи. А Лариса не просто не любит его, даже не уважает, причём степень её неуважения растёт с каждым днём. Вместо того, чтобы отнестись к девушке с пониманием, проявить заботу, показать свою способность любить, он стремиться лишь похвастаться перед окружающими выпавшим на его долю шансом.

Карандышев, как и Лариса, ослеплён парадным блеском Паратова и уязвлён тем, что выглядит жалким в сравнении с ним. Обед в его доме, где соперник с целью посмеяться, опоил хозяина и увёз на ночную прогулку его невесту, стал последней каплей, что переполнила чашу терпения. Вооружившись пистолетом, Карандышев отправился в погоню за уплывающим счастьем. Встретив свою сбежавшую невесту, герой бросился ей в ноги, крича признания в любви. Но опроверг свои порывы, поступив так, как никогда не поступил бы любящий человек. Услышав твёрдый отказ, он не смог совладать с чувствами и выстрелил Ларисе в грудь. Мелкий поступок никчёмного мужчины, который не смог самоутвердиться за счёт женщины.

Цитаты

— А я вот не беру взяток! Вот так!
— На одно жалованье живёте что ли?
— Вам никто и не даёт! Место у вас такое, недоходное. Вот кабы вам давали, а вы не брали, так тогда и хвастаться можно было.

— Что значит «так»? То есть не подумавши? Вы не понимаете, что в ваших словах обида, так, что ли?
— Конечно, я без умыслу.
— Так это еще хуже. Надо думать, о чем говоришь.

Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.

Объясните мне, пожалуйста, почему женщины, как правило, предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?

Так не доставайся же ты никому.

Карандышев образ и характеристика по плану

1. Символичность Карандышева . Эпоха, изображенная в " ", знаменовала собой быстрое вступление России в фазу капиталистического развития. Сила и власть постепенно переходили в руки ограниченного числа людей, сумевших сколотить состояние. На этом фоне особенно заметна убогая жизнь мелкого чиновничества, к которому принадлежит Карандышев. Карандышев не способен проявить инициативу. Он просто плывет по течению, занимая скромную чиновничью должность. Ограниченные финансовые возможности развивают в нем робость и нездоровое чувство собственного достоинства. Главная цель Юлия Капитоныча - доказать окружающим, что он ничем не хуже людей, обладающих сказочным богатством. В этом заключается трагедия всей его жизни.

2. Поведение и манера держать себя . Карандышев очень болезненно воспринимает все высказывания на свой счет, даже вполне безобидные. Ему кажется, что за ними скрывается насмешка над его бедностью. Отсюда проистекает его подчеркнутая строгая вежливость и стремление показать себя в лучшем виде. Однако чем больше Юлий Капитоныч старается, тем смешнее выглядит в глазах окружающих.

3. Карандышев и Лариса. Заручившись согласием Ларисы и ее матери на брак, Карандышев преображается. В нем просыпаются все прежде скрытые честолюбивые мечты. В понимании Юлия Капитоныча его свадьба с молодой и очень красивой девушкой доказывает всему обществу, что его просто недооценивали до этого. Возможно, Карандышев и любит Ларису, но это чувство отходит на второй план перед удачной возможностью собственного триумфа. Ему очень важно пригласить на свадьбу самых влиятельных людей и покрасоваться перед ними. Для Юлия Капитоныча - просто дорогая игрушка, случайно доставшаяся в его руки. Еще не обладая правами мужа, он начинает делать ей замечанию по поводу, как ему кажется, недостойного поведения для девушки.

4. Отношение к Карандышеву других героев . Ничтожество Карандышева и его тайные мечты ни для кого не секрет. Остальные герои просто по-разному реагируют на этого окрыленного предстоящей свадьбой человека. Объединяющим всех чувством по отношению к Карандышеву является презрение, выражающееся в разной степени. Презрения практически не скрывают и Вожеватов. Паратова от откровенных насмешек над женихом удерживает жалость к положению Ларисы. В разговоре Харита Игнатьевна также довольно-таки часто намекает на очень незавидное положение Карандышева. Однако устав от бесконечных поисков жениха для дочери, она согласна и на такой вариант. В очень сложном положении находится Лариса. Согласившись на брак от отчаяния, она уже устала от Карандышева и его поведения. Презирая жениха, она испытывает к нему, в отличие от остальных, настоящую жалость, ведь их объединяет бедность.

5. Показательные сцены с участием Карандышева . Карандышев выглядит невероятно глупо с самого первого появления, когда он приглашает гостей на свадьбу. Ему не терпится пригласить Кнурова, который даже не удостаивает его внимания. Юлий Капитоныч не стесняется высказывать свой замысел в разговоре с Ларисой. Фактически он признается, что свадьба для него - не счастье с любимой женщиной, а всего лишь удовлетворение собственного самолюбия. Одновременно смех и жалость вызывает Карандышев на торжественном обеде. Основательно выпив, он не замечает насмешек гостей, пытается создать видимость достатка. Вершина унижения Юлия Капитоныча - его запрет петь для Ларисы, который она немедленно нарушает. В финальной сцене Лариса откровенно оскорбляет Карандышева, который, унижаясь все больше и больше, уговаривает ее уехать с ним. Убив девушку, Юлий Капитоныч доказал, что был совершенно ее недостоин.

6. Заключение. Карандышев - яркий литературный пример того, насколько может быть исковеркана душа человека под влиянием бедности. Юлий Капитоныч от природы добрый и честный человек. Только беспросветная нужда развила в нем болезненное самолюбие и, в конце концов, привела к убийству ни в чем не повинной девушки.

"Смешной человек"Карандышев.

В пьесах А.Н.Островского мы знакомимся с различными слоями русского общества 19 века.О купечестве и его "злонравии" автор поведал в драме "Гроза".О зарождающемся классе буржуазии - в драме "Бесприданница".Наряду с изображением трагедии женских характеров,Островский представляет нам целые группы человеческих судеб и нравов.Одним из героев пьесы "Бесприданница" является Юлий Капитонович Карандышев,мелкий,небогатый чиновник,наделённый непомерным самолюбием и огромными амбициями.Достоинств никаких в нём нет.
Но ведь чем - то он интересен автору,да и зрителям тоже.
Давайте порассуждаем.В стране появился класс новых буржуа.Они не только богаты,но и культурны,образованны,хорошо одеты,посещают театры,говорят по - французски,бывают "в парижах"и ведут светский образ жизни.Не являясь потомственными дворянами,они пользуются уважением и почтением в обществе.Вот о такой жизни мечтает и Карандышев.Его имя невольно подсказывает нам,что это так.Ведь известен великий человек -Юлий Цезарь,который "пришёл,увидел,победил".Цезарь - властитель.Таким хочет быть и Карандшев.Хочет быть не хуже других.Путей достижения цели не так уж много.Разбогатеть? Но жалованье мелкого чиновника невелико.Жениться на богатой? Не брутален.Не интересен.Даже наоборот,ничтожен и смешон.Есть ещё путь - жениться не небогатой,но известной, красивой и незаурядной девушке и с её помощью "влезть " в высшее общество.А там уж не зевать и получить желаемое возвышение.Именно таким образом,как мне кажется,Карандышев надеется решить свои проблемы и начинает ухаживать за красавицей Ларисой Огудаловой.Лариса хоть и бедна,но умна,образованна,любит искусство,прекрасно играет на различных музыкальных инструментах,умеет вести себя в обществе.Она человек уникальный и интересный.У неё роман с негодяем и светским щёголем Паратовым.Но и мы,и сама Лариса понимает,что в жизни Паратова ей места нет.Как в среде дикого купечества,так и в среде нового класса,прежде всего ценятся деньги.А Лариса бедна.Паратов,промотав своё состояние,решил жениться на богатой.В противоположность бедному Карандышеву он уверен в себе,красив,безнравственен и легко преступает законы морали.От отчаяния Лариса принимает предложение Карандышева о замужестве,надеясь,что этот человек её любит и сможет окружить вниманием и заботой.Возможно,так бы и случилось,не будь Паратов столь бесчестен,а Карандышев столь жалок и ничтожен. Показательным в этом плане является сцена обеда,устроенная Карандышевым для представителей высшего света,знакомых Ларисы,с целью показать,что он не хуже их.Но обед, торжество Карандышева,обернулся позором..Потуги жениха вызывают и жалость, и смех.Безвкусный бедный кабинет героя,небогатая закуска,дрянное вино -всё говорит о бедности и убогости этого пиршества.Но Карандышев хорохорится и гордится.Он так постарался!.Все смеются над ним.Кажется.один только он и не понимает своего жалкого положения.Жестокие гости,чтоб ещё больше унизить жениха,подпаивают его и убегают,прихватив с собой Ларису.Ей мерзко,стыдно,горько.Она понимает свою несовместимость с Юлием Капитоновичем.Понимает,что сама себя обманывала,что выхода нет,что она игрушка в руках мужчин,и нужна им для забавы,как роскошная вещица.Карандышев тоже понимает своё ничтожество. Он говорит: «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!». Это плач оскорблённого самолюбия.
В эти минуты и мы сочувствуем герою.И Лариса жалеет его.После выстрела она успевает сообщить,что сама себя убила,тем самым ограждая жениха от наказания.Так кто же такой Карандышев? Смешной или несчастный человек? Есть такой афоризм:"Всё в твоих руках" .Вот Карандышев хотел изменить свою судьбу.Но,как говорят,"не рядись, ворона, в павлиньи перья"!Это и про нашего героя.Он захотел счастья такой вот ценой.Изменил самому себе,не оценил подлости и цинизма тех,рядом с которыми хотел пристроиться в жизни Потерял любимую (?) Любил ли? Потому и смешон,что его понимание мира не соответствует их нравам и понятиям.Они хуже и подлее него.Он там чужак.Вот за это непонимание жизни и наказан Карандышев полным крахом.Он не интересен.Он смешон и жалок.Это моё мнение.